Изменение женской идентичности в послеродовой период: на примере жительниц Санкт-Петербурга
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания исследования 10
1.1. Телесность как предмет социологического анализа 10
1.2. Проблема соотношения женской телесности и гендера 16
1.3. Материнство и его телесный аспект 22
1.4. Повседневность в контексте изменений женской идентичности 24
Глава 2. Эмпирическое исследование женской идентичности 29
2.1. Программа исследования изменений женской идентичности 29
2.2. Описание выборки и сбора данных 36
2.3. Результаты исследования изменения женской идентичности 38
Заключение 54
Литература 57
Приложение 1. Гайд интервью 62
Приложение 2. Транскрипт интервью с М7 66
Приложение 3. Транскрипт интервью с М11 94
Глава 1. Теоретические основания исследования 10
1.1. Телесность как предмет социологического анализа 10
1.2. Проблема соотношения женской телесности и гендера 16
1.3. Материнство и его телесный аспект 22
1.4. Повседневность в контексте изменений женской идентичности 24
Глава 2. Эмпирическое исследование женской идентичности 29
2.1. Программа исследования изменений женской идентичности 29
2.2. Описание выборки и сбора данных 36
2.3. Результаты исследования изменения женской идентичности 38
Заключение 54
Литература 57
Приложение 1. Гайд интервью 62
Приложение 2. Транскрипт интервью с М7 66
Приложение 3. Транскрипт интервью с М11 94
Для современного человека тело является существенным условием, которое во многом определяет его профессиональную, социальную и личностную успешность. Подтверждением данному тезису служит бурное развитие телесно ориентированных социальных практик - модели тела и красоты, здоровый образ жизни, правильное питание, увлечение физической культурой.
Существующие исследования демонстрируют широкое многообразие научных подходов и теорий к изучению телесности человека как его социальной характеристики. Одним из основных направлений социокультурного анализа телесности является феноменологический подход, предложивший воспринимать телесность как некую структуру, которая находится в пограничной зоне между социальной системой и субъективным миром человека .
Телесность индивида является предметом многих областей научного знания, в том числе социологии тела и гендерной теории. Женская и мужская телесность существуют в тесной связи с важной социальной характеристикой индивида – гендерной идентичностью. Различение по гендеру происходит посредством применения социальных представлений о феминности и маскулинности, а телесная презентация человека есть ничто иное как инструмент поддержания этих представлений .
Наряду с современными социальными условиями, которые характеризуются изменениями в социокультурной самоидентификации женщин, и, в том числе, в восприятии ими своего тела, существуют относительно устойчивые явления, связанные с функционированием женского организма, которые способны повлиять на телесность. Наиболее важным явлением, которое провоцирует изменение женской телесности, является реализация женщиной репродуктивной функции. Этот период в жизни женщины представляет особый интерес еще и потому, что предполагает обретение женщиной нового типа идентичности – материнской. Идентификация себя как матери предполагает не только получение нового статуса и соответствующей ему социальной роли, но и пересмотр со стороны женщины представлений о женской идентичности в социальных измерениях телесности и гендера. Так, если реализация собственной гендерной идентичности предполагает телесную презентацию, приближенную к образцу нормативной женственности (сексуализированный образ, модельная худоба и проч.), то развитие материнской идентичности предполагает восприятие женщиной своего тела прежде всего как способного к репродукции в рамках общепринятых норм здоровья. В этом видится потенциальный конфликт идентичностей, связанный с тем, что женщина, получившая опыт рождения ребенка, с одной стороны, стремится сохранить систему качеств своей гендерной идентичности, а с другой стороны, вписать в эту систему атрибуты, принадлежащие новообретенной материнской идентичности и соответствующие им телесные практики.
