Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«МОТИВЫ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОНТЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Работа №132907

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы116
Год сдачи2016
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 Теоретические основы проблемы мотивов волонтерской
деятельности 11
1.1 Подходы к проблеме исследования мотивов и мотивации в
отечественной и зарубежной литературе 11
1.2 Волонтерская деятельность как вид помогающего поведения 16
1.3 Мотивы волонтерской деятельности 22
1.3.1 Эмпатийность как личностная характеристика волонтеров 25
1.3.2 Альтруизм как основа волонтерской деятельности 36
ГЛАВА 2Методы и организация исследования мотивов волонтерской деятельности 42
2.1 Описание выборки исследования 42
2.2 Методы исследования 46
2.3 Процедура исследования 49
2.3 Математико-статистическая обработка эмпирических данных 50
ГЛАВА З
Результаты исследования и их обсуждение 51
3.1 Проявление эмпатии, социально-психологических установок и
основных потребностей в волонтеров благотворительных организаций 51
3.2 Особенности мотивов деятельности волонтеров благотворительных
организаций 73
ВЫВОДЫ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ


На современном этапе развитии общества все более
популярной становится волонтерская деятельность, которая является одним из важнейших факторов социального развития в таких сферах, как здравоохранение, помощь нуждающимся категориям населения, охрана окружающей среды и так далее.
Занятие волонтерской деятельностью позволяет сохранять и укреплять человеческие ценности; способствует личностному росту и развитию социальных связей; формирует гражданскую позицию и социальную ответственность у человека. Концепция долгосрочного социально¬
экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Правительством Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1662-р [31], предусматривает в числе приоритетных направлений социальной и молодежной политики содействие развитию волонтерского движения.
В настоящее время активно изучаются особенности благотворительной деятельности, направленной на помощь людям, испытывающим трудности в жизненных ситуациях, такая помощь называется просоциальным поведением лиц, которые ее оказывают. Особое внимание уделяется исследованию тех мотивов, которые побуждают человека к занятию волонтерской деятельностью. Как известно, мотивационная сфера занимает ведущее место в структуре личности человека. Она объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение поставленной цели. Понять поведение человека, в том числе и помогающее, затрудненно без знания психологических механизмов и мотивов, побуждающих его к этому.
Степень разработанности проблемы. Проблема помогающего
поведения и волонтерства активно изучается многими отечественными и зарубежными учеными. Так, вопросы помогающего поведения затрагиваются в работах Ю.В. Ковалевой [30], Г.С. Кожухарь [30], В.В. Милаковой [43], Е.А. Эннс [62] и других. Анализировал социокультурный потенциал волонтерского 6
движения современной студенческой молодежи М.З. Баланян [6]; С.Г. Екимова [19] и Т.В. Соколова [56] рассматривали волонтерскую деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов помогающих профессий; А.А. Похомова [50] изучала помогающее поведение как социальное явление. Особое внимание уделено мотивационной сфере. Этим вопросом занимались такие исследователи как В.Г. Асеева [4],Е.П. Ильин [22], А. Маслоу [40] и другие. У.П. Косова [32] рассматривала в целом мотивацию волонтерской деятельности; Ю.В. Ковалева [29] изучала мотивы помогающего поведения и их связь с самоотношением личности; А.Б. Купрейченко [33] затронута проблема изучения мотивов и психологических барьеров волонтерской активности молодежи; Е.П. Ильин [22] анализировал эмпатии и альтруизма в выборе помогающего поведения; Л.Н. Тарасова [57] изучала роль эмпатии в мотивации просоциального поведения.
Таким образом, несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме волонтерской деятельности, многие вопросы остаются недостаточно изученными, среди них можно назвать и вопросы мотивации волонтерской деятельности.
Актуальность темы исследования обусловлена как недостаточной изученностью самой волонтерской деятельности, так и психологических особенностей лиц, выбирающих для себя волонтерскую деятельность. К таким малоизученным психологическим особенностям волонтеров можно отнести состояние мотивационно-потребностной сферы людей, занимающихся волонтерской деятельностью, их эмпатийность, направленность личности.
Цель исследования: изучение особенностей волонтерской деятельности; состояния потребностно-мотивационной сферы волонтеров; их личностных особенностей (эмпатийности) (на примере волонтерских организаций Санкт- Петербурга).
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по особенностям волонтерской деятельности; причинам побуждающих людей заниматься волонтерством, их потребностях, мотивах, личностных особенностях, в том числе эмпатийности и личностной направленности.
2. Выявить уровень проявления эмпатии у волонтеров.
3. Определить доминирующие у волонтеров социально-психологические установки (альтруизм - эгоизм, процесс - результат).
4. Выявить актуальные потребности у волонтеров.
5. Определить различия потребностно-мотивационной сферы волонтеров и людей, не занимающихся помогающей деятельностью.
6. Выявить основные мотивы занятия волонтерской деятельностью.
