Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Свобода воли и предопределение в философии Порфирия

Работа №133231

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы50
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Исторический и концептуальный контекст 9
§1. Предыстория свободы воли 9
§2. Средний платонизм и условная судьба 11
§3. Плотин о свободе воли 14
Глава 2. «О том, что в нашей власти» (Пер! топ ер’ ppiv) 18
§1. Обзор 18
§2. Анализ 19
§3. Выводы 33
Глава 3. Комментарий к «Государству» Платона (In Platonis rem publicam commentarii) 36
§1. Обзор 36
§2. Анализ 37
§3. Выводы 42
Заключение 43
Систематизация взглядов 43
Интерпретация в терминах современной этики 44
Список использованной литературы 48
Источники 48
Литература 48

Порфирий (232/233-304/306) — одна из важных фигур в истории поздне­античной философии, чьё влияние на последующую традицию очевидно, одна­ко степень этого влияния до сих пор осмысляется по-разному. Главная причина такой ситуации — плохая сохранность текстов, удивительно контрастирующая с их первоначальным объёмом. Один из наиболее влиятельных ранних исследо­вателей наследия Порфирия, Жозеф Бидэ, в монографии Vie de Porphyre (1913)1 перечислил 77 работ самой разнообразной тематики: Порфирий занимался ло­гикой, толкованием и составлением схолий к Гомеру, теорией музыки, коммен­тировал оракулы, обосновывал вегетарианство, полемизировал с христиан­ством, написал историю философии. Он подготовил к изданию «Эннеады» сво­его учителя Плотина, написал его жизнеописание, тезисно пересказал плотиновскую метафизику в «Сентенциях». Кроме того, из-под его пера выходили философские комментарии к работам Платона, Аристотеля, Теофраста и Пло­тина; по мнению Джорджа Караманолиса, Порфирий оказался первым платони­ком, занявшимся комментированием работ Аристотеля: несмотря на то, что Аристотель так или иначе привлекал внимание платоников и до этого, именно Порфирий впервые составил полноценные экзегетические работы, во многом поспособствовав синтезу традиций платонизма и аристотелизма2.
До наших дней дошла весьма малая часть этого наследия. Существует мнение о том, что это связано с отсутствием у Порфирия собственных интел­лектуальных открытий, и c тем, что, в отличие от своего учителя, Плотина, или крупных последующих неоплатоников, Ямвлиха и Прокла, он не привнёс в си­стему неоплатонизма ничего кардинально нового. Представление о Порфирии как о неоригинальном, но добросовестном и эрудированном учёном доминиро­вало до относительно недавнего времени: его разделял Ж. Бидэ; Эрик Роберт Доддс, соглашаясь с ним, отмечал, что главная заслуга Порфирия заключается в «хорошей привычке цитировать своих авторитетов, называя их по имени», бла­годаря чему многие фрагменты прежних авторов дошли до нас в сохранности3. Пьер Адо впоследствии предлагал пересмотреть такой взгляд и оценивал Пор­фирия как оригинального метафизика, приписывая ему анонимный коммента­рий к «Пармениду» Платона4. Однако Эндрю Смит, один из ведущих современ­ных специалистов по Порфирию, оставляя за скобками вопрос, насколько спра­ведлива такая атрибуция, в своей статье Porphyry: Scope for a Reassessment (2007)5 предлагает переоценку наследия Порфирия, основанную на работах, ат­рибуция которых не вызывает сомнений6. Переоценке также посвящена его книга Porphyry’s Place in the Neoplatonic Tradition (1974)7.
Данная работа также является одной из попыток пересмотреть традици­онное представление о Порфирии, увидеть в нём автора с самобытными идеями, прояснить его роль в традиции и обнаружить заново актуальность исследования его текстов.
Темой работы является концепция свободы воли в текстах Порфирии и её связь с концепциями судьбы и предопределения. До сих пор изучение наследия Порфирия с этой точки зрения практически не становилось темой научных ис­следований; непосредственно теме свободной воли у Порфирия посвящена не­давняя статья Аарона П. Джонсона Astrology and the Will in Porphyry of Tyre (2015)8 9; отчасти свободная воля становится предметом рассмотрения в работах Джеймса Вильбердинга Porphyry: To Gaurus on How Embryos are Ensouled and On What is in Our Power (2011)9 и The Myth of Er and the Problem of Constitutive Luck (2013)10: первая из них представляет собой первый перевод на английский язык, с комментарием и вступительной статьёй, трактата Порфирия «О том, что в нашей власти», единственного сохранившегося произведения философа, в ко­тором прямо рассматриваются проблемы свободы воли; вторая работа Вильбер­динга анализирует концепцию двух выборов души, изложенную в том же трак­тате. Кроме того, наше исследование опирается на общие работы, в которых изучены воззрения на свободу воли в античности, их генезис и развитие: хотя чаще всего Порфирию в них не уделяется сколько-нибудь значительного вни­мания, они необходимы для понимания исторического и интеллектуального контекста его учения. К этой категории можно отнести работы Михаэля Фре­де11, Эрика Элиассона12 и Альбрехта Диле13.
