ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ТЕРРИТОРИИ КАК КЛЮЧЕВОГО ИНСТРУМЕНТА УКРЕПЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования имиджа территорий……………......13
1.1. Понятия образ, имидж, бренд и брендинг в современном научном дискурсе.13
1.2. Имидж как конкурентоспособный ресурс территорий…………………….......27
1.3. Принципы формирования имиджа территорий………………………………...36
Глава 2. Зарубежный и российский опыт формирования имиджа территорий
2.1. Российский опыт формирования имиджа территорий……………………………47
2.2. Зарубежный опыт формирования имиджа территорий…………………………...53
Глава 3. Научно-практические рекомендации по формированию имиджа Республики Южная Осетия и оценки его эффективности…………………………………………..64
3.1. Исторический, политический и социокультурный потенциал Республики Южная Осетия
3.2. Инвестиционный потенциал Республики Южная Осетия………………………..89
3.3. Научные и практические подходы к формированию имиджа Республики Южная Осетия
Заключение
Список использованных источников
Глава 1. Теоретические аспекты формирования имиджа территорий……………......13
1.1. Понятия образ, имидж, бренд и брендинг в современном научном дискурсе.13
1.2. Имидж как конкурентоспособный ресурс территорий…………………….......27
1.3. Принципы формирования имиджа территорий………………………………...36
Глава 2. Зарубежный и российский опыт формирования имиджа территорий
2.1. Российский опыт формирования имиджа территорий……………………………47
2.2. Зарубежный опыт формирования имиджа территорий…………………………...53
Глава 3. Научно-практические рекомендации по формированию имиджа Республики Южная Осетия и оценки его эффективности…………………………………………..64
3.1. Исторический, политический и социокультурный потенциал Республики Южная Осетия
3.2. Инвестиционный потенциал Республики Южная Осетия………………………..89
3.3. Научные и практические подходы к формированию имиджа Республики Южная Осетия
Заключение
Список использованных источников
Республика Южная Осетия (РЮО) является независимым, суверенным, правовым государством. На данный момент признано 5 государствами-членами ООН: Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру и Тувалу и 3 государствами, не являющимися членами ООН: Абхазией, Приднестровской Молдавской Республикой и Нагорно-Карабахской Республикой.
Южная Осетия – входит в число самых молодых государств на политической карте мира. Республика оказалась в сложном социально-экономическом положении из-за перманентного состояния вооруженного конфликта 90-х и 2000-х годов.
Республика Южная Осетия сегодня позиционирует себя в качестве суверенного государства, формирует свою суверенную политику, создает достойные условия для функционирования социальной, экономической, финансовой систем.
Создание положительного имиджа республики для привлечения инвестиций – дело стратегической важности.
Необходимо проанализировать все то позитивное, что составляет сегодня образ Южной Осетии, и сформировать новые смыслы, подкрепив их соответствующими социально-экономическими программами. На наш взгляд, образ Южной Осетии, сформировавшийся стихийно и ставший стереотипом, требует корректировки. Необходим обоснованный, сознательно сконструированный имидж региона.
Особое внимание стоит уделить разработке эффективной государственной инновационно-инвестиционной политике по преобразованию экономики, направленной на изменение ее структуры.
Происходящие изменения современного мира, ведущие к росту его многообразия, поставили государства перед необходимостью пересмотра принципов реализации внешней политики. Раньше внешняя политика рассматривалась как борьба за лидерство и власть, сегодня же ситуация совершенно иная, поскольку политику теперь стоит воспринимать как искусство управления, совместную деятельность всех участников мирового политического процесса. Государства сейчас должны не просто действовать методами «жесткой» и «мягкой» силы, а пользоваться «умной силой», понимаемой как «взвешенное сочетание обоих сил, синоним эффективности как оптимального соотношения ресурсов влияния и дипломатического успеха, а также инновационности, экологичности, энергоэффективности». Одним из инструментов проведения политики «умной силой» является внешнеполитическое позиционирование государства, которое предполагает создание условий для достижения стратегических целей, развития разностороннего сотрудничества и увеличения привлекательности государства в глазах мирового сообщества.
Наряду с этим, по мнению автора, важная роль в становлении развитого общества, идущего в ногу со временем, должна отводиться культурной политике. По состоянию культурной политики, проводимой в стране, можно судить о степени нравственности, духовности и морали ее населения, о состоянии культуры в регионе в целом. Именно поэтому каждому государству следует выработать последовательную культурную политику, которая будет включать мероприятия по продвижению позитивного образа своей территории в глазах международного сообщества. Эти меры будут способствовать объективному и рациональному восприятию территории извне.
Несмотря на относительно небольшую площадь, Республика Южная Осетия обладает уникальными культурно-историческими ресурсами.
Одной из основных задач внешней культурной политики любого государства является формирование образа страны как одного из мировых центров культуры, места проведения международных выставок, фестивалей и конкурсов искусств, гастрольных турне лучших зарубежных коллективов и исполнителей, встреч представителей творческой интеллигенции, дней культуры других стран.
