Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Этика ответственности в современных СМИ

Работа №132943

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

этика и эстетика

Объем работы61
Год сдачи2016
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………………………………………3
Глава 1.Истоки этики ответственности………………………………5
1.1. Проблема ответственности в отечественной мысли………….5
1.2. Этика ответственности в концепции Макса Вебера…………..11
1.3. Принцип ответственности Ганса Йонаса………………………14
Глава 2. Ответственность как моральный регулятор современных СМИ…..22
2.1. Моральные проблемы современных СМИ……………………………….23
2.2. Моральные кодексы современных СМИ…………………………………32
2.3. Принцип ответственности как моральный регулятор СМИ
Заключение
Список используемой литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1


Понятие «ответственность» актуализируется в философской литературе преимущественно с наступлением XX века, когда М. Вебер в начале XX века выделил «этику ответственности» в противоположность к «этике убежденности» в работе «Политика как призвание и профессия». Он рассматривал этику ответственности как дополняющую и уравновешивающую систему политических убеждений и идеалов, которые необходимы каждому политику. Ответственность должна связывать, ограничивать стремление к идеалу, прежде всего, ограничивать средства, которые использует правительство. Последующий опыт мировых войн и революций заставил осмыслить ответственность как один из ведущих нравственных принципов, а с развитием информационных технологий, информационного общества еще более актуализировать его. Современные СМИ, как в России, так и за рубежом, во многом определяют основные векторы социального развития, нравственного состояния общества. В связи с этим повышаются требования к профессионалам сферы масс-медиа, формируются профессиональные кодексы, в которых принцип ответственности занимает центральное место. В настоящее время наблюдается кризис доверия к СМИ, который вызван нарушением профессиональной этики журналиста. Причинами стали: представление непроверенных фактов, статьи на заказ, неправдоподобные новации и сенсации, вмешательство в личную жизнь, нарушение этикетных и этических норм, норм языка и т.д.
Целью данной работы является анализ этики ответственности в современных СМИ.
Цель определяет следующие задачи: выявление теоретических истоков этики ответственности в отечественной мысли; определение моральной ответственности в работах зарубежных авторов; выявление моральных проблем, существующих в современных СМИ; анализ этических кодексов СМИ, обоснование принципа ответственности как регулятора СМИ.
Объектом данной работы, являются современные СМИ. Предметом же является проблема моральной ответственности в СМИ.
В первой главе представлено определение моральной свободы и моральной ответственности в отечественной традиции, рассмотрены работы Н.О.Лосского «Свобода воли», С.А.Левицкого «Свобода и ответственность», П. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда». Э.Л.Радлова «Этика». Далее в этой же главе представлен анализ марксистской мысли в России на основе работ таких авторов, как С.Ф.Анисимов, Р.Косолапов, В.Марков, Ю.Н.Давыдов. Вторая часть работы посвящена рассмотрению концепций М.Вебера и Г. Йонаса, во многом определивших понимание ответственности в этике XX века. Из современной этической литературы в контекст дипломного исследования включены работы А.А.Гусейнова, А.В.Разина.
Во второй главе рассматривается проблема ответственности в современных СМИ: анализируются особенности этических кодексов современных СМИ, выявляется их значение в современном обществе, рассматривается ответственность как регулятор современных СМИ. Во второй главе были проанализированы и использованы следующие работы: Н.П.Лукиной - «Идеология информационного общества: векторы исследовательской программы», К.К.Колина - «Гуманитарные проблемы формирования информационного общества», Дениэла Белла – «Грядущее постиндустриальное общество», «Социальные рамки информационного общества», В.И. Бакштановского и Ю.В.Согомонова – «Моральный выбор журналиста», Г.В.Хлебникова «Философия информации и философские проблемы информации. Философия информации Лучано Флориди», М.ВГуреева - «Моральная кодификация», рассмотрен и проанализирован Кодекс профессиональной этики российского журналиста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В начале работы мы поставили перед собой некоторые задачи. Надо было определить, что такое моральная ответственность, какова ее взаимосвязь со свободой, рассмотреть ее в работах отечественных и зарубежных авторов недавнего времени, таких как Н.О.Лосский, С.А.Левицкий, Р.Косолапов, В. Марков, С.Ф.Анисимов, В.С.Манешин, П.Сорокин, М.Вебер и Г.Йонас. Все эти работы должны послужить базой для дальнейших исследований. Все это касается первого этапа исследования. Что касается второго этапа исследования, то мы должны были результаты исследований первой главы применить ко второй, должны были выявить специфические проблемы, которые существуют в СМИ и для журналистов, принципы, ценности, структуру этических кодексов современных СМИ, выяснить, как эти проблемы журналистов и информационного общества решаются с помощью этических кодексов СМИ, обосновать принцип ответственности как регулятор СМИ, выявить его специфику и своеобразие.
Во второй части работы были выделены основные проблемы современных СМИВ, а именно: макропроблемы и микропроблемы. К макропроблемам относятся, например, информационные войны, манипуляция общественным сознанием, киберпреступления, информационное неравенство, дилемму Фауста и тд.. К микропроблемам относятся: проблема морального журналиста, проблема свободы журналистов, проблема вменения в вину «за» и «перед», кого и перед кем. Правда, по сути, микропроблемы сводятся к макропроблемам, поскольку роль и значение действий журналистов и действий в отношении них велика.
Многие проблемы современных СМИ могут быть и должны разрешаться в процессе создания кодексов информационного общества и журналистских кодексов.
В этических журналистских кодексах большое значение уделяется не только нравственным вопросам, но и правовым вопросам. Дело в том, что норма права и норма морали имеют некоторые сходства. Нормативность носит сложный интеграционный характер. В данном случае речь идет о сочетании правовой и моральной ответственности. В кодексах предполагается, что журналисты будут действовать во благо общества, в поддержание общественного порядка.
В разных этических кодексах СМИ четко прописаны разные санкции за нарушения кодексов. Разные кодексы СМИ имеют разнородные структуры, схожие ценности (полнота и точность информации, надежность, объективность, например), схожие принципы (правдивость, конфиденциальность), схожие обязанности. В этическом кодексе США речь идет о такой ценности как доверие, чего нет в российском кодексе, в Кодексе этики для информационного общества присутствует такая ценность как справедливость, чего нет в этических кодексов журналистов приведенных выше стран.
Когда журналисты принимают этический кодекс, они берут на себя ответственность, то есть они солидарны. Этим самым приводится в действие принцип ответственности, заложенный в этических кодексах.
Принцип ответственности – основополагающий и универсальный принцип, регулирующий СМИ. Ответственность «за» - представленную информацию, «перед» - обществом.
