ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОКИ ПОНЯТИЯ «ПОСТАПОКАЛИПСИС»: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ 10
1.1. Исторический, религиозный и философский контекст. Концепция «конца истории» 10
1.2. Американский контекст. Особенности американского самосознания 17
ГЛАВА II. ПОСТАПОКАЛИПТИКА В АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ: РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА, ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПОДЖАНРЫ 31
2.1. «Постапокалиптика» — определение термина. История развития сюжета, разнообразие жанров, функции 31
2.2. Основные мотивы и идеи постапокалиптических фильмов и их взаимосвязь с американским самосознанием и социокультурным контекстом 41
ГЛАВА III. РОМАН К. МАККАРТИ «ДОРОГА» КАК ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПОСТАПОКАЛИПТИЧЕСКОГО СЮЖЕТА. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
На сегодняшний день произведения (книги, фильмы, компьютерные игры), посвящённые постапокалиптической теме, представляют собой широкий пласт в мировой массовой культуре. Постапокалиптический сюжет оказался широко представлен в западной культуре второй половины XX века и начале XXI, относясь истоками к фантастическим романам начала века и впервые обнаруживая себя ещё в романе века XIX (М. Шелли, «Последний человек», 1826). На сегодняшний день произведения постапокалиптической тематики представлены в различных жанрах и направлениях: литературе, кинематографе и даже видеоиграх, выполняя, в целом, общую цель: изображение мира после катастрофы и ситуацию выживания, построения нового общества отдельными группами людей.
Особый интерес к проблеме общемировой катастрофы был, в первую, очередь, последствием Первой и Второй мировых войн (а для американской нации в большей степени – последствием Холодной войны), а в современности охватил целый комплекс рассматриваемых проблем, таких как экологический и экономический кризис, теория мусора, консьюмеризм, кризис капиталистических и либеральных идеалов, всеобщее отчуждение, необходимость выживания в современном обществе и мн.др. В американской культуре сюжет отразил ключевые особенности самосознания и взгляда на мировое устройство, подтвердив свойственное американской нации чувство индивидуальной ответственности за весь мир (мессианство), катастрофичность и утопичность сознания, чувство угрозы (особенно извне) и мн.др.
Актуальность решения проблемы позволяет расширить возможности интерпретации отдельного пласта американской массовой культуры в рамках исследования особенностей национальной идентичности и общего культурно-философского контекста второй половины XX века. Научная новизна обоснована относительно новым материалом для анализа и попыткой его обобщения в рамках одного исследования.
Цель данного исследования заключается в анализе романа К. Маккарти «Дорога» как переосмысления постапокалиптического сюжета в историко-культурном западном контексте (на примере литературных и кинематографических произведений США) и в контексте американского национального самосознания.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Дать характеристику и проанализировать исторический, социокультурный и философский западный контекст второй половины XX века в связи с вопросами «конца истории», конца света, постапокалипсиса.
2. Определить сущность и истоки понятия постапокалиптика как явления массовой культуры и культуры США.
3. Проследить особенности американского самосознания, связанные с вопросами Апокалипсиса, эсхатологического исхода на основе исторических событий и факторов, повлиявших на мировоззренческие установки американцев, а также на примере национальных мифов и идей, определяющих культуру США.
4. Дать характеристику некоторых произведений литературы и кино США постапокалиптической тематики, наиболее полно актуализирующих её основные идеи, выделить схему сюжета, сопоставить основные мотивы с главными чертами американского самосознания и контекстом американской культуры.
5. Проанализировать роман К. Маккарти «Дорога» в контексте развития постапокалиптического сюжета в американской культуре как особый пример его переосмысления.
Объектом исследования является роман К. Маккарти «Дорога» и наиболее значимые реализации сюжета в кинематографе и литературе (серии фильмов «Безумный Макс», «Заплутавшие сосны», х/ф «Я – легенда», х/ф «Книга Илая», повесть «На Запад» О.С. Карда и др.)
Предметом исследования являются мотивы сюжета о постапокалипсисе в современной американской культуре на основе общего краткого анализа некоторых кинематографических и литературных произведений и анализа романа К. Маккарти «Дорога» в качестве примера интерпретации постапокалиптического сюжета в современном философском романе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Создание и тиражирование постапокалиптического сюжета как явления массовой культуры обусловлены историческим и социокультурным контекстом эпохи, потребностью в симуляционном снятии напряжения в «постъядерное» время.
