Факторы социально-экономического взаимодействия России и Китая в рамках ШОС (на примере образовательного сотрудничества в АТУРК)
|
Введение ...………………………………………………………………………...3
1 Взаимодействие России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества
1.1 Шанхайская организация сотрудничества (ШОС): характеристика и структура
1.2 Социально-экономическое сотрудничество России и Китая в рамках ШОС
2 Образовательное взаимодействие в Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК)
2.1 Процесс институционализации АТУРК ...………………………………37
2.2 Социальные механизмы деятельности АТУРК ...………………………46
3 Эмпирическое исследование «Факторы выбора студентами образования за рубежом»
3.1 Программа социологического исследования ...………….……………...54
3.2 Результаты и выводы социологического исследования .………………60
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3
1 Взаимодействие России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества
1.1 Шанхайская организация сотрудничества (ШОС): характеристика и структура
1.2 Социально-экономическое сотрудничество России и Китая в рамках ШОС
2 Образовательное взаимодействие в Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК)
2.1 Процесс институционализации АТУРК ...………………………………37
2.2 Социальные механизмы деятельности АТУРК ...………………………46
3 Эмпирическое исследование «Факторы выбора студентами образования за рубежом»
3.1 Программа социологического исследования ...………….……………...54
3.2 Результаты и выводы социологического исследования .………………60
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3
Актуальность исследования. Данная работа посвящена исследованию сотрудничества России и Китая в рамках развивающейся международной структуры Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также анализу университетской кооперации вышеупомянутых двух стран в Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК). Для более ёмкого и комплексного понимания истории развития российско-китайского взаимодействия и приоритетных сфер сотрудничества были взяты в рассмотрение востребованные труды отечественных исследователей из сферы международных отношений, социологии, экономики, политологии и истории, а также, в дополнение к ним, брались во внимание и позиции зарубежных экспертов. Работа нацелена на комплексное изучение российско-китайского сотрудничества на региональном уровне с привлечением научных концепций и идей, применяя междисциплинарный синтез.
На текущий период времени двусторонние отношения между Россией и Китаем в рамках ШОС продолжают поддерживаться, так как они играют ведущую роль в развитии экономик стран. Университеты-члены Ассоциации двух стран продолжают взаимодействие, ведя коммуникации, совершенствуют уровень российско-китайской социализации, тем самым вовлекая перспективные молодёжные массы, которые могут использовать иностранный язык и интегрироваться в трудовую деятельность. Для России важно наличие восточного партнёра в виде Китая (мировой «фабрики мира»), так как это подразумевает возможности развития собственной экономики и отраслей, а также ведение гуманитарного сотрудничества.
Выбор структуры (ШОС) и организации (АТУРК) был обусловлен следующими причинами:
1) Шанхайская Организация Сотрудничества выбрана по тому, как является крупной международной региональной многопрофильной структурой в рамках которой государства-члены развивающихся стран создают возможности для построения и ведения двусторонней или многосторонней коммуникации представителей (групп людей)из сферы политики, науки, финансов, экономики, торговли, культуры и туризма. На данный период времени ШОС для Китая и России характеризуется как развивающийся работоспособный политический форум, в рамках деятельности которого имеются возможности развивать свои экономические интеграционные процессы, модернизировать инфраструктуру транспортных регионов и крупных приграничных городов, связывающих страны-соседи.
2) Ассоциация технических университетов России и Китая (АТУРК)была выделена исходя из личного опыта участия (во время прохождения бакалавриата в Амурском Государственном Университете) в полугодовой академической программе студенческого обмена вузов-партнёров на стажировке китайского языка в научно-исследовательском Харбинском Политехническом Университете (ХПУ). Причиной выбора данного университета являлась личная заинтересованность в укреплении двусторонних образовательных связей между вышеупомянутыми университетами ввиду предоставления отчёта о пройденной стажировке и непосредственная возможность учиться совместно со студентами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, используя китайский язык на постоянной основе для коммуникации и частично английский в качестве дополнительного связующего языка, что позволило более полноценно ощутить устройство образовательной системы в зарубежном университете.
