ТЕАТРАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
|
Введение 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Фестиваль как художественный и образовательный феномен в процессе исторической эволюции. 10
1.1 Театральный фестиваль как целостная система. 10
1.2 История возникновения и эволюции театрального фестиваля в общекультурном контексте. 13
1.3 Карнавалы и маскарады как театрализованные виды массовых празднеств. 21
1.4. Становление русского театрального искусства ХIX -ХХI столетий. 24
1.5 Бытование театральных празднеств, фестивалей от послереволюционной эпохи до наших дней. 41
Выводы по первой главе. 48
ГЛАВА ВТОРАЯ. «Прекрасный и яростный мир» театрального фестиваля глазами его участников и создателей. 51
2.1 Современное фестивальное движение в Санкт-Петербурге. 51
2.2 Вопросы, положенные в основу интервью с театральными деятелями. 54
2.3 Разные лики современных фестивальных явлений с позиции их участников и создателей. 56
Выводы по второй главе 87
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Бизнес-план проекта Театрального фестиваля «Код времени» 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
Список литературы 110
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Фестиваль как художественный и образовательный феномен в процессе исторической эволюции. 10
1.1 Театральный фестиваль как целостная система. 10
1.2 История возникновения и эволюции театрального фестиваля в общекультурном контексте. 13
1.3 Карнавалы и маскарады как театрализованные виды массовых празднеств. 21
1.4. Становление русского театрального искусства ХIX -ХХI столетий. 24
1.5 Бытование театральных празднеств, фестивалей от послереволюционной эпохи до наших дней. 41
Выводы по первой главе. 48
ГЛАВА ВТОРАЯ. «Прекрасный и яростный мир» театрального фестиваля глазами его участников и создателей. 51
2.1 Современное фестивальное движение в Санкт-Петербурге. 51
2.2 Вопросы, положенные в основу интервью с театральными деятелями. 54
2.3 Разные лики современных фестивальных явлений с позиции их участников и создателей. 56
Выводы по второй главе 87
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Бизнес-план проекта Театрального фестиваля «Код времени» 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
Список литературы 110
Обогащение образовательной системы посредством внедрения в нее новых культурных программ – одна из важных задач современности. Искусство театра играет в этом плане существенную роль. Театральные фестивали сплачивают людей, обогащают их художественные представления, способствуют организации культурного досуга. В магистерском исследовании раскрывается педагогический аспект театрального фестиваля как явления образовательно-культурологического. Образовательный процесс реализуется в фестивальном движении как целостная система, обладающая собственной базовой ценностью.
Само понятие фестиваль происходит от латинского слова «festivus», что означает «праздник», «празднество» и предполагает особый эмоциональный подъём, раскрепощение. Фестиваль - это и опыт взаимодействия различных театральных структур, и площадка общения для профессионалов и публики. Фестивали расширяют границы познания искусства, сближают актеров со зрителем. Театральные фестивали укрепляют авторитет Санкт-Петербурга как театральной столицы.
Активное участие в театральных фестивалях способствует развитию таких способностей личности как эмпатия, то есть вживание в интеллектуальный и чувственно-образный мир другого человека (в данном случае героя пьесы). В театре задействованы также метод смыслового видения, предполагающий концентрацию восприятия на интеллектуальной сущности воспринимаемого и метод символического видения, предполагающий погружение в глубинный образ пьесы. Фестиваль стимулирует также потребность зрителя к сравнению, как фактору оценочной деятельности. Участие в дискуссиях позволяет в отдельных случаях успешно реализовывать также «метод мозгового штурма» (А.С. Осборн). Комплексное использование всех названных способов познания, активизирует когнитивно-конструирующую составляющую обучения.
В настоящее время в СПб проходит более сорока театральных фестивалей различной направленности. Особенно эффективны в плане педагогическом детские и юношеские фестивали, которые находятся сегодня в поиске путей взаимодействия с системой образования. Внедрению новых образовательных методик способствуют также театры-лаборатории, где организуются дискуссии, мастер-классы, читки новых пьес. Разработка проекта фестиваля документального театра в Санкт-Петербурге органично вписывается в контекст инновационных культурно-образовательных программ города. Все названные моменты и определяют актуальность темы настоящего магистерского исследования.
