ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕФОРМАТОРЫ И ИХ ИДЕИ 12
1.1. Реформаторы конца XVII- первой половины XIX и их идеи 12
1.2. Реформаторы 60-70-х годов XIX и их идеи 14
1.3. Младотурки и их реформы 21
1.4. Реформистские идеи принца Мехмеда Сабахеддина 23
ГЛАВА 2. КНИГОПЕЧАТАНИЕ И ПЕРЕОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ 25
ГЛАВА 3. РЕФОРМЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 39
3.1. Реформы с конца XVIII века до 60-х годов XIX века 39
3.2. Органический закон о народном образовании 1869 года 46
3.3. Просвещение в конце XIX начале XX веков. 52
ГЛАВА 4. НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 64
История Османской империи насчитывает около пятисот лет. Большую часть времени политика султана была направлена на урегулирование отношений с соседними племенами и странами, увеличение территории, укрепление границ, поддержание боеспособности армии. Несмотря на схожесть целей, способы их достижения менялись в зависимости от времени.
В XVI-XVII веках Османская империя достигла пика своего могущества на международной арене. Пришло время для мощного рывка во внутренней политике. Однако добиться успеха на данном поприще оказалось сложнее, чем одерживать военные победы у европейцев во многом потому что реформирование страны проводилось на основе традиционных преобразований, не включающих в себя коренной слом существующих систем: у мусульманского государства есть свой путь развития, заимствовать достижения «неверных» нельзя даже ради собственного прогресса. Начиная со времени правления Сулеймана I политика правителя и приближенных к нему чиновников основывалась на идее о том, что единственный приемлемый для Османской империи способ реформации это восстановление старого порядка, своеобразный откат к «блестящему прошлому».
Первым османским султаном, считавшим парадигму «традиционных реформ» несостоятельной и попытавшимся преодолеть, становившиеся со временем все более очевидным, отставание империи от европейских держав, стал Ахмед III (1703-1730). Его правление получило название «эпоха тюльпанов» или «лале деври» (1718-1730). Порта понимала, что в империи наблюдается упадок во всех сферах жизни общества, поэтому в 1720-21 гг. по указанию султана во Францию было направлено посольство, результаты которого были изложены Сейидом Мехмедом-эфенди в посольской книге «Сефарет-наме», в которой особое внимание уделялось достижениям Запада в области культуры и науки. Основным достижением посольства стало развитие идеи: модернизация страны, основанная на опыте «неверных» может привести к положительным результатам. Этот шаг, который выводил отношения Османской империи с Европой за пределы военных столкновений, положил начало долгому процессу вестернизации страны. Несмотря на то, что при условии реакции со стороны духовенства и янычарских войск, не желавших терять свое привилегированное положение, а также увеличении аппетитов, разрастающегося в геометрической прогрессии, чиновничьего аппарата, попытки Порты свести на нет злоупотребления чиновников всех рангов, оживить военно-ленную систему, реорганизовать армию, вернув ей былую боеспособность, не привели к успеху, достижения в области развития культуры и науки были существенными. Создание первой турецкой типографии, заимствование европейских норм обучения в армии, отход от принципов мусульманской застройки в городах, все это заложило основу, благодаря которой стало возможным дальнейшее развитие османского государства.
С приходом в 1808 году к власти султана Махмуда II (1808-1839) в правящих кругах окрепла уверенность в тезисе: слабость Османской империи заключается в ее отсталости от прогрессивной Европы во всех сферах жизни общества. Новшество реформ начала XIX века заключалось в их комплексном характере, который заложил основу для будущих преобразований эпохи Танзимата. Первое, что сделал Махмуд II – это провел военную реформу и реорганизовал корпус янычар, который до этого составлял основу имперских войск, по причине несостоятельности, проявленной в ходе нескольких войн. Следом Махмуд II занялся проблемами светского образования. В Османской империи стали появляться общеобразовательные, военные и профессиональные учебные заведения, что привело к зарождению турецкой интеллигенции, которая стала опорой для проведения дальнейших преобразований. Следующим шагом правительства Махмуда II стало укрепление центральной власти, а также борьба с самовольством глав провинций и взяточничеством.