2. Постапокалиптический сюжет как «конец истории» и одновременно возможность её «переписать», свойственен американскому самосознанию и содержит черты американской культуры и американских идей и мифологем.
3. Постапокалиптический сюжет представлен в ряде популярных жанров современной американской литературы и кино. В романе «Дорога» Кормак Маккарти использует схему «постапокалипсиса пустошей» и литературные жанровые модели романа большой дороги, притчи и иеремиады.
4. К. Маккарти использует в своём романе постапокалиптическую ситуацию как фон, метафору современной жизни, иллюстрируя отчуждение людей в обществе, проблему консьюмеризма и мн.др. – проблемы, наиболее актуальные для постапокалиптических произведений. В то же время, писатель пересматривает и схему сюжета, лишая его фантастических элементов и определённой линейности, и систему персонажей, и язык повествования. Ситуация постапокалипсиса изображена Маккарти как привычная, а пространство романа является постапокалиптическим не только материально, но и сущностно. Апокалипсис, по Маккарти, присущ не истории человечества в целом и имеет континуальный характер.
5. Один из важнейших контекстов романа – библейский – углубляет связь постапокалипсиса с христианством, а Маккарти становится автором новой религиозности, основанной на вере в гуманистические идеалы и искуплении.
Методологическая основа. При проведении исследования был использован метод структурного анализа в сочетании с культурно-историческим методом в интертекстуальном аспекте как наиболее продуктивные для решения поставленных задач.
Постапокалиптическая тема в культуре США на данный момент является недостаточно изученной. В отечественной гуманитарной науке единственным обширным исследованием относительно выражения темы постапокалипсиса в американском кино является диссертация А.Б. Санданова «Постапокалиптический сюжет в американском кино: история развития и место в современном кинематографе» . В западной гуманитарной науке приблизительной проблематике посвящены работы Т. Хефферман, Дж. Бергера, Дж. Мура, У. Диксона – а именно, выражению концепции Апокалипсиса в культуре (литературе и кино). Исследование Терезы Хефферман «Посапокалиптическая культура: модернизм, постмодернизм и роман XX столетия» посвящено анализу общего историко-культурного контекста XX века в контексте модернизма и постмодернизма в их связи с концепцией Апокалипсиса. Также Хефферман предлагает термин «постапокалиптическая культура» («post-apocalyptic culture»). Книга Дж. Мура «Одичавший мир: Гид по выживанию в постапокалиптических фильмах» представляет собой наиболее полный сборник рецензий по теме. Вопросу изображения Апокалипсиса в кинематографе посвящено исследование У. Диксона «Видения Апокалипсиса: спектакли разрушения в американском кино» .
Понятие «постапокалипсис» фигурирует как предмет исследования в философских трудах известных мыслителей и чаще связано с историографическим или социологическим аспектами проблемы (проблема «конца истории»). Проблему, в её связи с конкретно американской действительностью, впервые поставил философ Жан Бодрийяр в своем эссе «Америка» («Amerique», 1986 г.), где представил устройство американского общества как «воплотившейся утопии», общества, достигшего своего предела и назвал особенности американского ландшафта смыслообразующими элементами национального самосознания. Эта работа французского философа в какой-то степени явилась отправным пунктом при проведении данного исследования.
Также при проведении исследования оказалось важным обращение к специфике американского самосознания в целом, представленные в трудах как отечественных учёных (К.С. Гаджиев, В.В. Согрин), так и зарубежных авторов (В.Л. Паррингтон, С. Хантингтон, Д. Бурстин, Ф. Дж. Тернер и др.). Важный аспект представляло собой изучение особенностей и роли религии в США (М. Вебер, Ж. Кальвин, Т. Холл, Э. Факенхейм, С. Альстрем и др.). Для введения проблемы в социальный, философский контекст, мы опирались на исследования Т. Адорно, Н.А. Бердяева, О. Шпенглера, Х. Ортега-и-Гассет и др. Кроме того, отдельным моментом исследования явилось изучение работ, посвящённых проблеме эсхатологии (к примеру, монография И.В. Желтиковой, Д.В. Гудкова «Ожидание будущего: утопия, эсхатология, танатология»). Такое привлечение обширного теоретического материала обусловлено многоаспектностью данного исследования, так как нашей целью являлось не только «вписать» постапокалиптическую тему в американскую культуру, историю и идентичность, но и объяснить в сжатом виде это явление в принципе – его истоки, интерпретации и реализацию смыслов в постиндустриальном обществе, – насколько это было возможно в рамках магистерской работы. Несмотря на то, что в какой-то степени исследование затрагивает интермедиальный аспект (взаимодействие кино и литературы, проблема экранизации), нами не было поставлено задачи, во-первых, провести сравнительный анализ литературных источников и их экранных интерпретаций, а, во-вторых, привлечь киноведческий анализ каждого произведения. Художественные фильмы, проанализированные во второй главе, интерпретированы, в первую очередь, в культурно-историческом, а не киноведческом аспекте.
