Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сочинения инока Авраамия

Работа №133214

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Историко-культурная ситуация второй половине XVII в 11
1.1. Возникновение старообрядчества 11
1.2. Влияние культурно-исторической ситуации XVII века на русскую литературу 15
Глава 2. Литературная культура старообрядцев 19
2.1. Топика 19
2.2. Риторика 27
Глава 3. Инок Авраамий и его литературное наследие 37
3.1. Биография инока Авраамия 37
3.2. Характеристика литературного наследия инока Авраамия и проблема авторства его текстов 43
3.3. «Послание к боголюбцу» и «Об антихристовой прелести» 46
Глава 4. Анализ сочинений инока Авраамия 49
4.1. Методика анализа текстов инока Авраамия 49
4.2. Композиция «Послания к некоему боголюбцу» 51
4.3. Композиция «Выписки отъ божественнаго писания о антихристовой пестообразной прелести, какова въ та времена прелести настанутъ» 55
4.4. Топика 59
4.5. Использование «готового слова»: цитаты и цитация 64
4.6. Выразительные средства 71
Заключение 77
Список использованной литературы 81

Старообрядческая литература изучалась на протяжении нескольких столетий и по сей день находится в центре пристального внимания историков и литературоведов как один из ярких феноменов историко-литературного процесса в России. С одной стороны, она тесно связана с культурной традицией древнерусской словесности, так как сохраняет и развивает ее жанры, а с другой стороны, ей также присущи черты литературы Нового времени. В данной работе рассматриваются сочинения писателя-полемиста XVII века, одного из старообрядцев «первой волны», духовного сына протопопа Аввакума - инока Авраамия, известного как создателя компендиума старообрядческой идеологии «Христианоопасный щит веры...» и некоторых других полемических сочинений.
Отправной точкой для исследования литературоведами наследия старообрядцев являются работы таких историков, как С. А. Зеньковский1 , Р Крамми 2 , Н.Н. Покровский 3 и другие, а также источниковедческая деятельность в XIX веке Н.Е. Барсова, В. Г. Дружинина, Е.Е. Замысловского, Н. И. Субботина. В советское время сбором и изданием древних рукописей занимался основатель Древлехранилища ИРЛИ (Пушкинского дома) РАН В. И. Малышев, которому удалось найти в старообряческих поселениях Русского Севера не только много малоизвестных, или совсем не известных старообрядческих сочинений, но и новые списки «Жития» Аввакума. Большой вклад в научную археографию внес Н. Ю. Бубнов, являющийся составителем 7-го тома «Сочинений писателей-старообрядцев» (первый выпуск в 1984 году, второй - в 2000 г.), в котором он по возможности устанавливает редакции текстов, еще мало изученных исследователями.
Старообрядческому литературному наследию ужеляли внимание Н. С. Тихонравов4 и А. К. Бороздин5 . Вопросы идейного содержания, языка, жанра, образной системы данной литературы ставили перед собой такие ученые, как В. В. Виноградов6 , А. Н. Робинсон7 , В. П. Адрианова-Перетц8 , Д. С. Лихачев9 , Н. В. Понырко10 , Н. С. Демкова11 , А.М. Панченко12 , Е.М. Юхименко 13 Н.С. Гурьянова 14 и другие. Особую роль сыграло «археографическое открытие Сибири», как назвал новые находки старообрядческих рукописей проф. Новосибирского научного центра университета Н.Н. Покровским и его учениками Д.С. Лихачев. Мощный толчок изучению старообрядческой литературы дали регулярно проводимые в 1960-х1980х гг. археографические экспедиции в Сибирь, Урал, Белоруссию, на Русский Север археогрфами Москвы, Ленинграда-Петербурга, Новосибирска, Екатринбурга. На базе новонайденных рукописей из крестьянских библиотек развернулась исследовательская работа во второй половине XX в.
Несмотря на то, что традиция изучения старообрядческих сочинений имеет глубокие корни, все же большая часть этой литературы остается малоисследованной или вовсе никак не затронутой. Инок Авраамий и его труды довольно продолжительное время были заслонены фигурой его «духовного отца», протопопа Аввакума, и только в последнее время начинают обращать на себя внимание. Тем не менее, большинство исследовательских работ являются историческими, а не литературоведческими.
Особое внимание нами уделяется трудам представителей новосибирского центра изучения старообрядческой литературы Л. В. Титовой, Л. Д. Демидовой, О. Д. Журавель, которые во многом задали вектор и нашему исследованию. В 2017 году вышла монография Л. Д. Демидовой «Инок Авраамий: истоки русского раскола»15 , в которой автор работы подробно описала историю исследований сочинений инока Авраамия. Однако она не ставила задачу охарактеризовать их как литературу. Обозначим основные этапы изучения разными учеными жизни и трудов старообрядца.
