Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Еврейское кладбище как объект культурного наследия…8
1.1 Место кладбища в еврейской культуре……………………………8
1.2 Символика еврейских надгробий…………………………………19
1.3 Представления о загробной жизни в иудаизме
Глава 2. Еврейское кладбище как место памяти……………………43
2.1. Еврейское наследие Восточной Европы…………………………43
2.2. Роль кладбищ в сохранении исторической и семейной памяти. Трансформации похоронных практик
Заключение
Список используемых источников
Список используемой литературы
Актуальность данной работы обусловлена важностью сохранения историко-культурного наследия евреев Восточной Европы, обращения с исторической памятью и изменением отношения к традиционному погребению. История творится людьми, и корни каждого в истории семьи, своего народа. Для еврейского народа кладбища – особое место, значимое, почитаемое и уважаемое, место связи с историей, семьей и национальной культурой. Еврейское кладбище выступает средством сохранения памяти не только о конкретном умершем, но о народе и пережитых им событиях, то есть является «летописью» истории.
В настоящее время многие еврейские кладбища Восточной Европы заброшены, по причине того, что подавляющая часть населения в результате событий XX века покинула места своего проживания и заботиться о кладбищах стало некому. Ситуация постепенно меняется, значительную поддержку в мероприятиях по уходу за кладбищами, их каталогизации, реставрации и изучении как важных источников информации для различных областей науки, оказывают еврейские общины Соединенных Штатов Америки, Западной Европы, местные энтузиасты и добровольцы.
Родственники тех, кто некогда покинул родные места, стремятся воссоздать историю семью, разыскивая могилы родных, ортодоксальные евреи стремятся совершить паломничество к могилам мудрецов – цадиков, все неравнодушные к судьбе некрополей – сохранить неповторимые шедевры еврейского декоративно-прикладного искусства – резные каменные стеллы.
Однако, стремление сохранить существующие кладбища соседствует с изменением отношения к пространству кладбища в целом, предлагая иные способы обращения с телом и памятью об умершем, чем привычное традиционное захоронение.
Объектом данного исследования является историко-культурное наследие
Предметом исследования являются кладбища евреев Восточной Европы, место кладбища в еврейской культуре, политика по отношению к местам еврейских захоронений, изменение пространства кладбища и обращения с памятью об умершем в настоящее время
Цель исследования проанализировать значимость кладбищ как мест памяти и культурного наследия, что обусловило ряд задач:
1. Рассмотреть место кладбища в еврейской культуре, специфику и особенности еврейских некрополей
2. Описать особенности символики надгробий, определить их значимость как объектов историко-культурного наследия
3. Очертить представления о загробной жизни в иудаизме
4. Выявить как еврейские кладбища отражали происходящие исторические процессы
5. Рассмотреть роль кладбищ в сохранении исторической и семейной памяти
6. Проанализировать трансформацию пространства кладбища в настоящее время
Методология исследования
Базовым методом является текстологический анализ источников. Для изучения изменения отношения к еврейским кладбищам в различные исторические периоды, был использован проблемно-хронологический метод. Использование системного метода позволило дать комплексную оценку рассматриваемых вопросов. Компаративный метод позволил более наглядно выявить происходящие изменения при анализе некоторых проблем.
Источниковая база
Источники, на которые опирается исследование разнообразны. Они включают полевые исследования, дающие представления об актуальном состоянии еврейских кладбищ. Экспертные интервью, позволяющие увидеть некоторые проблемы изнутри и найти ответы на некоторые интересующие вопросы. Энциклопедии, самая известная из которых EncyclopaediaJudaicaявляется одним из самых авторитетных изданий, содержащих сведения о еврейской истории, культуре, религии. Также в работе используется публицистика и пресса разных лет, исторические исследования, фотоальбомы.
Научная разработанность проблемы
Наданныймоменткомплексныхисследованийеврейскихкладбищнаминеобнаружено. Есть ряд исследователей, освещающих определенные аспекты данного вопроса, среди них можно выделить Б. Хаймовича, известного искусствоведа, обращающегося к трактовке образов надгробий, анализирующего возможные параллели, ассоциации, историческое и религиозное происхождение изображений, украшающих плиты; М. Носоновского, исследователя, уделяющего значительное внимание изучению эпитафий; Д. Гобермана, спровоцировавшего в XX веке всплеск интереса к еврейским кладбищам, сфокусировавшего свой взгляд на технике камнерезного искусства, ее связи с народной культурой, обозначившего ценность стелл как памятников народного камнетворчества.
