ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПОСТСОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК И РОЛЬ ОЛИГАРХИЧЕСКИХ ГРУПП ИНТЕРЕСОВ (НА ПРИМЕРЕ ГРУЗИИ, МОЛДОВЫ И УКРАИНЫ)
|
Введение 3
1.1 Общие положения о неформальных институтах власти 9
1.2 Феномен олигархии в контексте постсоветского пространства 15
Глава 2. Европейская интеграция Грузии, Молдовы и Украины 25
2.1 Европейская интеграция постсоветских государств: модель и содержание 25
2.2 Инструменты влияния финансово-промышленных групп на европейскую интеграцию 33
Глава 3. Повестка европейской интеграции и олигархические группы интересов: кейсы 43
3.1 Борьба с коррупцией в евроинтеграционной повестке постсоветских государств 43
3.2 Реформирование энергетической сферы как элемент евроинтеграционной программы Грузии, Молдовы и Украины 55
3.3 Торговля в качестве сферы взаимодействия постсоветских стран и ЕС 66
Заключение 78
Список источников и литературы
1.1 Общие положения о неформальных институтах власти 9
1.2 Феномен олигархии в контексте постсоветского пространства 15
Глава 2. Европейская интеграция Грузии, Молдовы и Украины 25
2.1 Европейская интеграция постсоветских государств: модель и содержание 25
2.2 Инструменты влияния финансово-промышленных групп на европейскую интеграцию 33
Глава 3. Повестка европейской интеграции и олигархические группы интересов: кейсы 43
3.1 Борьба с коррупцией в евроинтеграционной повестке постсоветских государств 43
3.2 Реформирование энергетической сферы как элемент евроинтеграционной программы Грузии, Молдовы и Украины 55
3.3 Торговля в качестве сферы взаимодействия постсоветских стран и ЕС 66
Заключение 78
Список источников и литературы
После обретения независимости перед странами бывшего Советского Союза возник ряд социальных, политических и экономических проблем, так как годами создававшаяся система взаимоотношений между союзными республиками рухнула. Правительства стран постсоветского пространства оказались в ситуации, при которой государственные механизмы советской системы показали свою нежизнеспособность, а новые правила игры не были выработаны. В связи с чем страны постсоветского пространства стали опираться на механизмы, заимствуемые из давнего прошлого. Иными словами, эти государства вернулись к той системе взаимоотношений, которая веками показывала свою жизнестойкость и долговечность, а также являлась отражением культурных особенностей местного населения. Благодаря этому на постсоветском пространстве при отсутствии официальных правил игры основную роль заняли неформальные институты власти, представленные в виде олигархата, непотизма, коррупции и др. Именно данные институты продемонстрировали собственную действенность в период политического и экономического кризисов в связи с распадом СССР и поэтому продолжили существование в дальнейшем.
В будущем ряд стран бывшего СССР выработал мнение, согласно которому для усовершенствования своего развития им необходимо опираться на пример Европейского союза, чья роль и участие в региональных процессах увеличилась после распада социалистической системы. Поэтому в 2014 г. власти Грузии, Молдовы и Украины подписали Соглашения об ассоциации с ЕС. В соответствии с данными договорами Киев, Кишинёв и Тбилиси обязались реформировать существующую институциональную базу и принять “универсальные” ценности, существующие в ЕС.
Таким образом, в рассматриваемых государствах складывается ситуация, при которой соприкасаются доказавшие свою жизнеспособность неформальные механизмы и внедряемые “универсальные” практики.
Актуальность данного исследования основывается на следующих положениях:
1) географическом расширении европейской интеграции. В связи с возросшей динамикой расширения ЕС как получает импульс к развитию, так и сталкивается с проблемами. В этом плане программа Восточного партнёрства, куда входят Грузия, Молдова и Украина, и статус “ассоциированного члена” являются внешним ответом на внутренние противоречия и возможностью повысить стрессоустойчивость организации. Также для стран постсоветских пространства эта же политика представляет собой перспективный проект, направленный на качественное углубление сотрудничества с Евросоюзом с возможным присоединением к данному союзу;
2) позиции Российской Федерации относительно усиления европейской интеграции. Грузия, Молдова и Украина находятся в тесных отношениях с РФ, так как на протяжении многих лет все государства считались составной частью и Российской империи, и СССР. Все страны связаны между собой экономическими, социальными и культурными связями, в результате чего трансформации в одном государстве сказываются на остальных. Поэтому посредством изучения трансформационных процессов в соседних странах необходимо понять как данные изменения могут повлиять на Российскую Федерацию;
3) особом положении указанных стран внутри постсоветского региона, что обусловлено наличием на территории данных государств ряда неразрешённых конфликтов (в Приднестровье, на юго-востоке Украины, в Абхазии и Южной Осетии). Необходимо понять как преобразовательные процессы в Грузии, Молдове и Украине скажутся на эволюции данных конфликтов, потому как существуют отдельные районы, которые не подчиняются политике местных правительств;
4) историческом опыте данных стран, переживших ряд внутриполитических потрясений. Среди них особо стоит выделить “цветные революции” или попытки их проведения, что в определённой мере послужило фактором усиления проекта интеграции исследуемых государств в направлении Евросоюза;
5) позиции общества этих стран относительно политики Европейского союза. Среди населения государств постсоветского пространства сохраняются существенные противоречия в том, что касается внешнеполитических ориентаций и проблемы выбора между ЕС и Россией;
6) наличии влиятельного олигархического элемента, укоренившегося в системе управления государством или аффилированного с ней. В этом плане необходимо понимать позицию олигархата во всех исследуемых странах и его отношение к проекту европейской интеграции;
7) влиянии проектов европейской интеграции на существующие в постсоветских странах неформальные институты власти. ЕС негативно относится к неформальным институтам, которые порой способствуют развитию государства при слабости формальных практик. Поэтому необходимо рассмотреть эволюцию неформальных механизмов по отношению к процессу интеграции.
В равной степени исследование опирается на литературу, в которой выделяются следующие направления:
• исследования, посвященные изучению неформальных институтов. В это направление входят труды В. Я. Гельмана, который в своих трудах также развивает концепцию “неопатримониализма”. Наряду с этим, важными авторами в данной области считаются Х. Алиева, В. Меркель и А. Круассан, Ю. Пивоваров и А. Фурсов. В своих трудах исследователи рассматривают эволюцию неформальных институтов, затрагивая их природу и акцентируя внимание на деятельности этих структур после распада Советского Союза;
• исследования отношений ЕС и его восточных соседей. Исследования Г. Колодко, Д. Травина и О. Маргания направлены на изучение взаимоотношений ЕС и бывших стран социалистического лагеря. В основном эти работы позволяют оценить характер и эволюцию политики Европейского Союза в отношении стран, вступивших в ЕС в XXI в., и партнёров, подписавших Соглашения об ассоциации;
• исследования политики имплементации норм ЕС в структуру постсоветских государств. К этим работам стоит отнести труды М. Эмерсона, Т. Ковзиридзе и В. Мовчан. Эти исследователи сконцентрировались на изменениях в социально-экономической и политической сферах стран постсоветского пространства после подписания ими Соглашений об ассоциации. Данные исследования также затрагивают олигархические группы интересов и их влияние на процесс имплементации.