Степень изученности проблемы
В социологии существует две теоретических ориентации изучения телесности человека. Первая ориентация предлагает рассматривать тело с точки зрения феноменологии и ориентироваться на индивидуальный опыт освоения тела; вторая ориентация нацелена на интерпретацию телесных практик посредством анализа социальных структур, воздействующих на телесное воплощение индивида. Существуют подходы, целью которых служит изучение телесности посредством ее связи с категориями «пол» и «гендер», которые в данном контексте предлагается рассматривать как социально конструируемые явления. Так, в статье Е.А. Гольман «О реальных и воображаемых телах: проблема соотношения тела и гендера», проблематизируется телесное воплощение в плоскости гендерного деления, изучается специфика конструирования феминности и маскулинности, а также их закрепления.
Отдельного внимания заслуживают исследования, направленные на изучение женской телесности. Большинство из них посвящены тому, насколько женщины вовлечены в реализацию разного рода телесных практик, гендерной специфике этих практик, а также тому, как меняются культурные смыслы этих практик с течением времени (См. напр. ).
Современные исследования показывают, что женщины более склонны к реализации разного рода телесных практик, чем мужчины . По мнению английского исследователя Самюэля Чемберса, это, в частности, обуславливается тем, что женщины посредством биологически заложенных свойств тела и индивидуальной работы над ним способна родить ребенка, реализуя свою репродуктивную функцию и подвергая трансформации не только тело с точки зрения его физиологической данности, но и гендерной идентичности как социального наполнения пола, выраженного в теле . Несмотря на это, существующие научные исследования, посвященные телесности и идентичности женщины в послеродовой период, в большей степени направлены на рассмотрение медицинской или психологической проблематики (См. напр. ) и не нацелены на исследование изменений гендерной идентичности женщин в связи с рождением ребенка.
Если говорить о материнской идентичности, то имеет место большое количество работ, посвященных теоретической стороне вопроса формирования материнской идентичности, условий для ее производства и воспроизводства. В статье «Материнство в современной западной социологической дискуссии» Н. А. Нартовой представлен обзор направлений дискуссии в отношении материнства в западной социологии. В статье Т. Ф. Дрёминой анализируются компоненты адаптации женщин к беременности на основе их предыдущего опыта материнства. В рамках данной работы также изучается телесный опыт беременных женщин.
Среди работ зарубежных социологов существуют исследования , направленные на выяснение того, как меняется Я-концепция женщин в связи с опытом беременности и материнства, а также на то, как социально-экономическое положение женщин влияет на конструирование материнской идентичности. Кроме того, английскими исследовательницами рассматриваются проблемы, связанные с изменением отношения женщин к репродукции на протяжении жизни, а также на том, как различается опыт участия в репродуктивном процессе мужчин и женщин (с точки зрения их гендерных ролей). В российском научном поле подобных исследований нами было не обнаружено.
Наше исследование нацелено на рассмотрение телесного аспекта посредством изучения телесных практик, выявление трансформаций, которые претерпевает телесность после родов, находясь в сильной связи с гендерной и материнской идентичностями женщины. Исходя из вышеизложенного, проблемой настоящего исследования является недостаток научного знания о том, как меняется телесность и телесные практики женщин, направленные на конструирование женской идентичности в связи с рождением ребенка; о том, какую роль выполняет телесность в процессе включения атрибутов материнской идентичности в повседневную жизнь женщин.
Объектом исследования выступают женщины Санкт-Петербурга, родившие ребенка в течение года с момента начала исследования.
Предметом исследования выступает телесный аспект женской идентичности.
Целью исследования является изучение изменений телесных практик, направленных на воспроизводство женской идентичности в связи с обретением женщиной материнского статуса.
Задачи исследования:
1. выявить отношение женщин к собственному телу и влияние изменений тела на представление женщин о собственной телесности;
2. проанализировать соотношение категорий гендера и телесности, представленное в социологических теориях;
3. исследовать влияние телесных практик на конструирование гендерной идентичности женщин;
4. рассмотреть, как соотносится телесность и материнство в социологии;
5. выявить изменения телесности женщин в связи с рождением ребенка;
6. определить, как появление практик, направленных на уход за ребенком, влияет на повседневную жизнь женщин.