Еще одной важной проблемой для Южной Осетии является позитивное представление РЮО в российских и мировых СМИ. Необходимо понимание того, что без привязки Южной Осетии к актуальным и обсуждаемым вопросам международного значения, Республика не будет звучать в медиа-пространстве. Естественно, невозможно надеяться на появление положительного имиджа после разовых мероприятий. Для того, чтобы добиться ощутимых результатов необходима последовательная работа по воздействию на образ территории. Автор убежден в том, что данная работа должна проводиться югоосетинской стороной, так как никто лучше не знаком с состоянием дел в Республике, никто лучше не знает, чего мы хотим добиться в будущем и к какой цели идем.
В туристической отрасли также необходимо проведение комплексной работы по повышению известности государства как на постсоветском пространстве, так и за его пределами.
Необходимость выявления новых факторов устойчивого развития территории и инструментов управления ими для улучшения имиджа государства и привлечения инвестиций с целью повышения конкурентоспособности обуславливает актуальность темы исследования.
В сегодняшних реалиях для достижения вышеперечисленных целей все больше государств пользуются технологиями брендинга. Как показывает мировой опыт, успешно проведенная брендинговая кампания способна привлечь в страну, регион или город большое количество не только туристов, но и постоянных жителей, инвестиции в различные отрасли, повысить престиж, а в след за этим и спрос на производимые территорией товары.
Однако по причине малооствещенности и недостаточной разработанности проблем территориального брендинга, такие меры довольно часто оказываются неудачными или непродуманными. Таким образом, мы имеем неразработанность данной сферы, как в теоретическом, так и в практическом отношении.
На современном этапе развития экономической и политической интеграции всех субъектов на мировой арене благоприятный имидж является чрезвычайно важным ресурсом с точки зрения позиционирования государства в качестве территории с устойчивым развитием. Основой формирования позитивного инвестиционного имиджа является инвестиционная привлекательность территории, которая характеризуется такими факторами как: инвестиционный климат, инфраструктура территории, инвестиционным потенциалом, социально-экономическое развитие территории, степень подверженности инвестиционным рискам, законодательная база.
Все вышеперечисленное делает актуальными исследования теоретических проблем и разработку практических рекомендаций по формированию имиджа территории и благоприятного инвестиционного климата.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке научных подходов к формированию имиджа Республики Южная Осетия и возможности использования положений диссертационной работы, при дальнейшей разработке имиджа не только Республики Южная Осетия, но и других регионов и городов.
Практическая значимость исследования заключается в представлении практических шагов к формированию привлекательного имиджа Республики Южная Осетия. Возможно применение положений настоящей работы в работе органов власти и неправительственных организаций в процессе разработки оптимальных решений для улучшения имиджа Республики Южная Осетия, в подготовке курса лекции, посвященных проблематике формирования имиджа территории.
Цели и задачи диссертационной работы. В процессе написания работы автор поставил перед собой цель выявить пути формирование имиджа территории как ключевого инструмента укрепления конкурентоспособности на примере Республики Южная Осетия.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы формирования имиджа территорий.
2. Изучить и дать оценку формированию российского и зарубежного опыта создания имиджа территорий.
3. Выявить факторы, влияющие на формирование имиджа территории.
4. Представить научно-практические рекомендации формирования имиджа Республики южная Осетия.
В качестве объекта исследования рассматривается территория, ее имидж и инвестиционная привлекательность.
Предметом исследования выступают теоретические и практические основы формирования имиджа территории, в частности методы и инструменты формирования инвестиционного имиджа территории, для укрепления конкурентоспособности государства.
Источниковая база исследования включает в себя нормативно-правовые акты, среди которых Конституция РЮО, стратегия социально-экономического развития РЮО до 2030 года, Закон Республики Южная Осетия «Oб инвестиционной деятельности в Республике Южная Осетия», Закон РЮО «О Государственном бюджете Республики Южная Осетия на 2017 год», Законы Республики Южная Осетия «О государственном флаге РЮО», «О государственном гербе РЮО», Основы законодательства РФ о культуре, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о режиме торговли товарами,
Проанализированы обсуждения экспертов, данные с официальных сайтов.
Все эти данные помогли охарактеризовать текущую деятельность органов государственной власти, неправительственных организаций и общественности по формированию имиджа Республики Южная Осетия, определить, какие шаги сделаны в Республике для поднятия имиджа, что только предстоит сделать.
Отдельно рассмотрены труды осетиноведов, главным образом Абаева В. И и Миллера В. Ф., Джанаева С. Х., легенды, народные сказания такие как «Сказания о Нартах». С помощью этих рисследований мы определили имиджевый потенциал Республики, чтобы в дальнейшей работе строить свои рекомендации по формированию позитивного образа Южной Осетии на основе выявленного потенциала.
При определении терминов, используемых в работе, автор ссылался на российские и зарубежные справочные издания.
