Введение 3
Глава 1. Особенности инновационной экономики стран Северной Европы 9
1.1. Концепции инновационного развития 9
1.1.1. Концепция технологических систем 11
1.1.2. Концепция технологических укладов 14
1.1.3. Концепция индустриальных кластеров 19
1.1.4. Концепция инновационных систем 22
1.2. Модель Северных стран 27
Глава 2. Политико-правовая основа инновационной экономики и её проблемы 33
2.1. Нормативно-правовая база инновационной экономики 33
2.1.1. Защита права человека 33
2.1.2. Регулирование в области патентного права 38
2.1.3. Законодательная база всеобщего социального обеспечения 43
2.2. Существующие проблемы и пути их решения 48
Заключение 55
Список источников и литературы 59
Приложение 66
Мироустройство является динамической системой, развитие которой никогда не останавливается. Являясь важнейшим звеном этой системы, экономика также эволюционирует. Сегодня весьма сложно представить её эффективное функционирование на основе представлений о мировой экономике, к примеру, в середине двадцатого столетия. Ещё в конце прошлого века была намечена тенденция её будущего развития, где в центре всего расположены знания и информация. Именно от такой структуры и происходит понятие “экономика знаний”. Однако экономисты и политики чаще используют термин “инновационная экономика”.
Сегодня мы находимся уже на завершающей стадии переходного периода мировой экономики на инновационный путь развития. Далеко не все государства перешли на данную модель, однако экономический прогресс большинства крупных игроков мирового рынка диктует общую тенденцию развития, пренебрежение котор о й может неблагоприятно сказаться на национальной экономике, оставив её за пределами мировой торговли. На мировой арене всегда существуют те экономики, развитие которых опережает развитие остальных. На сегодняшний день, в число лидирующих экономик входят страны Северной Европы, наряду с такими экономическими гигантами как Германия, США или же Япония.
Успех имплементации инновационной модели развития зависит от многих факторов, но по сравнению с другими типами экономики, здесь важнейшую роль играет политико-правовое поле, в рамках которого идет построение модели. Влияние данного поля идет по двум направлениям. Первое, и, наверное, самое очевидное, это нормативная база в области защиты прав производителей инноваций, в особенности законодательство в области интеллектуальной собственности, авторского права и патентной системы. Второе направление, и его значение всесторонне недооценивается правительствами государств, стремящихся перестроить свои экономики, не имеет прямого влияние на производителей или потребителей инноваций, однако оно влияет на инновационный климат. В это понятие, помимо экономических составляющих, входит уровень развития общества с его социальной точки зрения.
Отдавая информационным потокам главенствующую роль в новом типе экономики, государству необходимо обеспечить их беспрепятственное движение. Барьерами, которые ограничивают обмен информации, являются законы, ограничивающие свободу слова и доступ к информации. В некоторой степени такими барьерами могут служить и ограничивающие международную деятельность и международные финансовые операции нормативные акты, ответственность за нарушение которых пугает предпринимателей работать с зарубежным рынком.
Страны Северной Европы являются весьма открытыми демократическими государствами с высокой инновационной долей в экономике. Отличительной чертой данных государств от других лидеров в области инновационного развития является высокоразвитый институт социально ориентированного государства, влияние которого на э кономику сложно переоценить. Существующая нормативная база помогает экономическому развитию, но в это же время она обеспечивает устойчивое функционирование государства всеобщего благосостояния, финансовое обеспечение которого порой затрудняет развитие бизнеса, что уже напрямую влияет на темпы роста экономики. С одной стороны, благоприятная социальная среда, где права человека и свобода слова стоят в приоритете, обеспечивает высокий уровень инновационной активности, а с другой, существующая налоговая нагрузка на частный сектор, некоторая невозможность развития инноваций, ввиду жесткого патентного регулирования, не позволяют увеличить темпы роста экономики знаний.
Актуальность темы исследования обусловлена растущим пониманием важности перехода экономики на новые пути развития, а также необходимостью приведения национального законодательства в соответствие с потребностями новой экономической модели.