Приемником Махмуда II как на престоле, так и на пути реформирования страны в 1839 году стал Абдул-Меджид I (1839-1861). Несмотря на то, что до прихода к власти Абдул-Меджида I, Порте удалось устранить самые явные последствия тяжелого многовекового социально-экономического кризиса, ликвидация его причин не увенчалась успехом, что стало поводом не только для дальнейшего административного, военного, финансового реформирования страны, но для проведения преобразований в сфере образования и просвещения, что включает в себя развитие книгопечатания и журналистики. Свой приход к власти 31-й султан империи ознаменовал принятием Гюльханейского хатт-и шерифа – рескрипта о начале реформ Танзимата. Повторно принципы модернизации были закреплены в Хатт-и Хумайун – султанском указе, текст которого был включен в состав Парижского мирного договора, подписанного после Крымской войны 1853-1856 гг., что придало ему характер международного обязательства. Важно отметить, что главное место в данном пакете реформ занимали не военные, а социально-экономические преобразования, в которых красной нитью шло заимствование европейского опыта. Основными положениями двух вышеупомянутых документов стали обеспечение всем подданным султана (мусульманам и немусульманам) безопасности жизни, чести и имущества, правильное распределение и взимание налогов, упорядочение набора рекрутов в армию, а также сокращение срока военной службы. Инициатива проведения реформ принадлежала образованной группе бюрократии, которая была воспитана во время модернизационной политики Махмуда II. Реформы эпохи Танзимата, в свою очередь, взрастили плеяду образованных, инакомыслящих граждан, чьи идеи в будущем стали основой для младотурецкой революции 1908-1909 гг.
В последние десятилетия XIX и в начале XX вв. культура и общественная мысль в Османской империи продолжала развиваться в основном по пути, намеченному просветителями 40-70-х годов. Несмотря на рост численности учебных заведений различных ступеней, издаваемых не только в столице, но и в провинциях газет и журналов, формирование и развитие класса национальной турецкой интеллигенции, засилье реакции во всех сферах жизни страны, а также усиливавшиеся религиозное влияние, жесткая цензура и шпионаж над собственным населением нанесли значительный ущерб распространению прогресса.
Актуальность данной работы заключается в комплексном изучении культурных изменений, навеянных идеей «европеизации» в Османской империи, что вызвано во многом всплеском популярности исторических мотивов в продуктах современной массовой культуры как в Турецкой Республике, так и за ее пределами.
В период с конца XVIII до начала XX века турецкая культура постепенно приобретала светский характер. Данный процесс протекает в тесной связи с политическими и социальными преобразованиями, продиктованными желанием догнать и перегнать Европу, внедряя достижения западной мысли во все сферы жизни общества и государства. Процесс смены феодальных порядков капиталистическими отношениями в условия всеобщей отсталости Османской империи происходил замедленными темпами и отличался длительным и напряженным противостоянием старого-традиционного и нового-заимствованного. Отголоски этого перехода слышатся и сейчас, поэтому изучение этого процесса несет не только научный интерес, но и политическую актуальность.
В качестве отправной точки для исследования мы выбрали посольство во Францию 1720-1721 гг. так как именно в этот момент отношения Османской империи с Европой вышли на новый уровень культурного заимствования, логическим рубежом научного труда с нашей точки зрения является 1908 год. Подобное решение было принято исходя из того, что младотурецкая революция, которая была частью мирового революционного процесса, завершила старый исторический этап и открыла новый период в развитие турецкой культуры и социально-экономической мысли. По нашему мнению история культурной жизни страны при младотурках- задача для отдельного исследования.
Цель данной работы - изучение культурной жизни Турции, а именно процесса развития ее печати, публицистики, литературы, общественно-политической мысли.
В настоящей работе автор стремится к полному, насколько это позволяет объем, изучению попыток по заимствованию опыта Европы в культурном и общественно-политическом плане, которые являются частью реформаторского движения XVIII- XX вв.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи. Рассмотреть нововведения в культурной и общественно-политической сферах жизни общества. Изучить личности реформаторов, а также их основные идеи. Определить роль Европы в реформирование Османской империи, а также степень внедрения достижений западной мысли во всех сферы жизни общества.
