Деятельность организации «ООН-женщины» по реализации проектов по достижению гендерного равенства
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическая рамка исследования 9
1.1 Основные этапы становления феминистской теории 9
1.2 Основные принципы феминистской теории 14
1.3 Теоретические направления в рамках феминистской теории 20
1.4 Влияние ООН на актуализацию проблемы достижения гендерного равенства. 27
Глава 2 Индикаторы измерения гендерного равенства на международном уровне 30
Глава 3. Особенности гендерного вопроса и расширения прав женщин в Российской Федерации. 43
3.1 Политика в отношении прав женщин в период СССР 43
3.2 Российская политика в области прав женщин на современном этапе 47
Глава 4. Методики ранжирования стран по критерию политического участия женщин на примере отчетов международных организаций. 53
Заключение 59
Приложение 1 63
Приложение 2 64
Список источников и литературы 65
Глава 1. Теоретическая рамка исследования 9
1.1 Основные этапы становления феминистской теории 9
1.2 Основные принципы феминистской теории 14
1.3 Теоретические направления в рамках феминистской теории 20
1.4 Влияние ООН на актуализацию проблемы достижения гендерного равенства. 27
Глава 2 Индикаторы измерения гендерного равенства на международном уровне 30
Глава 3. Особенности гендерного вопроса и расширения прав женщин в Российской Федерации. 43
3.1 Политика в отношении прав женщин в период СССР 43
3.2 Российская политика в области прав женщин на современном этапе 47
Глава 4. Методики ранжирования стран по критерию политического участия женщин на примере отчетов международных организаций. 53
Заключение 59
Приложение 1 63
Приложение 2 64
Список источников и литературы 65
В 2015 году Организация Объединенных Наций приняла повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. В программу входит 17 глобальных целей (ЦУР). Все они взаимосвязаны между собой, ведь невозможно достичь улучшения в одной сфере, не задействовав другие.
Цели в области устойчивого развития являются своеобразным призывом к действию, исходящим от всех стран — бедных, богатых и среднеразвитых.
В данной работе будет рассматриваться цель №5 – «Достижение гендерного равенства», и то, какие меры принимаются мировым сообществом для достижения прогресса по данному направлению.
Статистика, подтверждающая важность данного направления, собранная ООН является неутешительной:
• Согласно данным мировой статистики количество женщин и девочек, вступивших в брак до достижения совершеннолетия составляет около 750 миллионов.
• «В 30 странах, где распространена практика калечащих операций на женских половых органах, в 2017 году более чем 1 из 3 девочек в возрасте от 15 до 19 лет подвергалась этим операциям, тогда как в 2000 году — почти каждая вторая девочка.»
• Женщина может получить запрет на осуществление трудовой деятельности от мужа в 18 странах мира. В 49 странах мира отсутствует законодательство, запрещающее домашнее насилие в отношении женщин.
• Каждая пятая женщина, включая 19 % женщин в возрасте от 15 до 49 лет заявила, что за последний год подвергалась физическому и/или сексуальному насилию со стороны своего интимного партнера.
• «Несмотря на активное участие женщин в политической жизни стран, на долю женщин сегодня приходится 23,7 процента мест в государственных парламентах, что пока не отвечает принципу гендерного паритета.»
В данной работе будет рассматриваться один из индикаторов, составляющих права женщин – это политическое участие. Выбор данного направления обусловлен тем, что в настоящее время именно этот показатель был назван как самый проблемный в мире по данным Международного экономического форума. Вместе с этим встает сложность изучения проблемы, так как политические элиты внутри стран являются довольно закрытыми структурами. Женщины составляют более половины населения планеты, соответственно и более половины электората. Ряд исследователей международных отношений также выделяют важность изучения гендерного вопроса с точки зрения политического участия: «В современных условиях развития мирового сообщества возможность женщин участвовать в политической деятельности наравне с мужчинами остается одним из актуальных вопросов. По состоянию на октябрь 2017 г. только 11 женщин в мире занимали пост главы государства и 12 — пост главы правительства; на июнь 2016 г. в национальных парламентах женщины составляли всего 22,5 %.» Таким образом, в данной работе удается совместить актуальную в мировой повестке проблему и малоизученность темы в научном поле.
