Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экологическая проблематика в кино- и телевизионной документалистике

Работа №132911

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы148
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
64
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…
Глава 1. Экологическая наука и экологическое сознание: история формирования и современное состояние
1.1. Краткая история становления экологии как самостоятельной науки…..11
1.2. Особенности экологии как синтетической науки……………………….15
1.3. Сущность актуальных экологических проблем современности………..21
1.4. Основные этапы формирования экологического сознания…………….27
1.5. Научное понимание сущности экологического сознания………………39
1.6. Сведения о состоянии экологического сознания населения на основе данных социологических исследований
Глава 2. Кино- и телевизионная документалистика в рамках процесса экологизации общественного сознания
2.1. Роль средств массовой коммуникации в процессе формирования экологического сознания………………………………………………………..51
2.2. Экофильные ценностные ориентации в содержании документальных фильмов…
2.3. Передача научных сведений об экологической ситуации, ее влиянии на общество и путях решения экологических проблем
2.4. Формирования эмоциональной и практической парадигм экологического сознания
2.4.1. Языковые и речевые средства, используемые для взаимодействия со зрителем
2.4.2. Присутствие комического и его функции в произведении……………..90
2.4.3. Использование эстетики природы как метода эмоционального воздействия
2.4.4. Демонстрация отрицательных результатов антропогенного воздействия на окружающую среду
2.4.5. Ведущий как спутник зрителя в пространстве фильма………………...100
2.4.6. Формирование эмпатии как метод эмоционального воздействия…….105
2.4.7. Личный пример как способ побуждения зрителя к действию
2.5. Степень целостности, динамичности и разносторонности транслируемых экологических представлений
Заключение
Библиографический список
Приложение…
Фильмография
Экспертное интервью


Степень важности и опасности экологических проблем на сегодняшний день неимоверно возросла. Скорость, с которой прогрессирует экологический кризис, может в кратчайшие сроки привести к полному преобразованию биосферы или ее уничтожению. Это повлечет за собой исчезновение большинства биологических видов, в том числе и человека. Теперь уже стало невозможно не замечать отрицательные тенденции в экологическом состоянии планеты. Это подтверждается тем, что помимо специалистов из различных областей науки, озабоченность сложившейся ситуацией выказывается на межгосударственном уровне политическими силами большинства государств. Становится очевидным, что простого информирования населения о сложившейся ситуации недостаточно. Специалистами признается необходимость использования возможностей системы образования и каналов массовых коммуникаций для изменения сознания населения и формирования новой парадигмы отношения к окружающей среде. Результатом данного процесса должно стать построение гармонических отношений с природой всех общественных институтов и преобладание нового экологического сознания.
Экологические противоречия стали причиной возникновения угрозы тотального разрушения биосферы. Они же стали толчком к пониманию того, что развитие цивилизации в будущем окажется в зависимости от уровня экологической культуры людей. Ульрих Пробст из института политологии Мюнхена считает, что идеология материального прогресса исчерпала себя и должна быть заменена новой идеей, практическая ценность которой будет основываться на ее экологичности .
В современном мире осмысление общественного прогресса невозможно отдельно от природного бытия. В дальнейшем эволюция социума связана с экологизацией общественного сознания. Ю. Н. Пахомов так оценивает значимость данного процесса: «…существенная реорганизация сознания и деятельности людей, формирование экологической культуры в отношении к естественно-природным условиям социального развития и является одним из важнейших условий сохранения целостности биосферы и ее способности к саморегуляции» .
Ряд факторов объективной реальности являются подтверждением потребности в формировании нового экологического сознания. К этим факторам причисляют ускоренное развитие экологического кризиса, ухудшение качества окружающей среды, необходимость предотвращения экологических катастроф. Требуется выработка в сознании населения конкретных экологических ориентаций. Установки, регулирующие отношение к окружающей среде, должны стать опорными для создания мотивации к выполнению практических действий, направленных на изменение ситуации. В. Н. Васильева и М. А. Торгунакова отмечают, что «основная цель экологизации сознания общества заключается в формировании экологической культуры, основывающейся на экологическом мышлении, фундаментом которого является чувство общности интересов человека с интересами всех живых существ, населяющих биосферу. Формирование экологической культуры связано с возникновением нового типа взаимосвязи между природой и обществом, который с необходимостью предполагает гармонизацию, рационализацию и оптимизацию взаимоотношений человека, общества и биосферы» .
