Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВНАЯ СТРУКТУРА ПОВЕСТИ М.А.БУЛГАКОВА «ДЬЯВОЛИАДА»

Работа №132905

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
73
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Телесные мотивы в повести «Дьяволиада» 16
1.1. Телесность как таковая 16
1.2. Телесные мотивы, связанные с гностицизмом 27
Глава 2. Онейрические мотивы, мотивы безумия и двойничества в повести
«Дьяволиада» 36
2.1. Онейрические мотивы 36
2.2. Мотив безумия 45
2.3. Мотив двойничества 52
Заключение 57
Список использованной и цитируемой литературы 60


Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) - один из самых известных и важных для русской литературы писателей ХХ века. Его на первый взгляд краткий 20-летний творческий путь отмечен созданием множества литературных произведений: четырех романов, четырнадцати пьес,
многочисленных рассказы, повестей, фельетонов, очерков . Художественный мир М. А. Булгакова в настоящее время вызывает постоянно растущий интерес со стороны научного сообщества, как российского, так и зарубежного .
Повесть «Дьяволиада» была впервые опубликована в 1924 году в альманахе «Недра» . Она сразу была замечена некоторыми критиками, среди которых значится и Е. А. Замятин, который, увидев в статье творческий потенциал писателя, положительно высказался по поводу его литературного будущего . Не подлежит сомнению также важное место данной повести в творчестве Булгакова как характерной работы ранней сатирической прозы.
Литературоведы, наряду с критиками, также обратили внимание на художественные достоинства повести. По мнению Е. А. Яблокова, творчество Булгакова является художественным целым, обладающим устойчивыми структурными свойствами . В этом краеугольном камне будущего романа «Мастер и Маргарита» уже достаточно явно прослеживаются индивидуальные черты стиля Булгакова. Сравнивая эти два произведения писателя, Т Степановская отметила ряд тем и мотивов, такие, как «мотив одиночества и отчуждения, бега, смерти как способа спасания собственного достоинства», которые намечаются в повести «Дьяволиада», а позже философски развёртываются в романе «Мастер и Маргарита» . По вышеперечисленным причинам исследователи не могли не обратить внимание на изучение первой повести писателя «Дьяволиада».
Анализу вопроса об особенностях поэтики сатирического в повести посвящены работы А. А. Гапоненкова, Н. П. Козлова, О. Л. Ликолаенко и Л. Б. Менглиновой, в которых показано булгаковское своеобразие в сатирическом изображении человека и мира . О влиянии кинематографа на поэтику повести писали Н. З. Кольцова и О. А. Неклюдова, делая вывод, что при построении нарратива автор использует кинематографические техники. Они убедительно доказали, что в повести обнаруживаются элементы разных ранних кинематографических жанров, некоторые образы персонажей похожи на типажи немого кино . Анализируя повесть с культурологических позиций, Т. Степановская рассматривает её как писательскую попытку предвидеть будущее России . Наблюдения о влиянии гоголевской традиции содержатся в статьях Ли На, Т С. Фроловой и J. Karas .
В последние годы также появился ряд научных трудов, в которых предметом анализа становятся отдельные мотивы «Дьяволиады». Их авторы в основном делают акцент на отдельных функциональных мотивах, обходя вниманием цельную художественную структуру, в которую эти мотивы выстроены, и практикуя, тем самым, достаточно фрагментарный и неполный подход.
Христианские мотивы в повести проанализировала
М. В. Александрова . Исследователь утверждает, что название повести создаёт апокалиптическую атмосферу, и доказывает, что, хотя образы главных героев, Короткова и Кальсонера, внешне противопоставлены друг другу, по природе они очень близки. При этом автор подчёркивает мотив нечистой силы, воплощённый в обликах главных персонажей, а также мотив запаха серы, который намекает на Ад.
