Актуальные проблемы государственного управления оборонно-промышленным комплексом в Санкт-Петербурге (Актуальные проблемы государственного и муниципального управления, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Северо-западный филиал))
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА 6
1.1 Взгляды по содержанию оборонно-промышленного комплекса в различных отечественных и международных нормативных документах 6
1.2 Место и роль предприятий оборонно-промышленного комплекса в реализации национальных интересов России 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 14
2.1 Анализ деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса г. Санкт-Петербург 14
2.2. Проблемы и перспективы государственного управления и факторы влияния на развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса г. Санкт-Петербург 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Актуальность темы. Оборонная отрасль в государственном управлении многих стран имеет стратегическое значение, обеспечивая как поступление доходов от экспорта, так и обороноспособность государства. В отличие от многих отраслей, значительное количество предприятий оборонной отрасли г. Санкт-Петербург находится на уровне мировых стандартов, что неоднократно подчеркивалось в выступлениях руководителей г. Санкт-Петербург. Это обусловлено, в частности, наследованием значительной части не только предприятий советского ОПК, но и научного потенциала и соответствующих технологических наработок. Однако за последние двадцать лет произошло уменьшение объемов государственных заказов, сокращение государственного финансирования научных разработок, что в свою очередь вызвало ухудшение финансовых показателей государственных предприятий оборонно-промышленного комплекса, переориентации производства на экспорт, сокращение количества предприятий.
Состояние ОПК в Санкт-Петербурге является институционально разбалансированным из-за несовершенства системы стратегического планирования и размежевания функций в сфере государственного управления ОПК, отсутствии в системе органов исполнительной власти единого центра принятия управленческих решений. И поэтому, предусмотрено осуществить структурную перестройку и обеспечение развития институциональной способности ОПК, в частности, путем оптимизации системы государственного управления за счет обеспечения неотъемлемости политики управления предприятиями от государственной политики развития ОПК г. Санкт-Петербург.
Для развития ОПК в Санкт-Петербурге необходимо провести комплексную перестройку как системы государственного управления оборонной промышленностью, так и организационно-производственной деятельности предприятий ОПК. Учитывая это, считаем возможным сосредоточиться в дальнейшем на рассмотрении вопросов, связанных с перестройкой системы государственного управления ОПК, поскольку специфические вопросы перестройки организационно-производственной и научной деятельности предприятий, учреждений и организаций ОПК стоит исследовать отдельно.
Цель работы: определить актуальные проблемы государственного управления оборонно-промышленным комплексом в Санкт-Петербурге.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих частных задач:
- изучить взгляды по содержанию оборонно-промышленного комплекса в различных отечественных и международных нормативных документах
- определить место и роль предприятий оборонно-промышленного комплекса в реализации национальных интересов России
- провести анализ деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса г. Санкт-Петербург
- выявить проблемы и перспективы государственного управления и факторы влияния на развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса г. Санкт-Петербург
Объектом исследования является механизм государственного управления предприятий оборонно-промышленного комплекса в Санкт-Петербурге.
Предметом исследования выступают направления совершенствования государственного управления предприятий оборонно-промышленного комплекса г. Санкт-Петербург.
Методическую основу работы составили методы структурно-функционального, нормативно-правового, статистического анализа, методология системного анализа.
Нормативно-правовой основой работы исследования выступили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, нормативно-правовые акты г. Санкт-Петербург.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
На основании проведенного исследования определено, что в настоящее время многие специалисты уже открыто признают, что военные расходы были существенным фактором стабилизации американской экономики, причем эту функцию они выполняют на протяжении десятилетий. Особенно ощутима «буферная функция» военного бюджета и становится заметной в острых кризисных ситуациях, когда с его помощью удается сдержать экономическое падение страны в общеэкономический коллапс.
Для г. Санкт-Петербург ремилитаризация экономики тоже открывает существенные возможности, обусловленные увеличением производства товаров военного назначения и расширением соответствующего экспортного потенциала.
В заключение можно отметить, что сильные финансовые ограничения в Европе за последние 20 лет в сочетании с новыми технологическими разработками привели к тому, что европейские государства стали позиционировать себя иначе, чем их американские коллеги в отношении своей оборонной промышленности. Повсеместное увеличение военных расходов, объявленное рядом европейских государств, может изменить этот сценарий и привести не только к новой промышленной реструктуризации, но и к новой форме милитаризации экономики. Эта перестройка опять же будет сильно зависеть от позиции государства.