Актуальность исследования. Возросшая ценность нового экологического знания обусловлена интенсивным развитием экологического кризиса в масштабах всей планеты. Требуется глобальная экологизация сознания населения планеты, продвижение экоцентрических принципов и ценностей. Это поможет осознать необходимость сохранения окружающей среды и пагубность антропогенного воздействия.
На сегодняшний день кино и телевидение являются наиболее действенными информационными каналами для распространения комплексного знания об экологической проблематике, поэтому вопрос об их реальной роли в этом процессе представляется актуальным.
Научная новизна данной работы заключается в анализе документальных фильмов, затрагивающих экологическую проблематику, сквозь призму критериев их эффективности в формировании экологического сознания.
Цель исследования – выявить соответствие содержания и формы документальных фильмов, затрагивающих экологическую проблематику, потребностям процесса экологизации сознания.
Достижение указанной цели осуществляется посредством решения более частных исследовательских задач:
1) Краткое описание исторических этапов развития экологического сознания и современного понимания экологии.
2) Описание сущности актуальных на данный момент экологических проблем.
3) Описание подходов к пониманию сущности экологического сознания с точки зрения науки.
4) Описание состояния экологического сознания населения России в разные периоды времени на основе социологических исследований.
5) Описание методов оценки эффективности средств массовой коммуникации в процессе формирования экологического сознания и выделение критериев оценки.
6) Характеристика единиц эмпирического материала в соответствии с заявленной целью исследования.
7) Формулировка выводов на основе характеристики эмпирического материала и его классификации.
Объектом исследования являются отечественные и зарубежные документальные фильмы, посвященные экологической проблематике.
Предмет исследования – выразительные средства и способы передачи информации, представляющие форму и содержание фильма и в совокупности образующие методы воздействия на сознание зрителя для формирования определенного знания и отношения к поставленной проблеме.
Эмпирический материал представлен документальными кино- и телефильмами, созданными авторами из различных стран мира в период с 2000 года до настоящего времени. В рамках исследования было рассмотрено более 20 фильмов. Среди них такие работы, как «Дом. История путешествия» Яна Артюса-Бертрана, «Неудобная правда» Девида Геггенхайма, серия документальных фильмов «Переломный момент» канала Discovery, «История одного обмана, или глобальное потепление». Все эти фильмы транслировались в эфире телеканалов «Россия 1», Discovery и NationalGeographic.
Теоретическую базу исследования составляют труды по экологической психологии и педагогике таких авторов, как С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин, В. В. Калита и В. А. Ситаров. Экологическое сознание и проблемы его формирования рассмотрены через призму научных взглядов Р. У. Биджиевой, К. Х. Каландарова, Ромашова В. А. и других. При освещении вопросов визуальных и языковых средств, использованных в фильмах, были привлечены работы В. Ю. Стешевича, А. Е. Волкова, В. Н. Белоусова, Т. А. Костроминой.
В ходе работы были использованы следующие методы: описание контента; структурно-функциональный; сравнительный анализ; семантический и синтаксический анализ закадрового текста; экспертное интервью.
Гипотеза данного исследования: большинство произведений кино- и теледокументалистики, затрагивающих экологическую проблематику, способны выполнять функцию по экологозации сознания зрителя. В рамках исследования мы исходим из представления о том, что с помощью определенных выразительных средств и способов коммуникации со зрителем, используемых авторами, документальные картины могут служить инструментом формирования экологического сознания.