Наличие инфернальных мотивов дома и города в повести было отмечено Е. В. Белогуровой, которая утверждает, что правила советского быта лишили понятие дома его первоначального значения как основания «надежного и прочного человеческого быта» . По мнению исследователя, мотив подмен носит дьявольский характер. Перечисляя все вариации мотива подмен в повести, автор делает вывод о том, что целый город в произведении был захвачен сатаной и его свитой методом размещения своих учреждений и войск «в не предназначенных для них помещениях» , а трагедия делопроизводителя является результатом этих бесконечных подмен города. Присутствие инфернального мотива «заколдованного места» в повести также отметила Ли На, которая определила его как традиционный для русской литературы .
Важную роль телесности и телесных проявлений в повести отметила Л. П. Григорьева . На взгляд исследователя, отсутствие в произведении границы меж реальным и ирреальным конституируется в «мотиве исчезновения - появления тела», а феномен промежутка определяет недоверие автора к телесному, что могут объяснить «гностические причины» . Обозначая лейтмотив подмены тела, автор статьи справедливо замечает, что в систему телесных образов произведения входят также и зооморфные образы. Так, здесь обнаруживаются мотив птицы-змеи и мотив огненного змея .
Фольклорно-мифологические мотивы произведения были исследованы О. С. Бердяевой . Наблюдая за архетипическим мышлением субъекта, которое конструирует текст, и за более привычными литературными традициями в творчестве писателя, О. С. Бердяева отметила, что мистическое как важный творческий принцип Булгакова в данной повести прочно связан с фольклорным сюжетом и фольклорными персонажами. Исследователь делает вывод, что фольклорные цитаты, аллюзии и реминисценции играют принципиальную роль «в организации сюжета и композиции данной повести» . Однако при этом нельзя сказать, что в работе были в достаточной степени рассмотрены все фольклорные мотивы произведения.
В тексте можно обнаружить также и традиционные литературные мотивы, такие как мотив сновидения, безумия, двойничества. Ж. Жаккар при анализе зеркальной структуры повести отмечает, что данное произведение безусловно «представляет собой некие вариации на тему двойников», и главный герой Коротков является жертвой «раздвоения, толкающего его к безумию и делающего его фигурой трагической» . Соглашаясь с ним в присутствии мотива двойничества, Л. П. Григорьева определяет феноменом двойственности пограничное состояние сознательного и бессознательного героя . Стоит отметить, однако, что мотив двойничества не был в достаточной степени развёрнут в работах этих исследователей. Хотя мотив безумия рассматривается как важный и сквозной для творчества Булгакова , и мотиву сна в творчестве Булгакова также было посвящено много литературных трудов , реализация этих образов в рассматриваемом нами произведении никогда не анализировалась.
Итак, актуальность данной магистерской диссертации обусловлена тем, что в настоящее время в современной литературоведческой науке отмечается интенсивный рост интереса к анализу мотивов и мотивной структуры художественной литературы как к перспективному методу научного исследования. Анализ мотивной структуры раннего творчества Булгакова дает возможность рассмотреть мотивные элементы всего ряда произведений писателя в целом. Хотя отдельные мотивы повести и были проанализированы ранее, однако цельный системно-структурный анализ мотивов данного произведения так и не был проведён, что и обусловливает актуальность нашей работы.
Объектом исследования данной диссертации является мотивная структура повести «Дьяволиада».
В качестве предмета выступает ряд телесных, онейрических и прочих мотивов в повести.
Материалом для исследования служит повесть Булгакова «Дьяволиада». В качестве дополнительного материала выступают остальные произведения писателя.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы обнаружить, выделить и проанализировать доминирующие мотивы повести, определить их функции и отметить художественное воплощение, выявить принципы организации мотивной структуры, а также доказать, что в фундаменте цельной мотивной структуры повести лежит гностическая идея.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная диссертационная работа представляет собой попытку системного анализа мотивной структуры повести Булгакова «Дьяволиада». В результате исследования подтвердилась гипотеза о том, что повесть «Дьяволиада» создана автором под влиянием гностических учений.
