Введение 3
Глава 1. История становления проблемы принадлежности островов Токто/Такесима 12
1.1 Территориальные споры в мировой политике 12
1.2. Истоки возникновения территориального спора между Кореей и Японией в период до 1945 г. 15
1.3. Становление проблемы принадлежности островов Токто/Такесима в корейско-японских отношениях в период с 1945 до 1990-х гг. 19
1.4. Место территориальной проблемы во взаимоотношениях Республики Корея и Японии на современном этапе: период с 1990-х гг. по настоящее время 22
Глава 2. Доктринальные основы позиции правительств Японии и Республики Корея в отношении спорных территорий островов Токто/Такесима на современном этапе 32
2.1. Документальные основы позиции правительства Японии на проблему принадлежности островов Токто/Такесима 32
2.2. Документальные основы позиции правительства Республики Корея по вопросу о принадлежности островов Токто/Такесима 37
Глава 3. Перспективы развития двусторонних отношений между Республикой Корея и Японией 44
3.1. Возможные пути разрешения территориального спора относительно принадлежности островов Токто/Такесима 44
3.2. Факторы, воздействующие на современное состояние и перспективное развитие связей между Республикой Корея и Японией 49
Заключение 57
Список источников и литературы 64
Несмотря на десятилетия относительно мирных взаимоотношений и растущую экономическую взаимозависимость между Республикой Корея и Японией, этим двум государствам не удается установить тесные дипломатические связи. Япония является одним из самых близких соседей Республики Кореи географически, но в плане эмоциональном она является одной из самых дальних стран. Даже общие интересы в сохранении присутствия США в регионе, желание справиться с подъемом Китая и единство в борьбе с ядерной угрозой КНДР еще не полностью искоренили воспоминания об их непростом прошлом. Напряженные отношения между этими государствами являются результатом исторической вражды, происходящей из периода японской оккупации Кореи 1910-1945 гг.
Актуальность исследования. Актуальность данного исследования обуславливается тем, что северо-западная часть Тихого океана сегодня является одним из наиболее напряженных регионов Мирового океана. Значимость данного региона для России определяется концентрацией в нем четырех из пяти мировых центров силы (США, Японии, Китая, России) и потребностью пространственной переориентации страны на Тихий океан, в связи с экономической отстало стью дальневосточных территорий, которую главным образом можно преодолеть «морским путем»1. Однако здесь существует множество препятствий для реализации Россией ее морских интересов. Среди них особую важность представляют проблемы, касающиеся споров и противоречий между государствами вокруг участков морских пространств: островов и других естественных образований суши в морских акваториях, а также участков самих морских акваторий2. В некоторые из них Россия втянута непосредственно, например - спор о принадлежности Южных Курильских островов. А в некоторых Россия хоть и не участвует напрямую, но которыми она обеспокоена в силу географической близости, либо транспортно - коммуникационной зависимости. Это, например, споры относительно разграничения морских акваторий в регионе, относительно принадлежности островов Токто/Такесима в Японском море, островов Сенкаку в Восточно-Китайском море, Парасельских островов и островов Спратли в Южно-Китайском море и др. Они представляют собой разновидность международных конфликтов и относятся к числу потенциальных угроз, поскольку способны в любой момент перерасти в вооруженное столкновение и обострить обстановку в регионе.
Оформившись в 1950-70-е гг. XX в., эти территориальные споры относительно принадлежности островов Токто/Такесима в Японском море, островов Сенкаку в Восточно-Китайском море, Парасельских островов и островов Спратли в Южно-Китайском море и др. по большей части все еще далеки от решения. Прежние теоретические представления о них не привели к выработке эффективных способов их урегулирования. В этой связи особую важность приобретает поиск новых научных подходов к исследованию сущности отмеченных проблем, осознание которой должно стать основой для разработки новых альтернативных путей их преодоления.
В данной работе предпринята попытка изучить одну из указанных проблем - проблему принадлежности островов Токто/Такесима между Республикой Корея и Япония, в качестве геополитической, детерминированной ресурсным, транспортно-стратегическим и военно-стратегическим интересами го сударств к морским пространствам. Поскольку анализ геополитических аспектов их формирования и развития не нашел своего всестороннего отражения в оценках российских ученых, исследования данной проблемы становятся весьма актуальными.