Научная новизна заключается в том, что в настоящее время в большинстве исследований институтов власти скупо рассматривается влияние олигархических групп интересов на европейскую интеграцию постсоветских республик. Несомненной новизной также является комплексный анализ взаимодействия Европейского союза с неформальными практиками стран постсоветского пространства в лице олигархических групп интересов. При этом миссией исследования в большей степени является именно введение в российский академический дискурс проблематики влияния олигархических групп интересов на европейскую интеграцию постсоветских государств, а не точное и подробное определение механизмов и каналов их влияния на процесс. Последнее требует значительно более сложного исследования, которое к тому же будет постоянно сталкиваться с проблемой нехватки надежной информации и неизбежности разного рода допущений и предположений.
Источниковая база данного исследования включает довольно широкий круг материалов, которые могут быть разделены на следующие группы:
• акты Европейского союза;
• Соглашения об ассоциации между рассматриваемыми странами и ЕС;
• договоры Европейского союза с государствами, вошедшими в ЕС после 2003 г. (Польша и балканские страны);
• нормативно-правовые акты Грузии, Молдовы и Украины;
• тексты выступлений и интервью официальных лиц, а также другие официальные материалы органов государственной власти Грузии, Молдовы и Украины;
• совместные политические документы ЕС и стран-соседей, в которых содержится повестка сотрудничества (Планы действий, Повестки ассоциации);
• данные официальной статистики, отражающие особенности отношений рассматриваемых государств с Европейским союзом;
• сообщения информационных агентств, касающихся отношений рассматриваемых государств и Европейского союза.
Объект диссертационного исследования - европейская интеграция Грузии, Молдовы и Украины. Предмет научной работы - роль и место олигархических групп интересов в европейской интеграции Молдовы, Грузии и Украины.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1991 г. (дата обретения государствами независимости) по 2020 г.
Цель работы заключается в выявлении места и роли олигархических групп интересов в Грузии, Молдове и Украине относительно процессов европейской интеграции.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть содержание феномена олигархии в контексте неформальных институтов власти;
2) проанализировать подходы Европейского союза к содержанию европейской интеграции постсоветских государств, включая специфику требуемых реформ и их институциональной составляющей;
3) изучить опыт европейской интеграции отдельных государств Центральной и Восточной Европы пятой волны расширения ЕС, так как в процессе интеграции рассматриваемых государств с ЕС будут применяться схожие практики;
4) охарактеризовать инструментарий, доступный олигархическим группам интересов в процессе влияния на политическую повестку и ход реформ в рассматриваемых государствах (Грузии, Молдове, Украине);
5) дать характеристику современному состоянию европейской интеграции Грузии, Молдовы и Украины;
6) проанализировать три кейса – направления, по которым происходит реформирование в рассматриваемых государствах в контексте их сближения с ЕС – борьбу с коррупцией, реформы в области энергетики и сближение с ЕС в области торговли, с учетом влияния на процесс олигархических групп интересов.
Методологические основы исследования. Настоящее исследование носит комплексный и мультидисциплинарный характер, который предполагает изучение различных аспектов, влияющих на процесс интеграции постсоветских стран в ЕС. Исходя из этого, в основу нашего исследования был положен широкий спектр общенаучных методов и подходов, используемых в сложном сочетании. Метод обобщения позволяет собрать воедино все исследуемые нами события и воссоздать общую картину процесса интеграции на постсоветском пространстве. При помощи метода анализа в исследовании установлены общие каналы влияния олигархических групп интересов. Метод сравнения заключается в сопоставлении деятельности олигархата относительно процесса европейской интеграции в каждой исследуемой стране. Говоря о принципах историзма и научной объективности, стоит сказать, что они рассматриваются таким образом, что все происходящие события трактуются в соответствии с контекстом и условиями времени.
Выбор более специальных методов определяется теми феноменами, которые находятся в фокусе исследования. Во-первых, это олигархические группы интересов, которые тесно связанны с неформальными практиками. Во-вторых, это понятие реформ, которые Евросоюз рассматривает через призму устранения неформальных практик и взращивания формальных институтов. Исходя из этого, олигархические группы рассматриваются как актор внутриполитического процесса в соответствующих республиках, обладающий своими интересами и мотивами, а также инструментарием, позволяющим оказывать воздействие на ход формальных реформ в рамках евроинтеграции Грузии, Молдовы и Украины. Среди прочего, исследование призвано проверить, насколько обоснованным является представление ЕС о негативном характере воздействия крупного бизнеса на процессы евроинтеграции анализируемых республик. Существуют научные работы, указывающие на то, что неформальные практики могут быть использованы или интегрированы в процессы реформ. Для того, чтобы увязать вместе реформы по требованию ЕС, усилия по их реализации постсоветскими государствами и место олигархических групп интересов в процессе евроинтеграции был выбран метод кейс-стади.
В рамках данного метода нами было выбрано три кейса - реформа в сфере борьбы с коррупцией, реформа в энергетической сфере и сближение стандартов ЕС в области торговли. В данных областях олигархат имеет существенный интерес, так как контроль за потоком товаров и энергоносителей значительно обогащает финансово-промышленные группы. Наряду с этим, именно в этих областях ЕС советует исследуемых государствам начинать преобразования, поскольку данные меры позволят значительно сократить влияние олигархов на политическую жизнь стран. В этом плане данный метод предлагает следующую процедуру: во-первых, приводится характеристика ситуации в соответствующей сфере; во-вторых, определяются требования ЕС по реформированию этой области; в-третьих, анализируется реализация этих требований в виде реформ правительствами и парламентами, а также попытки олигархических групп интересов повлиять на данный процесс, включая оценку степени их готовности/неготовности поддержать реформы в соответствующей сфере.
В будущем ряд стран бывшего СССР выработал мнение, согласно которому для усовершенствования своего развития им необходимо опираться на пример Европейского союза, чья роль и участие в региональных процессах увеличилась после распада социалистической системы. Поэтому в 2014 г. власти Грузии, Молдовы и Украины подписали Соглашения об ассоциации с ЕС. В соответствии с данными договорами Киев, Кишинёв и Тбилиси обязались реформировать существующую институциональную базу и принять “универсальные” ценности, существующие в ЕС.