Описание феномена телесности используется писателем как важный способ выражать свое отношение к человеку и миру. В первой главе данной диссертации исследовались телесные мотивы в повести, особое внимание уделено тем телесным мотивам, связанным с гностицизмом. Прежде всего, мы обратились к мотиву запаха серы, который пронизывал всю структуру повести. Мотив запаха серы отсылал нас к библейской традиции (серный запах - признак инфернальности). В повести также обнаруживались другие библейские мотивы, например, мотив нечистой силы, который ярко воплотился в образе Кальсонера. Здесь упомянули ряд фольклорных мотивов, связанных с фантастическими фигурами персонажей. При описании портрета Кальсонера автор уделил большое внимание изображению его телесности. Мы отметили, что образ Кальсонера относился к персонажам «наполеоновского типа». В связи с внешностью Кальсонера мы обнаруживали мотив шара, который присутствовал в сне Короткова и на его последней сцене жизни. Мотив Наполеона в повести был связан с мотив музыки, что находило отражение в песне о пожаре в Москве. Далее анализировались мотив музыки, мотив опера, мотив голоса, мотив смеха, доказывалось, что с помощью введения в текст звуковых диссонансов создавалась звуковая картина мира Хаоса под возглавием дьявольской силы.
Как отметило множество исследователей, гностические учения оказали большое влияние на творчество Булгакова. В повести «Дьяволиада» влияние гностических идей также проявляется. Самый специфический признак гностицизма - идея мироотрицания. Так как. по мнению гностиков, мир создал не Бог а злой Демиург. Мотив гностического Демиурга находил отражение в образе Кальсонера. Во втором параграфе выделились нами такие мотивы, семантически связанные с мотивом главы, как мотив головы как яйца/шара, мотив болезни головы, мотив повреждения головы, мотив раннего глаза, и метафорический мотив декапитации, что доказало преимущественное внимание писателя к голове как важной сфере человеческого организма. В повести представлено множество различных видов трансформации тела, реализованных в ряде мотивов подмены тела: мотива метаморфозы, мотива превращения, мотива двойничества, особенно мотивов зооморфизаций тела, варьирующих ситуацию превращения человека в мифопоэтических животных, фигуры кота и петуха. В этих бесконечных телесных подменах выразилось отрицательное отношение автора к плотскости. Подчеркнули, что мотив смерти в повести также связан с идеей гностицизма, понимающей свободу как освобождение духа от телесности. Коротков человек гностический, который получил покой только после смерти. Можно сказать, что автор «спас» своего героя небытием - смертью.
Во второй главе через анализ нескольких мотивов: онейрических мотивов, мотив безумия и мотив двойничества мы пришли к выводу о том, что именно гностические учения оказали важнейшее влияние на формирование философских приоритетов писателя. По мнению гностиков, материю создает «несовершенный» творец Демиург. В зависимости от незавершённости этого «злого» начала, материальный мир, согласно гностицизму, несовершенен. Под влиянием этой идеи в повести Булгаков воссоздал подобный несовершенный мир, что находил себя в ряде онейрических мотивов, таких как мотив сновидения, лабиринта, тени, темноты, мотива мутного света, с помощью которых построено промежуточное пространство. Тесная связь мотива сновидения, мотива болезни и мотива вина была подробно рассмотрена. Особо отметили важную роль мотива лабиринта в сюжетно-повествовательной организации повести.
Далее мы обратили внимание на мотив числа, рассмотрели роль описания четких деталей в повести, проанализировали мотив темноты, и пришли к выводу о том, что пространство повести носит пограничный характер.
Пограничное психологическое состояние главного героя отражается в мотиве безумия, связанном с телесными страданиями. Безумное состояние заставляло главного героя попасти в промежуточное пространство. Мотив безумия в повести был тесно связан с мотивом дьявольской силы, которая довела главного героя до потери разума. Обнаруженный мотив бумаги как символ жестокой бюрократической системы в связи с мотивом змеи обретал инфернальный характер. Мы отметили, что безумное состояние главного героя отражалось на телесных страданиях, таким образом, связались мотив безумия и телесные мотивы.