Объектом исследования является оценка политического участия женщин в мире со стороны международных организаций.
Предмет исследования: индикаторы оценивания и измерения политического участия со стороны организации «ООН-женщины».
Цель работы: проанализировать рейтинг стран на предмет участия женщин в политике от организации «ООН-женщины» и провести сравнительный анализ с данными других международных рейтингов.
Задачи:
- Выбрать конкретную программу организации «ООН-женщины», занимающуюся оценкой и мониторингом политического участия женщин.
- Проанализировать страны, участвующие в выбранной программе по отдельным индикаторам и совокупному рейтингу.
- Проанализировать основные тенденции и распределение стран внутри рейтинга на примере конкретных кейсов.
-Сопоставить декларируемые цели программы с ее реальными результатами.
- Предложить рекомендации по улучшению существующей методики оценки политического участия женщин от организации «ООН-женщины» по странам.
Методологическая база исследования. В основе методологии исследования лежит сравнительный метод. Были проанализированы имеющиеся в открытом доступе статистические данные Организации Объединенных Нации, «ООН-женщины», Всемирного экономического форума. Был проведен сравнительный анализ индикаторов оценивания политических прав женщин в отчетах различных международных организаций.
Гипотезы исследования:
1. Распределение стран по рейтингу происходит на основе совокупности индикаторов и вторичных данных, предоставляемых в рамках ООН.
2. Распределение стран по рейтингу происходит по принципу распределения, где отдельные индикаторы имеют большее влияние, чем другие.
Степень изученности проблемы. Феминистская теория как отдельное теоретическое направление появилась в 1980-е годы в США. Основные работы по проблематике гендерных исследований представлены в таких изданиях, как «Международной феминистический политический журнал» (InternationalFeministJournalofPolitics), а также в работах К. Петерсона из Колумбийского университета, Дж. Скотта, Дж. Вайлен и др.
В России интерес к гендерным исследованиям возник на рубеже XIXвека, когда вспыхнуло и стало развиваться рабочее движение. На современном этапе важный вклад в изучение проблемы внесли работы С. Айвазовой, С. Жеребкиной, Е. В. Воеводы, В. Морозова, В. Карпова.
Эмпирическая база исследования. Для решения поставленных в исследовании задач были использованы данные Организации Объединенных Наций, находящиеся в открытом доступе, данные Международного Экономического Форума, отчеты рабочей группы по устойчивому развитию Арктического Совета (SDWG).
Первую группу источников работы составляют годовые отчеты «ООН-женщины» по ситуации с правами женщин в мире, политические карты Межпарламентского союза, составленные совместно с «ООН-женщины», Доклады ООН о человеческом развитии, конвенции ООН и международные декларации.
Во вторую группу источников для анализа кейса Российской Федерации вошли материалы заявления Президента РФ и официальных лиц, законодательные акты и постановления.
В третью категорию источников входят публицистические материалы российских и зарубежных СМИ о женском политическом движении и участии женщин в политических процессах на разных уровнях.
Хронологические рамки исследования охватывают период с момента создания организации «ООН-женщины» – 2010 год, по настоящий период –2022. Таким образом, в работе удается проследить динамику политического участия женщин на протяжении более чем 10-летнего периода.
Понятийный аппарат. Под термином «политическое участие» в данной работе понимается «действие или совокупность действий, являющихся ответной реакцией на политические события, процессы и т.д. с целью оказания влияния на позицию и деятельность субъектов политики.»
Второй ключевой термин данной работы — «политическое представительство», подразумевает под собой количество женщин в органах власти и являющийся измеримой и формальной характеристикой политического участия.
Структура работы. Исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения проблем феминистской теории. Материалы диссертации могут быть использованы для выработки гендерно-чувствительной политики, а также для усовершенствования существующей методики оценивания политического участия женщин.
Цели в области устойчивого развития являются своеобразным призывом к действию, исходящим от всех стран — бедных, богатых и среднеразвитых.