Территориальный спор относительно островов Лианкур, который чаще называют спором о принадлежности островов Токто (корейское название, по-корейски буквально «одинокие острова») или Такесима (японское название, по-японски буквально «бамбуковые острова»), представляет собой лишь одну из многих проблем в двусторонних отношениях Республики Корея и Японии. Кроме того, оба государства имеют не один действующий территориальный конфликт, рассматриваемый спор лишь один из многих.
Острова Токто или Такесима - это группа небольших островов, расположенных в западной части Японского моря, расположенных в 217 км от материковой Кореи и в 250 км от Японии3. Эти небольшие острова представляют из себя не такую уж и большую территориальную ценность, оспариваемая территория, общая площадь которой не более 0,2 кв. км., включает в себя две скалы вулканического происхождения и более чем 30 рифов4. Известно, что акватория островов богата рыбой, а на шельфе есть запасы природного газа. С 1965 г. на Токто размещается постоянный сторожевой пост морской полиции Республики Корея, где попеременно несут службу 37 человек5. Также там расположены маяк, вышка связи, дизельная станция, общежитие со столовой для полицейских и других служащих. Кроме того, здесь постоянно присутствуют 3 представителя Министерства морского хозяйства и рыболовства Республики Корея. В 1965 г. на острове появился первый и последний постоянный житель, который переехал туда в надежде наладить рыболовный бизнес.
Данный конфликт в основном разрешался на дипломатическом уровне, военные столкновения были крайне редки. Стычки на море, в худшем случае, заканчивались перестрелкой. 1950-е гг. стали наиболее конфликтным периодом, периодом с наиболее частыми военными столкновениями. Однако установление в дальнейшем Республикой Корея фактического контроля над территорией свело к минимуму столкновения между Японией и Кореей. Важно отметить, что контроль над островами Республика Корея имеет лишь де-факто, а не де-юре, так как принадлежность островов по-прежнему оспаривается.
Незначительное стратегическое значение территорий и тот факт, что Япония и Корея являются военными союзниками США, сдерживают дальнейшее разгорание конфликта. Тем не менее, проблема островов Токто/Такесима остается раздражающим фактором в двусторонних отношениях между Республикой Корея и Японией и препятствует улучшению дипломатических отношений, несмотря на высокий уровень экономической взаимозависимости.
Большинство подходов к рассматриваемому спору, в основном, исторические. Однако круг факторов, влияющих на проблему, намного шире: историческая память, внутреннее и международное влияние, а также возрастающая националистская риторика в обоих государствах6. Несмотря на наличие общих культурных ценностей и других характеристик у Кореи и Японии, основанные на предубеждениях антияпонские и антикорейские настроения способны помешать любым попыткам сотрудничества. В ситуации, когда оспариваемая территория представляет собой лишь несколько скал в море с неочевидной экономической значимостью, историческая память, всегда имеющая место в двусторонних отношениях, вполне способна усилить напряженность и разрушить те отношения, которых добивались годами дипломатических усилий.
Объектом данного исследования являются дипломатические взаимоотношения между Республикой Корея и Японией. Предметом исследования выступает территориальный спор относительно островов Токто/Такесима в отношениях Японии и Кореи.
Цель исследования состоит в том, чтобы определить, какое влияние оказывает территориальный спор в отношении островов Токто/Такесима на внешнеполитический курс Республики Корея и Японии, а также выявить дальнейшие перспективы развития двусторонних отношений между этими странами.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть исторический аспект проблемы принадлежности островов Токто/ Такесима в двусторонних отношениях Республики Кореи и Японии;
2. Изучить официальную позицию руководства Японии в отношении спорных территорий в настоящее время;
3. Изучить официальную позицию правительства Республики Корея относительно спорных территорий в настоящее время;
4. Определить место проблемы во взаимоотношениях двух государств и выявить их интересы в этом вопросе;
5. Выявить возможные способы разрешения проблемы территориальной принадлежности островов Токто/Такесима;
6. Выявить факторы, воздействующие на современное состояние связей между Республикой Корея и Японией, а также перспективы дальнейшего развития двусторонних отношений Республики Корея и Японии.
