Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковая координация на синтаксическом уровне в конфронтационном общении в сети Интернет

Работа №133206

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

английский язык

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты языковой координации как особого явления Интернет-коммуникации 6
1.1 Понятие языковой координации в современной отечественной и зарубежной лингвистике и психологии 6
1.1.1 Языковая координация как основная характеристика диалога 6
1.1.2 Характеристика механизма языковой координации 9
1.1.3 Виды и уровни языковой координации 12
1.2 Конфронтационное общение в сети Интернет 15
1.2.1 Кооперативное vs. некооперативное общение 15
1.2.2 Изучение конфронтации в рамках конфликтологии 19
1.2.3 Особенности конфронтации в онлайн-дискуссиях и влияющие на нее факторы 22
1.3 Языковая координация на уровне синтаксиса. Теоретические подходы 25
Выводы по главе 1 30
Глава 2 Прагмалингвистический анализ осуществления языковой координации в конфронтационном общении в Интернет-дискуссиях 32
2.1 Координация на разных уровнях языка 32
2.1.1 Синтаксическая координация 32
2.1.2 Лексическая координация 36
2.2 Синтаксическая координация в комбинации с лексической 43
2.3 Прагматические функции и выбор синтаксических конструкций 51
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Литература 66
Приложения 69

Диалог — сложное и многоаспектное явление, которому посвящено большое количество работ как отечественных, так и зарубежных лингвистов. Роль диалога стала ещё более значимой в связи с развитием информационных технологий и появлением сети Интернет, которая становится не только наиболее полным и оперативным источником информации, но и важным средством коммуникации, предоставляющим пользователям широкие возможности «говорить» и «быть услышанными».
Сегодня в рамках общения в сети Интернет коммуникация может происходить как между двумя пользователями (например, в Интернет-чатах), так и между несколькими пользователями сразу. Этому способствовало появление онлайн-форумов, на которых обсуждаются различные темы, а также возможность комментировать онлайн-статьи на сайтах газет или на сайтах, целенаправленно созданных для обсуждения статей, фильмов, видео с YouTube и т.д. Таким образом, коммуникация становится полилогической. Одним из таких сайтов является reddit. Его мы и использовали в настоящем исследовании.
В процессе общения его участникам необходимо слушать и реагировать на реплики собеседников, что стимулирует их использовать в своей речи языковые единицы, имеющие сходство с языковыми единицами друг друга. Происходит это как осознанно, так и неосознанно, и по самым разным причинам. Данное явление принято называть языковой координацией. Тема подстраивания участников диалогической и полилогической коммуникации друг под друга является актуальной в современной лингвистике.
Настоящая работа посвящена выявлению и описанию природы языковой координации, изучению особенностей ее функционирования на уровне синтаксиса в рамках конфронтационного онлайн-общения представителей англоязычного социума.
Объектом исследования является языковая координация в рамках конфронтационного общения носителей английского языка.
Предмет исследования - структурные и функциональные особенности синтаксической координации в Интернет-дискуссиях.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области лингвистики, социологии, психологии и других гуманитарных дисциплин.
Цель работы — изучить характер функциональной реализации языковой координации на синтаксическом уровне в конфронтационном общении в сети Интернет.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть основные подходы к языковой координации и описать историю изучения данного явления
2) Проследить интерпретацию понятия «языковая координация» в рамках парадигмы современной науки
3) Изучить особенности конфронтационного общения и выявить специфику его реализации в ходе онлайн-дискуссии
4) Изучить роль языковой координации на уровне синтаксиса
5) Проанализировать и описать разные уровни координации на основе готовых классификаций
6) Определить основные прагматические функции синтаксической координации в конфронтационном общении в онлайн -дискуссиях
7) Выявить наиболее частотные синтаксические конструкции, используемые участниками конфронтационного общения, и возможную связь использования той или иной конструкции с определенной прагматической функцией
Материалом исследования является корпус комментариев к трем онлайн-статьям, относящимся к разным типам дискурса, общее количество которых составило 11654.
В ходе настоящей работы были использованы следующие методы исследования: дискурс-анализ, структурно-синтаксический метод, прагмасемантический метод и метод компаративного анализа.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней впервые предпринимается попытка описать своеобразие языковой репрезентации синтаксической языковой координации на примере комментариев к онлайн-статьям, относящихся исключительно к конфронтационному типу общения, а также в попытке систематизации видов и уровней синтаксической языковой координации и созданию классификации прагматических функций, выполняемых при синтаксической координации.
Теоретическая значимость исследования состоит в представлении нового взгляда на процесс языковой координации на уровне синтаксиса в специфических условиях общения в сети Интернет, что расширит подход к ее изучению.
Практическая значимость: материалы и выводы проведенного исследования могут применяться при изучении проблем в области коммуникативной прагматики, психологии, использовании полученных данных в теоретических курсах по общей лингвистике и прагматике.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, соответствующих выводов, заключения, литературы, насчитывающей 50 источников из них: 27 - на русском, 23 - на английском языке.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основная цель настоящей работы состояла в рассмотрении особенностей функционирования языковой координации на синтаксическом уровне в конфронтационном общении в сети Интернет.
Особенность нашего исследования заключается в том, что мы рассматривали реализацию языковой координации не в кооперативном общении, для которого она более характерна, а в условиях конфронтационного общения. По результатам анализа комментариев к трём онлайн-статьям было выявлено, что языковая координация происходит не только в тех случаях, когда собеседники согласны друг с другом, но и часто при столкновении мнений. Также следует отметить, что принадлежность статей к определенным темам не влечёт за собой тех или иных особенностей проявления языковой координации. В рассмотренных нами примерах комментариев к статьям трёх разных тематик результаты исследования примерно совпадают. Координация в конфронтационном общении остается недостаточно исследованной, причем не только в рамках устной коммуникации, но и в Интернет-дискуссиях, которые в последние годы становятся все более популярными. Именно поэтому этот материал и стал объектом внимания в работе.