Практическая значимость работы выражается в создании проекта фестиваля документального театра «КОД ВРЕМНИ». Практическая значимость работы выражается в создании проекта фестиваля документального театра «КОД ВРЕМЕНИ».
Объектом исследования - театрально-фестивальное движение Санкт-Петербурга.
Предмет исследования – театральный фестиваль как художественный и образовательный феномен (исследовательский и проектировочный контекст)
Цель исследования – выявление образовательного потенциала театрального фестиваля, в частности – фестиваля документального театра.
В соответствии с поставленной целью был определен к решению ряд конкретных задач:
1. Рассмотреть эволюцию исторического становления театрального фестиваля как многожанрового явления;
2. Определить структуру современного фестивального движения, его проблемы и перспективы;
3. На основе анализа высказываний современных театральных деятелей определить образовательную составляющую фестиваля как культурного явления современности;
4. Определить, чем именно интересен фестиваль документального театра, что дает он зрителям, участникам, городу в целом;
5. Создать видео фильм по результатам проведенных интервью;
6. Обозначить пути и методы организации фестиваля документального театра «КОД ВРЕМЕНИ» (сроки и площадки его проведения), разработать программу фестиваля, осуществить отбор репертуара.
В качестве гипотезы данного исследования выдвинуты следующие предположения:
1. Театральный фестиваль как многожанровое явление органично вписывается в образовательный контекст современности;
2. Детский и юношеский фестиваль находится в процессе поиска контактов с системой образования.
3. Фестиваль документального театра как активная форма взаимодействия участников и зрителей расширяет образовательную составляющую культурного процесса на современном уровне.
Теоретическая база исследования разделяется на две группы. Первая объединяет труды выдающихся театральных деятелей, культурологов и социологов (М. Бахтина, Е. Вахтангова, Л. Додина, В. Дмитриевского, Е. Евреинова, Д. Лихачева, Ю. Лотмана, В. Мейерхольда, К. Станиславского, А. Таирова, Г. Товстоногова, В. Хренова, А. Эткинда и др.), специалистов в области педагогики и психологии (Т. Галактионовой, М. Гриневой, Е. Казаковой, В. Михеева, Р. Солсо, Б. Столярова, Л. Фридмана и др.), материалы интернет-форумов и др.
Второй блок источников диссертации составляют материалы интервью, проведенных с организаторами и участниками фестивалей – актерами, режиссерами, директорами театров, преподавателями театральных вузов.
Методологическая основа исследования базируется на комплексной основе, в которой сочетаются историко-стилевой, сравнительно-аналитический методы, а также метод анкетирования. В процессе обобщения результатов проведенного исследования были получены следующие основные положения, выносимые на защиту:
1. Фестиваль как культурно-образовательное явление претерпел в процессе становлению существенную эволюцию обусловленную как социальными изменениями, так и эволюцией театра от массового зрелища к карнавально-маскарадному искусству и далее – к актерскому и режиссерскому театру. В современности театр – явление многожанровое, что и отражает фестиваль как феномен.
2. Театральный фестиваль расширяет границы познания зрителя, способствует преодолению укоренившихся стереотипов восприятия (прежде всего произведений классиков), стимулирует оценочную составляющую мышления, побуждает к самостоятельности суждений.
3. Театрально-фестивальное движение Санкт-Петербурга можно объединить по направлениям:
а. Масштабные международные фестивали - «Золотая маска», «Золотой софит», «Балтийский дом», «Александринский», «Встречи в России», «Театральный остров». «Балканское театральное пространство» Международный фестиваль световых и синтетических театров «Светотень» и др.
б. Специализированные фестивали - фестиваль им. Володина «Пять вечеров», фестиваль моноспектаклей «Монокль». «БТК-фестиваль: Театр актуальных кукол», Фестиваль кукольных и синтетических театров, фестиваль «Антреприза» и др.
в. Детские и юношеские фестивали - «Арлекин», «Радуга», Международный Брянцевский фестиваль детских театральных коллективов, Открытый фестиваль детский театральных коллективов «Малая сцена», Театры Санкт-Петербурга – детям, «Театральный калейдоскоп», «За кулисами Петербурга», «Сны, где сказка живет», «Вешалка», «Театр глазами детей» и др.