Реконструкция взглядов Порфирия осложняется не только фрагментарно­стью сохранившихся текстов, но и их спецификой. Многие исследователи наследия философа отмечали, что его мысли свойственна подвижность и даже непостоянство; его суждения на одну и ту же тему в различных сочинениях и даже внутри одного и того же произведения производят впечатление различных и даже противоречивых. Например, известный философской апологетикой аст­рологического детерминизма14, в других своих работах Порфирий демонстриру­ет значительно более критичный взгляд на астрологию, высказывая идеи, по­добные тому, о чём Плотин пишет в Enn. II, 3, 7 («Что делают звёзды»), а имен­но: звёзды не определяют судьбу человека, а лишь обозначают на небе ту судьбу, которую его душа сама выбрала до рождения15, подобно буквам, начер­танным на небе. Ж. Бидэ, П. Адо и Франческо Романо на основании подобных противоречий выделяют в творчестве Порфирия разные периоды, относя защи­ту астрологии к раннему периоду, до знакомства с учением Плотина, а более критическое отношение к астрологии — к периоду, когда Порфирий уже испы­тал влияние Плотина16. А. Джонсон и Э. Смит, напротив, придерживаются мне­ния о том, что Порфирий в той или иной мере сохранял последовательность на протяжении всей жизни17, и кажущиеся противоречия между разными работами вызваны не непоследовательностью автора, а различной направленностью этих работ, их контекстом и целями, ради которых они были написаны18. В ходе нашей работы нам не встретились такие расхождения во взглядах Порфирия, для объяснения которых необходимо было бы предполагать изменение его воз­зрений со временем, поэтому мы будем условно придерживаться второй пози­ции, рассматривая корпус текстов Порфирия в синхроническом аспекте и по мере возможности исключая из рассмотрения вопрос развития его идей с тече­нием времени.
Ещё один вопрос, которого мы будем касаться лишь незначительно и только по мере необходимости — это уже упомянутые выше взгляды Порфирия на астрологию и их связь с учением о свободе воли. Астрология в творчестве Порфирия — это большая и достаточно активно обсуждаемая тема; ссылки на литературу о ней уже приводились выше. Наша же работа фокусируется на аб­страктных концепциях свободы и детерминизма в мировоззрении Порфирия; его суждения о совместимости и несовместимости этих концепций с астрологи­ческой практикой мы рассмотрим только в такой мере, в какой это будет необ­ходимо для наших задач. Задача же работы — на основании разнообразных тек­стов Порфирия реконструировать и обобщить ответы философа на следующие вопросы:
• существует ли свободная воля и до какой степени человек ей обладает?
• существует ли нечто, предопределяющее судьбу человека?
• существует ли моральная ответственность за совершённые выборы?
• каким образом сосуществуют свободная воля и детерминизм?
В работе речь пойдёт не только о месте Порфирия в историческом разви­тии концепций свободы воли и детерминизма, но и о его собственном вкладе в развитие этих идей. Оригинальные воззрения Порфирия любопытно сопоста­вить с некоторыми теориями современной этики, и мы позволим себе анахрони- стично воспользоваться концептуальным аппаратом этики XX в. для того, что­бы в актуальных терминах охарактеризовать и классифицировать реконструи­рованные идеи Порфирия.
Главным образом мы сосредоточим внимание на следующих текстах Порфирия: «О том, что в нашей власти» (Пер! топ ер’ ppiv) и комментарий к «Государству» Платона (In Platonis rem publicam commentarii), привлекая, одна­ко, по необходимости, и другие его работы, такие как «Послание к Марцелле» (Про; MapKeXXav елютоХр) и «Сентенции» (Sententiae ad Intelligibilia Ducentes). Выбор анализируемых текстов определяется их важностью для темы свободы воли. Первую главу мы посвятим обзору исторического и интеллектуального контекста и влияниям, которые предшественники оказали на Порфирия. Главы 2-3 займёт анализ конкретных текстов с изложением промежуточных выводов. В заключении мы суммируем полученные данные и постараемся охарактеризо­вать и классифицировать идеи Порфирия в терминах современной этики.
Фрагменты Порфирия, если не указано иное, приводятся по изданию Э. Смита19; для удобства и экономии места при цитировании этого издания мы будем приводить только номер фрагмента: fr. 181.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, проведя исследование (безусловно, ограниченное и неполное) идей Порфирия о свободе воли и учтя исторический контекст его философствования, мы можем перейти к заключительным частям: окончательной систематизации и интерпретации.