Внимание к фигуре Авраамия было обращено во второй половине XIX века. Первыми исследованиями были работы Александра Бровковича (епископ Никанор) «Описание некоторых сочинений русскими раскольниками в пользу раскола»16 и И. Червлянского «Старец Авраамий как учитель раскола»17. В это время начали публиковать тексты Авраамия Н. И. Тихонравов 18 , Е. Е. Замысловский19, а чуть позднее Н.И. Субботин20, Я.Л. Барсков21.
Вторая половина XX века была следующим этапом изучения, который носил «эпизодический характер» 22 : творчество инока исследовал А. М. Панченко, которого заинтересовал Авраамий прежде всего как поэт; Н. В. Шухтина (Савельева)23, Н. Ю. Бубнов24, Н.С. Гурьянова, Р. Крамми.
В своей монографии Л. Д. Демидова также показала этапы реконструкции биографии инока Авраамия и рассмотрела сборник «Христианоопасный щит веры...», который А.М. Панченко и Н.В. Шухтина (Савельева) назвали «одним из первых образцов старообрядческой книги как историко-литературного жанра» 25 . Жизнеописание инока Авраамия будет рассмотрено нами в отдельной главе.
Сочинения старообрядческого писателя-полемиста пользовались достаточно большой популярностью, так как дошли до нашего времени в многочисленных списках. Тем не менее, с точки зрения некоторых исследователей, они не представляют большой ценности ни в литературном, ни в философском плане. Так, П. Паскаль придерживался мнения, что Авраамий "не был творцом-созидателем; он пережевывал избитые доводы, в его манере писать не было оригинальности. В литературе он открывает собой плеяду подобных компиляторов, "сборники" которых в течение более чем двух столетий будут подогревать веру и жажду знаний старообрядцев, чтобы затем лишь попасть на равнодушные полки больших библиотек"26. На наш взгляд, это не совсем так, что мы и постараемся показать, проанализировав некоторые сочинения инока Авраамия. Их круг и метод анализа определен нами с опорой на работы О.Д. Журавель и Л. В. Титовой.
В недавней диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук «Литературная культура старообрядцев XVIII-XX вв.»27 О. Д. Журавель, во-первых, вводит очень важное понятие для изучения всей старообрядческой литературы - «литературная культура» старообрядцев, что вмещает в себя всю систему взглядов и литературу старообрядцев. Во-вторых, ее монография посвящена рассмотрению литературных памятников Выговских старообрядцев в их связи с риторикой. Исследователь показывает постепенное развитие риторического учения и его влияние на русскую словесность с конца XVII, утверждая, что «принцип imitatio, господствовавший в Средневековье, сменяется установкой на создание текстов по моделям, диктуемым риториками»28 . В поле внимания О. Д. Журавель оказывается литературное творчество старообрядцев «второй волны». Однако сочинения таких представителей «раннего» старообрядчества, как протопоп Аввакум и инок Авраамий, остаются вне риторического анализа. Отсюда возникает вопрос, повлияли ли литературные преобразования XVII века и развитие риторического учения на художественное своеобразие сочинений инока Авраамия.
Следует сразу оговорить и сузить тему нашего исследования. Для анализа нами были выбраны два сочинения инока Авраамия, написанные в жанре послания - "Послание отца Авраамия и страдальца за веру Христову к некоему боголюбцу" (далее в работе «Послание к некоему боголюбцу») и "Инока Аврамия выписано от божественнаго писания о антихристовой прелести" (далее в работе «Об антихристовой прелести») - так как они не имеют цельного художественного описания в научной литературе и, на наш взгляд, являются яркими репрезентантами как литературного творчества инока Авраамия, так и литературного произведения второй половины XVII века, который совмещал в себе черты старой и новой литературных традиций.
Послание, написанное старообрядцем «первой волны» дьяконом Федором сыну Максиму, было подробно рассмотрено Л. В. Титовой29, которая отмечает популярность этого жанра во второй половине «бунташного века».
Таким образом, объектом изучения в данной работе является литературная культура старообрядцев второй половины XVII столетия, предметом изучения - особенности сочинений инока Авраамия.
Целью нашей работы является риторический анализ двух посланий Авраамия: «Послание к некому боголюбцу» и «Выписки отъ божественнаго писания о антихристовой пестообразной прелести, какова въ та времена прелести настанутъ». Для достижения поставленной таким образом цели в работе решаются следующие конкретные задачи:
• рассмотреть биографию инока Авраамия и дать характеристику литературного наследия инока Авраамия;
• описать топику и риторику литературной культуры старообрядцев;
• описать методику и произвести «риторический анализ» сочинений инока Авраамия.
