Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретическое исследование цензуры в советском кино……………5
1.1. Исторический обзор цензуры в советском кино……………………….…..5
1.2. Критика и преодоление цензуры………13
Глава 2. Особенности изучения роли цензуры в советском кино……………18
2.1. Роль цензуры в формировании образа общества…………………..……..18
2.2. Подрывающая роль цензуры в киноиндустрии…………………………..26
Заключение………………………………………………………….……………35
Список использованных источников…………36
Актуальность исследования. Цензура в советском кино является одной из ключевых тем, требующих глубокого изучения и анализа. Эта проблема касается не только кинематографии СССР, но и широкой общественности, так как она подразумевает ограничение свободы слова и творчества, а также пропаганду и идеологическую манипуляцию. Сфера искусства тесно связана со сферой политики. Уровень свободы слова является важной составляющей политической системы любого государства, позволяющей определить установившийся в нем политический режим. К примеру, в современной РФ существует статья 29 Конституции, которая гласит что:
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
На основании этого можно с уверенностью констатировать, что РФ является демократическим правовым государством. Таким же образом представляется возможным проанализировать политический режим СССР с точки зрения свободы слова и творчества.
В свете недавних событий, связанных с возрождением интереса к истории Советского Союза, анализ цензуры в советском кино является актуальным и интересным исследовательским направлением.
Таким образом, определена проблема исследования: недостаточная изученность цензуры в советском кино.
Цель исследования заключается анализ влияния цензуры на создание и развитие советского кино;
Объект исследования: цензура в советском кино.
Предмет исследования: механизмы ограничений, осуществляемые советскими цензорами.
Гипотеза исследования: предположение о том, что цензура в советском кино влияла как на отрицательную, так и на положительную сторону развития кинематографии. Некоторые популярные и известные фильмы, созданные в период действия цензуры, могли стать символами советского кинематографа. Одновременно с этим, цензура ограничивала свободу творчества и часто приводила к удалению сильно социально-критичного контента, что влияло на разнообразие и разнооттеночность фильмов.
Тема исследования и цель обусловили формулировку следующих задач
исследования:
1) рассмотреть исторический обзор цензуры в советском кино;
2) исследовать критику и преодоление цензуры;
3) изучить роль цензуры в формировании образа общества;
4) проанализировать подрывающую роль цензуры в киноиндустрии.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, контент-анализ, моделирование.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В ходе выполнения данной курсовой работы мы рассмотрели исторический обзор цензуры в советском кино. Было выделено несколько этапов эволюции цензуры, начиная с первых лет после революции 1917 года и заканчивая периодом перестройки в 1980-х годах. Мы изучили, как цензура оказывала влияние на создание фильмов, включая процессы сценарного контроля, наблюдение за процессом съемок и монтажа.
Далее, в рамках второй задачи исследования, мы рассмотрели критику и преодоление цензуры в советском кино. Были изучены случаи, когда режиссеры и сценаристы сталкивались с ограничениями и пытались найти способы обойти цензурные запреты. Мы также выявили ряд примеров успешного сопротивления цензуре, когда некоторые фильмы были выпущены с минимальными изменениями, несмотря на трудности и преграды.
Далее, третья задача исследования состояла в изучении роли цензуры в формировании образа общества. Мы проанализировали, как цензура влияла на представление идеологических концепций, политических взглядов и социальных норм в советском кино. Были отмечены случаи, когда цензура помогала поддерживать идеологическую пропаганду и формировать определенное представление о жизни в СССР.
Наконец, четвертая задача состояла в анализе роли цензуры в киноиндустрии. Мы изучили, как цензурные ограничения могли ограничивать свободу творчества и препятствовать развитию киноиндустрии. Отмечено, что цензура способствовала появлению нелинейных структур киноэкспериментов и альтернативного кинематографа, который контрастировал с официальным кинопроизводством.
Заключительный вывод: Цензура в советском кинематографе была инструментом контроля за информацией, предоставляемой обществу, и использовалась для поддержания идеологической конформности. Она ограничивала творчество и исказила реальность, что сказалось на разнообразии кинематографических произведений. Многие фильмы подвергались цензуре или запретам из-за несоответствия политическим или идеологическим нормам, что привело к потере части культурного наследия.
1. Аркус, Л. Энциклопедия отечественного кино. СССР/СНГ / Под. Ред. Л. Аркус. М. 2009.
2. Блюм А. В. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929-1953. СПб.: Ака-демический проект, 2000. 283 с.
3. Власов, М. П. История отечественного кино: коллективная монография / М. П. Власов и др.; отв. ред. Л. М. Будяк. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 523 с.
4. Горяева Т. М. Политическая цензура в СССР. 1917 - 1991 гг. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 408 с.
5. Головская, В. «Между оттепелью и гласностью. Кинематограф 70-х. М., 2004. С. 5.
6. Грошев, А. Краткая история советского кино. 1917 - 1967. /А. Грошев, С. Гинзбург, И. Долинский и др. М.: «Искусство», 1969. - 615 с.
7. Жирков Г. В. История цензуры в России XIX—XX вв. М.: Аспект пресс, 2001. 358 с.
8. Лебедев Н.А. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918 - 1934 годы. М. Искусство. 1965г. - 584 с.
9. Луначарский А.В. Беседа с В.И. Лениным о кино // Самое важное из всех искусств. Ленин и кино. М., 1925.
10. Понько А. Д. Очерки истории Министерства культуры СССР. / А.Д. Понько. - М. 2016. - 198 с.
11. Постановление Совнаркома СССР «Об организации Главного управления кинофотопромышленности при СНК Союза СССР (ГУКФ)» от 11 февраля 1933 г.
12. Рейфман П.С. Цензура в дореволюционной, советской и постсоветской России. Под ред. Г. Г. Суперфина. Пред. И. А. Пильщикова и В. С. Парсамова. М.: «Пробел-2000», 2015. - 232 с.
13. Ромм М. Беседы о кинорежиссуре. Учебное пособие. - 264 с.
14. Фомин В.И. Летопись Российского кино 1946 - 1965: Научная монография/ Ответ. ред. А.С. Дерябин. - М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2010. - 694 с.
15. Фомин.В. И. Кино и власть…, М., 1996.