4. По данным опросов экспертов среди множества проводимых в СПб фестивалей наибольшей эффективностью в образовательном и воспитательном плане обладают детские и юношеские фестивали («Радуга». «Арлекин» и др.), фестивали-лаборатории (Балтийский дом, «Александринский театр» и др.), фестивали классиков русской и советской драматургии («Володинский фестиваль»), фестивали современной драматургии.
5. Документальный театр как перспективное явление искусства расширяет образовательные возможности театра, активно включает зрителя в творческий процесс, приглашает его к сотворчеству.
6. Фестиваль «КОД ВРЕМЕНИ», будучи новаторским явлением в жизни города, повышает престиж СПб как театральной столицы.
Степень научной разработанности проблемы. Роль театрального фестиваля как важного фактора образования и воспитания личности в разные эпохи, включая современность, все еще недостаточно изучена. Обзор литературы по теме показывает, что театральный фестиваль как образовательный феномен лишь частично освещен в культурологических, театроведческих и педагогических исследованиях.
Библиографию диссертации составили труды по истории театра, психологии творчества, философии, эстетике, культурологи. общей и социальной психологии. Немаловажную роль играет изучение трудов в области педагогики и психологии Т. Галактионовой, Т. Гриневой, Е. Казаковой, В. Михеева, Р. Солсо, Б. Столярова, Л. Фридмана и др., материалы интернет-форумов и др., а также трудов по социологии театра - А. Андреева, Г. Дадамяна, В. Дмитриевского, Е. Дукова, B. Жидкова, Е. Левшиной, А. Рубинштейна, К. Соколова и др.
В контексте исследования используются также труды режиссеров, актеров, исследователей театрального и других областей искусства, культурологов, которые затрагивают в том или ином аспекте разрабатываемую в диссертации тему. Среди них: К. Станиславский, В. Мейерхольд, Е. Евреинов, А. Эфрос, Ю. Лотман, Д. Лихачев, М. Бахтин, А. Таиров, Г. Товстоногов, Н. Акимов, В. Гаевский, Е. Лебедев, Д. Шварц и многие другие.
Актуальные в наши дни вопросы маркетинга в сфере культуры в условиях рыночных отношений рассмотрены в работах Г. Тульчинского «Маркетинг в сфере культуры» и «Менеджмент в сфере культуры». Социологический анализ зрительской аудитории рассмотрен в трудах В. Гордина и Е. Пучковой «Маркетинг в сфере театрального искусства». В магистерском исследовании использовались периодические издания: («Культура», «Культура и образование», «Театр», «Театральная жизнь», «Афиша», «Сцена», «Вестник театра», «Галерка», «Жизнь искусства», а также интернет-ресурсы.
Важный блок источников диссертации составляют материалы интервью, проведенных автором настоящего исследования с организаторами и участниками фестивалей – актерами, режиссерами, директорами театров, преподавателями театральных вузов.
Новизна исследования определяется тем, что в нем впервые:
– театральный фестиваль как феномен становится объектом рассмотрения с точки зрения его значимости в педагогическом процессе;
– выявляются позитивные и проблемные факторы бытования театрального фестиваля как современного культурно-образовательного явления;
– в контекст исследования театрального фестиваля вводятся такой специфический объект как документальный театр;
– предлагается план-проект проведения фестиваля документального театра в условиях Санкт-Петербурга.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (108 наименований) и приложения (видеофильм). В первой главе дается широкая панорама фестивального движения в историческом ракурсе, что позволяет показать эволюцию образовательная составляющей в театральном искусстве различных эпох. Вторая глава диссертации «Прекрасный и яростный мир театрального фестиваля глазами его участников и создателей» основана на материалах интервью с театральными деятелями. В третьей главе представлен бизнес-проект фестивали документального театра «КОД ВРЕМЕНИ».
Само понятие фестиваль происходит от латинского слова «festivus», что означает «праздник», «празднество» и предполагает особый эмоциональный подъём, раскрепощение. Фестиваль - это и опыт взаимодействия различных театральных структур, и площадка общения для профессионалов и публики. Фестивали расширяют границы познания искусства, сближают актеров со зрителем. Театральные фестивали укрепляют авторитет Санкт-Петербурга как театральной столицы.