При написании данной работы анализу были подвергнуты следующие труды: Гусейнов А.А. «СМИ в общественно-политической жизни Турции», Еремеев Д. Е., Мейер М. С. «История Турции в средние века и новое время», Ибрагимов А. «Печать Турции», Желтяков А.Д., Петросян Ю.А. «История просвещения в Турции (конец XVIII- начало XX века)», Желтяков А.Д., Петросян Ю.А. «Основные этапы и характерные черты развития просвещения в Турции в новое время», Желтяков А. Д. «Печать в общественно-политической и культурной жизни Турции. (1729-1908 гг.)», Жуков К.А. «Вестернизация османского общества глазами польского ренегата: «Турецкие анекдоты» Михаила Чайковского (Садык-паши)», Новичев А.Д. «История Турции. III. Новое время. Часть 2 (1839-1853)» а также «История Турции. IV. Новое время. Часть 3 (1853-1875)», Новичев А.Д. «Экономические и социальные сдвиги в Малой Азии и на Балканах в первой половине XIX в. и начало Танзимата», Орешкова С. Ф. «Османская империя: государственная власть и социально-политическая структура», Петросян Ю.А. «Новые османы и борьба за конституцию», Петросян Ю.А. «Османская империя, реформы и реформаторы», Шеремет В. И. «Османская империя и западноевропейские державы. Вторая треть XIX в.», Adıvar A. «Osmanlı Türklerinde ilim», Akşin S. «Ana Çizgileriyle Türkiye’nin Yakın Tarihi», Ortaylı İ. «Avrupa ve Biz», Rasim A. «Osmanlı tarihi», Kasaba R. «The Cambridge history of Turkey. Turkey in the modern world. vol. 4», Yücel Y. «Türkiye Tarihi 4». Помимо научных трудов для написания работы был использован ряд источников, таких как Базили К.М. «Очерки Константинополя. Босфор и новые очерки Константинополя», Мольтке Х. К. «Письма о событиях и приключениях в Турции от 1835 до 1839 гг», Смирнов В.Д. «Турецкая цивилизация, ее школы, софты, библиотеки, книжное дело (из поездки в Константинополь летом 1875 г.), Hamlin С. «Among the Turks».
Труд Новичева А.Д «История Турции», состоящий из 4 томов, является основополагающим источником для изучения истории Османской империи вплоть до последней четверти XIX века. Для получения сведений по периоду 1839-1876 гг. нам необходимо обратиться к 3-му и 4-му томам. В 3-м томе под названием «История Турции. III. Новое время. Часть 2 (1839-1853)» подробно описывается второй турецко-египетский конфликт 1839-1841 гг., который привел к международному ближневосточному кризису и стал одной из предпосылок к реформам. 4 том «История Турции. IV. Новое время. Часть 3 (1853-1875)» является хронологическим продолжением истории Османской империи XIX века. События данного периода: Крымская война 1853-1856 гг., национально-освободительное движение на Балканах, второй этап Танзимата являются основополагающими темами данного научного труда. Оба тома основаны на широком круге отечественных, европейских и турецких исследований, что превращает их в надежный источник информации. В докладе «Основные этапы и характерные черты развития просвещения в Турции в новое время», представленном Желтяковым А. Д. и Петросяном Ю. А. на I годичной научной сессии ЛО ИНА в марте 1965 года, исследуется путь становления и развития просвещения в Османской империи. Важно отметить, что такие султаны как Селим III, Махмуд II, Абдул - Меджид I во время своих преобразований в сфере образования и просвещения опирались на опыт Европы. Научные работы Гусейнова А.А. «СМИ в общественно-политической жизни Турции», Желтякова А.Д., Петросяна Ю.А. « История просвещения в Турции (конец XVIII- начало XX века)» и «Основные этапы и характерные черты развития просвещения в Турции в новое время» предоставляет нам еще один взгляд на развитие печати и публицистики в Турции, детально не освещая политические события данного периода. Литература, являясь важной составляющей культурного пласта любого времени, стала одной из самых первых сфер, подвергнувшихся реформации. Статья Жукова К.А. «Вестернизация османского общества глазами польского ренегата: «Турецкие анекдоты» Михаила Чайковского (Садык-паши)», а также работа Смирнов В.Д. «Турецкая цивилизация, ее школы, софты, библиотеки, книжное дело (из поездки в Константинополь летом 1875 г.)» позволяют нам рассмотреть влияние проевропейских реформ Танзимата на турецкое общество изнутри. Михаил Чайковский, рожденный на Украине, но позже мигрировавший в Турцию и принявший ислам, был современником реформ Танзимата. Через мемуары, опубликованные только после смерти автора, он пытается донести до читателя, что реформы периода Танзимата являются первым масштабным опытом прогрессивных вестернизаторских реформ Османской Турции. Смирнов В.