ВВЕДЕНИЕ 3
1.Общая характеристика государственной власти 5
1.1 Понятие и сущность государственной власти 5
1.2 Признаки и структура государственной власти 10
1.3 Соотношение государственной власти и государства 16
2. Функциональная характеристика государственной власти в Российской Федерации 18
2.1 Принцип разделения властей как фундаментальный принцип демократического правового государства 18
2.2 Функции законодательной власти 25
2.3 Функции исполнительной власти 35
2.4 Функции судебной власти 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что государственная власть является видом публичной власти. Выступая силой общества, она способна определенными правовыми и организационными средствами реализовывать государственную волю в конституционных и законных пределах.
Монопольное право на издание общеобязательных нормативно-правовых актов имеет специальный аппарат принуждения или убеждения, который осуществляет государственную власть во всех сферах общественной жизни. Государственная власть считается государственной организацией политического управления обществом, превышающей по объему и средствам воздействия все другие виды власти. Проблемы функционирования государственной власти в советском периоде времени либо не были полностью исследованы, либо оставались без научного анализа, что делает теоретические разработки в этой области актуальными.
В России вопросы государственной власти вызывают все большой интерес и исследуются с активностью. К сожалению, не все вопросы получили достаточное внимание и требуют более глубокой проработки.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые складываются во время реализации государственной власти в демократическом обществе.
Предметом исследования выступают теоретико-правовые аспекты государственной власти и принципы ее организации в демократическом обществе.
Целью исследования поставлено изучение понятия и функций государственной власти.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи исследования:
выделить понятие и определить сущность государственной власти;
исследовать признаки и структуру государственной власти;
рассмотреть соотношение государственной власти и государства;
проанализировать принцип разделения властей как фундаментальный принцип демократического правового государства;
дать функциональную характеристику всех ветвей власти.
Вопросам изучения государственной власти, ее понятию, сущности, организации, реализации и т.п. уделяется внимание многими учеными от древних времен до современности. На современном этапе теоретические аспекты государственной власти в своих исследованиях раскрыли и продолжают изучать: Демичев, Д. М., Савин Н.Ю., Кандрина Н.А., Чирикин B.А. и другие ученые.
В данном исследовании применялись общие теоретические методы и специальные методы, такие как диалектический, логический, сравнительный, формально-юридический, системный, метод сравнительного правоведения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка используемых источников, в котором перечислены используемые нормативный правовые акты и литература.
По результатам исследования можно сделать следующие вывод.
В ходе проведенного исследования ученые пришли к нескольким значимым открытиям в контексте изучения структуры государственного аппарата России. Анализ данных показал, что определение государственной власти в данном государстве имеет свои особенности и требует детального рассмотрения. Рассматриваемая власть представляет собой уникальную форму, которая действует на основе эксклюзивных прав и отвечает за решение важнейших общественных задач. Эта власть осуществляется через созданные государственные структуры, обладающие определенными полномочиями.
Эти полномочия организованы таким образом, что они распределены между тремя основными ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Подобное разграничение необходимо для эффективного решения общесоциальных задач, стоящих перед государством. Через разнообразие механизмов и институтов такое устройство государственной власти выделяется из других типов власти, подчеркивая ее роль и значимость в управлении обществом.
Ключевую роль играет институциональное равновесие между ветвями власти, которое позволяет создать систему сдержек и противовесов, критически важную для поддержания стабильности и баланса в государстве. Заложенное в таком определении принципиальное положение о разделении властей является фундаментальной концепцией, лежащей в основе демократического устройства любого современного государства, включая Россию.
Таким образом, определение, предложенное по итогам исследования, является продуктивной концептуальной основой для понимания государственной власти. Оно позволяет более ясно видеть структуру и функции различных органов власти и как следствие, способствует глубокому анализу и совершенствованию государственного управления. Принятие и использование данного определения может принести позитивные изменения в теории и практике государственного регулирования, укрепляя правовую основу и увеличивая эффективность работы государственных институтов.
Власть в любом государстве является сложной и многогранной структурой, центральной точкой которой служит регуляция общественных отношений и поддержание порядка среди различных социальных слоев. Государственная власть выступает в качестве фундамента, на котором строится политическое устройство общества, и она обладает уникальными полномочиями для вмешательства в социальные процессы и решения текущих проблем.