Данная работа анализирует политико-правовое поле одного из лидирующих в области инновационного развития региона. В данном случае речь идет не об отдельно взятом суверенном государстве, а о североевропейском регионе в целом, что связано прежде всего с высокой степенью интегрированности как обществ, так и законодательств рассматриваемых стран. Таким образом, объектом исследования работы является политико-правовое поле североевропейского региона, а предметом исследования - влияние нормативно-правовой базы на уровень инновационной активности.
Главной целью данной работы является определение проблем инновационной экономики в контексте влияния законодательной базы региона и перспектив развития инновационной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач: рассмотреть существующие теоретические концепции в отношении инновационного развития; проанализировать и сравнить действующие национальные законодательства стран Северной Европы, влияющие на экономику как напрямую, так и посредством формирования инновационного климата; и выявить проблемные аспекты существующего законодательства, принимая во внимание возможные дополнения или изменения, вызванные меняющейся ситуацией внутри региона, а также на мировой арене.
При написании работы был использован широкий спектр источников, которые можно поделить на несколько групп. К первой группе относятся непосредственно сами нормативные акты как на национальном уровне, так и на межправительственном. Это прежде всего законодательные акты гарантирующие свободу человека1, правовые акты в области регулирования патентной системы и защиты интеллектуальной собственности2, а также нормативная основа государства всеобщего благосостояния, включая акты, регулирующие налоговые отчисления.3 Вторая группа включает в себя публикации на официальных сайтах различного рода ведомств и организаций, например, ежегодные отчеты Северного Совета о состоянии экономики региона4, выпускаемые патентными ведомствами буклеты, содержащие исчерпывающую информацию о патентном праве5, и доклады Организации Экономического Сотрудничества и Развития.6 Третью группу составляют сайты, содержащие статистические данные. Это прежде всего Евростат7 и раздел сайта Северного Сотрудничества8, концентрирующий региональную статистику. Данная группа источников использовалась при анализе показателей инновационной активности и дальнейшем составлении графиков и диаграмм, содержащихся в приложении к данной работе.
Список литературы можно условно поделить на две категории: работы, связанные с теоретической базой инновационного развития и работы посвященные анализу нормативно-правового поля и его связи с инновационным развитием. Среди них можно выделить монографии и статьи как российских, так и зарубежных авторов, однако доля последних значительно выше, так как данная тематика не нашла широкое распространение среди российских исследователей. Здесь речь идет не только об исследованиях в сфере развития инноваций в странах Северной Европы, но и, в большей мере, об изучении связи между нормативной базой и уровнем инновационной активности.
Из исследователей в области теоретической базы отдельно стоит выделить основоположника теории экономических циклов Кондратьева Николая Дмитриевича9, работы которого легли в основу концепции технологических укладов другого известного российского экономиста - Глазьева Сергея Юрьевича.10 Предложенным им подход технологического развития привлекает внимание многих ведущих экономистов и политиков и является одной из главных концепций в области инновационного развития.
Также отдельного упоминания требует и профессор Аальборгского университета Бенгт-Оке Лундвалль, разработавший концепцию национальных инновационных систем11, которая легла в основу существующей североевропейской инновационной модели.
Среди работ по анализу нормативно-правовой базы следует выделить разработанную Центром Северной Европы Института Европы РАН монографию Антюшиной Натальи Михайловны м Дерябина Юрия Степановича “Северная Европа - регион нового развития”12, в которой, в отличие от многих других работ российских специалистов, авторы указывают на связь политико-правовых аспектов на уровень инновационного развития государства.
Также, важнейшие исследования были сделаны Джозефом Стиглицем, профессором Колумбийского университета, США. Посредством сравнительного анализа инновационных систем различных государств, проделанного в работе “Лидеры и догоняющие: перспективы североевропейской модели и экономика инноваций” (Leaders and followers: Perspectives on the Nordic model and the economics of innovation)13 явным становится влияние государства всеобщего благосостояния, а также жесткого патентного регулирования на экономическое развитие североевропейского региона.
