Маркетинговый анализ современных лекарственных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ (Сургутский Институт Экономики, Управления и Права)
|
Объект исследования - сеть аптек ООО Юнити «Планета здоровья» (г. Сургут).
Проведен анализ экономических показателей за 2021-2022 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ СИМПТОМАТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ОРВИ 6
1.1. Общие аспекты и фармакотерапия острой респираторной вирусной инфекции 6
1.2. Современные лекарственные препараты для симптоматического лечения острой респираторной вирусной инфекции 15
1.3. Нормативные документы, регулирующие хранение, отпуск и реализацию лекарственных препаратов в аптечных организациях 23
ГЛАВА II. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ СИМПТОМАТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ОРВИ В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 28
2.1. Организационно-экономическая характеристика аптеки ООО Юнити «Планета здоровья»28
2.2. Маркетинговый анализ лекарственных препаратов для симптоматического лечения острой респираторной вирусной инфекции на примере аптеки ООО Юнити «Планета здоровья» 32
2.3. Разработка рекомендаций по формированию оптимального аптечного ассортимента лекарственных препаратов для симптоматического лечения острой респираторной вирусной инфекции 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..55
Проведен анализ экономических показателей за 2021-2022 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ СИМПТОМАТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ОРВИ 6
1.1. Общие аспекты и фармакотерапия острой респираторной вирусной инфекции 6
1.2. Современные лекарственные препараты для симптоматического лечения острой респираторной вирусной инфекции 15
1.3. Нормативные документы, регулирующие хранение, отпуск и реализацию лекарственных препаратов в аптечных организациях 23
ГЛАВА II. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ СИМПТОМАТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ОРВИ В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 28
2.1. Организационно-экономическая характеристика аптеки ООО Юнити «Планета здоровья»28
2.2. Маркетинговый анализ лекарственных препаратов для симптоматического лечения острой респираторной вирусной инфекции на примере аптеки ООО Юнити «Планета здоровья» 32
2.3. Разработка рекомендаций по формированию оптимального аптечного ассортимента лекарственных препаратов для симптоматического лечения острой респираторной вирусной инфекции 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..55
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время фармацевтический рынок лекарственных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ весьма обширен и разнообразен. Препараты для симптоматического лечения ОРВИ направлены на быстрое снятие симптомов заболевания и их можно приобрести в аптеке по достаточно низкой стоимости без рецепта врача, а также благодаря тому, что они достаточно широко разрекламированы в различных средствах массовой информации (СМИ), данные лекарственные препараты являются наиболее продаваемыми в аптечной организации и востребованными среди населения во время сезонного обострения вирусных заболеваний, поэтому сегодня в условиях жесткой конкуренции среди аптек, встает важный вопрос формирования оптимального ассортимента аптеки современными лекарственными препаратами симптоматического лечения ОРВИ, для чего аптечные организации проводят маркетинговый анализ, что подтверждает актуальность темы данной работы.
По последним данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) являются наиболее распространенными инфекционными заболеваниями в мире, доля которых в структуре общей заболеваемости инфекционными заболеваниями среди населения планеты составляет около 90% случаев. Ежегодно в мире насчитывается до пятисот миллионов случаев ОРВИ, при этом в России по данным Росстата в 2022 году зарегистрировано более 30 млн. случаев острых инфекций верхних дыхательных путей, а заболеваемость гриппом среди населения страны составила 8,9 случая на 100 тысяч населения. Высокая распространённость и контагиозность ОРВИ объясняется легкостью передачи вирусов от человека к человеку, замкнутостью коллективов, отсутствием стойкого иммунитета после перенесенной инфекции и снижением иммунной защиты у жителей больших городов, вследствие загрязнения воздуха, особенностей питания и определенного стиля жизни.
На сегодняшний день под ОРВИ подразумевают гетерогенную группу заболеваний, этиологическими факторами которых являются различные респираторные вирусы, преимущественно поражающие эпителий верхних дыхательных путей и сопровождающиеся различными клиническими симптомами, такими как общее недомогание, ринорея, гипертермия, першение и боль в горле, кашель и другими проявлениями. Вариабельность клинических симптомов ОРВИ обусловлена разнообразием этиологических агентов данного заболевания, однако стоит отметить, что сезонная заболеваемость, ОРВИ обычно обусловлена риновирусной инфекцией или вирусами гриппа, терапия которых проводится противовирусными препаратами патогенетического и симптоматического лечения.
Цель – провести маркетинговый анализ современных лекарственных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ на примере аптечной организации.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи работы:
1. Рассмотреть общие аспекты и фармакотерапию острой респираторной вирусной инфекции.
2. Выполнить обзор современных лекарственных препаратов для симптоматического лечения острой респираторной вирусной инфекции.
