Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: Московский Педагогический Государственный Университет.
Выборка: 23 студента юношеского возраста (12 девушек и 11 юношей, 19-23 лет).
Есть объемные приложения.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы интернет-аддикции юношей и девушек в контексте их активности в социальных сетях 6
1.1 Феномен интернет-аддикции в юношеском возрасте………… 7
1.2 Активность в социальных сетях как фактор развития личности в юношеском возрасте……11
1.3 Чрезмерная активность в социальных сетях как условие формирования интернет-аддикции...16
Глава II. Эмпирическое исследование интернет-аддикции юношей и девушек в контексте их активности в социальных сетях………….21
2.1 Организация и методы исследования……21
2.2 Описание и анализ результатов исследования…………………… 24
Заключение…………………………………………………………………… 36
Список литературы……………………………………………… 39
Приложения……………………………………………………………………
Актуальность исследования. За последние десятилетия Интернет, являющийся глобальной системой объединенных компьютерных сетей для хранения, обработки и передачи информации, очень сильно укрепился в нашем обществе – до такой степени, что мы уже не представляем без него нашей привычной жизни. Число пользователей Интернета продолжает увеличиваться с каждым днем, при этом возраст людей, впервые познающих глобальную сеть,снижается. В связи с этим возрастает и число пользователей, зависимых от данной сети.
В связи с распространением сети Интернет проблема Интернет-аддикциив настоящее время приобретает глобальное значениеи становится одной из причин утраты живого общения между людьми, которые предпочитают обычному общению провождение своего свободного времени в Интернет-пространстве, мониторя различные сайты, играя в игры или же проводя время в социальных сетях. В результате развития интернет- технологий появляются все новые виды зависимостей от Интернета:компульсивный поиск информации в сети, киберкоммуникативная зависимость, киберсексуальная зависимость, зависимость от компьютера и другие. Особое место занимает именно киберкоммуникативная зависимость, то есть зависимость от пребывания и общения в социальных сетях, группах, мессенджерах. Многие люди просто не могут обойтись без того, чтобы не зайти в групповой чат, просмотреть новости в социальных сетях или написать кому-то новое сообщение. Социальные сети имеют как положительные, так и отрицательные аспекты. Так, благодаря социальным сетям люди могутнаходить новые знакомства, поддерживать общение на расстоянии, узнавать новости и т. д. Но, в то же время, человек может так быть всем этим поглощен, что не замечает и не контролирует время пребывания в сети, тратит огромное количество времени, находясь в социальных сетях, тем самым подвергает себя риску возникновения зависимости.
Особо ярко подвержены зависимости от пребывания в социальных сетях люди юношеского возраста. Большое количество девушек и юношей предпочитают живому общению провождение своего свободного времени в социальных сетях, общаясь именно там, а не в реальной жизни. Данное виртуальное пространство является не только местом свободного времяпровождения, но и средством ухода из реальности в связи возникшими проблемами в настоящем мире. В связи с чрезмерным использованием социальных сетей у девушек и юношей развивается киберкоммуникативная зависимость, при которой люди практически перестают общаться вживую, предпочитая этому общение виртуальное. Все это очень пагубно влияет на их здоровье. Именно поэтому изучение данной проблемы и профилактика описанных проблем юношества становится наиболее актуальной для современной науки.
Противоречие исследования заключается в том, что, с одной стороны, социальные сети помогают юношам и девушкам реализовать себя как личность, с другой, – пагубно влияют на их здоровье, приводя к возникновению Интернет-зависимости.
Проблема исследования заключается в вопросе о том, связаны ли и каким образом активность человека в социальных сетях со степенью выраженности интернет-зависимости в юношеском возрасте.
Объект исследования: интернет-аддикция как психологический феномен.
Предмет исследования: интернет-аддикция юношей и девушек в контексте их активности в социальных сетях.
Цель исследования: изучить взаимосвязь степени использования социальных сетей и степени выраженности интернет-аддикции в юношеском возрасте.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ проблемы интернет-аддикции юношей и девушек в контексте их активности в социальных сетях;
2. подобрать и обосновать методы и методики эмпирического исследования;
3. провести эмпирическое исследование интернет-зависимости юношей и девушек в контексте их активности в социальных сетях;
4. разработать программу профилактики Интернет-зависимости у людей юношеского возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования:
идеи Айви Кеннет Голдберга, определившего интернет-зависимость как «психическое расстройство, которое сопровождается большим количеством поведенческих проблем, которое заключается в неспособности вовремя выйти из сети, а также постоянное влечение зайти обратно в сеть» ;
идеи К.А. Сорокиной, определявшей активность личности в социальных сетях как деятельность человека в Интернет-сети, социальных сетях. Выделяют такие виды, как общение, познавательная активность, профессиональная деятельность, творческая активность и досуговая активность.