Работа представляет собой комплексное, объединенное единым замыслом исследование прямого влияние нормативной базы на экономическое развитие региона. На данный момент существует целый ряд анализов в данной отрасли, однако они не являются комплексными. Большое количество работ посвящено патентному регулированию как таковому, системе социального обеспечения североевропейских государств, или же теоретическому обоснованию наличия связи между уровнем инновационного развития и национальным законодательством. Однако исследований, которые связывают воедино все эти факторы и проецируют их на североевропейскую экономическую модель, не встречается; по сути, эта работа - первый анализ такого рода.
При написании работы использовался сравнительно-статистический метод при анализе экономических показателей, среди которых процентное соотношение инвестиций в НИОКР, данные по трудоустройству и количество выданных патентов. Также был использован метод классификации, который позволил упростить процесс исследования нормативной базы, разбив её на области регулирования, сравнительно-статистический метод при анализе экономических показателей и сравнительно-правовой метод для анализа нормативно-правовой документации, в том числе и международных соглашений. Для обозначения возможных перспектив экономического развития региона были использованы методы прогнозирования и моделирования.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа включает в себя ведение, две главы, разбитые на подпункты, заключение и приложение, включающее в себя графики и диаграммы. Введение раскрывает актуальность, новизну, цель, задачи и методы исследования, содержит анализ источниковой базы и литературы. В первой главе рассматривается теоретическая основа в сфере инновационного развития, а также особенности североевропейской экономической модели. Во второй главе раскрывается содержание нормативно-правовой базы стран Северной Европы, а также освещаются существующие проблемы в законодательном поле, ограничивающие инновационное развитие региона, и анализируются предлагаемые варианты решения данных проблем. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Современное экономическое развитие невозможно представить без инновационной активности. Фактически, ядром современной экономики, которую многие называют экономикой знаний, является инновационное производство. Такого рода экономика крайне чувствительна к изменениям как внутри государства, так и на международной арене. Эффективность инновационной экономики прежде всего зависит от проводимой правительством инновационной политики, включающей в себя множество аспектов, затрагивающих различные сферы жизни общества. Основу этой политики составляет существующая законодательная база государства.
Достигнутые успехи стран Северной Европы в переходе на новый этап экономического развития и эффективная имплементация новейших разработок в повседневную жизнь общества вдохновляют многие го сударства к аналогичным переменам. Однако с течением времени было отмечено некотор ое снижение экономического роста рассматриваемого региона.
Для понимание основы инновационной экономики был проведен анализ теоретической базы. При исследовании существующих концепций в области инновационного развития, были выделены три основные подхода, однако важной особенностью является взаимодополняемость данных концепций, что заметно отличает их от многих других экономических теорий. Наибольшее применение на практике встретил подход, выработанный датским исследователем Б.-О. Лундваллем, под названием “Национальные Инновационные Системы”. Именно данный подход лег в основу проводимой в странах Северной Европы инновационной политики, ядром которой стала нормативно-правовая база, предоставляющая свободу взаимодействия акторам экономики. К тому же, более детальный анализ сложившейся системы инновационной экономики в странах Северной Европы позволяет заметить использование некоторых идей, заложенных в основах других концепций. Так, кластерное построение экономических центров североевропейского региона реализовано согласно обозначенным в концепции кластерного устройства подходам.
Помимо этого, в ходе решения поставленной перед нами задачи - выделить главные характерные отличия так называемой североевропейской модели экономики - было отмечено, что одним из важнейших элементов инновационного развития является эффективное финансирование научных разработок. Было отмечено, что главным источником инвестиций в НИОКР в странах Северной Европы является частный бизнес. Безусловно государство остается важным игроком на рынке финансирования разработок, однако на долю государственного финансирования, состоящую из прямых инвестиций государства (включая инвестирование посредством государственных фондов развития технологий) и инвестиций университетов, абсолютное большинство которых принадлежит государству, приходится значительно меньший размера частных инвестиций.