3. Провести маркетинговый анализ лекарственных препаратов для симптоматического лечения острой респираторной вирусной инфекции на примере аптеки ООО «Планета здоровья».
4. Разработать рекомендации по формированию оптимального аптечного ассортимента современными лекарственными препаратами для симптоматического лечения ОРВИ.
Объект - лекарственные препараты для симптоматического лечения ОРВИ.
Предмет – ассортимент современных лекарственных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ в аптечной организации.
При написании данной выпускной квалификационной работы использована нормативно-правовая, периодическая, справочная и учебная литература, а также различные Интернет-источники.
Степень теоретической разработанности темы работы: в процессе изучения данной темы рассмотрено большое количество научных статей и исследований. В исследованиях Кремса А.А., Пушкарева М.С. подробно изучен маркетинговый анализ ассортимента противовирусных препаратов растительного и синтетического происхождения на региональном рынке. Фармакотерапию острых респираторных вирусных инфекций в своей работе рассмотрел Зайцев А.А. Оконенко Т.И., Оконенко Л.Б. отразили в своих исследованиях фармакоэпидемиологию комбинированных лекарственных препаратов для симптоматического лечения гриппа и ОРВИ и их анализ.
В ходе работы над выпускной квалификационной работой использованы следующие методы: анализ литературных источников, социологические методы, наблюдение.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в изучении использования маркетингового анализа современных лекарственных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ для формирования оптимального ассортимента аптечной организации.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты проведенной работы можно будет использовать для совершенствования ассортимента лекарственных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ в аптеке ООО Юнити «Планета здоровья», которая расположена по адресу г. Сургут, ул. Александра Усольцева, 26.
Структура работы: выпускная квалификационная работа изложена на 60 страницах и состоит из введения, двух основных глав (теоретической и практической части), заключения, списка используемой литературы и приложений.
По последним данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) являются наиболее распространенными инфекционными заболеваниями в мире, доля которых в структуре общей заболеваемости инфекционными заболеваниями среди населения планеты составляет около 90% случаев. Ежегодно в мире насчитывается до пятисот миллионов случаев ОРВИ, при этом в России по данным Росстата в 2022 году зарегистрировано более 30 млн. случаев острых инфекций верхних дыхательных путей, а заболеваемость гриппом среди населения страны составила 8,9 случая на 100 тысяч населения. Высокая распространённость и контагиозность ОРВИ объясняется легкостью передачи вирусов от человека к человеку, замкнутостью коллективов, отсутствием стойкого иммунитета после перенесенной инфекции и снижением иммунной защиты у жителей больших городов, вследствие загрязнения воздуха, особенностей питания и определенного стиля жизни.
На сегодняшний день под ОРВИ подразумевают гетерогенную группу заболеваний, этиологическими факторами которых являются различные респираторные вирусы, преимущественно поражающие эпителий верхних дыхательных путей и сопровождающиеся различными клиническими симптомами, такими как общее недомогание, ринорея, гипертермия, першение и боль в горле, кашель и другими проявлениями. Вариабельность клинических симптомов ОРВИ обусловлена разнообразием этиологических агентов данного заболевания, однако стоит отметить, что сезонная заболеваемость, ОРВИ обычно обусловлена риновирусной инфекцией или вирусами гриппа, терапия которых проводится противовирусными препаратами патогенетического и симптоматического лечения.
Цель – провести маркетинговый анализ современных лекарственных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ на примере аптечной организации.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи работы:
1. Рассмотреть общие аспекты и фармакотерапию острой респираторной вирусной инфекции.
2. Выполнить обзор современных лекарственных препаратов для симптоматического лечения острой респираторной вирусной инфекции.
3. Провести маркетинговый анализ лекарственных препаратов для симптоматического лечения острой респираторной вирусной инфекции на примере аптеки ООО «Планета здоровья».
4. Разработать рекомендации по формированию оптимального аптечного ассортимента современными лекарственными препаратами для симптоматического лечения ОРВИ.
Объект - лекарственные препараты для симптоматического лечения ОРВИ.
Предмет – ассортимент современных лекарственных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ в аптечной организации.
При написании данной выпускной квалификационной работы использована нормативно-правовая, периодическая, справочная и учебная литература, а также различные Интернет-источники.
Степень теоретической разработанности темы работы: в процессе изучения данной темы рассмотрено большое количество научных статей и исследований. В исследованиях Кремса А.А., Пушкарева М.С. подробно изучен маркетинговый анализ ассортимента противовирусных препаратов растительного и синтетического происхождения на региональном рынке. Фармакотерапию острых респираторных вирусных инфекций в своей работе рассмотрел Зайцев А.А. Оконенко Т.И., Оконенко Л.Б. отразили в своих исследованиях фармакоэпидемиологию комбинированных лекарственных препаратов для симптоматического лечения гриппа и ОРВИ и их анализ.