Степень разработанности. Проблематика магистерского исследования направлена на предметные области определённых социологических отраслей: социологию коммуникаций (или социологию знания), социологию пространства, экономическую социологию и социологию международных отношений. Важной линией через исследование протекает тема возможности социализации российско-китайских отношений. Тем не менее, в теме российско-китайского социально-экономического сотрудничества как в рамках ШОС, так и в Ассоциации университетов присутствуют малоисследованные области, что подтолкнуло нас обратиться к её углублению. Существует небольшой объём авторского коллектива, исследующих российско-китайские отношения в рамках ШОС и АТУРК:А. В. Кортунов, С. В. Коршунов, А. В. Лукин, М. Л. Титаренко, Г. И. Цвык, а со стороны Китая: ЧжаоХуашэн, Ши Цзэ, ЦуйЧжэн, ЛюХуацинь.В дополнение к вышесказанному, также исследуется взаимодействие между различными общественными организациями, ассоциациями и союзами.
Научная новизна заключается в характеристике ШОС и АТУРК с учётом анализа актуальных китайских ресурсов и выявлении ранее не изученных параметров данных организаций, а также с использованием отечественных и зарубежных трудов из группы номотетических дисциплин: социологии, экономики, политологии, а также учитывая текущую межгосударственную систему отношений. В дополнение к этому, автор находился на зарубежной учёбе в течение учебного семестра в вузе учредителе АТУРК Харбинском политехническом университете. На текущий момент времени в научных источниках по данной теме исследований, включающих собственный опыт зарубежной учёбы, практически нет.
Целью магистерского исследования является выявление факторов образовательного сотрудничества университетов России и Китая в рамках Ассоциации (АТУРК).
Задачи, сформулированные в ходе исследования: 1) проанализировать выбранные социологические подходы, выбрав наиболее подходящий (ведомый) для проведения исследования; 2) сравнить подходы к определению ШОС (и АТУРК) в российской и китайской трактовке; 3) выявить преимущества от обучения иностранных магистрантов за рубежом; 4) определить уровень перспективности зарубежной магистратуры у иностранных магистрантов; 5) проанализировать области интересов в подготовке профессиональных кадров в рамках ШОС, 6) провести эмпирическое социологическое исследование по теме: «Факторы выбора студентами образования за рубежом».
Объект исследования–российско-китайское образовательное сотрудничество в рамках ШОС, предмет исследования – пути развития образовательного сотрудничества России и Китая в рамках ШОС.
Подход, применяемый в исследовании: общенаучные (сравнительный анализ, синтез, индукция, дедукция) и специальные (историко-системный, институциональный, структурно-функциональный, изучение китайских документов).
Хронологическими рамками исследования ШОС берётся период с 2005-2006 гг. до настоящего момента. Рамки были отобраны, отталкиваясь от момента достижения общего согласия в Совете глав правительств (СГП) государств-членов ШОС принять План мероприятий по реализации долгосрочной Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества, ознаменовав тем самым начало нового этапа делового развития XXIвека в особенности для России и Китая. Хронологическими рамками исследования Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК) является период с 2011 года по настоящее время, когда была учреждена данная организация и также подписана Декларация и Устав АТУРК, в дополнение к сказанному учитывается период с 2000 года до 2011, как исторически важный, предшествующий этап формирования научно-образовательных отношений двух стран.
Теоретико-методологической основой исследования был выбран массив трудов широко известных англоговорящих авторов, среди которых следует выделить А. Лефевра, Э. Гидденса, а также Д. Урри, формирующих предпосылки для внедрения территориально-временного пространства в сферу дисциплин социально-гуманитарного цикла, П. Бурдье, И. Валлерстайна .