В области исследований памяти одними из самых заметных фигур являются М.Хальбвакс – основоположник исследований исторической коллективной памяти; А.Ассман, исследующая, как складываются представления о прошлом, что стоит за способностью помнить и предавать забвению; П. Нора, известный французский историк, противопоставляющий память и историю, автор концепции «мест памяти»; Г.Люббе – исследователь исторической идентичности, рассматривающий проблему долга памяти.
Научная новизна
Несмотря на то, что проблема исторической памяти и сохранения историко-культурного наследия актуальна, комплексных работ, посвященных исследованию еврейских кладбищ как мест памяти и культурного наследия пока нет. В настоящей работе делается попытка разностороннего рассмотрения еврейских кладбищ как значимых объектов культурно-исторического наследия.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Кладбище в еврейской культуре одно из наиболее почитаемых, значимых мест общины, требующее соблюдения ряда правил, запретов и предписаний.
2. Надгробия представляют уникальный вид декоративно-прикладного искусства, обладают огромной важностью для исследований в различных областях науки.
3. Кладбище выступает «летописью» национальной истории, отражает исторические изменения.
4. Кладбища позволяют воссоздать историю семьи, осознать свою еврейскую идентичность.
5. В настоящее время похоронная сфера, в том числе пространство кладбища меняется, как и меняется изменение отношения к памяти об умершем.
Структура работы
Данная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка используемых источников и списка используемой литературы. В первой главе «Еврейское кладбище как место культурного наследия» рассматриваются вопросы какое место кладбище занимает в жизни еврейского народа, особенности изобразительной символики и эпитафий, представления о загробной жизни. Во второй главе «Еврейское кладбище как место памяти» анализируется роль кладбищ как места исторической и семейной памяти.
В настоящее время подавляющее большинство бывших еврейских «местечек», городков с некогда активной жизнью пустует, в результате событий XX века: революции, Холокоста, модернизации, миграции в крупные города и эмиграции традиционные еврейские местечки угасли, что привело к потери основ, являвшихся структурами ашкеназской культуры, массовой ассимиляции, утрате знания еврейского языка, отходу от религии и традиционного образа жизни. Численность еврейского населения упала в десятки раз, материальные памятники еврейской культуры и искусства, книги, свитки, рукописи, предметы религиозного обихода были вывезены либо утрачены.
Зачастую, единственные оставшиеся места, связывающие евреев с национальной историей – кладбища, а единственный уцелевший класс памятников, способный сообщить исторические, генеалогические сведения, сохраняющий уникальность, красоту декоративно-прикладного искусства – надгробные стеллы.
Помимо важности сохранения кладбищ как уникальных свидетельств произошедших событий и бесценных объектов культурного наследия, в данной работе был дан небольшой обзор происходящих изменений с пространством кладбища в настоящем и возможном будущем.
В целом в ходе данного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Кладбище наряду с синагогами и Торой является одним из столпов, на которых держится жизнь общины, раньше каждая община стремилась иметь собственное кладбище, для чего незамедлительно выбирался земельный участок, желательно в отдалении от города, поскольку кладбище сакральное место, «мир», с рядом правил и запретов, посещение его достаточно строго регламентировано, помимо того, в еврейской культуре очень трепетное отношение к умершим и их покою, и посещение кладбища посторонними не одобрялось.
2. Символика надгробий, включающая в себя художественные изобразительные мотивы и эпитафии представляет уникальную разновидность декоративно-прикладного искусства. Помимо ценности как предметы искусства и культурного наследия, надгробия обладают большой важностью для множества направлений исследований, сообщают сведения о персоналиях, позволяют уточнить время формирования общины, располагают материалом для социологических и демографических исследований, показывают специфические представления народа о бессмертии, успокоении души и ее взаимодействии с живыми, помимо того, эпитафии выступают как особый жанр, существовавший в тесной связи с раввинистической литературой, что является большой находкой для лингвистических и литературных изысканий. Поскольку эта категория памятников подвержена наибольшему риску разрушения и исчезновения, на сегодняшний день особенно актуальна проблема их сохранения.
