Введение 3
Раздел l: Теоретические и методологические основания исследования 8
1.1 Концепция практик в социальных науках 8
1.2. Пищевые практики в социологических исследованиях 15
1.3. Образовательная и социальная мобильность у студентов 20
Раздел II. Эмпирическая составляющая исследования 23
2.1. Разработка и дизайн исследования 23
2.2 Анализ эмпирических данных 26
2.3. Выводы 44
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение 53
За последние десятилетия становится понятно, что гастрономические привычки людей, которые являются центром внимания в исследованиях социологии и антропологии питания, имеют гораздо более широкое значение, чем предполагалось. Теперь практики питания изучаются не только социологами и антропологами, но и служат объектом исследований для психологов, экономистов, маркетологов. Все это указывает на то, что пища является сложным феноменом, требующим более глубокого изучения. Возникает такое исследовательское направление как «Foodstudies». Хотя точного аналога в русском языке для этого термина не существует, можно интерпретировать это как «исследования пищи».
Безусловно, в социальной антропологии существует масса важных проблем, связанных с социальными практиками. Этничность, родство, самоопределение личности и др. Однако, по моему мнению, практики питания являются значимыми, даже если на первый взгляд определяются как рутинные. Еда и все, что с ней связано, занимают базовое место в пирамиде потребностей Маслоу . Думаю, многие готовы согласиться с фразой: «Не всякий глубоко философский или этический вопрос хочется обсуждать на голодный желудок.»
Но дело не в базовом голоде, а в том, как еда конструирует нашу социальную реальность, как формирует и влияет на наше эмоциональное состояние, как пищевые практики оказывают влияние на других своих сородичей – на иные социальные практики. Социология питания (или социология еды) говорит о многих исследовательских вопросах, связанных с тем, как мы реализуем свои пищевые практики, и какое место в нашей жизни они занимают. Стрелка между пищевыми практиками и теми, кто их реализовывает (индивидами) – двусторонняя. Пищевые привычки формируются и трансформируются (из уже сформированных) во что-то новое под влиянием множества факторов: экономических, социальных, психологических и т.д. Однако, в свою очередь, сами практики оказывают на людей не меньшее влияние, что и делает эти «отношения» «взаимовлияющими».
Однако, есть ли какая- то корреляция между социальными группами людей, их социальными статусами и их привычками питания? Однозначно сказать сложно. Каждый «пищевой» опыт – индивидуален. Каждые несколько лет, особенно в первые годы жизни, человек проходит через глобальные изменения, которые трансформируют его личность, его быт, его повседневность. Наиболее сильным таким изменениям, на наш взгляд, подвергается студенчество.
Бывшие школьники не только обретают новый социальный статус, становясь полноценными членами данной социально-демографической группы, но и также многие из них сталкиваются с абсолютно новой социальной реальностью, следствием которой является переезд из одного города проживания в другой с целью получения образования.
Иногородние студенты – это полноценная социальная группа, которая сталкивается с настоящим жизненным испытанием в виде формирования новой социальной реальности, результат которого чаще всего заключается в обретении определенного количества навыков, необходимых для функционирования в обществе без каких-либо видимых отклонений. Такая серьезная смена обстановки очевидно трансформирует многие социальные практики студентов, в том числе и повседневные практики питания.
Целью данного исследования является выявить, как именно трансформировались пищевые практики студентов-выпускников с момента смены жительства. Выявить, какие факторы оказали на это большее влияние, как они связаны с другими социальными практиками студентов, связанными с разными сферами их жизни.
Таким образом, объектом исследования являются иногородние студенты-выпускники. Предметом исследования в свою очередь являются пищевые практики у иногородних студентов. Иногородними студентами считаются студенты, которые родились и выросли в России, но переехали после окончания школы в Санкт-Петербург из своего родного города с целью получения образования. Студенты-выпускники – это студенты, которые заканчивают бакалавриат.
Исходя из вышесказанного, возникают следующие гипотезы:
1) Повседневные пищевые практики человека напрямую связаны с эмоциональным состоянием человека;
2) Пандемия COVID-19 оказала существенное влияние на трансформацию пищевых привычек индивидов;
3) Современная молодежь воспринимает традиционный формат приготовления пищи как способ «эмоциональной разрядки», особый ритуал, лишенный первоначального смысла – банальное утоление голода;
4) Окружение человека, в частности соседство с другими индивидами, оказывает существенное влияние на трансформацию пищевых практик человека;
5) В состоянии «удаленности» от семьи индивиду хочется чаще воспроизводить пищевые практики, которые он реализовывал дома.
