ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА ОЦЕНОЧНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ МИКРОБЛОГА TWITTER
|
Введение
ГЛАВА 1 Теоретические основы исследования 5
1.1 Лингвистические проблемы изучения Интернет-коммуникации 5
1.1.1 Интернет-коммуникация: определение, особенности, виды 5
1.1.2 Блог как вид Интернет-коммуникации: определение, функции, виды 12
1.2 Свойства оценки как предмета лингвистического исследования 15
1.2.1 Взаимосвязь понятий «оценка» и «ценность», «оценочность» и «оценочное высказывание». 15
1.2.2 Структура и шкала оценки 20
1.2.3 Соотношение понятий «оценочности», «эмотивности» и «эмоциональности» и «экспрессивности» 24
ВЫВОДЫ 29
ГЛАВА 2 Комплексный анализ функциональной семантики оценочных высказываний в микроблоге Twitter 32
2.1 Структурная организация записей микроблога Twitter 32
2.2 Положительная оценка 34
2.2.1 Высказывания положительной самооценки 35
2.2.2 Невербальные способы выражения положительной самооценки 44
2.2.3 Высказывания положительной ситуационной оценки 48
2.2.4 Невербальное выражение положительной самооценки 55
2.3 Отрицательная оценка 60
2.3.1 Высказывания отрицательной самооценки 60
2.3.2 Невербальное выражение отрицательной самооценки 68
2.3.3 Высказывания отрицательной ситуационной оценки 72
2.2.4 Невербальное выражение отрицательной ситуационной оценки 80
ВЫВОДЫ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
Список научной литературы 91
Список электронных источников 97
Список лексикографических источников 97
Список использованных сокращений 98
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основы исследования 5
1.1 Лингвистические проблемы изучения Интернет-коммуникации 5
1.1.1 Интернет-коммуникация: определение, особенности, виды 5
1.1.2 Блог как вид Интернет-коммуникации: определение, функции, виды 12
1.2 Свойства оценки как предмета лингвистического исследования 15
1.2.1 Взаимосвязь понятий «оценка» и «ценность», «оценочность» и «оценочное высказывание». 15
1.2.2 Структура и шкала оценки 20
1.2.3 Соотношение понятий «оценочности», «эмотивности» и «эмоциональности» и «экспрессивности» 24
ВЫВОДЫ 29
ГЛАВА 2 Комплексный анализ функциональной семантики оценочных высказываний в микроблоге Twitter 32
2.1 Структурная организация записей микроблога Twitter 32
2.2 Положительная оценка 34
2.2.1 Высказывания положительной самооценки 35
2.2.2 Невербальные способы выражения положительной самооценки 44
2.2.3 Высказывания положительной ситуационной оценки 48
2.2.4 Невербальное выражение положительной самооценки 55
2.3 Отрицательная оценка 60
2.3.1 Высказывания отрицательной самооценки 60
2.3.2 Невербальное выражение отрицательной самооценки 68
2.3.3 Высказывания отрицательной ситуационной оценки 72
2.2.4 Невербальное выражение отрицательной ситуационной оценки 80
ВЫВОДЫ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
Список научной литературы 91
Список электронных источников 97
Список лексикографических источников 97
Список использованных сокращений 98
ПРИЛОЖЕНИЕ
Комплексная характеристика коммуникативного поведения участников межличностной деятельности невозможна без учета оценочной составляющей. В эпоху глобализации и развития медийного взаимодействия появляется новый вид корреляции – Интернет-коммуникация. Специфика общения Интернет-пользователей в киберпространстве заключается не только в многообразии и полифункциональности этого типа коммуникации, позволяющего обслуживать все сферы социальной жизни общества, но и в представлении обширных возможностей для взаимодействия участников, выступающих в роли субъекта или объекта оценки.
Объектом исследования выступает лингвистическое содержание англоязычной блогплатформы Twitter, рассматриваемой в качестве одного из видов Интернет-коммуникации. Предметом исследования является функциональное проявление оценки в ограниченном текстовом пространстве (микротексте).
Актуальность выбора объекта анализа связана с тем, что в настоящее время изучение репрезентации оценки находится в центре внимания, так как посредством языка люди имеют возможность делиться своим эмоциональным опытом, осмысливать его, давать наименования и систематизировать. Актуальность также обусловлена популярностью микроблога Twitter как одного из главных видов мгновенного обмена информацией, а также отсутствием в лингвистической научной литературе комплексного исследования, где вопрос о роли оценки в микроблоге Twitter рассматривался бы в цельной системе.