Эмпирическую базу диссертации составляет проведённый опрос (опираясь на парадигму количественного метода исследования) на примере китайских студентов магистрантов, учащихся на факультете социологии СПбГУ по теме прохождения зарубежного обучения в университете России. Исследование было проведено на китайском языке среди подходящих магистрантов с репрезентативной выборкой (R=60).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы.
В первой главе представляются предпосылки зарождения и краткая история формирования ШОС, дополненная трактовками определённых отечественных и китайских экспертов, исследующих Организацию, представляется её значение на современном этапе.
Во второй главе приводится краткая история создания структуры АТУРК, представляются преимущества наличия российско-китайских университетов-партнёров, их цели, принципы функционирования и перспективы ведения двустороннего взаимодействия вузов стран-соседей.
В третьей главе приводится эмпирическое исследование «Факторы выбора студентами обучения за рубежом».
На текущий период времени двусторонние отношения между Россией и Китаем в рамках ШОС продолжают поддерживаться, так как они играют ведущую роль в развитии экономик стран. Университеты-члены Ассоциации двух стран продолжают взаимодействие, ведя коммуникации, совершенствуют уровень российско-китайской социализации, тем самым вовлекая перспективные молодёжные массы, которые могут использовать иностранный язык и интегрироваться в трудовую деятельность. Для России важно наличие восточного партнёра в виде Китая (мировой «фабрики мира»), так как это подразумевает возможности развития собственной экономики и отраслей, а также ведение гуманитарного сотрудничества.
Выбор структуры (ШОС) и организации (АТУРК) был обусловлен следующими причинами:
1) Шанхайская Организация Сотрудничества выбрана по тому, как является крупной международной региональной многопрофильной структурой в рамках которой государства-члены развивающихся стран создают возможности для построения и ведения двусторонней или многосторонней коммуникации представителей (групп людей)из сферы политики, науки, финансов, экономики, торговли, культуры и туризма. На данный период времени ШОС для Китая и России характеризуется как развивающийся работоспособный политический форум, в рамках деятельности которого имеются возможности развивать свои экономические интеграционные процессы, модернизировать инфраструктуру транспортных регионов и крупных приграничных городов, связывающих страны-соседи.
2) Ассоциация технических университетов России и Китая (АТУРК)была выделена исходя из личного опыта участия (во время прохождения бакалавриата в Амурском Государственном Университете) в полугодовой академической программе студенческого обмена вузов-партнёров на стажировке китайского языка в научно-исследовательском Харбинском Политехническом Университете (ХПУ). Причиной выбора данного университета являлась личная заинтересованность в укреплении двусторонних образовательных связей между вышеупомянутыми университетами ввиду предоставления отчёта о пройденной стажировке и непосредственная возможность учиться совместно со студентами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, используя китайский язык на постоянной основе для коммуникации и частично английский в качестве дополнительного связующего языка, что позволило более полноценно ощутить устройство образовательной системы в зарубежном университете.
Степень разработанности. Проблематика магистерского исследования направлена на предметные области определённых социологических отраслей: социологию коммуникаций (или социологию знания), социологию пространства, экономическую социологию и социологию международных отношений. Важной линией через исследование протекает тема возможности социализации российско-китайских отношений. Тем не менее, в теме российско-китайского социально-экономического сотрудничества как в рамках ШОС, так и в Ассоциации университетов присутствуют малоисследованные области, что подтолкнуло нас обратиться к её углублению. Существует небольшой объём авторского коллектива, исследующих российско-китайские отношения в рамках ШОС и АТУРК:А. В. Кортунов, С. В. Коршунов, А. В. Лукин, М. Л. Титаренко, Г. И. Цвык, а со стороны Китая: ЧжаоХуашэн, Ши Цзэ, ЦуйЧжэн, ЛюХуацинь.В дополнение к вышесказанному, также исследуется взаимодействие между различными общественными организациями, ассоциациями и союзами.