Степень научной разработанности проблемы. Проблематику формирования имиджа территории и брендинга за рубежом исследуют такие авторы как С. Анхольт, Дж. Хильдрет, Т. Амблер, К. Динни, М. Леонард, У. Олинс, Р. Ризебос, Дж. Винфилд-Пфефферком и др.
Из российских ученых, занимающихся территориальным брендингом, в данном исследовании применяются работы А.И. Кубышкина, Н.А. Цветковой, А.Н. Люлько, И. А. Василенко, И. Ю. Киселев, А. Г. Смирновой, Э. А. Галумова, Н. М. Боголюбовой, Ю. В. Николаевой, И.Л. Викентьева, К.Р. Короткина, Е.Б. Шестопала, В. С. Жидкова, К. Б. Соколова, В. M. Шепеля, Е. Д. Ждановой, Н. А. Ивановой, Н. С. Макатровой, И. В. Рощепия, С. А. Соболева, И. Чихарева и др.
Так как в работе рассматривается также инвестиционный имидж, то нами были рассмотрены работы авторов, которые исследуют данную проблематику: В. Г. Бодров, В.В. Ковалев, В.В. Иванов, В.А. Ялмен, В. А. Кушлин, М. А. Рыхтик, И.В. Долгова, И. Вдовин, И. С. Важенина, Д. Доровский и др.
Отдельно хотелось бы отметить статьи Д. Тадтаева, касающиеся непосредственно формирования благоприятного инвестиционного Южной Осетии.
Были также использованы материалы диссертаций, посвященных проблеме формирования национальной государственности Южной Осетии (С. М. Плиев ) и проблемам формирования имиджа территорий на примере различных регионов России (А. М. Сузи , А. В. Чусов , М. В. Яковлев ). Некоторые положения этих исследований были использованы автором при выработке рекомендаций для выстраивания имиджа Южной Осетии.
На сегодняшний день Республика Южная Осетия не обладает выраженным брендом. Отсутствует научная литература по данному вопросу, нет специальных работ, посвященных имиджу Республики, что объясняет новизну исследования о ребрендинге Республики Южная Осетия с целью привлечения инвестиций и трудовых ресурсов, укрепления региональной идентичности и привлечения молодежи к активной работе в регионе.
Государственный брендинг, нацеленный на повышение имиджевых характеристик страны является мощным экономическим ресурсом, важным фактором конкурентоспособности государств, но как политическое явление находится на стадии становления. Однако большое внимание к подобной деятельности политиков, государственных институтов, культурных центров, дипломатов позволяет рассматривать данное направление как часть политики государства, также нацеленной на формирование позитивного образа страны, создание благоприятной политической, экономической и социокультурной репутации и увеличение конкурентоспособности. Это объясняет актуальность данной темы в работах зарубежных и российских авторов.
Если сравнивать работы, использованные в данном исследовании, то мы можем сказать, что особенностью российских работ по территориальному брендингу является то, что, основываясь на западной теории, авторы дополняют ее преимущественно российскими кейсами. Так же нельзя не отметить и то, что зарубежные работы строятся на рекомендациях по формированию брендинга либо страны, либо города. В то время как российские авторы чаще исследуют имидж на уровне регионов. Возможно, это объясняется различной формой государственного устройства зарубежных стран и России. Тем не менее, как показывает практика город, и страна, чаще всего, являются развитыми объединениями с согласованной социально-экономической системой, характеризующиеся таким уровнем культуры, ценностей и традиций, которые служат базисом для успешных брендинговых кампаний. Напротив, регион, как правило, представляет собой административную единицу, а не развитое сообщество. Именно поэтому брендинговые кампании на уровне страны или города являются более успешными.
Методология исследования объясняется поставленными перед автором задачами и отражает междисциплинарный характер данной работы. Были применены научные знания таких наук как теория коммуникаций, имиджелогия и политическая регионалистика. С помощью теории коммуникаций мы создаем понимание того, как можно воздействовать на имидж, имиджелогия представляет, какими способами может быть достигнуто это воздействие, а политическая регионалистика является основой для понимания территории в качестве объекта исследования.
При раскрытии сущности имиджа, изучении подходов к формированию имиджа территории нами применялся системный метод; при рассмотрении зарубежного и российского опыта формирования имиджа территорий автор использовал феноменологический метод, а также компаративный (сравнительный) метод для сопоставления зарубежных и российских брендинговых кампаний; наконец, для выявления возможностей формирования имиджа Республики Южная Осетия мы использовали социокультурный метод и вслед за ним синергетический метод для выявления и познания общих закономерностей формирования имиджа территорий и прогностический, чтобы учитывая эти закономерности, обозначить перспективы продвижения положительного имиджа Республики и предложить меры по его улучшению.