Отдельная часть исследования – изучение рецепции творчества К. Маккарти (особенно романа «Дорога») в литературоведении и гуманитарной науке в целом. Вследствие общественной «замкнутой» позиции самого писателя, отказывающегося от любого комментирования своего творчества, существует широкое пространство для интерпретации его произведений. Очевидно, что особое внимание творчество писателя привлекает у него на родине. Важно отметить существование литературоведческого журнала, учреждённого в его честь: «Cormac McCarthy Journal», выпуски которого с 2001 года ежегодно публикуются при Университете штата Пенсильвания (Penn University Press). Также отдельным романам Маккарти посвящены статьи и выступления литературного критика Гарольда Блума . Большинством критиков отмечена особенная поэтика романов Маккарти, основанная на интересе автора к южной готике и южному мифу, к проблеме насилия и его репрезентации в культуре, к переосмыслению американских мифов. В отечественном литературоведении анализу нескольких романов автора в контексте южной литературной традиции посвящена часть докторской диссертации В.В. Переяшкина , где важными тезисами являются, к примеру, замечания об особой мифопоэтике и магическом реализме романов Маккарти, о влиянии эстетики Фолкнера на его творчество.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка. Общий объём работы составляет 82 страницы. Список использованной литературы насчитывает 91 источник, из которых 47 – на английском языке. Во Введении формулируются тема, цель и задачи исследования, а также предлагается краткий обзор предшествующих научных разработок и общепринятых позиций по поводу выбранной проблемы и творчества выбранного автора. Первая глава «Истоки понятия «постапокалипсис»: историко- и социокультурный контекст» представляет собой краткий исторический обзор общего социокультурного контекста второй половины XX века и его отражения в философской концепции «конца истории». Вторая часть главы посвящена американскому историческому и социокультурному контексту относительно проблемы; представлению особенностей американской идентичности и внешней политики, повлиявших на общий «апокалиптический характер» самосознания. Вторая глава «Постапокалиптика в американской культуре: развитие сюжета, основные мотивы, проблемы, поджанры» классифицирует и анализирует основные особенности постапокалиптики в целом и на примере отдельных произведений культуры США (литература и кино), проводятся параллели с особенностями американского самосознания. Третья глава «Роман К. Маккарти «Дорога» как переосмысление постапокалиптического сюжета» представляет собой комплексный анализ романа в контексте его связи со схемой постапокалиптики и её деконструкции. Исследуется схема сюжета, система персонажей романа, ключевые мотивы, символика, языковой уровень, интертекстуальный уровень (библейские и литературные аллюзии).
При выполнении исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Создание и тиражирование постапокалиптического сюжета обусловлено историческим и социокультурным контекстом эпохи. Начав развиваться в поствоенное время (1950е), явление постапокалиптики развивалось, будучи наиболее идеологически востребованным в США во время Холодной войны. В то же время можно заключить, что массовое тиражирование темы некоторым образом превратило её в штамп и сделало Апокалипсис произошедшим событием в культуре, визуализация которого уже не внушает его зрителю прежний страх. Для современной американской культуры потребность в постапокалиптике возросла после трагедии Башен Близнецов 11 сентября 2001 года, появилась необходимость переосмысления его изображения в искусстве.
