ВВЕДЕНИЕ 10
Глава I. Теоретико-методологические основания изучения рынка ресторанных услуг в социологии. 14
1.1 Ресторанный сегмент в структуре общественного питания. 14
1.2 Экономический анализ рынка ресторанных услуг 26
1.3 Социологический подход к анализу функционирования рынка ресторанных услуг 38
Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА РЕСТОРАННЫХ УСЛУГ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАННОГО ХОЛДИНГА GINZA PROJECT) 41
2.1 История создания холдинга Ginza Project 41
2.2 Характерные особенности исследуемого субъекта 42
2.3. Роль сетей в развитии рынка ресторанных услуг ( на примере ресторанного холдинга Ginza Project) 53
Заключение 72
Список использованной литературы 77
Приложения 79
Приложение А 79
Приложение Б 81
Приложение В 88
Приложение Г 89
Приложение Д 90
В XXI веке, как и в прошлые столетия, каждый ресторан стремится обойти конкурента, создать свой неповторимый стиль, разработать неповторимое и уникальное торговое предложение и позиционирование. С каждым годом на рынке ресторанных услуг предоставляются новые формы подачи и оформления, на формирование которых влияют технологические аспекты и появление новых профессий.
Исследование рынка ресторанных услуг является актуальным по нескольким причинам. Во-первых, сектор услуг на сегодняшний момент является преобладающим в экономике, в нем занято большинство людей, поэтому он, несомненно, влияет на рынок труда. Во-вторых, ресторанные услуги, предоставляемые в России, развиваются по определенным механизмам, регулируемым не только рыночными законами спроса и предложения, а еще и социальными. Важно знать, какие именно социальные законы действуют на данном рынке, потому что он развивается и расширяется, в нем появляются свои «правила игры», то есть нормы, по которым следует действовать агентам. Для понимания этих правил следует исследовать рынок и определить, какое поведение необходимо выбирать продавцам услуги, чтобы быть успешными у покупателей. Затрагиваемый в данной работе рынок ресторанной индустрии находится в постоянной развитии, что наглядно демонстрирует то, что необходимо постоянно контролировать развитие имиджа отдельного предприятия. В наше современное время имидж предприятия, в основном, складывается в социальных сетях.
Проблема
Описанная выше современная ситуация на рынке ресторанных услуг не дает четкого понятия, как предприятия общественного питания развиваются, как поддерживают свою конкурентоспособность и формируют имидж предприятия.
Кроме того отсутствие удовлетворяющего количества компетентных источников и недостаточное число рыночных исследований. Данную проблему помогает решить корпус отраслевой литературы и имеющиеся исследования экспертов в области маркетинга.
Объект данной работы: Ресторанный рынок Санкт-Петербурга.
Предмет работы: социально-экономические факторы функционирования рынка на примере Ресторанного холдингаGinza Project.
Основной целью является выявление ключевых социально-экономических факторов, влияющих на развитие ресторанного рынка.
Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть ресторанный сегмент в структуре общественного питания.
2. Проанализировать экономическое состояние рынка ресторанных услуг.
3. Изучить социологический подход к анализу функционирования рынка ресторанных услуг.
4. Проанализировать тенденции развития ресторанных услуг Санкт-Петербурга на примере Ginza Project.
Рабочая гипотеза, выдвигаемая в рамках данной работы, звучит следующим образом: в современном мире большое влияние на имидж и репутацию заведения общественного питания оказывают такие характеристики как атмосфера, подача и представление заведения в социальных медиа.
Теоретико-методологические основы работы
В работе были рассмотрены известные труды по теме исследования таких авторов, как: Т. Веблен, М.Грановеттер, Н. Флигстин, а также статьи других российских и зарубежных авторов. Для обеспечения более полного содержания проводимого исследования была использована некоторая справочная и учебная литература.
Методы исследования:
-общетеоретические, включая сетевой подход, анализ литературы по теме исследования.