Кроме того, для выбора эффективной стратегии развития Южной Осетии автором проведен SWOT-анализ, в ходе которого были определены как благоприятные, так и неблагоприятные факторы, влияющие на выбор модели развития.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения, списка используемых источников. В первой главе мы выявили теоретические аспекты формирования имиджа территорий, раскрыли значение терминов, используемых в работе, рассмотрели имидж с точки зрения конкурентоспособного ресурса территории. Во второй главе мы обратились к зарубежному и российскому опыту формирования имиджа территорий. Проанализировали наиболее яркие и удачные на наш взгляд брендинговые кампании. И, наконец, в третьей главе автор переходит к научно-практическим рекомендациям по формированию имиджа Республики Южная Осетия. В данной главе также анализируется потенциал Республики с целью наиболее полного ознакомления с существующей ситуацией.
На наш взгляд, выработанные в этой работе научные и практические подходы к формированию положительного имиджа Южной Осетии могут быть применены в процессе разработки оптимальных решений для улучшения имиджа Республики Южная Осетия.
Южная Осетия – входит в число самых молодых государств на политической карте мира. Республика оказалась в сложном социально-экономическом положении из-за перманентного состояния вооруженного конфликта 90-х и 2000-х годов.
Республика Южная Осетия сегодня позиционирует себя в качестве суверенного государства, формирует свою суверенную политику, создает достойные условия для функционирования социальной, экономической, финансовой систем.
Создание положительного имиджа республики для привлечения инвестиций – дело стратегической важности.
Необходимо проанализировать все то позитивное, что составляет сегодня образ Южной Осетии, и сформировать новые смыслы, подкрепив их соответствующими социально-экономическими программами. На наш взгляд, образ Южной Осетии, сформировавшийся стихийно и ставший стереотипом, требует корректировки. Необходим обоснованный, сознательно сконструированный имидж региона.
Особое внимание стоит уделить разработке эффективной государственной инновационно-инвестиционной политике по преобразованию экономики, направленной на изменение ее структуры.
Происходящие изменения современного мира, ведущие к росту его многообразия, поставили государства перед необходимостью пересмотра принципов реализации внешней политики. Раньше внешняя политика рассматривалась как борьба за лидерство и власть, сегодня же ситуация совершенно иная, поскольку политику теперь стоит воспринимать как искусство управления, совместную деятельность всех участников мирового политического процесса. Государства сейчас должны не просто действовать методами «жесткой» и «мягкой» силы, а пользоваться «умной силой», понимаемой как «взвешенное сочетание обоих сил, синоним эффективности как оптимального соотношения ресурсов влияния и дипломатического успеха, а также инновационности, экологичности, энергоэффективности». Одним из инструментов проведения политики «умной силой» является внешнеполитическое позиционирование государства, которое предполагает создание условий для достижения стратегических целей, развития разностороннего сотрудничества и увеличения привлекательности государства в глазах мирового сообщества.
Наряду с этим, по мнению автора, важная роль в становлении развитого общества, идущего в ногу со временем, должна отводиться культурной политике. По состоянию культурной политики, проводимой в стране, можно судить о степени нравственности, духовности и морали ее населения, о состоянии культуры в регионе в целом. Именно поэтому каждому государству следует выработать последовательную культурную политику, которая будет включать мероприятия по продвижению позитивного образа своей территории в глазах международного сообщества. Эти меры будут способствовать объективному и рациональному восприятию территории извне.
Несмотря на относительно небольшую площадь, Республика Южная Осетия обладает уникальными культурно-историческими ресурсами.
Одной из основных задач внешней культурной политики любого государства является формирование образа страны как одного из мировых центров культуры, места проведения международных выставок, фестивалей и конкурсов искусств, гастрольных турне лучших зарубежных коллективов и исполнителей, встреч представителей творческой интеллигенции, дней культуры других стран.
Еще одной важной проблемой для Южной Осетии является позитивное представление РЮО в российских и мировых СМИ. Необходимо понимание того, что без привязки Южной Осетии к актуальным и обсуждаемым вопросам международного значения, Республика не будет звучать в медиа-пространстве. Естественно, невозможно надеяться на появление положительного имиджа после разовых мероприятий. Для того, чтобы добиться ощутимых результатов необходима последовательная работа по воздействию на образ территории. Автор убежден в том, что данная работа должна проводиться югоосетинской стороной, так как никто лучше не знаком с состоянием дел в Республике, никто лучше не знает, чего мы хотим добиться в будущем и к какой цели идем.
В туристической отрасли также необходимо проведение комплексной работы по повышению известности государства как на постсоветском пространстве, так и за его пределами.
Необходимость выявления новых факторов устойчивого развития территории и инструментов управления ими для улучшения имиджа государства и привлечения инвестиций с целью повышения конкурентоспособности обуславливает актуальность темы исследования.
В сегодняшних реалиях для достижения вышеперечисленных целей все больше государств пользуются технологиями брендинга. Как показывает мировой опыт, успешно проведенная брендинговая кампания способна привлечь в страну, регион или город большое количество не только туристов, но и постоянных жителей, инвестиции в различные отрасли, повысить престиж, а в след за этим и спрос на производимые территорией товары.
Однако по причине малооствещенности и недостаточной разработанности проблем территориального брендинга, такие меры довольно часто оказываются неудачными или непродуманными. Таким образом, мы имеем неразработанность данной сферы, как в теоретическом, так и в практическом отношении.