Принципиальной отличительной чертой существующей экономической модели является совмещение рыночной экономики и государства всеобщего благосостояния. Такая система оказывает широкое влияние на инновационное развитие, развивая человеческий потенциал, с ростом которого связан уровень человеческого капитала. Помимо этого, система помогает сократить разрыв между бедными и богатыми, позволяя обеспечить высокий уровень жизни граждан, что напрямую влияет на рост спроса высококачественной продукции.
В ходе исследования было определено, что североевропейская модель инновационной экономики является ярким примером воплощения концепции национальных инновационных систем совмещенной с кластерным устройством. Осознание необходимости интеграции североевропейской экономики в мировой рынок послужило мощнейшим импульсом для развития нового типа экономики в данном регионе.
Для анализа нормативно-правовой базы североевропейского региона были взяты нормативные акты в областях, влияние которых наиболее сильно отражается на особенных характеристиках североевропейской модели, среди которых законодательные акты в области патентной защиты, в области охраны прав человека, а также нормативно-правовая база государства всеобщего благосостояния, основу которой составляет налоговые акты.
При рассмотрении вопроса о защите прав человека были изучены основные документы рассматриваемых государств, включая Конституции и Акты о Свободе Печати. Все государства гарантируют свободу слова и выражения мысли, свободу передвижения, свободу объединений и демонстраций. Для получения дополнительной информации относительно реализации данных гарантий были использованы отчеты организации Фридом Хаус (Freedom House), относительно свободы прессы и свободы человека. Высокая оценка политической систем в отчетах, которая наблюдается уже на протяжении многих лет, доказывает, что североевропейские государства действительно исполняют взятые на себя обязанности, и граждане на практике могут пользоваться свободами.
Помимо этого, в ходе проведенного исследования, была отмечена общая тенденция унификации нормативно-правовой базы, что особенно заметно в сфере патентного регулирования. Системы социально обеспечения, в свою очередь, имеют некоторые различия между собой, что связано с различными по своей структуре национальными экономиками и административным управлением государств. В данному случае, схожей является направление налоговой политики: во всех государствах распространено прогрессивное налогообложение дохода на прибыль от трудовой деятельности, что означает наличие повышенной налоговой ставки, для доходов выше определенной нормы.
Среди значимых проблем для инновационной экономики, причина которых кроется в элементах нормативно-правовой базы, возможно выделить две: первая и наиболее общая проблема, которая связана скорее не с тем, как устроена законодательная основа именно в Северной Европы, а с самой практикой охраны интеллектуальной собственности и защиты патентов, заключается в создании искусственного ограничения общей базы знаний, посредством препятствования полноценной интеграции новых достигнутых разработок патентной защитой. Контрпродуктивизм патентной системы заключается и в том, что при включении патентной системы в инновационную экономику, часть финансирования должна быть направлена в эту самую систему, что становится дополнительным бременем как для инвестора, так и для разработчика.
Второй проблемой является высокое налогообложение, основу которого составляет мобильная налоговая база, включающая в себя налог на корпоративных доход. В условиях сильной интеграции рынков, необходимо перераспределить структуру налоговых отчислений в пользу немобильной базы. Во-первых, это повлечет увеличение предложения рабочей силы на рынке; во-вторых, понижение налогов на корпоративный доход позволит обеспечить конкурентоспособность региона, которая в некоторой степени была потеряна за текущее время ввиду высокого налогообложения компаний; и, в-третьих, это приведет к стабилизации налоговых поступлений в среднесрочной перспективе, позволяя сделать налоговую политику более предсказуемой, что крайне положительно отразится на инвестиционной активности.
В целом, по окончании решения поставленных задач, можно отметить, что нормативно-правовое поле североевропейского региона отвечает требованиям современной экономики и является достаточно гибким, что крайне положительно сказывается на скорости принятия решений о внесении изменений в тот или иной акт. Это позволяет странам Северной Европы оставаться одними из лидеров в области инноваций, а законодательная база, а также исполнительность взятых на себя обязательств, может служить примером для других государств, которые только встают на путь развития инновационной экономики.