Научная новизна заключается в характеристике ШОС и АТУРК с учётом анализа актуальных китайских ресурсов и выявлении ранее не изученных параметров данных организаций, а также с использованием отечественных и зарубежных трудов из группы номотетических дисциплин: социологии, экономики, политологии, а также учитывая текущую межгосударственную систему отношений. В дополнение к этому, автор находился на зарубежной учёбе в течение учебного семестра в вузе учредителе АТУРК Харбинском политехническом университете. На текущий момент времени в научных источниках по данной теме исследований, включающих собственный опыт зарубежной учёбы, практически нет.
Целью магистерского исследования является выявление факторов образовательного сотрудничества университетов России и Китая в рамках Ассоциации (АТУРК).
Задачи, сформулированные в ходе исследования: 1) проанализировать выбранные социологические подходы, выбрав наиболее подходящий (ведомый) для проведения исследования; 2) сравнить подходы к определению ШОС (и АТУРК) в российской и китайской трактовке; 3) выявить преимущества от обучения иностранных магистрантов за рубежом; 4) определить уровень перспективности зарубежной магистратуры у иностранных магистрантов; 5) проанализировать области интересов в подготовке профессиональных кадров в рамках ШОС, 6) провести эмпирическое социологическое исследование по теме: «Факторы выбора студентами образования за рубежом».
Объект исследования–российско-китайское образовательное сотрудничество в рамках ШОС, предмет исследования – пути развития образовательного сотрудничества России и Китая в рамках ШОС.
Подход, применяемый в исследовании: общенаучные (сравнительный анализ, синтез, индукция, дедукция) и специальные (историко-системный, институциональный, структурно-функциональный, изучение китайских документов).
Хронологическими рамками исследования ШОС берётся период с 2005-2006 гг. до настоящего момента. Рамки были отобраны, отталкиваясь от момента достижения общего согласия в Совете глав правительств (СГП) государств-членов ШОС принять План мероприятий по реализации долгосрочной Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества, ознаменовав тем самым начало нового этапа делового развития XXIвека в особенности для России и Китая. Хронологическими рамками исследования Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК) является период с 2011 года по настоящее время, когда была учреждена данная организация и также подписана Декларация и Устав АТУРК, в дополнение к сказанному учитывается период с 2000 года до 2011, как исторически важный, предшествующий этап формирования научно-образовательных отношений двух стран.
Теоретико-методологической основой исследования был выбран массив трудов широко известных англоговорящих авторов, среди которых следует выделить А. Лефевра, Э. Гидденса, а также Д. Урри, формирующих предпосылки для внедрения территориально-временного пространства в сферу дисциплин социально-гуманитарного цикла, П. Бурдье, И. Валлерстайна .
Эмпирическую базу диссертации составляет проведённый опрос (опираясь на парадигму количественного метода исследования) на примере китайских студентов магистрантов, учащихся на факультете социологии СПбГУ по теме прохождения зарубежного обучения в университете России. Исследование было проведено на китайском языке среди подходящих магистрантов с репрезентативной выборкой (R=60).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы.
В первой главе представляются предпосылки зарождения и краткая история формирования ШОС, дополненная трактовками определённых отечественных и китайских экспертов, исследующих Организацию, представляется её значение на современном этапе.
Во второй главе приводится краткая история создания структуры АТУРК, представляются преимущества наличия российско-китайских университетов-партнёров, их цели, принципы функционирования и перспективы ведения двустороннего взаимодействия вузов стран-соседей.
В третьей главе приводится эмпирическое исследование «Факторы выбора студентами обучения за рубежом».