-эмирические, включая контент анализ СМИ(Портал allcafe.ru, Журнал Собака.ru, Журнал Where, портал Ресторан.Ru), социальные сети (Вконтакте, Facebook, Instagram), корпоративный сайт, корпоративная газета Ginza News.Сбор информации проходит посредством мониторинга медиа за период февраль 2017 — апрель 2017 года и анкетирование.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из двух глав. Во введении описаны актуальность темы, проблема, объект, предмет, цели и задачи, степень изученности проблемы, а также теоретико-методологическая база исследования, гипотезы и структура работы. В первой главе представлена существующая классификация заведений общественного питания со стороны потребителей, в соответствии с ГОСТ. Проанализировано современное состояние рынка ресторанных услуг и их тенденции. С помощью социологического подхода Нила Флигстина «Рынки как Политика», который рассматривал рынок как игру крупных агентов, формирующих свое пространство смыслов, которое выгодно только им. Во второй главе проанализированы факторы, влияющие на развитие ресторанного холдинга, а также основные позиции конкурентной борьбы.
В процессе написания данной выпускной квалифицированной работы мной было проанализировано пространство рынка ресторанных услуг Санкт-Петербурга и исследовано как влияют сети на развитие данного рынка.
В первой главе были рассмотрены понятие, характеристики и особенности исследуемого рынка. Представлена классификация заведений принятая потребителем и предпринимателем и по ГОСТу, представлена сегментация заведений по форме обслуживания, а также представлены требования к ресторанам для соответствия определенной категории. Итак, под общественным питание мы понимаем-отрасль торговли, которая специализируется на производстве и реализации готовой к потреблению пищи, обслуживая этой пищей потребности населения в общественных местах. В международном значении общественное питание определяют как приготовление большого количества пищи, которое выполняется без договоренности с потребителем. Предприятия общественного питания делятся на частные и государственные. Данные предприятия выполняют три взаимосвязанных функции: Производство блюд, реализация блюд и организация потребления. Кроме этого данные услуги выполняют и ряд социально-экономических функций: предоставляют готовую пищи потребителю для общественно-организованного потребления, предоставляют потребителю культурно-досуговые мероприятия, совершенствуют структуру использования свободного времени. Исходя из этого можно утверждать, что услуги общественного питания реализуют человеческую потребность в отдыхе, общении и развлечении, а тем самым помогают ему социализироваться.
Так как в работе исследуется ресторанных холдинг в первой главе дано определение ресторана по ГОСТу. ГОСТ определяет ресторан как предприятие общественного питания, имеющее широкий ассортимент блюд сложного приготовления с высоким уровнем обслуживания и в сочетании с организацией отдыха и развлечений. В работе представлены требования для соответствия ресторану определенной категории и требования к архитектурно-планировочным решениям.
На основе экономического анализа рынка ресторанных услуг можно сказать о том, что ресторанный бизнес отличается от всех остальных видов бизнеса и выявили тенденции развития данной сферы:
1. Исходя из результатов можно сказать, что на данном рынке появляются новые направления в кухне ,например, латиноамериканская, паназиатская, корейская.
2. Доходы потребителей сокращаются, поэтому потребители относятся к выбору ресторана с большей избирательностью.
3. Заведения уделяют значительное внимание не интерьеру, а кухне и авторским блюдам.
4. Наблюдается рост доли сетевых предприятий.
5. Фаст-фуд является наиболее массовым сегментом.
На основании проделанной работы можно утверждать и о угрозах развития данного рынка, среди которых:
1. Сокращение доли рынка из-за появления новых игроков в исследуемом сегменте и за счет наличия недостатков внутри самой компании.
2. Ограниченность площадей для открытия новых ресторанов, местоположение имеет ключевое значение для данной отрасли, в результате того, что открыть ресторан стараются в центре города, это привело к завышенной арендной плате за помещение.
3. Существуют риски связанные с потенциальным срывом поставок продуктов.
4. Сезонность предприятий общественного питания.
Из года в год ресторанный бизнес стремительно развивается. Идет серьезная конкурентная борьба за посетителей. Именно этот фактор заставляет топ-менеджеров продумывать не только основную стратегию и стиль деятельности ресторана, но и детали, придающие заведению уникальность и неповторимость. На данный момент можно утверждать, что предложение доминирует над спросом.
Только при формировании грамотно разработанной концепции и последовательного комплексного внедрения всех составляющих ресторанного бизнеса, гарантирован успех в развитии деятельности ресторана.