Практическая значимость обоснована возможностью использовать материалы и полученные выводы в методических целях: для разработки спецкурсов или внедрения в программу основных учебных дисциплин образовательных учреждений разных уровней.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением, содержащим список эмпирического материала и расшифровку экспертного интервью. В рамках первой главы представлено современное понимание термина «экология» и краткий обзор становления экологии как науки. Дополнительно приведено описание актуальных на сегодняшний момент экологических проблем. Первая глава содержит подробную характеристику этапов формирования экологического сознания и сущности такого типа сознания с точки зрения науки. Первый параграф второй главы посвящен теоретическому исследованию роли средств массовой коммуникации и конкретно документального кино в процессе формирования экологического сознания. Выявлены определенные критерии оценивания содержания и формы эмпирического материала с точки зрения его возможности быть одним из способов выработки экологического сознания. В тексте главы дана характеристика произведений кино- и телевизионной документалистики, затрагивающей экологическую проблематику. Определяется наличие в содержании фильмов элементов, которые соответствуют описанным ранее критериям.
Положения, выносимые на защиту:
1. В ситуации ускоренного развития экологического кризиса возникает необходимость в масштабной перестройке сознания населения и замена антропоцентрического типа мышления на экоцентрический.
2. Требуется распространение экофильных ценностей и экологического знания, которые могли бы способствовать формированию нового отношения человека к окружающей среде.
3. Средства массовых коммуникаций играют важную роль в формировании общественного мнения и могут использованы в качестве инструмента для экологизации сознания населения.
4. Документальные кино- и телефильмы как один из каналов средств массовой коммуникации предоставляют возможности для создания разносторонних целостных экологических представлений в массовом сознании.
5. В форме и содержании документальных фильмов, затрагивающих экологическую проблематику, присутствуют элементы, позволяющие взаимодействовать с сознанием аудитории как на уровне рационального мышления, так и на эмоциональном уровне.
6. Аудиовизуальные средства выразительности в совокупности с научной составляющей позволяют документальным фильмам стать полноценным методом формирования экологического сознания.
7. Содержание и форма отдельно взятых фильмов не соответствуют всем критериям эффективности. Зачастую это обусловлено тематической направленностью фильма и особенностями выбранного жанра.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время для достижения положительных изменений в экологической ситуации уже недостаточно принятия законов на межгосударственном уровне и технологических инноваций. В условиях экологического кризиса необходимо деятельное участие каждого члена всемирного сообщества в борьбе с разрушением биосферы. Осознание собственной роли в глобальных экологических процессах и ответственности за состояние окружающей среды для конкретной личности должно стать толчком к переосмыслению своего отношения к природе и ее богатствам.
Однако этому препятствует сформированный многовековой историей развития цивилизации антропоцентрический тип мышления и потребительский взгляд на природу. С одной стороны, наличествует главенство идеи использования природы для удовлетворения потребностей человека без учета последствий, с другой – незнание и отсутствие понимания масштабов происходящей деградации биосферы. Переход к новому, экоцентрическому типу сознания может оказаться для всей планеты единственно возможным выходом из состояния экологического кризиса.
Формирование нового экологического сознания представляет собой сложный многоаспектный процесс, в котором участвуют различные общественные институты. Степень их вовлеченности и выполняемые роли рознятся, однако общая цель заключается в преодолении установок антропоцентризма и воспитании в обществе на всех его уровнях гармонического отношения с природой. Средства массовых коммуникаций и документальное кино как их частное проявление наряду с образованием и общественным воспитанием становятся инструментами для достижения поставленных целей.
Понимание сущности экологической науки и актуальных экологических проблем было необходимым условием для верной интерпретации научного содержания эмпирического материала. Фильмы, затрагивающие экологическую проблематику, изобилуют научно-популярными сведениями из различных областей. Описанный нами синтетический характер современной экологии теоретически обосновывает соединение гуманитарных и естественнонаучных категорий в рамках одного произведения. Осмысление понятия экологического сознания во всех его аспектах дало возможность сформировать полноценное представление о принципах работы с формой и содержанием документальных и телефильмов в практической части исследования. Сопоставление антропоцентрического (преобладающего в данный момент) и экоцентрического (необходимого для преодоления кризиса и дальнейшего совместного сосуществования общества и природы) типов сознания позволяет определить направление, в котором должны происходить качественные преобразования в мышлении людей. Сущность экологического сознания показывает, что полноценное воздействие возможно при симбиозе рациональных представлений, основанных на научных знаниях, и морально-этических норм поведения, регулирующих взаимоотношения человека с окружающей средой.