Проведя исследование про зарубежное обучение, мы можем констатировать, что путь масштабного сотрудничества России и Китая, преодолённый за последние 20 с небольшим лет, демонстрирует наличие продолжающегося взаимодействия в политической, социально-экономической и культурно-гуманитарной сферах двух стран. Результатом является достижение тесных двусторонних связей, как в рамках прогрессирующей организации ШОС, так и в рамках перспективной образовательной структуры АТУРК. Благодаря усилиям двух стран и развитию диалоговых механизмов межвузовское образовательное сотрудничество определённо выступает драйвером расширения социальных отношений, прежде всего, направлено на взаимодействие между преподавательскими составами вузов-участников ассоциации, а также между многочисленными группами студентов, что является стимулом для создания программ обменов и зарубежных стажировок. Подготовка высококвалифицированных специалистов является потребностью экономик двух развивающихся стран. Замечается рост интереса к изучению китайского и русского языка среди молодого населения двух стран ввиду расширения торгово-экономических связей. Это обусловлено и вопросом недостатка кадров для указанных связей. Суммируя вышесказанные взгляды, следует также выделить наличие академической российско-китайской мобильности, а также обратить внимание на тот факт, что российские вузы-участники АТУРК (в частности СПбГУ) имеют привлекательность у студентов, приезжающих на зарубежное обучение ввиду наличия перспективных программ обучения и сопутствующих возможностей по изучению языка и культуры.
Гуманитарное сотрудничество выступает одной из опор российско-китайских отношений, а дружба двух народов продолжает передаваться через поколения. Особенное внимание следует уделять межрегиональному сотрудничеству двух стран, так как это один из ведущих каналов торгово-экономического взаимодействия, а также и на участие граничащих регионов России и Китая в местном двустороннем гуманитарном содействии. Важным фактором совершенствования двустороннего сотрудничества является работа механизма Комиссии по гуманитарному сотрудничеству, включая подкомиссии, а также российско-китайскую межправительственную комиссию, а также связи министерств двух стран.
Было определено, что ШОС и АТУРК могут быть охарактеризованы как социальные системы, так как в них взаимодействует множество акторов от двух стран. В дополнение к вышесказанному, до оформления ШОС и АТУРК как самостоятельных механизмов, у двух данных структур были собственные прототипы (прообраз или социетальное сообщество) в виде «Шанхайской пятёрки» (ставшей впоследствии ШОС) и «Объединения вузов МГТУ им. Баумана и Харбинского политехнического университета» (ставшее впоследствии АТУРК). Несмотря на то, что ШОС является политико-экономической организацией, а АТУРК профильной координирующей межвузовской структурой, они обе сформированы на базисном сопряжении (интересов) государства и общества. В рамках ШОС – идёт взаимодействие между различными государственными структурами. В то время как в рамках АТУРК – тоже взаимодействуют представители вузов-участников, заинтересованных в продвижении общих интересов, а факультеты вузов двух стран формируют квалифицированные кадры, которые впоследствии модернизируют структуры современного общества.
Таким образом, можно сказать, что и в ШОС и в АТУРК присутствует «коллегиальная» форма связей людей и групп разных профессий и компетенций.У России и Китая присутствуют разного рода и масштаба интересы, а специально созданные организации и ассоциации коррелируются с плюрализацией сообщества. Коллективистская деятельность акторов двух стран, следуя модели «тройной спирали», представляет собой механизмы взаимодействия двух исследуемых стран-участников в рамках ШОС (политика), в рамках АТУРК (образование)и, например, в рамках Российско-Китайского делового совета (экономика). Было выявлено, что между Россией и Китаем в ШОС, а также между вузами-участниками АТУРК выработана система норм и ценностей, на которые полагаются участники при взаимодействии. Фактором социально-экономического российско-китайского взаимодействия в рамках ШОС является:1) региональное сотрудничество (Дальний Восток России и Северо-Восточный Китай), так как оно подразумевает участие двух стран в модернизации стратегически важных регионов, выступающих торговыми и транспортными узлами друг для друга; 2) культурно-гуманитарное сотрудничество, включая сезонный туризм и зарубежные программы по обмену. Оба вышеуказанных вида сотрудничества происходят в рамках социального пространства, которое выступает ценным политическим инструментом для двух стран и помогает извлекать выгоду. Мы можем констатировать, что ШОС является социальным полем, в котором выделяется политический и экономический интерес, выработаны механизмы взаимодействия между странами.