В данной работе будет рассматриваться цель №5 – «Достижение гендерного равенства», и то, какие меры принимаются мировым сообществом для достижения прогресса по данному направлению.
Статистика, подтверждающая важность данного направления, собранная ООН является неутешительной:
• Согласно данным мировой статистики количество женщин и девочек, вступивших в брак до достижения совершеннолетия составляет около 750 миллионов.
• «В 30 странах, где распространена практика калечащих операций на женских половых органах, в 2017 году более чем 1 из 3 девочек в возрасте от 15 до 19 лет подвергалась этим операциям, тогда как в 2000 году — почти каждая вторая девочка.»
• Женщина может получить запрет на осуществление трудовой деятельности от мужа в 18 странах мира. В 49 странах мира отсутствует законодательство, запрещающее домашнее насилие в отношении женщин.
• Каждая пятая женщина, включая 19 % женщин в возрасте от 15 до 49 лет заявила, что за последний год подвергалась физическому и/или сексуальному насилию со стороны своего интимного партнера.
• «Несмотря на активное участие женщин в политической жизни стран, на долю женщин сегодня приходится 23,7 процента мест в государственных парламентах, что пока не отвечает принципу гендерного паритета.»
В данной работе будет рассматриваться один из индикаторов, составляющих права женщин – это политическое участие. Выбор данного направления обусловлен тем, что в настоящее время именно этот показатель был назван как самый проблемный в мире по данным Международного экономического форума. Вместе с этим встает сложность изучения проблемы, так как политические элиты внутри стран являются довольно закрытыми структурами. Женщины составляют более половины населения планеты, соответственно и более половины электората. Ряд исследователей международных отношений также выделяют важность изучения гендерного вопроса с точки зрения политического участия: «В современных условиях развития мирового сообщества возможность женщин участвовать в политической деятельности наравне с мужчинами остается одним из актуальных вопросов. По состоянию на октябрь 2017 г. только 11 женщин в мире занимали пост главы государства и 12 — пост главы правительства; на июнь 2016 г. в национальных парламентах женщины составляли всего 22,5 %.» Таким образом, в данной работе удается совместить актуальную в мировой повестке проблему и малоизученность темы в научном поле.
Объектом исследования является оценка политического участия женщин в мире со стороны международных организаций.
Предмет исследования: индикаторы оценивания и измерения политического участия со стороны организации «ООН-женщины».
Цель работы: проанализировать рейтинг стран на предмет участия женщин в политике от организации «ООН-женщины» и провести сравнительный анализ с данными других международных рейтингов.
Задачи:
- Выбрать конкретную программу организации «ООН-женщины», занимающуюся оценкой и мониторингом политического участия женщин.
- Проанализировать страны, участвующие в выбранной программе по отдельным индикаторам и совокупному рейтингу.
- Проанализировать основные тенденции и распределение стран внутри рейтинга на примере конкретных кейсов.
-Сопоставить декларируемые цели программы с ее реальными результатами.
- Предложить рекомендации по улучшению существующей методики оценки политического участия женщин от организации «ООН-женщины» по странам.
Методологическая база исследования. В основе методологии исследования лежит сравнительный метод. Были проанализированы имеющиеся в открытом доступе статистические данные Организации Объединенных Нации, «ООН-женщины», Всемирного экономического форума. Был проведен сравнительный анализ индикаторов оценивания политических прав женщин в отчетах различных международных организаций.
Гипотезы исследования:
1. Распределение стран по рейтингу происходит на основе совокупности индикаторов и вторичных данных, предоставляемых в рамках ООН.
2. Распределение стран по рейтингу происходит по принципу распределения, где отдельные индикаторы имеют большее влияние, чем другие.
Степень изученности проблемы. Феминистская теория как отдельное теоретическое направление появилась в 1980-е годы в США. Основные работы по проблематике гендерных исследований представлены в таких изданиях, как «Международной феминистический политический журнал» (InternationalFeministJournalofPolitics), а также в работах К. Петерсона из Колумбийского университета, Дж. Скотта, Дж. Вайлен и др.
