МОТИВНАЯ СТРУКТУРА ПОВЕСТИ М.А.БУЛГАКОВА «ДЬЯВОЛИАДА»
|
Введение 3
Глава 1. Телесные мотивы в повести «Дьяволиада» 16
1.1. Телесность как таковая 16
1.2. Телесные мотивы, связанные с гностицизмом 27
Глава 2. Онейрические мотивы, мотивы безумия и двойничества в повести
«Дьяволиада» 36
2.1. Онейрические мотивы 36
2.2. Мотив безумия 45
2.3. Мотив двойничества 52
Заключение 57
Список использованной и цитируемой литературы 60
Глава 1. Телесные мотивы в повести «Дьяволиада» 16
1.1. Телесность как таковая 16
1.2. Телесные мотивы, связанные с гностицизмом 27
Глава 2. Онейрические мотивы, мотивы безумия и двойничества в повести
«Дьяволиада» 36
2.1. Онейрические мотивы 36
2.2. Мотив безумия 45
2.3. Мотив двойничества 52
Заключение 57
Список использованной и цитируемой литературы 60
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) - один из самых известных и важных для русской литературы писателей ХХ века. Его на первый взгляд краткий 20-летний творческий путь отмечен созданием множества литературных произведений: четырех романов, четырнадцати пьес,
многочисленных рассказы, повестей, фельетонов, очерков . Художественный мир М. А. Булгакова в настоящее время вызывает постоянно растущий интерес со стороны научного сообщества, как российского, так и зарубежного .
Повесть «Дьяволиада» была впервые опубликована в 1924 году в альманахе «Недра» . Она сразу была замечена некоторыми критиками, среди которых значится и Е. А. Замятин, который, увидев в статье творческий потенциал писателя, положительно высказался по поводу его литературного будущего . Не подлежит сомнению также важное место данной повести в творчестве Булгакова как характерной работы ранней сатирической прозы.
Литературоведы, наряду с критиками, также обратили внимание на художественные достоинства повести. По мнению Е. А. Яблокова, творчество Булгакова является художественным целым, обладающим устойчивыми структурными свойствами . В этом краеугольном камне будущего романа «Мастер и Маргарита» уже достаточно явно прослеживаются индивидуальные черты стиля Булгакова. Сравнивая эти два произведения писателя, Т Степановская отметила ряд тем и мотивов, такие, как «мотив одиночества и отчуждения, бега, смерти как способа спасания собственного достоинства», которые намечаются в повести «Дьяволиада», а позже философски развёртываются в романе «Мастер и Маргарита» . По вышеперечисленным причинам исследователи не могли не обратить внимание на изучение первой повести писателя «Дьяволиада».
Анализу вопроса об особенностях поэтики сатирического в повести посвящены работы А. А. Гапоненкова, Н. П. Козлова, О. Л. Ликолаенко и Л. Б. Менглиновой, в которых показано булгаковское своеобразие в сатирическом изображении человека и мира . О влиянии кинематографа на поэтику повести писали Н. З. Кольцова и О. А. Неклюдова, делая вывод, что при построении нарратива автор использует кинематографические техники. Они убедительно доказали, что в повести обнаруживаются элементы разных ранних кинематографических жанров, некоторые образы персонажей похожи на типажи немого кино . Анализируя повесть с культурологических позиций, Т. Степановская рассматривает её как писательскую попытку предвидеть будущее России . Наблюдения о влиянии гоголевской традиции содержатся в статьях Ли На, Т С. Фроловой и J. Karas .
В последние годы также появился ряд научных трудов, в которых предметом анализа становятся отдельные мотивы «Дьяволиады». Их авторы в основном делают акцент на отдельных функциональных мотивах, обходя вниманием цельную художественную структуру, в которую эти мотивы выстроены, и практикуя, тем самым, достаточно фрагментарный и неполный подход.
Христианские мотивы в повести проанализировала
М. В. Александрова . Исследователь утверждает, что название повести создаёт апокалиптическую атмосферу, и доказывает, что, хотя образы главных героев, Короткова и Кальсонера, внешне противопоставлены друг другу, по природе они очень близки. При этом автор подчёркивает мотив нечистой силы, воплощённый в обликах главных персонажей, а также мотив запаха серы, который намекает на Ад.