Фактором сотрудничества китайских университетов с российскими, в рамках АТУРК, является наличие полезного капитала отечественных университетов-участников ассоциации, который могут извлечь студенты, приезжающие на зарубежное обучение. Из этого следует, что построение межвузовских связей в рамках ассоциации основывается на наличии взаимополезности и стойкой социальной связи. Можно сказать, что АТУРК, также как ШОС, является социальным полем, но носящим научно-образовательный характер. В дополнение к этому, слово «ассоциация» в новейшем переводе означает «гражданское общество», что в нашем случае подразумевает объединение (сообщество)профессионально заинтересованных групп участников. Можно выделить, что российские вузы-участники АТУРК накопили определённый объём капитала, который представляет ценность для прохождения зарубежного обучения студентами Китая. В свою очередь и китайские вузы-участники АТУРК тоже обладают своим капиталом, представляющим ценность для российских студентов.
В данном исследовании было выявлено, что несмотря на то, что большинство магистрантов, проходивших зарубежное обучение в СПбГУ, предпочитают после обучения возвращаться обратно в Китай, однако полученные знания, сформированные компетенции и новый опыт всё же могут быть востребованными на родине при трудоустройстве. Комбинация прохождения двух уровней обучения «4+2»остаётся востребованной ввиду наличия дополнительного человеческого, социального капитала, которым обладает студент, прошедший данную связку обучения.
В ходе проведения исторического анализа было выявлено, что АТУРК стала первой структурой, заложившей тенденцию к последующему за ней объединению наиболее крупных университетов России и Китая в виде учреждения других профильных ассоциаций. Используя опыт и систему выстраивания отношений АТУРК, впоследствии появилось объединение классических, экономических, технических, журналистских, медицинских, транспортных, строительных, педагогических ассоциаций, ведущих подобного формата двустороннее межвузовское сотрудничество. Начиная с 2011 года, когда возникла АТУРК, и до настоящего момента времени насчитывается 12 российско-китайских разнопрофильных ассоциаций, через которые проходят разного рода взаимодействия преподавателей и студентов.
Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что продолжает развиваться и расширяться межуниверситетское научно-образовательное российско-китайское партнёрство. Свои позиции укрепляют университеты-участники АТУРК, в которой взаимодействующие факультеты двух стран –буквально как сердцевина структуры, имеют характер ассоциации, а студенты двух стран получают квалификацию по пройденной программе, которая позволит интегрироваться в экономическую систему.
Гуманитарное сотрудничество выступает одной из опор российско-китайских отношений, а дружба двух народов продолжает передаваться через поколения. Особенное внимание следует уделять межрегиональному сотрудничеству двух стран, так как это один из ведущих каналов торгово-экономического взаимодействия, а также и на участие граничащих регионов России и Китая в местном двустороннем гуманитарном содействии. Важным фактором совершенствования двустороннего сотрудничества является работа механизма Комиссии по гуманитарному сотрудничеству, включая подкомиссии, а также российско-китайскую межправительственную комиссию, а также связи министерств двух стран.
Было определено, что ШОС и АТУРК могут быть охарактеризованы как социальные системы, так как в них взаимодействует множество акторов от двух стран. В дополнение к вышесказанному, до оформления ШОС и АТУРК как самостоятельных механизмов, у двух данных структур были собственные прототипы (прообраз или социетальное сообщество) в виде «Шанхайской пятёрки» (ставшей впоследствии ШОС) и «Объединения вузов МГТУ им. Баумана и Харбинского политехнического университета» (ставшее впоследствии АТУРК). Несмотря на то, что ШОС является политико-экономической организацией, а АТУРК профильной координирующей межвузовской структурой, они обе сформированы на базисном сопряжении (интересов) государства и общества. В рамках ШОС – идёт взаимодействие между различными государственными структурами. В то время как в рамках АТУРК – тоже взаимодействуют представители вузов-участников, заинтересованных в продвижении общих интересов, а факультеты вузов двух стран формируют квалифицированные кадры, которые впоследствии модернизируют структуры современного общества.