Активное участие в театральных фестивалях способствует развитию таких способностей личности как эмпатия, то есть вживание в интеллектуальный и чувственно-образный мир другого человека (в данном случае героя пьесы). В театре задействованы также метод смыслового видения, предполагающий концентрацию восприятия на интеллектуальной сущности воспринимаемого и метод символического видения, предполагающий погружение в глубинный образ пьесы. Фестиваль стимулирует также потребность зрителя к сравнению, как фактору оценочной деятельности. Участие в дискуссиях позволяет в отдельных случаях успешно реализовывать также «метод мозгового штурма» (А.С. Осборн). Комплексное использование всех названных способов познания, активизирует когнитивно-конструирующую составляющую обучения.
В настоящее время в СПб проходит более сорока театральных фестивалей различной направленности. Особенно эффективны в плане педагогическом детские и юношеские фестивали, которые находятся сегодня в поиске путей взаимодействия с системой образования. Внедрению новых образовательных методик способствуют также театры-лаборатории, где организуются дискуссии, мастер-классы, читки новых пьес. Разработка проекта фестиваля документального театра в Санкт-Петербурге органично вписывается в контекст инновационных культурно-образовательных программ города. Все названные моменты и определяют актуальность темы настоящего магистерского исследования.
Практическая значимость работы выражается в создании проекта фестиваля документального театра «КОД ВРЕМНИ». Практическая значимость работы выражается в создании проекта фестиваля документального театра «КОД ВРЕМЕНИ».
Объектом исследования - театрально-фестивальное движение Санкт-Петербурга.
Предмет исследования – театральный фестиваль как художественный и образовательный феномен (исследовательский и проектировочный контекст)
Цель исследования – выявление образовательного потенциала театрального фестиваля, в частности – фестиваля документального театра.
В соответствии с поставленной целью был определен к решению ряд конкретных задач:
1. Рассмотреть эволюцию исторического становления театрального фестиваля как многожанрового явления;
2. Определить структуру современного фестивального движения, его проблемы и перспективы;
3. На основе анализа высказываний современных театральных деятелей определить образовательную составляющую фестиваля как культурного явления современности;
4. Определить, чем именно интересен фестиваль документального театра, что дает он зрителям, участникам, городу в целом;
5. Создать видео фильм по результатам проведенных интервью;
6. Обозначить пути и методы организации фестиваля документального театра «КОД ВРЕМЕНИ» (сроки и площадки его проведения), разработать программу фестиваля, осуществить отбор репертуара.
В качестве гипотезы данного исследования выдвинуты следующие предположения:
1. Театральный фестиваль как многожанровое явление органично вписывается в образовательный контекст современности;
2. Детский и юношеский фестиваль находится в процессе поиска контактов с системой образования.
3. Фестиваль документального театра как активная форма взаимодействия участников и зрителей расширяет образовательную составляющую культурного процесса на современном уровне.
Теоретическая база исследования разделяется на две группы. Первая объединяет труды выдающихся театральных деятелей, культурологов и социологов (М. Бахтина, Е. Вахтангова, Л. Додина, В. Дмитриевского, Е. Евреинова, Д. Лихачева, Ю. Лотмана, В. Мейерхольда, К. Станиславского, А. Таирова, Г. Товстоногова, В. Хренова, А. Эткинда и др.), специалистов в области педагогики и психологии (Т. Галактионовой, М. Гриневой, Е. Казаковой, В. Михеева, Р. Солсо, Б. Столярова, Л. Фридмана и др.), материалы интернет-форумов и др.
Второй блок источников диссертации составляют материалы интервью, проведенных с организаторами и участниками фестивалей – актерами, режиссерами, директорами театров, преподавателями театральных вузов.