Эмпирическую базу исследования составили данные 14 глубинных интервью с женщинами в возрасте от 30 до 44 лет, проживающими в Санкт-Петербурге которые в течение года с момента начала сбора данных (13.03.2023) обращались в центр семейных родов “Радуга” с целью подготовки и проведения родов.
Теоретическая база исследования включает теорию социального конструкционизма П. Бергера и Т. Лукмана, который позволяет рассмотреть телесность индивида с позиции восприятия им собственного тела (имеют место два восприятия: «Я есть тело» и «Я обладаю телом»); типологию применения тела в действии А. Франка, нацеленную на объяснение эмпирических фактов поведения в зависимости от принадлежности тела индивида к одному из четырех типов (дисциплинированное, отражающее, доминирующее и коммуникативное); перформативную концепцию гендера Джудит Батлер, которая предполагает рассмотрение гендерной идентичности как непредопределенной, формирующейся посредством перформативных действий, в том числе посредством телесных практик, которые направлены на конструирование гендера; социально-конструктивистскую концепцию гендера К. Уэста и Д. Циммермана, которая предлагает объяснять процесс конструирования гендера через телесность (в том числе, практики работы над телом); взгляд на повседневную реальность индивидов П. Бергера и Т. Лукмана.
Данная работа состоит из введения и двух глав. В первой главе освещаются теоретические подходы к изучению телесности и гендера, а также фокус их рассмотрения с точки зрения того, как конструируется женская идентичность и как в этот процесс вписывается материнство. Вторая глава посвящена описанию и интерпретации результатов эмпирического исследования, целью которого было рассмотреть изменения, затрагивающие телесность и телесные практики в процессе конструирования женской идентичности. В работу также включен список используемой литературы и приложения.
Существующие исследования демонстрируют широкое многообразие научных подходов и теорий к изучению телесности человека как его социальной характеристики. Одним из основных направлений социокультурного анализа телесности является феноменологический подход, предложивший воспринимать телесность как некую структуру, которая находится в пограничной зоне между социальной системой и субъективным миром человека .
Телесность индивида является предметом многих областей научного знания, в том числе социологии тела и гендерной теории. Женская и мужская телесность существуют в тесной связи с важной социальной характеристикой индивида – гендерной идентичностью. Различение по гендеру происходит посредством применения социальных представлений о феминности и маскулинности, а телесная презентация человека есть ничто иное как инструмент поддержания этих представлений .
Наряду с современными социальными условиями, которые характеризуются изменениями в социокультурной самоидентификации женщин, и, в том числе, в восприятии ими своего тела, существуют относительно устойчивые явления, связанные с функционированием женского организма, которые способны повлиять на телесность. Наиболее важным явлением, которое провоцирует изменение женской телесности, является реализация женщиной репродуктивной функции. Этот период в жизни женщины представляет особый интерес еще и потому, что предполагает обретение женщиной нового типа идентичности – материнской. Идентификация себя как матери предполагает не только получение нового статуса и соответствующей ему социальной роли, но и пересмотр со стороны женщины представлений о женской идентичности в социальных измерениях телесности и гендера. Так, если реализация собственной гендерной идентичности предполагает телесную презентацию, приближенную к образцу нормативной женственности (сексуализированный образ, модельная худоба и проч.), то развитие материнской идентичности предполагает восприятие женщиной своего тела прежде всего как способного к репродукции в рамках общепринятых норм здоровья. В этом видится потенциальный конфликт идентичностей, связанный с тем, что женщина, получившая опыт рождения ребенка, с одной стороны, стремится сохранить систему качеств своей гендерной идентичности, а с другой стороны, вписать в эту систему атрибуты, принадлежащие новообретенной материнской идентичности и соответствующие им телесные практики.
