Введение 3
Глава 1. Основные теоретические концепции инфляционных ожиданий 5
1.1 Определение, сущность и причины возникновения инфляции 5
1.2 Развитие экономической мысли во второй половине XX века 8
1.3 Адаптивные и рациональные инфляционные ожидания 11
1.3.1 Адаптивные ожидания 11
1.3.2 Революция рациональных ожиданий 13
1.3.3 Рациональные ожидания и процессы 16
1.3.4 Общие характеристики рациональных ожиданий. 18
1.3.5 Общая критика гипотезы рациональных ожиданий 19
1.3.6 Формы рациональных ожиданий 23
1.3.6.1 Слабая форма рациональных ожиданий. 23
1.3.6.2 Сильная форма рациональных ожиданий. 24
1.3.6.3 Пример рациональных ожиданий в сильной форме. 25
1.4 Формирование ожиданий с использованием статистических предикторов. Модели параметрического прогнозирования 26
1.4.1 Моделирование ARIMA 27
1.4.1.1 Авторегрессионные процессы (AR) 28
1.4.1.2 Процессы скользящего среднего (MA) 29
1.4.2 Моделирование в пространстве состояний 31
1.4.2.1 Модель пространства состояний 31
1.4.2.2 Фильтр Калмана 32
1.5 Непараметрические модели прогнозирования 33
1.5.1 Непараметрические сглаживатели 33
1.5.1.1 Локальное усреднение 34
1.5.1.2 Ядерное сглаживание 34
1.5.2 Непараметрические модели 35
1.5.2.1 Аддитивная модель (AD) 35
1.5.2.2 Множественные сплайны адаптивной регрессии (MARS) 36
1.5.2.3 Регрессия проекции-преследования (PPR) 37
1.6 Методы количественной оценки инфляционных ожиданий, используемые Банком России 38
Глава 2. Эконометрическое моделирование и учет инфляционных ожиданий на примере совместного предприятия Форд-Соллерс 42
2.1 Построение модели множественной регрессии. Оценка влияния инфляционных ожиданий на долю рынка компании Форд-Соллерс 42
2.2 Текущее состояние рынка легковых и коммерческих автомобилей. Положение компании Форд-Соллерс 46
Заключение 51
Список использованных источников 52
Ожидания являются ключевыми для нашего понимания поведения экономики, и любое объяснение динамики инфляции требует изучения процесса формирования ожидания.
Экономические результаты, которые агенты могут ожидать от экономической политики, зависят от того, как формируются ожидания и как они меняются с течением времени. Важно, формируют ли агенты свои ожидания, смотря на данные прошлых периодов, или надеяться на обещания надежных экономических директивных органов, или с помощью прогнозирования экономической конъюнктуры. С другой стороны, государство должно принимать во внимание ожидания экономических агентов при принятии решений о действиях в области политики. Для этого необходимо понимание формирования ожиданий. Таким образом, неспособность полностью расследовать эти вопросы может привести к ошибочной экономической политике.
В последние годы российская экономика подверглась воздействию шоков, что было связано с нестабильностью макроэкономических показателей и сильной зависимостью от цен на нефть, а также геополитической напряжённостью в отношениях с Украиной, которая осложнилась принятием рядом государств санкционных мер в отношении России. В условиях глобализации и изменчивости современной экономики стратегическое планирование становится необходимым условием выживании компании на рынке. Оно заключается в грамотном выборе стратегий и целей и средств их достижения, что предполагает глубокий анализ рынка и конкурентов. Это особенно актуально для таких больших компаний как Форд, которые всё чаще применяют статистические и эконометрические инструменты для выживания на рынке, что в первую очередь, обусловлено возможностью обработки больших объёмов информации.
Целью данной работы является изучение и сравнение подходов к количественной оценке инфляционных ожиданий и анализ их воздействия выбор принятие компанией стратегических решений. Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть известные теории и методы инфляционных ожиданий;
2. Оценить текущее состояние российской экономики в целом и автомобильной промышленности в частности;
3. Построить модель множественной регрессии для оценки влияния инфляционных ожиданий на объем продаж автомобилей в России;
4. На основе полученных данных принять решение о проведении мероприятий по улучшению позиций на рынке предприятия Форд-Соллерс.
Объектом данного исследования является эконометрическое моделирование, а предметом исследования – влияние инфляционных ожиданий на стратегические решения предприятия Форд-Соллерс.
Методы исследования:
• изучение литературы по данной теме;
• обработка данных;
• сравнение полученных результатов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Первая глава состоит из 6 разделов. В 1разделе рассмотрены понятие и причины возникновения инфляции, во 2 представлен ретроспективный обзор развития экономической мысли во второй половине XX века, в 3,4 и 5 разделах рассмотрены основные теоретические концепции формирования ожиданий, включая адаптивные ожидания, рациональные ожидания и формирование ожиданий с использованием статистических предикторов, разобраны достоинства и недостатки каждого подхода. Будут рассмотрены параметрические модели, включая модели авторегрессивной скользящей средней (ARMA), модель пространства состояний, фильтр Калмана и непараметрические модели, включая аддитивную модель (AD), множественные адаптивные регрессионные сплайны (MARS) и регрессию прогнозирования преследования (PPR).в 6 разделе рассмотрен метод количественной оценки инфляционных ожиданий, используемый Банком России.