Таким образом, в рассматриваемых государствах складывается ситуация, при которой соприкасаются доказавшие свою жизнеспособность неформальные механизмы и внедряемые “универсальные” практики.
Актуальность данного исследования основывается на следующих положениях:
1) географическом расширении европейской интеграции. В связи с возросшей динамикой расширения ЕС как получает импульс к развитию, так и сталкивается с проблемами. В этом плане программа Восточного партнёрства, куда входят Грузия, Молдова и Украина, и статус “ассоциированного члена” являются внешним ответом на внутренние противоречия и возможностью повысить стрессоустойчивость организации. Также для стран постсоветских пространства эта же политика представляет собой перспективный проект, направленный на качественное углубление сотрудничества с Евросоюзом с возможным присоединением к данному союзу;
2) позиции Российской Федерации относительно усиления европейской интеграции. Грузия, Молдова и Украина находятся в тесных отношениях с РФ, так как на протяжении многих лет все государства считались составной частью и Российской империи, и СССР. Все страны связаны между собой экономическими, социальными и культурными связями, в результате чего трансформации в одном государстве сказываются на остальных. Поэтому посредством изучения трансформационных процессов в соседних странах необходимо понять как данные изменения могут повлиять на Российскую Федерацию;
3) особом положении указанных стран внутри постсоветского региона, что обусловлено наличием на территории данных государств ряда неразрешённых конфликтов (в Приднестровье, на юго-востоке Украины, в Абхазии и Южной Осетии). Необходимо понять как преобразовательные процессы в Грузии, Молдове и Украине скажутся на эволюции данных конфликтов, потому как существуют отдельные районы, которые не подчиняются политике местных правительств;
4) историческом опыте данных стран, переживших ряд внутриполитических потрясений. Среди них особо стоит выделить “цветные революции” или попытки их проведения, что в определённой мере послужило фактором усиления проекта интеграции исследуемых государств в направлении Евросоюза;
5) позиции общества этих стран относительно политики Европейского союза. Среди населения государств постсоветского пространства сохраняются существенные противоречия в том, что касается внешнеполитических ориентаций и проблемы выбора между ЕС и Россией;
6) наличии влиятельного олигархического элемента, укоренившегося в системе управления государством или аффилированного с ней. В этом плане необходимо понимать позицию олигархата во всех исследуемых странах и его отношение к проекту европейской интеграции;
7) влиянии проектов европейской интеграции на существующие в постсоветских странах неформальные институты власти. ЕС негативно относится к неформальным институтам, которые порой способствуют развитию государства при слабости формальных практик. Поэтому необходимо рассмотреть эволюцию неформальных механизмов по отношению к процессу интеграции.
В равной степени исследование опирается на литературу, в которой выделяются следующие направления:
• исследования, посвященные изучению неформальных институтов. В это направление входят труды В. Я. Гельмана, который в своих трудах также развивает концепцию “неопатримониализма”. Наряду с этим, важными авторами в данной области считаются Х. Алиева, В. Меркель и А. Круассан, Ю. Пивоваров и А. Фурсов. В своих трудах исследователи рассматривают эволюцию неформальных институтов, затрагивая их природу и акцентируя внимание на деятельности этих структур после распада Советского Союза;
• исследования отношений ЕС и его восточных соседей. Исследования Г. Колодко, Д. Травина и О. Маргания направлены на изучение взаимоотношений ЕС и бывших стран социалистического лагеря. В основном эти работы позволяют оценить характер и эволюцию политики Европейского Союза в отношении стран, вступивших в ЕС в XXI в., и партнёров, подписавших Соглашения об ассоциации;
• исследования политики имплементации норм ЕС в структуру постсоветских государств. К этим работам стоит отнести труды М. Эмерсона, Т. Ковзиридзе и В. Мовчан. Эти исследователи сконцентрировались на изменениях в социально-экономической и политической сферах стран постсоветского пространства после подписания ими Соглашений об ассоциации. Данные исследования также затрагивают олигархические группы интересов и их влияние на процесс имплементации.
Научная новизна заключается в том, что в настоящее время в большинстве исследований институтов власти скупо рассматривается влияние олигархических групп интересов на европейскую интеграцию постсоветских республик. Несомненной новизной также является комплексный анализ взаимодействия Европейского союза с неформальными практиками стран постсоветского пространства в лице олигархических групп интересов. При этом миссией исследования в большей степени является именно введение в российский академический дискурс проблематики влияния олигархических групп интересов на европейскую интеграцию постсоветских государств, а не точное и подробное определение механизмов и каналов их влияния на процесс. Последнее требует значительно более сложного исследования, которое к тому же будет постоянно сталкиваться с проблемой нехватки надежной информации и неизбежности разного рода допущений и предположений.
Источниковая база данного исследования включает довольно широкий круг материалов, которые могут быть разделены на следующие группы:
• акты Европейского союза;
• Соглашения об ассоциации между рассматриваемыми странами и ЕС;
• договоры Европейского союза с государствами, вошедшими в ЕС после 2003 г. (Польша и балканские страны);
• нормативно-правовые акты Грузии, Молдовы и Украины;
• тексты выступлений и интервью официальных лиц, а также другие официальные материалы органов государственной власти Грузии, Молдовы и Украины;
• совместные политические документы ЕС и стран-соседей, в которых содержится повестка сотрудничества (Планы действий, Повестки ассоциации);
• данные официальной статистики, отражающие особенности отношений рассматриваемых государств с Европейским союзом;
• сообщения информационных агентств, касающихся отношений рассматриваемых государств и Европейского союза.
Объект диссертационного исследования - европейская интеграция Грузии, Молдовы и Украины. Предмет научной работы - роль и место олигархических групп интересов в европейской интеграции Молдовы, Грузии и Украины.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1991 г. (дата обретения государствами независимости) по 2020 г.
Цель работы заключается в выявлении места и роли олигархических групп интересов в Грузии, Молдове и Украине относительно процессов европейской интеграции.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть содержание феномена олигархии в контексте неформальных институтов власти;
2) проанализировать подходы Европейского союза к содержанию европейской интеграции постсоветских государств, включая специфику требуемых реформ и их институциональной составляющей;
3) изучить опыт европейской интеграции отдельных государств Центральной и Восточной Европы пятой волны расширения ЕС, так как в процессе интеграции рассматриваемых государств с ЕС будут применяться схожие практики;
4) охарактеризовать инструментарий, доступный олигархическим группам интересов в процессе влияния на политическую повестку и ход реформ в рассматриваемых государствах (Грузии, Молдове, Украине);
5) дать характеристику современному состоянию европейской интеграции Грузии, Молдовы и Украины;
6) проанализировать три кейса – направления, по которым происходит реформирование в рассматриваемых государствах в контексте их сближения с ЕС – борьбу с коррупцией, реформы в области энергетики и сближение с ЕС в области торговли, с учетом влияния на процесс олигархических групп интересов.