Описание документальных фильмов с точки зрения критериев эффективности в процессе формирования нового экологического сознания требует обратить внимание на все элементы, составляющие форму и содержание произведения. Столь комплексный подход к анализу всего материала позволил сформировать разностороннее представление о ведущих тенденциях, присущих документалистике, которая концентрируется на теме экологии и ее производных. Рассмотрение эмпирического материала в ходе исследовательской работы позволяет прийти к заключению, что кино- и телефильмы, затрагивающие экологическую проблематику, содержат элементы, которые могут способствовать процессу формирования экологического сознания. В своей совокупности эти элементы в рамках произведения кинематографа становятся инструментом одновременного воздействия на различные области человеческого сознания. Стоит отметить, что в своем содержании каждый конкретный фильм не способен соответствовать всем предъявляемым критериям. В большинстве случаев признаки, реализующие тот или иной критерий, недостаточно выражены. В редких случаях отсутствуют полностью. В фильмах могут превалировать элементы, выполняющие свои функции по двум-трем критериям. В угоду их более четкому или яркому выражению создатели отказываются от использования других доступных средств общения со зрителем. Прослеживается некоторая зависимость между жанровой принадлежностью фильма и преобладанием одних элементов содержания над прочими. Художественные и идеологические задачи, которые ставят перед собой авторы того или иного произведения оказывают непосредственное влияние на его форму и содержание. Это приводит к тому, что отдельные фильмы не полностью соответствуют критериям эффективности, использованным при анализе. С другой стороны, это дает возможность более подробно осветить некий конкретный аспект глобального экологического кризиса или создать яркое с точки зрения эмоций высказывание на тему экологии. Фактологические данные в совокупности со специальными выразительными средствами и иными методами эмоционального воздействия образуют систему, которая способна на различных уровнях принимать участие в многоуровневом процессе формирования нового экологического мировоззрения.
Из полученных результатов следует, что высказанная нами гипотеза подтверждается не в полной мере. Документальные фильмы, посвященные экологической проблематике, обладают потенциалом для выполнения задач, связанных с экологизацией сознания. Однако данное утверждение актуально только в отношении некоторой совокупности кинокартин, так как каждое отдельное произведение в отрыве от общей массы не обладает достаточным аппаратом для полноценного осуществления требуемой функции. Имея в своей форме и содержании несколько превалирующих составляющих и недостаток других, фильмы способны дополнять друг друга. Неполнота научных знаний или эмоционального воздействия в одном произведении компенсируется их наличием в другом. Таким образом, все многообразие оригинальных произведений документалистики, освещающей экологическую тематику, может быть включено в ряд методов, за которыми специалисты признают ведущую роль в выстраивания новой парадигмы отношения к природе в массовом сознании населения Земли.



1. Большой Энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. Изд-е 2-е, перераб. и доп. – М-СПб: Большая российская энциклопедия, 2000. – 1434 с.
2. Быков, Б. А. Энциклопедический словарь / Б. А. Быков. – Алма-Ата: Наука, 1983. – 216 с.
3. Губский, Е. Ф. Краткая философская энциклопедия / Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. – М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. – 576 с.
4. Дедю, И. И. Экологический энциклопедический словарь / И. И. Дедю; предисл. В. Д. Федорова. – Кишинев: Гл. ред. Молд. сов. энцикл., 1990. – 406 с.
5. Политика. Толковый словарь: русско-английский / Д. Андерхилл [и др.]; общая ред. И. М. Осадчая. – М.: ИНФРА-М, Изд-во «Весь мир», 2001. – 761 с.
6. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер; пер. с англ. Е. Ю. Чеботарева. – М.: Вече. АСТ, 2001. – 591 с.
7. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. – М.: Гардарика, 2004. – 1072 с.
Использованная научная литература
Книги и диссертации
8. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек; пер. с немецкого В. Седельника и Я. Федоровой. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 384 с.
9. Биджиева, Р. У. Диалектика формирования экологического сознания в ус-ловиях развитого социализма: дис. ... канд. философ, наук / Р. У. Биджиева. М., 1981. – 341 с.
10. Голд, Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии / Дж. Голд; пер. с англ.; авт. предисл. С. В. Федулов. – М.: Прогресс, 1990. – 304 с.
11. Гор, Э. Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух: Пер. с англ. / Эл Гор. – М.: Проза. Поэзия. Публицистика, 1993. – 432 с.
12. Девятова, С. В., Купцов, В. И. Развитие естествознания в контексте мировой истории: учебное пособие / С. В. Девятова, В. И. Купцов. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. – 145 с.
13. Дерябо, С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С. Д. Дерябо. – М.: МПСИ, 1999. – 310 с.
14. Дерябо, С. Д., Ясвин, В. А. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Росто-на-Дону: Феникс, 1996. – 480 с.
15. 3ейгарник, Б. В. Теория личности К. Левина / Б. В. Зейгарник. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. – 118 с.
16. Зелинский, С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание / С. А. Зелинский. – СПб: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2008. – 407 с.
17. Каландаров, К. Х. Экологическое сознание. Сущность и способы формирования / К. Х. Каландаров. – М.: Гуманитарный центр "Монолит",1999. – 48 с.
18. Калита, В. В. Введение в экологическую психологию. Часть 1. Феномен экологичности в эколого-психологических исследованиях: Учебное пособие / В. В. Калита. – Владивосток: ДВГМА им. генерала Невельского, 2000. – 59 с.
19. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография / В. И. Карасик. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
20. Карпенков, С.Х. Экология: учебник / С.Х. Карпенков. – М.: Логос, 2014. – 400 с.
21. Киселев, Н.Н. Мировоззрение и экология: монография / Н. Н. Киселев; отв. ред. А. Я. Мороз. – К.: Наукова думка, 1990. – 216 с.
22. Колесников, А. С. История философии: учебник для вузов / ред. А. С. Колесников. – СПб: Питер, 2010. – 656 с.
23. Коробкин, В. И., Передельский, Л.В. Экология / В. И. Коробкин, Л. В. Предельский. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001. – 576 с.
24. Кочергин, А. Н., Марков, Ю. Г., Васильев, Н. Г. Экологическое знание и соз-нание / А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев. – Новосибирск: Наука, 1987. – 218 с.
25. Краткая русская грамматика / Белоусов В.Н., Ковтунова И.И., Кручинина И.Н. [и др.]; под ред. Шведовой Н.Ю., Лопатина В.В. – М.: Русский язык,1989. – 725 с.
26. Крысько, В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии / В. Г. Крысько. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 208 с.
27. Лосев, А.Ф., Тахо-Годи, А.М. Эстетика природы (природа и ее стилевые функции у Р. Роллана) / А.Ф. Лосев, А.М. Тахо-Годи. – Киев:Collegium, 1998. – 242 с.
28. Лункевич, В. В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии. Том 1. / Лункевич В. В. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 479 с.
29. Назаренко, О. Б. Экология: учебное пособие / О. Б. Назаренко. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2007. – 100 с.
30. Никитин, Д. П., Новиков, Ю. В. Окружающая среда и человек: учебное пособие для студентов вузов / Д. П. Никитин, Ю. В. Новиков. – М.: Высшая школа, 1986. – 415 с.
31. Ожегов, Ю. П., Никонорова, Е. В. Экологический импульс: проблемы формирования экологической культуры молодежи. Монография / Ю. П. Ожегов, Е. В. Никонорова. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 272 с.