Исходя из вышеперечисленного задачами исследования выступают:
1) Продемонстрировать теоретические концепции, позволяющие анализировать социальные практики студентов, конструирующие их социальную реальность; продемонстрировать теоретические концепции, которые рассматривают пищевые привычки в дискурсах с точки зрения социологического и антропологического знания;
2) На примере опыта информантов определить, как трансформировались пищевые практики у студентов, выявить основные факторы, повлиявшие на это;
3) Проанализировать гипотезы и определить, какие из них соответствуют действительности в рамках исследовательской работы.
Теоретическая основа работы
Теоретическую основу исследования составляют концепция практики П.Бурдье, понятие социальных практик в дискурсе Э.Гидденса, теория структурирования повседневности Ф. Броделя, социальное конструирование реальности Т. Лукмана и П. Бергера, а также свойства социальных практик Г. Гарфинкеля.
Методология и методика исследования
Исследование выполнено в качественной стратегии. Основным методом сбора данных было глубинное интервью с информантами. Для проведения глубинного интервью был разработан гайд, состоящий из 7-ми различных блоков, затрагивающих темы пищевых практик. Исследователь встречался лично или созванивался с информантом и проводил интервью. Вся беседа записывалась на диктофон. Важно отметить, что в основе разработанного гайда лежит саморефлексия исследователя о трансформации привычек питания в течение 4-х лет проживания удаленно от семьи, которая находится в другом городе. 4 года отдельного проживания связаны с 4х годичным периодом получения высшего образования в университете. Т.к. исследователь является студенткой-выпускницей бакалавриата, было интересно рассмотреть трансформации пищевых практик именно у студентов-выпускников бакалавриата, т.к. по мнению исследователя практики данной демографической группы наиболее подвержены трансформациям.
В исследовании участвовало 7 студентов-выпускников бакалавриата, сбор данных проходил в период с января по апрель 2022 года.
Такой формат разработки гайда позволил выделить основные факторы, под воздействием которых и произошла трансформация привычек питания. Полученные данные легли в основу эмпирической базы исследования.
Пищевые привычки и пристрастия формируются в результате взаимодействия многих факторов: физических, психологических и культурных. В настоящее время признается важность психологического отношения к питанию, восприятию данной практики как целостного феномена, который оказывает существенное влияние на конструирование социальной реальности человека.
Представленная работа была посвящена трансформации пищевых практик у иногородних студентов, где пищевые практики рассматривались как социальные практики в контексте повседневности, которые оказывают влияние на социальную реальность индивидов и сами изменяются под воздействием экономических, культурных, социальных и др. факторов.
Базовой теоретической концепцией выступали теория социальных практик П.Бурдье и теория структурирования повседневности Ф. Броделя. Также в работе были рассмотрены и другие теоретические концепции на данную тему.
Итак, первая глава была посвящена рассмотрению теоретических и методологических концепций, которые являются теоретической базой исследования. В ней рассматривались социальные практики в рамках «гуманистического поворота», который предполагает рассматривать человеческую повседневность не только на макро, но и на микроуровне -- таким образом исследователи смогут найти больше ответов на вопросы об изменениях в социальных структурах общества. Также в главе освещается феномен социологии еды, где пищевые практики и все, что с ними связано, рассматриваются как новый предмет, вокруг которого выстраиваются исследования в рамках социологического и антропологического дискурсов. В данных исследованиях практики питания рассматриваются как сложная и структурированная система. Также освещались вопросы, связанные с образовательной мобильностью у студентов, т.к. объектом исследования являются иногородние студенты из других городов, обучающиеся в Санкт-Петербурге.
Во второй главе приведены результаты эмпирического исследования, посвященного трансформации пищевых практик у иногородних студентов. Был проведен анализ глубинных интервью со студентами-выпускниками бакалавриата, переехавшими из родного города в Санкт-Петербург с целью получения образования. На основе анализа были выявлены основные изменения, которые произошли с пищевыми практиками информантов. Также были выделены основные факторы влияния, которые оказали наибольшее воздействие на трансформацию практик пищи.
В заключение хотелось бы сделать небольшое пояснение -- пищевые предпочтения и отказы в еде становятся частью имиджа молодых людей, способом идентификации себя с определённым сообществом, культурой или субкультурой[Носкова, 2014: 62]. Говоря о современных практиках питания студентов, уместно вспомнить классическую метафору «лодка на аллеях парка», которую ввёл в социальную науку известный шведский социолог Пер Монсон. По словам учёного, она описывает «отношение между обществом как упорядоченной структурой, или системой, и действующими в ней индивидами... С одной стороны, все свободны... Но, с другой стороны, индивиды всегда поступают вполне определённым образом» [Монсон, 1994; 32].
1. Бурдьё П. Практический смысл / Пер. с фр.: А.Т. Бикбов, К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко; Отв. ред. пер. и Послесл. Н.А. Шматко. — СПб.: Алетейя, М.: «Институт экспериментальной социологии», 2001 г.
2. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное // Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм: XV-XVIII вв.: в 3-х т. М.: Прогресс, 1986. Т. 1.
3. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология . 2005. Т. 6 . № 3 . С. 25-48.
4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: Медиум, 1995.
5. Волков В. В. Теория практик / В. В. Волков, О. В. Хархордин. - Санкт-Петербург: Европ. ун-т в СПб, 2008.
6. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации.- 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2003.
7. Гарфинкель, Г. (2007) Исследования по этнометодологии. СПб. : Питер.
8. Розенберг Н.В. Структурирование культуры повседневности: методологические подходы // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2010. №2.
9. Шугальский С.С. Социальные практики: интерпретация понятия // Знание. Понимание. Умение. 2012. №2.
10. Шматко Н.А. На пути к практической теории практики. Послесловие // Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001. С. 548–562.д
11. Зиммель Г. Социология трапезы // Социология: теория, методы, маркетинг, 2010. № 4. С. 187–192.
12. Веселов Ю.В. Современная социальная система питания // ЖССА. 2015. №1.
13. Носкова А.В. Питание: методологические подходы к исследованию и повседневные практики // Вестник МГИМО. 2014. №6 (39).
14. Носкова А.В. Питание как объект социологии и маркер социального неравенства // Вестник Института социологии. 2015. №3 (14).
15. Ирина Троцук Социологическая «калорийность»: кулинарное, культурное и пространственное «измерения» еды // Социологическое обозрение. 2018. №1.
16. Карпова Д.Н. Еда как контркультура или движение антикапитализма // Вестник Института социологии. 2015. №3 (14).
17. Фещенко А.В. Инновационный подход в социологии еды: стили питания как фактор социальной структурации // Инновации и инвестиции. 2014. №8.
18. Музычук Т.Л, Анохов И.В., Зыкова В.А. Образовательная мобильность студентов региональных вузов России // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2018. №4.
19. Епихина Ю.Б. Образовательная мобильность и первое место работы // Научный результат. Социология и управление. 2017. №4 (14).
20. Бринев Н.С. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования / Н.С. Бринев. – Омск, 2004. – С.31-34.
21. Канарш Григорий Юрьевич Мультикультурализм: социальная концепция и социальные практики // Знание. Понимание. Умение. 2011. №1.
22. Карпова Дарья Николаевна Еда: трансформация в электронно-сетевых общностях // Вестник МГИМО. 2014. №4 (37).
23. Антонова Н.Л., Пименова О.И. Гастрономические практики как предмет социологического анализа: направления исследований // Дискуссия. 2016. №2 (65).
24. Т. М. Дридзе Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Россия реформирующаяся. 2001. №1.
25. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. (2001) Социология : в 3 т. М. : Инфра-М. Т. 3 // Социальные институты и процессы.
26. Иванова Н.А. Социальные практики: условие возможности, сущность и многообразие форм // Вестник ЧелГУ. 2014. №17 (346).
27. Зарубина Н.Н. Трансформации практик питания в современной России: детерминанты // Вестник МГИМО. 2014. №6 (39).
28. Сохань И.В. Трансформации современной гастрономической культуры и тоталитет фастфуда // Экономическая социология. 2013. №5.
29. Ковальжина Л.С. Социальные практики здоровьесбережения и модели поведения студентов в условиях инфодемии covid-19 // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2021. №1.
30. Ганскау Е.Ю., Минина В.Н., Семенова Г.И. Гронов Ю.Е. Повседневные практики питания жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области // ЖССА. 2014. №1.
31. Минина В.Н., Иванова М.С., Ганскау Е.Ю. Здоровое питание в контексте повседневной жизни россиян // ЖССА. 2018. №4.
32. Santich B. (1994) Good for you: beliefs about food and their relation to eating habits. Australian Journal ofNutritionandDietetics, 51: 68-73.
33. Антонова Н.Л., Хафизова В.Р. Город как сцена молодежного активизма: локальные практики в условиях пандемии // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №6.
34. Зайцева А.Т. Повседневность как исследовательская проблема // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2013 г. – №2(10). – С. 5-11.
35. Щербаков Г.А. Влияние и последствия пандемии covid-19: социально-экономическое измерение // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2021. №1.
36. Корнев В.В. Проблематизация категории «Повседневность» // Известия АлтГУ. 2008. №2.).
37. Сохань И.В. Как исследовать гастрономическое? К вопросу о дефинициях и подходах // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2013. №1 (9).
38. Кравченко С.А. Становление сложного социума: за гуманистический поворот // Вестник МГИМО. 2013. №6 (33).
39. Дрожжина Н.А., Максименко Л.В. Организация питания студентов // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2013. №1.
40. Ortner Sh. Theory in Anthropology since the sixties / Sh. Ortner // Comparative Studies in Society and History. – 1984. – Vol. 26. – P. 126–166.