В России интерес к гендерным исследованиям возник на рубеже XIXвека, когда вспыхнуло и стало развиваться рабочее движение. На современном этапе важный вклад в изучение проблемы внесли работы С. Айвазовой, С. Жеребкиной, Е. В. Воеводы, В. Морозова, В. Карпова.
Эмпирическая база исследования. Для решения поставленных в исследовании задач были использованы данные Организации Объединенных Наций, находящиеся в открытом доступе, данные Международного Экономического Форума, отчеты рабочей группы по устойчивому развитию Арктического Совета (SDWG).
Первую группу источников работы составляют годовые отчеты «ООН-женщины» по ситуации с правами женщин в мире, политические карты Межпарламентского союза, составленные совместно с «ООН-женщины», Доклады ООН о человеческом развитии, конвенции ООН и международные декларации.
Во вторую группу источников для анализа кейса Российской Федерации вошли материалы заявления Президента РФ и официальных лиц, законодательные акты и постановления.
В третью категорию источников входят публицистические материалы российских и зарубежных СМИ о женском политическом движении и участии женщин в политических процессах на разных уровнях.
Хронологические рамки исследования охватывают период с момента создания организации «ООН-женщины» – 2010 год, по настоящий период –2022. Таким образом, в работе удается проследить динамику политического участия женщин на протяжении более чем 10-летнего периода.
Понятийный аппарат. Под термином «политическое участие» в данной работе понимается «действие или совокупность действий, являющихся ответной реакцией на политические события, процессы и т.д. с целью оказания влияния на позицию и деятельность субъектов политики.»
Второй ключевой термин данной работы — «политическое представительство», подразумевает под собой количество женщин в органах власти и являющийся измеримой и формальной характеристикой политического участия.
Структура работы. Исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения проблем феминистской теории. Материалы диссертации могут быть использованы для выработки гендерно-чувствительной политики, а также для усовершенствования существующей методики оценивания политического участия женщин.
В ходе проведения данного исследования были проанализированы карты «Женщины в политике» от ООН-женщины и Межпарламентского союза за период с 2010 года по 2021 год, то есть с года основания «ООН-женщины» по настоящий момент. С теоретической точки зрения, эти данные относятся к логике либерального феминизма в международных отношениях, где исследователи используют статистические данные по странам (такие как количество женщин в парламенте, количество женщин на посту министров) для объяснения гендерного неравенства в политике. Более того, при работе с отчетами были выявлены недочеты данного подхода, о которых заявляют критики такого направления, ведь статистика не учитывает многообразие социальных и речевых практик, которые способствуют созданию барьеров для политического участия женщин.
При работе с отчетами было выявлено, что ранжирование данных карт является несколько ангажированным, так как использует всего лишь два индикатора – «Женщины на министерских должностях» и «Женщины в парламенте». Данные индикаторы не в полной мере отражают реальную политическую ситуацию с правами женщин по странам. Это подтверждает вторую гипотезу исследования — распределение стран по рейтингу происходит по принципу распределения, где отдельные индикаторы имеют большее влияние, чем другие.Тем не менее, другие межправительственные организации обращаются именно к этим картам для оценки и мониторинга ситуации с политическими правами женщин в той или иной стране. Ведь именно такая авторитетная организация, как ООН одной из первых объявила о важности включения женщин в политику. Именно ООН объявили 1975 год Международным годом женщин, что в дальнейшем способствовало проведению первой Всемирной женской конференции в Мехико также в 1975.Далее было проведено еще две конференции в 1980 и 1985 годах. Примечательно, что на конференции в Пекине 1995 года и в Найроби 1985 года среди участников были и Неправительственные Организации. «Тем самым при решении проблем женщин стала реализовываться идея многосторонней и многоуровневой дипломатии, когда наряду с государствами в выработке и реализации решений участвуют и другие акторы—НПО, бизнес.»