Третий параграф второй главы посвящен анализу мотив двойничества в повести. Наметилось несколько пар двойников: Коротков - Колобков, Кальсонер бритый - Кальсонер бородатый, Коротков - Коротков в зеркале. Особенно было замечено, что мир в повести также двойной, и подлинный постепенно заменяется ложным. Мы увидели, что в повести мотив дома вступил в коллизию «Дома - Антидома», а также вспомнили о рассуждении гностиков об абсолютном дуализме в восприятии этических понятий добра и зла, и увидели, что в связи с этим Коротков в повести имел два начала - добро и зло.
Суммируя наблюдения, мы пришли к выводу о том, что доминирующие мотивы, такие как телесные мотивы, онейрические и прочие при тесном взаимодействии друг с другом составляют мотивную структуру повести, которую связывают именно гностические идеи.



1. Булгаков М. А. Багровый остров: Ранняя сатирическая проза. М.: Художественная литература, 1990. 479 с.
2. Булгаков М. А. Собр. соч.: В 5 т. М.: Художественная литература, 1989-1990.
3. Гоголь Н. В. Записки сумасшедшего // Гоголь Н. В. Полное собр. соч.: В 14 т. T.3. М.; Л.: Издательство АН СССР, 1938. С. 193-215.
Научная и критическая литература
4. Акатова О. И. Поэтика сновидений в творчестве М. А. Булгакова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2006. 23 с.
5. Акимов В. М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады. М.: Народное образование, 1995. 56 с.
6. Александрова М. В. Христианские мотивы в фантастической повести М. А. Булгакова «Дьяволиада» // Проблемы исторической поэтики. 2008. № 8. С. 533-537.
7. Арина Г. А. Психосоматический симптом как явление культуры // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.: изд-во МГУ, 1991. С. 45-54.
8. Асоян А. А. Сон как лабиринт // Пушкин и сны: сновидения в фольклоре, литературе и в жизни человека. СПб.: КПО «Пушкинский проект», 2004. С. 3-9.
9. Барковская Н. В. «Сумерки речи»: опыт изображения сна в русском модернизме начала ХХ века // Пушкин и сны: сновидения в фольклоре, литературе и в жизни человека. СПб.: КПО «Пушкинский проект», 2004. С. 39-47.
10. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986.
С. 130-145.
11. Белкин М. Ю. Поэтика диалогического в прозе М. А. Булгакова 1920-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2004. 27 с.
12. Белогурова Е. В. Инфернальные мотивы дома и города в повести М. Булгакова «Дьяволиада» // Сборник научных статей международной школы-семинары «Ломоносовские чтения на Алтае». Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 2013. С. 347-352.
13. Белогурова Е. В. Поэтика и семиотика Дома в творчестве М. А. Булгакова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2014. 34 с.
14. Бем А. Л. К уяснению историко-литературных понятий // Известия Отделения русского языка и литературы Академии наук. Т. 23. Кн. 1. СПб., 1918. С. 226-245.
15. Бердяева О. С. Дьявольский мир в повести «Дьяволиада» (К вопросу о фольклорных традициях в творчестве М. А. Булгакова) // Русский фольклор: Материалы и исследования. СПб.: Наука, 2004. С. 81-87.
16. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. М.: Просвещение, 1991. 206 с.
17. Богатырев П. Г. Функции лейтмотивов в русской былине // Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. С. 432-449.
18. Богданова Е. А. Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2015. 216 с.
19. Богданова К. А. Врачи, пациенты, читатели: патографические тексты русской культуры XVIII-XIX веков. М.: ОГИ, 2005. 504 с.
20. Богомолов Н. А. Русская литература начала ХХ века и оккультизм. Исследования и материалы. М.: Новое литературное обозрение, 1999. 785 с.
21. Борисов А. А. Экспрессионистский вариант истолкования роли природы в реализации прагматической направленности художественного произведения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 7-2 (25). С. 37-42.
22. Булгарова Б. А. Градуальная организация текстового семантического поля «Смех» (на материале произведений М. А. Булгакова): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2011. 21 с.
23. Бэлза И. Ф. Генеалогия «Мастера и Маргариты» // Контекст - 1978. М.: Наука, 1978. С. 156-248.
24. Васильева М. Г. Н. В. Гоголь в творческом сознании М. А. Булгакова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2005. 25 с.