Методологические основы исследования. В работе учитывается междисциплинарный характер исследования. Работа включает в себя совокупность общенаучных методов и специальных методов (методов политологии, теории международных отношений, истории, геополитики). С точки зрения системного подхода проблема островов Токто/Такесима рассматривалась как целостная система, взаимодействующая с внешней средой и испытывающая ее воздействие, что дало возможность выявить факторы, являющиеся их движущей и стабилизирующей силой. Структурно-функциональный метод послужил основой для объяснения политического поведения Республики Корея и Японии в отношении рассматриваемой проблемы островов Токто/Такесима. С помощью сравнительного метода было проведено сравнение политик, проводимых правительствами Республики Корея и Японии в отношении проблемы относительно островов Токто/Такесима. При обработке текстовой информации из источников, содержащих заявления и выступления политических лидеров Республики Корея и Японии по поводу изучаемой проблемы островов Токто/ Такесима был применен контент-анализ, что дало возможность более четко выявить цели и интересы каждой из сторон конфликта относительно островов Токто/Такесима. С помощью ивент-анализа были проанализированы события и проведена обработка содержащейся в документах информации, что дало возможность представить все релевантные события в логическом порядке. В работе также был применен ретроспективный подход, который позволил проанализировать эволюцию интересов Республики Корея и Японии в отношении оспариваемых территорий островов Токто/ Такесима. С помощью сравнительно-исторического метода были установлены различия и особенности геополитических интересов Республики Корея и Япония относительно островов Токто/Такесима на разных временных этапах их развития. Также при изучении границ Республики Корея и Японии был использован метод геополитического анализа, с помощью которого были выделены ключевые особенности территориальной проблемы вокруг островов Токто/Такесима и ее влияние на политические цели и интересы Республики Корея и Японии.
Степень разработанности темы. Среди работ по мировой политике, затрагивающих проблематику международных территориальных споров, стоит выделить работы К. Хаусхофера7, А.С. Орлова8. Морские территориальные споры в Северо-Восточной Азии привлекают к себе повышенное внимание со стороны отечественных и зарубежных востоковедов. Вопросы, связанные с геополитическими проблемами в северо-западной части Тихого океана, затронуты в работах, посвященных изучению политической ситуации в АТР, А.П. Алхименко, С.И. Звездунова9, в книге под редакцией Г.Д. Агафонова «Стратегическая ситуация в АТР и морская политика России на Тихоокеанском региональном направлении»10. Спор вокруг островов Токто/Такесима затрагивается в статьях Л.В. Забровской11, А.Ю. Иванова12. Из зарубежных исследователей стоит выделить труды Van Dyke, Jon M.13, Chang Kyun Kim14, Hidehiko Mukoyama15, Kim Sungbae16, Masako Ikegami17. При этом главное внимание авторами уделяется анализу основных событий в развитии территориального спора относительно островов Токто/Такесима. Делается замечание о том, что острота ситуации находится в прямой зависимости от общего состояния японо-корейских отношений. Например, в работе Ким Чан Кёна «Вопросы и споры, возникающие при разграничении исключительных экономических зон между Кореей, Японией и Китаем»18 спор относительно принадлежности островов Токто/Такесима рассматривается во взаимосвязи с проблемой установления морских границ между Республикой Корея и Японией.
Стоит отметить, что несколько большее внимание конфликту между Республикой Корея и Японией в отношении островов Токто/Такесима уделяется в работах зарубежных исследователей. В ряде зарубежных научно-исследовательских центров и организаций разработаны и выполняются программы и проекты, ставящие своей целью анализ проблемы островов Токто/Такесима в двусторонних отношениях Республики Корея и Японии, а также распространения выгодной для каждой из сторон конфликта точки зрения. Например, к подобным центрам и организациям можно отнести Фонд истории Северо-Восточной Азии.
Источниковая база. При подготовке и написании данной работы был использован широкий круг источников. В их числе: международные документы, касающиеся сферы безопасности, регулирования морской деятельности, территориальных пределов, двусторонних и многосторонних отношений между государствами, вовлеченными в рассматриваемые проблемы (Конвенция ООН по морскому праву, Сан-Францисский мирный договор 1951 г. и др.); документы, касающиеся внешней политики и морской политики Республики Корея и Японии (Белая книга обороны Японии 2016 г., Голубая книга дипломатии Японии 2016 г., Белая книга дипломатии Республики Корея 2016 г.); доклады, выступления и интервью руководителей государств, представителей правительственных органов, внешнеполитических ведомств, в которых отражена официальная позиция представителей высшей власти государств по отношению к данной территориальной проблеме; статистические материалы (статистика, отражающая уровень и динамику развития экономических отношений между Республикой Корея и Японией); новостные сайты (CNN, Japan Focus, Nikkei, KBS и др.).
