Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН РЕГИОНАЛЬНОГО ЛОББИЗМА В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Работа №133131

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Лоббизм как явление в современной политике 6
§1. Ключевые формы и характеристики лоббизма 6
§2. Развитие лоббизма 9
§3. Теоретическое осмысление «регионального лоббизма» 18
Глава 2. Анализ случаев регионального лоббизма 27
§1. Охта-центр 27
§2. Город-спутник Южный 32
§3. Сравнение кейсов 42
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Монографии 46
Статьи в периодических изданиях 47
Электронные ресурсы 49


Современный комплекс политико-административных отношений, существующих в условиях отправления власти в Российской Федерации характеризуется крайним разнообразием вопросов и проблем, которые требуют научного осмысления и рассмотрения с соответствующих методологических позиций. Необходимо отметить, что такая специфическая разновидность лоббизма, как региональный, редко попадает в фокус ученых, изучающих соответствующее явление. Кроме того, актуальность работы может быть проинтерпретирована следующим образом: анализируемые ситуации коммуникации и взаимоотношения групп интересов и институтов власти сравнительно новы, а в качестве акторов субъектно-объектных отношений выступают органы, корпорации и группы интересов, имеющие непосредственное отношение к жизни города Санкт-Петербурга.
Цель исследования кратко может быть изложена следующим образом: проанализировать модель взаимодействий институтов власти и групп интересов на территории города Санкт-Петербурга.
Для выполнения поставленной цели необходимо выделить ряд задач:
1). Рассмотрение наиболее распространенных теоретических объяснений функционирования механизма лоббирования в регионах.
2). Детальный анализ двух случаев (по отдельности) взаимодействия групп интересов и органов, представляющих действующую государственную власть. Первый случай: нереализованный проект постройки Охта-центра; второй: планирование по созданию и застройке города-спутника Южного.
3). Сравнение полученных результатов исследования двух данных ситуаций и соотнесение их с теоретическими моделями.
Методологическое основание представляется многосоставным. Для более полного анализа конкретных случаев потребовалось применение такого сочетания инструментальных принципов, как case-study и area-study. Комбинирование подобных методических установок способствует выполнению целей и задач работы. Важным обстоятельством является то, что, в отличие от телеологии данных принципов, описанных М. Доганом и Д. Пеласси, в работе они используются для анализа одного региона внутри одной страны. Кроме того, в качестве теоретического основания для применения подобных методических инструментов применяются концепции региональных режимов, регионального лоббизма, менеджмента в ситуациях конфликта.
Объектом исследования является взаимоотношение групп интересов в контексте отправления публичной политики на примере случаев лоббизма, произошедших на территории Санкт-Петербурга.
Предметом работы могут быть названы ситуации взаимодействия государственных и бюрократических структур, бизнеса и иных групп интересов в детерминированных пространственно-временных условиях.
Требует пояснение и наличие в работе такой главы, как «Лоббизм как явление в современной политике». В ней описываются общие характеристики явления, черты и свойства, особенные для взаимоотношений групп интересов и государства в общемировой практике.
Разработанность выбранной тематики неоднозначна. С одной стороны, присутствует целый ряд теоретических исследований, позволяющих сформировать концептуальные модели и механизмы регионального лоббирования. В качестве примера могут быть упомянуты работы А.И. Кольбы, А.В. Баранова, А.В. Курочкина и других отечественных политологов. С другой стороны, тренд на подобные исследования несколько угасает, так как непредвзятые и объективные работы в сфере изучения конкретных техник принятия и «продавливания» решений на высших уровнях власти способствуют выявлению негативных черт существующего порядка отправления власти. Информации, как правило, недостаточно, а исследования в силу этого приобретают характеристику некомпетентности.
Структура работы имеет следующий вид: исследование поделено на две главы. Первая носит теоретический характер, во второй анализируются конкретные примеры лоббизма. В первой главе описываются основные характеристики лоббизма, процесс развития механизма отстаивания собственных интересов и теоретические концепции, связанные с таким явлением, как региональный лоббизм. Во второй главе описываются, на примерах постройки «Охта-Центра» и возведения города-спутника Южного, основные элементы моделей регионального лоббизма, которые сравниваются в последнем параграфе данной части. В заключении подводятся итоги проведенной работы и описываются основные полученные выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе работы была достигнута поставленная цель, которая заключалась в анализе механизма, согласно особенностям которого осуществляется взаимодействие между группами интересов и органами власти. Несомненно, ограниченность эмпирических и фактических данных, касающихся того, как именно функционирует система лоббизма на территории Санкт-Петербурга, может быть проинтерпретирована и как исходная посылка, затрудняющая изучение объекта и предмета, и как следствие того, что сфера политики и принятия решений до сих пор остается предельно закрытой и регулируется посредством неформальных практик и инструментов, свойственных представителям высших эшелонов власти, элите, включающей в себя как персон, занимающих административные и чиновничьи посты, так и представителей вертикально ориентированных и интегрированных бизнес-групп.