Специализированные государственные структуры, органично встроенные в органы ветвей власти, возглавляют выполнение этой задачи, осуществляя контроль и нормативное регулирование общественной жизни. Они не только выражают законодательную волю государства, но и обеспечивают исполнительную и судебную власть, необходимые для функционирования правопорядка.
Основная функция данных структур – предоставление государственных услуг и реализация правовых норм, направленных на обеспечение социальной стабильности и благополучия граждан. Среди ключевых признаков государственной власти выделяются не только законодательство и правоприменение, но и способность к мобилизации ресурсов и управлению в периоды социальных изменений
Важное значение в действенности государственной власти играют такие факторы, как воля к власти и способность использовать свои полномочия для достижения поставленных целей. Эти элементы позволяют власти выстраивать эффективные стратегии управления, включая решение социальных проблем различного характера, что в конечном счете ведет к укреплению общественного доверия и стабильности.
Заметно, что социально-политическая природа государственной власти заключается в том, что она направлена на управление общностью людей, будь то нация или класс, с главной задачей поддержания порядка и гармонии в обществе.
В конечном итоге, государственная власть становится ключевым элементом в устойчивости общества, где эффективность ее проявления напрямую влияет на качество жизни граждан. Таким образом, активная и продуманная политика государственных органов становится залогом развития и процветания государства в целом.
В современных условиях управления обществом, государственная власть становится ключевым механизмом, посредством которого государство проявляет свою волю и действует для поддержания правопорядка и социальной стабильности в рамках положений конституции и законодательства. Эта власть не только исполняет функции, типичные для любой публичной власти, но также обладает уникальными особенностями, которые несут на себе отпечаток ее государственного характера. Осуществление политических и административных решений через механизм государственной власти служит основой для функционирования регулятивных институтов в обществе.
В структуре государственного строя, динамика и разнообразие публичной власти отображаются на каждом уровне управления. На территории государства, суверенитет и правовое пространство которого четко очерчены границами, действуют многочисленные субъекты, исполняющие функции публичной власти. К этим субъектам относятся не только федеральные, но и региональные органы власти, а также местные органы самоуправления. Таким образом, публичная власть манифестирует себя в различных формах, включая, помимо прочего, политические партии и корпорации, образованные гражданами, которые вносят свой вклад в государственное строительство и управление.
Направленность деятельности публичной власти на достижение общенациональных целей и укрепление общественного порядка является ее принципиальным долгом. Государственная власть, глубоко встроенная в социальную структуру, играет определяющую роль в поддержании устойчивости и прогресса страны, руководствуясь нормами права и учитывая множественность интересов различных слоев населения. Таким образом, государственное управление выступает не просто в качестве регулятора, но и как стабилизатор и направляющая сила, обеспечивающая гармоничное развитие общества в соответствии с демократическими началами и принципами верховенства права.
Государственное управление — это краеугольный камень стабильности и порядка в любой стране. Оно олицетворяет закон и порядок, поддерживая общенациональный интерес и обеспечивая применение права в рамках своей юрисдикции. В отличие от различных локальных или групповых интересов, действие государственной власти простирается на всю географическую территорию государства и затрагивает каждого гражданина. Эта власть является верховной и обладает безоговорочным преимуществом перед любыми другими формами власти в пределах страны, устанавливая стандарты и нормы, которые должны соблюдаться.
Государственное управление несет в себе уникальную характеристику – это единственная форма публичной власти, которая уполномочена делегировать полномочия другим органам правления. Это гарантирует, что государственная машина функционирует согласованно, при этом каждый из её элементов действует в рамках предоставленных ему возможностей и ответственности. Контроль за соблюдением законодательства является одним из ключевых аспектов государственной деятельности, подразумевая надзор за остальными видами публичных властей, включая модернизацию и контроль финансовых систем, что является основой для честного и видимого управления.
Структура государственной власти включает в себя обширный государственный аппарат, состоящий из многоуровневых институций и служб, обеспечивающих эффективное управление и администрирование. В руках государства также находятся уникальные механизмы воздействия на социальные процессы, в том числе возможность применения государственного принуждения, доступного исключительно государственным структурам и направленного на поддержание законности и порядка.
Кроме того, государственное руководство обладает ключевым атрибутом легитимности, то есть оно признано населением и основывается на правовых принципах легальности. Общественное доверие и признание необходимы для обеспечения авторитета власти и для того, чтобы граждане чувствовали себя частью единого и справедливого государства. В заключение, государственная власть играет фундаментальную роль в поддержании и развитии общественного строя, развитии экономики и культуры, а также в становлении гражданского общества, где права и свободы каждого индивида защищены наивысшей властной инстанцией страны.