Научная новизна работы определяется тем, что ранее отечественными исследователями не проводилось подобного анализа территориального спора в отношении островов Токто/Такесима между Республикой Корея и Японией. В данной работе изучаются определенные аспекты проблемы, такие как позиции правительств Республики Корея и Японии в отношении оспариваемых территорий островов Токто/ Такесима, проводится геополитический анализ оспариваемых территорий, что позволяют сформировать комплексное представление о ней и ее влияние на взаимоотношения Республики Корея и Японии и обстановку в регионе в целом. Также в работе рассматриваются возможные варианты разрешения территориального спора относительно островов Токто/Такесима между Республикой Корея и Японией, что позволяет сформировать представление о перспективах дальнейшего развития двусторонних отношений между Республикой Корея и Японией.
Структура данного исследования обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе рассматривается история становления проблемы островов Токто/Такесима в двусторонних отношениях Республики Корея и Японии. Во второй главе рассматриваются официальные позиции правительств корейской и японской стороны в отношении спора об островах Токто/Такесима. В третьей главе рассматриваются подходы к разрешению территориального спора об островах Токто/ Такесима, а также факторы, воздействующие на современное состояние связей между Республикой Корея и Японией, и перспективы дальнейшего развития двусторонних отношений между двумя государствами. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
На протяжении более 60 лет после Второй мировой войны и до настоящего времени Япония не признавала территориальный суверенитет Республики Корея над островами Токто/Такесима, несмотря на то, что эти острова де-факто контролируются Кореей. Несомненно, спор о территориальном суверенитете над островами Токто/Такесима между Кореей и Японией является одним из самых больших препятствий для улучшения отношений между двумя странами. Более того, разграничение исключительной экономической зоны и экономическая ценность морских ресурсов подразумевают продолжение территориального спора в отношении островов. Республика Корея выдвигает более жесткие требования, поскольку де-факто именно она владеет островами Токто/Такесима.
Проблема принадлежности островов Токто/Такесима является лишь частью сложного и запутанного двустороннего конфликта. Современные двусторонние отношения Республики Корея и Японии представляются как игра с нулевой суммой, в которой ослабление позиции соперника приводит к выигрышу. Основываясь на этой логике, корейская общественность склонна к игнорированию попыток Японии улучшить отношения, сосредоточившись на резкой критике всех негативных моментов в их двусторонних отношениях. Сопоставимые модели поведения можно также отследить в других странах со схожим историческим опытом взаимоотношений с Японией, в частности, в Китайской Народной Республике. Следует отметить, что позицию Республики Корея о принадлежности островов Токто поддерживает Корейская Народно-Демократическая Республика, что еще лучше подтверждает тот факт, что для корейцев настроенность против Японии может послужить объединяющим фактором. Также имеет место явное отсутсвие конструктивной критики. Как таковые, обвинения и угрозы в адрес друг друга вряд ли когда-нибудь приведут какому-либо конкретному решению этой проблемы. Поэтому страны все больше отдаляются друг от друга и от возможного урегулирования конфликта.
На основе геополитического анализа можно выделить три основные характеристики, которые придают островам Токто/Такесима геополитическую значимость. Во-первых, это ресурсная составляющая. Острова Токто/Такесима характеризуется высоким потенциалом рыбных ресурсов, также имеются сведения о наличии ресурсов нефти и газогдрата. Во-вторых, острова Токто/Такесима имеют важное транспортное значение, так как в акватории данных островов проходят важнейшие морские транспортные линии регионального и мирового значения, соединяющие европейские и центральноазиатские торговые рынки с рынками стран Севернотихоокеанского региона. В-третьих, расположение островов Токто/Такесима в Японском море предопределяет благоприятную военно-стратегическую позицию, позволяющую контролировать всю его акваторию с прилегающими сухопутными территориями.
Анализ исторического аспекта проблемы позволил выявить 3 периода в развитии конфликта: 1) Период до 1945 г., когда появляются транспортно-стратегические и военно-стратегические интересы государств к оспариваемым островам Токто/Такесима, зарождается спорная ситуация, но фактически спора нет, так как отсутствуют официальные претензии сторон; 2) Период с 1945 по 1990-е гг., когда происходит усиление транспортно-стратегических и военно-стратегических интересов Кореи и Японии к островам Токто/Такесима в связи с уроками Второй мировой войны и началом «холодной войны», появляются ресурсные интересы, обусловленные совершенствованием технологий исследования морского дна, и государства официально заявляют о своих притязаниях, происходит оформление спора; 3) Период с 1990-х гг. по настоящее время, когда происходит усиление рессорных интересов сторон в отношении островов Токто/Такесима при сохранении важности транспортно-стратегических и военно-стратегических интересов, обострение спора при одновременном зарождении попыток согласования интересов сторон.
