ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ И ЕВРОСОЮЗА ДО 2014 ГОДА 9
1.1 Формирование политико-правовой основы отношений 9
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КРЫМСКИХ СОБЫТИЙ 2014 ГОДА МОСКВОЙ И БРЮССЕЛЕМ 34
2.1 Официальная позиция действий РФ 37
2.2 Реакция и позиция ЕС и стран мирового сообщества 43
ГЛАВА 3. «КРЫМСКИЙ ВОПРОС» ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РФ И ЕС: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ 51
3.1. Направления сотрудничества 51
3.1.1 Политическое сотрудничество 51
3.1.2 Отраслевое сотрудничество 53
3.1.3 Реализация совместных проектов и культурный аспект сотрудничества 62
3.2 Перспективы 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 78
Начиная с конца 2013 – начала 2014гг. внимание всех стран мирового сообщества было приковано к событиям, происходящим на территории Украины. В результате антиконституционной смены власти в стране и общественно-политического кризиса Автономная Республика Крым в одностороннем порядке приняла Декларацию о независимости и выразила намерение присоединиться к Российской Федерации. По результатам референдума и заключенного между Россией и Крымом договора Российская Федерация пополнилась двумя новыми субъектами – Республикой Крым и городом федерального значения Севастополь.
Присоединение Республики Крым и города Севастополь к Российской Федерации стало определяющим фактором, оказавшим негативное влияние на современное состояние отношений между Россией и Европейским Союзом. В результате событий весны 2014г. как со стороны Европейского Союза, так и со стороны России были введены санкции, под действие которых попали ключевые сферы российско-европейских отношений: были приостановлены практически все каналы политического сотрудничества, осложнено экономическое взаимодействие, а также сохраняется риторика взаимного недоверия сторон в отношении друг друга.
Несмотря на это, европейский вектор развития остается важным региональным приоритетом развития внешнеполитического курса России. Россию и ЕС объединяет не только территориальная близость и общность культур, но также и схожесть взглядов на современное мироустройство и развитие международных отношений. Потенциал для двустороннего сотрудничества остается чрезвычайно велик: рынки России и Евросоюза являются взаимно привлекательными, поэтому обе стороны проявляют устойчивый интерес к построению прочных экономических и производственных связей, развитию научно-технических и инфраструктурных проектов.
В результате политического кризиса двусторонних отношений, спровоцированного Крымским вопросом, возникает необходимость детального изучения современной динамики отношений России и Евросоюза как одного из ключевых партнеров России и их перспектив.
Все вышеперечисленное свидетельствует об актуальности рассматриваемой темы и ее практической значимости.
Основной массив изученных для работы материалов состоит из источников первичной литературы. Определяющее значение для работы имеют нормативно-правовые акты органов государственной власти России, такие как Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым от 18 марта 2014 года ; ФЗ 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» ; Постановления Европейского Совета относительно ограничительных мер в отношении Российской Федерации и Республики Крым в результате действий, подрывающих или угрожающих территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины, а также поправки к ним и мн.др. Международно-правовые акты: статья 1 Устава ООН , Декларация о принципах международного права 1970г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975г.. Многочисленные заявления политических и государственных деятелей – Владимира Путина, Главы Республики Крым Сергея Аксенова, Председателя Европейского совета Хермана Ван Ромпёй и Председателя Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу, Федерики Могерини и др.
Литература представлена: сообщениями средств массовой информации российских и зарубежных информационных агентств: РБК, РИА Новости, ТАСС, REUTERS, Die Presse, Deutsche Welle и др., информационными материалами с сайтов Представительства Европейского Союза в Российской Федерации и Постоянного представительства Российской Федерации при Европейском Союзе, а также официальных сайтов Организации Объединенных Наций, Президента России, Государственного совета Республики Крым, публикации Европейской службы внешних связей и др.
Новизна рассматриваемой проблемы обуславливает ее сравнительно невысокую степень изученности в научной литературе. Основные работы по теме представлены в виде докладов, коллективных исследований, научных статей и аналитических материалов по теме российско-европейских отношений в целом и их отдельных аспектов. В частности довольно хорошо изученными аспектами являются: политико-правовые основы сотрудничества России и ЕС (работы Громыко Ал.А., Бусыгиной И.М., Энтина К.В., Фленлей П., Тиммермана Х. и др.), состояние энергетического диалога (работы Романовой Т.А., Вестфаль К ., Вольчук К. и др.), сотрудничество в сфере безопасности (работы Хауккала Х., Этланда К., Брейтвейта Р., и др.), а также фактор постсоветского пространства в контексте двусторонних взаимоотношений (работы Изотова А.В., Трещенкова Е.Ю., Худолея К.К., Загорского А., Хауккала Х. и др.)