Структура государственной мощи складывается из трех основополагающих функций: законодательная инициатива, административное регулирование и обеспечение соблюдения правопорядка. Эти столпы власти неизбежно взаимосвязаны, однако, чтобы избежать концентрации власти в одних руках, которая может привести к злоупотреблениям и авторитаризму, выработана система контрольных мер. Эта система баланса, известная как система сдержек и противовесов, является ключевым краеугольным элементом в механизме демократического управления.
Цель этой многогранной системы не просто предотвратить автократию, но и установить эффективную взаимную ответственность между различными филиалами власти. Она обеспечивает, чтобы законодательная, исполнительная и судебная власти работали согласованно, но и сдерживали друг друга там, где это необходимо для поддержания честности и чести национального управления.
Определена система с целым арсеналом правовых норм, инструментов и порядковых процедур, которые воплощены в законодательстве. Эти механизмы установлены для постоянного мониторинга и баланса власти, тем самым поддерживая жизненно важный баланс, который служит для защиты от властных перекосов и обеспечения устойчивого развития общества.
Активно разрабатываемые и внедряемые стратегии в рамках этой системы служат для поддержания функций власти в непрерывной работе, способствуют политической гармонии и стабильности, и гарантируют, что процессы управления страной остаётся непрерывным и эффективным. Поддержание этой системы и её надлежащее функционирование - задача, требующая непрестанного внимания и точных корректировок со стороны государственных органов и гражданского общества, ведь от этого зависит достойное будущее и процветание нации.
Основополагающим принципом демократически устроенного государства является разделение властей. Это фундаментальная концепция отражает уровень зрелости правовой системы и всей государственной структуры. Более того, она воплощает суть правового государства, где принципы прав и законов являются основой для его организации и функционирования. Идея разделения властей преследует цель предотвращения злоупотребления властью и установления сбалансированной системы чеков и балансов.
Без четкой дифференциации между законодательной, исполнительной и судебной властями, концепция правового государства остается не более чем теоретическим построением. Этот принцип необходим, чтобы обеспечить, чтобы каждый орган власти действовал в рамках своих полномочий, поддерживал правовую законность и уважал верховенство права. Взаимное сдерживание и уравновешивание полномочий между различными ветвями власти способствуют прозрачной и эффективной управленческой деятельности.
Когда власти строго разграничены и эффективно функционируют, права и свободы граждан оказываются под защитой от произвола и злоупотреблений. В таком контексте, правовые законы не просто существуют; они активно работают для защиты основ демократии и чести правопорядка. Применение законов в такой системе становится неотъемлемым элементом жизни общества, обеспечивающим стабильность и предсказуемость социальных взаимодействий.
Справедливость и законность являются краеугольными камнями, на которых держится целостность правового государства. Как заключительная мысль, подчеркнем, что надежная система разделения властей необходима не только для поддержания правопорядка, но и для обеспечения эволюции правовой системы в соответствии с меняющимися потребностями и идеалами общества.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации - http://www.pravo.gov.ru – (дата обращения 20.11.2023).
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации - http://www.pravo.gov.ru – (дата обращения 20.11.2023).
3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.11.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации - http://www.pravo.gov.ru – (дата обращения 20.11.2023).
4. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (последняя редакция) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – (дата обращения 25.11.2023).
5. Федеральный закон от 06.10.99 № 184-ФЗ. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – (дата обращения 25.11.2023).
6. Определение Конституционного Суда РФ от 07.10.2005 № 341-О «По запросу Сахалинской областной Думы о проверке конституционности пункта 6 статьи 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 2, 2006
Специальная и научная литература
7. Безруков А.В. Роль законодательной власти в системе разделения властей и механизме обеспечения правопорядка в России // Современное право. 2015 № 6 С. 25 – 29
8. Блажевич Н.В., Блажевич И.Н. Государственная власть в юридическом и этическом аспектах // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2023. № 2 (64). С. 20-30.
9. Бобылев А.И. Общество, гражданское общество, личность, государство, право. Их взаимодействие на современном этапе // Право и политика. – 2020. – № 1. – С. 36.
