ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. История ЦИХСПД 6
1.1. Джозеф Смит. Жизнь и деятельность 7
1.2. ЦИХСПД под руководством Бригама Янга. Переселение в Юту 16
1.3. Дорога в американское общество 23
Выводы 27
ГЛАВА II. ЦИХСПД в Санкт-Петербурге 31
2.1. Русское религиозное разномыслие как социальный фундамент для
возможности появления мормонизма в России 31
2.2. Мормоны в дореволюционных изданиях России 34
2.3. Церковь Иисуса Христа СПД в Санкт-Петербурге (XIX - начало
XX вв.) 42
2.4. История мормонов в перестроечном и постсоветском Петербурге. . 45
Выводы 67
ГЛАВА III. Теоретические аспекты. Социологический анализ Петербургской общины 69
3.1. Религиоведческая оценка феномена ЦИХСПД в России 69
3.2. Классификация ЦИХСПД. 73
3.3. Социологическое исследование на базе петербургской общины 77
Выводы 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЯ
Настоящая работа посвящена исследованию Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в одном из крупнейших городов, важнейшем экономическом, культурном и научном центре Российской Федерации - в Санкт-Петербурге.
Время возникновения мормонизма в России представляется вопросом дискуссионным. С одной стороны первые русские приверженцы мормонизма были крещены в конце XIX в. С другой - лишь нескольким более четверти века религиозная организация ЦИХСПД официально существует на территории бывшего Союза, в том числе и в РФ. Но между этими событиями лежит огромная пропасть, которая не позволяет говорить об истории мормонов в России как о непрерывной традиции и привносит в нее дискуссионный оттенок.
Другой стороной вопроса является оценка мормонизма как религиозного явления в мире и в России. Воспринимаемый на уровне обыденного сознания и некоторыми исследователями в качестве «секты», русский мормонизм уже этим только фактом показывает свою неоднозначность. Диапазон получаемых оценок широк и порой противоречив. Усугубляет проблему общественный интерес, в массе которого теряется объективная научная дефиниция.
Актуальные исследования данного феномена не имеют широкой известности, а в России, к тому же, крайне малочисленны. Однако интерес к мормонизму представляет высокую научную ценность, в виду высоких темпов роста приверженцев данной религиозной организации в мире, и все большего его влияния в США, одного из сильнейших государств. Чрезвычайно важен этот феномен, как представляется, для современных исследований постсекулярных процессов. Изучение мормонов в России является частью этого общемирового интереса, а также повысит степень изученности этого феномена в нашей стране. Российское религиоведение пока не может похвастаться большим числом работ по данной тематике (на данный момент имеется одна полноценная монография), не говоря о более широком и комплексном изучении.
Большим пробелом являются, в данном контексте, практическое отсутствие работ, базирующихся на социологических выкладках, полученных в результате непосредственного общения с приверженцами ЦИХСПД. Такие исследования могли бы предоставить данные для компаративистского анализа различных течений и движений в России, уточняя и углубляя научное знание о сложных социокультурных религиозных явлениях. Сравнивая полученные данные с данными предыдущих исследований, появилась бы возможность проследить развитие феномена, охватить его изменяемость или стабилизацию.
Целью данного исследования является составить целостное описание истории и современного состояния общины мормонов в Санкт-Петербурге, а также выявить особенности петербургских приверженцев ЦИХСПД в социальном и культурном аспектах.
Для реализации поставленной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Проследить основные этапы истории и формирования вероучения ЦИХСПД.
2. Реконструировать историю мормонизма в России и в Санкт- Петербурге.
3. Определить причины возникновения и условия распространения мормонизма в России, проанализировать общественный и исследовательский интерес к этому явлению.
4. Сформулировать определение мормонизма и определить его конфессиональную принадлежность.
5. Провести в Санкт-Петербургской общине ЦИХСПД социологический опрос.
6. Проанализировать полученные в ходе социологического опроса данные и ввести их в научный оборот.
Среди источников используется научная литература на русском и иностранных языках, печатная и электронная пресса, священные тексты и публикации мормонских авторов. Данные, полученные непосредственно от приверженцев ЦИХСПД, также находятся среди источников для данной работы.