3. Кладбище выступает «летописью» национальной истории, изложенные события различных временных отрезков иллюстрируют как отношение к кладбищам «отражает» изменение политической ситуации и смену идеологического курса. Важным здесь является воля к памяти, без которой материальные свидетельства прошлого, в данном случае кладбища, будут просто частью ландшафта. Проблема того, что государство, ученые или историки могут решать какие «места памяти» будут таковыми и какими они будут, что именно сообщат, по-прежнему остается актуальной.
4. Кладбища – островки, связывающие людей с семьей, позволяющие воссоздать семейную память. Не случайно, многие еврейские молодые люди, осознающие свою связь с еврейством, но ощущая нехватку сведений о семейной истории, приезжают на старые кладбища для генеалогических поисков.
5. В настоящее время вся похоронная сфера значительно меняется, что связано с переосмыслением взглядов на бессмертие души, идею о воскресении, изменения отношения к телу в целом, меняется и пространство кладбища, теряя свое сакральное значение. Похоронные практики стремятся к индивидуализации, и способы погребения становятся все более экзотическими. На данный момент многое выглядит фантастическим и штучным событием, но в будущем может стать обычной практикой.
1. grimnir74 (Железнов А.С.) (2014) В Польше и Беларуси найдены дома и мостовые из еврейских могил // «Живой журнал» grimnir74. Запись от 8 мая URL: https://grimnir74.livejournal.com/6871457.html (дата обращения26.04.2018)
2. Guidebyjewishcemetery // Site cbtbi.org URL: http://www.cbtbi.org/wp-content/uploads/2016/10/Guide-to-Jewish-Cemetery.pdf (дата обращения 13.02.2018).
3. HomeCremation URL: https://beyond.life/home-cremation (дата обращения 17.04.2018).
4. JewishEncyclopaedia URL: http://www.jewishencyclopedia.com/articles/6-aaron-s-tomb (дата обращения16.02.2018).
5. Kohler.K, Eisenstein D. Burial society // Site JewishEncyclopaedia URL: http://www.jewishencyclopedia.com/articles/3843-burial-society (дата обращения 28.02.2018).
6. MESOLOFT URL:http://www.mesoloft.com (дата обращения 20.04.2018).
7. National Funeral Directors Assosiation URL: http://www.nfda.org/news/statistics (дата обращения 15.04.2018).
8. NeptuneMemorialReef URL: http://www.nmreef.com (дата обращения 20.04.2018).
9. QR Memorials URL: http://qrmemorials.com (дата обращения 20.04.2018).
10. RabbiDavidWolpe. WhyJewsputstonesongraves // Site myjewishlearning.com URL: https://www.myjewishlearning.com/article/putting-stones-on-jewish-graves/ (дата обращения 27.02.2018).
11. Skolnik F. (ed.) EncyclopaediaJudaica. Volume 4. Blu-Cof. 2nd edition. — Thomson Gale, 2007. —791 p.
12. Skolnik F. (ed.) EncyclopaediaJudaica. Volume 6. Dr-Feu. 2nd edition. — Thomson Gale, 2007. — 784 p.
13. Skolnik F. (ed.) EncyclopaediaJudaica. Volume 14. Mel-Nas. 2nd edition. — Thomson Gale, 2007. — 798 p.
14. Skolnik F. (ed.) EncyclopaediaJudaica. Volume 15. Nat-Per. 2nd edition. — Thomson Gale, 2007. — 805 p.
15. Skolnik F. (ed.) EncyclopaediaJudaica. Volume 20. To-Wei. 2nd edition. — Thomson Gale, 2007. — 759 p.
16. TheNaturalDeathCentre URL: http://www.naturaldeath.org.uk (дата обращения 20.04.2018).
17. Ангел смерти. Символика еврейского похоронного обряда. Материалы к лекции Б. Хаймовича, С. Амосовой и Б.Смирнитской. URL: http://files.eshkolot.ru/23.12.12.pdf (дата обращения 19.12.2017).
18. Бытие глава 23 URL: http://allbible.info/bible/sinodal/ge/23 (дата обращения 26.02.2018).
19. Верховский Зеев-Вольф.[Интервью с Верховским Зеев-Вольфом, руководителем «ХевраКадиша» при Одесской Иудейской религиозной общине] // Сайт chabad.odessa.ua URL: http://www.chabad.odessa.ua/templates/articlecco_cdo/aid/1673818 (дата обращения 28.02.2018).
