Введение 6
1 Теоретические основы мерчандайзинга, как составной части маркетинга торгового предприятия 8
1.1 Понятие, основы, задачи мерчандайзинга 8
1.2 Основные правила мерчандайзинга 11
1.3 Традиционная организация мерчандайзинга 16
1.4 Технология мерчандайзинга в розничной торговле 24
2 Исследование средств и методов мерчандайзинга на примере ООО "Цимус" магазин №69 города Мариинска 28
2.1 Характеристика предприятия 28
2.2 Маркетинговая среда компании ООО «Цимус» 31
2.3 Маркетинговая деятельность ООО «Цимус» 34
2.4 Анализ основных показателей производственно¬хозяйственной деятельности предприятия 37
3 Организация и направления совершенствования мерчандайзинга 40
3.1 Организация мерчандайзинга в магазине «Цимус» 40
3.2 Мероприятия, способствующие совершенствованию мерчандайзинга в ООО «Цимус» 50
Заключение
Список использованной литературы 57
Еще недавно существовало мнение, что покупателя в момент продажи можно спровоцировать на приобретение строго ограниченной группы товаров.
Сегодня приемы мерчандайзинга используют во многих областях рынка: от потребительских до промышленных товаров. Оказывается, чтобы привлечь внимание покупателя или изменить его отношение к товару, не всегда стоит тратить огромные средства на рекламу. Тот же эффект, но с меньшими затратами, может быть достигнут путем создания условий, которые подтолкнут человека к совершению покупки тогда, когда тот непосредственно стоит напротив товара. Ведь очень часто окончательное решение принимается в самом магазине, а не за его порогом.
Следовательно, инструменты мерчандайзинга как орудия невербальной коммуникации могут стать последним способом убедить сделать покупку. Стимулирование продаж в розничной торговле посредством мерчандайзинга занимает основные позиции в продвижении и закреплении товара на рынке.
Разработка и внедрение новых инструментов стимулирования продаж или их модификация открывает возможности для увеличения доли рынка.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка предложений по совершенствованию мерчандайзинга в ООО «Цимус» г. Мариинск.
Предметом выпускной квалификационной работы является организация мерчандайзинга в ООО «Цимус», объектом работы выступает ООО «Цимус» г. Мариинск.
2. дать характеристику анализируемого предприятия, а так же провести анализ показателей производственно-хозяйсвенной деятельности ООО «Цимус"
3. проанализировать существующую организацию мерчандайзинга в магазине «Цимус»;
4. на основании проведенного анализа, разработать рекомендации по совершенствованию мерчандайзинга в ООО «Цимус» г. Мариинск.
Выпускная квалификационная работа основана на изучении, сравнении и обобщении мнений ученых и практиков, представленных в различной литературе, а также на основе анализа состояния организации мерчандайзинга в ООО «Цимус» г.Мариинск.
Учитывая целесообразность осуществления мер по стимулированию продаж посредством мерчандайзинга, следует тщательно рассмотреть данный вопрос. Так как потенциал использования инструментов мерчандайзинга многих торговых организаций используется не полностью и малоэффективно, что в конечном итоге отрицательно отражается на результатах их деятельности. Отсюда вытекает актуальность выбранной темы данной выпускной квалификационной работы.
Решение поставленной в работе цели осуществляется на основе системного подхода и сравнительного анализа имеющихся теоретических и практических данных.
Мерчандайзинг - комплекс производимых в торговом зале мероприятий, направленных на продвижение того или иного товара, марки, вида или упаковки и опирается на правила представления товаров в торговой сети, выведенных из наблюдений за наиболее типичным поведением покупателей.
В задачу мерчандайзинга входит размещать, поддерживать, контролировать и обновлять продукцию, ее выкладку и рекламу, ее сопровождающую.
Западной Сибири дроггери-формата по продажи бытовой химии, косметики и товаров для дома. Сеть магазинов «Цимус» работает в Кемеровской, Новосибирской областях, Алтайском крае, Красноярске и Томске.
За годы своей работы ООО «Цимус» успешно наладила длительные отношения с известными производителями и поставщиками, что дает гарантию качества реализуемого товара. На сегодняшний день «Цимус» является дистрибьютором более 50 компаний-производителей, среди них: «Колгейт», «Байерсдорф», «Юнилевер», «Лореаль», «Джонсон и Джонсон», «Шварцкопф» и др.
Анализ производственно-хозяйственной деятельности, проведенный во второй главе выпускной квалификационной работы показал, что товарооборот ООО «Цимус» имеет положительную динамику. Показатель чистой прибыли так же ежегодно увеличивается Компания обладает финансовой устойчивостью и платежеспособностью. Однако, для более успешного функционирования на рынке компании необходимо увеличивать объемы реализации продукции, активизировать маркетинговую деятельность.
Анализ организации мерчандайзинга в магазине «Цимус» который был проведен в третей главе выпускной квалификационной работы показал, что маркетологи уделяют этому вопросу достаточно много времени.
Внешний вид магазина - это часть визуального мерчандайзинга. Магазин "Цимус" в г. Мариинске удобно расположен на первом этаже Торгового центра "Сибирский городок". При входе висят указатели по направлению к магазину, которые невозможно не увидеть.
Для оценки отношения потребителей к магазину был проведен опрос. Подавляющее большинство опрошенных считают, что в магазин легко добраться, удовлетворены чистотой и аккуратностью торгового зала, а также довольны окружающей обстановкой магазина.
Однако 58% опрошенных остались недовольны количеством света в торговом зале.
При размещении товарных групп в торговом зале магазина учитывается ассортимент товаров и применяемые методы продажи каждой товарной группы, соблюдаются правила товарного соседства, а за каждой товарной группой закреплена постоянная зона размещения.