Для достижения целей и задач диссертации использована комплексная методология, исходящая из особенностей исследуемого феномена. В её основе принцип аналитического исследования источников, проясняющий их логику и содержание, а также методы сравнительно-исторического и типологического анализа. В рамках работы впервые был проведен социологический опрос в Санкт-Петербургской общине ЦИХСПД. Помимо этого, использовался метод включенного наблюдения (нейтральный инсайдер) и непосредственного интервьюирования представителей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Такая методология позволила рассмотреть ЦИХСПД в аспекте исторических, структуральных, вероучительных и культурных изменений в контексте политических, экономических и общественных процессов.
Научная новизна заключается в комплексном исследовании общины Петербурга, не только историческом, но и социальном, культурном и общественном контексте. В работе приводятся ранее не опубликованные результаты авторского социологического обследования. Научно-практическая значимость состоит в демонстрации актуального состояния общины, её внутреннего состоянии и взаимодействия с обществом, а также отображения динамики роста.
Мормонизм является религиозным учением, вышедшим из лона американского протестантизма. Это течение заимствовало и переработало некоторые оригинальные идеи, бытовавшие в Америке в начале XIX в. Вобрав в себя оригинальную религиозную картину, мормонизм отчасти выходит за рамки протестантизма, но не за рамки христианства (в широком смысле слова). Говоря, что мормонизм является маргинальным протестантизмом, мы подчеркиваем, что он является порождением американской протестантской мысли. Определяя мормонизм христианской конфессией, мы акцентируем внимание на отличиях от типично протестантской конфессии (Книга Мормона, в которой описаны странствия еврейского народа на американском материке; предания о посещении Христом Америки; особое понимание Троицы; идея «обожения» человека; идея множественности миров).
Имея иерархичную структуру организации, развитое и всеобъемлющее учение, открытость миру и различный социальный, а также расовый состав приверженцев, ЦИХСПД является, согласно классификации Макса Вебера церковью. Однако, стремясь в некоторых вопросах к компромиссу, лояльно¬нейтральное отношение к власти, призывая членов общины принимать активное участие в распространении учения,
Церковь Святых последних дней сохраняет черты деноминации.
Итак, мормонизм это ответвление протестантизма, имеющее тенденцию приобрести мировое значение и стать в будущем христианской конфессией. Но это церковь, сохранившая доктринальную гибкость и элементы деноминациональности.
В тоже время, мормонизм в России, фактически не отличим от мормонизма на любой другой территории земного шара, и этим самым исключается возможность теоретически обособить верующих мормонов России в отдельный класс, например секту или культ.
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге существует община мормонов, которая имеет динамику умеренного роста. Основными ресурсами к росту в последнее время - внутренняя рождаемость и внутрироссийская миграция. Прозелитизм не имеет такого успеха как в девяностые, но по- прежнему имеет место быть.
Претензии общины на 125-ти летнею историю имеют скорее формальный характер, так как связь с дореволюционной общиной была утеряна в годы советской власти. Мормонизм повторно распространялся из- за рубежа и заново сформировался актив общины.
Причинами появления мормонизма в России были объективные условия, как до революции, так и на излёте советских лет. Основные из них: неудовлетворенность традиционными религиями, духовный поиск как альтернатива рационализму (точно также и материализму), смысловой вакуум после падения советской идеологии, культурный интерес к западу в 80-90-е годы XX в., социальная нестабильность конца XX в. как общая причина появления религиозных новоявлений в России. Стоит учесть и желание руководства ЦИХСПД нести своё учение на территорию бывшего СССР.
В отношении с сегодняшним обществом мормонизм проявляет себя двояко. В информационном пространстве его образ маргинализуется. Однако в пространстве ежедневного бытия, межличностного, межорганизационного диалога наблюдается иная картина. Мормоны Петербурга равный участник религиозно-общественного процесса, наряду с другими религиозными организациями, а маргинализация в СМИ имеет импульсное, темпорально ограниченное отражение в обществе и не влияет на взаимодействие с администрацией города.
Культурное влияние имеет место быть, оно отражается как на бытовом уровне, так и на религиозном, ментальном уровне. Так русские мормоны, и Петербург не исключение, сочетают в себе подвижничество и протестатскую этику. Центром жизни мормонов является община, а на личностном уровне - семья. За 25 с лишним лет существования мормонов в Петербурге, некоторые городские объекты стали для мормонов носить относительно сакральный и символический характер.
В целом, мормонам Санкт-Петербурга удалось стать одним из узнаваемых религиозных феноменов жизни Петербурга, но при этом приверженцы ЦИХСПД, практически не отличны от других жителей города, и вряд ли оказывают значительного влияния на социально-общественные процессы.
