ФЕНОМЕН РЕГИОНАЛЬНОГО ЛОББИЗМА В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
|
Введение 3
Глава 1. Лоббизм как явление в современной политике 6
§1. Ключевые формы и характеристики лоббизма 6
§2. Развитие лоббизма 9
§3. Теоретическое осмысление «регионального лоббизма» 18
Глава 2. Анализ случаев регионального лоббизма 27
§1. Охта-центр 27
§2. Город-спутник Южный 32
§3. Сравнение кейсов 42
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Монографии 46
Статьи в периодических изданиях 47
Электронные ресурсы 49
Глава 1. Лоббизм как явление в современной политике 6
§1. Ключевые формы и характеристики лоббизма 6
§2. Развитие лоббизма 9
§3. Теоретическое осмысление «регионального лоббизма» 18
Глава 2. Анализ случаев регионального лоббизма 27
§1. Охта-центр 27
§2. Город-спутник Южный 32
§3. Сравнение кейсов 42
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Монографии 46
Статьи в периодических изданиях 47
Электронные ресурсы 49
Современный комплекс политико-административных отношений, существующих в условиях отправления власти в Российской Федерации характеризуется крайним разнообразием вопросов и проблем, которые требуют научного осмысления и рассмотрения с соответствующих методологических позиций. Необходимо отметить, что такая специфическая разновидность лоббизма, как региональный, редко попадает в фокус ученых, изучающих соответствующее явление. Кроме того, актуальность работы может быть проинтерпретирована следующим образом: анализируемые ситуации коммуникации и взаимоотношения групп интересов и институтов власти сравнительно новы, а в качестве акторов субъектно-объектных отношений выступают органы, корпорации и группы интересов, имеющие непосредственное отношение к жизни города Санкт-Петербурга.
Цель исследования кратко может быть изложена следующим образом: проанализировать модель взаимодействий институтов власти и групп интересов на территории города Санкт-Петербурга.
Для выполнения поставленной цели необходимо выделить ряд задач:
1). Рассмотрение наиболее распространенных теоретических объяснений функционирования механизма лоббирования в регионах.
2). Детальный анализ двух случаев (по отдельности) взаимодействия групп интересов и органов, представляющих действующую государственную власть. Первый случай: нереализованный проект постройки Охта-центра; второй: планирование по созданию и застройке города-спутника Южного.
3). Сравнение полученных результатов исследования двух данных ситуаций и соотнесение их с теоретическими моделями.
Методологическое основание представляется многосоставным. Для более полного анализа конкретных случаев потребовалось применение такого сочетания инструментальных принципов, как case-study и area-study. Комбинирование подобных методических установок способствует выполнению целей и задач работы. Важным обстоятельством является то, что, в отличие от телеологии данных принципов, описанных М. Доганом и Д. Пеласси, в работе они используются для анализа одного региона внутри одной страны. Кроме того, в качестве теоретического основания для применения подобных методических инструментов применяются концепции региональных режимов, регионального лоббизма, менеджмента в ситуациях конфликта.
Объектом исследования является взаимоотношение групп интересов в контексте отправления публичной политики на примере случаев лоббизма, произошедших на территории Санкт-Петербурга.
Предметом работы могут быть названы ситуации взаимодействия государственных и бюрократических структур, бизнеса и иных групп интересов в детерминированных пространственно-временных условиях.
Требует пояснение и наличие в работе такой главы, как «Лоббизм как явление в современной политике». В ней описываются общие характеристики явления, черты и свойства, особенные для взаимоотношений групп интересов и государства в общемировой практике.
Разработанность выбранной тематики неоднозначна. С одной стороны, присутствует целый ряд теоретических исследований, позволяющих сформировать концептуальные модели и механизмы регионального лоббирования. В качестве примера могут быть упомянуты работы А.И. Кольбы, А.В. Баранова, А.В. Курочкина и других отечественных политологов. С другой стороны, тренд на подобные исследования несколько угасает, так как непредвзятые и объективные работы в сфере изучения конкретных техник принятия и «продавливания» решений на высших уровнях власти способствуют выявлению негативных черт существующего порядка отправления власти. Информации, как правило, недостаточно, а исследования в силу этого приобретают характеристику некомпетентности.