Данные проанализированных карт, хоть и являются репрезентативной и яркой инфографикой, но не в полной мере отражают существующую международную действительность. Ведь из этих данных следует, что в 2021 году для женщины будет лучше переехать из России (156 место в рейтинге) например, в Албанию (5 место), Мозамбик (17 место) или в Уганду (39 место) для того, чтобы получить больше политических прав и/или построить карьеру в политической сфере.
В будущем правильным шагом для «ООН-женщины» при составлении политических карт «WomeninPolitics» совместно с Межпарламентским союзом будет расширение количества индикаторов оценки. Ведь для сохранения авторитетности понадобится большая объективность и наличие более сложного инструментария.
В данной ситуации хорошим решением будет заимствование наиболее удачных практик у других организаций, занимающихся данным вопросов. Один из примеров удачного измерения участия женщин в политике можно найти в Панарктическом отчете «Гендерное равенство в Арктике», выпущенном в мае 2021 г. Отчет является одним из результатов проекта по гендерному равенству в Арктике (GEA III), реализуемого под эгидой Рабочей группы по устойчивому развитию Арктического совета (SDWG), Программы председательства Исландии на 2019-2021 годы и под контролем Исландской арктической сети сотрудничества.
В Панарктическом отчете критерий политического участия включается в себя три компонента: 1) Региональный уровень (с разделением на исполнительную власть и законодательные органы). 2) Городской уровень. 3) Муниципальный уровень. (Рис. 11)
Разделение на уровни помогает отчету учесть разные сферы участия женщин в политике и дать им более точную оценку. Добавление такого индикатора, как, например, региональный уровень, в отчеты «ООН-женщины», где учитывалось бы количество женщин на руководящих должностях могло бы сделать общую карту более точной. С другой стороны, добавление любого индикатора из перечисленных имеет также временные издержки для получения данных от стран. Но в данном случае кажется вполне оправданным немного увеличить периодичность выпусков карты «Womeninpolitics» в пользу повышения её релевантности.
Другая возможная альтернатива заключается в поиске точек соприкосновения Индекса Человеческого Развития ООН и измерения «Womeninpolitics» (Женщины в политике) «ООН-женщины» совместно с Межпарламентским союзом. Ведь на данный момент получается, что они в определенной степени противоречат друг другу с точки зрения распределения стран и оценки уровня прав женщин внутри рейтингов. Сам по себе критерий гендерного равенства является лишь одной из составляющих совокупного Индекса Человеческого Развития. Возможно, стоит направить больше усилий на сотрудничество по данному вопросу для предоставления «ООН-женщины» более четкой картины по странам со стороны Программы Развития ООН.
В ходе проделанной работы также становится видна вся сложность определения понятий «политическое участие» и «политическое представительство» в современном мире, и тот факт, что в будущем необходимо проведение качественной работы по улучшению не только самой ситуации с политическими правами женщин в мире, но и улучшение методов измерения данного феномена.
Ведь чем точнее будет научная картина в данной сфере, тем более включенными будут в будущем женщины в политическую жизнь международного сообщества, что в итоге приведет к совершенствованию существующего миропорядка, который будет учитывать новые мнения и новые голоса.
При работе с отчетами было выявлено, что ранжирование данных карт является несколько ангажированным, так как использует всего лишь два индикатора – «Женщины на министерских должностях» и «Женщины в парламенте». Данные индикаторы не в полной мере отражают реальную политическую ситуацию с правами женщин по странам. Это подтверждает вторую гипотезу исследования — распределение стран по рейтингу происходит по принципу распределения, где отдельные индикаторы имеют большее влияние, чем другие.Тем не менее, другие межправительственные организации обращаются именно к этим картам для оценки и мониторинга ситуации с политическими правами женщин в той или иной стране. Ведь именно такая авторитетная организация, как ООН одной из первых объявила о важности включения женщин в политику. Именно ООН объявили 1975 год Международным годом женщин, что в дальнейшем способствовало проведению первой Всемирной женской конференции в Мехико также в 1975.Далее было проведено еще две конференции в 1980 и 1985 годах. Примечательно, что на конференции в Пекине 1995 года и в Найроби 1985 года среди участников были и Неправительственные Организации. «Тем самым при решении проблем женщин стала реализовываться идея многосторонней и многоуровневой дипломатии, когда наряду с государствами в выработке и реализации решений участвуют и другие акторы—НПО, бизнес.»