20. Возрождение международного центра хасидов Садгоры // lechaim.ru: электрон. журн. 2005. № 12.URL: https://lechaim.ru/ARHIV/164/VZR/08.htm (дата обращения 24.04.2018).
21. Второзаконие Глава 21 // Официальный сайт Московского патриархата URL: http://www.patriarchia.ru/bible/deu/21 (дата обращения 26.02.2018).
22. Гоберман Д.Н. Еврейские надгробия на Украине. - СПБ.:Искусство-СПБ, 2001. 168 с.: ил.
23. Десять удивительных вещей в которые можно превратить прах URL: http://www.publy.ru/post/5464 (дата обращения 17.04.2018).
24. Дымшиц В. А. Еврейское кладбище: место, куда не ходят. // Штетл. XXI век. Полевые исследования. СПб, 2008. С. 143.
25. Евреи на карте Литвы: Биржай. Проблемы сохранения еврейского наследия и исторической памяти / Отв.ред. И. Копченова. - М., 2015. - 366 с.
26. Евреи опять виноваты [ Электронный ресурс] / Гольник. Я // Исрагео, 2015. (07.06.2015).- URL: http://www.isrageo.com/2015/06/07/evereirossia/ ( дата обращения 24.04.2018).
27. ЕЖЕВИКА – Академическая Вики-энциклопедия по еврейским и израильским темам URL: http://www.ejwiki.org/wiki/Масличная_гора (дата обращения 20.02.2018).
28. Историк еврейского народа.[ Электронный ресурс] / Зеликман. А // Еврейский мир2011. (07.05.2011).- URL: http://evreimir.com/61046/istorik-evrejskogo-naroda/ (дата обращения 24.04.2018).
29. Йовановская А. Профессия дня: реставрация еврейских кладбищ// Сайт official-online.com URL: https://officiel-online.com/news?id=8391 (дата обращения 20.02.2018).
30. Книга Пророка Захарии // Официальный сайт Московского патриархата URL: http://www.patriarchia.ru/bible/zah/14/ (дата обращения 16.02.2018).
31. Лепель: память о еврейском местечке / Отв. Ред. С. Амосова - М., 2015. – 496 с.
32. Ляшкевич С. Похороните меня в штрафной // rusrep.ru: электрон.журн. 2010. № 20. URL: http://www.rusrep.ru/2010/20/bolelschiki (дата обращения 20.04.2018).
33. Не только о старых еврейских кладбищах [ Электронный ресурс] / Херсонский М. // Исрагео, 2016. (11.09.2016). URL:http://www.isrageo.com/2016/09/11/lvovjew/( дата обращения 27.04.2018).
34. Нет строительству дома на еврейских костях (2007) // Сайт newkaliningrad.ru 20 апреля. URL: https://www.newkaliningrad.ru/news/community/229519-.html (дата обращения 27.04.2018).
35. Носоновский М. «Завязанные в узле жизни»; к поэтике еврейских эпитафий. URL: http://www.berkovich-zametki.com/Nomer19/MN18.htm (дата обращения 05.01.2018).
36. Носоновский М. Надгробные надписи кладбища Лудзы в контексте ашкеназских еврейских эпитафий // Утраченное соседство: евреи в культурной памяти жителей Латгалии. Часть II / Отв.ред. С. Амосова – М., 2016. C. 215.
37. Носоновский М. Об эпитафиях с еврейских надгробий //
История евреев на Украине и в Белоруссии: Экспедиции. Памятники. Находки: Сб.науч.тр. / Отв.ред. В. А. Дымшиц. СПб., 1994. С. 107-119.
38. Носоновский М. От Подолии до Ямайки: евреи-мореплаватели и надгробная символика. // lechaim.ru: электрон. журн. 2008. № 11 URL: https://lechaim.ru/ARHIV/199/noson.htm (дата обращения 25.12.2017).
39. О чем молчат древние погосты. На Могилевщине катологизируют древние еврейские кладбища // Сайт sb.by URL: https://www.sb.by/articles/o-chem-molchat-drevnie-pogosty.html?delete_comment_id (дата обращения 23.05.2017).