На современном этапе развития экономической и политической интеграции всех субъектов на мировой арене благоприятный имидж является чрезвычайно важным ресурсом с точки зрения позиционирования государства в качестве территории с устойчивым развитием. Основой формирования позитивного инвестиционного имиджа является инвестиционная привлекательность территории, которая характеризуется такими факторами как: инвестиционный климат, инфраструктура территории, инвестиционным потенциалом, социально-экономическое развитие территории, степень подверженности инвестиционным рискам, законодательная база.
Все вышеперечисленное делает актуальными исследования теоретических проблем и разработку практических рекомендаций по формированию имиджа территории и благоприятного инвестиционного климата.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке научных подходов к формированию имиджа Республики Южная Осетия и возможности использования положений диссертационной работы, при дальнейшей разработке имиджа не только Республики Южная Осетия, но и других регионов и городов.
Практическая значимость исследования заключается в представлении практических шагов к формированию привлекательного имиджа Республики Южная Осетия. Возможно применение положений настоящей работы в работе органов власти и неправительственных организаций в процессе разработки оптимальных решений для улучшения имиджа Республики Южная Осетия, в подготовке курса лекции, посвященных проблематике формирования имиджа территории.
Цели и задачи диссертационной работы. В процессе написания работы автор поставил перед собой цель выявить пути формирование имиджа территории как ключевого инструмента укрепления конкурентоспособности на примере Республики Южная Осетия.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы формирования имиджа территорий.
2. Изучить и дать оценку формированию российского и зарубежного опыта создания имиджа территорий.
3. Выявить факторы, влияющие на формирование имиджа территории.
4. Представить научно-практические рекомендации формирования имиджа Республики южная Осетия.
В качестве объекта исследования рассматривается территория, ее имидж и инвестиционная привлекательность.
Предметом исследования выступают теоретические и практические основы формирования имиджа территории, в частности методы и инструменты формирования инвестиционного имиджа территории, для укрепления конкурентоспособности государства.
Источниковая база исследования включает в себя нормативно-правовые акты, среди которых Конституция РЮО, стратегия социально-экономического развития РЮО до 2030 года, Закон Республики Южная Осетия «Oб инвестиционной деятельности в Республике Южная Осетия», Закон РЮО «О Государственном бюджете Республики Южная Осетия на 2017 год», Законы Республики Южная Осетия «О государственном флаге РЮО», «О государственном гербе РЮО», Основы законодательства РФ о культуре, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о режиме торговли товарами,
Проанализированы обсуждения экспертов, данные с официальных сайтов.
Все эти данные помогли охарактеризовать текущую деятельность органов государственной власти, неправительственных организаций и общественности по формированию имиджа Республики Южная Осетия, определить, какие шаги сделаны в Республике для поднятия имиджа, что только предстоит сделать.
Отдельно рассмотрены труды осетиноведов, главным образом Абаева В. И и Миллера В. Ф., Джанаева С. Х., легенды, народные сказания такие как «Сказания о Нартах». С помощью этих рисследований мы определили имиджевый потенциал Республики, чтобы в дальнейшей работе строить свои рекомендации по формированию позитивного образа Южной Осетии на основе выявленного потенциала.
При определении терминов, используемых в работе, автор ссылался на российские и зарубежные справочные издания.
Степень научной разработанности проблемы. Проблематику формирования имиджа территории и брендинга за рубежом исследуют такие авторы как С. Анхольт, Дж. Хильдрет, Т. Амблер, К. Динни, М. Леонард, У. Олинс, Р. Ризебос, Дж. Винфилд-Пфефферком и др.
Из российских ученых, занимающихся территориальным брендингом, в данном исследовании применяются работы А.И. Кубышкина, Н.А. Цветковой, А.Н. Люлько, И. А. Василенко, И. Ю. Киселев, А. Г. Смирновой, Э. А. Галумова, Н. М. Боголюбовой, Ю. В. Николаевой, И.Л. Викентьева, К.Р. Короткина, Е.Б. Шестопала, В. С. Жидкова, К. Б. Соколова, В. M. Шепеля, Е. Д. Ждановой, Н. А. Ивановой, Н. С. Макатровой, И. В. Рощепия, С. А. Соболева, И. Чихарева и др.
Так как в работе рассматривается также инвестиционный имидж, то нами были рассмотрены работы авторов, которые исследуют данную проблематику: В. Г. Бодров, В.В. Ковалев, В.В. Иванов, В.А. Ялмен, В. А. Кушлин, М. А. Рыхтик, И.В. Долгова, И. Вдовин, И. С. Важенина, Д. Доровский и др.
Отдельно хотелось бы отметить статьи Д. Тадтаева, касающиеся непосредственно формирования благоприятного инвестиционного Южной Осетии.
Были также использованы материалы диссертаций, посвященных проблеме формирования национальной государственности Южной Осетии (С. М. Плиев ) и проблемам формирования имиджа территорий на примере различных регионов России (А. М. Сузи , А. В. Чусов , М. В. Яковлев ). Некоторые положения этих исследований были использованы автором при выработке рекомендаций для выстраивания имиджа Южной Осетии.