Структура работы имеет следующий вид: исследование поделено на две главы. Первая носит теоретический характер, во второй анализируются конкретные примеры лоббизма. В первой главе описываются основные характеристики лоббизма, процесс развития механизма отстаивания собственных интересов и теоретические концепции, связанные с таким явлением, как региональный лоббизм. Во второй главе описываются, на примерах постройки «Охта-Центра» и возведения города-спутника Южного, основные элементы моделей регионального лоббизма, которые сравниваются в последнем параграфе данной части. В заключении подводятся итоги проведенной работы и описываются основные полученные выводы.
Цель исследования кратко может быть изложена следующим образом: проанализировать модель взаимодействий институтов власти и групп интересов на территории города Санкт-Петербурга.
Для выполнения поставленной цели необходимо выделить ряд задач:
1). Рассмотрение наиболее распространенных теоретических объяснений функционирования механизма лоббирования в регионах.
2). Детальный анализ двух случаев (по отдельности) взаимодействия групп интересов и органов, представляющих действующую государственную власть. Первый случай: нереализованный проект постройки Охта-центра; второй: планирование по созданию и застройке города-спутника Южного.
3). Сравнение полученных результатов исследования двух данных ситуаций и соотнесение их с теоретическими моделями.
Методологическое основание представляется многосоставным. Для более полного анализа конкретных случаев потребовалось применение такого сочетания инструментальных принципов, как case-study и area-study. Комбинирование подобных методических установок способствует выполнению целей и задач работы. Важным обстоятельством является то, что, в отличие от телеологии данных принципов, описанных М. Доганом и Д. Пеласси, в работе они используются для анализа одного региона внутри одной страны. Кроме того, в качестве теоретического основания для применения подобных методических инструментов применяются концепции региональных режимов, регионального лоббизма, менеджмента в ситуациях конфликта.
Объектом исследования является взаимоотношение групп интересов в контексте отправления публичной политики на примере случаев лоббизма, произошедших на территории Санкт-Петербурга.
Предметом работы могут быть названы ситуации взаимодействия государственных и бюрократических структур, бизнеса и иных групп интересов в детерминированных пространственно-временных условиях.
Требует пояснение и наличие в работе такой главы, как «Лоббизм как явление в современной политике». В ней описываются общие характеристики явления, черты и свойства, особенные для взаимоотношений групп интересов и государства в общемировой практике.
Разработанность выбранной тематики неоднозначна. С одной стороны, присутствует целый ряд теоретических исследований, позволяющих сформировать концептуальные модели и механизмы регионального лоббирования. В качестве примера могут быть упомянуты работы А.И. Кольбы, А.В. Баранова, А.В. Курочкина и других отечественных политологов. С другой стороны, тренд на подобные исследования несколько угасает, так как непредвзятые и объективные работы в сфере изучения конкретных техник принятия и «продавливания» решений на высших уровнях власти способствуют выявлению негативных черт существующего порядка отправления власти. Информации, как правило, недостаточно, а исследования в силу этого приобретают характеристику некомпетентности.
Структура работы имеет следующий вид: исследование поделено на две главы. Первая носит теоретический характер, во второй анализируются конкретные примеры лоббизма. В первой главе описываются основные характеристики лоббизма, процесс развития механизма отстаивания собственных интересов и теоретические концепции, связанные с таким явлением, как региональный лоббизм. Во второй главе описываются, на примерах постройки «Охта-Центра» и возведения города-спутника Южного, основные элементы моделей регионального лоббизма, которые сравниваются в последнем параграфе данной части. В заключении подводятся итоги проведенной работы и описываются основные полученные выводы.
В процессе работы была достигнута поставленная цель, которая заключалась в анализе механизма, согласно особенностям которого осуществляется взаимодействие между группами интересов и органами власти. Несомненно, ограниченность эмпирических и фактических данных, касающихся того, как именно функционирует система лоббизма на территории Санкт-Петербурга, может быть проинтерпретирована и как исходная посылка, затрудняющая изучение объекта и предмета, и как следствие того, что сфера политики и принятия решений до сих пор остается предельно закрытой и регулируется посредством неформальных практик и инструментов, свойственных представителям высших эшелонов власти, элите, включающей в себя как персон, занимающих административные и чиновничьи посты, так и представителей вертикально ориентированных и интегрированных бизнес-групп.