На протяжении почти всего периода с 512 по 1945 г. спорные острова Токто/ Такесима находились во владении корейского государства, которые проводили политику открытости, что позволяло как корейцам, так и японцам, и европейцам использовать их в качестве стоянок для целей рыбной ловли. В этот период ни корейское, ни японское правительства не оспаривали принадлежность этих островов, несмотря на возникавшие время от времени межгосударственные трения по этому поводу. Но все изменилось после русско-японской войны, когда острова начли играть важную роль в военно-стратегическом и транспортно-стратегическом плане. Используя эти острова, японцы в период русско-японской войны и Второй мировой войны контролировали все линии коммуникации в Японском море, а также поведение военно-морского флота противника.
В период с 1945 по 1990 г. повышается военно-стратегическая значимость островов Токто/Такесима. Они стали рассматриваться в качестве плацдарма для сдерживания устремлений идеологических противников. Также в связи с наличием богатых рыболовных участков в данном районе, появилась и экономическая значимость этих островов. Неопределенность международно - правового статуса островов предопределила возможность государств на законных основаниях выдвигать свои претензии на них. В результате, активность государств в данном районе начала резко усиливаться. Республика Корея и Япония выдвинули свои политические заявления на владение островами Токто/Такесима.
В период с 1990-х гг. по настоящее время в интересах Республики Корея и Японии возрастает экономическая значимость островов, что было обусловлено вступлением в силу Конвенции ООН по морскому праву, гарантирующей государствам право на экономический контроль за прилежащими к их побережьям морским пространствам. В результате, еще больше активизировалась деятельность государств вокруг островов. Республика Корея и Япония выдвигали политические заявления на право владения островами, участились случаи спорных инцидентов. Вместе с тем, обозначились конкретные попытки обеих сторон установить взаимоприемлемые правила поведения в морских акваториях в районе островов Токто/Такесима.
И Япония, и Республика Корея имеют вполне четкие представления относительно своих прав на территориальный суверенитет над островами Токто/Такесима. Согласно утверждениям Японии суверенитет над островами Токто/Такесима был установлен ею еще в середине XVII в., а в 1905 г. острова были включены в состав префектуры Симане. Также Япония считает, что действия Республики Корея в 1952 г. незаконны, так как острова Токто/Такесима не являлись той территорией, которая подлежала возврату в соответсвии с Сан-Францисским мирным договором. Корейская же сторона утверждает, что в 1696 г. Япония признала острова Токто/Такесима территорией Кореи, после стычки между корейскими и японскими рыбаками. В 1900 г. острова Токто/Такесима были официально включены в состав округа Ульдо, однако были аннексированы Японией в 1905 г. Но после Второй мировой войны острова Токто/Такесима вновь перешли Корее.
Япония в основном мотивирует свои территориальные претензии на острова Токто/ Такесима тем, что она владела этими островами с давних времен, а также тем, что их упоминание в Сан-Францисском мирном договоре отсутствует. Интересы Японии в данном споре обусловлены богатством рыбных ресурсов акваторий островов Токто/ Такесима. Кроме того, острова играют важную роль для Японии в обеспечении контроля за морскими коммуникациями и в целом за акваторией Японского моря. Именно из стратегических соображений в 1905 г. Япония, воспользовавшись слабостью Кореи, без промедления включила острова в состав своей территории. Она до настоящего времени рассматривает их как составную часть префектуры Симанэ и основывает свои права на острова Токто/Такесима, исходя из теории первоначальной оккупации и норм международного права. Можно сделать вывод, что японская политика в отношении данной проблемы характеризуется настойчивостью и упорством.
Согласно официальной позиции Республики Корея относительно проблемы принадлежности островов Токто/Такесима, эти острова являются неотъемлемой частью корейской территории, исторически, географически и согласно нормам международного права. В отношении островов Токто/Такесима не существует никаких территориальных споров, поэтому острова не являются вопросом, который должен решаться путем дипломатических переговоров или судебного урегулирования. Правительство Республики Корея осуществляет неотъемлемый территориальный суверенитет над островами Токто/Такесима. Правительство Республики Корея будет твердо и решительно справляться с любыми провокациями и намерено продолжать защищать свою территориальную целостность.