2. Постапокалиптический сюжет как «конец истории» и одновременно возможность её «переписать», свойственен американскому самосознанию как попытка и стремление уйти в «начало времён» и ностальгия по «старой Америке» и одновременно как способ психологической «разрядки». В целом, постапокалиптика выполняет комплекс функций: терапевтическую, симуляционную, развлекательную, идеологическую и отражает не только основные проблемы времени, но и особенные американские мифологемы (такие, как концепции Нового Адама и предопределённой судьбы, идея фронтира) и апокалиптичность американского самосознания в целом.
3. Ключевые постапокалиптические мотивы в американской культуре – это мотивы избранности, богооставленности, одиночества, изоляционизма, обновления, памяти, движения, дороги, смерти, выживания. Важным будет замечание о том, что данный комплекс мотивов в той или иной степени свойственен американской культуре в целом, так как отражает главные мифологемы и особенности американского самосознания. Также следует учесть тот факт, что сюжет зачастую переосмысляет прежние ключевые жанры, такие как, например, жанр вестерна. В романе К. Маккарти «Дорога» используется схема «постапокалипсиса пустошей» и жанровая модель романа большой дороги с элементами притчи и иеремиады.
4. Писатель пересматривает формальную сторону сюжета, его схему. Он лишает сюжет фантастических элементов и определённой линейности, а также переосмысляет главный мотив сюжета – поиск Святого Грааля, тем самым сужая и проблематику конфликта, и мотив избранности, мессианства, столь важный для постапокалиптического сюжета. Святым Граалем оказывается один из главных персонажей романа, а сохранение его жизни, как носителя божественной Истины, − главной миссией странствия героев. Религиозная основа миссии отца (идея о христоподобии ребёнка) оказывается переосмыслена с психологической точки зрения, согласно которой, мифологизирование собственной деятельности является защитным механизмом в кризисной ситуации. Таким образом, писатель углубляет психологизм в изображении персонажей,
5. Также К. Маккарти использует в романе усложнённую технику повествования (приём экстраспекции) и экспериментирует с использованием нового языка, который был бы характерен для мира после Апокалипсиса.
6. Наиболее важными в тексте оказываются проблемы взаимоотношения людей в семье и взаимоотношения человека с Богом, писатель задаётся вопросом о смысле человеческого бытия и месте человека в мире. Проблемы связи поколений, человечности, жертвенности оказываются главными для автора. Этот комплекс проблем Маккарти насыщает библейскими и литературными аллюзиями, углубляя смысловое пространство романа. Человечество, по мнению автора, пережило первую катастрофу ещё при грехопадении и с этого момента оказалось в заточении постапокалиптического состояния. Библейский пласт романа углубляет связь проблемы постапокалипсиса с христианством, а Маккарти становится автором новой религиозности, основанной не столько на вере в Бога, сколько на взаимодействии между людьми, основанном на доверии, любви, отречении и искуплении.
1. McCarthy C. The Road. – New York: Vintage Books, 2006. – 287 p.
2. Eliot T.S. Collected Poems 1909-1962. – London: Faber and Faber, 2002. – 223 p.
3. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета: канонические. — М.: Российское библейское общество, 2012. – 1374 с.
4. Кард О. С. Люди на краю пустыни / пер. с англ. Ю. Яблоков. – М.: АСТ, 2003. – 357 с.
5. Маккарти К. Дорога / пер. с англ. Ю.Степаненко. – Спб.: Азбука, 2014. – 256 с.
6. Элиот Т.С. Стихотворения и поэмы / пер. с англ. Я. Пробштейн, В. Топоров. – М.: АСТ, 2013. – 608 с.
7. Безумный Макс: тетралогия [Видеозапись] / реж. Джордж Миллер; в ролях: М. Гибсон, Т. Тёрнер, Ш. Терон; Австралия, США, Metro Goldwyn Mayer. – Фильмы вышли на экран в 1979, 1981, 1985 и 2015 гг.
8. Дорога [Видеозапись] / реж. Д. Хиллкоут; в ролях: В. Мортенсен, Ш. Терон; США, Dimension Films. – Фильм вышел на экран в 2009 году.
9. Книга Илая [Видеозапись] / реж. А. Хьюз, А. Хьюз; в ролях: Д. Вашингтон, Г. Олдман, М. Кунис; США, Paradise Media. – Фильм вышел на экран в 2009 году.
10. Почтальон [Видеозапись] / реж. К. Костнер; в ролях: К. Костнер, У. Пэттон; США, Warner Bros. Pictures. – Фильм вышел на экран в 1997 году.