идеи о феноменологии интернет-зависимости Кимберли Янг;
выделенные О.М. Шахмартовой особенности общения в социальных сетях.
Гипотеза исследования: чем выше активность юношей и девушек в социальных сетях, тем выше у них выраженность Интернет-аддикции.
Методы исследования:
теоретические: анализ и синтез;
эмпирические: опрос при помощи опросников самоотчета и анкетирование; методики исследования:
1. тест интернет-зависимости Кимберли Янг (перевод и модификация В.А. Буровой);
2. диагностика киберкоммуникативной зависимости А.В. Тончева;
3. авторская анкета активности в социальных сетях;
методы математической статистики: методы описательной статистики, критерий ранговой корреляции Спирмена, критерий χ2 для сравнения выборок.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы профилактики интернет-зависимости в юношеском возрасте.
1. Братчикова Н.Н. Проблема Интернет-зависимости подростков в России и за рубежом. [Электронный ресурс]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-internet-zavisimosti-podrostkov-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 11.12.21).
2. Ветренко А.А. Особенности межличностных отношений студентов первых курсов с киберкоммуникативной зависимостью. [Электронный ресурс]URL:https://iuorao.ru/files/journal/ЧИО2-21/Ветренко.pdf (дата обращения: 01.11.22).
3. Гонина О.О. Психология развития и возрастная психология. Бакалавриат.– М.: КноРус, 2020. – 49 с.
4. Демильханова А.М., Психология аддиктивного поведения: учебно-справочное пособие. – Бишкек: КРСУ, 2014. – 28 с.
5. Деминчева К. А. Понятие и классификация социальных сетей в контексте взаимодействия в сети интернет.[Электронный ресурс]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-klassifikatsiya-sotsialnyh-setey-v-kontekste-vzaimodeystviya-v-seti-internet (дата обращения: 03.12.22).
6. Джуникова А.С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользования.[Электронный ресурс]URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/monitoring/2010/99/2010_5(99)_16_Duzhnikova.pdf (дата обращения: 05.12.22).
7. Зотова Д.В., Розанов В.А. Патологическое использование и зависимость от социальных сетей – анализ с позиций феноменологии аддиктивного поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2020. – С. 158 183.
8. Иванов Д.В. Межличностные отношения подростков, склонных к аддиктивному поведению // Самарский научный вестник, 2013. – 3 с.
9. Интернет зависимость, особенности индивидуализации подростков.[Электронный ресурс]URL: https://vkr.pspu.ru/uploads/7941/Sudorgina_vkr.pdf (дата обращения: 26.11.22).
10. Климкович А.Р. Социальные сети как платформа для саморазвития молодого поколения. [Электронный ресурс]URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-platforma-dlya-samorazvitiya-molodogo-pokoleniya (дата обращения: 07.12.22).
11. Кметь Е. Б. Выделение поведенческих категорий пользователей
социальных сетей как основа разработки контентной стратегии. [Электронный ресурс]URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vydelenie-povedencheskih-kategoriy-polzovateley-sotsialnyh-setey-kak-osnova-razrabotki-kontentnoy-strategii (дата обращения: 04.12.22).
12. Печенкин В. Анализ социальных сетей: в ожидании чуда // Журнал «Компьютера».– М.: Компьютерра.– 2005.– С. 20.
13. Сашенков С.А. Криминогенное влияние социальных сетей на несовершеннолетних.[Электронный ресурс]URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kriminogennoe-vliyanie-sotsialnyh-setey-na-nesovershennoletnih?м (дата обращения: 01.12.22).
14. Семенов Н. Все о социальных сетях. [Электронный ресурс] URL:http://marketinginform.ru/publications/vse-o-sotsialnih-setyah-1/ (дата обращения: 15.11.22).
15. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Дренёва А.А., Илюхина С.Н. Мы в ответе за цифровой мир: Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете: Учебно-методическое пособие. – М.: Когито-Центр, 2019 – 176 с.
16. Сорокина К.А. Активность молодых людей в социальных сетях в настоящий период времени // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс] URL: https://human.snauka.ru/2016/04/15003 (дата обращения: 20.12.2022).
17. Старшенбаум Г. В., Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – Москва: Когито-Центр, 2019, – 228с.
18. Токарь Д.А., Дувалина О.Н., Интернет зависимость как форма аддиктивного поведения личности. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-kak-forma-addiktivnogo-povedeniya-lichnosti (дата обращения: 17.11.22).