Методологические основы исследования. Настоящее исследование носит комплексный и мультидисциплинарный характер, который предполагает изучение различных аспектов, влияющих на процесс интеграции постсоветских стран в ЕС. Исходя из этого, в основу нашего исследования был положен широкий спектр общенаучных методов и подходов, используемых в сложном сочетании. Метод обобщения позволяет собрать воедино все исследуемые нами события и воссоздать общую картину процесса интеграции на постсоветском пространстве. При помощи метода анализа в исследовании установлены общие каналы влияния олигархических групп интересов. Метод сравнения заключается в сопоставлении деятельности олигархата относительно процесса европейской интеграции в каждой исследуемой стране. Говоря о принципах историзма и научной объективности, стоит сказать, что они рассматриваются таким образом, что все происходящие события трактуются в соответствии с контекстом и условиями времени.
Выбор более специальных методов определяется теми феноменами, которые находятся в фокусе исследования. Во-первых, это олигархические группы интересов, которые тесно связанны с неформальными практиками. Во-вторых, это понятие реформ, которые Евросоюз рассматривает через призму устранения неформальных практик и взращивания формальных институтов. Исходя из этого, олигархические группы рассматриваются как актор внутриполитического процесса в соответствующих республиках, обладающий своими интересами и мотивами, а также инструментарием, позволяющим оказывать воздействие на ход формальных реформ в рамках евроинтеграции Грузии, Молдовы и Украины. Среди прочего, исследование призвано проверить, насколько обоснованным является представление ЕС о негативном характере воздействия крупного бизнеса на процессы евроинтеграции анализируемых республик. Существуют научные работы, указывающие на то, что неформальные практики могут быть использованы или интегрированы в процессы реформ. Для того, чтобы увязать вместе реформы по требованию ЕС, усилия по их реализации постсоветскими государствами и место олигархических групп интересов в процессе евроинтеграции был выбран метод кейс-стади.
В рамках данного метода нами было выбрано три кейса - реформа в сфере борьбы с коррупцией, реформа в энергетической сфере и сближение стандартов ЕС в области торговли. В данных областях олигархат имеет существенный интерес, так как контроль за потоком товаров и энергоносителей значительно обогащает финансово-промышленные группы. Наряду с этим, именно в этих областях ЕС советует исследуемых государствам начинать преобразования, поскольку данные меры позволят значительно сократить влияние олигархов на политическую жизнь стран. В этом плане данный метод предлагает следующую процедуру: во-первых, приводится характеристика ситуации в соответствующей сфере; во-вторых, определяются требования ЕС по реформированию этой области; в-третьих, анализируется реализация этих требований в виде реформ правительствами и парламентами, а также попытки олигархических групп интересов повлиять на данный процесс, включая оценку степени их готовности/неготовности поддержать реформы в соответствующей сфере.
В настоящее время Грузия, Молдова и Украина переживают ряд трансформационных процессов, связанных с феноменом евроинтеграции. В этом процессе значительную роль играют олигархические группы интересов, представляющие собой неформальные практики государств. Данные практики проявились в переломные этапы истории государств и помогли им преодолеть первоначальный кризис после распада СССР.
Такие механизмы, во-первых, создавались как пример противопоставления формальным институтам, неспособным полноценно выполнять свои функции, во-вторых, отражали культурную и ментальную составляющие государств, в-третьих, воспринимались как неписанные правила, воспринимаемые обществом стран.
Данные институты возникают в государствах, где формальная демократия не может полноценно работать, а общество не может совершить полноценный переход к демократическим ценностям (получившие независимость страны бывшего СССР в 1990-е гг.). Неформальные институты выступают в качестве эффективной формы коммуникации, выражения интересов и реализации решений, тем самым они компенсируют слабость формальных положений и осуществляют полноценную работу государственной системы.
Вследствие неподготовленности реформ политические акторы выбрали альтернативные типы координации взаимодействия между государственными и негосударственными структурами. Иначе говоря, в данном случае неформальные институты стали использоваться в качестве рациональной стратегии политических акторов по борьбе с кризисом в государстве. Поэтому в качестве основной концепции государства развивают “неопатримониализм”, при котором традиционные практики накладываются на современные реалии. В этом же процессе ФПГ будут представлены либо в виде созданной правителем системы, либо в качестве группы (рода, клана), получавшего высшую власть, либо в форме противостояния олигархов.
Эти неформальные механизмы помогли рассматриваемым странам справиться с кризисом 1990-х гг., после чего их правительства сконцентрировались на политике, во главе которой находилась интеграцией с Европейским союзом.
Европейский союз, используя общие правила игры для стран-членов, выразил идею объединения через “универсальные” ценности, в основе которых лежит борьба с неформальными институтами и провозглашение идеи демократии. Эти же ценности легли в основу восточной политики ЕС. В связи с этим для евроинтеграции партнёрам Евросоюза необходимо имплементировать ряд критериев (Копенгагенские критерии). Такая политика позволяет членам Евросоюза и выступать с независимой внешней политикой, и оставаться участником паневропейского объединения, имеющего собственные взгляды на внешнюю политику и политику безопасности.
В этой же системе неформальные практики считаются механизмом, направленным на дестабилизацию всей выстроенной системы правовых и экономических отношений. Такое отношение во многом свидетельствует о том, что Европейский союз всячески пытается бороться с коррупцией, кумовством и иными формами неформальных практик, а также выстроить систему общих стандартов.
Такие же методы Евросоюз применял и к другим странам, намеренных стать частью этой организации, в том числе и к Польше, которая также как и страны постсоветского пространства являлась частью социалистической системы.
Первоначально польские власти разработали “Стратегию Польши”, многолетний план по интегрированию польского государства в мировую экономику, задачами которого заключались в реформе системы социального обеспечения, предотвращении безработицы, развитии сельских территорий, реформе финансового сектора, поглощении финансовой экономики и др. Одновременно с этим Варшава начала процесс интеграции с ЕС.