Стоит подчеркнуть, что обращение к древним историческим фактам, касающимся освоения островов, и географическим картам вызывает путаницу в данном споре и не может быть убедительным аргументом. В обоих случаях ни одна из заинтересованных сторон не имеет абсолютных юридических свидетельств своего суверенитета над спорными островами Токто/Такесима. Данная проблема скорее символизирует исторические обиды между двумя народами, которые уходят своими корнями в длительный период колонизации Кореи Японией.
На сегодняшний день существует несколько возможных вариантов разрешения территориального спора между Республикой Корея и Японией в отношении островов Токто/Такесима. Среди них либеральный подход, который предлагает решить проблему путем компромисса по модели Аландских островов, а также конструктивистско- реалистический подход, который предполагает отказ Японии от своих притязаний.
Сторонники либерального подхода, такие как Масако Икэгами1, считают, что данный территориальный спор может быть решен по модели Аландских островов, которая предполагает смягчение суверенитета через демилитаризацию, признание нейтралитета и гарантию автономии для местного населения. Они полагают, что наиболее важным уроком, который можно извлечь из Аландского кризиса, является то, что всегда есть возможность разрешить территориальный конфликт, если все вовлеченные стороны разделяют общие интересы и стремятся найти мирное решение проблемы. Стоит отметить, что либеральный подход выглядит излишне наивным и вряд ли хоть одна сторон пойдет на подобные действия, несмотря на то, что компромисс может принести выгоду для обоих государств.
С конструктивистко - реалистической точки зрения2, компромисс или сотрудничество не являются приемлемыми вариантами разрешения данного территориального конфликта. Основываясь на позиции правительства Республики Корея, острова Токто/Такесима считаются неотъемлемой частью корейской территории, которую необходимо защитить любой ценой. Следовательно, единственным возможным решением проблемы представляется отказ Японии от своих притязаний на острова Токто/Такесима, который будет воспринят корейской стороной как знак готовности Японии переориентировать свой курс действий, и, таким образом, отношения могут быть, наконец, поставлены на правильный путь. Среди всех нерешенных проблем между Республикой Корея и Японией именно вопрос о принадлежности островов Токто/Таке сима является наиболее острым и важным. Таким образом, конструктивистско-реалистический подход выглядит наиболее возможным, однако на современном этапе отношений между Японией и Республикой Корея подобный сценарий также маловероятен.
Также в работе было выделено несколько факторов, которые влияют на современное состояние и развитие двусторонних отношений Республики Корея и Японии: 1) фактор США; 2) общие интересы Республики Корея и Японии в вопросах региональной безопасности; 3) экономическое сотрудничество Японии и Республики Корея; 4) культурные сходства Республики Корея и Японии. Сотрудничество Японии и Республики Корея с США несомненно подталкивает их и на сотрудничество друг с другом, так как подобное сотрудничество может принести выгоду не только в рамках сотрудничества Республика Корея-Япония, но и в рамках треугольника США-Япония- Республика Корея. И Япония, и Республика Корея также разделяют общие интересы в сфере региональной безопасности, связанные с защитой от угроз, которые несут в себе Китай и КНДР. Также стоит учитывать важность экономического сотрудничества Республики Корея и Японии. Несмотря на то, что на данный момент Корея и Япония имеют достаточно хорошо развитые экономические отношения, исторические и территориальные разногласия по-прежнему являются камнем преткновения и в этой сфере. Необходимо понимать, что плодотворное сотрудничество Республики Корея и Японии в сфере экономики сможет принести пользу для обеих сторон и усилить их позиции в регионе в противовес КНР. Также не стоит забывать о культурных особенностях Республики Корея и Японии. Оба государства имею достаточно схожих культурных черт, что способствует расширению двустороннего обмена в сфере туризма, студенческих обменов и т.д. Также, возможно, что именно культурные сходства сыграли немаловажную роль в том, что сегодня Республика Корея и Япония сталкиваются с одинаковыми социальными проблемами, такими как старение населения и снижение рождаемости3. Поэтому сотрудничество между Республикой Корея и Японией и в этой сфере крайне важно, так как оба государства могут перенимать опыт друг у друга в проведении политики и различных мероприятий для решения этих проблем.