Цель работы заключается в изучении функционально-семантической характеристики оценочных высказываний в условиях записей англоязычной блогплатформы Twitter. Поставленная цель требует решения следующих исследовательских задач:
1. Изучить структурно-синтаксические особенности организации текста в записях микроблога Twitter;
2. Классифицировать виды оценочных высказываний по выражению положительной или отрицательной оценки, а также в зависимости от направленности вектора оценки;
3. Провести количественные подсчеты различных типов оценочных высказываний и сравнить их процентное соотношение;
4. Систематизировать наиболее важные характеристики оценочных высказываний и выявить их количественную дистрибуцию и процентное соотношение;
5. Определить невербальные способы выражения оценки в записях микроблога Twitter;
6. Выявить соотношение типов невербального выражения оценки и функциональных видов оценочных высказываний, а также рассмотреть их процентное соотношение.
В соответствии с целью и поставленными задачами исследования основными методами комплексной методики лингвистического анализа являются: метод сплошной выборки; контекстуально-интерпретативный метод; метод дефиниционного анализа; структурно-семантический анализ; прагматический анализ; метод количественного подсчета.
Материалом для исследования послужило 471 высказывание, полученное методом сплошной выборки из записей микроблога Twitter, из них 157 примеров были проанализированы в данной работе.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней: 1) рассмотрены организационные особенности записей микроблога Twitter; 2) установлены методы оценочной репрезентации в условиях ограниченного объема текста; 3) предлагается подробная классификация оценочных высказываний с учетом вербальной или невербальной передачи оценки в рамках сжатой знаковой структуры на примере микроблога Twitter.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в разработку научного материала и служит дальнейшему развитию методики изучения новых лингвистических явлений в сфере виртуальной коммуникации, а в частности – описанию функциональной семантики оценочных высказываний в рамках блогплатформы Twitter.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования могут быть применены в лекционных курсах по прагматике и лингвистике текста, по компьютерной лингвистике, по основам киберлингвистики, в спецкурсе по коммуникативной лингвистике, на практических занятиях по лингвостилистической интерпретации текста.
Результаты исследования прошли апробацию на XIX Международной конференции студентов-филологов (Санкт-Петербургский государственный университет, 18-22 апреля 2016 года), где автор выступил с докладом на тему «Высказывания положительной самооценки в контенте англоязычной версии микроблога Twitter» на заседании направления «Романо-германская филология: грамматика».
Объем и содержание работы. Поставленная цель и задачи исследования определили структуру работы, состоящей из введения, 2 глав, каждая из которых включает в себя несколько разделов и подразделов, соответствующих выводов к каждой главе, заключения, списков научной литературы, лексикографических и электронных источников, использованных сокращений и приложений. Первая глава описывает теоретические основы исследования, вторая глава посвящена лингвистическому анализу микрозаписей Twitter.
Объектом исследования выступает лингвистическое содержание англоязычной блогплатформы Twitter, рассматриваемой в качестве одного из видов Интернет-коммуникации. Предметом исследования является функциональное проявление оценки в ограниченном текстовом пространстве (микротексте).
Актуальность выбора объекта анализа связана с тем, что в настоящее время изучение репрезентации оценки находится в центре внимания, так как посредством языка люди имеют возможность делиться своим эмоциональным опытом, осмысливать его, давать наименования и систематизировать. Актуальность также обусловлена популярностью микроблога Twitter как одного из главных видов мгновенного обмена информацией, а также отсутствием в лингвистической научной литературе комплексного исследования, где вопрос о роли оценки в микроблоге Twitter рассматривался бы в цельной системе.
Цель работы заключается в изучении функционально-семантической характеристики оценочных высказываний в условиях записей англоязычной блогплатформы Twitter. Поставленная цель требует решения следующих исследовательских задач:
1. Изучить структурно-синтаксические особенности организации текста в записях микроблога Twitter;
2. Классифицировать виды оценочных высказываний по выражению положительной или отрицательной оценки, а также в зависимости от направленности вектора оценки;
3. Провести количественные подсчеты различных типов оценочных высказываний и сравнить их процентное соотношение;
4. Систематизировать наиболее важные характеристики оценочных высказываний и выявить их количественную дистрибуцию и процентное соотношение;
5. Определить невербальные способы выражения оценки в записях микроблога Twitter;
6. Выявить соотношение типов невербального выражения оценки и функциональных видов оценочных высказываний, а также рассмотреть их процентное соотношение.
В соответствии с целью и поставленными задачами исследования основными методами комплексной методики лингвистического анализа являются: метод сплошной выборки; контекстуально-интерпретативный метод; метод дефиниционного анализа; структурно-семантический анализ; прагматический анализ; метод количественного подсчета.