Посредством последовательного выполнения поставленных задач удалось не только подобрать теоретические концепции, которые позволили бы объяснить феномен регионального лоббизма, но и указать на те негативные характеристики, которые являются неотъемлемой частью современной организации властного пространства в Российской Федерации. Неразделенность экономики и политика (как в элитной страте, так и в области принятия решений), неформальные и скрытые, латентные методы проталкивания и отстаивания собственных интересов, которые, по сути, являются превращенной формой патрон-клиентских отношений, игнорирование социальной напряженности и отсутствие, подтвержденное законодательно, легальных и легитимных путей лоббирования. Всё это относится к организации власти и принятию решений в современной России.
Кроме того, что существует возможность формального подведения результатов анализа двух кейсов под определенную систему критериев (их соответствие некорпоративной модели объяснения функционирования властных институтов, реактивность регионального режима, его дискурсивная и пространственная ограниченность, гибридный характер), необходимо постулировать, что наполненность современного российского публичного (дискурсивного) пространства искусственными неполитическими элементами, отсутствие коммуникации между равноправными участниками процесса обсуждения политических решений и какой-либо (хотя бы имитации) политической борьбы за принятие или непринятие тех или иных решений на высшем уровне, выливающееся в тотальную бесконфликтность и стерильность при осуществлении власти, позволяют сделать почти эсхатологический по смыслу вывод: лоббизм в России отсутствует в общепринятом мировом понимании точно так же, как отсутствует и исправно функционирующий механизм политики, а власть становится властвованием.
Если обратиться к формальной стороне вопроса, то воспользовавшись индуктивно-дедуктивным научным методом, нам удалось выявить не только теоретические черты лоббизма в целом, но и связать их с критериями для определения характеристик региональных и федерального режима. Кроме того, проанализированные случаи позволили сделать вывод о том, какие именно ключевые особенности определяют работу тех или иных лоббистских практик.



1. Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность: Исследование клиентарных отношений, их роли в эволюции и упадке прошлых форм российской государственности, их влияния на политические институты и деятельность властвующих групп в современной России. – 2-е изд. – М.: Московский общественный научный фонд, 2000. – 318 с.
2. Барзилов С.И. Губернаторская власть как институт и субъект регионального политического пространства // Регион как субъект политики и общественных отношений. // Регион как субъект политики и общественных отношений / Под ред. Н.В. Зубаревич. – М.: Московский общественный научный фонд, 2000. С. 136-143.
3. Гаман-Голутвина О.В. Политико-финансовые кланы и политические партии как селекторат в процессах парламентского представительства современной России // Властные элиты современной России в процессе политической трансформации. – Ростов-на Дону, 2004. – 298 с.
4. Истер Дж. М. Советское государственное строительство. Система личных связей и самоидентификация элиты в Советской России. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. – 255 с.
5. Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики. – М., 2006. – 443 с.
6. Любимов А.П. История лоббизма в России. – М., 2007. – 216 с.
7. Миллс Ч. Р. Социологическое воображение — М.: Издательский Дом NOTA BENE, 2001. — 264 с.
8. Паппе Я.Ш. «Олигархи»: Экономическая хроника 1999-2000. – М., 2003. – 232 с.
9. Перегудов С.П. Группы интересов и российское государство. – М., 1999. – 350 с.
10. Политико-административные отношения: концепты, практика и качество управления. Сборник статей / Под ред. Л.В. Сморгунова. – СПб.: 2010. – 323 с.
11. Толстых П. А. Практика лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. – М.: Изд-во Канон-Плюс. 2006. – 231 с.
12. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. – СПб.: Наука, 2008. – 417 с.
13. Штраус Л. Введение в политическую философию — Пер. с англ. М.Фетисова. — М.: Логос, Праксис, 2000. – 364 с.
14. Easton D. A Systems Analysis of Political Life. NY.: Wiley, 1965. – 507 p.
15. Mouffe C. The Democratic Paradox, London: Verso, 2000. – 143 p.
Статьи в периодических изданиях
1. Бойко С.С. Влияние корпоративного сектора на региональный политический режим (на примере Пермской области) // Политический альманах Прикамья. – Вып. 2. – Пермь, 2002. С. 109-113.
2. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. – 2002. – Т. 3. – №5. С. 60-74.
3. Быстрова О.В. Проблемы несанкционированных свалок на территории Санкт-Петербурга. // Сборник трудов конференции «Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир». – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. С. 159-163.
4. Василенко А.И. Эволюция сравнительного метода в общественно-политических науках // Вестн. Моск. Ун-та. – Сер. 12. Политические науки. – 2009. – №4. С. 31-46.
5. Веревкин А.И., Соколов А.В. Протестные кампании в субъектах Российской Федерации: пример протестной кампании против строительства ОДЦ «Охта-Центр» в Санкт-Петербурге. // ПОЛИТЭКС. – 2012. – Том 8. - №2. – СПб., 2012. С. 110-125.
6. Гигаури Д.И. Символическая политика в социокультурном пространстве города (на примере г. Санкт-Петербурга). // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №16. С. 136-139.
7. Гильмундинов В.М. Структурные особенности динамики экономики России в 2000-2013 годах и перспективы её дальнейшего развития. // Идеи и идеалы. – 2014. – Т.2. – №21. С. 73-84.