В первой главе мы рассматриваем историко-культурную обстановку второй половины XVII века, которая породила крупное религиозное движение - старообрядчество. Также в данном разделе работы будут показаны процессы, повлиявшие на становление старообрядческого литературного наследия и развитие русской литературы в целом.
Вторая глава посвящена рассмотрению особенностей старообрядческой литературы, которые являются основой для сочинений инока Авраамия.
Следующая часть работы включает в себя описание биографии выбранного автора, а также в ней уделено внимание актуальному вопросу, а именно, подлинному авторству корпуса текстов, приписываемых Авраамию.
В заключительной главе произведен анализ двух сочинений инока - «Послания к некоему боголюбцу» и «Выписки отъ божественнаго писания о антихристовой пестообразной прелести, какова въ та времена прелести настанутъ» с точки зрения науки риторики. Именно этот этап исследования считаем актуальным, так как эти произведения впервые подвергаются нами литературоведческому анализу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам всей проделанной работы можно сделать следующие общие выводы.
1. Биография инока Авраамия известна современным исследователям фрагментарно, с большими лакунами. Достаточно достоверны факты, что зимой 1664/1665 годов он был юродивым в Москве и сторонником старой веры, входящим в круг соратников протопопа Аввакума. В 1665-1666 годах Авраамий постригся в монахи и стал, таким образом, иноком. С 1666 года вел активную устную и письменную пропаганду в защиту старой веры в Москве, стал неформальным лидером московских старообрядцев. В 1670 году был арестован, весной 1672 года - казнен в Москве на Болотной площади. Другие подробности его жизни известны предположительно и являются предметами дискуссий специалистов. Все сочинения Авраамия расходились в рукописях (напечатаны они впервые были через три столетия после смерти автора), и пользовались достаточно большой популярностью среди старообрядцев, так как дошли до нашего времени в многочисленных списках. Известны тексты восьми достоверно принадлежащих его перу произведений, и два текста, авторство Авраамия у которых предположительно.
2. Исследуемые тексты Авраамия являются именно литературными посланиями, что совершенно соответствует их риторическому содержанию. Тексты инока Авраамия, как и большинство риторических текстов, обладают достаточно точной композицией, обусловленной прагматической задачей этих текстов - убеждением читателей, а иначе - риторической: в «Послании к некоему боголюбцу» композиция строится на контрасте и силлогизме, а в сочинении «Об антихристовой прелести» регулируется топикой.
3. Также риторическое своеобразие сочинений ярче всего проявляется в обильном использовании иноком Авраамием цитат и вообще "чужого слова". Стараясь доказать свою мысль, Авраамий обращается не к объективной реальности, и не к фактам, а к чужим словам, пользуется «готовым словом», которое авторитетно, а значит - убедительно. Цитация является проводником той экспрессии, которая обуславливает пафос всего старообрядческого наследия. Обильное цитирование вносит в тексты Авраамия диалогические отношения. Компиляторское соединение разных цитат является не прямым заимствованием, а художественной обработкой. Так, в исследуемых текстах инок Авраамий широко и свободно цитирует Священное Писание; Иоанна Златоуста и других отцов Церкви; своих идейных оппонентов; различную религиозную литературу. Помимо точных цитат, инок Авраамий вводит в свои сочинения, в качестве ссылок, свободные пересказы точек зрения из авторитетной для него литературы. Инок Авраамий использует очень широкий круг источников чужих мнений, соединяя в своих сочинениях два мира, два сюжетных блока: свой мир, свою реальность, и мир чужих текстов. Хотя, с другой стороны, эти чужие тексты для инока Авраамия только формально "чужие", а по сути привлекаемые им для подтверждения своих мыслей другие авторы, с его точки зрения не чужие, а свои для него. Инок Авраамий вводит этих авторов, эти тексты в круг своих чувств и мыслей, как своих единомышленников и защитников, тем самым располагает к своим воззваниям реципиента.
4. Инок Авраамий, как представитель старообрядческой литературы, а, следовательно, продолжатель древнерусских традиций, пользуется приемами, характерными для агиографического жанра. Описание чудес в сочинениях инока Авраамия также является примером риторической обработки: вписываясь в канву повествования, экспрессивно выделяет необходимые для убеждения фрагменты текста. В описании чудес имеется скрытая отсылка к новозаветному "дару языков", случившемуся с апостолами вскоре после распятия Христа. Упоминание чудес в тексте Авраамия также можно трактовать как реализацию риторического принципа приоритета слова над действительностью, которым безусловно обладали и Авраамий, и его сводвижники.
