Введение
Глава I. Формирование этнического самосознания амазиг……………….. 8
1.1. Историко-культурная характеристика амазиг……..……………………………………………………………...…..8
1.2. Движение за возрождение амазиг в Марокко и Алжире как способ самоопределения
1.3. Факторы, определяющие этническое самосознание амазиг
Глава II. Самоидентификация амазиг и ее отражение в социокультурной среде Марокко и Алжира
2.1. Языковой фактор формирования самоидентификации амазиг
2.2 Самоопределение носителей культуры амазиг
2.3 Формы выражения и уровень этнической идентичности амазиг
Заключение……………………………………………………………………...49
Список литературы………………….………………………………………....54
Приложение………………
Характерной приметой современного, с неуловимой скоростью меняющегося мира является его многосложность и мультикультурность. В ситуации поликультурной действительности проблема самоидентификации личности приобретает свою остроту в связи с инокультурными воздействиями, процессами глобализации и интеграции, стиранием границ между национальными и этническими культурами. Особое значение данный феномен имеет для коренных жителей Северной Африки – амазиг или в европейской традиции берберов ввиду ряда факторов, таких, например, как кровное смешение амазиг и арабов, совместное проживание и длительное влияние арабской культуры, а также культур бывших колонизаторов – французов и испанцев, и наконец языковое доминирование диалектов арабского и французского языков. Воздействие всех названных факторов нередко приводит к сложностям в самоопределении автохтонного населения. Значительная часть носителей этой культуры воспринимают себя частью другой этнической группы и идентифицируют себя в качестве арабов.
Проблема амазиг в странах Магриба приобрела особую остроту во второй половине XX в. в связи с ростом этнического самосознания их коренных жителей. Основная дола населения этого народа сосредоточена в Марокко (около 50%) и Алжире (25-30%), поэтому наиболее активные процессы отстаивания амазиг своей идентичности протекают именно там. После достижения независимости Марокко (1956 г.) и Алжира (1962 г.) автохтонное население начало активно защищать культурные и национальные права своего народа, сформировав в разных регионах единое движение за возрождение языка и культуры амазиг. С 80-х гг. XXв. стали возникать движения протестного характера, отстаивавшие культурные и политические права амазиг. Однако за более чем 50 лет марокканские и алжирские берберы прошли разные пути к формированию этнического самосознания.
Феномен самоидентификации является исходным процессом, формирующим этническую идентичность. Начало изучения проблематики идентичности традиционно связывают с именем психолога и психоаналитика Эрика Эриксона. В настоящее время вопросы самоидентификации объединяют широкий круг специалистов разных наук: психологов социологов, когнитивистов, историков, философов и наконец культурологов. В данной работе будет осуществлена попытка посмотреть на данный феномен с позиции культуролога, не пренебрегая значимыми наработками исследователей в других областях.
Несмотря на то, что в полной мере об идентичности коренного населения стран можно говорить только с XXв., тем не менее противопоставление себя «другому» в среде амазиг имело место на протяжении всей истории существования этого народа. Процесс складывания идентичности как осознания тождественности со своей этнической общностью шел более интенсивно по причине постоянных встреч с миром чужого и сопротивления инородным культурным традициям разных народов: финикийцев, эллинов, римлян, арабов, французов и испанцев. Неслучайно один из вариантов перевода термина «амазиг» - «свободный», то есть человек, в котором выражается неотъемлемая черта этого народа – непреклонное стремление к независимости. Именно по причине активного сопротивления инородной культурной традиции до наших дней сохранился язык амазиг, а также материальная культура и традиции этого народа. Посредством познания и,в определенной степени, сопротивления «другому» они формировали собственный мир и горизонт общего сознания.
В процессе самоидентификации формируется представление о себе как о цельной, единой и уникальной личности. Потребность в ней, по мнению известного французского философа Эриха Фромма, укоренена в самой природе человека: «Его потребность в самотождественности является настолько жизненно важной и властной, что человек не может чувствовать себя здоровым, если не найдет возможности ее удовлетворить» .