Во второй главе оценивается текущее положение предприятия Форд-Соллерс на рынке автопроизводителей, с помощью модели множественной регрессии оценивается влияние инфляционных ожиданий на объем продаж автомобилей в России, а также приводится список рекомендаций по улучшению позиций на рынке.
Подведем итоги нашего исследования.
Целью данной работы являлось изучение и сравнение подходов к количественной оценке инфляционных ожиданий, а также анализ их воздействия на принятие компанией стратегических решений. Были выполнены следующие задачи:
1. Рассмотрены известные теории и методы оценки инфляционных ожиданий;
2. Оценено текущее состояние российской экономики в целом и автомобильной промышленности в частности;
3. Построена модель множественной регрессии для оценки влияния инфляционных ожиданий на объем продаж автомобилей в России;
В первой главе рассмотрены понятие и причины возникновения инфляции, представлен ретроспективный обзор развития экономической мысли во второй половине XX века, рассмотрены основные теоретические концепции формирования ожиданий, включая адаптивные ожидания, рациональные ожидания и формирование ожиданий с использованием статистических предикторов, разобраны достоинства и недостатки каждого подхода, а также был рассмотрен метод количественной оценки инфляционных ожиданий, используемый Банком России.
Во второй главе было рассмотрено текущее положение предприятия Форд-Соллерс на рынке автопроизводителей, с помощью модели множественной регрессии было оценено влияние инфляционных ожиданий на объем продаж автомобилей в России, а также приведен список рекомендаций по улучшению позиций на рынке.
1. Attfield C.L.F, Demery D, and Duck N W (1991), Rational Expectations in Macroeconomics, 2nd edition, Blackwell Publishers
2. BerkJ.M., 1999. Measuring inflation expectations: a survey data approach. Applied Economics, 1999, 31, 1467–1480.
3. Bewley, Tuman. 1980. "The Optimum Quantity of Money." In J. H. Kareken and N. Wallace, eds., Models of Monetary Economics, pp. 169-210. Minneapolis: Federal Reserve Bank of Minneapolis.
4. Cagan P.D., The monetary dynamics of hyperinflation // Studies in the quantity theory of money / Friedman. — Chicago, 1956. — P. 25-117.
5. Carlson, J.A. and Parkin M., 1975. Inflation Expectations. Economica, Vol: 42, 123-138.
6. Friedman, Milton. 1948. "A Monetary and Fiscal Framework for Economic Stability.'' American Economic Review 38 (June): 245-64.
7. Friedman, M. 1968. The Role of Monetary Policy. The American Economic Review, Vol. 58, 1-17
8. Keynes, J.M, 1936. The General Theory of Employment, Interest and Money. London: Macmillan.
9. Lucas, Robert E., Jr. 1972. 'Expectations and the Neutrality of Money." Joumal of Economic Theory 4, no. 2: 103-24.
10. Muth, 1. F. 1960. "Optimal Properties of Exponentially Weighted Forecasts" Journal of the American Statistical Association 55, no. 290: 299-306.
11. Nerlove M., Fornari I. Quasi-Rational Expectations, an Alternative To Fully Rational Expectations: An application to US Beff Cattle Supply // Journal of Econometrics. 1998. Vol. 83. P. 129—161.
12. Pesaran, M. H. (1984): “Expectations Formations and Macroeconomic Modelling,” in Contemporary Macroeconomic Modelling, ed. By P. Malgrange, and P. Muet, pp. 27–55. Blackwell, Oxford.
13. Phillips, A. William. The Relation between Unemployment and the Rate of Change of Money Wage Rates in the United Kingdom. Economica, vol. 25, № 100, 1958, P. – 230-263.
14. Sargent, Thomas J., and Christopher Sims. 1977. "Business Cycle Modeling Without Pretending to Have Too Much a Priori Theory." In C. A. Sims, ed., New Methods in Business Cycle Research. Minneapolis: Federal Reserve Bank of Minneapolis.
15. Sent, E M (1998), The Evolving Rationality of Rational Expectations: An Assessment of Thomas Sargent's Achievements, Cambridge University Press
16. Smith, A. 1776. The Wealth of Nations, reprinted in Cannan, E. (ed.), 1961, London: Methuen.
17. Анализ временных рядов : учеб. пособие для бакалариата и магистратуры / О.А. Подкорытова, М.В. Соколов. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 216с. – Серия: Бакалавр и магистр. Модуль.