Вскоре между сторонами возникли противоречия, так как ряд ориентиров ЕС не совпадал со “Стратегией Польши”, в результате чего польские переговорщики отказывались идти на уступки европейским коллегам. В то же время экономический рост в стране стимулировался за счёт списания долгов с 60 тыс. компаний. Эти процессы привёл к росту активности в сельском хозяйстве, благодаря чему Польша смогла соответствовать необходимым стандартам ЕС. Однако невзирая на частичную имплементацию норм ЕС, неформальные практики в настоящее время действуют в Польше (25% населения признают существования “блата”).
Таким образом, несмотря на имплементацию норм олигархические группы интересов могут существовать в постсоветских странах. Они также заинтересованы в евроинтеграции, так как данный процесс частично соответствует их интересам. Реализация этих интересов относительно политики евроинтеграции проводится через определённую систему общественных отношений. Данную систему мы можем назвать каналами влияния. Наиболее характерными каналами влияния для ФПГ постсоветского пространства являются СМИ, партийные организации, а также комиссии, комитеты и институт вице-премьеров, специализирующиеся на европейской интеграции.
Украинский крупный бизнес активно использует СМИ, большая часть из которых принадлежит олигархам И. В. Коломойскому, В. М. Пинчуку, В. В. Медведчуку и др. При помощи этого инструмента олигархи влияют на мнение населения страны, проводят медийные кампании для оказания влияния на правительство и парламент и лоббируют собственные интересы, чем могут снизить значение реформ по европейскому образцу.
Партийный механизм применяется во всех странах, но наибольший размах он приобрёл в Молдове и Грузии. Грузинским предпринимателем Б. Г. Иванишвили была создана партия “Грузинская мечта-Демократический выбор” как альтернатива существовавшей на 2012 г. правящей партии во главе с М. Н. Саакашвили. В будущем это привело к тому, что в настоящее время эта партия имеет большинство в парламенте, собственное правительство и руководящие должности в составе комиссий парламента.
Иной пример представляет Демократическая партия Молдовы, созданная в 1997 г. Данную партию в начале 2010-х гг. начал финансировать самый богатый человек в стране В. Плахотнюк. На VIII съезде партии в 2016 г. В. Плахотнюк был выбран главой партии, а объединение приняло новый устав, который был изменён по сравнению с предыдущей версией таким образом, что вся деятельность объединялась вокруг фигуры главы. Идеология партия также подверглась изменениям. Если изначально партия провозглашала центристские взгляды, то новой редакции устава формулировка об идеологии стала более размытой.
Также ФПГ стараются влиять на политику официальных властей через комиссии, комитеты и должности вице-премьеров, специализирующихся на европейской интеграции. На данные посты назначались кадры, имеющие либо западное образование, либо проходившие стажировки в университетах Европы и США. Помимо этого, данные кадры лояльны олигархам, так как представляют финансируемые ими партии (Грузия и Молдова), а на Украине олигарх входит в профильный комитет (П. А. Порошенко). Такое сращивание олигархических групп с властью или повышенное влияние крупного бизнеса на государственный аппарат приводит к тому, что европейские чиновники высказываются о замедлении процесса реформ.
Вследствие этого, характерными в контексте Соглашений об ассоциации с ЕС являются сфера борьбы с коррупцией, реформа в области энергетики и сближение с Европейским союзом в области торговли.
В настоящее время проблема коррупции считается одной из характерных черт государств постсоветского пространства. Благодаря чему на неё часто обращают внимание органы ЕС. В связи с существующей проблемой, ФГП по-разному реагируют на предписания ЕС в данном направлении. К примеру, руководство Грузии выполняет все предписания ЕС, так как в этой стране уже были совершены преобразования для нивелирования коррупции.
Иначе на данную проблему реагируют в Молдове. В стране активно имплементировались законодательные нормы ЕС, был создан Национальный антикоррупционный центр и была принята Национальная стратегия по неподкупности и борьбе с коррупцией на 2017-2020 гг. Несмотря на данные шаги реальное положение дел показывает, что данные механизмы не работают. Примером этого стал внутриполитический кризис, когда по мнению экспертов В. Плахотнюк активно пользовался медиа-ресурсами, обвиняя противников в нарушении конституции. Таким образом, бизнесмен хотел создать на Западе образ лояльного политического игрока, намеренного идти на преобразования. Хотя НАЦ Молдовы достигает успехов в борьбе с коррупцией н низшем уровне.
Украинские олигархические группы интересов лояльно отнеслись к принятию антикоррупционных практик ЕС, что привело к созданию НАБУ (Национальное антикоррупционное бюро Украины) в 2015 г. и к началу борьбы с коррупцией, опыт которой был взят с польского примера. Вскоре деятельность НАБУ сосредоточилось на борьбе с олигархическими группами интересов. В связи с этим ФПГ задействовали весь возможный ресурс для борьбы с НАБУ и правительством А. В. Гончарука (УНИАН и ТСН.ua И. В. Коломойского, NewsOne В. В. Медведчука, 5 канал П. А. Порошенко).
В области реформирования энергической системы постсоветских стран процесс интеграции проводится следующим образом. Грузинские власти изменили законодательство, приняв закон “Об электроэнергетике и природном газе” и закон “Об энергетике и водоснабжении”, а глава “Грузинской меты” говорил о необходимости европейского опыта для страны в сфере энергетики. Во многом это связано с увеличивающейся зависимостью Грузии от энергоресурсов (22 млрд. Квт-ч к 2030 г.). Благодаря этим действиям была выполнена задача от ЕС по сокращению выбросов газов в атмосферу. Таким образом, проводимые “Грузинской мечтой” и её главой Б. Г. Иванишвили политика свидетельствует не только о сращивании власти и олигархата, но и взаимном сосуществовании неформальных институтов, благодаря которым Грузия сумела добиться многих успехов в области энергетики. То есть грузинский олигархат является тем катализатором, увеличивающим внедрение реформ в ЕС.
Молдавские элиты также имплементируют инициативы ЕС, примером этого являются проект по внедрению Третьего энергетического проекта ЕС и принятие законов “О природном газе” и “Об электрической энергии”. Однако в настоящее время в стране существует компания “Молдовагаз”, которая не была разукрупнена согласно Третьему энергопакету. Другими словами, в Молдове были приняты законодательные акты, но исполнительные меры не были реализованы. Иная ситуация наблюдается в сфере развития “зелёной” энергии. Иными словами, в наиболее неполитической сфере правительство сумело добиться успеха, однако благодаря фигуре В. Плахотнюка, использующего медиа- и административные ресурсы, имплементационные инициативы не нашли отклика.
