Введение 2
Глава I. Историография 5
Глава II. История становления района Старая Сильвия 42
Глава III. Старая Сильвия и ее декоративное убранство в контексте ансамбля Павловского парка и ее европейские прототипы 66
3.1. Символическое значение района Двенадцати дорожек 66
3.2 Система радиально-лучевой планировки в Павловском парке 70
3.3 Возможные прототипы планировки Двенадцати дорожек и идея скульптуры Аполлон и девять муз 74
Заключение 83
Список использованной литературы и источников 85
Список иллюстраций 91
Иллюстрации 93
Павловский парк — один из первоклассных образцов садово-паркового искусства, но в отличие от Павловского дворца он имеет не так много публикаций. В основном, информация о нем содержит общие данные о создателях парка, о датах возникновения парковых районов и памятников. Более глубокие сведения, к примеру, об изменениях, происходящих в различных частях парка, и почему в настоящее время мы видим парк именно в таком образе, в специальной литературе практически не встречаются.
Объект данного исследования - район Павловского парка Старая Сильвия - в трудах, посвященных Павловску и Павловскому парку в частности, рассматривается либо в отдельной главе, либо дается только краткое его описание. Целенаправленным изучением конкретного района парка никто не занимался. Единственным исследованием, посвященным развитию конкретно Старой Сильвии, можно считать два неопубликованных труда З. А. Вейс: «Павловский парк район Старая Сильвия. Том I» и труд совместный с Г.И. Куровской «Павловский парк. Район Старая Сильвия. Том II. Дорожная сеть. Зеленые насаждения. Постройки»1 2, с которыми нам удалось ознакомиться в архиве Павловского дворца-музея. Но либо из-за недостаточности материалов, либо из-за ненадобности З.А. Вейс исследует подробно не все объекты этого района. Такая проблема существует и во всех остальных основных источниках, посвященных изучению или описанию Павловского парка: в каждой работе в какой-то мере упущен тот или иной факт. Пробелы в изучении района Старая Сильвия в Павловском парке объясняет актуальность настоящего исследования.
Старая Сильвия, как и другие участки, имеет свою планировку, свою программу и свое настроение. Многое, относящееся к истории становления и изменения района, достоверно неизвестно, но еще больше вопросов остается по его программной стороне. В процессе изучения программы района Старая Сильвия, мы обратили внимание на символическое значение площадки Двенадцать дорожек и мифологическое значение скульптуры Аполлона и девяти муз, на место радиально-лучевой схемы Двенадцати дорожек в системе планировки Павловского парка и на источники заимствований, на основе которых создавался район Старая Сильвия. Все вышеперечисленные аспекты ранее не рассматривались в специальной литературе, что определяет новизну данного исследования. Их изучение является актуальным для более полного освещения разных аспектов планировки и программы района Старая Сильвия.
Таким образом, цель работы заключается в раскрытии истории и принципов формирования района Старая Сильвия в Павловском парке.
В задачи работы входит:
1. собрать и проанализировать всю известную на современном этапе информацию о развитии района Старая Сильвия и выявить все спорные вопросы;
2. раскрыть символическое значение Двенадцати дорожек;
3. обозначить место радиально-лучевой схемы Старой Сильвии в системе планировки Павловского парка;
4. предложить возможные прототипы планировки Двенадцати дорожек;
5. предложить идеи постановки скульптуры Аполлон и девять муз на центральной площадке Двенадцати дорожек.
Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы, состоящего из 65 источников, и приложений. Первая глава работы имеет историографический характер. Вторая глава представляет собой исследование истории создания и развития района Старая Сильвия в Павловском парке. Третья глава посвящена изучению программы района Старая Сильвия. В параграфах рассматриваются символическое значение площадки Двенадцать дорожек и мифологическое значение скульптуры Аполлона и девяти муз, место радиально-лучевой схемы Двенадцати дорожек в системе планировки Павловского парка и источники заимствований, на основе которых создавался район Старая Сильвия. В заключении содержатся выводы по проделанной работе. В приложении представлены изображения района Старая Сильвия, планы Павловского парка и других европейских парков, рассмотренных в нашей работе.
Предметом исследования являются материалы, содержащие информацию, искусствоведческие исследования о районе Старая Сильвия в Павловском парке. Объектом исследования является район Павловского парка Старая Сильвия.
В качестве источников в данной работе были использованы отечественные монографии, сборники статей, опубликованные с конца XVIII века по 2012 год. Они включают информацию о становлении и развитии Старой Сильвии, также о ее композиции и художественном значении. В круг использованной литературы вошли также иностранные источники, в том числе французские путеводители XVIII века и работы английских теоретиков XVIII века. Также были изучены планы Павловского парка, исторические справки, архивные материалы в библиотеке и архиве Павловского дворца- музея.
В целях получения целостного научного труда нами применялись различные методы исследования, обусловленные теми задачами, которые решались в ходе работы: аналитический метод; сравнительный метод, который использовался и в первой главе, и в параграфе, посвященном прототипам планировки и скульптурного убранства Двенадцати дорожек; монографический метод - ценный при полном, детализированном, многогранном изучении объекта исследования.