Систематизация взглядов
Система взглядов Порфирия на свободу воли, моральную ответственность и предопределение представляет собой сложный продукт влияний платониче­ской традиции от Платона до Плотина, а также элементов перипатетической и стоической школ.
Порфирий разделяет платоновское учение о вечных душах, которые в Аиде выбирают своё последующее воплощение. Он также согласен с Платоном в том, что условия жизни влияют на то, насколько легко душе будет стремиться к благу, что добродетель сама по себе не имеет господина, и её достижение только в нашей ответственности.
Однако Порфирий смещает акценты и переносит фокус внимания с ис­ключительно добродетели на «нейтральную» свободу выбирать ту или иную жизнь — и сталкиваться с последствиями, которые повлекут за собой избран­ные условия и судьба. В этом он идёт даже дальше своего учителя Плотина, для которого свободным выбором был выбор добродетели; свобода же Порфирия подразумевает также свободу выбрать и жизнь соловья, которому достичь доб­родетельного образа жизни чрезвычайно трудно.
Порфирий вводит систему уровней свободы, близкую идеям Плотина из Enn. VI, 8: высшие уровни бытия наделены большей свободой, а на нижних она оказывается ограничена и обусловлена. Так, невоплощённая душа ограничена только склонностями, выработанными во время предыдущих воплощений, а во­площённое составное существо ограничено ещё и импульсами своего тела, при­чём если у человека эти импульсы не так сильны и не обязательно преобладают над волей рациональной части души, то у животных они доминируют.
Также для разграничения того, что в нашей власти в течение жизни на земле, и того, на что мы повлиять не можем, Порфирий создаёт оригинальное учение о двух выборах души: сначала душа выбирает жизнь i, которая соответ­ствует биологическому виду и полу, отображается на звёздном небе и неизмен­на; затем душа выбирает одну из соответствующих жизней2, которые включают в себя набор «стартовых условий» и предполагаемую судьбу. Эта жизнь также оказывается начертана на небе, однако в воле души, волящая часть которой пребывает невоплощённой, не исполнять написанного и жить иначе, насколько это допустимо в неизменных рамках жизни1.
Предопределение же Порфирий рассматривает в духе среднеплатониче­ского учения об условной судьбе. Однако если у средних платоников подлун­ный мир был полностью определён высшими уровнями реальности, то Порфи­рий принимает учение Плотина о рациональной душе, которая пребывает на уровне Ума, и, будучи при этом связана со своей воплощённой частью, может влиять своей свободной волей на происходящее в мире становления и в течение жизни.
Интерпретация в терминах современной этики
Одна из главных и неизменных до сегодняшнего дня проблем этики, как мы писали в гл. 1 — это «проблема свободной воли»: как возможна свобода в мире, где каждое последующее событие строго обусловленно предыдущими. Из этой проблемы следует другая, которая имеет намного большее практическое значение: если мир строго детерминирован, то как возможны моральная ответ­ственность, добродетель и вообще этическое измерение жизни?
С точки зрения этики, мировоззрение Порфирия, описанное выше, пред­ставляет собой реализацию одного из широко распространённых способов ре­шить эту проблему и примирить детерминизм со свободой — и, соответственно, моральной ответственностью агентов. Этот способ можно, прибегнув к анахро­ничной терминологии, на современный лад назвать компатибилизмом, то есть утверждением о том, что свободная воля и моральная ответственность в дей­ствительности могут сосуществовать с детерминизмом. Однако классический новоевропейский компатибилизм чаще всего рассматривает свободу воли как возможность поступать в соответствии со своими желаниями, не будучи огра­ниченным внешними факторами1, а происхождение собственных желаний при этом видит как нечто не находящееся во власти агента, а детерминированное теми или иными факторами: Шопенгауэр писал, что человек свободен посту­пать по своему желанию, однако не может выбирать, чего ему желать, и в этом смысле свободы не существует2. Платоник Порфирий же не был знаком с но­воевропейским концептом субъекта; душа подразделялась на три части, каждую со своими желаниями, и свобода, присущая высшему уровню души, для Порфи­рия заключается в том, чтобы корректировать импульсы нижних уровней и вы­бирать благое. Тем не менее, в определённой степени эти идеи оказываются схожи: А. П. Джонсон замечает, что ситуация, когда душа свободно выбирает жизнь для воплощения, а потом, сталкиваясь с детерминированными послед­ствиями своего выбора, уже не помнит о том, что выбор был, подобна ситуации, когда человек, который выбрал прыгнуть с моста, в момент падения также не имеет возможности что-либо изменить и вообще не сознаёт, что у него был вы­бор3.