Предметом исследования является отношения между Россией и Европейским Союзом.
Объектом – проблемы российско-европейского сотрудничества в контексте Крымского вопроса.
Целью представленной работы является оценка современного состояния российско-европейских отношений под влиянием Крымского вопроса, а также их перспектив.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. анализ состояния российско-европейских отношений до кризиса 2014г., определение основных направлений сотрудничества, их результативности и проблем;
2. проведение сравнительного анализа позиций сторон по вопросу крымских событий
3. анализ современного состояния отношений России и Евросоюза по ключевым направлениям сотрудничества, выявление их перспектив.
Методологический аппарат настоящей работы представлен следующими методами: метод системного и сравнительного анализа, метод наблюдения и прогнозирования.
Для задачи анализа взаимоотношений России и Европейского Союза до 2014г. применяется метод системного анализа: сбор и анализ документов, составляющих политико-правовую базу, выделение и обобщение основных направлений сотрудничества и ключевых проблемы двусторонних отношений.
Для задачи описания оценок крымских событий Россией и Европейским Союзом применяется метод сравнительного анализа.
Для задачи описания современного состояния отношений России и Евросоюза по ключевым направлениям сотрудничества используется метод наблюдения и метод прогнозирования – для выявления перспектив двусторонних отношений.
В результате проделанной работы удалось оценить современное состояние российско-европейских отношений под влиянием Крымского вопроса и сформулировать следующие выводы:
Сотрудничество Европейского Союза и Российской Федерации на протяжении рассматриваемого нами периода с 1994 по 2014гг. было отмечено противоречивыми особенностями – с одной стороны, значительный прогресс в вопросах реализации совместных проектов, направленных на сближение во многих отраслях сотрудничества, и, с другой, – наличие серьезных проблем и противоречий, вставших на пути построения согласованной политики.
Институциональные основы сотрудничества были оформлены Соглашением о партнерстве и сотрудничестве 1994г., которое заложило основы для политического, экономического, социального, финансового и культурного взаимодействия России и ЕС. Для достижения практической реализации сотрудничества в 2005г. были учреждены концепции по построению четырех Общих пространств в сфере экономики; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки, образования и культуры.
Наибольших успехов удалось достичь: в рамках Энергетического диалога, учрежденного в 2000г., Политического диалога, основным инструментом которого стали проводимые дважды в год саммиты Россия – ЕС, Диалога по защите окружающей среды, Диалога по визовым вопросам, в рамках которого были достигнуты Соглашение по либерализации визового режима и реадмиссии, приграничному сотрудничеству, а также в вопросах образования и научно-технологического сотрудничества.
Проблемы в отношениях между Россией и Евросоюзом возникли задолго до начала событий украинского кризиса и оказали заметное влияние на степень их интенсивности: во-первых, стремление Евросоюза навязать собственные ценностные ориентиры и правила поведения как во внутренней, так и во внешней политике, что нашло отражение в многочисленных разногласиях по вопросам законодательного оформления Энергетического диалога, например Энергетическая Хартия Евросоюза и «Третий энергопакет», а также в вопросе базового документа – Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, изначальная версия которого устарела еще в 2007г. И, во-вторых, разногласия по вопросам проведения международной политики, где основные противоречии сосредоточены вокруг Украины по причине исключительной заинтересованности как России, так и Евросоюза в расширении своего геополитического влияния в этой части постсоветского пространства, что привело к их неминуемому столкновению. Конфликт интересов России и ЕС по украинскому вопросу нашел проявился в следующих событиях: стремление вовлечь Украину в различные интеграционные объединения, несовместимые между собой: с одной стороны – «Восточное партнерство» и Соглашение об ассоциации с ЕС, расширение НАТО на постсоветские государства, с другой – СНГ и Таможенный Союз, – а также «газовые войны» России и Украины.
В результате государственного переворота в Украине в 2013-2014гг. было осуществлено присоединение Крыма к Российской Федерации, которое стало объективной предпосылкой к началу затяжного кризиса в отношениях между Россией и ее западными партнерами. В основу противоречий лег вопрос о легитимности действий России в отношении Крыма.
Политическое руководство России и Европейского Союза придерживаются диаметрально противоположных точек зрения, защищая два международно-правовых принципа, вступающих в коллизию в данном случае: право нации на самоопределение и нерушимость территориальных границ.