Степень изученности проблемы
В социологии существует две теоретических ориентации изучения телесности человека. Первая ориентация предлагает рассматривать тело с точки зрения феноменологии и ориентироваться на индивидуальный опыт освоения тела; вторая ориентация нацелена на интерпретацию телесных практик посредством анализа социальных структур, воздействующих на телесное воплощение индивида. Существуют подходы, целью которых служит изучение телесности посредством ее связи с категориями «пол» и «гендер», которые в данном контексте предлагается рассматривать как социально конструируемые явления. Так, в статье Е.А. Гольман «О реальных и воображаемых телах: проблема соотношения тела и гендера», проблематизируется телесное воплощение в плоскости гендерного деления, изучается специфика конструирования феминности и маскулинности, а также их закрепления.
Отдельного внимания заслуживают исследования, направленные на изучение женской телесности. Большинство из них посвящены тому, насколько женщины вовлечены в реализацию разного рода телесных практик, гендерной специфике этих практик, а также тому, как меняются культурные смыслы этих практик с течением времени (См. напр. ).
Современные исследования показывают, что женщины более склонны к реализации разного рода телесных практик, чем мужчины . По мнению английского исследователя Самюэля Чемберса, это, в частности, обуславливается тем, что женщины посредством биологически заложенных свойств тела и индивидуальной работы над ним способна родить ребенка, реализуя свою репродуктивную функцию и подвергая трансформации не только тело с точки зрения его физиологической данности, но и гендерной идентичности как социального наполнения пола, выраженного в теле . Несмотря на это, существующие научные исследования, посвященные телесности и идентичности женщины в послеродовой период, в большей степени направлены на рассмотрение медицинской или психологической проблематики (См. напр. ) и не нацелены на исследование изменений гендерной идентичности женщин в связи с рождением ребенка.
Если говорить о материнской идентичности, то имеет место большое количество работ, посвященных теоретической стороне вопроса формирования материнской идентичности, условий для ее производства и воспроизводства. В статье «Материнство в современной западной социологической дискуссии» Н. А. Нартовой представлен обзор направлений дискуссии в отношении материнства в западной социологии. В статье Т. Ф. Дрёминой анализируются компоненты адаптации женщин к беременности на основе их предыдущего опыта материнства. В рамках данной работы также изучается телесный опыт беременных женщин.
Среди работ зарубежных социологов существуют исследования , направленные на выяснение того, как меняется Я-концепция женщин в связи с опытом беременности и материнства, а также на то, как социально-экономическое положение женщин влияет на конструирование материнской идентичности. Кроме того, английскими исследовательницами рассматриваются проблемы, связанные с изменением отношения женщин к репродукции на протяжении жизни, а также на том, как различается опыт участия в репродуктивном процессе мужчин и женщин (с точки зрения их гендерных ролей). В российском научном поле подобных исследований нами было не обнаружено.
Наше исследование нацелено на рассмотрение телесного аспекта посредством изучения телесных практик, выявление трансформаций, которые претерпевает телесность после родов, находясь в сильной связи с гендерной и материнской идентичностями женщины. Исходя из вышеизложенного, проблемой настоящего исследования является недостаток научного знания о том, как меняется телесность и телесные практики женщин, направленные на конструирование женской идентичности в связи с рождением ребенка; о том, какую роль выполняет телесность в процессе включения атрибутов материнской идентичности в повседневную жизнь женщин.
Объектом исследования выступают женщины Санкт-Петербурга, родившие ребенка в течение года с момента начала исследования.
Предметом исследования выступает телесный аспект женской идентичности.
Целью исследования является изучение изменений телесных практик, направленных на воспроизводство женской идентичности в связи с обретением женщиной материнского статуса.
Задачи исследования:
1. выявить отношение женщин к собственному телу и влияние изменений тела на представление женщин о собственной телесности;
2. проанализировать соотношение категорий гендера и телесности, представленное в социологических теориях;
3. исследовать влияние телесных практик на конструирование гендерной идентичности женщин;
4. рассмотреть, как соотносится телесность и материнство в социологии;
5. выявить изменения телесности женщин в связи с рождением ребенка;
6. определить, как появление практик, направленных на уход за ребенком, влияет на повседневную жизнь женщин.