Кроме того, если мы продолжим переводить концепции Порфирия на язык современной этики, мы увидим, что двойной выбор души и градуирован- ность степеней свободы позволяют Порфирию избавиться от угрозы того, что в современной философии вслед за Бернардом Уильямсом и Томасом Нагелем4 называют конститутивной моральной удачей5.
Проблема моральной удачи в широком виде заключается в том, что на моральную оценку одних и тех же действий часто влияет случайность, то есть нечто, не находившееся во власти агента. Классический пример: некий водитель едет на красный свет и в одном случае просто пересекает пустой пешеходный переход, а в другом случае — сбивает переходящего улицу ребёнка; при том, что сознательное действие совершено одно и то же, во втором случае водитель, очевидно, подвергнется большему осуждению и мы будем считать его морально худшим человеком.
Конститутивная моральная удача — один из видов, которые выделяет То­мас Нагель — заключается в том, что агенты с разным здоровьем, характером, прошлым также склонны по-разному оцениваться при совершении одних и тех же действий: к примеру, человек из бедной и дисфункциональной семьи, веро­ятно, получит меньше осуждения за неумение социализироваться во взрослом возрасте, чем человек, у семьи которого были все возможности, чтобы дать ему хорошее воспитание и образование.
Рассмотрению того, как проблема конститутивной моральной удачи ре­шается в тексте «О том, что в нашей власти», посвящена статья Дж. Вильбер- динга6. По его мнению, Порфирий справляется с угрозой морального реляти­визма при помощи того, что переносит ответственность за начальные условия жизни (характер, семью, образование) на саму душу. Попадая в этот мир, чело­век воспринимает окружающие его условия как случайные и никогда не нахо­дящиеся в его власти, однако в действительности, согласно Порфирию, он сам выбрал и своё тело (жизнь1), и свои «стартовые позиции» (жизнь2), просто за­быв о совершённом выборе. Перенося ответственность за то, кем человек явля­ется, на самого человека, Порфирий, по Вильбердингу, защищает возможность абсолютной моральной оценки его действий и спасает благо от релятивизации и бесконечной переоценки условий морального поступка.
Подводя итог, нужно заметить, что, хотя этическое учение Порфирия так многим обязано его предшественникам, его оригинальность проявляется в том, как идеи других авторов и школ в его учении оказываются соединены в новое целое. Кроме того, даже на небогатом материале, которому мы посвятили своё исследование, Порфирий демонстрирует оригинальность мысли. Его концепция двух выборов души — это, безусловно, его собственное достижение, а цель, ра­ди которой эта концепция, предположительно, была разработана, показывает глубокое понимание проблем этики. Нам кажется, что идеи Порфирия о свободе воли должны учитываться в дальнейшей переоценке наследия этого значитель­ного философа.


Источники
1. Commentaria in Aristotelem graeca. Vol. IX: Simplicii in Aristotelis Physi- corum libros quattuor priores commentaria / Ed. H. Diehls. Berlin, 1882.
2. Macrobius / Ed. F. Eyssenhardt. Leipzig, 1893.
3. Platonis Opera / Ed. J. Burnet. Oxford, 1903.
4. Plotini Opera (editio minor in 3 vols.) / Ed. P. Henry & H. R. Schwyzer. Oxford, 1964-1982.
5. Plutarch. Moralia / Ed. G. N. Bernardakis. Leipzig, 1891.
6. Porphyrii pros Markellan / Ed. W. Potscher. Leiden, 1969.
7. Porphyrii sententiae ad intelligibilia ducentes / Ed. E. Lamberz. Leipzig, 1975.
8. Porphyrii Philosophi fragmenta / Ed. A. Smith. Leipzig, 1993.
9. Procli Diadochi in Platonis Rem publicam commentarii / Ed. W. Kroll. Leipzig, 1901.
10. Supplementum Aristotelicum: pars I-II. Alexandri Aphrodisiensis praeter commentaria scripta minora / Ed. I. Bruns. Berlin, 1887, 1892.
11. Плотин. Эннеады / Ред. С. И. Еремеев. Киев, 1995-1996.
Литература
12. Нагель, Томас. Моральная удача // Логос. 2008. № 64. С. 174-187.
13. Bidez, J. Vie de Porphyre le philosophe neo-platonicien. Gand, 1913.
14. Bobzien S. The Inadvertent Conception and Late Birth of the Free-Will Problem // Phronesis. 1998. Vol. 43 (2). P. 133-175.
15. Boys-Stones G. ‘Middle’ Platonists on Fate and Human Autonomy // Greek and Roman philosophy, 100 BC to 200 AD. Vol. II / Ed. R. Sharpies, R. Sorabji. London, 2007. P. 431-447.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