Украина также изменила нормативно-правовую базу, имплементировав условия Третьего энергетического пакета (разукрупнение “Нафтогаза”) и реформируя рынок электроэнергетики. В данных проектах заинтересованы финансово-промышленные группы, привлекающие инвестиции для модернизации ГТС Украины и стремящиеся приобрести новые активы. Характерной моделью в этой области является развитие “зелёной” энергии. Украинские олигархи, используя административные и медиа-ресурсы, под предлогом развития альтернативных источников энергии скупают активы (приобретение Р. Л. Ахметовым “КиевОблЭнерго” и “ОдессаОблЭнерго”), что привело к увеличению доли “зелёной” энергии на рынке энергоресурсов. Это говорит о том, что неформальные практики в данном случае значительно улучшают положение страны относительно ЕС.
В области торговых отношений с ЕС европейские структуры советуют развивать малое и среднее предпринимательство и имплементировать стандарты Евросоюза. В связи с этим в Грузии была принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на 2016-2020 гг., были созданы Координационный совет в области развития малого и среднего предпринимательства и рабочая группа совета. В области DCFTA Тбилиси сосредоточился изменении стандартов (отмене ГОСТов), потому как основные либеральные реформы были проведены в эпоху М. Н. Саакашвили. Иными словами, олигархат в Грузии не тормозит имплементацию европейских норм.
В Молдове также была принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на 2012-2020 гг. (изменена в 2016 г.), однако результаты этой программы показывают, что в основном малое и среднее предпринимательство находятся в теневой экономике. Вместе с этим, республика принимает стандарты ЕС, особенно в сельском хозяйстве. К этому процессу ФГП относятся двояко, так как, с одной стороны, они не хотят уменьшать контроль в бизнес-сфере, с другой - этот процесс благоприятно сказывается на образе Кишинёва на внешнеполитической арене, к чему стремился В. Плахотнюк.
Украинские власти разработали и приняли Стратегию развития малого и среднего предпринимательства на 2017-2020 гг. Было создано Управление по развитию малого и среднего предпринимательства при Министерстве экономического развития и торговли, которое приступило к созданию сети региональных и местных центров поддержки предпринимательства в рамках существующих местных государственных учреждений. Создание формальных механизмов не вызывало негатива со стороны крупного бизнеса. Подобное развитие ситуации связано с тем, что Стратегия раскрывает проблемы ФПГ, который пытается диверсифицировать бизнес, создавая аффилированные предприятия в сфере малого и среднего бизнеса.
Нечто подобное наблюдается и в имплементации европейских стандартов. Украинское правительство, стараясь модернизировать систему по европейскому образцу, сталкивается с спорным мнением ФГП. Та часть олигархата, которая заинтересована в экспорте на европейский рынок, старается в лояльных СМИ публиковать информацию о важности имплементации европейских практик (В. М. Пинчук и др.). Другая часть, способная потерять значительные долю прибыли и средства в связи с переходами на евростандарты, негативно относится к евроинтеграции (И. В. Коломойский и др.).
Воспринимать однобоко олигархические группы интересов на постсоветском пространстве невозможно. Несмотря на негативное отношение к ним со стороны ЕС данный институт помогает развивать государство в процессе евроинтеграции. Во всех трёх странах наблюдается различная ситуация в борьбе с коррупцией и действиями олигархических групп. В случае Грузии наблюдается уменьшение коррупционных механизмов, в Молдове происходит борьба с коррупцией на низшем уровне, а в случае Украины происходит борьба крупного бизнеса и административной структуры в связи с расследованиями коррупционных схем.
В реформировании области энергетики существующая система создала ряд положительных моментов: при помощи олигархов все указанные страны сократили выброс углекислого газа в атмосферу и увеличили использование “зелёной” энергии.
В области торговых отношений с ЕС ФПГ положительно влияют на ситуацию, поощряя предпринимателей заниматься экспортом сельскохозяйственной продукции в ЕС, что при реализации планов по развитию малого и среднего бизнеса способно увеличить их долю в экспорте.
Такая ситуация позволяет сделать вывод, что олигархические группы интересов занимают ключевое место в процессе евроинтеграции, так как во всех исследуемых странах официальная власть либо срослась с олигархическими группами интересов (Грузия при Б. Г. Иванишвили и Молдова при В. Плахотнюке), либо частично зависит от их мнения (современная Украина). Такое положение подтверждается примерами из анализируемых нами сфер, где важная роль принадлежит крупным бизнесменам. Иными словами, существующая в постсоветских государствах система, основанная на концепции “неопатримониализма”, отражает объективную реальность, в которой финансово-промышленные группы представляют собой составную часть государственного истеблишмента и оказывают значительное влияние на политику. Тем не менее, олигархат в определённых сферах способствует ускорению имплементации норм ЕС в постсоветскую действительность (альтернативные источники энергии).
Однако невзирая на данные положительные стороны Европейский союз продолжает отрицательно относиться к неформальным институтам власти, так как данные практики считаются отклонением от “универсальных” ценностей. Эта тенденция создаёт трудности для истеблишмента ЕС в понимании реального влияния неформальных механизмов на основные процессы деятельности постсоветских государств. В связи с этим наблюдаются сложности в выстраивании отношений с такими механизмами, так как они представляют собой культурную особенность исследуемых государств.
Такие механизмы, во-первых, создавались как пример противопоставления формальным институтам, неспособным полноценно выполнять свои функции, во-вторых, отражали культурную и ментальную составляющие государств, в-третьих, воспринимались как неписанные правила, воспринимаемые обществом стран.
Данные институты возникают в государствах, где формальная демократия не может полноценно работать, а общество не может совершить полноценный переход к демократическим ценностям (получившие независимость страны бывшего СССР в 1990-е гг.). Неформальные институты выступают в качестве эффективной формы коммуникации, выражения интересов и реализации решений, тем самым они компенсируют слабость формальных положений и осуществляют полноценную работу государственной системы.
Вследствие неподготовленности реформ политические акторы выбрали альтернативные типы координации взаимодействия между государственными и негосударственными структурами. Иначе говоря, в данном случае неформальные институты стали использоваться в качестве рациональной стратегии политических акторов по борьбе с кризисом в государстве. Поэтому в качестве основной концепции государства развивают “неопатримониализм”, при котором традиционные практики накладываются на современные реалии. В этом же процессе ФПГ будут представлены либо в виде созданной правителем системы, либо в качестве группы (рода, клана), получавшего высшую власть, либо в форме противостояния олигархов.
Эти неформальные механизмы помогли рассматриваемым странам справиться с кризисом 1990-х гг., после чего их правительства сконцентрировались на политике, во главе которой находилась интеграцией с Европейским союзом.