Методологическая основа исследования базируется на комплексной основе, в которой сочетаются историко-стилевой, сравнительно-аналитический методы, а также метод анкетирования. В процессе обобщения результатов проведенного исследования были получены следующие основные положения, выносимые на защиту:
1. Фестиваль как культурно-образовательное явление претерпел в процессе становлению существенную эволюцию обусловленную как социальными изменениями, так и эволюцией театра от массового зрелища к карнавально-маскарадному искусству и далее – к актерскому и режиссерскому театру. В современности театр – явление многожанровое, что и отражает фестиваль как феномен.
2. Театральный фестиваль расширяет границы познания зрителя, способствует преодолению укоренившихся стереотипов восприятия (прежде всего произведений классиков), стимулирует оценочную составляющую мышления, побуждает к самостоятельности суждений.
3. Театрально-фестивальное движение Санкт-Петербурга можно объединить по направлениям:
а. Масштабные международные фестивали - «Золотая маска», «Золотой софит», «Балтийский дом», «Александринский», «Встречи в России», «Театральный остров». «Балканское театральное пространство» Международный фестиваль световых и синтетических театров «Светотень» и др.
б. Специализированные фестивали - фестиваль им. Володина «Пять вечеров», фестиваль моноспектаклей «Монокль». «БТК-фестиваль: Театр актуальных кукол», Фестиваль кукольных и синтетических театров, фестиваль «Антреприза» и др.
в. Детские и юношеские фестивали - «Арлекин», «Радуга», Международный Брянцевский фестиваль детских театральных коллективов, Открытый фестиваль детский театральных коллективов «Малая сцена», Театры Санкт-Петербурга – детям, «Театральный калейдоскоп», «За кулисами Петербурга», «Сны, где сказка живет», «Вешалка», «Театр глазами детей» и др.
4. По данным опросов экспертов среди множества проводимых в СПб фестивалей наибольшей эффективностью в образовательном и воспитательном плане обладают детские и юношеские фестивали («Радуга». «Арлекин» и др.), фестивали-лаборатории (Балтийский дом, «Александринский театр» и др.), фестивали классиков русской и советской драматургии («Володинский фестиваль»), фестивали современной драматургии.
5. Документальный театр как перспективное явление искусства расширяет образовательные возможности театра, активно включает зрителя в творческий процесс, приглашает его к сотворчеству.
6. Фестиваль «КОД ВРЕМЕНИ», будучи новаторским явлением в жизни города, повышает престиж СПб как театральной столицы.
Степень научной разработанности проблемы. Роль театрального фестиваля как важного фактора образования и воспитания личности в разные эпохи, включая современность, все еще недостаточно изучена. Обзор литературы по теме показывает, что театральный фестиваль как образовательный феномен лишь частично освещен в культурологических, театроведческих и педагогических исследованиях.
Библиографию диссертации составили труды по истории театра, психологии творчества, философии, эстетике, культурологи. общей и социальной психологии. Немаловажную роль играет изучение трудов в области педагогики и психологии Т. Галактионовой, Т. Гриневой, Е. Казаковой, В. Михеева, Р. Солсо, Б. Столярова, Л. Фридмана и др., материалы интернет-форумов и др., а также трудов по социологии театра - А. Андреева, Г. Дадамяна, В. Дмитриевского, Е. Дукова, B. Жидкова, Е. Левшиной, А. Рубинштейна, К. Соколова и др.
В контексте исследования используются также труды режиссеров, актеров, исследователей театрального и других областей искусства, культурологов, которые затрагивают в том или ином аспекте разрабатываемую в диссертации тему. Среди них: К. Станиславский, В. Мейерхольд, Е. Евреинов, А. Эфрос, Ю. Лотман, Д. Лихачев, М. Бахтин, А. Таиров, Г. Товстоногов, Н. Акимов, В. Гаевский, Е. Лебедев, Д. Шварц и многие другие.
Актуальные в наши дни вопросы маркетинга в сфере культуры в условиях рыночных отношений рассмотрены в работах Г. Тульчинского «Маркетинг в сфере культуры» и «Менеджмент в сфере культуры». Социологический анализ зрительской аудитории рассмотрен в трудах В. Гордина и Е. Пучковой «Маркетинг в сфере театрального искусства». В магистерском исследовании использовались периодические издания: («Культура», «Культура и образование», «Театр», «Театральная жизнь», «Афиша», «Сцена», «Вестник театра», «Галерка», «Жизнь искусства», а также интернет-ресурсы.