СМИ в информационном обществе выполняет функции информирования населения, социализации, образования, развлечения, рекламы. Они ответственны не только за выполнение этих функций, но и за то, каким образом они его осуществляют. Поскольку информационные службы являются посредниками между государствами, между обществом и государством, между различными слоями, классами общества, между его институтами, корпорациями, наконец, между отдельными личностями, от них во многом зависят отношения между вышеперечисленными участниками информационного взаимодействия. Заинтересованность в положительном результате такого взаимодействия и выбор средств для его осуществления составляет основу для возможности оценить, насколько ответственным было сообщение, предоставленное медиа-службой.
Ответственность журналиста также связана с особыми правами, которыми он обладает. Например, согласно статье 47 Федерального закона о средствах массовой информации, журналист может посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях. Действия журналиста в подобных ситуациях, связанных с опасностью для жизни людей, должны согласовываться прежде всего с принципом ответственности, не только с обыденными моральными, профессиональными нормами.
Сложным является отделение моральной ответственности от правовой и социальной, так как они часто предстают в смешанном виде. Моральная ответственность в чистом виде не предполагает принуждения, в то время как правовая так или иначе связана с принуждением. Социальная представляется как ответственность, связанная с одной стороны с договором, а с другой с добровольным исполнением обязанностей перед обществом. Как пример можно привести службу в армии – с одной стороны она связана с правовой и договорной ответственностью, с другой стороны предполагает некое добровольное исполнение социальных обязанностей. Моральная ответственность предполагает свободный осознанный выбор, знание о внешних обстоятельствах, способность предвидеть результат своей деятельности на основе этого знания.
В журналистской этике можно выделить корпоративную, персональную ответственность и ответственность перед обществом.
Корпоративная ответственность предполагает готовность журналиста учитывать интересы компании, в которой он работает. Это прежде всего договорная ответственность за исполнение своих должностных обязанностей. Наказание в соответствие с такой ответственностью обычно также исполняется корпорацией, но государство не вмешивается, правовой ответственности почти не предусмотрено. Личная ответственность предусматривает обязанности журналиста в качестве профессионала по отношению к отдельным лицам. Нарушением в данном случае считается то, что может нанести моральный вред одному или нескольким конкретным людям, например, распространение сведений о частной жизни, клевета. Такая ответственность обычно закреплена законом, поскольку можно указать на конкретного пострадавшего в результате конкретного действия.
Воздействие на общественное мнение предусматривает моральную ответственность в большей степени, чем правовую, поскольку здесь сложнее сказать, что именно повлияло на ситуацию и каков результат действий журналиста. Исключение составляет рекламная информация, которая во многих странах должна соответствовать специальным законам о рекламе. В России действует Федеральный закон о рекламе, в котором очень конкретно описываются нормы для рекламных сообщений. В общем виде социальная ответственность совпадает с юридической в Конституционном праве. Но применение права в этом случае усложняется возможностью различного толкования закона.
Журналист должен донести информацию, передать её как можно более объективно, в то же время творчески её обработать, сопроводить её комментарием. Ему приходится учитывать интересы корпорации, отдельных конкретных личностей и общества в целом, соотнести их между собой, что часто не позволяет донести до общества информацию в неискаженном виде. В этических кодексах приоритет отдается интересам общества. Интересы общества при этом рассматриваются не как интересы большинства, а как интересы демократически устроенного современного европейского общества, куда помимо мнения и желания большинства входят понятия терпимости и уважения к мнениям и желаниям представителей меньшинств различного характера.
С точки зрения ответственности, журналист прежде всего должен оценить результат своих действий, что осложняется зачастую его неочевидностью. Сложно определить, принесёт ли данная информация благо обществу, или будет ли правильным отобразить ситуацию в том или ином виде, как отзовется на неё общественность и тем более, как она может повлиять на отдельную личность, если учесть, что аудитория современных СМИ часто измеряется миллионами людей различных убеждений, разного уровня образования, разных социальных классов. (Общество не однородно и не бесконфликтно, как предполагалось в изначальной модели информационного общества). К тому же транслируемые СМИ идеи могут быть не сразу приняты и распространены в обществе, и не сразу могут обнаружиться последствия принятия этих идей. Практически невозможно логически предсказать, каковы будут эти последствия, не будут ли они противоположны ожидаемым. Здесь трудно применить принцип избегания нежелательных последствий, поскольку результат в большинстве случаев невозможно просчитать, а информационные службы не могут игнорировать важную информацию, вызывающую реакцию в обществе.
Массмедиа в большинстве случаев освещают события, напрямую недоступные обществу в целом, так как они находятся на значительном расстоянии от нас, или доступ к ним закрыт, например правительственные заседания, научные объекты. Трудность заключается также в адекватной передаче информации, журналист может и сам не понять и не усвоить её правильно.
Вместе с информацией мы получаем «готовое» мнение журналиста и впоследствии руководствуемся им, иногда незаметно для себя принимая его за своё, так как информация нам непосредственно недоступна, нам нечего ему противопоставить. Информация может быть преобразована таким образом, что в ней будут содержаться предпосылки для того или иного понимания событий. Особенно это касается визуальных образов, которые оказывают едва ли не большее воздействие на восприятие фактов, чем вербальные сигналы. С их помощью легче манипулировать сознанием, вызывая нужные ответные реакции.
В журналистских этических кодексах разных стран присутствует разделение на точность, объективность информации и честность мнения. Ответственность происходит из права на свободу мнения. Каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения. Свобода мнения заставляет создавать ограничения этой свободы, прежде всего самоограничения. В первую очередь это касается журналистов, так как они в основном осуществляют эти права - открытое выражение мнения и распространение информации и идей. Международные принципы журналистской этики, принятые в 1983 году в Праге провозглашают недопустимыми для журналиста: подстрекательство и оправдание войн и гонки вооружений, пропаганду и оправдание насилия, ненависти и дискриминации, нарушение права на частную жизнь, неуважение к другим культурам и их ценностям. Также предполагается, что общество может участвовать в работе средств массовой информации, предполагается право на ответ. Единственным источником ограничения на свободу распространения информации и мнений является государство, для которого, в свою очередь, существуют ограничения на ввод ограничений. Так, например, нельзя вводить запрет на протест против политики, проводимой действующим государством, если он не призывает к насилию, и т.д.



1) Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. - М., 2003. www.mediascope.ru/.../Prilozhenie_15_(Professional'naia_etika_zhurnali..
2) Алексеева И. Возникновение идеологии информационного общества// Информационное общество. Вып. 1.- М., 1999. http://www.iis.ru/events/19981130/alexeeva.ru.html
3) Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1985.- С 132-154.
4) Апресян Р.Г. Этика. Энциклопедический словарь.- М., 2001.
5) Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Моральный выбор журналиста. М., 2001.- С 14-36.
6) Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество http://www.rulit.me/books/gryadushchee-postindustrialnoe-obshchestvo-vvedenie-read-98479-1.html
7) Белл Д. Социальные рамки информационного общества http://www.twirpx.com/file/428794/
8) Вебер М. Политика как призвание и профессия.- М., 1990. http://www.nir.ru/socio/articles/weber_politika.htm
9) Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник. 2-е издание. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001.
10) Ворошилов В.В. Журналистика и рынок. СПб., 1997.
11) Ганс Йонас. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. - М., 2004.http://www.labirint.ru/books/45489/
12) Гуреев М.В. Моральная кодификация
http://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=693&Itemid=6
13) Гусейнов А.А. Ответственность// Этика – М., 2013.
14) Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия// Любовь и свобода: избранные труды. – М., 2008.
15) Давыдов Ю.Н. Этика убеждения и этика ответственности// Этическая мысль. - М., 2006.http://www.e-reading.club/book.php?book=108647
16) Дэниис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997.
17) Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М., 2000. http://www.lib.ru/ECONOMY/inozemcew.txt
18) Киреева И.В. Этические регуляторы СМИ. Английский вариант и российские реалии http://docplayer.ru/340099-Zhurnalistika-eticheskie-regulyatory-smi-angliyskiy-variant-i-rossiyskie-realii-i-v-kireeva.html
19) Колин К.К. Гуманитарные проблемы информационного общества
20) Короченский А.П. Этическое регулирование журналистской деятельности(зарубежный опыт). Ростов-на-Дону, 1999.
21) Косолапов Р., Марков В. Свобода и ответственность. М., 1969. С 63-95
22) Ламбет Э. Приверженность журналистскому долгу: Об этическом подходе к журналистской профессии. М., 1998http://refdb.ru/look/2230174.html
23) Левицкий С.А. Свобода и ответственность. – М., 2003.
24) Лосский Н.О. Свобода воли//Избранные труды. – М., 2010.
25) Лукина Н.П. Идеология информационного общества: векторы исследовательской программы http://journals.tsu.ru/uploads/import/1167/files/2-lukina.pdf
26) Манешин В.С. Дисциплина и общество. – М.,1984. - С 217-280.
27) Мельников М.А. Основные механизмы регулирования деятельности СМИ. Общественное и этическое регулирование. http://www.pressclub.host.ru/ID/eo6.shtml
28) Михайлов С.А. Журналистика США. СПб., 2004. http://evartist.narod.ru/text6/01.htm

