Актуальные проблемы государственного управления оборонно-промышленным комплексом в Санкт-Петербурге (Актуальные проблемы государственного и муниципального управления, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Северо-западный филиал))
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА 6
1.1 Взгляды по содержанию оборонно-промышленного комплекса в различных отечественных и международных нормативных документах 6
1.2 Место и роль предприятий оборонно-промышленного комплекса в реализации национальных интересов России 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 14
2.1 Анализ деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса г. Санкт-Петербург 14
2.2. Проблемы и перспективы государственного управления и факторы влияния на развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса г. Санкт-Петербург 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА 6
1.1 Взгляды по содержанию оборонно-промышленного комплекса в различных отечественных и международных нормативных документах 6
1.2 Место и роль предприятий оборонно-промышленного комплекса в реализации национальных интересов России 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 14
2.1 Анализ деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса г. Санкт-Петербург 14
2.2. Проблемы и перспективы государственного управления и факторы влияния на развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса г. Санкт-Петербург 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Актуальность темы. Оборонная отрасль в государственном управлении многих стран имеет стратегическое значение, обеспечивая как поступление доходов от экспорта, так и обороноспособность государства. В отличие от многих отраслей, значительное количество предприятий оборонной отрасли г. Санкт-Петербург находится на уровне мировых стандартов, что неоднократно подчеркивалось в выступлениях руководителей г. Санкт-Петербург. Это обусловлено, в частности, наследованием значительной части не только предприятий советского ОПК, но и научного потенциала и соответствующих технологических наработок. Однако за последние двадцать лет произошло уменьшение объемов государственных заказов, сокращение государственного финансирования научных разработок, что в свою очередь вызвало ухудшение финансовых показателей государственных предприятий оборонно-промышленного комплекса, переориентации производства на экспорт, сокращение количества предприятий.
Состояние ОПК в Санкт-Петербурге является институционально разбалансированным из-за несовершенства системы стратегического планирования и размежевания функций в сфере государственного управления ОПК, отсутствии в системе органов исполнительной власти единого центра принятия управленческих решений. И поэтому, предусмотрено осуществить структурную перестройку и обеспечение развития институциональной способности ОПК, в частности, путем оптимизации системы государственного управления за счет обеспечения неотъемлемости политики управления предприятиями от государственной политики развития ОПК г. Санкт-Петербург.
Для развития ОПК в Санкт-Петербурге необходимо провести комплексную перестройку как системы государственного управления оборонной промышленностью, так и организационно-производственной деятельности предприятий ОПК. Учитывая это, считаем возможным сосредоточиться в дальнейшем на рассмотрении вопросов, связанных с перестройкой системы государственного управления ОПК, поскольку специфические вопросы перестройки организационно-производственной и научной деятельности предприятий, учреждений и организаций ОПК стоит исследовать отдельно.
Цель работы: определить актуальные проблемы государственного управления оборонно-промышленным комплексом в Санкт-Петербурге.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих частных задач:
- изучить взгляды по содержанию оборонно-промышленного комплекса в различных отечественных и международных нормативных документах
- определить место и роль предприятий оборонно-промышленного комплекса в реализации национальных интересов России
- провести анализ деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса г. Санкт-Петербург
- выявить проблемы и перспективы государственного управления и факторы влияния на развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса г. Санкт-Петербург
Объектом исследования является механизм государственного управления предприятий оборонно-промышленного комплекса в Санкт-Петербурге.
Предметом исследования выступают направления совершенствования государственного управления предприятий оборонно-промышленного комплекса г. Санкт-Петербург.
Методическую основу работы составили методы структурно-функционального, нормативно-правового, статистического анализа, методология системного анализа.
Нормативно-правовой основой работы исследования выступили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, нормативно-правовые акты г. Санкт-Петербург.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Состояние ОПК в Санкт-Петербурге является институционально разбалансированным из-за несовершенства системы стратегического планирования и размежевания функций в сфере государственного управления ОПК, отсутствии в системе органов исполнительной власти единого центра принятия управленческих решений. И поэтому, предусмотрено осуществить структурную перестройку и обеспечение развития институциональной способности ОПК, в частности, путем оптимизации системы государственного управления за счет обеспечения неотъемлемости политики управления предприятиями от государственной политики развития ОПК г. Санкт-Петербург.
Для развития ОПК в Санкт-Петербурге необходимо провести комплексную перестройку как системы государственного управления оборонной промышленностью, так и организационно-производственной деятельности предприятий ОПК. Учитывая это, считаем возможным сосредоточиться в дальнейшем на рассмотрении вопросов, связанных с перестройкой системы государственного управления ОПК, поскольку специфические вопросы перестройки организационно-производственной и научной деятельности предприятий, учреждений и организаций ОПК стоит исследовать отдельно.
Цель работы: определить актуальные проблемы государственного управления оборонно-промышленным комплексом в Санкт-Петербурге.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих частных задач:
- изучить взгляды по содержанию оборонно-промышленного комплекса в различных отечественных и международных нормативных документах
- определить место и роль предприятий оборонно-промышленного комплекса в реализации национальных интересов России
- провести анализ деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса г. Санкт-Петербург
- выявить проблемы и перспективы государственного управления и факторы влияния на развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса г. Санкт-Петербург
Объектом исследования является механизм государственного управления предприятий оборонно-промышленного комплекса в Санкт-Петербурге.
Предметом исследования выступают направления совершенствования государственного управления предприятий оборонно-промышленного комплекса г. Санкт-Петербург.
Методическую основу работы составили методы структурно-функционального, нормативно-правового, статистического анализа, методология системного анализа.