Эмпирическую базу исследования составили данные 14 глубинных интервью с женщинами в возрасте от 30 до 44 лет, проживающими в Санкт-Петербурге которые в течение года с момента начала сбора данных (13.03.2023) обращались в центр семейных родов “Радуга” с целью подготовки и проведения родов.
Теоретическая база исследования включает теорию социального конструкционизма П. Бергера и Т. Лукмана, который позволяет рассмотреть телесность индивида с позиции восприятия им собственного тела (имеют место два восприятия: «Я есть тело» и «Я обладаю телом»); типологию применения тела в действии А. Франка, нацеленную на объяснение эмпирических фактов поведения в зависимости от принадлежности тела индивида к одному из четырех типов (дисциплинированное, отражающее, доминирующее и коммуникативное); перформативную концепцию гендера Джудит Батлер, которая предполагает рассмотрение гендерной идентичности как непредопределенной, формирующейся посредством перформативных действий, в том числе посредством телесных практик, которые направлены на конструирование гендера; социально-конструктивистскую концепцию гендера К. Уэста и Д. Циммермана, которая предлагает объяснять процесс конструирования гендера через телесность (в том числе, практики работы над телом); взгляд на повседневную реальность индивидов П. Бергера и Т. Лукмана.
Данная работа состоит из введения и двух глав. В первой главе освещаются теоретические подходы к изучению телесности и гендера, а также фокус их рассмотрения с точки зрения того, как конструируется женская идентичность и как в этот процесс вписывается материнство. Вторая глава посвящена описанию и интерпретации результатов эмпирического исследования, целью которого было рассмотреть изменения, затрагивающие телесность и телесные практики в процессе конструирования женской идентичности. В работу также включен список используемой литературы и приложения.
Таким образом, в соответствии с социально-конструкционистской теорией П. Бергера и Т. Лукмана, восприятие женщинами собственного тела формируется посредством рассмотрения двух ориентаций: ориентации на проживание телесного опыта, идентифицирование внутренних свойств тела с чертами своего характера и ориентации на материальные свойства тела, которые включают в себя конституцию тела, его общие физиологические показатели и особенности внешнего облика. Это отражает сочетание двух возможных восприятий женщинами своего тела: отождествление себя с телом производится посредством первой ориентации, а обладание своим телом - посредством второй.
Ориентируясь на модель тела в действии А. Франка, можно сделать вывод о том, что тело женщин до родов сочетает в себе проявления дисциплинарного и отражающего тела. Действия, совершаемые в соответствии с моделью дисциплинарного тела, проявляются в поддержании определенного представления о женщине, занятой на руководящей должности или в преподавательской сфере (это проявляется, в первую очередь, в ношении определенной одежды). Модель отражающего тела находит проявление в телесных практиках, направленных на работу над телом в аспекте его привлекательности (походы к косметологу, маникюр и стрижки).
Переживая опыт рождения ребенка, в действиях женщины появляются элементы, соответствующие модели коммуникативного тела. Для коммуникативного тела характерна диадичность, что на этапах возрастных изменений телесности женщины проявляется в ориентации на мнение о теле значимых других, в то время как телесные изменения в связи с беременностью и родами формируют в женщинах чувство самодостаточности и принятия собственного тела. Кроме того, отношение к собственному телу носит ассоциативный характер - женщина существует в комфорте и согласии с внутренними и внешними проявлениями своего тела, выражает готовность в принятии изменений, происходящих с телом после родов.
Кроме того, в ходе исследования был сделан вывод о том, что телесные практики играют важную роль в определении гендерной принадлежности женщин, и в процессе появления новых практик женщины могут относить себя к разным гендерным оппозициям. В этой связи, основываясь на перформативной концепции Дж. Батлер, можно сделать вывод о том, что перформативность гендера проявляется в зависимости от его определения в связи с совершаемыми телесными практиками. Осознание гендерной принадлежности у женщин происходит на основе рефлексии относительно конструируемых в этих практиках черт своего характера, которые могут быть отнесены к одной из гендерных оппозиций: маскулинности или феминности.