25. Великая Н. И. «Белая гвардия» М. Булгакова: Пространственно-временная структура произведения, ее концептуальный смысл // Творчество М. Булгакова. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1991. С. 28-48.
26. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 648 с.
27. Ветловская В. Е. Анализ эпического произведения: Проблемы поэтики. М.: Наука, 2002. 218 с.
28. Воспоминания о М. Булгакове: Сборник / сост. Е. С. Булгакова, С. А. Ляндрес. М.: Советский писатель, 1988. 528 с.
29. Галинская И. Альбигойские ассоциации в «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 44. 1985. № 4. С. 366-378.
30. Гапоненков А. А. Поэтика сатирического в «Дьяволиаде» М. А. Булгакова // Филологические этюды. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1998. С. 98-101.
31. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. М.: Наука, 1994. 304 с.
32. Голубков М. М. Мистика Москвы. Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» как «пратекст» «московского текста» // Славянский мир: духовные традиции и словесность. Тамбов: Издательский дом Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, 2011. С. 67-80.
33. Голубович Н. В. Эволюция вторичной художественной условности в прозе М. А. Булгакова // Научные исследования в образовании. 2007. № 1. С. 40-42.
34. Горохов П. А., Южанинова Е. Р. Философия инфернального в творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова // Вестник ОГУ. 2008. №7 С. 19-24.
35. Григорян В. Искусство и православие. М. Булгаков [Электронный
ресурс] URL: http://www.mrezha.ru/vera/18/36.htm (дата обращения:
06. 10. 2016).
36. Григорьева Л. П. Наблюдения над образом тела в повести М. А. Булгакова «Дьяволиада» // Проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века. Вып. 30. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. С. 25-31.
37. Грудкина Т. В. Феномен двойничества в русской литературе XIX века (В. Ф. Одоевский, А. П. Чехов): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Шуя, 2004. 19 с.
38. Дашевская О. А. Библейское начало в драматургии М. Булгакова: («Бег», «Адам и Ева») // Творчество М. Булгакова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1991. С. 115-129.
39. Дунаев М. М. Рукописи не горят? (Анализ романа М. Булгакова
«Мастер и Маргарита») [Электронный ресурс] URL:
http://www.ihtus.ru/l5.shtml (дата обращения: 21.12. 2016).
40. Жаккар Ж. О зеркальной структуре повести «Дьяволиада» Михаила Булгакова // Жаккар Ж. Литература как таковая. От Набокова к Пушкину: Избранные работы о русской словесности. М.: Новое литературное обозрение, 2011. С. 325-334.
41. Загидуллина М. В. Ужасные существа в сновидениях героев Пушкина и Гоголя // Пушкин и сны: сновидения в фольклоре, литературе и в жизни человека. СПб.: КПО «Пушкинский проект», 2004. С. 112-119.
42. Замятин Е. А. О сегодняшнем и современном // Русский современник. 1924. № 2. С. 263-272.
43. Захаров В. Н. Библейский архетип «Двойника» Достоевского // Проблемы исторической поэтики: Исследования и материалы. Петрозаводск, 1990. С. 100-104.
44. Иванова Е. С., Алхуссейни С. Мотив безумия «гоголевского типа» в рассказе «Красная корона» М. А. Булгакова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Т. 42. 2016. С. 53-57.
45. Иванова Е. С., Попова И. М. Сон как способ символической репрезентации действительности (на материале повестей Н. В. Гоголя «Нос», «Невский проспект», «Портрет», «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть» и романов М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», пьесы «Бег», фельетона «Похождения Чичикова») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 4-2 (46). С. 86-90.
46. Иванова Е. С. Сон как характеристика героя в аспекте отношения к действительности (на материале произведений Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова) // Universum: филология и искусствоведение. 2014. № 2 (4). С. 1.
47. Иванова Е. С. Традиции Н. В. Гоголя в творчестве М. А. Булгакова: сон о двух крысах // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. № 1. С. 62-65.
48. Иванова Е. С. Художественное своеобразие мотива сна в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии.: сборник статей по материалам XXIX международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. С. 167-178.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