Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функционирование приёма остранения в русской антиутопии XX века

Работа №133075

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

литература

Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Функционирование приема остранения в романе Е. И. Замятина «Мы» 20
1.1 Общие черты повествования 20
1.1.1 Остранение личных местоимений 21
1.1.2 Тропы как многоплановая система 24
1.1.3 Пунктуация и прием умолчания 29
1.1.4 Жанровый синтез и диалогизм 31
1.2 Образы, время и пространство 38
1.2.1 Неоднозначность символических образов 38
1.2.2 Образ индивидуума и идеология государства 40
1.2.3 Мир будущего и контекст изобразительных искусств 41
1.2.4 Фрагментарность и неопределенность пространства и времени 43
1.3 Сюжет и тематика 46
1.3.1 Власть как религия 46
1.3.2 Новая концепция литературы и искусства 49
Глава 2. Функционирование приема остранения в повести А. П. Платонова «Котлован» 53
2.1 Речь повествователя 54
2.1.1 Функционирование тропов 54
2.1.2 Нарушение лексической сочетаемости 58
2.2 Образы. Пространство и время 63
2.2.1 Образы героев, нарушающие читательское ожидание 63
2.2.2 Детальное описание групповых образов 66
2.2.3 Переходное состояние между животным и человеком 68
2.2.4 Пространство и время 70
2.3 Сюжет и тематика 71
2.3.1 Искаженность человеческих отношений 72
2.3.2 Отсутствие удивления (о поэтике неостранения) 75
Глава 3. Функционирование приема остранения в русской антиутопии 1920—1930-х годов и в конце XX века 79
3.1 Функционирование приема остранения в русской антиутопии 1920—1930-х годов ХХ века 79
3.1.1 Речь повествователя 80
3.1.2 Образы 86
3.1.3 Время и пространство 90
3.1.4 Сюжет и тематика 94
3.2 Продолжение традиции и своеобразие приема остранения в русской антиутопии конца ХХ века (на примере романа Т. Толстой «Кысь») 98
Заключение 105
Список использованной литературы 108

Термин «остранение» был предложен одним из самых значительных представителей формальной школы, В. Б. Шкловским. Согласно его трактовке в статье «Искусство как прием»1, искусство представляет собой призму, которая остраняет мир для человека, а остранение служит способом нарушить автоматизм восприятия мира, сделать привычные вещи незнакомыми, необыкновенными.
Формалисты понимали остранение как «универсальный закон искусства, обнаруживающийся на всех уровнях художественной структуры»2. Иначе говоря, неверно понимать остранение только как прием, скорее оно представляет собой эстетический принцип, который, по мнению формалистов, лежит в основе литературного творчества. Остранение не потеряло своей значимости с прекращением существования формальной школы, оно до сих пор понимается литературоведами как один из важнейших художественных принципов и пользуется особой актуальностью во внелитературной сфере: как отмечает С. А. Савицкий, в последнее время произошло переосмысление этого термина, остранение было «переформулировано в разных философско- эстетических контекстах»3 в связи с попытками создания «новой психологии творчества и художественного восприятия или создания новой реалистической конвенции»4.
В связи с недостатком систематики в теории и терминологии существует
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Комплексный анализ романа «Мы» и повести «Котлован», а также сопоставление этих произведений с другими антиутопиями, такими как рассказ «Вечер в 2217 году», повесть «Ленинград» и роман «Кысь», позволяют выявить несколько устойчивых видов реализации приема остранения в данном жанре. Несмотря на то, что не все проанализированные нами тексты можно безоговорочно назвать антиутопиями в чистом виде, в каждом из них большое значение имеет идея о том, что любая попытка создать идеальный мир неизбежно заканчивается тупиком, ведет к искажению отношений между людьми, между обществом и индивидом, личностью и властью. Эта проблематика неизменно важна для каждого из рассмотренных нами произведений, более того, она во многом реализуется через остранение, и в каждом из этих текстов дается свой вариант антиутопического конфликта.
Наша основная мысль заключается в том, что именно за счет приема остранения, который реализуется в столкновении контрастных, сочетании несочетаемых элементов на всех уровнях текста, антиутопический конфликт вводится в произведение, заостряется и остается актуальным как для персонажей текста, так и для его читателей до самого финала.
Анализ речи повествователя показал, что остранение на этом уровне реализуется за счет столкновения различных по стилю и семантике элементов внутри предложений и словосочетаний; за счет сочетания образности и абстрактности как основных характеристик мысли героя; за счет возникающих в тексте отсылок к внелитературным сферам; за счет диалогичности слова героя, которая связана с проникновением в индивидуальную (практическую) речь государственного «официального» языка; а также за счет маркированного пунктуацией умолчания, по причине которого в тексте возникают смысловые лакуны и неясности.
Образы также оказываются остраненными, на это особенно влияют значимые пропуски, отсутствие в тексте указания на важные элементы портрета (например, облик, имя, возраст и т. д.). Остранение на этом уровне текста возникает и как следствие авторской интенции продемонстрировать искаженность межличных отношений, указать на положение индивидуума в условиях тоталитарного государственного режима.
Остранение на уровне хронотопа выражается в том, что время фактически останавливается, его векторность, текучесть является кажимостью, на самом деле время циклично, и неясно, есть ли надежда разорвать этот цикл. Структура пространства тесно связана с характеристиками времени. Кроме того, как время в антиутопии может отсылать к реальной исторической эпохе, так и художественное пространство может ассоциироваться с реальными объектами, благодаря чему создается конфликт между знакомым/понятным и странным/ абсурдным/страшным.
Говоря о сюжетных и тематических элементах, следует отметить, что в антиутопии государственная власть часто ассоциируется с религией и церковью, хотя сама власть религию отрицает, уничтожает. С течением времени жанр претерпевает трансформации, и отсылки к конкретным историческим событиям становятся менее актуальными, поэтому проблематика более современных текстов может быть связана с размышлениями о судьбах человеческой культуры и о дальнейшем пути развития цивилизации.
Конечно, нельзя утверждать, что мы выявили некую общую закономерность, единый шаблон, согласно которому остранение функционирует в антиутопиях — если это и возможно сделать, то только с привлечением более широкого материала и в рамках более фундаментального исследования. И безусловно, несмотря на то, что некоторые из наших наблюдений и в самом деле связаны с жанровыми характеристиками антиутопии, каждый писатель обладает своим индивидуальным стилем и набором приемов, поэтому даже сходные элементы в произведениях могут различаться по функции.
И тем не менее, выявление общих черт, связанных с остранением — ключевым приемом для антиутопии — в текстах ранних русских антиутопических произведений позволило нам наметить основные линии для дальнейшего изучения этой темы. То, что многие из выявленных нами художественных особенностей находят параллели в тексте, написанном спустя много лет после Замятина и Платонова и дающем оригинальное преломление антиутопической темы (роман Т. Толстой «Кысь»), указывает на актуальность как изучаемого приема, так и самого жанра.
Особенно важным нам кажется то, что анализ данных текстов сквозь призму остранения показывает: антиутопия, которая может показаться жанром почти формульным, на самом деле достаточно изменчива, а ее интерпретация (учитывая все смысловые лакуны и неоднозначности) очень сильно зависит от работы читательского сознания, от конкретизации прочитанного реципиентом, ведь сам процесс чтения этих произведений предполагает достраивание отдельных частей художественного мира, способность читателя ассоциировать происходящее в тексте с историческими событиями и культурным контекстом. Затрудненность восприятия, обусловленная функционированием приема остранения, предполагает, что чтение антиутопии должно стать для читателя серьезным и интересным диалогом с текстом.