Д. (годы жизни 1846- 1922 гг.) в 1875 г. совершил поездку в Константинополь, во время которой он обратил внимание на состояние турецкого просвещения и подробно раскрыл все аспекты данного вопроса на страницах своих воспоминаний. Главной темой Очерков Базили К.М. и Писем Мольтке Х. К., которые, также как и Михаил Чайковский, являлись современниками периода политической деятельности Махмуда II, выступает история реформ Танзимата. Важным отличием данных трудов является тот факт, что повествование о модернистских преобразованиях вплетено в канву описания бытовой жизни Османской империи, что позволяет нам обратить внимание на то, как реформы влияли на жизнь простого населения империи. Четвертый том серии книг по истории Османской империи под редакцией Решата Касаба «The Cambridge history of Turkey. Turkey in the modern world. vol. 4», четвертая книга четырехтомного труда по истории Турции «Türkiye Tarihi», написанная турецким академиком Яшаром Юджелем, научный труд Сины Акшина под названием «Ana Çizgileriyle Türkiye’nin Yakın Tarihi» детально описывают этапы подготовки, проведения, а также последствия реформ Танзимата и их последствия. Яшар Юджель, родившийся в Турции и получивший образование в университете Анкары, Сина Акшин, выпускник и сотрудник Стамбульского университета, чьи научные интересы сосредотачиваются на жизни простого населения империи знакомят нас с точкой зрения академического сообщества своей родины. В свой работе «Avrupa ve Biz» Ильбер Ортайлы сообщает о некоторых противоречиях, которые встречаются в стане сторонников европеизации. Автор обращает внимание на то, что чиновники и влиятельные люди империи, которые выступают как ярые пропагандисты европеизации, зачастую не знают ни одного европейского языка. Например, под это описание подходят один из первых постоянных посланников Османской империи в Европе и автор работы "Европейский трактат" («Avrupa Risalesi») Мустафа Сами-эфенди (ум. 1855), а также писатель Али Суави (годы жизни 1838-1878). В то время как просветители изучаемого периода такие, как Шамседдин Сами, Ахмет Вефик-паша, министр просвещения Мюниф-паша, которые владели несколькими европейскими языками, чаще всего не занимались никакой пропагандой, а полностью посвящали себя переводам с европейских языков, а также подготовкой энциклопедий и словарей.
Кэмбриджское издание по современной истории Турции, редактором которого является представитель западной научной мысли, турок по национальности Решат Касаба, позволяет нам рассмотреть реформы Османской империи данного периода с точки зрения европейского научного общества. Для нас, как для исследователей, важно понять как одни и те же факты преподносятся в разных странах, а также какие выводы делаются на их основании. Работа американского миссионера и первого президента Роберт-колледжа Сайруса Хэмлина под названием «Among the Turks» дает нам сведения о состоянии системы образования в Стамбуле, что позволяет нам предложить как обстояли дела в этой области во всей империи. Кроме того данный источник снабжает нас информацией о создании первого иностранного учебного заведения на территории Турции.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав основного раздела, заключения и списка использованной литературы.
К 20-м гг. XVIII века Османская империя оказалась в состоянии тяжелого внутреннего и внешнего кризиса. Отсутствие тактики и стратегии среди главного командования войсками Турции, хорошо организованной и обученной армии, современного вооружения, а также янычарские бунты приводили к постоянным поражениям в военных столкновениях. В экономическом плане Порта страдала от дефицита средств государственного бюджета, который по-прежнему формировался из налогов, объем которых варьировался по стране от 1/8 до 1/2 от урожая, собранных с крестьянского населения. Усиление гнета в деревне, а также несостоятельность существующей феодальной системы вели к увеличению социального недовольства, а также к тому, что все большее число крестьян, разорившись, устремлялись в города в поисках лучшей жизни. Урбанизация имела негативное влияние на городских ремесленников и торговцев, чье трудное положение усложнялось дополнительной конкуренцией. Разросшийся административный аппарат Порты превратился в неповоротливый организм, в котором процветали взяточничество, произвол и бюрократизм, как в центре, так и на местах. Все это, несомненно, сказывалось на международном авторитете страны.
Оказавшись в подобных условиях, Османская империя нуждалась в срочной модернизации, причем не только административной, военной, финансовой и аграрной системы, но и сферы образования, просвещения, книгопечатания и журналистики.