10. Бурганов, Р. С. Судебная система Российской Федерации : учебное пособие / Р. С. Бурганов, Р. Г. Бикмиев. - Москва : РГУП, 2022. - 113 с. - ISBN 978-5-00209-015-0. - Текст : электронный. - URL: https://z№a№ium.com/catalog/product/2069303 (дата обращения: 07.12.2023). – Режим доступа: по подписке.
11. Бялт, В. С. Теория государства и права : учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 120 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16268-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530721 (дата обращения: 08.12.2023).
12. Горный, М. Б. Муниципальная политика и местное самоуправление в России : учебник и практикум для вузов / М. Б. Горный. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 393 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13228-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533749 (дата обращения: 07.12.2023).
13. Демичев, Д. М. Общая теория права : учебное пособие / Д. М. Демичев, А. А. Бочков. - 2-е изд., испр. - Минск : Вышэйшая школа, 2022. - 480 с. - ISBN 978-985-06-3390-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2129414 (дата обращения: 07.12.2023). – Режим доступа: по подписке.
14. Кандрина Н.А. Понятие государственной власти в Конституции Российской Федерации // Гражданское общество и правовое государство. – 2020. – №.4. – С. 15.
15. Карасев А. Т., Савоськин А. В. Публичная власть и представительство: вопросы содержания и соотношения // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. № 3. С. 87-91.
16. Конституционное право и политика: Сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012 С. 702
17. Р.Б. Логвин Система и структура федеральных органов исполнительной власти // Международный журнал гуманитарных и естественных наук .2022. № 4-2 (67) С. 226–228.
18. Магомедов Ш.Б., Шабанов Х.М. К вопросу о месте законодательной власти в механизме разделения властей: конституционно-правовой анализ // Юридический вестник ДГУ. Т. 30. 2019 № 2 С. 46 – 49
19. Мигачев, Ю. И. Административное право Российской Федерации : учебник для вузов / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под редакцией Л. Л. Попова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 456 с. — (Высшее образование). — ISB№ 978-5-534-08218-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510449 (дата обращения: 10.12.2023).
20. Мухаев, Р. Т. Государственное и муниципальное управление : учебник / Р. Т. Мухаев, Р. А. Абрамов. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 468 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/1222458. - ISB№ 978-5-16-016727-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1913810 (дата обращения: 07.12.2023). – Режим доступа: по подписке.
21. Напалкова И.Г. Конституционный принцип разделения властей как фактор становления и развития российского конституционализма // Юристъ-Правоведъ. 2020 № 3 (94). С. 199 – 203.
22. Орлов К. А. Формы легитимации государственной власти // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2023. Т. 11, № 1. С. 30-39. doi: 10.21685/ 2307-9525-2023-11-1-4. EDN: YRDDWR.
23. Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 341 с. — (Высшее образование). — ISB№ 978-5-534-05398-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510435 (дата обращения: 07.12.2023).
24. Пиголкин, А. С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 516 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01323-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510426 (дата обращения: 07.12.2023).
25. Савин Н.Ю. Политическая теория и понятие политического // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз» 2019 №1 (92) С. 6- 18. doi: 10.30570/2078-5089-2019-92-1-6-21
26. Сванбаева, А.Б. Понятие и сущность правового государства./А.Б. Сванбаева, Е.С. Жамбаев, А.Н.Сагадиев // Наука и реальность. - 2023. - № 1 (13). - С. 48-52.
27. Спенсер, Г. Политические сочинения в 5 т. Т. 3. История политических институтов : монография / Г. Спенсер. - 3-е изд. - Москва ; Челябинск : Социум, 2020. - 426 с. - ISB№ 978-5-91603-671-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1204648 (дата обращения: 07.12.2023). – Режим доступа: по подписке.
28. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 620 с. — (Высшее образование). — ISB№ 978-5-534-16788-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531710 (дата обращения: 08.12.2023).
29. Теория государства и права : учебник для студентов вузов, обучающихся но направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. М. М. Рассолова, А. И. Клименко. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. - 343 с. - ISB№ 978-5-238-03435-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1376394 (дата обращения: 07.12.2023). – Режим доступа: по подписке.
30. Ханахметова Л.В. К вопросу о понятии государства // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2023. №1 (99). С. 44-48
31. Чепурнова Н.В. Сущность и содеражние конституционного принципа разделения властей в Российской Федерациии // Вестник Московского университета МВД России. 2019 № 2 С. 86 – 94
32. Чирикин B.А.. Особенности конституционного принципа С «разделения властей» в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2020 № 1 С. 136 - 142