Также находит подтверждение концепция Уэст и Циммерман: у женщин, которые относят себя к преимущественно феминным, существуют регулярные телесные практики, направленные на закрепление и демонстрацию гендера на поверхности тела, т.е. использования тела как гендерного дисплея (И. Гофман).
В послеродовой период повседневная жизнь женщин в контексте совершаемых ими телесных практик претерпевает изменения. Реализация повседневных телесных практик, направленных на конструирование и поддержание гендерной идентичности, в связи с рождением ребенка становится проблематичной (часто это происходит в силу нехватки времени). В силу того, что интеграция нового сектора, который направлен на уход за ребенком, в повседневность гендерно-ориентированных практик затруднительна, это вынуждает женщин отказываться от практик по уходу за телом или уменьшать частоту их выполнения, отдавая предпочтение практикам заботы о ребенке и выстраивая тем самым новую повседневную жизнь. Кроме того, внутри гендерно ориентированной повседневности происходит переориентация телесных практик - гендерно ориентированные повседневные практики теперь направлены не на уход и работу над телом, а на восстановление тела после родов
Ориентируясь на модель тела в действии А. Франка, можно сделать вывод о том, что тело женщин до родов сочетает в себе проявления дисциплинарного и отражающего тела. Действия, совершаемые в соответствии с моделью дисциплинарного тела, проявляются в поддержании определенного представления о женщине, занятой на руководящей должности или в преподавательской сфере (это проявляется, в первую очередь, в ношении определенной одежды). Модель отражающего тела находит проявление в телесных практиках, направленных на работу над телом в аспекте его привлекательности (походы к косметологу, маникюр и стрижки).
Переживая опыт рождения ребенка, в действиях женщины появляются элементы, соответствующие модели коммуникативного тела. Для коммуникативного тела характерна диадичность, что на этапах возрастных изменений телесности женщины проявляется в ориентации на мнение о теле значимых других, в то время как телесные изменения в связи с беременностью и родами формируют в женщинах чувство самодостаточности и принятия собственного тела. Кроме того, отношение к собственному телу носит ассоциативный характер - женщина существует в комфорте и согласии с внутренними и внешними проявлениями своего тела, выражает готовность в принятии изменений, происходящих с телом после родов.
Кроме того, в ходе исследования был сделан вывод о том, что телесные практики играют важную роль в определении гендерной принадлежности женщин, и в процессе появления новых практик женщины могут относить себя к разным гендерным оппозициям. В этой связи, основываясь на перформативной концепции Дж. Батлер, можно сделать вывод о том, что перформативность гендера проявляется в зависимости от его определения в связи с совершаемыми телесными практиками. Осознание гендерной принадлежности у женщин происходит на основе рефлексии относительно конструируемых в этих практиках черт своего характера, которые могут быть отнесены к одной из гендерных оппозиций: маскулинности или феминности.
Также находит подтверждение концепция Уэст и Циммерман: у женщин, которые относят себя к преимущественно феминным, существуют регулярные телесные практики, направленные на закрепление и демонстрацию гендера на поверхности тела, т.е. использования тела как гендерного дисплея (И. Гофман).
В послеродовой период повседневная жизнь женщин в контексте совершаемых ими телесных практик претерпевает изменения. Реализация повседневных телесных практик, направленных на конструирование и поддержание гендерной идентичности, в связи с рождением ребенка становится проблематичной (часто это происходит в силу нехватки времени). В силу того, что интеграция нового сектора, который направлен на уход за ребенком, в повседневность гендерно-ориентированных практик затруднительна, это вынуждает женщин отказываться от практик по уходу за телом или уменьшать частоту их выполнения, отдавая предпочтение практикам заботы о ребенке и выстраивая тем самым новую повседневную жизнь. Кроме того, внутри гендерно ориентированной повседневности происходит переориентация телесных практик - гендерно ориентированные повседневные практики теперь направлены не на уход и работу над телом, а на восстановление тела после родов