Конструирование самоидентификации – процесс динамичный, протекающий на протяжении всей жизни. Непосредственное отождествление амазиг с этнической группой зависит от воздействия этнодифферинцирующих признаков в их взаимодействии. К их числу относятся происхождение амазиг, антропологический портрет, мифология и традиционные верования, особенности социальной организации, фольклор, поэзия, музыка, традиционные костюмы, изобразительное искусство, ювелирные украшения и иные ценности и этнические символы. Но наиболее заметным признаком амазигской идентичности, влияющим на самоопределение, выступает язык амазиг, который до недавнего времени имел преимущественно устный характер. На основе имеющихся данных исследователей, проведенного социологического опроса и беседы с представителями амазиг будет осуществлена попытка охарактеризовать степень влияния данных факторов на их самоопределение, определить формы выражения и уровень самоидентификации, а также выявить причины и возможные препятствия на пути к положительной самоидентификации.
Объектом исследования является изучение феномена этнической самоидентификации амазиг Марокко и Алжира.
Предметом исследования являются параметры формирования и особенности проявления этнической самоидентификации амазиг.
Цель работы: изучение специфики формирования самосознания и определения этнической самоидентификации амазиг в исторической перспективе.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- дать историко-культурную характеристику амазиг;
- изучить пути возникновения и развития движения за возрождение культуры и языка амазиг в Марокко и Алжире;
-определить основополагающие факторы, формирующие самосознание амазиг;
- выявить особенности языковой ситуации и функционирования амазигских языков;
- определить значимость языкового фактора в вопросе самоидентификации амазиг;
-выявить идентификационные характеристики амазиг с помощью социологического опроса и беседы с их представителями;
- охарактеризовать формы и уровень этнической идентичности амазиг сегодня.
Для того, чтобы отразить в работе теоретический и практический элементы, она была разделена на две части: первая глава посвящена изучению вопроса формирования самосознания амазиг, в то время, как анализ процессов этнической самоидентификации коренных жителей Алжира и Марокко рассмотрен во второй главе работы. В основу исследования положен культурно-исторический подход, дополненный социальным экспериментом, направленным на выявление идентификационных характеристик амазиг.
При изучении и анализе процесса самоидентификации амазиг Марокко и Алжира использовались работы известных отечественных исследователей-магрибоведов (Р.Г. Ланда, Ю.Н. Завадовский, Н.Н. Дьяков, З.А. Ментешашвили, М.А. Володина, М.С. Сергеев и другие) и зарубежных авторов (B.Maddy-Weitzman, Kruse, E. John). Теоретическую базу источников по вопросам идентичности и самоидентификации составили работы З.В. Сикевиц, В.Ю. Хотинец. Для анализа социокультурных и этнолингвистических процессов, касающихся амазиг в современных Алжире и Марокко, использовались печатные и электронные ресурсы: монографии, интернет-издания и журналы на русском, французском, английском и арабском языках.
Изучение специфики формирования этнического самосознания и этнической самоидентификации амазиг, позволило сделать следующие выводы.
Прежде всего, в изучении проблемы амазиг Алжира и Марокко необходимо учитывать фактор длительных межкультурных контактов и вторжений иноземных захватчиков на протяжении всей истории этого народа, что предопределило активные процессы подъема самосознания и самоопределения амазиг. Но наиболее тесное взаимодействие с миром «Другого» происходило и происходит в лоне контактов с арабо-мусульманской культурой, начиная с VIIв. Господствовавшая на протяжении многих веков установка на доминирование арабской нации не могла не отразиться на представлениях и мировосприятии коренных жителей Алжира и Марокко. На формирование персональной идентификации амазиг в первую очередь оказывает влияние фактор смешения арабов и берберов, мусульманская религиозная принадлежность, мультикультурная окружающая среда, а также политико-идеологический контекст.