Материалом для исследования послужило 471 высказывание, полученное методом сплошной выборки из записей микроблога Twitter, из них 157 примеров были проанализированы в данной работе.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней: 1) рассмотрены организационные особенности записей микроблога Twitter; 2) установлены методы оценочной репрезентации в условиях ограниченного объема текста; 3) предлагается подробная классификация оценочных высказываний с учетом вербальной или невербальной передачи оценки в рамках сжатой знаковой структуры на примере микроблога Twitter.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в разработку научного материала и служит дальнейшему развитию методики изучения новых лингвистических явлений в сфере виртуальной коммуникации, а в частности – описанию функциональной семантики оценочных высказываний в рамках блогплатформы Twitter.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования могут быть применены в лекционных курсах по прагматике и лингвистике текста, по компьютерной лингвистике, по основам киберлингвистики, в спецкурсе по коммуникативной лингвистике, на практических занятиях по лингвостилистической интерпретации текста.
Результаты исследования прошли апробацию на XIX Международной конференции студентов-филологов (Санкт-Петербургский государственный университет, 18-22 апреля 2016 года), где автор выступил с докладом на тему «Высказывания положительной самооценки в контенте англоязычной версии микроблога Twitter» на заседании направления «Романо-германская филология: грамматика».
Объем и содержание работы. Поставленная цель и задачи исследования определили структуру работы, состоящей из введения, 2 глав, каждая из которых включает в себя несколько разделов и подразделов, соответствующих выводов к каждой главе, заключения, списков научной литературы, лексикографических и электронных источников, использованных сокращений и приложений. Первая глава описывает теоретические основы исследования, вторая глава посвящена лингвистическому анализу микрозаписей Twitter.
Данная работа посвящена изучению функциональной семантики ОВ в контенте микроблога Twitter и выявлению наиболее характерных способов оценочной репрезентации.
Стремительное развитие Глобальной Сети привело к возникновению новой социокультурной среды взаимодействия – виртуальной реальности. Традиционный процесс межличностной коммуникации в компьютерном пространстве осуществляется по схеме «отправитель – компьютер – получатель». Первостепенной чертой Интернет-общения является то, что оно представляет собой комбинацию устной и письменной форм коммуникации, что ведет к новым видам обмена и передачи информации. К самым распространенным видам компьютерного общения, являющимся продуктом Интернета причислены чаты, форумы, комментарии, социальные сети и блоги. К другим характеристикам ИК относятся: гипертекстовая организация материала, выраженная в виде внутренних и внешних ссылок; возникновение нового стиля речевого поведения – Интернет-дискурса; отсутствие строгих регламентов представления информации; широкие возможности для самореализации и самопрезентации, реализующиеся в Интернете за счет анонимности виртуальной личности, а также поликодовость и мультимедийность компьютерных текстов.
Комплексная характеристика ИК невозможна без учета оценочной составляющей. Категория оценки находит свое отражение в различных языковых функциях и проявляется в лингвистике через выражение положительного или отрицательного отношения говорящего к рассматриваемому объекту. Оценка обладает особой структурой, которая представляется сложной системой, содержащей обязательные и факультативные компоненты. К обязательным относятся субъект и объект оценки, которые связаны предикатом. В естественном языке структура оценки содержит ряд других компонентов, а именно интенсификаторы и деинтенсификаторы, классификаторы, мотивировки сравнения и др. Когда ОВ оказывает воздействие на реципиента, эмоции, испытываемые адресантом, манифестируют его внутреннее состояние, поэтому эмоция и оценка рассматриваются как единый эмоционально-оценочный элемент. Для усиления выразительности и оказания сильного воздействия на реципиента при осуществлении коммуникации, адресант прибегает к экспрессивности.
В результате анализа блогплатформы Twitter, было определено, что данный Интернет-портал работает в режиме микроблога на основании регламента объема публикуемых записей. Далее мы рассмотрели организацию записей микроблога Twitter и к ключевым элементам отнесли аватар и никнейм пользователя, информацию о дате и публикации МТ, внутренние и внешние ссылки, медиаданные, варианты действий с сообщением и возможность комментирования.
В ходе исследования удалось выявить диспозицию положительных и отрицательных ОВ, которые на основании референции делятся на самооценочные и ситуационные. В самооценочных высказываниях объект и субъект оценивания совпадают (S=O), в ситуационных дифференцированы (S≠O). Количественный анализ показал, что, несмотря на традиционное превалирование отрицательной оценки, в условиях англоязычного микроблога преобладает установка на позитивное изложение эмоций. Проведение классификации ОВ положительной оценки позволило выявить следующие группы: ВПС радости, ВПС самовосхваления, ВПС радостного удивления и апеллятивные ВПС; ВПСт радости, ВПСт похвалы, ВПСт восхищения, ВПСт радостного удивления, апеллятивные ВПСт. Систематизация ОВ негативной оценки позволило выявить ВПО недовольства, ВОС жалобы, ВОС негативного удивления, апеллятивные ВОС; ВОСт недовольства, ВОСт критики, ВОСт порицания, ВОСт негативного удивления и апеллятивные ВОСт. Также мы выявили, что полная или частичная репрезентация оценки посредством невербальных методов осуществляется благодаря особой пунктуации, графическим изменениям и употреблению графических индикаторов эмоционального состояния.