Наличие инфернальных мотивов дома и города в повести было отмечено Е. В. Белогуровой, которая утверждает, что правила советского быта лишили понятие дома его первоначального значения как основания «надежного и прочного человеческого быта» . По мнению исследователя, мотив подмен носит дьявольский характер. Перечисляя все вариации мотива подмен в повести, автор делает вывод о том, что целый город в произведении был захвачен сатаной и его свитой методом размещения своих учреждений и войск «в не предназначенных для них помещениях» , а трагедия делопроизводителя является результатом этих бесконечных подмен города. Присутствие инфернального мотива «заколдованного места» в повести также отметила Ли На, которая определила его как традиционный для русской литературы .
Важную роль телесности и телесных проявлений в повести отметила Л. П. Григорьева . На взгляд исследователя, отсутствие в произведении границы меж реальным и ирреальным конституируется в «мотиве исчезновения - появления тела», а феномен промежутка определяет недоверие автора к телесному, что могут объяснить «гностические причины» . Обозначая лейтмотив подмены тела, автор статьи справедливо замечает, что в систему телесных образов произведения входят также и зооморфные образы. Так, здесь обнаруживаются мотив птицы-змеи и мотив огненного змея .
Фольклорно-мифологические мотивы произведения были исследованы О. С. Бердяевой . Наблюдая за архетипическим мышлением субъекта, которое конструирует текст, и за более привычными литературными традициями в творчестве писателя, О. С. Бердяева отметила, что мистическое как важный творческий принцип Булгакова в данной повести прочно связан с фольклорным сюжетом и фольклорными персонажами. Исследователь делает вывод, что фольклорные цитаты, аллюзии и реминисценции играют принципиальную роль «в организации сюжета и композиции данной повести» . Однако при этом нельзя сказать, что в работе были в достаточной степени рассмотрены все фольклорные мотивы произведения.
В тексте можно обнаружить также и традиционные литературные мотивы, такие как мотив сновидения, безумия, двойничества. Ж. Жаккар при анализе зеркальной структуры повести отмечает, что данное произведение безусловно «представляет собой некие вариации на тему двойников», и главный герой Коротков является жертвой «раздвоения, толкающего его к безумию и делающего его фигурой трагической» . Соглашаясь с ним в присутствии мотива двойничества, Л. П. Григорьева определяет феноменом двойственности пограничное состояние сознательного и бессознательного героя . Стоит отметить, однако, что мотив двойничества не был в достаточной степени развёрнут в работах этих исследователей. Хотя мотив безумия рассматривается как важный и сквозной для творчества Булгакова , и мотиву сна в творчестве Булгакова также было посвящено много литературных трудов , реализация этих образов в рассматриваемом нами произведении никогда не анализировалась.
Итак, актуальность данной магистерской диссертации обусловлена тем, что в настоящее время в современной литературоведческой науке отмечается интенсивный рост интереса к анализу мотивов и мотивной структуры художественной литературы как к перспективному методу научного исследования. Анализ мотивной структуры раннего творчества Булгакова дает возможность рассмотреть мотивные элементы всего ряда произведений писателя в целом. Хотя отдельные мотивы повести и были проанализированы ранее, однако цельный системно-структурный анализ мотивов данного произведения так и не был проведён, что и обусловливает актуальность нашей работы.
Объектом исследования данной диссертации является мотивная структура повести «Дьяволиада».
В качестве предмета выступает ряд телесных, онейрических и прочих мотивов в повести.
Материалом для исследования служит повесть Булгакова «Дьяволиада». В качестве дополнительного материала выступают остальные произведения писателя.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы обнаружить, выделить и проанализировать доминирующие мотивы повести, определить их функции и отметить художественное воплощение, выявить принципы организации мотивной структуры, а также доказать, что в фундаменте цельной мотивной структуры повести лежит гностическая идея.
многочисленных рассказы, повестей, фельетонов, очерков . Художественный мир М. А. Булгакова в настоящее время вызывает постоянно растущий интерес со стороны научного сообщества, как российского, так и зарубежного .