Амазиг неустанно сопротивлялись чуждым культурным традициям, стремились отстоять свои культурные и политические права. Но наиболее заметный подъем самосознания амазиг пришелся на XX век в связи с появлением нового неприятеля в лице французских и испанских колониальных властей, а также в процессе усиления политики арабизации после достижения обеими странами независимости. В 80-е гг. XXв.в ряде стран, в том числе в Марокко и Алжире, вспыхивали протестные акции, постепенно перераставшие в движения за возрождение амазигской самобытности. Несмотря на то, что условия их возникновения в обеих странах во многом были схожи, тем не менее можно говорить о разных путях развития этих движений и о разных результатах. По мнению многих исследователей, если в Алжире движение амазиг имеет в большей степени социальные корни и отличается большим радикализмом, то в Мароккооно имеет скорее направлено на сохранение и возрождение культуры. В сравнении с Алжиром более гибкая политика марокканских властей, предпринимающих ряд мер, направленных на поддержку берберов, позволила избежать обострения «берберского вопроса». Тем не менее в Марокко в последнее время набирают силу протестные движения среди выходцев из региона Риф, коренное население которого требует политической автономии и прекращения экономической маргинализации региона. В Алжире наиболее активно продолжают отстаивать свои права с лозунгами об отделении амазиг из Кабилии и Ореса. Ныне действующее правительство Кабилии, организованное «Движением за свободную Кабилию» во главе с Ферхатом Механни, проводит мирные шествия и митинги с флагами амазиг не только у себя на родине, но также в Европе и Северной Америке. Общественная и политическая активность амазиг свидетельствует о безусловном подъемев процессе формирования этнической самоидентификации берберов Марокко и Алжира.
На основе анализа источников, результатов социологического опроса и беседы с амазиг были осмысленны основные факторы, определяющие процесс самоидентификации амазиг, непосредственно сам вопрос самоопределения, а также дана попытка обозначить формы выражения и уровень этнической идентичности.
В основании системы культурных ценностей и традиций амазиг лежит особая тесная связь с природой, основанная на многовековой практике земледелия и скотоводства. Поэтому неслучайно символы плодородия отражаются на важнейших этнических составляющих культуры амазиг, составляющих ее своеобразие. В качестве определяющих факторов в построении этнического самосознания амазиг были определены и частично охарактеризованы: этноним, антропологический портрет, происхождение, основы социальной организации, фольклор, музыкальная и танцевальная культура, поэзия, наиболее известные традиционные магические культы и ритуалы, ковроткачество, инкрустация дверей, а также искусство росписи тела хной, ювелирное дело, традиционная одежда.
Наиболее заметным показателем идентичности амазиг выступает их язык, представленный множеством диалектов. Поэтому одним из основных идентификационных требований амазиг стал вопрос признания и включенности языка амазиг в социокультурную среду. Несмотря на официальное закрепление за языком тамазиг официального статуса, носители культуры амазиг в силу сложившегося доминирования местных арабских диалектов и французского языка используют родной язык лишь в кругу семьи или в среде таких же неарабизированных носителей, при чтении новостей, в СМИ и Интернет пространстве или при просмотре телевизионных каналов и прослушивании радиостанций. Такое положение стимулирует процессы размывания границ амазигской самоидентификации.
В целом на формирование этнической идентификации амазиг влияют несколько главных факторов: би- и мультилингвальная языковая среда, приобщенность к мусульманским традициям, стремление к интеграции в арабофонную среду и тенденции к вестернизации. Большинство марокканских амазиг не идентифицируют себя в первую очередь как амазиг, а рассматривают в качестве мусульман и лишь затем марокканцев. Нередко амазиг называет себя арабом и выражает это на языке амазиг. В подобных случаях преимущества принятия арабской идентичности многочисленны, среди них, в частности, можно назвать доступ в привилегированные круги. Убежденность в том, что быть арабом престижно, поддерживается в школе и средствах массовой информации. Поэтому наиболее популярной формой выражения идентичности является полиэтнизм - принятие норм и ценностей арабской, французской и африканской культур. Менее распространенный тип выражения – этнорелятивизм, осознания того, что все культуры равны, то есть осознание себя амазиг через восприятие и принятие культурных различий других этносов, и надэтнизм – соотнесение себя со всем человечеством. С другой стороны, ввиду ярко выраженного антиамазигского политического дискурса они стремятся обособить себя от других с помощью коммуникации на родном языке, репрезентации этнических компонентов культуры и общественно-политической деятельности. Высокий уровень самоидентификации свойственен кабильским амазиг и горным амазиг из района Риф, которые стремятся к обособлению и признанию не только культурных и лингвистических прав, но и автономному существованию. Согласно результатам опроса, высокий уровень самоопределения данной группы проявляется в стремлении использовать один из диалектов языка амазиг в повседневной жизни, читать литературу и новости на нем, носить традиционную одежду и аксессуары, отмечать праздники амазиг, а также участвовать в общих собраниях.