Нормативно-правовой основой работы исследования выступили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, нормативно-правовые акты г. Санкт-Петербург.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
На основании проведенного исследования определено, что в настоящее время многие специалисты уже открыто признают, что военные расходы были существенным фактором стабилизации американской экономики, причем эту функцию они выполняют на протяжении десятилетий. Особенно ощутима «буферная функция» военного бюджета и становится заметной в острых кризисных ситуациях, когда с его помощью удается сдержать экономическое падение страны в общеэкономический коллапс.
Для г. Санкт-Петербург ремилитаризация экономики тоже открывает существенные возможности, обусловленные увеличением производства товаров военного назначения и расширением соответствующего экспортного потенциала.
В заключение можно отметить, что сильные финансовые ограничения в Европе за последние 20 лет в сочетании с новыми технологическими разработками привели к тому, что европейские государства стали позиционировать себя иначе, чем их американские коллеги в отношении своей оборонной промышленности. Повсеместное увеличение военных расходов, объявленное рядом европейских государств, может изменить этот сценарий и привести не только к новой промышленной реструктуризации, но и к новой форме милитаризации экономики. Эта перестройка опять же будет сильно зависеть от позиции государства.
Оборонно-промышленный комплекс г. Санкт-Петербург завершил десятилетие в поистине плачевном состоянии. Оборонные компании г. Санкт-Петербург не только существуют вне традиционных рыночных правил, но с 2014 года они фактически лишены возможностей для международного сотрудничества. Кроме того, их финансовые отчеты ясно показывают, что у них нет собственных ресурсов для инвестирования в новые продукты и технологии. Фактически, сейчас было бы справедливо сказать, что оборонная промышленность г. Санкт-Петербург в ее нынешнем виде полностью утратила способность к развитию.
Следовательно, на безопасность предприятий оборонной промышленности г. Санкт-Петербург в значительной степени влияет ряд негативных условий и факторов, в том числе внешних (прекращение кооперационных связей с оборонными предприятиями иных стран) так и внутренних институциональных и организационно-экономических (недостаток бюджетных ресурсов на техническое дооснащение; несбалансированность структуры основных производств оборонной промышленности и ограниченность бюджетных ресурсов, которые ежегодно устремляются в сфере реформирования и развития ОПК; общая неразвитость внутреннего рынка оборонной продукции и значительное уменьшение научно-технического потенциала оборонной промышленности г. Санкт-Петербург и т.д.).
Предприятия ОПК присутствуют на мировом рынке вооружения в сегменте авиастроения, бронетехники и боеприпасов. В то же время за последние годы потеряно присутствие на рынках кораблестроения и средств противовоздушной обороны. Сегодня роль ОПК г. Санкт-Петербург в мировых поставках экспорта продукции и услуг ВВТ является значительной не только благодаря формированию ее национальной и международной политики безопасности, внешней политики, но и благодаря разработке стратегии укрепления режимов контроля над вооружениями и экспортного контроля.
Таким образом, важным условием успешного внедрения офсета является безусловное и эффективное выполнение органами исполнительной власти г. Санкт-Петербург и субъектами хозяйствования, задействованными в офсетных проектах, законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих офсетную деятельность ОПК.
Для г. Санкт-Петербург ремилитаризация экономики тоже открывает существенные возможности, обусловленные увеличением производства товаров военного назначения и расширением соответствующего экспортного потенциала.
В заключение можно отметить, что сильные финансовые ограничения в Европе за последние 20 лет в сочетании с новыми технологическими разработками привели к тому, что европейские государства стали позиционировать себя иначе, чем их американские коллеги в отношении своей оборонной промышленности. Повсеместное увеличение военных расходов, объявленное рядом европейских государств, может изменить этот сценарий и привести не только к новой промышленной реструктуризации, но и к новой форме милитаризации экономики. Эта перестройка опять же будет сильно зависеть от позиции государства.
Оборонно-промышленный комплекс г. Санкт-Петербург завершил десятилетие в поистине плачевном состоянии. Оборонные компании г. Санкт-Петербург не только существуют вне традиционных рыночных правил, но с 2014 года они фактически лишены возможностей для международного сотрудничества. Кроме того, их финансовые отчеты ясно показывают, что у них нет собственных ресурсов для инвестирования в новые продукты и технологии. Фактически, сейчас было бы справедливо сказать, что оборонная промышленность г. Санкт-Петербург в ее нынешнем виде полностью утратила способность к развитию.
Следовательно, на безопасность предприятий оборонной промышленности г. Санкт-Петербург в значительной степени влияет ряд негативных условий и факторов, в том числе внешних (прекращение кооперационных связей с оборонными предприятиями иных стран) так и внутренних институциональных и организационно-экономических (недостаток бюджетных ресурсов на техническое дооснащение; несбалансированность структуры основных производств оборонной промышленности и ограниченность бюджетных ресурсов, которые ежегодно устремляются в сфере реформирования и развития ОПК; общая неразвитость внутреннего рынка оборонной продукции и значительное уменьшение научно-технического потенциала оборонной промышленности г. Санкт-Петербург и т.д.).
Предприятия ОПК присутствуют на мировом рынке вооружения в сегменте авиастроения, бронетехники и боеприпасов. В то же время за последние годы потеряно присутствие на рынках кораблестроения и средств противовоздушной обороны. Сегодня роль ОПК г. Санкт-Петербург в мировых поставках экспорта продукции и услуг ВВТ является значительной не только благодаря формированию ее национальной и международной политики безопасности, внешней политики, но и благодаря разработке стратегии укрепления режимов контроля над вооружениями и экспортного контроля.
Таким образом, важным условием успешного внедрения офсета является безусловное и эффективное выполнение органами исполнительной власти г. Санкт-Петербург и субъектами хозяйствования, задействованными в офсетных проектах, законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих офсетную деятельность ОПК.