Социологический опрос позволил выявить портрет
среднестатистического мормона в Санкт-Петербурге, что даёт определённые данные для последующих сравнительных исследований, как мормонизма, так и в целом религиозной обстановки в России.
Приведенные в работе данные говорят о статистическом спаде динамики роста в 2 раза в последние пять лет, по сравнению с десятилетней давностью. Большинство мормонов впервые узнали о ЦИХСПД от миссионеров, от знакомых или от родственников.
Цифры наглядно показывают высокую включенность мормонов в жизнь общины и религиозной организации, высокое единство их общности. Религиозное образование получает большой процент молодых людей. Количество чтения священных текстов и молитв в день показывает высокий средний уровень интенсивности религиозной жизни.
Данные полученные в результате опроса, приведенные в параграфе 2.4 говорят о том, что на персональном уровне мормоны не испытывают притеснений на работе, но при этом свободно сообщают о своей религиозной приверженности две трети респондентов, а их отношения с представителями других религий чаще всего добрососедские. Треть респондентов принимало участие вместе с людьми других религий в различных совместных мероприятиях. Мормоны активно участвуют в благотворительности, но чаще всего это делают в рамках фондов ЦИХСПД, нежели самостоятельно. Большинство мормонов Петербурга поддерживает патриархальное
устройство семьи. Идею светского государства поддерживает больше половины верующих, за частичное участие в делах государства религиозных организаций высказались треть, а десятая часть респондентов считают необходимой введение государственной религии. Большинство верующих считают, что необходимо неукоснительно соблюдать законы России.
1. Cannon J. J. «President Lyman’s Travels and Ministry: The Visit to Moscow, the City of Churches», Millennial Star, Aug. 27, 1903.
2. Church history in the fullness of the times. Student manual. Salt Lake City: The church of Jesus Christ of Latter-days Saints, 2003.
3. Mormonism: A Historical Encyclopedia / W. Paul Reeve, Ardis E. Parshall. ABC-CLIO, 2010. P. 227-230.
4. Remy J. Voyage au pays des Mormons. Paris, 1860. 2 vol.
5. Weber M. Prophet // Gesamtausgabe / Max Weber. Im Auftr. Der Kommission fur Sozial- und Wirtschaftsgeschichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Hrsg. Von Horst Baier..., Abteilung I: Schriften und Reden, Band 22-2 - Tubingen: Mohr Siebeck, 2001. S. 177-194.
6. Андерсон С. Богоданный аморализм // Вокруг Света, №6, 2011. С 60-71.
7. Антоненко С. Г. Мормоны в России: Путь длиной в столетие. М.: ООО «Родина», 2007.
8. Антонов В. Секта мормонов // Санкт-
Петербургские епархиальные ведомости. Выпуск 11, часть 1, 1993.
С. 15-18.
9. Б. Несколько слов о мормонах // Русская речь и Московский вестник. №68, 1861. С. 241-243.
10. Бердяев Н. А. Духовное христианство и сектантство в России // Типы религиозной мысли в России. Собрание сочинений. Т. 3. Paris, YMKA- PRESS, 1989.
11. Верещагин В. Мормоны и мормонизм // Вестник Европы. Т. VI (№ 11¬12), 1884. С. 632-662.
12. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. — Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Гардарики, 2003.
13. ГуейрМ. Миссия Ромни // [пер.: Владимир Широков] Профиль, №38, 2012. С. 30-31.
14. Гуревич П. С. Бесхрамовые боги. Л.: Лениздат, 1984.
15. ГюрэЖ. Христиане многоженцы. СПб.: Издание Н. М. Лагова, 1904.
16. Кирчанов М.В. И снова утвержу свой Сион»: религиозный и секулярный национализм в Америке / М.В. Кирчанов. Воронеж: Факультет международных отношений, 2010.
17. Кислова А. А. Религия и церковь в общественно-политической жизни США первой половины XIX в. М.: Наука, 1989.
18. Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и будущем. М.: Наука, 1973.
19. Кривошеенко О. Ю. Диссертация: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней как конфессиональный феномен. СПбГПУ им. А. И. Герцена. СПб. 2009.
20. Лункин Р. Н. Мормоны в России: особенности жизни общины в мегаполисе // Религиозные миссии на общественной арене: российский и зарубежный опыт, ИЕ РАН. Москва, 2016.
21. МакДауэлл Дж. Обманщики: во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей: Пер. с англ. / Дж. Макдауэлл, Д. Стюарт. М.: Протестант, 1993.