Во второй главе я изучала достаточно популярный ресторанный холдинг в Санкт-Петербурге Ginza Project. Данный холдинг принадлежит к сегменту Файндайнинг, что означает, что аудитория данного холдинга имеет достаток выше среднего. Географическая принадлежность данного холдинга очень широка в Санкт-Петербурге, однако не охваченными остались Петродворцовый, Кировский, Колпинский, Кронштадский, Невский, Фрунзенский и Пушкинский районы.
Ginza Project, является отличным примером того, как компания реализует стратегию зонтичного бренда, занимаясь и развивая другие проекты. Данный холдинг является уже сформировавшимся брендом.
Отличительной чертой GP является- кухня, активная реклама в социальных медиа, привлечение знаменитых личностей к сотрудничеству или выступлениям в ресторанах сети, наличие большого числа спонсоров. На основании исследования мне удалось выяснить, что основное позиционирование ресторанов в СМИ идет как место для развлечений, что объясняет концепцию привлечения звезд и освещение проходящих мероприятий в ресторанах данной сети.
По результатам исследования удалось выяснить, что сильными сторонами холдинга является то, что холдинг имеет большое количество ресторанов, наличие дополнительных проектов, агрессивную рекламу и активный пиар с помощью интернет паутины.
Концепция ресторанов начинает устаревать, что является слабой стороной для сети.
Кроме этого холдинг может столкнуться с угрозами продовольственного эмбарго и повышение арендной ставки.
На основании проведенного исследования можно сказать о том , что большинство потребителей узнает о холдинге через онлайн среду, что является не удивительным, так как социальные сети в современности играют немаловажную роль. Но так же потенциальные посетители часто получают информацию о холдинге через своих знакомых или коллег, что подтверждает теорию о том, что знания проходят с помощью силе слабых связей.
На основании вышесказанного можно утверждать, что публикации в СМИ являются определяющими средствами в формировании интереса со стороны потребителей, выступают средством для формирования репутации и привлечения потребителей для посещения холдинга. Благодаря социальным сетям Ginza Project имеет хорошую репутацию, прогрессирующий спрос у клиентов. Тем самым, можно сделать вывод, что социальные сети являются самым эффективным способом продвижения.
Касаясь же всей вышеприведенной информации в предыдущих главах относительно ресторанного рынка Санкт-Петербурга, можно судить о достаточно высокой лояльности потребителей к холдингу Ginza Project. Однако, компания не является монополистом на рынке Санкт-Петербурга в сегменте ресторанной индустрии, а имеет ряд конкурентов: ресторанные группы и ресторанные сети. Интересующий нас холдинг в данной работе и его конкуренты являются сильными игроками, формирующий ресторанный рынок в Санкт-Петербурге. Появляющиеся новые игроки формируют свою концепцию ориентируясь на монополистов данного рынка.
Среди конкурентов Ginza имеет отличительное преимущество для своего развития в том, что холдинг активно предоставляет информацию о ресторанах на различных сетевых порталах, новости о холдинге распространяются по всем существующим социальным сетям и присутствуют на большом количестве новостных порталах, чем не может похвастаться ни один из конкурентов. Холдинг отдает наибольшее предпочтение в продвижении онлайн-среде с помощью которой создается лояльность потребителей, престиж и доверие целевой аудитории, исходя из этого и формируется имидж фирмы.
1. Арсеньева А. Особенности российского премиум-сегмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.itctraining.ru/library/info/73.(дата обращения 12.05.2017)
2. Ассэль, Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов [Текст] - М.: ИНФРА-М, 2001. - 337 с.
3. Алешина, И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров / И. В. Алешина. – М. : Ассоциация авторов и издателей «Тандем» ; ГНОМ-ПРЕСС, 1997. – 256 с.
4. Бодрийяр Ж. «Общество потребления. Его мифы и структуры» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://ruthenia.ru/logos/kr/consum.pdf(дата обращения 12.05.2017)
5. Бодрийяр Ж. Система вещей.- М.:РУДОМИНО,2001.
6. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. – М.: Наука,1990.
7. Вебер М. Хозяйство и общество [Электронный ресурс]. URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/library:0118026 (дата обращения: 12.05.2017)
8. Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций. – М.: Прогресс, 1984.
9. Веселов Ю.В. «Социология одного города: пространство Петербурга». [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214034994/Veselov_N2.indd-8.pdf(дата обращения 12.05.2017).