40. Оскверненные остатки жертв Холокоста перезахоронят (2018) // Сайт Jewishnews.com.ua. 18 апреля. URL: http://jewishnews.com.ua/society/oskvernennyie-ostanki-zhertv-xolokosta-perezaxoronyat (дата обращения 27.04.2018).
41. При поддержке ФЕОР в Москве создано новое еврейское кладбище // lechaim.ru: электрон. журн. 25.02.2011. URL:https://lechaim.ru/federation/pri-podderzhke-feor-v-moskve-sozdano-novoe-evrejskoe-kladbishhe/ (дата обращения 27.04.2018).
42. Притчи Соломона. URL:http://lib.pravmir.ru/library/readbook/467 (дата обращения 25.02.2018).
43. Ресомацию признали самым экологически чистым способом похорон (24.08.2011) URL: https://lenta.ru/news/2011/08/24/liquid/ (дата обращения 20.04.2018).
44. Советский союз. Евреи в Советском Союзе в 1922-41 гг. // Электронная еврейская энциклопедия. URL: http://eleven.co.il/jews-of-russia-and-ussr/jewish-history-in-ussr/15416/ (дата обращения 25.04.2018).
45. Тревожный сигнал [Электронный ресурс] URL: http://jewish.ru/ru/events/world/5469/ (дата обращения 27.04.2018).
46. Чарный С. Три проблемы еврейских кладбищ (2008) // Сайт EAJC.org. URL: http://eajc.org/page70/news13516 (дата обращения 02.04.2018).
47. Числа глава 19 URL: http://allbible.info/bible/sinodal/nu/19 (дата обращения 20.02.2018).
Список используемой литературы
1. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 328 с.
2. Атамукас С. А. Евреи в Литве XIV – XX века. [Электронный ресурс] URL: http://jhistory.nfurman.com/lessons8/ashkenaz017_10.htm (дата обращения 25.04.2018).
3. Барталь И.От общины к нации: евреи Восточной Европы в 1772-1881 гг. Москва : Мосты культуры ; Иерусалим : Гешарим, 2007. - 264 с.
4. Гешель А. И. Земля Господня.[Б.м.], 1989.
5. Гольцман А. Изобразительные мотивы на еврейских надгробиях Восточной Европы (менора и символика света).URL: http://docplayer.ru/29123002-Izobrazitelnye-motivy-na-evreyskih-nadgrobiyah-vostochnoy-evropy-menora-i-simvolika-sveta.html (дата обращения 15.12.2017).
6. Евреи в исламском мире. Каирская гениза. URL: http://jhistory.nfurman.com/code/10-13.htm (дата обращения 25.02.2018).
7. Зглиньска А. От забвения к обновлению: заброшенные кладбища в польском культурном ландшафте после 1945 года. Ретроспектива. Всемирная история глазами молодых исследователей : сб. науч. ст. Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта. Вып. 7. С. 121—136.
8. Иоффе Э. Г. Страницы истории евреев Беларуси:Краткий научно популярный очерк. – Мн.: «АРТИ-ФЕКС», 1996.
9. Люббе Г. В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.- 431 с.
10. Нора П., Озуф М., Ж. де Пюимеж, Винок М. Франция - память. - СПб.:Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999, С. 17-50.
11. Рапопорт Я. Л. Дело врачей 1953 года. Показания обвиняемого. М.: Алгоритм, 2017. – 240 с.
12. Телушкин И. Энциклопедия «Еврейский мир».М.: Лехаим, 1998; Иерусалим: Гешарим. – 574 с.
13. Хаймович Б. Геральдический орел в художественной культуре восточноевропейских евреев // Вестник еврейского университета. М., Иерусалим, 2000. No 3 (21). С. 87–111.
14. Хаймович Б. К вопросу о семантике мотива «трех бегущих зайцев» на еврейских памятниках // Еврейский музей. Сборник статей / Сост.В.А. Дымшиц, В.Е.Кельнер. СПб., 2004. С. 95–108.
15. Фролов Д. В. Образ камня в Пятикнижии: Бытие // Образ и символ в иудейской, христианской и мусульманской традиции. – М.: «Индрик», 2015. – С. 15-40.
16. Энгель В.В. Курс лекций по истории евреев в России.URL: http://jhistory.nfurman.com/russ/russ001-11.htm (дата обращения 24.04.2018).