Таким образом, можно сказать, что и в ШОС и в АТУРК присутствует «коллегиальная» форма связей людей и групп разных профессий и компетенций.У России и Китая присутствуют разного рода и масштаба интересы, а специально созданные организации и ассоциации коррелируются с плюрализацией сообщества. Коллективистская деятельность акторов двух стран, следуя модели «тройной спирали», представляет собой механизмы взаимодействия двух исследуемых стран-участников в рамках ШОС (политика), в рамках АТУРК (образование)и, например, в рамках Российско-Китайского делового совета (экономика). Было выявлено, что между Россией и Китаем в ШОС, а также между вузами-участниками АТУРК выработана система норм и ценностей, на которые полагаются участники при взаимодействии. Фактором социально-экономического российско-китайского взаимодействия в рамках ШОС является:1) региональное сотрудничество (Дальний Восток России и Северо-Восточный Китай), так как оно подразумевает участие двух стран в модернизации стратегически важных регионов, выступающих торговыми и транспортными узлами друг для друга; 2) культурно-гуманитарное сотрудничество, включая сезонный туризм и зарубежные программы по обмену. Оба вышеуказанных вида сотрудничества происходят в рамках социального пространства, которое выступает ценным политическим инструментом для двух стран и помогает извлекать выгоду. Мы можем констатировать, что ШОС является социальным полем, в котором выделяется политический и экономический интерес, выработаны механизмы взаимодействия между странами.
Фактором сотрудничества китайских университетов с российскими, в рамках АТУРК, является наличие полезного капитала отечественных университетов-участников ассоциации, который могут извлечь студенты, приезжающие на зарубежное обучение. Из этого следует, что построение межвузовских связей в рамках ассоциации основывается на наличии взаимополезности и стойкой социальной связи. Можно сказать, что АТУРК, также как ШОС, является социальным полем, но носящим научно-образовательный характер. В дополнение к этому, слово «ассоциация» в новейшем переводе означает «гражданское общество», что в нашем случае подразумевает объединение (сообщество)профессионально заинтересованных групп участников. Можно выделить, что российские вузы-участники АТУРК накопили определённый объём капитала, который представляет ценность для прохождения зарубежного обучения студентами Китая. В свою очередь и китайские вузы-участники АТУРК тоже обладают своим капиталом, представляющим ценность для российских студентов.
В данном исследовании было выявлено, что несмотря на то, что большинство магистрантов, проходивших зарубежное обучение в СПбГУ, предпочитают после обучения возвращаться обратно в Китай, однако полученные знания, сформированные компетенции и новый опыт всё же могут быть востребованными на родине при трудоустройстве. Комбинация прохождения двух уровней обучения «4+2»остаётся востребованной ввиду наличия дополнительного человеческого, социального капитала, которым обладает студент, прошедший данную связку обучения.
В ходе проведения исторического анализа было выявлено, что АТУРК стала первой структурой, заложившей тенденцию к последующему за ней объединению наиболее крупных университетов России и Китая в виде учреждения других профильных ассоциаций. Используя опыт и систему выстраивания отношений АТУРК, впоследствии появилось объединение классических, экономических, технических, журналистских, медицинских, транспортных, строительных, педагогических ассоциаций, ведущих подобного формата двустороннее межвузовское сотрудничество. Начиная с 2011 года, когда возникла АТУРК, и до настоящего момента времени насчитывается 12 российско-китайских разнопрофильных ассоциаций, через которые проходят разного рода взаимодействия преподавателей и студентов.
Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что продолжает развиваться и расширяться межуниверситетское научно-образовательное российско-китайское партнёрство. Свои позиции укрепляют университеты-участники АТУРК, в которой взаимодействующие факультеты двух стран –буквально как сердцевина структуры, имеют характер ассоциации, а студенты двух стран получают квалификацию по пройденной программе, которая позволит интегрироваться в экономическую систему.