Посредством последовательного выполнения поставленных задач удалось не только подобрать теоретические концепции, которые позволили бы объяснить феномен регионального лоббизма, но и указать на те негативные характеристики, которые являются неотъемлемой частью современной организации властного пространства в Российской Федерации. Неразделенность экономики и политика (как в элитной страте, так и в области принятия решений), неформальные и скрытые, латентные методы проталкивания и отстаивания собственных интересов, которые, по сути, являются превращенной формой патрон-клиентских отношений, игнорирование социальной напряженности и отсутствие, подтвержденное законодательно, легальных и легитимных путей лоббирования. Всё это относится к организации власти и принятию решений в современной России.
Кроме того, что существует возможность формального подведения результатов анализа двух кейсов под определенную систему критериев (их соответствие некорпоративной модели объяснения функционирования властных институтов, реактивность регионального режима, его дискурсивная и пространственная ограниченность, гибридный характер), необходимо постулировать, что наполненность современного российского публичного (дискурсивного) пространства искусственными неполитическими элементами, отсутствие коммуникации между равноправными участниками процесса обсуждения политических решений и какой-либо (хотя бы имитации) политической борьбы за принятие или непринятие тех или иных решений на высшем уровне, выливающееся в тотальную бесконфликтность и стерильность при осуществлении власти, позволяют сделать почти эсхатологический по смыслу вывод: лоббизм в России отсутствует в общепринятом мировом понимании точно так же, как отсутствует и исправно функционирующий механизм политики, а власть становится властвованием.
Если обратиться к формальной стороне вопроса, то воспользовавшись индуктивно-дедуктивным научным методом, нам удалось выявить не только теоретические черты лоббизма в целом, но и связать их с критериями для определения характеристик региональных и федерального режима. Кроме того, проанализированные случаи позволили сделать вывод о том, какие именно ключевые особенности определяют работу тех или иных лоббистских практик.
Посредством последовательного выполнения поставленных задач удалось не только подобрать теоретические концепции, которые позволили бы объяснить феномен регионального лоббизма, но и указать на те негативные характеристики, которые являются неотъемлемой частью современной организации властного пространства в Российской Федерации. Неразделенность экономики и политика (как в элитной страте, так и в области принятия решений), неформальные и скрытые, латентные методы проталкивания и отстаивания собственных интересов, которые, по сути, являются превращенной формой патрон-клиентских отношений, игнорирование социальной напряженности и отсутствие, подтвержденное законодательно, легальных и легитимных путей лоббирования. Всё это относится к организации власти и принятию решений в современной России.
Кроме того, что существует возможность формального подведения результатов анализа двух кейсов под определенную систему критериев (их соответствие некорпоративной модели объяснения функционирования властных институтов, реактивность регионального режима, его дискурсивная и пространственная ограниченность, гибридный характер), необходимо постулировать, что наполненность современного российского публичного (дискурсивного) пространства искусственными неполитическими элементами, отсутствие коммуникации между равноправными участниками процесса обсуждения политических решений и какой-либо (хотя бы имитации) политической борьбы за принятие или непринятие тех или иных решений на высшем уровне, выливающееся в тотальную бесконфликтность и стерильность при осуществлении власти, позволяют сделать почти эсхатологический по смыслу вывод: лоббизм в России отсутствует в общепринятом мировом понимании точно так же, как отсутствует и исправно функционирующий механизм политики, а власть становится властвованием.
Если обратиться к формальной стороне вопроса, то воспользовавшись индуктивно-дедуктивным научным методом, нам удалось выявить не только теоретические черты лоббизма в целом, но и связать их с критериями для определения характеристик региональных и федерального режима. Кроме того, проанализированные случаи позволили сделать вывод о том, какие именно ключевые особенности определяют работу тех или иных лоббистских практик.
Подобные работы
- ТЕХНОЛОГИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛОББИСТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Особенности взаимодействия государства и театра в сфере российской культурной политики
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - Противодействие коррупции на государственной службе как приоритетное направление административной реформы России
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Российский и мировой опыт лоббизма: сравнительный анализ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ СЕНАТОРОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНТЕРЕСОВ РЕГИОНОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2024