Источники
I. Международные соглашения
1 Act on Double Taxation Agreement Between the Nordic Countries // SFS: 1996:1512, URL: [http://internationaltaxtreaty.com/download/Sweden/DTC/Sweden-The-Faroe- Islands-DTC-Sep-1996.pdf] (дата обращения 10.05.2017)
2 Agreement on the Establishing of the Nordic Patent Institute // URL: [http:// www.npi.int/Global/files/NPI agreement.pdf] (дата обращения 08.05.2017)
3 Annex 1C. Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights // URL: [https://www.wto.org/english/docs e/legal e/27-trips.pdf] (дата обращения 08.05.2017)
4 Convention on the Grand of the European Patent (European Patent Convention), 16th edition // European Patent Office, Germany, June 2016, URL: [http://documents.epo.org/ projects/babylon/eponet.nsf/0/F9FD0B02F9D1A6B4C1258003004DF610// EPC 16th edition 2016 en.pdf] (дата обращения 06.03.2017)
5 Regulations Under the Patent Law Treaty // URL: [http://www.wipo.int/treaties/en/ text.jsp?file id=289512] (дата обращения 28.04.2017)
II. Документы международных организаций и форумов
6 Better Taxation - A Tax Reform for Transformation and Growth. An unofficial English translation of the Report to the Storting No. 4 (2015-2016) // URL: [https:// www.regjeringen.no/contentassets/523 00872ef08449b86e422d87f7726bd/ summary whitepaper.pdf] (дата обращения 15.05.2017)
7 Danish Tax Reform. Paper to the OECD WP 2 meeting November 2009 by The Danish Ministry of Taxation // URL: [http://www.skm.dk/media/139042/danish-tax- reform 2010.pdf] (дата обращения 16.05.2017)
8 Feasibility study on the establishment of a Joint Nordic PCT Authority // 2004, URL: [http://www.npi.int/Global/files/Feasibility study.pdf] (дата обращения 08.05.2017)
9 National Innovation Systems // Organisation for Economic Co-operation and Development, 1997, URL: [https://www.oecd.org/science/inno/2101733.pdf], p. 26 (дата обращения 12.03.2017)
10 OSCE media freedom representative concerned about proposed public information law in Denmark // Stockholm, 2013, URL: [http://www.osce.org/fom/101841] (дата обращения 05.05.2017)
11 Social Protection in the Nordic Countries 2013/2014. Scope, Expenditure and Financing // Nordic Social Statistical Committee (NOSOSCO), Denmark, 2015, URL: [http://norden.diva-portal.org/smash/get/diva2:882555/FULLTEXT01.pdf] (дата обращения 10.05.2017)
12 Taxation and Innovation // OECD Taxation Working Paper No. 9, 2011, URL: [http:// www. oecd-i library. org/docserver/download/5kg3h0sf 1 3 3 6-en.pdf? expires=1495183888&id=id&accname=guest&checksum=D1BA57B484DDA35CE6D7 2169E07A8500] (дата обращения 15.05.2017)
III. Нормативные акты отдельных государств
13 Act on the Exercise of Freedom of Expression in Mass Media of Finland // Act on the Exercise of Freedom of Expression in Mass Media No. 460/2003, URL: [http:// www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/2003/en20030460.pdf] (дата обращения 05.05.2017)
14 Act on the Openness of Government Activities of Finland // Act on the Openness of Government Activities 621/1999, URL: [http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1999/ en19990621.pdf] (дата обращения 05.05.2017)
15 Act on the Social Fees of Sweden // Socialavgiftslag (Svensk forfattningssamling 2000:980), URL: [https://www.riksdagen.se/sv/dokument-lagar/dokument/svensk- forfattningssamling/socialavgiftslag-2000980 sfs-2000-980] (дата обращения 10.05.2017)
...