В настоящее время происходит безусловный подъем этнического самосознания амазиг, выражающийся как в положительном самоопределении и соотнесении себя со своей этнической группой, так и в активной общественно-политической самоорганизации, направленной на признание и переоценку языковых и культурных прав, а такжена удовлетворение территориальных требований среди отдельных групп. В стремлении обрести культурное и лингвистическое признание они пытаются обособить себя от других, подчеркивая корни алжирского и марокканского диалектов в диалектах амазиг. С другой стороны, существует ряд препятствий на пути к положительной самоидентификации, которые по-прежнему создают все условия для соотнесения амазиг с арабами. К их числу относятся: языковое доминирование арабских диалектов и французского языка, естественный процесс утраты ценностей культуры амазиг, стремление интегрироваться в предписываемую обществом структуру, а также негативное отношение к проявлению своей идентичности. В большей степени процессы негативной самоидентификации и принятия другой идентичности характерны для марокканских амазиг (за исключением рифов).С точки зрения руководства стран, растущие процессы самоопределения амазиг в Марокко и Алжире несут угрозу единству арабо-исламской нации и рассматриваются как источник плюрализма, который означает признание полиэтничности обществ. Эти конкурирующие видения по-прежнему остаются причиной их раздвоенности. Таким образом, наблюдаются две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, существует потребность во взаимопонимании между представителями разных лингвокультур, а с другой, необходимость персональной идентификации в качестве представителя конкретного этноса. Поскольку амазигская идентичность по-прежнему не находит своего признания в социокультурной среде, проблема самоидентификации амазиг остается открытой и будет еще долгое время искать своего решения.
1. Алжир и «кабильский вопрос». URL: https://topwar.ru/8405-alzhir-i-kabilskiy-vopros.html(датаобращения: 20.02.2018)
2. Алжир: сложности берберского вопроса. URL: https://islam-today.ru/islam_v_mire/arabskij-mir-i-afrika/alzir-sloznosti-berberskogo-voprosa/(датаобращения: 16.02.2018.)
3. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры. 2004.
4. Багана Ж., Тупейко Д.В.Языковая ситуация в современном Марокко. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. № 2. 2015.
5. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа экономики, 1993.
6. Володина М.А.Берберы Северной Африки: культурная и политическая эволюция: (на примере Марокко). М.: ИМЭМО РАН. 2011.
7. Гридина Т.А., Коновалова Н.А. Этническая самоидентификация в современном социокультурном контексте. Политическая лингвистика. Выпуск № 6. 2016.
8. Дагбаева О.И. Особенности языковой ситуации в странах Северной Африки. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2015.C. 55-59.
9. Дьяков Н.Н.Марокко. История, культура, религия // Монография. Изд. СПбГУ. СПб., 1993.
10. Завадовский Ю.Н. Берберский язык. М.: Наука, 1967.
11. Ланда Р.Г. Марокко. 30 лет независимости. М: ЗНАНИЕ, 1985.
12. Люббе Г. Историческая идентичность // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 108-113.
13. Кеидия К.З.Философское понимание самоидентификации в бытийной структуре личности. Вестник ОГУ № 1 (137). 2012. С 50-55.
14. Косенко Е. И. Может ли стать дарижа официальным языком Марокко? Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015.C. 178-181.
15. Луцкая Н.С. Очерки новейшей истории Марокко. М.: НАУКА. 1973.
16. Мохова И.М. Особенности политической интеграции стран Западного Средиземноморья на рубеже 20-21 веков. Москва, 2003.
17. Официальный сайт организации «Движение за свободную Кабилию» (Mouvementpourl'AutonomiedelaKabylie) URL: http://www.makabylie.org/?lang=en(датаобращения: 4.2018)
18. Официальный сайт Королевского института культуры амазиг URL: www.ircam.ma/(датаобращения: 4.03.2018)
19. Саламова Р.В. Эволюция политической системы Марокко в современный период. Москва, 2011.