Товар раскладывается на пристенных и островных стеллажах и прилавках-витринах.
Торговое оборудование размещено рационально. В магазине «Цимус» доминирует горизонтальная выкладка. Однотипные товары располагаются по всей длине оборудования.
Кроме основных стеллажей в торговом зале представлены различные дополнительные стойки, которые выигрышно выделяют товар, расположенный на них.
Вся продукция располагается лицевой стороной к покупателю и целиком видна на стеллаже.
Ценники в магазине являются достаточно информативными и содержат не только непосредственно цену, но информацию о свойствах товара.
В магазине «Цимус» периодически проходят различные акции. Желтый цвет ценников используется для товаров, участвующих в акциях со скидкой.
После проведенного анализа, для повышения эффективности мерчандайзинга в магазине ООО "Цимус" разработаны несколько мероприятий.
Предложено изменить выкладку товара, а именно расширить стойку с «освежителями» для удобства выбора ассортимента и лучшего доступа к товару.
Для улучшения оформления рекомендовано разместить зеркало в месте представления декоративной косметики. Это облегчит покупателю выбор нужного оттенка и тестирование продукта.
Так же, в качестве мероприятия способствующего совершенствованию мерчандайзинга в ООО «Цимус», предлагается использовать дополнительное освещение (подсветка некоторых витрин). Дополнительный свет выгодно подчеркнет и выделит секцию декоративной косметики и красителей для волос.
Для проведения презентаций по продуктам Лореаль, Мейбелин, Арт- визаж, Ки-ки или Шварцкопф, предлагается один раз в три месяца приглашать представителя-консультанта от фирм продаваемых товаров.
В итоге, сумма затрат на все мероприятия составит 44000 руб. Но при этом, повысится комфортность выбора и увеличится посещаемость магазина, а, следовательно, увеличится товарооборот.
Усовершенствованный магазин по продаже бытовой химии и косметики ООО "Цимус", с набором свежих решений и приемов мерчандайзинга, сможет повысить прибыль от своей деятельности, подняться и укрепиться на конкурентном рынке магазинов с аналогичной спецификой товаров.
1. Герасимов Б. И., Денисова А. Л., Молоткова Н. В., Уляхин Т. М. - Основы коммерческой деятельности: учеб. пособие / Б. И. Герасимов и др. - М.: ФОРУМ, 2010. - 272 с.
2. Зубкова И.Н. Организация торговли непродовольственными товарами: Учебное пособие.- М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2009.
3. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: учебник для нач. проф. образования./ А.Н. Неверов, Т.И. Чалых, Е.Л. Пехташева и др.; под ред. А.Н. Неверава, Т.И. Чалых.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.
4. Анализ хозяйственной деятельности предприятия Учебное пособие /Г.А.Савицкая -7-изд.,испр.,Мн.:Новое знание, 2012.-740с.
5. Брагин Л.А., Стукалова И.Б., Шипилова С.С. Технология розничной торговли.-М.:Академия, 2014
6. Визуальный мерчандайзинг: Теория и практика визуальных коммуникаций в товаропроводящих каналах. Кузбассвузиздат-АСТШ / В.М.Киселев, Т.Н.Парамонова, А.А. Казанцев, 2007
7. Мерчандайзинг. Учебное пособие для студентов вузов. / О.В.Коновалова, 2013
8. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. - СПб.: Питер, 2010. - 718 с.
9. Бакулев Г. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. - М.: Аспект- Пресс, 2005. - 176 с.
10. Басовский Л.Е. Маркетинг: учебное пособие. / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 219 с. (Высшее образование).
11. Данченок Л.А. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах: учебное пособие/ - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004.- 754 с.
12. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью:вводный курс. - СПб.: Питер, 2005. - 240 с.
13. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. - М.: Олма-Пресс, 2003. - 224c.
14. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Мир книг, 2012. - 479 с.
15. Красильникова Т.Г. Маркетинговые коммуникации: конспект лекций/ Т.Г. Красильникова. - Пермь: Изд-во Перм.гос. техн.ун-та, 2010. - 100 с.
16. М2аслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг.- СПб.: Питер. 2004. - 758 с.
17. Мелентьева Н.И. Маркетинговые коммуникации: Учебное пособие/ - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011.- 72 с.
18. Музыкант В.Л. Формирование бренда средствами рекламы и PR - М.: Экономистъ, 2006. - 606 с.
19. Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы: учебник для бизнес-школ/ Н.Н.Павлова.- Норма, 2012. - 384 с.
20. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник / А.П. Панкрухин. - 5-е изд., стер. - Москва: Омега-Л, 2007. - 656 с.
21. Романов А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации / А.А. Романов, А.В. Панько. — М.: Эксмо, 2006. - 432 с.
22. Ромат Е.В. Реклама в системе маркетинга. - М.: Студцентр, 2008. - 608 с.
23. Росситер Дж.Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров: позиционирование, медиапланирование, эффективная реклама. - СПб.: 2011. - 432 с.
24. Синяева, И.М. Маркетинговые коммуникации [Текст]: учебник/ И.М. Сиянева, С.В. Земляк, В.В. Синяев; под ред. Л.П. Дашкова.- М.:Дашков и Ко, 2006. - 304 с.
25. http://www.hclass.ru/cms.php?type=page&id=1 - Торговый центр "Палата".
26. http: //marketopedia.ru/253-kommunikacionnaya-strategiya.html -онлайн энциклопедия маркетинга.
27. http://cimus.biz/o-kompanii/ - "Цимус", сайт компании.