Объект исследования: потребности и мотивы волонтеров.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научной литературы показал, что на современном этапе развития науки по прежнему малоизученным остаются психологические особенности волонтеров, к которым можно отнести состояние мотивационно-потребностной сферы, их эмпатийность, направленность личности и мотивы добровольческой деятельности.
Было проведено исследование, в котором приняло участие 220 респондентов. В результате получены следующие выводы:
1. Волонтерство - один из видов просоциального поведения,
добровольная; бескорыстная деятельность, которая понимается многими как способность откликаться на чужую боль, стремление бескорыстно помогать людям. Среди мотивов волонтерской деятельности выделяют личностные, коммуникативно-деятельные, социально-психологические. Просоциальное
поведение может мотивироваться альтруизмом. Альтруистические мотивы, которые связаны с улучшением морального или материального благополучия другого человека, иногда даже в ущерб собственному благополучию. Для волонтеров характерен повышенный уровень проявления эмпатии. Этополисистемное комплексное психологическое явление, характеризующее целостную личность, подразумевающее когнитивный, эмоциональный, личностно-мотивационный и поведенческий компоненты, позволяющее эмоционально воспринимать, адекватно интерпретировать и отзываться на эмоциональное состояние и аффективные ориентации другого в форме сопереживания, содействия.
2. Среди волонтеров на 11% больше тех, у кого очень высокий уровень проявления эмпатии и на 15% больше респондентов с высоким уровнем по сравнению с людьми, не занимающимися волонтерской деятельностью, что отражает более выраженную у них потребность в сопереживании. Статистическая обработка данных подтвердила, что волонтеры имеют более высокий уровень проявления эмпатии. Это позволяет им «улавливать» настроение людей, выявлять их установки и ожидания, сопереживать их нуждам. Тот или иной уровень эмпатии является личностно необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми. Благодаря ей у волонтёра формируется «новый» взгляд на мир, меняется его взаимодействие с окружающими, а также в процессе просоциального поведения устанавливаются доверительные отношения, что оказывает влияние на эффективность их деятельности в целом. Таким образом, подтвердилась частная гипотеза о том, что для волонтеров характерна выраженная эмпатийность.
3. Альтруизм проявляется у 93% волонтеров и 87% людей, не занимающихся волонтерской деятельностью. Эгоизм выражен у 7% волонтеров и 13% не волонтеров. Ориентация на результат присуща 74% волонтеров и 59% людей, не занимающихся добровольчеством. Направленность на процесс присуща 26% волонтеров и 41% не волонтеров. Статистическая обработка данных показала, что волонтеры имеют более высокий уровень проявления альтруизма. Таким образом, подтвердилась вторая частная гипотеза о том, что направленностью личности волонтеров является альтруизм.
Статистическая обработка данных с помощь метода коэффициента ранговой корреляции Спирмена показала, что чем сильнее выражен альтруизм, тем выше проявление эмпатийности и наоборот, что подтверждает третью частную гипотезу. Необходимым условием для проявления любых реакций по отношению к другому человеку является способность воспринимать другого человека, то есть иметь чувствительность к нему в целом. Основная реакция альтруизма - сострадание - требует умения понимать чужое страдание и давать ответ, нацеленный на его облегчение. При этом, эгоизм можно представить как чувственное безразличие к чужому страданию, не восприятие его и, вследствие этого, отсутствие эмпатии и отсутствие реакции. Это объясняет положительную корреляцию между проявлением эмпатии и альтруизма.
4. Исследования доминирующих потребностей показало, что среди волонтеров в приоритетах базовая потребность в безопасности. На втором месте стоят материальные потребности; на третьем месте - потребность в признании и потребность в самовыражении. Менее всего выражена социальная потребность. У волонтеров так же доминируют потребности в успехе, в теплых отношениях с людьми, в обеспечении своего будущего, в необходимости упрочнить свое положение, а так же заниматься любимым делом. Среди людей, не занимающихся волонтерской деятельностью, на первом месте стоит материальная потребность, на втором месте - потребность в безопасности. На третьем месте стоят социальные потребности.
Статистическая обработка данных выявила, что у волонтеров менее доминируют материальные и социальные потребности, при этом, более выражены потребности в признании и самовыражении. Таким образом, подтвердилась четвертая частная гипотеза о том, что волонтеров отличает сформированная потребность в признании и стремление к самоактуализации.
5. Статистическая обработка данных выявила, что у волонтеровменее выражены материальные потребности, социальные потребности, при этом, более выражены потребности в признании и самовыражении. Таким образом, подтвердилась четвертая частная гипотеза о том, что волонтеров отличает сформированная потребность в признании и стремление к самоактуализации.
6. Основным мотивом волонтерской деятельности является потребность помогать, приносить пользу людям.
Проведенное исследование подтвердило общую гипотезу о том, что существуют различия потребностей и мотивов у людей занимающихся и не занимающихся волонтерской деятельностью.
Перспективой дальнейшего изучения является разработка программ по подготовке волонтеров с опорой на полученные в данной работе, результаты эмпирического исследования.



1. Адлер А. Индивидуальная психология. М.: Просвещение, 1993.212 с.