22. Марченко А. В. Формирование семейных традиций и ценностей в
Церкви Иисуса Христа Святых последних дней // Материалы первой международной научно-практической конференции: Семья в
религиозных традициях мира, 24-25 мая 2013 года, Москва, 2013. С. 201-207.
23. Митрохин Л. Н. Баптизм. М.: Издательство политической литературы, 1974.
24. Нечипорова Е. В. Светское и религиозное образование в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней: история и современность // «Вопросы Воспитания». Российской Академии Образования, Московский психолого-социальный институт, №2 (7), 2011. С. 149-162.
25. Пучков П. И., Казьмина О. Е. Религии современного мира. Москва, 1997.
26. Религиоведение. Энциклопедический словарь / Под ред.
А. П. Забиенко, А. Н. Красников, Е. С. Элбакян. М.: Академический проект, 2006.
27. Религиоведение: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. СПб.: Питер, 2008.
28. Соловьев В. С. Мормонство, Мормоны // Энциклопедический словарь (Брокгауза и Эфрона), Т. Х1Ха. Типо-Литография И. А. Ефрона. Санкт- Петербург, 1896. С. 863-867.
29. Фурман Д. Е. Религия и социальные конфликты в США. М.: Издательство «Наука», 1981.
30. Чемикосова Т. А. Мормоны в России: реальное и виртуальное существование// Вестник Евразия. №2, 2003. С. 170-207.
31. Элбакян Е. С. Новые религии западного происхождения в современной России: общие характеристики и специфические черты // Новые религии в России: двадцать лет спустя. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, Центральный дом журналистов, 14 декабря 2012 г. Москва, 2013.
32.Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забиенко, А. Н. Красников, Е. С.Элбакян. М.: Академический проект, 2008.
Источники:
1. Busch M. Geschichte der Mormonen nebst einer Darstellung ihres Glaubens und ihrer gegenwartigen sozialen und politischen Verhaltnisse. Leipzig, Verlag: Abel, 1870.
2. Kehr W. H. «Mischa Markow: Missionary to the Balkans», Ensign, 1980.
3. Бертран Л. А. Мемуары мормона // Отечественные записки. Т. CXLIV. СПб, 1862. C. 266-270.
4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Минск: Типография «Принткорп», 2007.
5. Бидль Дж. Г. Жизнь мормонов в Ута или Таинства и преступления мормонизма. ОПб, 1872.
6. Буткевич Т. И. Обзор русских сект и их толков, с изложением их происхождения, распространения и вероучения и с опровержением последних. Петроград, 1915.
7. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, пераб. и доп. Нижний Новгород.: «Христианская библиотека», 2007.
8. Девина И. В. Мормоны: философия, религия, культура. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1994.
9. Дойл А. К. Этюд в багровых тонах. СПб.: Петроглиф, 2012.
10.Закон Союза Советских Социалистических Республик от
1 октября 1990 г. №1689 - I
«О свободе совести и религиозных организациях».
11. История, быт и нравы мормонов // Отечественные записки. Т. CXV, 1857. С. 2-3; 112-118.
12. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Санкт-Петербурга/Стат. Сб./Часть 1/Петростат - Спб., 2012.
13. Книга Мормона. Еще одно свидетельство об Иисусе Христе. Издано Церковью Иисуса Христа Святых последних дней, Солт-Лейк-Сити, штат Юта, США, 2011.
14. Национальный состав и владение языками, гражданство населения
Санкт-Петербурга/Стат.сб./Часть 1/Петостат - СПб., 2013.
15. Национальный состав и владение языками, гражданство населения
Санкт-Петербурга/Стат.сб./Часть 2/Петростат - СПб., 2013.
16. Одинцов М. И. Религии России. Календарь-справочник на 2016 год. Российское объединение исследователей религии, Санкт-Петербург. 2015.
17.Основные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Санкт-Петербурга/Стат.сб./Петростат - СПб., 2012.
18. Рапопорт Н. Вот это место! // Иностранная литература, №2, 2013. С. 240-259.
19. Сидельникова И. Страсти по мормонам // Вечерний Волгоград, №48(5338), 2000. С. 8.
20. Твен М. Налегке. Собр. соч.: В 12 т. Т.2. М., 1959.
21. Учение и Заветы. Драгоценная Жемчужина. Солт-Лейк-Сити: Издано Церковью Иисуса Христа Святых последних дней, 1995.
22. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
23. Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ф3
«О свободе совести и о религиозных объединениях».