На сегодняшний день Республика Южная Осетия не обладает выраженным брендом. Отсутствует научная литература по данному вопросу, нет специальных работ, посвященных имиджу Республики, что объясняет новизну исследования о ребрендинге Республики Южная Осетия с целью привлечения инвестиций и трудовых ресурсов, укрепления региональной идентичности и привлечения молодежи к активной работе в регионе.
Государственный брендинг, нацеленный на повышение имиджевых характеристик страны является мощным экономическим ресурсом, важным фактором конкурентоспособности государств, но как политическое явление находится на стадии становления. Однако большое внимание к подобной деятельности политиков, государственных институтов, культурных центров, дипломатов позволяет рассматривать данное направление как часть политики государства, также нацеленной на формирование позитивного образа страны, создание благоприятной политической, экономической и социокультурной репутации и увеличение конкурентоспособности. Это объясняет актуальность данной темы в работах зарубежных и российских авторов.
Если сравнивать работы, использованные в данном исследовании, то мы можем сказать, что особенностью российских работ по территориальному брендингу является то, что, основываясь на западной теории, авторы дополняют ее преимущественно российскими кейсами. Так же нельзя не отметить и то, что зарубежные работы строятся на рекомендациях по формированию брендинга либо страны, либо города. В то время как российские авторы чаще исследуют имидж на уровне регионов. Возможно, это объясняется различной формой государственного устройства зарубежных стран и России. Тем не менее, как показывает практика город, и страна, чаще всего, являются развитыми объединениями с согласованной социально-экономической системой, характеризующиеся таким уровнем культуры, ценностей и традиций, которые служат базисом для успешных брендинговых кампаний. Напротив, регион, как правило, представляет собой административную единицу, а не развитое сообщество. Именно поэтому брендинговые кампании на уровне страны или города являются более успешными.
Методология исследования объясняется поставленными перед автором задачами и отражает междисциплинарный характер данной работы. Были применены научные знания таких наук как теория коммуникаций, имиджелогия и политическая регионалистика. С помощью теории коммуникаций мы создаем понимание того, как можно воздействовать на имидж, имиджелогия представляет, какими способами может быть достигнуто это воздействие, а политическая регионалистика является основой для понимания территории в качестве объекта исследования.
При раскрытии сущности имиджа, изучении подходов к формированию имиджа территории нами применялся системный метод; при рассмотрении зарубежного и российского опыта формирования имиджа территорий автор использовал феноменологический метод, а также компаративный (сравнительный) метод для сопоставления зарубежных и российских брендинговых кампаний; наконец, для выявления возможностей формирования имиджа Республики Южная Осетия мы использовали социокультурный метод и вслед за ним синергетический метод для выявления и познания общих закономерностей формирования имиджа территорий и прогностический, чтобы учитывая эти закономерности, обозначить перспективы продвижения положительного имиджа Республики и предложить меры по его улучшению.
Кроме того, для выбора эффективной стратегии развития Южной Осетии автором проведен SWOT-анализ, в ходе которого были определены как благоприятные, так и неблагоприятные факторы, влияющие на выбор модели развития.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения, списка используемых источников. В первой главе мы выявили теоретические аспекты формирования имиджа территорий, раскрыли значение терминов, используемых в работе, рассмотрели имидж с точки зрения конкурентоспособного ресурса территории. Во второй главе мы обратились к зарубежному и российскому опыту формирования имиджа территорий. Проанализировали наиболее яркие и удачные на наш взгляд брендинговые кампании. И, наконец, в третьей главе автор переходит к научно-практическим рекомендациям по формированию имиджа Республики Южная Осетия. В данной главе также анализируется потенциал Республики с целью наиболее полного ознакомления с существующей ситуацией.
На наш взгляд, выработанные в этой работе научные и практические подходы к формированию положительного имиджа Южной Осетии могут быть применены в процессе разработки оптимальных решений для улучшения имиджа Республики Южная Осетия.
Автором исследован имиджевый потенциал Республики Южная Осетия, и выявлены пути формирования имиджа территории в качестве ключевого инструмента укрепления конкурентоспособности, рассмотренные на примере Республики Южная Осетия.
Все страны на политической карте мира заинтересованы в привлечении инвесторов и выборе ими своей территории в качестве объекта вложения капитала. В свою очередь инвесторы, оценивают потенциальные объекты потребления с точки зрения их имиджа и репутации. Следовательно, формирование положительного имиджа обретает для государств жизненно важное значение. Процесс выстраивания позитивного образа мы рассматриваем как доведение до целевой аудитории всех возможностей для жизни и бизнеса, которыми располагает территория, но которые до этого были по каким-либо причинам неизвестны потенциальным потребителям. Построение имиджа можно также рассматривать в качестве перманентной коррекции территории, которая обусловлена изменениями территориальных реалий.