11. Сосны [Видеозапись] / реж. Д. Томас; в ролях: М. Дилон, Ш. Соссамон; США, Fox. – Сериал вышел на телеэкран в 2015 году.
12. Я – легенда [Видеозапись] / реж. Ф. Лоуренс; в ролях: У. Смит, А. Брага; США, Universal Pictures. – Фильм вышел на экран в 2007 году.
13. Адорно Т.В. Негативная диалектика / пер. с нем. Е.Л. Петренко. – М.: Научный мир, 2003. – 508 с.
14. Аствацатуров А.А. Т.С. Элиот и его поэма «Бесплодная земля». – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – 192 с.
15. Бердяев Н.А. Смысл истории. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. – М.: Мысль, 1990. – 446 с.
16. Бодрийяр Ж. Америка / пер. с франц. Д. Калугин. – СПб.: Владимир Даль, 2000. – 123 с.
17. Венкова А.В. «Катастрофическое сознание» в культурном опыте современности (к характеристике межпарадигмальной ситуации культуры «после постмодерна») // Диалог культур 2005: горизонты гуманитарного знания. Материалы научно-практической конференции. 21.04. 2005 г. – СПб: Астерион, 2005. – С.39-42.
18. Гаджиев К.С. Американская нация, национальное самосознание и культура. – М.: Наука, 1990. – 239 с.
19. Гаджиев К.С. Сравнительный анализ национальной идентичности США и России. – М.: Логос, 2015. – 408 с.
20. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. – М.: Мысль, 2001. – 480 с.
21. Даниэлу Ж. Христианский милленаризм / Пер. с франц. Иеромон. Феофан (Арескин). [Электронный ресурс]. URL: http://www.apocalyptism.ru/Millenarism-Danielou.htm (дата обращения 09.12.2015).
22. Деррида Ж. Призраки Маркса. – М.: Ecce homo. – 2006. – 256 с.
23. Желтикова И.В., Гудков Д.В. Ожидание будущего: утопия, эсхатология, танатология. – Орел: ОГУ, 2011. – 172 с.
24. Кальвин Ж. Наставления в христианской вере / пер. А.Д. Бакулов. – М., 1997. – 443 с.
25. Каменских А.А. (отв. ред.) Эсхатос: философия истории в предчувствии конца истории. – Сб. статей. – Одесса: ФЛП «Фридман А.С.», 2011. – 366 с.
26. Канетти Э. Масса и власть / пер. Л.Г. Ионин. – М.: АСТ, 2015. – 576 с.
27. Кимелев Ю.А. Жан Бодрийяр. Иллюзия конца, или прекращение событий // Социологическое обозрение. – 2001. – Т. I. – №1. – С. 36-38.
28. Крашенинникова В. Россия – Америка: холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. – М.: Европа, 2007. – 392 с.
29. Лакан Ж. Функция и поле речи языка в психоанализе. – М.: Гнозис, 1995. – 192 с.
30. Лакирев А. В поисках смысла. Книга Экклезиаста в библейском и историческом контексте. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bible-center.ru/book/ekklez/000 (дата обращения 23.11.2015).
31. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Сб. – М.: АСТ, 2002. – 509 с.
32. Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. – Т. 2. — 150 с.
33. Переяшкин В.В. Творчество американских писателей второй половины хх века в контексте южной литературной традиции (на материале произведений К. Макккаллерс, У. Стайрона, К. Маккарти, Л. Смит). Автореф. дис. … д. канд. филол. наук. – М. – 2010. – 44 с.
34. Санданов А. Нужная вещь. Что взял у вестерна постапокалипсис — и зачем? // Искусство кино. – 2012. – №2. – С. 49-63.
35. Санданов А.Б. Постапокалиптический сюжет в американском кино: история развития и место в современном кинематографе. Автореф. дис. … канд. иск. – М.: РГГУ, 2013. – 26 с.
36. Согрин В.В. Идеология в американской истории: от отцов-основателей до конца XX века. – М.: Наука, 1995. – 238 с.
37. Согрин В.В. Исторический опыт США. М.: Наука, 2010. – 581 с.
38. Тернер Ф. Д. Фронтир в американской истории / пер. А.И. Петренко. – М.: Весь мир, 2009. – 304 с.