Реформы Мустафы III и Селима III, такие, как урегулирование финансовой системы, попытка заменить янычар на армию европейского образца, открытие больниц, школ, первой публичной библиотеки, перевод на османский язык иностранных сочинений стали первым шагом на пути отхода от традиционной схемы преобразования государственных структур и общественного строя. Однако половинчатая реализация планов Порты, недостаточный энтузиазм чиновничьего аппарата и реакция населения привели к тому, что положение дел не было изменено. Сделав один шаг вперед, империя отступала на два назад.
Важно отметить, что в отличие от прежних реформ Ахмеда III и Махмуда II, главное место в Танзимате, а в последствии и в модернистских планах новых османов и младотурок занимали не военные, а социально-экономические и культурные преобразования. Инициатива при этом всегда принадлежала образованной группе интеллигенции, которая со временем становилась все больше и больше. В период с XVIII до начала XX вв. проводились самые радикальные для османского общества реформы. Слом традиционной системы, снижение влияния духовенства, заимствование и дальнейшее внедрение достижений Запада.
По Органическому закону 1869 г. и другим султанским фирманам система обучения в стране стала более светской. Отныне контроль над деятельностью учреждений, за исключением медресе, перешел в руки государства, а спектр изучаемых предметов дополнился дисциплинами не входящими в группу духовных. Также образование в Османской империи стало более систематизированным: теперь учащиеся могли шаг за шагом закончить следующие учреждения: мектеб, рюштие, идадие, лицей, военное училище/университет, что давало им возможность получить качественное образование и избежать пробелов в знаниях, что было свойственно их предшественникам. Другим достижением эпохи стало создание начальных и средних учебных заведений для женщин. Кроме того большим шагом в сфере «равенства всех подданных империи» стало создание смешанных школ, где мусульмане, христиане и евреи обучались совместно. В новое время просвещение стало важнейшим фактором общего прогресса Турции. Несмотря на то, что европейские идеи оказали благотворное влияние на создание турецких школ с новой организационной структурой и программой, что способствовало распространению основ научных знаний и передовых представлений о государственном и общественном устройстве, а также на открытие многочисленных иностранных школ, не все проблемы народного турецкого образования были решены. Тем не менее, развитие просвещения привело к появлению революционных идей и требований, что не устраивало Порту, и привело к конфронтации образованной интеллигенции и правительства. Данное противостояние хотя и привело к вынужденному переводу деятельности реформаторов в «подполье», а в некоторых случаях даже к эмиграции отдельных представителей, не смогло заглушить процесс формирования буржуазной культуры и идеологии.
В период реформ зародились первые турецкие научные общества, целью которых стало становление национальной науки, по средством проведения исследовании в области истории, языка, литературы. Академия наук и османское научное общество стали базой для дальнейшего развития национальной научной и исследовательской мысли.
В области книгопечатания модернисты смогли добиться более широкого распространения иностранных переводных книг, что повлияло на развитие турецкой литературы (новые жанры, темы, художественные приемы), а также повсеместного открытия библиотек со свободным доступом. Данная практика позволила познакомить общественность Османской империи с западными идеями. Кроме того важным достижением эпохи, связанным с развитием системы образования, является увеличение объемов издаваемой учебной литературы, что исключило опасность прекращения турецкого книгопечатания и привело к зарождению первых турецких газет.
В исследуемый период возникла и претерпела большой толчок в развитии пресса. Будучи продуктом эпохи, пресса стала отражением общественно-политических и культурных процессов в стране. Ввиду отсутствия обширных законов о цензуре, в эпоху Танзимата на страницах периодических изданий транслировались самые передовые идеи о равенстве, свободе слова, всеобщем образовании, что влияло на формирование общественных идей среди образованной части населения. Ряд газет и журналов издавался как в столице, так и в провинциях. Несмотря на дальнейшее закручивание гаек и усиление контроля как над издателями, так и над выпускаемым материалом, периодическая печать оставалась рупором для обличения прорех в государственном управлении и стала главным средством распространения информации. Периодическая печать второй половины XIX начала XX вв. ввела в обиход турецкого общества ряд новых идей и понятий, свойственных европейской мысли, которые имели важное значение для развития Турции по буржуазно-капиталистическому пути. Кроме того периодика, способствовала распространению общекультурных знаний и достижений современной науки.