Важный блок источников диссертации составляют материалы интервью, проведенных автором настоящего исследования с организаторами и участниками фестивалей – актерами, режиссерами, директорами театров, преподавателями театральных вузов.
Новизна исследования определяется тем, что в нем впервые:
– театральный фестиваль как феномен становится объектом рассмотрения с точки зрения его значимости в педагогическом процессе;
– выявляются позитивные и проблемные факторы бытования театрального фестиваля как современного культурно-образовательного явления;
– в контекст исследования театрального фестиваля вводятся такой специфический объект как документальный театр;
– предлагается план-проект проведения фестиваля документального театра в условиях Санкт-Петербурга.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (108 наименований) и приложения (видеофильм). В первой главе дается широкая панорама фестивального движения в историческом ракурсе, что позволяет показать эволюцию образовательная составляющей в театральном искусстве различных эпох. Вторая глава диссертации «Прекрасный и яростный мир театрального фестиваля глазами его участников и создателей» основана на материалах интервью с театральными деятелями. В третьей главе представлен бизнес-проект фестивали документального театра «КОД ВРЕМЕНИ».
Современный театр переживает сложный кризисный период. Наше время справедливо называют веком оценок, веком смыслов. Меняются эстетические установки эпохи, социальные и художественные запросы публики, а вследствие этого – востребованность репертуара, режиссерские и актерские установки. Кризис (от греч. Krisis – решение, суд, поворотный пункт) предполагает неустойчивость состояния, острую потребность в переменах и потому сопровождается, как правило, мощным энергетическим всплеском. Прорыв в новое художественное измерение не бывает безболезненным: в реализации новых стратегий, поиске конкурентных преимуществ, утверждении интеллектуальных и моральных лидеров закономерны взлеты и провалы, восторги и резкое неприятие.
Театр как явление зрелищного ряда поставлен перед необходимостью жесткой конкуренции с мощно утвердившей себя в наши дни развлекательной сферой. Наряду с традиционными драматическим и комедийным жанрами все сильнее утверждают себя в наши дни театр-праздник, театр-развлечение, театр-эксперимент. Некоторые новаторские спектакли находятся как бы на грани психологизма и гротеска. Горячие дискуссии вызывает и спор с классическими традициями, который в наши дни весьма обострился. Идут стремительные поиски обновления пространства сцены, актерских и режиссерских средств подачи материала. Болевой точкой является фактор «облучения деньгами» (Ж. Бодриар), сильнейшим образом влияющий не только на театральный репертуар, рекламу, но и на стиль театральных постановок.
Проведенное исследование подтверждает основные положения предложенной гипотезы. Театральный фестиваль органично вписывается в образовательный контекст современного учебно-воспитательного процесса. Идет поиск контактов детских и юношеских фестивалей с системой образования. Многое в данном направлении уже сделано. Фестиваль документального театра, будучи впервые проведен в нашем городе, способен расширить образовательную составляющую культурного процесса на современном уровне.
На основании проведенного магистерского исследования можно сделать следующие выводы:
1. Фестиваль как культурно-образовательное явление претерпел в процессе становлению существенную эволюцию;
2. Фестивальное движение в Санкт-Петребурге активно развивается как явление многожанровое;
3. Театральные фестивали выполняют важную воспитательную и образовательную функцию;
4. Мощным стимулом развития театрального искусства могут стать фестивали-лаборатории, организующие дискуссии, мастер-классы, читки новых пьес и пр.
5. Все большую роль играют детские и юношеские фестивали, которые находятся в поиске форм сближения с системой образования;
6. Театральный фестиваль:
• расширяет границы познания зрителя,
• способствует преодолению укоренившихся стереотипов восприятия,
• стимулирует оценочную составляющую мышления,
• побуждает к самостоятельности суждений.
7. Современное фестивальное движение дает возможность, как его участникам, так и зрителям активно совершенствовать культурно-образовательный процесс.
8. Документальный театр как перспективное явление искусства расширяет образовательные возможности театра, приглашает зрителя к сотворчеству.
9. Фестиваль «Код Времени», будучи новаторским явлением в жизни города, повышает престиж СПб как театральной столицы.