Государство, проводя инвестиционную политику, открывает перед потенциальными потребителями своей территории определенные внутренние резервы, которые зависят от ее особенностей и ресурсов, которыми она располагает. Инвесторы со своей стороны при выборе территории для своего бизнеса, учитывают риски, которые сопровождают любой вид партнерства, и стараться их минимизировать. Поэтому если страна хочет быть привлекательной для инвестиций, она должна анализировать степень рисков на своей территории и инициировать различные меры для их сглаживания.
Для того, чтобы нивелировать риски нужно улучшить инвестиционный климат в Республике и усовершенствовать законодательную базу в инвестиционной сфере, предоставлять больше гарантий в сфере обеспечения безопасности для инвесторов, модернизировать меры по поддержке предпринимательской деятельности для чего необходимо выработать долгосрочную инновационно-инвестиционную политику.
Говоря о политическом позиционировании республики Южная Осетия, автором на основе анализа существующего положения Республики сделаны следующие выводы: Южная Осетия является государством, частично признанным, обладающим всеми классическими признаками государства (население, территория, Конституция, законно избранные органы государственной власти, государственные языки, система образования, история, культура и др.). Следовательно, РЮО вполне может претендовать на мировое признание и укрепление своей государственности. Для достижения этой стратегической задачи необходимо выявить и устранить слабые стороны своего государства, определить основные отрасли партнерства с дружественными государствами и начать сотрудничество, уточнить характер внешних и внутренних вызовов и выработать стратегию ответов на них, наметить параметры внешнего сотрудничества, скорректировать роль и предназначение в структуре внешних отношений.
Что касается экономического позиционирования, то, на наш взгляд, Южная Осетия обладает необходимыми предпосылками для производства строительных материалов на основе горной руды, садоводства, молочного и мясного скотоводства, этнического, экстремального и лечебного туризма. Поэтому целесообразно будет выглядеть специализация Южной Осетии именно на этих отраслях.
Мы также рассмотрели состояние туристической сферы Южной Осетии, отражающей уровень экономического развития региона и его хозяйственного потенциала, которые являются определяющим фактором развития туристической деятельности. Развитие сектора туризма следует рассматривать как реализацию возможности интеграции югоосетинского туризма в мировой рынок туристических услуг.
По мнению автора, на первом этапе необходимо разработать туристические маршруты по самым красивым ущельям, чтобы создать механизм привлечения людей и занять свою нишу в экологическом туризме. Таким образом, республика становится интересным местом, и инвестор туда потянется, активизируется торговля и гостиничный бизнес.
В след за этим, необходимо создание развитие туристской инфраструктуры, которая предполагает создание санаториев на территории Республики, этнической деревни, горнолыжной базы, агро-усадьбы, визит-центра, водолечебницы, международной спортивной базы, базы отдыха, детского молодежного лагеря, развлекательного комплекса, отелей в национальном стиле в различных районах Республики.
Для продвижения Республики Южная Осетия как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках нужно обеспечить ее участие в крупных международных туристических и иных выставках, распространение информации о РЮО как о привлекательном туристском направлении в глобальной сети Интернет, проведение разного рода акций, таких как, например, информационная поддержка фестивалей и событийных мероприятий, проводимых в республике, организация инфо-туров для зарубежных и отечественных СМИ, проведение международных конференций, симпозиумов, конгрессов и других мероприятий на базе двустороннего и многостороннего сотрудничества, а также сотрудничества с межправительственными организациями.
Важным шагом в формировании позитивного имиджа Республики является выход из информационной изоляции, разрушение стереотипа «горячей точки».
Для решения данной проблемы автор предлагает организовывать выездные пресс-туры для журналистов, транслировать через российское информационное пространство передачи, которые будут рассказывать о богатой природе Южной Осетии, ее культуре, достопримечательностях, кухне, создать интернет-портала Министерства экономического развития Республики Южная Осетия.
Говоря о проблемах развития сферы культуры, автором разработаны практические меры, способствующие решению проблем формирования положительного имиджа Республики и его продвижению: возвращение исторического названия; акцент на формировании югоосетинских брендов; организация гастрономических туров, в рамках которых можно проводить кулинарные мастер-классы, лекции, конкурсы, дегустации, поездки на сыроварни, винодельни и на другие производства местных специалитетов, гастрошоппинг; использование историко-символического капитала, мифов, легенд; разработка Государственной целевой программы по сохранению памятников истории и культуры в Республике Южная Осетия и Государственной целевой программы по сохранению и развитию осетинского языка; создание зарубежных культурных центров; установление Перекрестных Годов культуры между государствами; активная работа с инвесторами.
Все страны на политической карте мира заинтересованы в привлечении инвесторов и выборе ими своей территории в качестве объекта вложения капитала. В свою очередь инвесторы, оценивают потенциальные объекты потребления с точки зрения их имиджа и репутации. Следовательно, формирование положительного имиджа обретает для государств жизненно важное значение. Процесс выстраивания позитивного образа мы рассматриваем как доведение до целевой аудитории всех возможностей для жизни и бизнеса, которыми располагает территория, но которые до этого были по каким-либо причинам неизвестны потенциальным потребителям. Построение имиджа можно также рассматривать в качестве перманентной коррекции территории, которая обусловлена изменениями территориальных реалий.