Разработанная в работе на материале англоязычной версии микроблога Twitter проблематика имеет дальнейшие перспективы развития, так как наше исследование охватывает лишь самые яркие и распространенные способы проявления ФС. Кроме того, режим работы микроблога Twitter подразумевает постоянное обновление публикуемых сообщений, что создает безграничный материал для дальнейших исследований. Также нам представляется необходимым проанализировать и иные способы невербального проявления оценки. Мы надеемся, что выявление и рассмотрение других способов оценочной репрезентации в микроблоге станет целью и объектом наших последующих работ в этой области.
Стремительное развитие Глобальной Сети привело к возникновению новой социокультурной среды взаимодействия – виртуальной реальности. Традиционный процесс межличностной коммуникации в компьютерном пространстве осуществляется по схеме «отправитель – компьютер – получатель». Первостепенной чертой Интернет-общения является то, что оно представляет собой комбинацию устной и письменной форм коммуникации, что ведет к новым видам обмена и передачи информации. К самым распространенным видам компьютерного общения, являющимся продуктом Интернета причислены чаты, форумы, комментарии, социальные сети и блоги. К другим характеристикам ИК относятся: гипертекстовая организация материала, выраженная в виде внутренних и внешних ссылок; возникновение нового стиля речевого поведения – Интернет-дискурса; отсутствие строгих регламентов представления информации; широкие возможности для самореализации и самопрезентации, реализующиеся в Интернете за счет анонимности виртуальной личности, а также поликодовость и мультимедийность компьютерных текстов.
Комплексная характеристика ИК невозможна без учета оценочной составляющей. Категория оценки находит свое отражение в различных языковых функциях и проявляется в лингвистике через выражение положительного или отрицательного отношения говорящего к рассматриваемому объекту. Оценка обладает особой структурой, которая представляется сложной системой, содержащей обязательные и факультативные компоненты. К обязательным относятся субъект и объект оценки, которые связаны предикатом. В естественном языке структура оценки содержит ряд других компонентов, а именно интенсификаторы и деинтенсификаторы, классификаторы, мотивировки сравнения и др. Когда ОВ оказывает воздействие на реципиента, эмоции, испытываемые адресантом, манифестируют его внутреннее состояние, поэтому эмоция и оценка рассматриваются как единый эмоционально-оценочный элемент. Для усиления выразительности и оказания сильного воздействия на реципиента при осуществлении коммуникации, адресант прибегает к экспрессивности.
В результате анализа блогплатформы Twitter, было определено, что данный Интернет-портал работает в режиме микроблога на основании регламента объема публикуемых записей. Далее мы рассмотрели организацию записей микроблога Twitter и к ключевым элементам отнесли аватар и никнейм пользователя, информацию о дате и публикации МТ, внутренние и внешние ссылки, медиаданные, варианты действий с сообщением и возможность комментирования.
В ходе исследования удалось выявить диспозицию положительных и отрицательных ОВ, которые на основании референции делятся на самооценочные и ситуационные. В самооценочных высказываниях объект и субъект оценивания совпадают (S=O), в ситуационных дифференцированы (S≠O). Количественный анализ показал, что, несмотря на традиционное превалирование отрицательной оценки, в условиях англоязычного микроблога преобладает установка на позитивное изложение эмоций. Проведение классификации ОВ положительной оценки позволило выявить следующие группы: ВПС радости, ВПС самовосхваления, ВПС радостного удивления и апеллятивные ВПС; ВПСт радости, ВПСт похвалы, ВПСт восхищения, ВПСт радостного удивления, апеллятивные ВПСт. Систематизация ОВ негативной оценки позволило выявить ВПО недовольства, ВОС жалобы, ВОС негативного удивления, апеллятивные ВОС; ВОСт недовольства, ВОСт критики, ВОСт порицания, ВОСт негативного удивления и апеллятивные ВОСт. Также мы выявили, что полная или частичная репрезентация оценки посредством невербальных методов осуществляется благодаря особой пунктуации, графическим изменениям и употреблению графических индикаторов эмоционального состояния.
Разработанная в работе на материале англоязычной версии микроблога Twitter проблематика имеет дальнейшие перспективы развития, так как наше исследование охватывает лишь самые яркие и распространенные способы проявления ФС. Кроме того, режим работы микроблога Twitter подразумевает постоянное обновление публикуемых сообщений, что создает безграничный материал для дальнейших исследований. Также нам представляется необходимым проанализировать и иные способы невербального проявления оценки. Мы надеемся, что выявление и рассмотрение других способов оценочной репрезентации в микроблоге станет целью и объектом наших последующих работ в этой области.