20. Сергеев М.С. Берберы Северной Африки: прошлое и настоящее. Институт изучения Израиля и стран Ближнего Востока. М., 2003.
21. Сергейчик Е.С. Историческая идентичность: территория и карта. Вестник СПбГУ. Серия 17. Выпуск № 1. 2016. С. 63-70.
22. Сикевиц З.В. Этнические границы как основа формирования этнической идентичности. Гуманитарии Юга России. Том 6. Выпуск № 4. 2017.
23. Тезич М. Дж. Концепции этноса, этничности и Ethnicity в научных традициях России и Запада [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2016.
24. Тупейко Д.В. Языковая политика в современном Марокко. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. № 13 (184). Выпуск 22. 2014.
25. Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1994.
26. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000.
27. Шагаль В.Э. Языковой аспект национальных процессов в арабских странах. М.: Наука, 1987.
28. Широкова Т. Концептуальные истоки и основы теории этнической идентичности. Власть. Выпуск № 6. 2010.
29. Шульгина Д.Н. Трехуровневая модель идентичности. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистики межкультурная коммуникация. 2010.
30. Этнический фактор в странах Магриба (Марокко, Тунис, Алжир) / Конфликты на Востоке: этнические и конфессиональные. Подред. А.Д. Воскресенского. – М.: АспектПресс. 2008.
31. Язык и национальное сознание: вопросы теории и методологии. FrontCover. Воронежский межрегиональный институт общественных наук. ВГУ. 2002.
32. Abderrahman El Aissati. Ethnic Identity, Language Shift, and The Amazigh Voice in Morocco and Algeria, 2001. pp. 57-69.
33. Algeria's Berbers protest for Tamazight language rights. URL: https://www.aljazeera.com/news/2017/12/algeria-berbers-protest-tamazight-language-rights-171213185709684.html(датаобращения: 27.03.2018)
34. Amazigh: Algeria Finally Recognizes Tamazight as Official Language. URL: http://unpo.org/article/18913(датаобращения: 14.02.2018)
35. Berbers // Encyclopaedia of Islam, Second edition / Ed. P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. BrillOnline, 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://referenceworks.brillonline.com/entries/encyclopaedia-of-islam-2/berbers-COM_0114(датаобращения: 19.03.2018)
36. Maddy-Weitzman B. The Berber Identity Movement and the Challenge to North African States. Austin, University of Texas Press, 2011.
37. Kruse, John E. Amazigh-state relations in Morocco and Algeria. Monterey, California. 2013.
38. Morocco protests after fisherman crushed to death in a garbage truck URL: https://www.theguardian.com/world/2016/oct/31/morocco-protests-after-fisherman-crushed-to-death-in-a-garbage-truck(датаобращения: 8.02.2018)
39. Morocco: Protests in Rabat against the death of Amazigh student URL: http://www.africanews.com/2016/02/04/morocco-protests-in-rabat-against-the-death-of-amazigh-student/(датаобращения: 2.02.2018)
40. Salima N.Uneesthétique de la protection – l’artberber, entre permanence et prophylaxie. Les Cahiers du Muséeberbère N°1. 2012.
41. Skounti A. The berbers of Morocco: Who are they and what are they? Les Cahiers du Muséeberbère. Cahier № 1. By editions Jardin Majorelle, Marrakesh. 2013.
42. The Berber Language: Officially Recognized, Unofficially Marginalized? URL: http://www.al-fanarmedia.org/2015/07/the-berber-language-officially-recognized-unofficially-marginalized/(датаобращения: 5.04.2018)
43. The Rich Mythology and Megalithic Culture of the Ancient Berbers, Lords of the Desert. URL: http://www.ancient-origins.net/ancient-places-africa/rich-mythology-and-megalithic-culture-ancient-berbers-lords-desert-003216(датаобращения: 27.03.2018)
44. Watanabe L. Religion, Ethnicity, and State Formation in Algeria. URL: http://www.css.ethz.ch/en/services/digital-library/articles/article.html/177472/ (дата обращения: 15.04.2018)
45. أمازيغ المغرب يحتفلون برأس سنتهم الجديدة URL: http://www.alhurra.com/a/morocco-new-year-/343572.html(датаобращения: 17.03.2018)