По тематике диссертации опубликованы следующие работы:
1. М. Ерома. «Театральный фестиваль в свете времени». Актуальные проблемы и достижения в гуманитарных науках. Выпуск III. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (11 апреля 2016). Самара, 2016 – С. 6 - 8
2. М. Ерома. «Все ли дети талантливы?». Педагогика и психологии актуальные вопросы теории и практики. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2017-С.14-19
3. М. Ерома. « Семейный центр Адаин-Ло». Журнал «На путях к новой школе» №2 Санкт-Петербург,2016-С.16-19
4. М. Ерома. «Роль театрального фестиваля в современном детском образовании (проблемы и перспективы)». Научное мнение. Педагогические, психологические и философские науки. №5. 2017 (Журнал рецензируемый ВАК).
Театр как явление зрелищного ряда поставлен перед необходимостью жесткой конкуренции с мощно утвердившей себя в наши дни развлекательной сферой. Наряду с традиционными драматическим и комедийным жанрами все сильнее утверждают себя в наши дни театр-праздник, театр-развлечение, театр-эксперимент. Некоторые новаторские спектакли находятся как бы на грани психологизма и гротеска. Горячие дискуссии вызывает и спор с классическими традициями, который в наши дни весьма обострился. Идут стремительные поиски обновления пространства сцены, актерских и режиссерских средств подачи материала. Болевой точкой является фактор «облучения деньгами» (Ж. Бодриар), сильнейшим образом влияющий не только на театральный репертуар, рекламу, но и на стиль театральных постановок.
Проведенное исследование подтверждает основные положения предложенной гипотезы. Театральный фестиваль органично вписывается в образовательный контекст современного учебно-воспитательного процесса. Идет поиск контактов детских и юношеских фестивалей с системой образования. Многое в данном направлении уже сделано. Фестиваль документального театра, будучи впервые проведен в нашем городе, способен расширить образовательную составляющую культурного процесса на современном уровне.
На основании проведенного магистерского исследования можно сделать следующие выводы:
1. Фестиваль как культурно-образовательное явление претерпел в процессе становлению существенную эволюцию;
2. Фестивальное движение в Санкт-Петребурге активно развивается как явление многожанровое;
3. Театральные фестивали выполняют важную воспитательную и образовательную функцию;
4. Мощным стимулом развития театрального искусства могут стать фестивали-лаборатории, организующие дискуссии, мастер-классы, читки новых пьес и пр.
5. Все большую роль играют детские и юношеские фестивали, которые находятся в поиске форм сближения с системой образования;
6. Театральный фестиваль:
• расширяет границы познания зрителя,
• способствует преодолению укоренившихся стереотипов восприятия,
• стимулирует оценочную составляющую мышления,
• побуждает к самостоятельности суждений.
7. Современное фестивальное движение дает возможность, как его участникам, так и зрителям активно совершенствовать культурно-образовательный процесс.
8. Документальный театр как перспективное явление искусства расширяет образовательные возможности театра, приглашает зрителя к сотворчеству.
9. Фестиваль «Код Времени», будучи новаторским явлением в жизни города, повышает престиж СПб как театральной столицы.
По тематике диссертации опубликованы следующие работы:
1. М. Ерома. «Театральный фестиваль в свете времени». Актуальные проблемы и достижения в гуманитарных науках. Выпуск III. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (11 апреля 2016). Самара, 2016 – С. 6 - 8
2. М. Ерома. «Все ли дети талантливы?». Педагогика и психологии актуальные вопросы теории и практики. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2017-С.14-19
3. М. Ерома. « Семейный центр Адаин-Ло». Журнал «На путях к новой школе» №2 Санкт-Петербург,2016-С.16-19
4. М. Ерома. «Роль театрального фестиваля в современном детском образовании (проблемы и перспективы)». Научное мнение. Педагогические, психологические и философские науки. №5. 2017 (Журнал рецензируемый ВАК).
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА АЙДЕНТИКИ ФЕСТИВАЛЯ
ДЛЯ ТЕАТРА ДЕРЕВЯННЫХ КУКОЛ «2+КУ»
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024