Несмотря на свою половинчатость и ограниченность ввиду консерватизма неготовых отказаться от идеи восстановления и сохранения старых порядков высокопоставленных чиновников и духовенства, недостатка государственного финансирования, а также из-за сопротивления необразованных народных масс и презрения к заимствованию достижений Запада, пропитанные идеей «европеизации», реформы периода XVIII начала XXI вв. принесли существенную пользу турецкому обществу, так как обусловили некое улучшение благосостояния ее граждан, а также способствовали внутреннему развитию Турции и взрастили плеяду образованных, инакомыслящих граждан, которые в будущем встали у руля создания Турецкой республики.
Переход к буржуазно-капиталистическому строю в условия всеобщей отсталости Османской империи происходил замедленными темпами и отличался длительным и напряженным противостоянием старого-традиционного и нового-заимствованного. Отголоски этого перехода слышатся и сейчас, поэтому изучение этого процесса несет не только научный интерес, но и политическую актуальность.
1. Базили, К. М. Очерки Константинополя / К. М. Базили. — СПб. : Изд. Н. Греча, 1835. — 413 с.
2. Вронченко, М. П. Обозрение Малой Азии, в нынешнем ее состоянии, составленное Русским путешественником Ч. 1 / М. П. Вронченко. СПб. : Тип. К. Крайя, 1839. — 286 с.
3. Мольтке, Х. К. Письма о событиях и приключениях в Турции от 1835 до 1839 гг / Х. К. Мольтке. СПб. : Изд. Тренке и Фюсно, 1877. — 95 с.
4. Смирнов, В. Д. Турецкая цивилизация, ее школы, софта, библиотеки, книжное дело (из поездки в Константинополь летом 1875 г.) / В. Д. Смирнов // Вестник Европы. Т. 6, Кн. 9. СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1876. — С. 527-566.
5. Hamlin C. Among the Turks / C. Hamlin. — NY: Robert Carter and brothers, 1878. — 378 p.
Литература
Книги на русском языке
1. Гусейнов, А. А. СМИ в общественно-политической жизни Турции / А. А. Гусейнов. — М. : Наука, 1981. — 230 с.
2. Дулина, Н. А. Танзимат и Мустафа Решид-паша / Н. А. Дулина. — М. : Наука, 1984. — 189 с.
3. Еремеев, Д. Е. История Турции в средние века и новое время / Д. Е. Еремеев, М. С. Мейер. — М. : Изд. Моск. ун-та, 1992. — 264 с.
4. Желтяков, А. Д. История просвещения в Турции (конец XVIII- начало XX века)» / А. Д. Желтяков, Ю. А. Петросян. — М. : Наука, 1965. — 176 с.
5. Желтяков, А. Д. Печать в общественно-политической и культурной жизни Турции. (1729-1908 гг.) / А. Д. Желтяков. — М. : Наука, 1972. — 320 с.
6. Жуков, К. А. Образ Европы и России в произведениях османских авторов XVIII в. / К. А. Жуков, А. В. Жевелева. — СПб. : АРТ-ЭКСПРЕСС, 2014. — 174 с.
7. Ибрагимов, А. Х. Печать Турции / А. Х. Ибрагимов. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 46 с.
8. Новичев, А. Д. История Турции. III. Новое время. Часть 2 (1839-1853) / А. Д. Новичев. — Л. : Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1973. — 205 с.
9. Новичев, А.Д. История Турции. IV. Новое время. Часть 3 (1853-1875) / А. Д. Новичев. — Л. : Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1978. — 272 с.
10. Орешкова, С. Ф. Османская империя: государственная власть и социально-политическая структура / С. Ф. Орешкова. — М. : Наука, 1990. — 336 с.
11. Петросян, Ю.А. «Новые османы» и борьба за конституцию 1876 г. в Турции / Ю. А. Петросян. — М. : Изд-во вост. лит., 1958. — 157 с.
12. Петросян, И. Е. Османская империя: реформы и реформаторы (конец XVIII- начало XIX века) / И. Е. Петросян, Ю. А. Петросян. — М. : Наука, 1993. — 185 с.
13. Фадеева, И. Е. Мидхат-паша: Жизнь и деятельность / И. Е. Фадеева. — М. : Наука, 1977. — 168 с.
14. Шеремет, В. И. Османская империя и западноевропейские державы. Вторая треть XIX в. / В. И. Шеремет. — М. : Наука, 1986. — 307 с.