Данные проанализированных карт, хоть и являются репрезентативной и яркой инфографикой, но не в полной мере отражают существующую международную действительность. Ведь из этих данных следует, что в 2021 году для женщины будет лучше переехать из России (156 место в рейтинге) например, в Албанию (5 место), Мозамбик (17 место) или в Уганду (39 место) для того, чтобы получить больше политических прав и/или построить карьеру в политической сфере.
В будущем правильным шагом для «ООН-женщины» при составлении политических карт «WomeninPolitics» совместно с Межпарламентским союзом будет расширение количества индикаторов оценки. Ведь для сохранения авторитетности понадобится большая объективность и наличие более сложного инструментария.
В данной ситуации хорошим решением будет заимствование наиболее удачных практик у других организаций, занимающихся данным вопросов. Один из примеров удачного измерения участия женщин в политике можно найти в Панарктическом отчете «Гендерное равенство в Арктике», выпущенном в мае 2021 г. Отчет является одним из результатов проекта по гендерному равенству в Арктике (GEA III), реализуемого под эгидой Рабочей группы по устойчивому развитию Арктического совета (SDWG), Программы председательства Исландии на 2019-2021 годы и под контролем Исландской арктической сети сотрудничества.
В Панарктическом отчете критерий политического участия включается в себя три компонента: 1) Региональный уровень (с разделением на исполнительную власть и законодательные органы). 2) Городской уровень. 3) Муниципальный уровень. (Рис. 11)
Разделение на уровни помогает отчету учесть разные сферы участия женщин в политике и дать им более точную оценку. Добавление такого индикатора, как, например, региональный уровень, в отчеты «ООН-женщины», где учитывалось бы количество женщин на руководящих должностях могло бы сделать общую карту более точной. С другой стороны, добавление любого индикатора из перечисленных имеет также временные издержки для получения данных от стран. Но в данном случае кажется вполне оправданным немного увеличить периодичность выпусков карты «Womeninpolitics» в пользу повышения её релевантности.
Другая возможная альтернатива заключается в поиске точек соприкосновения Индекса Человеческого Развития ООН и измерения «Womeninpolitics» (Женщины в политике) «ООН-женщины» совместно с Межпарламентским союзом. Ведь на данный момент получается, что они в определенной степени противоречат друг другу с точки зрения распределения стран и оценки уровня прав женщин внутри рейтингов. Сам по себе критерий гендерного равенства является лишь одной из составляющих совокупного Индекса Человеческого Развития. Возможно, стоит направить больше усилий на сотрудничество по данному вопросу для предоставления «ООН-женщины» более четкой картины по странам со стороны Программы Развития ООН.
В ходе проделанной работы также становится видна вся сложность определения понятий «политическое участие» и «политическое представительство» в современном мире, и тот факт, что в будущем необходимо проведение качественной работы по улучшению не только самой ситуации с политическими правами женщин в мире, но и улучшение методов измерения данного феномена.
Ведь чем точнее будет научная картина в данной сфере, тем более включенными будут в будущем женщины в политическую жизнь международного сообщества, что в итоге приведет к совершенствованию существующего миропорядка, который будет учитывать новые мнения и новые голоса.
Подобные работы
- Проблемы участия женщин в процессе принятия политических решений: перспективы гуманитарного сотрудничества
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2022 - Проблемы участия женщин в процессе принятия политических решений:
перспективы гуманитарного сотрудничества
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ - АНАЛИЗ НА ОСНОВАНИИ НЕФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2023 - Международно-правовое обеспечение гендерного равенства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Гендерный аспект в управлении персоналом
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Социально-трудовые права женщин в России
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ (2004-2019
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Политико-правовые аспекты реализации личных прав женщин в странах БРИКС
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ В ПОЛИТИКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНСТИТУТОВ В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ООН)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020