8. Дука А.В. Перспективы социологического анализа властных элит // Журнал социологии и социальной антропологии.– 2000. – Т. 3. – №1. С. 64-82.
9. Кольба А.И. Политические сети в системе управления политическими конфликтами и протестными действиями // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2012. – Т. 8. – №3. С. 170-182.
10. Кольба А.И. Региональный лоббизм: конфликтное измерение // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2011. – №4 (29). С. 90-97.
11. Ледяев В.Г. Социология власти: теория городских политических режимов // Социологический журнал. – 2006. – № 3-4. С. 46-68.
12. Питерс Г. Гражданская служба в условиях укрепления демократии // Международный журнал социальных наук. – № 10. – 2008. С. 45.
13. Рябова Т.Г. Особенности освящения деятельности исполнительных органов власти в официальных СМИ (на примере газеты «Петербургский дневник»). // Вестник СПбГУ. – 2009. – Сер.9. – Вып. 3. С. 432-437.
14. Саламатин А.В. Лоббизм и лоббирование//Государство. – 2004. - № 5. С. 44-46.
15. Толстых П.А. Технологии лоббирования в органах власти//Капитал и право. – 2005. - №7.
16. Фельдман П. К вопросу о классификации лоббистских технологий // Власт. – 2012. – № 4. С. 111 – 114.
17. Шамхалов Ф. И. Лоббизм во взаимодействии государства и бизнеса. Российский экономический журнал. – 1999. - № 1. – М., 1999. С. 103-110.
18. Шмиттер Ф. Неокорпоративизм // Полис. 1997. – №5. – СПб., 1997. С. 14-22.
Электронные ресурсы
1. «Южный» выстоял (от 24.05.2012) // Коммерсантъ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1941517 (22.05.2017).
2. Башня пошатнулась (от 24.09.2009) // РБК [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://web.archive.org/web/20070722085840/http://www.rbcdaily.ru/2007/09/27/market/295296 (14.05.2017).
3. Борьба за имидж (от 19.12.2007) // Ведомости [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/12/19/138370 (14.05.2017).
4. Выставка проектов строительства Делового центра «Газпром-Сити» в Санкт-Петербурге (от 15.12. 2006) // Музеи России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.museum.ru/N28913 (17.04. 2017).
5. Город-спутник Южный (от 01.08.2016) // Старт Девелопмент [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://startdevelop.com/projects/zhilaya_nedvizhimost/gorodsputnik_yuzhnyj/ (13.04.2017).
6. Город-спутник Южный появился в концепции (от 13.06.2013) // Фонтанка [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fontanka.ru/2013/06/13/169/ (10.05.2017).
7. Кто есть кто: Карпов А.С. (от 20.02.2012) // ЭКОМ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ecom.su/who_is_who/?id=1 (26.05.2017).
8. Матвиенко разрешила строить небоскрёб Газпрома (от 6.10.2009) // BBCRussian [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/russia/2009/10/091006_petersburg_skyscraper_matvienko.shtml (15.05.2017).
9. Медведев высказался об «Охта-Центре» как президент и петербуржец (от 12.10.2010). // MR7 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mr7.ru/articles/34019/ (15.05.2017).
10. Название города-спутника Южный выберут на конкурсе (от 13.06.2013) // КтоСтроит.ру [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ktostroit.ru/news/205492/ (21.05.2017).
11. Общественные слушания по «Охта-Центру» начались с задержаний (от 01.09.2009) // REGNUM [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://regnum.ru/news/1201321.html?forprint (14.05.2017).
12. Персоны: Юрий Бакей (от 8.12.2016) // Эхо Москвы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://echo.msk.ru/guests/819064-echo/ (21.05.2017).
13. Почему администрации Полтавченко так нравится город-спутник Южный (от 12.12. 2012) // 812’Online [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.online812.ru/2012/12/11/015/ (20.05.2017).
14. Развитие бизнес-аэропорта в Пушкине потребует 2,03 млрд рублей инвестиций (от 04.12.2012) // Социальная сеть города Пушкин [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tsarselo.ru/novosti-g-pushkin-carskogo-sela/razvitie-biznes-ayeroporta-v-pushkine-potrebuet-203-mlrd-rublei-investicii.html#.WSiIFoVOLIV (15.05.2017).
15. Рейтинги (от 17.03.2017) // Forbes [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.forbes.ru/ratings (26.05.2017).
16. Референдум по «Охта-Центру»: четвертая попытка (от 24.11.2009) // ЗАКС.РУ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.zaks.ru/new/archive/view/63284 (14.05.2017).
17. Слово Путина ценой в 30 миллиардов (от 28.03.13) // Свободная пресса [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.svpressa.ru/society/article/66051/ (20.05.2017).
18. Таицкий и Орловский водоводы не исчезнут при строительстве Южного? (от 13.06.2013) // Канонер [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kanoner.com/2013/06/13/118285/ (20.05.2017).
19. Gazprom jury walk-out (от 8.12.2006) // Bdonline.co.uk. [electronic source] – Режим доступа: http://www.bdonline.co.uk/news/gazprom-jury-walk-out/3078567.article (17. 04. 2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