Повесть «Дьяволиада» была впервые опубликована в 1924 году в альманахе «Недра» . Она сразу была замечена некоторыми критиками, среди которых значится и Е. А. Замятин, который, увидев в статье творческий потенциал писателя, положительно высказался по поводу его литературного будущего . Не подлежит сомнению также важное место данной повести в творчестве Булгакова как характерной работы ранней сатирической прозы.
Литературоведы, наряду с критиками, также обратили внимание на художественные достоинства повести. По мнению Е. А. Яблокова, творчество Булгакова является художественным целым, обладающим устойчивыми структурными свойствами . В этом краеугольном камне будущего романа «Мастер и Маргарита» уже достаточно явно прослеживаются индивидуальные черты стиля Булгакова. Сравнивая эти два произведения писателя, Т Степановская отметила ряд тем и мотивов, такие, как «мотив одиночества и отчуждения, бега, смерти как способа спасания собственного достоинства», которые намечаются в повести «Дьяволиада», а позже философски развёртываются в романе «Мастер и Маргарита» . По вышеперечисленным причинам исследователи не могли не обратить внимание на изучение первой повести писателя «Дьяволиада».
Анализу вопроса об особенностях поэтики сатирического в повести посвящены работы А. А. Гапоненкова, Н. П. Козлова, О. Л. Ликолаенко и Л. Б. Менглиновой, в которых показано булгаковское своеобразие в сатирическом изображении человека и мира . О влиянии кинематографа на поэтику повести писали Н. З. Кольцова и О. А. Неклюдова, делая вывод, что при построении нарратива автор использует кинематографические техники. Они убедительно доказали, что в повести обнаруживаются элементы разных ранних кинематографических жанров, некоторые образы персонажей похожи на типажи немого кино . Анализируя повесть с культурологических позиций, Т. Степановская рассматривает её как писательскую попытку предвидеть будущее России . Наблюдения о влиянии гоголевской традиции содержатся в статьях Ли На, Т С. Фроловой и J. Karas .
В последние годы также появился ряд научных трудов, в которых предметом анализа становятся отдельные мотивы «Дьяволиады». Их авторы в основном делают акцент на отдельных функциональных мотивах, обходя вниманием цельную художественную структуру, в которую эти мотивы выстроены, и практикуя, тем самым, достаточно фрагментарный и неполный подход.
Христианские мотивы в повести проанализировала
М. В. Александрова . Исследователь утверждает, что название повести создаёт апокалиптическую атмосферу, и доказывает, что, хотя образы главных героев, Короткова и Кальсонера, внешне противопоставлены друг другу, по природе они очень близки. При этом автор подчёркивает мотив нечистой силы, воплощённый в обликах главных персонажей, а также мотив запаха серы, который намекает на Ад.
Наличие инфернальных мотивов дома и города в повести было отмечено Е. В. Белогуровой, которая утверждает, что правила советского быта лишили понятие дома его первоначального значения как основания «надежного и прочного человеческого быта» . По мнению исследователя, мотив подмен носит дьявольский характер. Перечисляя все вариации мотива подмен в повести, автор делает вывод о том, что целый город в произведении был захвачен сатаной и его свитой методом размещения своих учреждений и войск «в не предназначенных для них помещениях» , а трагедия делопроизводителя является результатом этих бесконечных подмен города. Присутствие инфернального мотива «заколдованного места» в повести также отметила Ли На, которая определила его как традиционный для русской литературы .
Важную роль телесности и телесных проявлений в повести отметила Л. П. Григорьева . На взгляд исследователя, отсутствие в произведении границы меж реальным и ирреальным конституируется в «мотиве исчезновения - появления тела», а феномен промежутка определяет недоверие автора к телесному, что могут объяснить «гностические причины» . Обозначая лейтмотив подмены тела, автор статьи справедливо замечает, что в систему телесных образов произведения входят также и зооморфные образы. Так, здесь обнаруживаются мотив птицы-змеи и мотив огненного змея .
Фольклорно-мифологические мотивы произведения были исследованы О. С. Бердяевой . Наблюдая за архетипическим мышлением субъекта, которое конструирует текст, и за более привычными литературными традициями в творчестве писателя, О. С. Бердяева отметила, что мистическое как важный творческий принцип Булгакова в данной повести прочно связан с фольклорным сюжетом и фольклорными персонажами. Исследователь делает вывод, что фольклорные цитаты, аллюзии и реминисценции играют принципиальную роль «в организации сюжета и композиции данной повести» . Однако при этом нельзя сказать, что в работе были в достаточной степени рассмотрены все фольклорные мотивы произведения.