Россия, обосновывая свои действия по Крыму, ссылается на статью 1 Устава ООН, Декларацию 1970г. о принципах международного права и положения Заключительного акта СБСЕ 1975 г., закрепляющих императивную норму международного права – права наций на самоопределения. В качестве доказательств легитимности присоединения Крыма российской стороной используются такие аргументы, как право жителей Крыма на самоопределение, нереализованное в полной мере за годы пребывания в Украине, антиконституционный переворот 2014г. в Киеве, создавший угрозу положению русскоязычного населения на полуострове, нелегитимная передача Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР в 1954г., а также наличие подобного рода прецедентов в международной практике, а именно вопрос признания Косово. В 2008г. его независимость поддержали большинство западных государств, которые не признают на настоящий момент вхождение Крыма в состав России.
Реакция Европейского Союза и международного сообщества нашла отражение в многочисленных заявлениях политиков и резолюциях таких международных организаций, как ООН, ОБСЕ и НСТО, выражающих приверженность территориальной целостности Украины и призывающих страны международного сообщества считать состоявшийся референдум недействительным.
Современный этап сотрудничества России и Европейского Союза пребывает в стадии глубокой стагнации на фоне введения взаимных ограничений политического и экономического характера и характеризуется определенными тенденциями: приостановление взаимодействия на высшем политическом уровне, а также в рамках большинства отраслевых диалогов (энергетика, сотрудничество государственных предприятий в финансовом и оборонно-промышленном комплексах, технологическое и инновационное сотрудничество), отказ европейских партнеров от традиционных культурных контактов с Россией, а также запрет российского теле- и радиовещания на территориях некоторых европейских государств др.
Единственными областями, в которых продолжаются контакты России и Европейского Союза, остаются взаимодействие на экспертном уровне в рамках сотрудничества в сфере образования и науки, исследований и инноваций, а также приграничного сотрудничества.
В условиях сохраняющихся противоречий между Российской Федераций и Евросоюзом определяющим остается вопрос о представлении обоими партнерами будущего их взаимоотношений. Очевидно, что на данный момент как у России, так и у ЕС отсутствуют конкретные стратегии и цели в отношении друг друга. Об этом, в частности, свидетельствует неспособность сторон согласовать новый проект Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и его автоматическое продление с 2007г.
В качестве основного условия нормализации отношений Брюсселем выдвигается требование о разрешении территориальных претензий в пользу Украины, т.е. фактическое возвращение Крымского полуострова. По причине объективной невозможности реализации выдвинутого требования можно сделать вывод о сохранении статус-кво и продолжении политики ограничений в отношении Российской Федерации в ближайшей и среднесрочной перспективе. В этой связи наиболее вероятным сценарием представляется снижение двустороннего торгового и экономического сотрудничества на фоне активной политики Евросоюза по снижению энергетической зависимости от России, продолжение дипломатической, экономической и политической изоляции Крыма, вместе с тем интенсификация экономического сотрудничества России с отдельными странами ЕС, наиболее заинтересованными в нашей стране в качестве экономического партнера, а также смягчение позиции отдельных стран ЕС в отношении к Крымскому вопросу.
Наиболее перспективными областями для сближения России и Европейского Союза остаются сфера безопасности как в международном масштабе, так и в масштабе Европейского континента, противодействие глобальным угрозам, таким как исламский фундаментализм и международный терроризм. А также сотрудничество в области модернизации, где Европейский Союз по-прежнему остается основным партнером России.
В результате Крымский вопрос, как одно из следствий украинского кризиса, стал наиболее весомым фактором ухудшения отношений России и Евросоюза за весь период их сотрудничества. Ситуация вокруг полуострова обнажила такие острые противоречия между партнерами, как нежелание Евросоюза учитывать внутри- и внешнеполитические интересы России, обоюдное недоверие, а также вопросы геополитики: борьба за доминирование в Восточной Европе и попытка распространить в регионе свои исторические и культурные ценности.
1. Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, Киев, 31 мая 1997 года// PPT.RU [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=27893 (дата обращения 12.04.2017)
2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года// Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/news/20605 (дата обращения 12.04.2017)
3. Chapter I: Purposes and Principles. Charter of the United Nations// United Nations Official Web-Site [Electronic Resource] – Available at: http://www.un.org/en/sections/un-charter/chapter-i/index.html (date of the application 12.04.2017)
4. Conference on Security and Co-operation in Europe - Final Act, Helsinki 1975// Organization for Security and Co-operation in Europe Official Web-Site [Electronic Resource] – Available at: http://www.osce.org/helsinki-final-act?download=true (date of the application 12.04.2017)
5. Declaration on Principles of International Law concerning Friendly Relations and Co-operation among States in accordance with the Charter of the United Nations, 24 October 1970// UN Documents [Electronic Resource] – Available at: http://www.un-documents.net/a25r2625.htm (date of the application 12.04.2017)
6. Memorandum on Security Assurances in connection with Ukraine’s accession to the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons, Dec. 5, 1994// Executive Intelligence Review [Electronic Resource] – Available at: http://www.larouchepub.com/eiw/public/2014/eirv41n08-20140221/34-35_4108.pdf (date of the application 12.04.2017)
7. Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons, 1968// UN Official Web-Site [Electronic Resource] – Available at: http://www.un.org/en/conf/npt/2005/npttreaty.html (date of the application 12.04.2017)
8. Vienna Declaration and Programme of Action Adopted by the World Conference on Human Rights in Vienna on 25 June 1993// UN Human Rights Office of the High Commissioner [Electronic Resource] – Available at: http://www.ohchr.org/EN/ProfessionalInterest/Pages/Vienna.aspx (date of the application 12.04.2017)
Законодательные акты:
9. Закон Украины Об Автономной Республике Крым, 17 марта 1995 г.// Законодательство Украины, Крымские юридические публикации [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://uazakon.ru/zakon/zakon-ob-avtonomnoy-respublike-krim.html (дата обращения 12.04.2017)
10. Конституция Украины, 1996г.// Официальный сайт Верховной Рады Украины [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://iportal.rada.gov.ua/uploads/documents/27396.pdf (дата обращения 12.04.2017)
11. Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 году»// Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901607649 (дата обращения 12.04.2017)
12. Постановление Правительства России Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд от 11 августа 2014 г.// Официальный сайт Правительства России [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://government.ru/media/files/41d4fb897de81b5cd804.pdf (дата обращения 27.04.2017)
13. Список официальных лиц, депутатов Парламента и общественных деятелей Канады, которым закрывается въезд в Российскую Федерацию в ответ на канадские санкции по Украине и Крыму// Официальный сайт МИД РФ [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://web.archive.org/web/20140725224858/http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/AE6A79E0EFBBD9FB44257CA5004FBBDF (дата обращения: 27.04.2017)
14. Указ о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, 6 августа 2014 года// Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/46404 (дата обращения 27.04.2017)
15. Федеральный конституционный закон 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, 21 марта 2014г.// Консультант-плюс [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200047#0 (дата обращения 12.04.2017)
16. Council Decision 2014/145/CFSP of 17 March 2014 concerning restrictive measures in respect of actions undermining or threatening the territorial integrity, sovereignty and independence of Ukraine// Official Journal of the European Union. — 2014. — Vol. L 78 — P. 16—21. [Electronic Resource] – Available at: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2014:078:0016:0021:EN:PDF (date of the application 20.04.2017)
17. Council Decision 2014/386/CFSP of 23 June 2014 concerning restrictive measures in response to the illegal annexation of Crimea and Sevastopol// Historical Archives of the European Union — 21.06.2015 [Electronic Resource] – Available at: http://collections.internetmemory.org/haeu/20160313172652/http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1421313850387&uri=CELEX:02014D0386-20150621 (date of the application 20.04.2017)
18. Council Implementing Regulation (EU) No 810/2014 of 25 July 2014 implementing Regulation (EU) No 269/2014 concerning restrictive measures in respect of actions undermining or threatening the territorial integrity, sovereignty and independence of Ukraine // Official Journal of the European Union. — 2014. — Vol. L221. — P. 1—10. [Electronic Resource] – Available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.L_.2014.221.01.0001.01.ENG (date of the application 20.04.2017)