2. Азарова Е.С., Яницкий М.С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности // Вестник Томского Государственного Университета. 2008. № 306. С.120-125.
3. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и её становление в процессе индивидуального развития человека// Психология личности.Т.2.Хрестоматия.Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999.С.7-94.
4. Асеев, В.Г. Проблема мотивации и личность //Теоретические проблемы психологии личности.М.: Просвещение, 1994.255 с.
5. Ахмедзянова А.Э Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга (на примере студентов гуманитарного профиля): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.Казань,2011.23 с.
6. Баланян М.З. Социокультурный потенциал волонтерского движения современной студенческой молодежи: автореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата социологических наук.Майкоп, 2015. 23 с.
7. Бенеш Н.Л. Актерская психотехника как психологическое средство развития эмпатии личности:автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.Хабаровск, 2007.24 с.
8. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.510с.
9. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна.М.: Просвещение, 1995.340 с.
10. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.472 с.
11. Верняева Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 1997.23 с.
12. Всемирная декларация добровольчества. URL:
http://volonte.ru/2008/12/19/ (дата обращения: 25.12.2015)
13. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975.№ 2.С. 147 - 158.
14. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.Минск.: Харвест, 1998.510 с.
15. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения.М.: Просвещение, 2006.364 с.
16. Диагностика личностных и групповых потребностей // Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.с. 63.
17. Диагностика эмпатии (И. М. Юсупов, Т. А. Верняева, С. Г. Тарасов) Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. 2-е изд., доп. и перераб.СПб.: 2003.560 с.
18. Додонов Б.И. Эмоция как ценность.М.: Политиздат, 1988.272 с.
19. Екимова С.Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистовпо социальной работе: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.Хабаровск, 2010.26 с.
20. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник.2-е изд., испр.М.: Московский психолого-соц. Институт: Флинта, 2003.336 с.
21. Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка М., 2006.С. 326.
22. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб.: Питер, 2013.304 с.
23. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы.СПб.: Питер, 2000.508 с.
24. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. С.-Пб.: Питер. 2000. 510 с.
25. Карягина Т.Д. Философские и научные контексты проблемы эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. 2009. №4.C. 50-74
26. Карягина Т.Д., Будаговская Н.А., Дубровская С.В. АдаптациямногофакторногоопросникаэмпатииМ. Дэвиса // Консультативная психология и психотерапия. 2013. №1.C. 202-227
27. Карягина Т.Д., Иванова А.В. Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию // Консультативная психология и психотерапия. 2013. №4.C. 182-207
28. Карягина, Т.Д.Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: Диссертацияна соискание ученой степени кандидата психологических наук.Москва,2013.153 с.
29. Ковалева Ю.В. Мотивы помогающего поведения и их связь с самоотношением личности // Современные исследования социальных проблем.2012. №12. С. 23-29.
30. Кожухарь Г.С., Петрова А.Н. Исследование профессионально важных качеств специалистов помогающих профессий // Психологическая наука и образование. 2006. №3.C. 65-73
31. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134(дата обращения:
25.12.2015) .
32. Косова У.П. Мотивация волонтерской деятельности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки.2012.№2.С. 23-29
33. Купрейченко А.Б. Проблема изучения мотивов и психологических
барьеров волонтерской активности молодежи.
URL:http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/109433689. (дата обращения:
25.12.2015) .
34. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман.М.: ЧеРо, 2002.С. 57-65 (3).
35. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации. - Новосибирск: Изд-во Новосибир.гос.пед.ин-та, 1992.216 с.
36. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии.М.: Просвещение, 1991.310 с.
37. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и
механизмы: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата
психологических наук / М.Ш. Магомед-Эминов.М.: Просвещение, 1987.36 с.
38. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб., 1997. С. 231.
39. Макклелланд, Д. Мотивация человека.СПб.: Питер, 2007. 397 с.
40. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. - 3-е изд.СПб.: Питер, 2003.392 с.
41. Межрегиональная общественная организация социальной помощи детям «Наши дети». URL: ййр://пазЫ-йе1тзрЬ.ги/(дата обращения: 25.12.2015).
42. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной //Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. Самара, 2001. С. 45-49.
43. Милакова В. А. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореферат диссертации на соискание степени кандата психологических наук. Астрахань. 2007.23 с.
44. Михайлова С.В. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации. URL: http://studyspu.ru. (дата обращения: 25.12.2015).
45. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. 410 с.
46. Пашкевич, О.И. Статистическая обработка данных в системе
STATISTIKA: учеб. - метод.пособие.Минск: РИПО, 2007.148 с.
47. Петергбургские родители. URL: http://petrod.ru/ (дата обращения:
25.12.2015) .
48. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография.Минск :Бестпринт, 2006.76 с.
49. Пособие волонтера / Беларуск1Чырвоны Крыж.Минск, 2007.С. 16
50. Похомова А. А. Волонтерство в современном мире как социальное
явление //Социологические исследования.
URL:http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/91370/1/63-66.pdf (дата обращения:
25.12.2015) .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