39. Токвиль А. О демократии в Америке. – М.: Весь мир. – 2001. – 557 с.
40. Трепакова А.В. Ценности американского кино. Жанры, образы, идеи. М., 2007. – 112 с.
41. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. М. К. Рыклин. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. — 528 с.
42. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / пер. М.Б. Левина. – М.: АСТ, 2015. – 576 с.
43. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской идентичности. – М.: АСТ, 2004. – 635 с.
44. Шестаков В.П. Американская культура: в поисках национальной идентичности (часть 1) [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. – 2012. – №4(10). URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/168.html&j_id=12 (дата обращения: 09.12.2015).
45. Шестаков В.П. Американская культура: в поисках национальной идентичности (часть 2) [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. – 2013. – №1(11). URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/183.html&j_id=13 (дата обращения: 09.12.2015).
46. Шестаков В.П. США: псевдокультура или завтрашний день Европы? // Ридерз дайджест по американской культуре. – М.: Изд. ЛКИ, 2012. – 224 с.
47. Шляпентох В., Шубкин В., Ядов В. Катастрофическое сознание в современном мире в конце ХХ века (По материалам международных исследований). [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Katastr/ (дата обращения: 05.04. 2016).
48. Элиот Т.С. Религия, культура, литература / пер. с англ. под ред. А.Н. Дорошевича. – М., Российская политическая энциклопедия, 2004. – Т. I-II.
49. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991. — 528 с.
50. Ahlstrom S.A. A Religious History of the American People. – Yale: Yale Univ. Press, 2004. – 1216 p.
51. Bell V. M. The Achievement of Cormac McCarthy. – Baton Rouge: Louisiana State, 1988. – 140 p.
52. Berger J. After the End: The Representations of Post-Apocalypse. – Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 1999. – 304 p.
53. Berger J. 20th Apocalypse: Forecasts and aftermaths. – New York: Hofstra University // 20th Century Literature. – 2000. – Vol. 46. – No. 4: Literature and Apocalypse. – Р.387-395.
54. Blaser K. Apocalypse Now? Social Change in Contemporary America. Mid-America American Studies Association // American Studies. – 1996. – Vol. 37. – No. 2. – Р.117-130.
55. Bloom H. How to Read and Why. – New York: Scribner. – 2001. – 288 p.
56. Boyer P. When Time Shall Be No More: Prophecy Belief in Modern American Culture (Studies in Cultural History). – New York: Belknap Press. – 1994. – 448 p.
57. Brantlinger P. Apocalypse 2001: What Happens after Posthistory? University of Minnesota Press // Cultural Critique. – 1998. – No.39. – Р. 59-83.
58. Campbell J. The Masks of God: Creative Mythology. New York: Penguin Books, 1985. – 730 p.
59. Chernus I. Apocalypse management: Eisenhower and the Discourse of National Insecurity. – Stanford: Stanford University Press, 2008. – 328 p.
60. Chomsky N. Cuban missile crisis: How the US played Russian roulette with nuclear war. [Электронный ресурс]. URL: http://www.theguardian.com/commentisfree/2012/oct/15/cuban-missile-crisis-russian-roulette (дата обращения 25.04.2015).
61. Commager H. S. The American Mind: An Interpretation of American Thought and Character. New Haven, Con: Yale University Press, 1959. – 490 p.
62. Cooper L. Cormac McCarthy’s The Road as Apocalyptic Grail Narrative. – Baltimore, MD: John Hopkins UP // Studies in the Novel. – 2011. – Vol. 43. – No.2. – p. 218-236.
63. Craig W. Reasonable Faith. – Carol Stream: Crossway Books, 1994. – 352 p.
64. Crevecoeur H. What is an American. [Электронный ресурс] / URL: http://xroads.virginia.edu/~hyper/CREV/letter03.html (дата обращения: 09.12. 2015).
65. Curtis C.P. Postapocalyptic Fiction and the Social Contract: «We’ll Not Go Home Again». – Lanham, MD: Lexington Books, 2010. – 210 p.
66. Dixon W.W. Visions of the Apocalypse: Spectacles of Destruction in American Cinema. – New York: Wallflower Press. – 2003. – 192 p.