Источники
1. Замятин Е. И. Собрание сочинений: В 5 т. М.: Русская книга; Дмитрий Сечин; Республика, 2003-2011.
2. Козырев М. Я. Ленинград // Пятое путешествие Гулливера и другие повести и рассказы. М.: Текст, 1991. С. 3-98.
3. Платонов А. П. Котлован: Текст, материалы творческой истории. СПб.: Наука, 2000. 378 с.
4. Платонов А. П. Собрание сочинений: В 5 т. М.: Информпечать, 1998.
5. Толстая Т. Н. Кысь: роман. М.: Эксмо, 2011. 366 с.
6. Федоров Н. Ф. Вечер в 2217 году // Библиотека русской фантастики. Т. 10. М.: Русская книга, 1998. С. 239-258.
7. Zamiatin E. We / translated by G. Zilboorg. N. Y.: Penguin books, 1991. 218 p.
8. Замятин Е. И. Вомэнь (Мы) Пф ДЬЖ^Ж. W] / пер. Гу Ялин. ®Ф #. Пекин: Цзоцзя чубаньшэ (Изд-во писателей) ^ЖЖ^±, 1998. 351 с.
Научная и критическая литература
9. Ануриев А. Е. Русская проза первой трети XX века между утопией и антиутопией. Киров: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2012. 212 с.
10. Ануфриев А. Е. Утопическое мышление как знаковое явление литературного процесса в России в 20-х гг. ХХ в // Вестник ВятГУ. 2012. № 1. С. 110-116.
11. Арсентьева Н. П. Становление антиутопического жанра в русской литературе: В 2 ч. М.: МИГУ, 1993.
12. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собрание сочинений в семи томах. Т. 5. М.: Русские словари, 1997. С. 159-206.
13. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М. М. Собрание сочинений в семи томах. Т. 6. М.: Русские словари. Языки славянской культуры, 2002. С. 5-300.
14. Богданова О. В. Интертекстуальные связи в творчестве Татьяны Толстой // Богданова О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90 годы XX века - начало XXI века). СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2004. С. 225-297.
15. Богданова О. В., Ли Ц. Образная система романа Т. Толстой «Кысь» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4: в 3 частях. Ч. 3. С. 22-26.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