29) Можейко М.А. Новый энциклопедический словарь. Минск, 1999.
30) Назаров В.Н. Марксистская этика//История русской этики.- М., 2006.
31) Назаров В.Н. Медиаэтика// Прикладная этика. – М., 2005. С 213-215.
32) Овчинникова Е.А., Сергеев А.С. Этические проблемы информационного пространства// Вестник СПбГУ, серия 6, выпуск 2, 2011.
33) Открытый междисциплинарный электронный журнал «Гуманитарная информатика». Выпуск №1(ISSN 2304-6082) http://huminf.tsu.ru/jurnal/voll/lnp_ideolog_inf_ob/
34) Попов В.Д. Информационное общество, СМИ и информационная политика. М., 2001.
35) Радлов Э.Л. Свобода и ответственность// Этика – М., 2004.
36) Разин А.В. Свобода и ответственность. // Этика – М., 2003.
37) Русская философия. Новые исследования и материалы. – СПб, 2001.
38) Серебрянников В.В. Ответственность власти Представительная власть: мониторинг, анализ, информация, №8(15), 1996http://niiss.ru/mag11_otvets_vlas.shtml
39) Скрипник А.П. Этика. Энциклопедический словарь. - М., 2011.
40) Сорокин П. Преступление и кара: подвиг и награда. СПб, 1999.
41) Столяров А.А. Этика. Энциклопедический словарь. – М., 2011.
42) Л.Н.Толстой. Анна Каренина. В 2-х томах. - М., 2008.
43) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010г. N 436-ФЗ
44) Философия ответственности/ Под редакцией Лисанюк Е.Н., Перова В.Ю. – СПб., 2014.
45) Хлебников Г.В. Философия информации и философские проблемы информации. Философия информации Лучано Флориди http://www.intelros.ru/pdf/metafizika/2013_4/3.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