5. Произведения инока Авраамия достаточно образны и выразительны. Автор широко использует такие тропы и средства создания художественной выразительности, как метафора, эмоционально-оценочная лексика, сравнение. Как можно видеть из представленных примеров, на уровне лексики и фразеологии Авраамий использует достаточно большой спектр средств эмоционального усиления текста, чем достигается риторический эффект воздействия не на разум, а на чувства аудитории, то есть эта лексика и фразеологии выполняют задачу риторического смыслообразования.
6. Главная тематика рассмотренных сочинений инока Авраамия заключается в противопоставление "правильной" старообрядческой церкви новой "неправильной" официальной церкви, что обосновывает их полемический заряд. Ожидание конца света выражается в многократных сопоставлениях Никона с апокалиптическим антихристом, в обсуждении числа зверя (666), которое Авраамий находит в нумерации лет и специальных расчетах, и в прямых указаниях о близком конце времен. Конкретные же преступления новой церковной власти инок Авраамий видит в "неправильной" богослужебная литература, крещение тремя перстами, "неправильном написание имени Иисус, в исключении союза "а" в Символе веры из фразы "рожденна, а не сотворенна", в замене в Символе веры фразы "несть конца" на "не будет конца", и в формулировке в Символе веры в новой редакции "и в Духа Святого Господа животворящого". Мы утверждаем, что методика составления сочинений инока Авраамия имеет явные признаки схоластики.
Итак, рассмотренные нами сочинения инока Авраамия, полемиста и писателя-старообрядца, позволяют заключить, что, благодаря усвоенным Авраамием риторическим приемам создания художественного текста, они становятся явлением художественной литературы второй половины-конца XVII в. и заслуживают историко-литературного анализа не только как идеологическая полемика, но как особое литературное явление.


I. Тексты:
1. Аввакум. Послание к некоему Ионе // Бороздин А. К. Протопоп Аввакум. СПб.: Издание А. С. Суворина, 1900. С. 26-27.
2. Авраамий. Вопросъ и ответь старца Аврамия // Материалы для истории раскола за первое время его существования / под ред. Н. Субботина. Т. 7. М.: Братство св. Петра митрополита, 1885. С. 386-416.
3. Авраамий. Инока Аврамия выписано отъ божественнаго писания о антихристовой прелести // Материалы для истории раскола за первое время его существования / под ред. Н. Субботина. Т. 7. М.: Братство св. Петра митрополита, 1885. С. 427-433.
4. Авраамий. Книга глаголемая челобитная // Материалы для истории раскола за первое время его существования / под ред. Н. Субботина. Т. 7. М.: Братство св. Петра митрополита, 1885. С. 259-385.
5. Авраамий. Послание отца Аврамия и страдальца за веру Христову къ некоему боголюбцу // Материалы для истории раскола за первое время его существования / под ред. Н. Субботина. Т. 7. М.: Братство св. Петра митрополита, 1885. С. 417-426.
6. Авраамий. Христианоопасный щитъ веры // Материалы для истории раскола за первое время его существования / под ред. Н. Субботина. Т. 7. М.: Братство св. Петра митрополита, 1885. С. 1-258.
7. Денисов С. Виноград российский или описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие, написанный Симеоном Дионисиевичем (княз. Мышецким). М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1906. 126 с.
8. Дьякон Иванов Ф. Послание из Пустозерска к сыну Максиму и прочим сродникам и братиям по вере//Материалы для истории раскола за первое время его существования. М.: Братство святого Петра Митрополита, 1878. Т. 6. 213-214. 337 с.
9. Протопоп Аввакум. Житие протопопа Аввакума им самим написанное / Под ред. Н. С Тихонравова. СПб.: Д. Е. Кожанчиков, 1861. 118 с.
10. Замысловский Е. Е. Челобитная инока Авраамия //ЛЗАК. СПб.: Изд-во ЛЗАК, 1877. Т VI. С. 17-20.
11. Замысловский Е. Е. Послание инока Авраамия страдальца к некоему боголюбцу // ЛЗАК. СПб.: Изд-во ЛЗАК, 1884. Т. VII. Вып. 1. Отд. II. С.11-19.
12. Летописи русской литературы и древности / Под ред. Н.И.Тихонравова, 1863 г. TV. С. 113-120, С. 152-178.
13. Риторика Софрония. РНБ. БАН, собрание Дружинина, № 122, 117 с.
14. Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией (далее - ДАИ). СПб.: Изд-во Археографической комиссии, 1853. Т. 5. С. 458
II. Исследования
1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997. С. 96-97.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