32. Оуэн, Д. Ф. Что такое экология / Д. Ф. Оуэн; пер. с англ. М. О. Долетбакова; под ред. В. В. Дежкина. – М.: Лесная промышленность, 1984. – 184 с.
33. Пахомов, Ю. Н. Проблемы становления экочеловека. Формирование экочеловека: Методологические принципы и программные установки / Ю. Н. Пахомов. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2002. – 330 с.
34. Печчеи, А. Человеческие качества: Пер. с итал. / А. Печчеи. – М.: Прогресс, 1980. – 302 с.
35. Реймерс, Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы, гипотезы) / Н. Ф. Реймерс. – М.: «Россия молодая», 1994. – 367 с.
36. Розин, В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир / В.М. Розин. – М.: Эдиториал УРСС, 1996. – 215 с.
37. Ромашов, В. А. Становление нового экологического сознания: философский анализ. Дис. … канд. философ. наук / В.А. Ромашов. – М., 1989. – 184 с.
38. Ситаров, В. А., Пустовойтов, В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 280 с.
39. Скребец, В. А. Экологическая психология: учебное пособие / В. А. Скребец. – К.: МАУП, 1988. – 144 с.
40. Смирнов, Т. С. Экологизация сознания и ее роль в оптимизации взаимодействия общества и природы (Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы): дис. канд. философ. наук / Т. С. Смирнов. – Иваново, 1984. – 182 с
41. Соломина, С. Н. Взаимодействие общества и природы: (Философские проблемы) / С. Н. Соломина. – М.: Мысль, 1983. – 252 с.
42. Трайндл, А. Нейромаркетинг: Визуализация эмоций / А. Трайндл; пер. нем. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 116 с.
43. Фолта, Я., Новы, Л. История естествознания в датах. / Я. Фолта, Л. Новы. – М.: Прогресс, 1987. – 496 с.
44. Шилин, К.И. Живое знание: эколого-философские проблемы: дис. доктора философ. наук в форме научного доклада. / К. И. Шилин. – М.: РАУ, 1993. – 247 с.
45. Юсупов, И. М. Психология эмпатии (теорети¬ческие и прикладные аспекты): автореф. дис. ... д-ра психол. наук / И. М. Юсупов. – СПб., 1995. – 252 с.
46. Arkes, H. R., Garske, J. P. Psychological theories of motivation / H. R. Arkes, J. P. Garske. – Monterey, California: Brooks/Cole, 1982. – 460 p.
47. Berry, A. The Next Ten Thousand Years: A Vision of man’s Future in the Universe / A. Berry. – London: Jonathan Cape Ltd, 1974. – 224 p.
48. Jung, C. G. Modern Man in Search of a Soul / C. G. Jung. – London: Kegan Paul, Trench Trubner and Co, 1933. – 282 p.
49. Medina, J. J. Brain Rules: 12 Principles for Surviving and Thriving at Work, Home, and School / J. J. Medina. – Seattle, WA: Pear Press, 2008. – 320 p.
50. Nuttin, J. Motivation, planning and action. A relational theory of behavior dynamics / J. Nuttin. – Leuven, Hillsdale, New Jersey: Leuven University Press, 1984. – 251 p.
51. Probst, U. Politökologie: Zwischen Sozialpolitik und Utopie / U. Probst. – Frankfurt: Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wissenschaften, 1980. – 162 p.

Научные статьи

52. Абрамова, Ю. Г. Психология среды: источники и направления развития / Ю. Г. Абрамова // Вопросы психологии. 1995. № 2. – С. 130-136.
53. Белова, Л. И. Деструктивные и конструктивные функции юмора(социологический аспект) / Л. И. Белова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2012. № 32. – С. 143-144.
54. Бельчиков, Ю. А. Нужно воспринимать жизнь во всем ее блеске, красоте и богатстве красок: к 100-летию со дня рождения К. Г. Паустовского / Ю. А. Бельчиков // Русский язык в школе. 1992. № 2. – С. 31-36.
55. Вайсман, В. Б. Персонификация как один из параметров эффективности телевидения / В. Б. Вейсман // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2011. № 8. – С. 262-272.