В тексте можно обнаружить также и традиционные литературные мотивы, такие как мотив сновидения, безумия, двойничества. Ж. Жаккар при анализе зеркальной структуры повести отмечает, что данное произведение безусловно «представляет собой некие вариации на тему двойников», и главный герой Коротков является жертвой «раздвоения, толкающего его к безумию и делающего его фигурой трагической» . Соглашаясь с ним в присутствии мотива двойничества, Л. П. Григорьева определяет феноменом двойственности пограничное состояние сознательного и бессознательного героя . Стоит отметить, однако, что мотив двойничества не был в достаточной степени развёрнут в работах этих исследователей. Хотя мотив безумия рассматривается как важный и сквозной для творчества Булгакова , и мотиву сна в творчестве Булгакова также было посвящено много литературных трудов , реализация этих образов в рассматриваемом нами произведении никогда не анализировалась.
Итак, актуальность данной магистерской диссертации обусловлена тем, что в настоящее время в современной литературоведческой науке отмечается интенсивный рост интереса к анализу мотивов и мотивной структуры художественной литературы как к перспективному методу научного исследования. Анализ мотивной структуры раннего творчества Булгакова дает возможность рассмотреть мотивные элементы всего ряда произведений писателя в целом. Хотя отдельные мотивы повести и были проанализированы ранее, однако цельный системно-структурный анализ мотивов данного произведения так и не был проведён, что и обусловливает актуальность нашей работы.
Объектом исследования данной диссертации является мотивная структура повести «Дьяволиада».
В качестве предмета выступает ряд телесных, онейрических и прочих мотивов в повести.
Материалом для исследования служит повесть Булгакова «Дьяволиада». В качестве дополнительного материала выступают остальные произведения писателя.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы обнаружить, выделить и проанализировать доминирующие мотивы повести, определить их функции и отметить художественное воплощение, выявить принципы организации мотивной структуры, а также доказать, что в фундаменте цельной мотивной структуры повести лежит гностическая идея.
Данная диссертационная работа представляет собой попытку системного анализа мотивной структуры повести Булгакова «Дьяволиада». В результате исследования подтвердилась гипотеза о том, что повесть «Дьяволиада» создана автором под влиянием гностических учений.
Описание феномена телесности используется писателем как важный способ выражать свое отношение к человеку и миру. В первой главе данной диссертации исследовались телесные мотивы в повести, особое внимание уделено тем телесным мотивам, связанным с гностицизмом. Прежде всего, мы обратились к мотиву запаха серы, который пронизывал всю структуру повести. Мотив запаха серы отсылал нас к библейской традиции (серный запах - признак инфернальности). В повести также обнаруживались другие библейские мотивы, например, мотив нечистой силы, который ярко воплотился в образе Кальсонера. Здесь упомянули ряд фольклорных мотивов, связанных с фантастическими фигурами персонажей. При описании портрета Кальсонера автор уделил большое внимание изображению его телесности. Мы отметили, что образ Кальсонера относился к персонажам «наполеоновского типа». В связи с внешностью Кальсонера мы обнаруживали мотив шара, который присутствовал в сне Короткова и на его последней сцене жизни. Мотив Наполеона в повести был связан с мотив музыки, что находило отражение в песне о пожаре в Москве. Далее анализировались мотив музыки, мотив опера, мотив голоса, мотив смеха, доказывалось, что с помощью введения в текст звуковых диссонансов создавалась звуковая картина мира Хаоса под возглавием дьявольской силы.