Европейский союз, используя общие правила игры для стран-членов, выразил идею объединения через “универсальные” ценности, в основе которых лежит борьба с неформальными институтами и провозглашение идеи демократии. Эти же ценности легли в основу восточной политики ЕС. В связи с этим для евроинтеграции партнёрам Евросоюза необходимо имплементировать ряд критериев (Копенгагенские критерии). Такая политика позволяет членам Евросоюза и выступать с независимой внешней политикой, и оставаться участником паневропейского объединения, имеющего собственные взгляды на внешнюю политику и политику безопасности.
В этой же системе неформальные практики считаются механизмом, направленным на дестабилизацию всей выстроенной системы правовых и экономических отношений. Такое отношение во многом свидетельствует о том, что Европейский союз всячески пытается бороться с коррупцией, кумовством и иными формами неформальных практик, а также выстроить систему общих стандартов.
Такие же методы Евросоюз применял и к другим странам, намеренных стать частью этой организации, в том числе и к Польше, которая также как и страны постсоветского пространства являлась частью социалистической системы.
Первоначально польские власти разработали “Стратегию Польши”, многолетний план по интегрированию польского государства в мировую экономику, задачами которого заключались в реформе системы социального обеспечения, предотвращении безработицы, развитии сельских территорий, реформе финансового сектора, поглощении финансовой экономики и др. Одновременно с этим Варшава начала процесс интеграции с ЕС.
Вскоре между сторонами возникли противоречия, так как ряд ориентиров ЕС не совпадал со “Стратегией Польши”, в результате чего польские переговорщики отказывались идти на уступки европейским коллегам. В то же время экономический рост в стране стимулировался за счёт списания долгов с 60 тыс. компаний. Эти процессы привёл к росту активности в сельском хозяйстве, благодаря чему Польша смогла соответствовать необходимым стандартам ЕС. Однако невзирая на частичную имплементацию норм ЕС, неформальные практики в настоящее время действуют в Польше (25% населения признают существования “блата”).
Таким образом, несмотря на имплементацию норм олигархические группы интересов могут существовать в постсоветских странах. Они также заинтересованы в евроинтеграции, так как данный процесс частично соответствует их интересам. Реализация этих интересов относительно политики евроинтеграции проводится через определённую систему общественных отношений. Данную систему мы можем назвать каналами влияния. Наиболее характерными каналами влияния для ФПГ постсоветского пространства являются СМИ, партийные организации, а также комиссии, комитеты и институт вице-премьеров, специализирующиеся на европейской интеграции.
Украинский крупный бизнес активно использует СМИ, большая часть из которых принадлежит олигархам И. В. Коломойскому, В. М. Пинчуку, В. В. Медведчуку и др. При помощи этого инструмента олигархи влияют на мнение населения страны, проводят медийные кампании для оказания влияния на правительство и парламент и лоббируют собственные интересы, чем могут снизить значение реформ по европейскому образцу.
Партийный механизм применяется во всех странах, но наибольший размах он приобрёл в Молдове и Грузии. Грузинским предпринимателем Б. Г. Иванишвили была создана партия “Грузинская мечта-Демократический выбор” как альтернатива существовавшей на 2012 г. правящей партии во главе с М. Н. Саакашвили. В будущем это привело к тому, что в настоящее время эта партия имеет большинство в парламенте, собственное правительство и руководящие должности в составе комиссий парламента.
Иной пример представляет Демократическая партия Молдовы, созданная в 1997 г. Данную партию в начале 2010-х гг. начал финансировать самый богатый человек в стране В. Плахотнюк. На VIII съезде партии в 2016 г. В. Плахотнюк был выбран главой партии, а объединение приняло новый устав, который был изменён по сравнению с предыдущей версией таким образом, что вся деятельность объединялась вокруг фигуры главы. Идеология партия также подверглась изменениям. Если изначально партия провозглашала центристские взгляды, то новой редакции устава формулировка об идеологии стала более размытой.
Также ФПГ стараются влиять на политику официальных властей через комиссии, комитеты и должности вице-премьеров, специализирующихся на европейской интеграции. На данные посты назначались кадры, имеющие либо западное образование, либо проходившие стажировки в университетах Европы и США. Помимо этого, данные кадры лояльны олигархам, так как представляют финансируемые ими партии (Грузия и Молдова), а на Украине олигарх входит в профильный комитет (П. А. Порошенко). Такое сращивание олигархических групп с властью или повышенное влияние крупного бизнеса на государственный аппарат приводит к тому, что европейские чиновники высказываются о замедлении процесса реформ.
Вследствие этого, характерными в контексте Соглашений об ассоциации с ЕС являются сфера борьбы с коррупцией, реформа в области энергетики и сближение с Европейским союзом в области торговли.
В настоящее время проблема коррупции считается одной из характерных черт государств постсоветского пространства. Благодаря чему на неё часто обращают внимание органы ЕС. В связи с существующей проблемой, ФГП по-разному реагируют на предписания ЕС в данном направлении. К примеру, руководство Грузии выполняет все предписания ЕС, так как в этой стране уже были совершены преобразования для нивелирования коррупции.
Иначе на данную проблему реагируют в Молдове. В стране активно имплементировались законодательные нормы ЕС, был создан Национальный антикоррупционный центр и была принята Национальная стратегия по неподкупности и борьбе с коррупцией на 2017-2020 гг. Несмотря на данные шаги реальное положение дел показывает, что данные механизмы не работают. Примером этого стал внутриполитический кризис, когда по мнению экспертов В. Плахотнюк активно пользовался медиа-ресурсами, обвиняя противников в нарушении конституции. Таким образом, бизнесмен хотел создать на Западе образ лояльного политического игрока, намеренного идти на преобразования. Хотя НАЦ Молдовы достигает успехов в борьбе с коррупцией н низшем уровне.
Украинские олигархические группы интересов лояльно отнеслись к принятию антикоррупционных практик ЕС, что привело к созданию НАБУ (Национальное антикоррупционное бюро Украины) в 2015 г. и к началу борьбы с коррупцией, опыт которой был взят с польского примера. Вскоре деятельность НАБУ сосредоточилось на борьбе с олигархическими группами интересов. В связи с этим ФПГ задействовали весь возможный ресурс для борьбы с НАБУ и правительством А. В. Гончарука (УНИАН и ТСН.ua И. В. Коломойского, NewsOne В. В. Медведчука, 5 канал П. А. Порошенко).