56. Васильева, В. Н., Торгунакова, М. А. Современное экологическое сознание: пути и средства формирования / В.Н. Васильева, М.А. Торгунакова // Журнал социологии и социальной антропологии. Том 10. № 3. – С. 132-142.
57. Волкова, А. Е. Способы выражения непрямого побуждения в высказываниях разной степени категоричности / А. Е. Волкова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2011. № 4. Том 1. – С. 134-141.
58. Гаврилова, Т. П.Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста / Т. П. Гаврило¬ва // Вопросы психологии. 1974. № 2. – С. 107-114.
59. Гиренок Ф. И. Философские вариации на тему экологии / Ф. И. Гиренок // Человек и природа. 1989. № 6. – С. 18-37.
60. Иванова, Т. В. Экологические ценности в общественном сознании / Т. В. Иванова // Вопро¬сы психологии.1999. № 3. – С. 83-88.
61. Карасаевская, Т. В. Изменение биологии человека как социально-детерминированный процесс / Т. В. Карасаевская // Человек и природа. – М., 1980. – С. 48-67.
62. Когай, Е. А. Рымарович, С. Н. Экофильные ценности в социокультурном развитии российских регионов / Е. А. Когай, С. Н. Рымарович. // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. № 2. – С. 80-84.
63. Костромина, Т. А. Эмоциональной воздействие как средство передачи художественного образа / Т. А. Костромина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: материалы XIII студенческой международной заочной научно-практической конференции. – Новосибирск: СибАК, 2013. – С. 7-13.
64. Кряж, И. В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлении / И. В. Кряж // Вопросы психологии.1998. № 1. – С. 65-75.
65. Кузьмина, В. П. Теоретический аспект исследования эмпатии как актуальная проблема современной психологии / В. П. Кузьмина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2007. № 17. – С. 107-112.
66. Куликова, А. Е. Эстетика природы и ее роль в формировании личности / А. Е. Куликова // Молодой ученый. 2012. №4. – С. 209-212.
67. Нефедьева, К. В. Инфографика – визуализация данных в аналитической деятельности / К. В. Нефедьева // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. Том 197. – С. 89-93.
68. Павленко, А. Н. Экологический кризис как псевдопроблема / А. Н. Павленко // Вопросы философии. № 2. - М., 2002. – С. 66-79.
69. Седых, Д. В. К вопросу о клиповом мышлении в современном образовательном процессе / Д. В. Седых // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 1. – С. 145-146.
70. Скородумова, Е. А. Риторический вопрос-реакция как средство выражения эмоций (на материале англоязычных художественных текстов) / Е. А. Скородумова // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2009. № 39. – С. 137-139.
71. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. – М.: Политиздат, 1972. – 301 с.
72. Стерлигова, Е. А. История становления и развития экологической психологии / Е. А. Стерлигова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. Выпуск № 1. – С. 43-47.
73. Стешевич, В. Ю. Аналитические способы выражения побуждения совместному действию в русском и сербском языках / В. Ю. Стешевич // Вестник ПСТГУ III: Филология. 2014. № 3. – С. 20-35.
74. Терентьева, И. Н. Визуальное, слишком визуальное... (к характеристике иконического поворота в современных медиа и актуальных медиаисследованиях) / И. Н. Терентьева // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия "Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии". 2012. №2. – С. 29-35.
75. Халий, И. А. Экологическое сознание населения современной России / И. А. Халий // История и современность. 2015. № 1. – С.189-205.
76. Холтон, Дж. Что такое “антинаука”? / пер. с англ. А. Б. Толстов // Вопросы философии. 1992. № 2. – С. 26-58
77. Яблоков, А. В. Этические аспекты отношений между человеком и природой / А. В. Яблоков // Биология в познании человека. – М.: Наука, 1969. – С. 198-212.
78. Greitemeyer, T. Beware of climate change skeptic films / T. Greitemeyer // Journal of Environmental Psychology. 2013. № 35. – P. 105-109.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