Как отметило множество исследователей, гностические учения оказали большое влияние на творчество Булгакова. В повести «Дьяволиада» влияние гностических идей также проявляется. Самый специфический признак гностицизма - идея мироотрицания. Так как. по мнению гностиков, мир создал не Бог а злой Демиург. Мотив гностического Демиурга находил отражение в образе Кальсонера. Во втором параграфе выделились нами такие мотивы, семантически связанные с мотивом главы, как мотив головы как яйца/шара, мотив болезни головы, мотив повреждения головы, мотив раннего глаза, и метафорический мотив декапитации, что доказало преимущественное внимание писателя к голове как важной сфере человеческого организма. В повести представлено множество различных видов трансформации тела, реализованных в ряде мотивов подмены тела: мотива метаморфозы, мотива превращения, мотива двойничества, особенно мотивов зооморфизаций тела, варьирующих ситуацию превращения человека в мифопоэтических животных, фигуры кота и петуха. В этих бесконечных телесных подменах выразилось отрицательное отношение автора к плотскости. Подчеркнули, что мотив смерти в повести также связан с идеей гностицизма, понимающей свободу как освобождение духа от телесности. Коротков человек гностический, который получил покой только после смерти. Можно сказать, что автор «спас» своего героя небытием - смертью.
Во второй главе через анализ нескольких мотивов: онейрических мотивов, мотив безумия и мотив двойничества мы пришли к выводу о том, что именно гностические учения оказали важнейшее влияние на формирование философских приоритетов писателя. По мнению гностиков, материю создает «несовершенный» творец Демиург. В зависимости от незавершённости этого «злого» начала, материальный мир, согласно гностицизму, несовершенен. Под влиянием этой идеи в повести Булгаков воссоздал подобный несовершенный мир, что находил себя в ряде онейрических мотивов, таких как мотив сновидения, лабиринта, тени, темноты, мотива мутного света, с помощью которых построено промежуточное пространство. Тесная связь мотива сновидения, мотива болезни и мотива вина была подробно рассмотрена. Особо отметили важную роль мотива лабиринта в сюжетно-повествовательной организации повести.
Далее мы обратили внимание на мотив числа, рассмотрели роль описания четких деталей в повести, проанализировали мотив темноты, и пришли к выводу о том, что пространство повести носит пограничный характер.
Пограничное психологическое состояние главного героя отражается в мотиве безумия, связанном с телесными страданиями. Безумное состояние заставляло главного героя попасти в промежуточное пространство. Мотив безумия в повести был тесно связан с мотивом дьявольской силы, которая довела главного героя до потери разума. Обнаруженный мотив бумаги как символ жестокой бюрократической системы в связи с мотивом змеи обретал инфернальный характер. Мы отметили, что безумное состояние главного героя отражалось на телесных страданиях, таким образом, связались мотив безумия и телесные мотивы.
Третий параграф второй главы посвящен анализу мотив двойничества в повести. Наметилось несколько пар двойников: Коротков - Колобков, Кальсонер бритый - Кальсонер бородатый, Коротков - Коротков в зеркале. Особенно было замечено, что мир в повести также двойной, и подлинный постепенно заменяется ложным. Мы увидели, что в повести мотив дома вступил в коллизию «Дома - Антидома», а также вспомнили о рассуждении гностиков об абсолютном дуализме в восприятии этических понятий добра и зла, и увидели, что в связи с этим Коротков в повести имел два начала - добро и зло.
Суммируя наблюдения, мы пришли к выводу о том, что доминирующие мотивы, такие как телесные мотивы, онейрические и прочие при тесном взаимодействии друг с другом составляют мотивную структуру повести, которую связывают именно гностические идеи.
Описание феномена телесности используется писателем как важный способ выражать свое отношение к человеку и миру. В первой главе данной диссертации исследовались телесные мотивы в повести, особое внимание уделено тем телесным мотивам, связанным с гностицизмом. Прежде всего, мы обратились к мотиву запаха серы, который пронизывал всю структуру повести. Мотив запаха серы отсылал нас к библейской традиции (серный запах - признак инфернальности). В повести также обнаруживались другие библейские мотивы, например, мотив нечистой силы, который ярко воплотился в образе Кальсонера. Здесь упомянули ряд фольклорных мотивов, связанных с фантастическими фигурами персонажей. При описании портрета Кальсонера автор уделил большое внимание изображению его телесности. Мы отметили, что образ Кальсонера относился к персонажам «наполеоновского типа». В связи с внешностью Кальсонера мы обнаруживали мотив шара, который присутствовал в сне Короткова и на его последней сцене жизни. Мотив Наполеона в повести был связан с мотив музыки, что находило отражение в песне о пожаре в Москве. Далее анализировались мотив музыки, мотив опера, мотив голоса, мотив смеха, доказывалось, что с помощью введения в текст звуковых диссонансов создавалась звуковая картина мира Хаоса под возглавием дьявольской силы.