Книги на иностранных языках
1. Adıvar A. Osmanlı Türklerinde ilim / A. Adıvar. — Istanbul: Remzi Kitabevi, 1970. — 244 s.
2. Akşin S. Ana Çizgileriyle Türkiye’nin Yakın Tarihi / S. Akşin. — Ankara: Imaj Yayınevi, 1998. — 262 s.
3. Karal E. Z. Osmanlı tarihi / E. Z. Karal. — Istanbul: Türk Tarih Kurumu Yayınları, 2011. — 288 s.
4. Kasaba R. The Cambridge history of Turkey. Turkey in the modern world. vol. 4» / R. Kasaba. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. — 600 p.
5. Ortaylı İ. Avrupa ve Biz /I. Ortaylı. — Ankara: Turhan Kitabevi, 2007. — 306 s.
6. Rasim A. Osmanlı tarihi / A. Rasim. — Istanbul: Ilgi Kültür Sanat Yayınları, 1999 . —1426 s.
7. Sungu I. Tanzimat ve yeni osmanlar / I. Sungu. — Ankara: Maarif Vekaleti, 1940. — 787 s.
8. Yücel Y. Türkiye Tarihi 4 / Y. Yücel. Istanbul: Türk Tarih Kurumu Yayınları, 1991. — 408 s.
Статьи
1. Дулина, Н. А. К вопросу о периодизации реформ Танзимата / Н. А. Дулина // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока: XIV годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР, декабрь 1978 г. М. : Наука, 1979. — С. 86-91.
2. Желтяков, А. Д. «Основные этапы и характерные черты развития просвещения в Турции в новое время / А. Д. Желтков Ю. А. Петросян // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока: I годичная научная сессия ЛО ИНА, Ленинград, март 1965 г. 1965. — С. 38-39.
3. Новичев, А.Д. Экономические и социальные сдвиги в Малой Азии и на Балканах в первой половине XIX в. и начало Танзимата / А. Д. Новичев // Международная ассоциация по изучению стран Юго-Восточной Европы. Первый конгресс балканских исследований. М. : Б. и., 1996. — С. 16.
4. Орешкова, С. Ф. Турецкий документ первой половины XVIII века о международной ситуации в Европе и внешнеполитических целях Османской империи / С. Ф. Орешкова // Тюркологический сборник. М. : Наука. 1978. — С. 109-119.
5. Петросян, И. Е. Из истории турецкой «вольной прессы» / И. Е Петросян, Ю. А. Петросян // Народы Азии и Африки. — 1982. — № 2. — С. 95-105.
Авторефераты диссертаций
1. Фадеева, И. Е. Государственная деятельность и общественно-политический взгляды Ахмеда Мидхата-паши : автореф. дис. на соиск. степени канд. ист. наук / И. Е. Фадеева. — Л., 1975. — 25 с.
Интернет-ресурсы
1. Aslan, T. Osmanlı aydınlarının gözüyle batılılaşma [Elektronik kaynak] / T, Aslan // Dergipark. — Режим доступа :
https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/670503
2. Papila, A. Osmanlı İmparatorluğu’nun batılılaşma döneminde resim sanatının ortaya çıkışı ve Osmanlı kimliği resimsel anlatımı [Elektronik kaynak] / A. Papila // Dergipark. — Режим доступа :
https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/192618
3. Абидулин, А. М. Формирование периодической печати в Османской империи XVII-XIX века [Электронный ресурс] / А. М. Абидулин, Р. М. Валеев // КиберЛенинка. — Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-periodicheskoy-pechati-v-osmanskoy-imperii-xviii-xix-vv
4. Гладышев, А. В. «Le spectateur oriental» Александр Блакю и развитие прессы в Турции 1820-е годы [Электронный ресурс] / А. В. Гладышев // КиберЛенинка. — Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/le-spectateur-oriental-aleksandr-blakyu-i-razvitie-pressy-v-turtsii-v-1820-e-gody/viewer
5. Жуков, К. А. Вестернизация османского общества глазами польского ренегата: «Турецкие анекдоты» Михаила Чайковского (Садык-паши) [Электронный ресурс] / К. А. Жуков // КиберЛенинка. — Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predstavleniy-ob-osmanskoy-imperii-v-rossii-v-xviii-nachale-hx-v
6. Малаховский, А. К. Первые шаги египетской правительственной прессы XIX в. Как основа дальнейшего развития национальной журналистики [Электронный ресурс] / А. К. Малаховский // КиберЛенинка. — Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/pervye-shagi-egipetskoy-pravitelstvennoy-pressy-xix-v-kak-osnova-dalneyshego-razvitiya-natsionalnoy-zhurnalistiki