19. Council Implementing Regulation (EU) 2017/437 of 13 March 2017 implementing Regulation (EU) No 269/2014 concerning restrictive measures in respect of actions undermining or threatening the territorial integrity, sovereignty and independence of Ukraine // Official Journal of the European Union. — 2014. — Vol. L 67/34 [Electronic Resource] – Available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.L_.2017.067.01.0034.01.ENG&toc=OJ:L:2017:067:TOC (date of the application 27.04.2017)
20. Council Regulation (EU) No 960/2014 of 8 September 2014 amending Regulation (EU) No 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine// Official Journal of the European Union. — 2014. — Vol. L 271/3 [Electronic Resource] – Available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1492869448472&uri=CELEX:32014R0960 (date of the application 27.04.2017)
21. Council Regulation (EU) No 1290/2014 of 4 December 2014 amending Regulation (EU) No 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine, and amending Regulation (EU) No 960/2014 amending Regulation (EU) No 833/2014 // Official Journal of the European Union. — 2014. — Vol. L 349/20 [Electronic Resource] – Available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1417775029966&uri=OJ%3AJOL_2014_349_R_0002 (date of the application 27.04.2017)
22. Information Note to EU business operating and/or investing in Crimea/Sevastopol. Joint Staff Working Document of European Commission from 10/06/2015// European External Action Service Web-Site site [Electronic Resource] – Available at: http://collections.internetmemory.org/haeu/20160313172652/http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-12078-2014-REV-2/en/pdf (date of the application 20.04.2017)
Заявления официальных лиц, концепции, резолюции:
23. «Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности, Москва, 10.05.2005// Сайт Постоянного представительства Российской Федерации при Европейском Союзе [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://russiaeu.ru/userfiles/file/road_map_on_the_common_space_of_external_security_2005_russian.pdf (дата обращения 29.03.2017)
24. «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, Москва, 10.05.2005// Сайт Постоянного представительства Российской Федерации при Европейском Союзе [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://russiaeu.ru/userfiles/file/road_map_on_the_common_space_of_research_and_education_2005_russian.pdf (дата обращения 29.03.2017)
25. «Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия, Москва, 10.05.2005// Сайт Постоянного представительства Российской Федерации при Европейском Союзе [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://russiaeu.ru/userfiles/file/road_map_on_the_common_space_of_freedom,_security_and_justice_2005_russian.pdf (дата обращения 29.03.2017)
26. «Дорожная карта» по общему экономическому пространству, Москва, 10.05.2005// Сайт Постоянного представительства Российской Федерации при Европейском Союзе [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://russiaeu.ru/userfiles/file/road_map_on_the_common_economic_space_2005_russian.pdf (дата обращения 29.03.2017)
27. Джимми Картер о встрече с Владимиром Путиным, 1 мая 2015г.// Голос Америки [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.golos-ameriki.ru/a/galperovich-karter-about-meeting-with-putin/2742604.html (дата обращения 17.04.2017)
28. Заявление Верховного Представителя ЕС от имени Европейского Союза касательно Крыма, 18/03/2016//Официальный сайт Европейской службы внешних связей [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/3548/zayavlenie-verhovnogo-predstavitelya-es-ot-imeni-evropeyskogo-soyuza-kasatelno-kryma_ru (дата обращения 17.04.2017)
29. Заявление Верховного Представителя ЕС от имени Европейского Союза касательно Крыма, 17/03/2017//Официальный сайт Европейской службы внешних связей [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/22923/zayavlenie-verhovnogo-predstavitelya-es-ot-imeni-evropeyskogo-soyuza-kasatelno-kryma_ru (дата обращения 17.04.2017)
30. Обращение Председателя Совета министров АРК Сергея Аксенова// Официальный сайт Государственного Совета Республики Крым [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://crimea.gov.ru/news/01_03_14 (дата обращения 12.04.2017)
31. Пресс-конференция Владимира Путина, 4 марта 2014г.// РИА Новости [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://ria.ru/politics/20140304/998082399.html (дата обращения 12.04.2017)
32. Совместное заявление о Принципах признания новых государств в Восточной Европе и в Советском Союзе, одобренное на чрезвычайной встрече министров 16 декабря 1991 года в Брюсселе// Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901888683 (дата обращения 12.04.2017)
33. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, о.Корфу 1994// Сайт постоянной миссии Российской Федерации в Европейском Союзе [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://russiaeu.ru/userfiles/file/partnership_and_cooperation_agreement_1997_russian.pdf (дата обращения 29.03.2017)
34. Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000– 2010 гг.), 22 октября 1999г., Хельсинки// Профессиональные справочные системы Техэксперт [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901773061 (дата обращения: 29.03.2017)
35. Advisory opinion on Kosovo's declaration of independence, 22 July 2010// International Court of Justice Official Web-Site [Electronic Resource] – Available at: http://www.icj-cij.org/docket/files/141/16010.pdf (date of the application 12.04.2017)
36. Agreement on the Settlement of Crisis in Ukraine - full text, Kyiv, 21 February 2014// The Guardian [Electronic Resource] – Available at: https://www.theguardian.com/world/2014/feb/21/agreement-on-the-settlement-of-crisis-in-ukraine-full-text (date of the application 12.04.2017)
37. Baku Declaration and Resolutions adopted by the OSCE Parliamentary Assembly at the 23d annual session, Baku, 28 June to 2 Julay 2014// Organization for Security and Co-operation in Europe Official Web-Site [Electronic Resource] – Available at: https://web.archive.org/web/20141006111553/http://www.oscepa.org/publications/all-documents/annual-sessions/2014-baku/declaration-2/2540-2014-baku-declaration-eng/file/ (date of the application 17.04.2017)
38. Common Strategy of the European Union on Russia, 4 June 1999// European Commission Official Web-Site [Electronic Resource] – Available at: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2003/november/tradoc_114137.pdf (date of the application 29.03.2017)
39. Doorstep statement by NATO Secretary General Anders Fogh Rasmussen before the meetings of the North Atlantic Council and the NATO-Ukraine Commission, 02 Mar. 2014// NATO Official Web-site [Electronic Resource] – Available at: http://www.nato.int/cps/en/natolive/opinions_107663.htm (date of the application 20.04.2017)
40. Framework Agreement on a Multilateral Nuclear Environmental Programme in the Russian Federation// Official Web-Site of the Organization for Economic Co-operation and Development [Electronic Resource] – Available at: https://www.oecd-nea.org/law/MNEPR-en.pdf (date of the application 7.04.2017)
41. Joint statement on Crimea by the President of the European Council, Herman Van Rompuy, and the President of the European Commission, José Manuel Barroso, Brussels, 18 March 2014// NATO Official Web-site [Electronic Resource] – Available at: http://europa.eu/rapid/press-release_STATEMENT-14-74_en.htm (date of the application 20.04.2017)
42. PACE strongly supports Ukraine’s territorial integrity and national sovereignty, 07/03/2014// Parliamentary Assembly Official Web-Site [Electronic Resource] – Available at: http://www.assembly.coe.int/nw/xml/News/News-View-EN.asp?newsid=4908&lang=2&cat=17 (date of the application 20.04.2017)
43. Resolution adopted by the General Assembly on 27 March 2014, 68/262. Territorial integrity of Ukraine// United Nations Official Web-site [Electronic Resource] – Available at: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/455/17/PDF/N1345517.pdf?OpenElement (date of the application 23.03.2017)
44. Resolution adopted by the General Assembly on 19 December 2016, 71/205. Situation of human rights in the Autonomous Republic of Crimea and the city of Sevastopol (Ukraine) // United Nations Official Web-site [Electronic Resource] – Available at: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N16/455/74/PDF/N1645574.pdf?OpenElement (date of the application 23.03.2017)
45. Roadmap EU-Russia Energy Cooperation until 2050. March 2013// European Commission Official Web-Site [Electronic resource] – Available at: https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/2013_03_eu_russia_roadmap_2050_signed.pdf (date of application: 29.03.2017)
46. Statement by EU High Representative Catherine Ashton on the developments in Ukraine's Crimea, Brussels, 01 March 2014// European Union External Action Official Web-Site [Electronic Resource] – Available at: http://eeas.europa.eu/archives/docs/statements/docs/2014/140301_01_en.pdf (date of the application 20.04.2017)
47. Suspension of the voting rights of the Russian delegation (Rule 9 of the Rules of Procedure of the Assembly), 24 March 2014// Parliamentary Assembly Official Web-Site [Electronic Resource] – Available at: http://semantic-pace.net/tools/pdf.aspx?doc=aHR0cDovL2Fzc2VtYmx5LmNvZS5pbnQvbncveG1sL1hSZWYvWDJILURXLWV4dHIuYXNwP2ZpbGVpZD0yMDU4MiZsYW5nPUVO&xsl=aHR0cDovL3NlbWFudGljcGFjZS5uZXQvWHNsdC9QZGYvWFJlZi1XRC1BVC1YTUwyUERGLnhzbA==&xsltparams=ZmlsZWlkPTIwNTgy (date of the application 27.04.2017)
Статистика:
48. Внешняя торговля России в 2016 году: цифры и факты, 14 Февраль 2017 // «ПРОВЭД» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/40407-vneshnyaya-topgovlya-possii-v-2016-godu-tsifpy-i-fakty.html (дата обращения 27.04.2017)
49. Trade statistics of the European Union, 2016// European Commission Official Web-Site REUTERS [Electronic Resource] – Available at: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/tradoc_113440.pdf (date of the application 27.04.2017)