Как отметило множество исследователей, гностические учения оказали большое влияние на творчество Булгакова. В повести «Дьяволиада» влияние гностических идей также проявляется. Самый специфический признак гностицизма - идея мироотрицания. Так как. по мнению гностиков, мир создал не Бог а злой Демиург. Мотив гностического Демиурга находил отражение в образе Кальсонера. Во втором параграфе выделились нами такие мотивы, семантически связанные с мотивом главы, как мотив головы как яйца/шара, мотив болезни головы, мотив повреждения головы, мотив раннего глаза, и метафорический мотив декапитации, что доказало преимущественное внимание писателя к голове как важной сфере человеческого организма. В повести представлено множество различных видов трансформации тела, реализованных в ряде мотивов подмены тела: мотива метаморфозы, мотива превращения, мотива двойничества, особенно мотивов зооморфизаций тела, варьирующих ситуацию превращения человека в мифопоэтических животных, фигуры кота и петуха. В этих бесконечных телесных подменах выразилось отрицательное отношение автора к плотскости. Подчеркнули, что мотив смерти в повести также связан с идеей гностицизма, понимающей свободу как освобождение духа от телесности. Коротков человек гностический, который получил покой только после смерти. Можно сказать, что автор «спас» своего героя небытием - смертью.
Во второй главе через анализ нескольких мотивов: онейрических мотивов, мотив безумия и мотив двойничества мы пришли к выводу о том, что именно гностические учения оказали важнейшее влияние на формирование философских приоритетов писателя. По мнению гностиков, материю создает «несовершенный» творец Демиург. В зависимости от незавершённости этого «злого» начала, материальный мир, согласно гностицизму, несовершенен. Под влиянием этой идеи в повести Булгаков воссоздал подобный несовершенный мир, что находил себя в ряде онейрических мотивов, таких как мотив сновидения, лабиринта, тени, темноты, мотива мутного света, с помощью которых построено промежуточное пространство. Тесная связь мотива сновидения, мотива болезни и мотива вина была подробно рассмотрена. Особо отметили важную роль мотива лабиринта в сюжетно-повествовательной организации повести.
Далее мы обратили внимание на мотив числа, рассмотрели роль описания четких деталей в повести, проанализировали мотив темноты, и пришли к выводу о том, что пространство повести носит пограничный характер.
Пограничное психологическое состояние главного героя отражается в мотиве безумия, связанном с телесными страданиями. Безумное состояние заставляло главного героя попасти в промежуточное пространство. Мотив безумия в повести был тесно связан с мотивом дьявольской силы, которая довела главного героя до потери разума. Обнаруженный мотив бумаги как символ жестокой бюрократической системы в связи с мотивом змеи обретал инфернальный характер. Мы отметили, что безумное состояние главного героя отражалось на телесных страданиях, таким образом, связались мотив безумия и телесные мотивы.
Третий параграф второй главы посвящен анализу мотив двойничества в повести. Наметилось несколько пар двойников: Коротков - Колобков, Кальсонер бритый - Кальсонер бородатый, Коротков - Коротков в зеркале. Особенно было замечено, что мир в повести также двойной, и подлинный постепенно заменяется ложным. Мы увидели, что в повести мотив дома вступил в коллизию «Дома - Антидома», а также вспомнили о рассуждении гностиков об абсолютном дуализме в восприятии этических понятий добра и зла, и увидели, что в связи с этим Коротков в повести имел два начала - добро и зло.
Суммируя наблюдения, мы пришли к выводу о том, что доминирующие мотивы, такие как телесные мотивы, онейрические и прочие при тесном взаимодействии друг с другом составляют мотивную структуру повести, которую связывают именно гностические идеи.
Подобные работы
- МОТИВНАЯ СТРУКТУРА ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА «ДЬЯВОЛИАДА»
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Художественное воплощение идеи движения в творчестве А. С. Грина (мотивный аспект)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - «БУЛГАКОВСКИЙ ТЕКСТ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