19. Шахмартова О.М., Болтага Е.Ю. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.– Пенза, 2011. – С. 1002-1008.
20. Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Б. Шнейдер. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 219 с.
21. Шубин С.Б. Психологические особенности цифровой активности подростков на примере социальных сетей: обзор иностранных исследований // Педагогика и психология образования. 2020. № 3. с. 173-191.
22. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.
23. Янг К. Клинические аспекты интернет-зависимого поведения // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. [Электронный ресурс]URL: http://mprj.ru (дата обращения: 17.12.22).
1. Братчикова Н.Н. Проблема Интернет-зависимости подростков в России и за рубежом. [Электронный ресурс]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-internet-zavisimosti-podrostkov-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 11.12.21).
2. Ветренко А.А. Особенности межличностных отношений студентов первых курсов с киберкоммуникативной зависимостью. [Электронный ресурс]URL:https://iuorao.ru/files/journal/ЧИО2-21/Ветренко.pdf (дата обращения: 01.11.22).
3. Гонина О.О. Психология развития и возрастная психология. Бакалавриат.– М.: КноРус, 2020. – 49 с.
4. Демильханова А.М., Психология аддиктивного поведения: учебно-справочное пособие. – Бишкек: КРСУ, 2014. – 28 с.
5. Деминчева К. А. Понятие и классификация социальных сетей в контексте взаимодействия в сети интернет.[Электронный ресурс]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-klassifikatsiya-sotsialnyh-setey-v-kontekste-vzaimodeystviya-v-seti-internet (дата обращения: 03.12.22).
6. Джуникова А.С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользования.[Электронный ресурс]URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/monitoring/2010/99/2010_5(99)_16_Duzhnikova.pdf (дата обращения: 05.12.22).
7. Зотова Д.В., Розанов В.А. Патологическое использование и зависимость от социальных сетей – анализ с позиций феноменологии аддиктивного поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2020. – С. 158 183.
8. Иванов Д.В. Межличностные отношения подростков, склонных к аддиктивному поведению // Самарский научный вестник, 2013. – 3 с.
9. Интернет зависимость, особенности индивидуализации подростков.[Электронный ресурс]URL: https://vkr.pspu.ru/uploads/7941/Sudorgina_vkr.pdf (дата обращения: 26.11.22).
10. Климкович А.Р. Социальные сети как платформа для саморазвития молодого поколения. [Электронный ресурс]URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-platforma-dlya-samorazvitiya-molodogo-pokoleniya (дата обращения: 07.12.22).
11. Кметь Е. Б. Выделение поведенческих категорий пользователей
социальных сетей как основа разработки контентной стратегии. [Электронный ресурс]URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vydelenie-povedencheskih-kategoriy-polzovateley-sotsialnyh-setey-kak-osnova-razrabotki-kontentnoy-strategii (дата обращения: 04.12.22).
12. Печенкин В. Анализ социальных сетей: в ожидании чуда // Журнал «Компьютера».– М.: Компьютерра.– 2005.– С. 20.
13. Сашенков С.А. Криминогенное влияние социальных сетей на несовершеннолетних.[Электронный ресурс]URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kriminogennoe-vliyanie-sotsialnyh-setey-na-nesovershennoletnih?м (дата обращения: 01.12.22).
14. Семенов Н. Все о социальных сетях. [Электронный ресурс] URL:http://marketinginform.ru/publications/vse-o-sotsialnih-setyah-1/ (дата обращения: 15.11.22).
15. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Дренёва А.А., Илюхина С.Н. Мы в ответе за цифровой мир: Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете: Учебно-методическое пособие. – М.: Когито-Центр, 2019 – 176 с.
16. Сорокина К.А. Активность молодых людей в социальных сетях в настоящий период времени // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс] URL: https://human.snauka.ru/2016/04/15003 (дата обращения: 20.12.2022).
17. Старшенбаум Г. В., Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – Москва: Когито-Центр, 2019, – 228с.
18. Токарь Д.А., Дувалина О.Н., Интернет зависимость как форма аддиктивного поведения личности. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-kak-forma-addiktivnogo-povedeniya-lichnosti (дата обращения: 17.11.22).
19. Шахмартова О.М., Болтага Е.Ю. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.– Пенза, 2011. – С. 1002-1008.
20. Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Б. Шнейдер. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 219 с.
21. Шубин С.Б. Психологические особенности цифровой активности подростков на примере социальных сетей: обзор иностранных исследований // Педагогика и психология образования. 2020. № 3. с. 173-191.
22. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.
23. Янг К. Клинические аспекты интернет-зависимого поведения // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. [Электронный ресурс]URL: http://mprj.ru (дата обращения: 17.12.22).