Оборонно-промышленный комплекс г. Санкт-Петербург завершил десятилетие в поистине плачевном состоянии. Оборонные компании г. Санкт-Петербург не только существуют вне традиционных рыночных правил, но с 2014 года они фактически лишены возможностей для международного сотрудничества. Кроме того, их финансовые отчеты ясно показывают, что у них нет собственных ресурсов для инвестирования в новые продукты и технологии. Фактически, сейчас было бы справедливо сказать, что оборонная промышленность г. Санкт-Петербург в ее нынешнем виде полностью утратила способность к развитию.
Следовательно, на безопасность предприятий оборонной промышленности г. Санкт-Петербург в значительной степени влияет ряд негативных условий и факторов, в том числе внешних (прекращение кооперационных связей с оборонными предприятиями иных стран) так и внутренних институциональных и организационно-экономических (недостаток бюджетных ресурсов на техническое дооснащение; несбалансированность структуры основных производств оборонной промышленности и ограниченность бюджетных ресурсов, которые ежегодно устремляются в сфере реформирования и развития ОПК; общая неразвитость внутреннего рынка оборонной продукции и значительное уменьшение научно-технического потенциала оборонной промышленности г. Санкт-Петербург и т.д.).
Предприятия ОПК присутствуют на мировом рынке вооружения в сегменте авиастроения, бронетехники и боеприпасов. В то же время за последние годы потеряно присутствие на рынках кораблестроения и средств противовоздушной обороны. Сегодня роль ОПК г. Санкт-Петербург в мировых поставках экспорта продукции и услуг ВВТ является значительной не только благодаря формированию ее национальной и международной политики безопасности, внешней политики, но и благодаря разработке стратегии укрепления режимов контроля над вооружениями и экспортного контроля.
Таким образом, важным условием успешного внедрения офсета является безусловное и эффективное выполнение органами исполнительной власти г. Санкт-Петербург и субъектами хозяйствования, задействованными в офсетных проектах, законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих офсетную деятельность ОПК.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 04.08.2020).
2. Об обороне [Электронный ресурс]: федеральный закон от 31.05.1996 года № 61-ФЗ [ред. от 29.12.2019] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 04.04.2020).
3. О государственном оборонном заказе [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.12.2012 года № 275-ФЗ [ред. от 18.02.2020] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 04.08.2020).
4. Постановление Правительства РФ от 13.03.2020 N 268-12 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса»
Научная и учебная литература
5. Акиншин А.А., Григорьев П.В., Поляк Ю.Е. Внешние помехи развитию российского ОПК и их преодоление // В сборнике: Базы данных и смежные вопросы. Сборник научных трудов. Москва, 2020. С. 60-69.
6. Боднарчук, Р. Конкурентоспособность производственных структур оборонно-промышленного комплекса г. Санкт-Петербург: конкурентные преимущества, пути и средства их достижения / Р. Боднарчук. - Стратегическая панорама, 2023. - №3. - С. 20-26.
7. Бочкарев О.И. ОПК России: наша задача - двигаться вперед // Стандарты и качество. 2022. № 11. С. 8-12.
8. Елин Е. Оборонно-промышленный комплекс продолжает занимать ведущее место в экономике Санкт-Петербурга / Е. Елин // Журнал экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга. – 2023. - №2. – С. 14-22.
9. Журенков, Д. А. Развитие ОПК. Разрабатывается новая программа на 2018-2025 годы // эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере государственного оборонного заказа ФАС России (дата обращения: 22.10.2023).
10. Завгородняя М.Ю. Влияние потенциала оборонно-промышленного комплекса на развитие высокотехнологичного производства национальной экономики / М.Ю. Завгородняя // Стратегическая панорама, 2020. № 4. - С. 116-120.
11. Князьнеделин Р.А. Особенности промышленной политики, реализуемой в оборонно-промышленном комплексе // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 6 (126). С. 48-54.
12. Колесниченко А.Н. Влияние государственного регулирования оборонно-промышленного комплекса на обеспечение экономической безопасности России // Экономика и предпринимательство. 2022. № 2 (139). С. 156-160.
13. Мельник Н.Н. Проблемы предприятий ОПК России: новые подходы правительства Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2022. № 3 (296). С. 90-100.
14. Петрова Г.В. Финансово-правовое регулирование управления оборонно-промышленным комплексом в обеспечении технологического суверенитета России // Проблемы экономики и юридической практики. 2023. Т. 19. № 1. С. 67-73.
15. Попова Е.В. Особенности управления предприятиями ОПК в цифровой экономике // Экономика строительства. 2023. № 1. С. 80-87.
16. Солодовникова Н.А. Исследование и анализ организационной среды предприятия ОПК как инструмент разработки его инновационной стратегии // Глобальная экономика и национальная безопасность. 2022. № 4. С. 46-54.
17. Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области"(2023г). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/region/docl1140/Main.htm
18. Управление ФСГС г. Санкт-Петербург и Ленинградской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://78.rosstat.gov.ru/folder/29058