В ходе работы над выпускной квалификационной работой использованы следующие методы: анализ литературных источников, социологические методы, наблюдение.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в изучении использования маркетингового анализа современных лекарственных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ для формирования оптимального ассортимента аптечной организации.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты проведенной работы можно будет использовать для совершенствования ассортимента лекарственных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ в аптеке ООО Юнити «Планета здоровья», которая расположена по адресу г. Сургут, ул. Александра Усольцева, 26.
Структура работы: выпускная квалификационная работа изложена на 60 страницах и состоит из введения, двух основных глав (теоретической и практической части), заключения, списка используемой литературы и приложений.
В заключение работы над данной выпускной квалификационной работой следует отметить, что в настоящее время препараты для симптоматического лечения ОРВИ являются наиболее востребованными среди населения во время сезонного обострения вирусных заболеваний, так как они широко разрекламированы в СМИ и направлены на быстрое снятие симптомов заболевания, которые можно приобрести в аптеке по достаточно низкой стоимости и без рецепта врача, поэтому в условиях жесткой конкуренции среди аптек, встает важный вопрос формирования оптимального ассортимента аптеки современными лекарственными препаратами для симптоматического лечения ОРВИ, для чего необходимо проводить регулярный анализ потребительских предпочтений, информирование аптеки о направлении формирования маркетингового плана и удовлетворения потребителей товаров аптечного ассортимента.
В ходе работы над теоретической частью выпускной квалификационной работы описаны теоретические особенности современных лекарственных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ, которые заключились в изучении общих аспектов и фармакотерапии острой респираторной вирусной инфекции, а также в выявлении более современных лекарственных препаратов для симптоматического лечения острой респираторной вирусной инфекции.
В практической части выпускной квалификационной работы проведено маркетинговое исследование современных лекарственных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ в аптечной организации в ходе которого была дана краткая организационно-экономическая характеристика аптеки ООО Юнити «Планета здоровья» и на примере которой проведён маркетинговый анализ лекарственных препаратов для симптоматического лечения острой респираторной вирусной инфекции. Проведение маркетингового анализа состояло из двух этапов:
1. Анализ ассортимента лекарственных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ в исследуемой аптечной организации.
2. Проведение анализа предпочтений при выборе лекарственных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ среди покупателей исследуемой аптечной организации.
В результате выполнения работы выявлено, что ассортимент лекарственных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ в исследуемой аптеке нуждается в оптимизации за счёт добавления новых товарных позиций различных лекарственных форм (таблетки, капсулы, сиропы и т.д.). Аптека должна стремиться к постоянному наличию препаратов, входящих в группы А и В, а также к исключению из аптечного ассортимента некоторых невостребованных лекарственных препаратов входящих в группу С, либо их сокращение. Сделать это можно путем планирования ассортимента, анализируя дефектуру, учитывая местоположение и тип аптеки.
На основании полученных результатов работы разработаны практические рекомендации по формированию оптимального аптечного ассортимента современных лекарственных препаратов для симптоматического лечения острой респираторной вирусной инфекции.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута, все задачи выполнены и актуальность темы работы раскрыта в полном объёме.
В ходе работы над теоретической частью выпускной квалификационной работы описаны теоретические особенности современных лекарственных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ, которые заключились в изучении общих аспектов и фармакотерапии острой респираторной вирусной инфекции, а также в выявлении более современных лекарственных препаратов для симптоматического лечения острой респираторной вирусной инфекции.
В практической части выпускной квалификационной работы проведено маркетинговое исследование современных лекарственных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ в аптечной организации в ходе которого была дана краткая организационно-экономическая характеристика аптеки ООО Юнити «Планета здоровья» и на примере которой проведён маркетинговый анализ лекарственных препаратов для симптоматического лечения острой респираторной вирусной инфекции. Проведение маркетингового анализа состояло из двух этапов:
1. Анализ ассортимента лекарственных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ в исследуемой аптечной организации.
2. Проведение анализа предпочтений при выборе лекарственных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ среди покупателей исследуемой аптечной организации.
В результате выполнения работы выявлено, что ассортимент лекарственных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ в исследуемой аптеке нуждается в оптимизации за счёт добавления новых товарных позиций различных лекарственных форм (таблетки, капсулы, сиропы и т.д.). Аптека должна стремиться к постоянному наличию препаратов, входящих в группы А и В, а также к исключению из аптечного ассортимента некоторых невостребованных лекарственных препаратов входящих в группу С, либо их сокращение. Сделать это можно путем планирования ассортимента, анализируя дефектуру, учитывая местоположение и тип аптеки.
На основании полученных результатов работы разработаны практические рекомендации по формированию оптимального аптечного ассортимента современных лекарственных препаратов для симптоматического лечения острой респираторной вирусной инфекции.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута, все задачи выполнены и актуальность темы работы раскрыта в полном объёме.