Таким образом, несмотря на десятилетия относительно мирных взаимоотношений и растущую экономическую взаимозависимость между Республикой Корея и Японией, этим двум государствам все еще не удается разрешить проблему островов Токто/ Такесима и установить тесные дипломатические связи. Даже общие интересы в сохранении сотрудничества с США, желание справиться с подъемом Китая и единство в борьбе с КНДР еще не полностью искоренили воспоминания о непростом прошлом двух стран. Однако именно наличие общих интересов у Республики Корея и Японии дает надежду на разрешение конфликта относительно островов Токто/Такесима, хотя, возможно, и не в ближайшем будущем, так как во взаимоотношениях этих двух стран еще достаточно препятствий для развития дружеских отношений, которые необходимо преодолеть.
Источники на русском языке:
1. Конвенция ООН по морскому праву / Официальный сайт ООН. URL: http:// www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf [Дата обращения: 15.02.2017]
Источники на английском языке:
1. Diplomatic Bluebook 2016 / Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: http:// www.mofa.go.jp/policy/other/bluebook/2016/ [Дата обращения: 17.02.2017]
2. Japan-Republic of Korea Joint Declaration «A New Japan Republic of Korea Partnership towards the Twenty first Century» of 8 October 1998 / Databases of Ministry of Foreign Affairs of Japan website. URL: http://www.mofa.go.jp/region/asiapaci/korea/ joint9810.html [Дата обращения: 15.02.2017]
3. Memorandum on Governmental and Administrative Separation of Certain Outlying Areas from Japan / Databases of UN. URL: www.zeroempty000.blogspot.ru/2006/07/ takeshimadokdo-scap.html [Дата обращения: 15.02.2017]
4. Treaty on Basic Relations between Japan and the Republic of Korea of 22 June 1965 / Databases of UN. URL: https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume%20583/ volume-583-I-8471-English.pdf [Дата обращения: 16.02.2017]
5. Treaty of Peace with Japan, 1951 / Databases of UN. URL: https://treaties.un.org/doc/ Publication/UNTS/Volume%20136/volume-136-I-1832-English.pdf [Дата обращения: 15.02.2017]
6. White Diplomatic Paper 2016 / Ministry of Foreign Affairs of Republic of Korea. URL: http://www.mofa.go.kr/ENG/policy/whitepaper/index.jsp?menu=m_20_160 [Дата обращения: 20.03.2017]
7. White Paper on Defence of Japan 2016 / Ministry of Defence of Japan. URL: http:// www.mod.go.jp/e/publ/w_paper/2016.html [Дата обращения: 21.04.2017]
Источники на японском языке:
1. JTB Tourism Research and Consulting Co. / URL: http://www.tourism.jp/tourism- database/stats/inbound/ [Дата обращения: 27.04.2017]
2. Statement by Prime Minister Naoto Kan. / Japanese Prime Minister Official Website. URL: http://www.kantei.go.jp/foreign/kan/statement/201008/10danwa_e.html [Дата обращения: 01.03.2017]
Источники на корейском языке:
1. Korea Tourist Organization / URL: https://kto.visitkorea.or.kr/tourismStatics/keyFacts/ visitorArrivals.kto [Дата обращения: 27.04.2017]
2. Special Message by President Roh Moo-Hyun on Korea-Japan Relations. / Presidential Archives of Korea - April 28, 2006. URL: http://16cwd.pa.go.kr/cwd/kr/archive/ archive_view.php?meta_id=hot_dip_etc&id=6acd4bd3647383f285862e6 [Дата обращения: 18.02.2017]
Литература на русском языке:
1. Алхименко А.П., Звездунов С.И. Угрозы национальным интересам и безопасности России в дальневосточных морях / Морехозяйственный комплекс России. СПб, 2005 - С. 221-240
2. 10 аргументов по проблеме островов Такесима / Министерство иностранных дел Японии - 2014. URL: http://www.ru.emb-japan.go.jp/territory/takeshima/pdfs/ takeshima_point.pdf [Дата обращения: 15.03.2017]
3. Выступление министра иностранных дел Ю. Икеда по японскому телевидению с заявлением по вопросу принадлежности островов Токто / CNN - 12 февраля 1996. URL: www.inopressa.ru/edition/CNN [Дата обращения: 20.02.2017]
...