В ходе настоящей работы мы рассматривали разные трактовки понятия «языковая координация» в рамках парадигмы современной науки и пришли к выводу, что мнения исследователей относительно данного понятия различаются. В нашем исследовании понятие «языковая координация» было рассмотрено как стратегия лингвистического подражания собеседников, при котором коммуниканты копируют элементы речевого поведения друг друга с целью расположить к себе собеседника и решить какую -то общую коммуникативную задачу, либо, наоборот, высказать несогласие с позицией собеседника и повысить значимость собственных аргументов. Кроме того, были определены основные прагматические функции синтаксической координации в конфронтационном общении в онлайн-дискуссиях, а именно, попытка переубедить собеседника, резкое несогласие, мягкое несогласие, воздействие на собеседника посредством иронии, смещение акцента в пользу своего мнения, дискредитация позиции собеседника, опровержение мнения собеседника, и была предпринята попытка выявить наиболее частотные синтаксические конструкции, используемые участниками конфронтационного общения.
Выявление особенностей реализации языковой координации в условиях конфронтации предполагало применение комплексного анализа фактического материала и использование следующих методов исследования:
• В ходе настоящей работы была исследована связь между грамматикой и межличностным взаимодействием в диалоге и полилоге в определенных условиях общения, поэтому нами был использован метод дискурс-анализа;
• Также были описаны синтаксические структуры, использованные участниками общения при синтаксическом параллелизме, был применен структурно-синтаксический метод исследования;
• Нас интересовал функциональный аспект возникновения синтаксической координации в условиях конфронтационной коммуникации, поэтому следующим методом исследования, который мы использовали, был прагмасемантический метод;
• И, наконец, мы сравнивали особенности и частотность возникновения языковой координации на разных уровнях языка, сравнивали особенности кооперативного и некооперативного общения, поэтому использовали метод компаративного анализа.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что крайне редки случаи, когда языковая координация реализуется только на синтаксическом уровне, обычно она сопровождается лексической координацией. Необходимость использования тех или иных лексических единиц обусловлена принадлежностью обсуждаемых в комментариях статей к трём разным типам дискурса.
Проанализировав примеры синтаксической языковой координации, построенной путем приема параллельного построения, мы выяснили, что из всего собранного материала чаще всего повторяются такие синтаксические конструкции как Subject + compound nominal predicate и Subject + simple predicate + object. Здесь стоит отметить, что за единицу мы брали единократный момент взаимодействия двух или нескольких пользователей.
Из выделенных нами прагматических функций синтаксического параллелизма наиболее частотной оказалась функция смещения акцента в пользу своего мнения. Это неудивительно, так как в конфронтационном общении собеседники чаще всего стараются преподнести в выгодном свете именно свою точку зрения и сделать ее наиболее выгодной на фоне остальных.
Корреляция между выбором той или иной синтаксической конструкции и прагматической функцией не была выявлена, за исключением преобладания конструкции Subject + compound nominal predicate при выполнении функции смещения акцента в пользу своего мнения. Это связано с распространенностью данной функции в целом.
Несмотря на распространенное среди исследователей мнение о том, что собеседники чаще всего координируют свои реплики неосознанно, результаты проведенного анализа дают основания полагать, что языковая координация может быть использована осознанно и преднамеренно.
В существующих работах по кооперативной координации вопрос об осознанности и неосознанности - это значимая и до сих пор не решенная проблема. Авторы не придерживаются однозначного мнения на этот счёт. Они, с одной стороны, склоняются к праймингу и автоматизму, а с другой - признают, что в некоторых ситуациях по каким-то причинам человек может дополнительно координироваться осознанно. И здесь возникает вопрос: какие именно ситуации могут на это влиять? На наш взгляд, проблема кооперативности или некооперативности общения может быть одним из значимых факторов, влияющих на автоматичность или неавтоматичность координации. В рамках некооперативной коммуникации собеседники очень внимательны к тому, что им говорят и как, они настроены на то, чтобы посмотреть, в какой форме выдвигаются те или иные претензии. Возможно, именно особенность коммуникации в таких условиях способствует тому, что собеседники координируют свои реплики на менее автоматическом уровне. Например, в случае комментариев в рассмотренных нами онлайн-дискуссиях разные по очередности комментаторы демонстрируют различную степень осознанности, которая может повышаться с возрастанием количества комментариев, обладающих сходством с точки зрения синтаксиса. Если первый комментирующий отреагировал определенным образом на какой-то комментарий и использовал синтаксический параллелизм, то он, вероятнее всего, не задумывался над синтаксической конструкцией своей реплики, а вот следующий мог заметить выгодность такого приема и поддержать «своих», продолжив комментировать в таком же ключе, побуждая тем самым других пользователей присоединиться к данной цепочке комментариев.
Мы исследовали проблему синтаксической языковой координации с точки зрения кооперативности и некооперативности общения. Изучение координации в конфронтационном общении открывает перспективы исследования ряда вопросов, которые пока не были в достаточной степени освещены в настоящей работе, однако их рассмотрение может внести вклад в изучение явления языковой координации и того, как она проявляет себя в разных типах общения. Наше исследование показывает, что синтаксический автоматизм может варьироваться в степенном отношении. Вероятно, есть возможность придумать такие экспериментальные исследования, которые бы подтвердили или опровергли нашу гипотезу, которая сложилась на основании проанализированного нами материала.


1. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. с. 136-137
2. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата. Серия литературы и языка. Том 40. №4, 1981. с.356
3. Ахутина Татьяна Васильевна Прайминг. Энциклопедия Фонда знаний «Ломоносов», 2010 http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0127465:article?vnum=21229 Дата обращения 16.03.2018
4. Баранов А.Н., Крейдлин Г.Е. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога. Вопросы языкознания, 1992, с.84
5. Библер В. С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). - м., 1975
6. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: Структура и динамика. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. с.320
7. Виноградова Наталья Владимировна Специфика коммуникативного взаимодействия в конфронтационном диалоге. Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика □ № 2, 2012 -с.69
8. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник.-М.: Инфра-М, 2000—с.224
9. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. 1958 - 233с.
10. Гомлешко Б.А. Прагматические функции иронии в тексте. Вестник Адыгейского государственного университета. Филология и искусствоведение, №3, 2008
11. Гулакова И.И. Прагмалингвистический анализ речевого поведения в конфликтной коммуникативной ситуации. Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева, г. Орел, 2014
12. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000
13. Егорова Е.Н. Речевая агрессия и стратегия дискредитации (на примере анализа газетных публикаций) Язык и текст langpsy.ru. 2015. Том 2. № 3. с. 69-75
14. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. Питер, 2009, с. 42
15. Копыл Д.А. Современный англоязычный научный дискурс: коммуникативно - прагматический потенциал убеждения. Автореферат диссертации. Ростов -на-Дону - 2013
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