В области реформирования энергической системы постсоветских стран процесс интеграции проводится следующим образом. Грузинские власти изменили законодательство, приняв закон “Об электроэнергетике и природном газе” и закон “Об энергетике и водоснабжении”, а глава “Грузинской меты” говорил о необходимости европейского опыта для страны в сфере энергетики. Во многом это связано с увеличивающейся зависимостью Грузии от энергоресурсов (22 млрд. Квт-ч к 2030 г.). Благодаря этим действиям была выполнена задача от ЕС по сокращению выбросов газов в атмосферу. Таким образом, проводимые “Грузинской мечтой” и её главой Б. Г. Иванишвили политика свидетельствует не только о сращивании власти и олигархата, но и взаимном сосуществовании неформальных институтов, благодаря которым Грузия сумела добиться многих успехов в области энергетики. То есть грузинский олигархат является тем катализатором, увеличивающим внедрение реформ в ЕС.
Молдавские элиты также имплементируют инициативы ЕС, примером этого являются проект по внедрению Третьего энергетического проекта ЕС и принятие законов “О природном газе” и “Об электрической энергии”. Однако в настоящее время в стране существует компания “Молдовагаз”, которая не была разукрупнена согласно Третьему энергопакету. Другими словами, в Молдове были приняты законодательные акты, но исполнительные меры не были реализованы. Иная ситуация наблюдается в сфере развития “зелёной” энергии. Иными словами, в наиболее неполитической сфере правительство сумело добиться успеха, однако благодаря фигуре В. Плахотнюка, использующего медиа- и административные ресурсы, имплементационные инициативы не нашли отклика.
Украина также изменила нормативно-правовую базу, имплементировав условия Третьего энергетического пакета (разукрупнение “Нафтогаза”) и реформируя рынок электроэнергетики. В данных проектах заинтересованы финансово-промышленные группы, привлекающие инвестиции для модернизации ГТС Украины и стремящиеся приобрести новые активы. Характерной моделью в этой области является развитие “зелёной” энергии. Украинские олигархи, используя административные и медиа-ресурсы, под предлогом развития альтернативных источников энергии скупают активы (приобретение Р. Л. Ахметовым “КиевОблЭнерго” и “ОдессаОблЭнерго”), что привело к увеличению доли “зелёной” энергии на рынке энергоресурсов. Это говорит о том, что неформальные практики в данном случае значительно улучшают положение страны относительно ЕС.
В области торговых отношений с ЕС европейские структуры советуют развивать малое и среднее предпринимательство и имплементировать стандарты Евросоюза. В связи с этим в Грузии была принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на 2016-2020 гг., были созданы Координационный совет в области развития малого и среднего предпринимательства и рабочая группа совета. В области DCFTA Тбилиси сосредоточился изменении стандартов (отмене ГОСТов), потому как основные либеральные реформы были проведены в эпоху М. Н. Саакашвили. Иными словами, олигархат в Грузии не тормозит имплементацию европейских норм.
В Молдове также была принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на 2012-2020 гг. (изменена в 2016 г.), однако результаты этой программы показывают, что в основном малое и среднее предпринимательство находятся в теневой экономике. Вместе с этим, республика принимает стандарты ЕС, особенно в сельском хозяйстве. К этому процессу ФГП относятся двояко, так как, с одной стороны, они не хотят уменьшать контроль в бизнес-сфере, с другой - этот процесс благоприятно сказывается на образе Кишинёва на внешнеполитической арене, к чему стремился В. Плахотнюк.
Украинские власти разработали и приняли Стратегию развития малого и среднего предпринимательства на 2017-2020 гг. Было создано Управление по развитию малого и среднего предпринимательства при Министерстве экономического развития и торговли, которое приступило к созданию сети региональных и местных центров поддержки предпринимательства в рамках существующих местных государственных учреждений. Создание формальных механизмов не вызывало негатива со стороны крупного бизнеса. Подобное развитие ситуации связано с тем, что Стратегия раскрывает проблемы ФПГ, который пытается диверсифицировать бизнес, создавая аффилированные предприятия в сфере малого и среднего бизнеса.
Нечто подобное наблюдается и в имплементации европейских стандартов. Украинское правительство, стараясь модернизировать систему по европейскому образцу, сталкивается с спорным мнением ФГП. Та часть олигархата, которая заинтересована в экспорте на европейский рынок, старается в лояльных СМИ публиковать информацию о важности имплементации европейских практик (В. М. Пинчук и др.). Другая часть, способная потерять значительные долю прибыли и средства в связи с переходами на евростандарты, негативно относится к евроинтеграции (И. В. Коломойский и др.).
Воспринимать однобоко олигархические группы интересов на постсоветском пространстве невозможно. Несмотря на негативное отношение к ним со стороны ЕС данный институт помогает развивать государство в процессе евроинтеграции. Во всех трёх странах наблюдается различная ситуация в борьбе с коррупцией и действиями олигархических групп. В случае Грузии наблюдается уменьшение коррупционных механизмов, в Молдове происходит борьба с коррупцией на низшем уровне, а в случае Украины происходит борьба крупного бизнеса и административной структуры в связи с расследованиями коррупционных схем.
В реформировании области энергетики существующая система создала ряд положительных моментов: при помощи олигархов все указанные страны сократили выброс углекислого газа в атмосферу и увеличили использование “зелёной” энергии.
В области торговых отношений с ЕС ФПГ положительно влияют на ситуацию, поощряя предпринимателей заниматься экспортом сельскохозяйственной продукции в ЕС, что при реализации планов по развитию малого и среднего бизнеса способно увеличить их долю в экспорте.
Такая ситуация позволяет сделать вывод, что олигархические группы интересов занимают ключевое место в процессе евроинтеграции, так как во всех исследуемых странах официальная власть либо срослась с олигархическими группами интересов (Грузия при Б. Г. Иванишвили и Молдова при В. Плахотнюке), либо частично зависит от их мнения (современная Украина). Такое положение подтверждается примерами из анализируемых нами сфер, где важная роль принадлежит крупным бизнесменам. Иными словами, существующая в постсоветских государствах система, основанная на концепции “неопатримониализма”, отражает объективную реальность, в которой финансово-промышленные группы представляют собой составную часть государственного истеблишмента и оказывают значительное влияние на политику. Тем не менее, олигархат в определённых сферах способствует ускорению имплементации норм ЕС в постсоветскую действительность (альтернативные источники энергии).
Однако невзирая на данные положительные стороны Европейский союз продолжает отрицательно относиться к неформальным институтам власти, так как данные практики считаются отклонением от “универсальных” ценностей. Эта тенденция создаёт трудности для истеблишмента ЕС в понимании реального влияния неформальных механизмов на основные процессы деятельности постсоветских государств. В связи с этим наблюдаются сложности в выстраивании отношений с такими механизмами, так как они представляют собой культурную особенность исследуемых государств.