Государство, проводя инвестиционную политику, открывает перед потенциальными потребителями своей территории определенные внутренние резервы, которые зависят от ее особенностей и ресурсов, которыми она располагает. Инвесторы со своей стороны при выборе территории для своего бизнеса, учитывают риски, которые сопровождают любой вид партнерства, и стараться их минимизировать. Поэтому если страна хочет быть привлекательной для инвестиций, она должна анализировать степень рисков на своей территории и инициировать различные меры для их сглаживания.
Для того, чтобы нивелировать риски нужно улучшить инвестиционный климат в Республике и усовершенствовать законодательную базу в инвестиционной сфере, предоставлять больше гарантий в сфере обеспечения безопасности для инвесторов, модернизировать меры по поддержке предпринимательской деятельности для чего необходимо выработать долгосрочную инновационно-инвестиционную политику.
Говоря о политическом позиционировании республики Южная Осетия, автором на основе анализа существующего положения Республики сделаны следующие выводы: Южная Осетия является государством, частично признанным, обладающим всеми классическими признаками государства (население, территория, Конституция, законно избранные органы государственной власти, государственные языки, система образования, история, культура и др.). Следовательно, РЮО вполне может претендовать на мировое признание и укрепление своей государственности. Для достижения этой стратегической задачи необходимо выявить и устранить слабые стороны своего государства, определить основные отрасли партнерства с дружественными государствами и начать сотрудничество, уточнить характер внешних и внутренних вызовов и выработать стратегию ответов на них, наметить параметры внешнего сотрудничества, скорректировать роль и предназначение в структуре внешних отношений.
Что касается экономического позиционирования, то, на наш взгляд, Южная Осетия обладает необходимыми предпосылками для производства строительных материалов на основе горной руды, садоводства, молочного и мясного скотоводства, этнического, экстремального и лечебного туризма. Поэтому целесообразно будет выглядеть специализация Южной Осетии именно на этих отраслях.
Мы также рассмотрели состояние туристической сферы Южной Осетии, отражающей уровень экономического развития региона и его хозяйственного потенциала, которые являются определяющим фактором развития туристической деятельности. Развитие сектора туризма следует рассматривать как реализацию возможности интеграции югоосетинского туризма в мировой рынок туристических услуг.
По мнению автора, на первом этапе необходимо разработать туристические маршруты по самым красивым ущельям, чтобы создать механизм привлечения людей и занять свою нишу в экологическом туризме. Таким образом, республика становится интересным местом, и инвестор туда потянется, активизируется торговля и гостиничный бизнес.
В след за этим, необходимо создание развитие туристской инфраструктуры, которая предполагает создание санаториев на территории Республики, этнической деревни, горнолыжной базы, агро-усадьбы, визит-центра, водолечебницы, международной спортивной базы, базы отдыха, детского молодежного лагеря, развлекательного комплекса, отелей в национальном стиле в различных районах Республики.
Для продвижения Республики Южная Осетия как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках нужно обеспечить ее участие в крупных международных туристических и иных выставках, распространение информации о РЮО как о привлекательном туристском направлении в глобальной сети Интернет, проведение разного рода акций, таких как, например, информационная поддержка фестивалей и событийных мероприятий, проводимых в республике, организация инфо-туров для зарубежных и отечественных СМИ, проведение международных конференций, симпозиумов, конгрессов и других мероприятий на базе двустороннего и многостороннего сотрудничества, а также сотрудничества с межправительственными организациями.
Важным шагом в формировании позитивного имиджа Республики является выход из информационной изоляции, разрушение стереотипа «горячей точки».
Для решения данной проблемы автор предлагает организовывать выездные пресс-туры для журналистов, транслировать через российское информационное пространство передачи, которые будут рассказывать о богатой природе Южной Осетии, ее культуре, достопримечательностях, кухне, создать интернет-портала Министерства экономического развития Республики Южная Осетия.
Говоря о проблемах развития сферы культуры, автором разработаны практические меры, способствующие решению проблем формирования положительного имиджа Республики и его продвижению: возвращение исторического названия; акцент на формировании югоосетинских брендов; организация гастрономических туров, в рамках которых можно проводить кулинарные мастер-классы, лекции, конкурсы, дегустации, поездки на сыроварни, винодельни и на другие производства местных специалитетов, гастрошоппинг; использование историко-символического капитала, мифов, легенд; разработка Государственной целевой программы по сохранению памятников истории и культуры в Республике Южная Осетия и Государственной целевой программы по сохранению и развитию осетинского языка; создание зарубежных культурных центров; установление Перекрестных Годов культуры между государствами; активная работа с инвесторами.
Подобные работы
- КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА РОССИИ В ДЕЛОВЫХ ИЗДАНИЯХ СТРАН БРИКС
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ТУРЦИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022