Изучив всю основную литературу о районе Павловского парка Старая Сильвия, мы попытались проанализировать данные и пришли к следующим выводам. Как выяснилось, информация о Старой Сильвии имеет немалое количество спорных вопросов, таких как очертания границ Старой Сильвии, время ее разбивки, как домик Крик приобрел свое название и сколько он имел комнат в планировке, какое название и предназначение имела деревянная постройка рядом с домиком Крик, находились ли саркофаги в Памятнике Родителям и сколько в нем насчитывалось урн-пеплохранильниц или кем является крылатая фигура в памятнике Александре Павловне? Но больше всего вопросов имеется о скульптуре Старой Сильвии - какая конкретная дата установки на свое место Боргезского бойца, что представляла из себя скульптура Антиноя, как точно изменялось расположение всех скульптур в Старой Сильвии и что все-таки стояло на пяти пьедесталах центральной площадки до привезенных из Царского села семнадцати статуй? Эти вопросы были последовательно изучены в данной работе.
Задача второй главы исследования заключалась в раскрытии проблемных, неоднозначных вопросов в изучении становления и развития Старой Сильвии. Неоднозначность толкования таких моментов многие исследователи не указывали в своих изысканиях, предлагая свое, часто необоснованное суждение о них, таким образом, не заполняя имеющиеся пробелы в изучении Старой Сильвии. Обращая внимание на такие спорные моменты и пробелы, данная работа может послужить основанием для дальнейшего углубленного изучения Павловского парка и в частности Старой Сильвии.
В первом параграфе третьей главы исследования автором были проанализированы известные гипотезы символического значения Двенадцати дорожек, что в результате позволило опровергнуть некоторые из них и фактически подтвердить существование других.
Ч. Камерон и В. Бренна образовали в Павловском парке целую систему радиально-лучевых схем. Анализ общей планировки Павловского парка позволил утверждать, что Павловский парк представляет собой соединение большого числа различно решенных участков парка в гармоничную систему, где радиально-лучевые схемы являются доминантами.
Нельзя оспорить тот факт, что русские сады были подвержены влиянию западноевропейских парков. В Павловском парке это влияние было усилено впечатлением графа и графини Северных от совершенного ими путешествия по Европе в 1781-1782 гг. и работой архитекторов-иностранцев. Таким образом, при поиске прототипов архитектурных и декоративных решений Старой Сильвии было найдено несколько предполагаемых вариантов. Предположительно на их примере в Старой Сильвии была воплощена радиально-лучевая планировка - Двенадцать дорожек и установлена скульптура Аполлона и девяти муз. Данное исследование было проведено автором самостоятельно и является уникальным, так как проблема прототипов района Старая Сильвия не освещалась в современной литературе.
Со временем европейские парки менялись, искажались планировки, следовательно, в нынешнем их состоянии они уже не могли служить объектом исследования. Поэтому изучались доступные старые планы и материалы, которых, вместе с тем, недостаточно для категоричных выводов по исследованию. Если бы в нашем распоряжении было больше материала, то можно было бы с большей уверенностью говорить о заимствованиях в Павловском парке.
1. Алпатов М.В. Художественное значение Павловска. // Ежегодник Института истории искусств Академии наук СССР, М., 1954, стр.201
2. Альбом Павловск. Сост. А.М. Кучумов Л., 1976
3. Ананьева А.В., Веселова А.Ю. Сады и тексты (Обзор новых исследований о садово-парковом искусстве в России). Новое литературное обозрение. 2005. № 75/5. С. 348-375.
4. Беланина В.А. Директора Павловского дворца-музея и парка (1918-1941 гг.). Сборник материалов V и VI научных конференций. Павловские чтения СПб., 2003 С.102-109
5. Вейс З. и Н. В павловском парке. Искусство. Л.-М., 1967
6. Громова Н.И. Несохранившиеся в настоящее время постройки и парковые сооружения Павловска. Рукопись. 1970 // Павловск. Императорский дворец. Страницы истории. Павловский парк. Ред. Н.С. Третьяков. СПб., 2005. Т. II.
7. Грузинский К.К. «Павловск: Исторический очерк и описание с планом Павловска и картой окрестностей». СПб., 1911
8. Гузанов А.Н. Павловск - образец европейского вкуса // Дворцово-парковые ансамбли России и художественная культура западной Европы к.ХУШ-первая четверть XIX вв. Сборник статей. Научная конференция 15-16.12.2011
9. Гузанов А.Н. Семантика мифологических образов в Павловске. // Сборник материалов V и VI научных конференций. Павловские чтения СПб., 2003 С.130-134
10. Елкина А.С. Уроки Павловска // Сборник материалов научных конференций 1996-1997 гг. Павловские чтения. СПб., 1998 C. 115-119
11. Зеленова А.И. Павловский парк. Лениздат. Л., 1961
12. Иванова О.А. Павловский парк. Гос. Издательство литературы по строительству и архитектуре. Л., 1956
13. Императрица Мария Федоровна : [книга по материалам выставки "Царственная хозяйка Павловска" из серии выставок "Владельцы Павловска до 1917 года" / [авт. текстов: Н.С. Третьяков, Л.В. Коваль, А.Н. Гузанов, М.В. Сидорова; сост. Р.Р. Гафифуллин науч. ред.: С.В. Мироненко, Н.С. Третьяков Гос. музей-заповедник "Павловск"]. Арт- Палас, СПб., 2000
14. Конашевич В.М. Павловск. М. Л., 1927
15. Коржев М.П. Павловский парк // Проблемы садово-парковой архитектуры: сб.ст. М., 1936
...