67. Ditsky J. Further into Darkness: The Novels of Cormac McCarthy. – Hollins Critic. – 1981. – No.18. 2. – p. 1-11.
68. Duncan E. Fears of the Apocalypse: The Anglo-Saxons and the Coming of the First Millennium. – South Bend, In: The University of Notre Dame // Religion and Literature: Visions of the Other World in Medieval Literature. – 1999. – Vol. 31. – No. 1. – Р.15-23.
69. Fackenheim E. God’s Presence in History: Jewish Affirmations and Philosophical Reflections. – Northvale, NJ: Jason Aronson Inc., 1997. – 109 p.
70. Hadden J.K., Swann C. Prime time preachers. Reading. – Boston: Addison-Wesley Pub. Co., 1981. – 217 p.
71. Hefferman T. Post-Apocalyptic Culture: Modernism, Postmodernism and the 20th Century Novel. – Toronto: University of Toronto Press, 2014. – 218 p.
72. Hughes R. American Visions: The Epic History of Art in America. – New York: Knopf, 1999. – 648 p.
73. Interview with H. Bloom. [Электронный ресурс]. URL: http://www.avclub.com/article/harold-bloom-on-iblood-meridiani-29214 (дата обращения 26.04. 2016).
74. Juge C. The Road to the Sun They Cannot See: Plato’s Allegory of the Cave, Oblivion, and Guidance in Cormac McCarthy’s The Road // C. McCarthy Journal. – 2009. – No.7/1. – Р.16-30.
75. Kissinger H. Diplomacy. – New York: Simon and Shuster, 1994. – 912 p.
76. Kohn H. American Nationalism: An Interpretative Essay / Hans Kohn. – New York: The Macmillan Company, 1957. – 272 p.
77. Kunsa A. «Maps of the World in Its Becoming»: Post-Apocalyptic Naming in Cormac McCarthy’s The Road. – Bloomington, In: Indiana University Press // Journal of Modern Literature. – Vol. 33. – 2009. – No.1. –– P. 57-74.
78. Lash C. The culture of narcissism. American Life in an Age of Diminishing Expectations. – New York: W.W. Norton & Company. – 1978. – 297 p.
79. Lash C. The Minimal Self: Psychic Survival in Troubled Times. – New York: W. W. Norton & Company. – 1985. – 320 p.
80. McNamara R.S. Apocalypse Soon. // Foreign Policy. – 2005. – №148. – P. 29-35.
81. Miller P. The American Puritans. – New York: Columbia University Press. – 1982. – 346 p.
82. Moore J. World Gone Wild: A Survivor's Guide to Post-Apocalyptic Movies. – Atglen (PA): Schiffer Publishing. – 2014. – 432 p.
83. Murphet J., Steven M. Styles of Extinction: Cormac McCarthy’s The Road. – London and New York: Continuum, 2012. – Р. 143-147.
84. Niethammer L. Posthistorie: Has History Come to an End? / Trans. Patrick Camiller. –London: Verso, 1992. – 158 p.
85. Paik P. From Utopia to Apocalypse: Science Fiction and the Politics of Catastrophe. – Minneapolis, Univ. of Minnesota Pr. – 2010. – 232 p.
86. Pew Research Center. Religion and Public Life. [Электронный ресурс] / URL: http://www.pewforum.org/religious-landscape-study/ (дата обращения: 23.03.2016).
87. Russel-Einstein Manifesto (Манифест Рассела-Эйнштейна, 1955). [Электронный ресурс]. URL: http://www.ppu.org.uk/learn/texts/doc_russelleinstein_manif.html (дата обращения 09.05. 2015).
88. Scott J.S., Simpson-Housley P. Apocalypse Now and Not Yet // Annals of the Association of American Geographers. – 1991. – Vol. 81. – No.2. - Р. 342-343.
89. Schmidt C. Why are Dystopian Films on the Rise Again? [Электронный ресурс] / URL: http://daily.jstor.org/why-are-dystopian-films-on-the-rise-again/ (дата обращения 14.04.2016).
90. Strand L. The Road at the End of the World. Sentimentality and Nihilism in the Journey through the Post-apocalyptic World of C. McCarthy’s Novel The Road. – Goterborg: Goterborg’s University. – 2012. – 26 p.
91. Wielenberg E.J. God, Morality and Meaning in C. McCarthy’s The Road // C. McCarthy Journal. – 2010. – No.2. – Р. 1-16.