Функционально-семантические особенности русских прилагательных со значением оценки
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОПИСАНИЯ РУССКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
1.1. Имя прилагательное в русской грамматике
1.1.1. Прилагательное: определение и признаки
1.1.2. Виды прилагательных в русском языке
1.2. Синонимия и антонимия в системе лексических объединений
1.2.1. Понятие «синонимического ряда»
1.2.2. Понятие «антонимического ряда»
1.3. Понятие о лексико-семантических группах
1.4. Семантика оценки в именах прилагательных
Выводы
ГЛАВА2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ СО ЗНАЧЕНИЕМ ОЦЕНКИ
2.1. Характеристика и объем исследуемого материала....................36
2.2. Семантический анализ прилагательных со значением оценки
2.3. Сопоставительный анализ прилагательных, описывающих
способность человека вступать в коммуникацию
2.3.1.Сопоставительный анализ русских синонимических прилагательных, описывающих черты характера человека со значением оценки способности общения
2.3.2.Частотный анализ прилагательных со значением оценки способности общения
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОПИСАНИЯ РУССКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
1.1. Имя прилагательное в русской грамматике
1.1.1. Прилагательное: определение и признаки
1.1.2. Виды прилагательных в русском языке
1.2. Синонимия и антонимия в системе лексических объединений
1.2.1. Понятие «синонимического ряда»
1.2.2. Понятие «антонимического ряда»
1.3. Понятие о лексико-семантических группах
1.4. Семантика оценки в именах прилагательных
Выводы
ГЛАВА2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ СО ЗНАЧЕНИЕМ ОЦЕНКИ
2.1. Характеристика и объем исследуемого материала....................36
2.2. Семантический анализ прилагательных со значением оценки
2.3. Сопоставительный анализ прилагательных, описывающих
способность человека вступать в коммуникацию
2.3.1.Сопоставительный анализ русских синонимических прилагательных, описывающих черты характера человека со значением оценки способности общения
2.3.2.Частотный анализ прилагательных со значением оценки способности общения
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Лексика, описывающая человека, является ядерной для любого национального языка. Интересующие нас прилагательные русского языка входят в обязательную программу изучения практического русского языка на всех этапах обучения, вместе с тем эти лексические единицы трудны для восприятия и усвоения иностранными учащимися в силу специфики семантики, синтагматических связей, прагматического компонента значения, стилистической дифференциации, национально-культурных особенностей употребления. [Астайкина 2008: 9]
Специальное исследование особенностей функционирования русских прилагательных со значением оценки, в частности оценки способности человека вступать в коммуникацию, очень важно, поскольку исследуемые прилагательные еще не были полностью изучены и описаны, поэтому могут представлять трудность в процессе усвоения данной темы иностранными учащимися.
Все выше перечисленное свидетельствует об актуальности работы.
Научная новизна работы заключается в попытке описания функционально-семантических особенностей русских прилагательных со значением оценки коммуникабельности человека в составе отдельной лексико-семантической группы; установления количественного состава группы и выделения её доминанты.
Цель работы – выявить и описать функционально-семантические особенности русских прилагательных со значением оценки способности человека вступать в коммуникацию.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть теоретическую базу исследования;
- из словарей русского языка отобрать прилагательные, описывающие коммуникабельность человека;
- из Национального корпуса русского языка выбрать контексты использования прилагательных, описывающих коммуникабельность человека.
- описать функционально-семантические особенности данных прилагательных;
- выявить сходства и различия использования русских прилагательных, описывающих коммуникабельность человека, на основе выбранных контекстов.
Объектом исследования выступают русские прилагательные, описывающие коммуникабельность человека.
Предмет исследования – особенности семантики и функционирования прилагательных, описывающих коммуникабельность человека.
Материал исследования – данные толковых, синонимических и антонимических словарей современного русского языка, данные Национального корпуса русского языка.
Методы и приемы исследования:
- описательный метод;
- метод направленной выборки из словарей;
- метод компонентного анализа;
- приём стилистической характеристики;
- приём частотной характеристики.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизировании знаний о специфике функционирования прилагательных, описывающих коммуникабельность человека.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования возможно использовать в практике преподавания русского языка как иностранного, при чтении лекционных курсов по лексикологии, при составлении учебных словарей и упражнений.
Гипотеза исследования: оценочное значение прилагательного определяется его семантикой и субъективным отношением говорящего.
Структура работы: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы.
Во Введении определены объект и предмет данного исследования, обосновываются актуальность и новизна выбранной темы, теоретическая и практическая значимость работы, представлены цель, задачи, методы, материал исследования, приведена гипотеза исследования.
В первой главе даны основные понятия, определения терминов, связанные с проблемами описания русских прилагательных со значением оценки коммуникабельности человека.
Вторая глава посвящена анализу прилагательных, описывающих коммуникабельность человека, их семантике и особенностям функционирования в различных контекстах.
В Заключении представлены основные результаты исследования, проведенного в данной работе.
Специальное исследование особенностей функционирования русских прилагательных со значением оценки, в частности оценки способности человека вступать в коммуникацию, очень важно, поскольку исследуемые прилагательные еще не были полностью изучены и описаны, поэтому могут представлять трудность в процессе усвоения данной темы иностранными учащимися.
Все выше перечисленное свидетельствует об актуальности работы.
Научная новизна работы заключается в попытке описания функционально-семантических особенностей русских прилагательных со значением оценки коммуникабельности человека в составе отдельной лексико-семантической группы; установления количественного состава группы и выделения её доминанты.
Цель работы – выявить и описать функционально-семантические особенности русских прилагательных со значением оценки способности человека вступать в коммуникацию.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть теоретическую базу исследования;
- из словарей русского языка отобрать прилагательные, описывающие коммуникабельность человека;
- из Национального корпуса русского языка выбрать контексты использования прилагательных, описывающих коммуникабельность человека.
- описать функционально-семантические особенности данных прилагательных;
- выявить сходства и различия использования русских прилагательных, описывающих коммуникабельность человека, на основе выбранных контекстов.
Объектом исследования выступают русские прилагательные, описывающие коммуникабельность человека.
Предмет исследования – особенности семантики и функционирования прилагательных, описывающих коммуникабельность человека.
Материал исследования – данные толковых, синонимических и антонимических словарей современного русского языка, данные Национального корпуса русского языка.
Методы и приемы исследования:
- описательный метод;
- метод направленной выборки из словарей;
- метод компонентного анализа;
- приём стилистической характеристики;
- приём частотной характеристики.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизировании знаний о специфике функционирования прилагательных, описывающих коммуникабельность человека.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования возможно использовать в практике преподавания русского языка как иностранного, при чтении лекционных курсов по лексикологии, при составлении учебных словарей и упражнений.
Гипотеза исследования: оценочное значение прилагательного определяется его семантикой и субъективным отношением говорящего.
Структура работы: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы.
Во Введении определены объект и предмет данного исследования, обосновываются актуальность и новизна выбранной темы, теоретическая и практическая значимость работы, представлены цель, задачи, методы, материал исследования, приведена гипотеза исследования.
В первой главе даны основные понятия, определения терминов, связанные с проблемами описания русских прилагательных со значением оценки коммуникабельности человека.
Вторая глава посвящена анализу прилагательных, описывающих коммуникабельность человека, их семантике и особенностям функционирования в различных контекстах.
В Заключении представлены основные результаты исследования, проведенного в данной работе.
В данной выпускной квалификационной работе рассмотрены основные теоретические положения, касающиеся изучения русских прилагательных со значением оценки способности человека вступать в коммуникацию. В первой главе были описаны разряды прилагательных, изучены вопросы, связанные с синонимией и антонимией, лексико-семантическими группами прилагательных.
В данной работе прилагательные рассматриваются как часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и представляющая это значение в словоизменительных категориях рода, числа и падежа.
Проведенное в работе исследование позволило выявить особенности семантики и функционирования прилагательных, описывающих коммуникабельность человека.
Семантический анализ прилагательных выявляет связь между семантикой прилагательных и их оценочным значением. Оценочное значение прилагательных зависит в основном от их собственной семантики, а также от отношения говорящего (автора) к происходящему. Если семантика прилагательного напрямую связана с хорошими или плохими качествами человека, то оно обычно имеет оценочное значение. Только контекст позволяет определить, каким именно будет это оценочное значение (нейтральное, положительное, отрицательное).
Оценочное значение также влияет на взаимозаменяемое использование синонимичных прилагательных. Необходимым условием взаимозаменяемости прилагательных-синонимов является их стилистическая принадлежность, семантическое значение. Именно эти факторы влияют и на частоту употребления прилагательных в Национальном корпусе русского языка.
Проведенное исследование прилагательных со значением оценки способности человека вступать в коммуникацию позволяет систематизировать знания о специфике функционирования данной группы прилагательных.
В данной работе прилагательные рассматриваются как часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и представляющая это значение в словоизменительных категориях рода, числа и падежа.
Проведенное в работе исследование позволило выявить особенности семантики и функционирования прилагательных, описывающих коммуникабельность человека.
Семантический анализ прилагательных выявляет связь между семантикой прилагательных и их оценочным значением. Оценочное значение прилагательных зависит в основном от их собственной семантики, а также от отношения говорящего (автора) к происходящему. Если семантика прилагательного напрямую связана с хорошими или плохими качествами человека, то оно обычно имеет оценочное значение. Только контекст позволяет определить, каким именно будет это оценочное значение (нейтральное, положительное, отрицательное).
Оценочное значение также влияет на взаимозаменяемое использование синонимичных прилагательных. Необходимым условием взаимозаменяемости прилагательных-синонимов является их стилистическая принадлежность, семантическое значение. Именно эти факторы влияют и на частоту употребления прилагательных в Национальном корпусе русского языка.
Проведенное исследование прилагательных со значением оценки способности человека вступать в коммуникацию позволяет систематизировать знания о специфике функционирования данной группы прилагательных.