10. Веселов Ю.В.,Емельянова Т.В Социология вкуса // Веселов Ю.В.,Кашин А.Л.(ред.). Экономическая социология: теория и история. СПб.:Нестор-История,2012.
11. Волкова И. «Ресторанное дело. Самая полная энциклопедия от Люсьена Оливье до Аркадия Новикова». М.: Изд-во Астрель, 2014.
12. Ганскау Е. Ю., Минина В. Н. Правильный обед глазами петербуржцев [Электронный ресурс]. URL: http://jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2015_1/Ganskau_Minina_2015_1.pdf (дата обращения: 12.05.2017).
13. Грановеттер М. Сила слабых связей (перевод З.В.Котельниковой) 2009.Т.10. №4. 31-50 с.
14. Голубков Е.П.Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Финпресс», 2003. – 496 с
15. Громашева О. А. Мужское и женское в практиках питания: интерпретация петербургских родителей и детей. [Электронный ресурс]. URL:http://ecsocman.hse.ru/data/2013/02/11/1251419946/Gramasheva_2011_5.pdf (дата обращения 12.05.2017)
16. Ефимова С.Л. Ресторанный бизнес в России.-М.:РосКонсульт, 2000, с 11.
17. Зарубина Н.Н. Практики питания как маркер и фактор социального неравенства в России: история и современность // Историческая психология и социология истории, № 2, T.7, 2014
18. Захарова Ю. Формирование практик потребления продуктов питания в современном российском обществе // Люди и вещи в советской и постсоветской культуре. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2005. [Электронный ресурс]. URL:http://ecsocman.hse.ru/data/400/687/1219/razdel_3.pdf (дата обращения 12.05.2016).
19. Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии / Зиммель Г. // Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. — М. : Юристъ, 1996.
20. Зиммель Г. Социология трапезы // Социология: теория, методы, маркетинг.-Киев: 2010.4, с.187-192.
21. Ильин В.И. Потребление как дискурс: Учебное пособие.-СПб.:Интерсоцис, 2008, с.267-269.
22. Кучер Л.С.Ресторанный бизнес в России: технология успеха.-М.:Консульт,2007.
23. Максимцова М.М., Игнатьева А.В. Менеджмент-М.: ЮНИТИ, 2008- 431 с.
24. Маслов, Е.В., Управление персоналом предприятия-М.: Инфра-М, 2009- 586 с.
25. Мексон, М. И др. Основы менеджмента / пер.с англ.-М.: Дело,2009-421 с.
26. Монтанари М. Голод и изобилие: история питания в Европе. СПб.: Alexandria, 2008.
27. Котлер,Ф. Основы маркетинга/ Ф.Котлер. – М.,2005. – 656 с.
Майкл Э. Портер «Конкуренция», 2011 г.
28. Келлер К. Стратегический брэнд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом / 2-е изд. - пер. с англ. - М.: Вильямс, 2005. - 704 с.
29. Келлер,К. Стратегический брэнд-менеджмент: создание,оценка и управление марочным капиталом : Пер. с англ. / Кевин ЛейнКеллер. – 2-е изд. – М.: Вильямс, 2005. – 704 с.
30. Панасюк, А.Ю. Формированиеимиджа. Стратегия, психотехнологии, психотехники. — М.: ОМЕГА-Л, 2008.—266 с.
31. Почепцов, Г. Г. Имиджелогия. - К.: 2002. - 574 с.
32. Радаев В.В. Рынок как объект социологического исследования / В.В. Радаев // Социологические исследования.-1999.- №3.- 28-37 с.
33. Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь [Текст] - М., 2004. – 479 с.
34. Сорокин П. Голод как фактор:Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь.-М.:Academia,2003.
35. Сорокин, П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / П. А. Сорокин. – М. : Наука, 1994. – 560 с.
36. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П. А. Сорокин. – СПб. : Изд-во РХГИ, 2000. – 1056 с.
37. Томилова, М. В. Модель имиджа организации / М. В. Томилова // Маркетинг в России и за рубежом. — 1998.—№1 – URL: http://www.cfin.ru/press/marketing/1998-1/05.shtml
38. Травин, В. В. Менеджмент персонала предприятия. – М.: Дело, 2006. – 272 с.
39. Ульяновский, А. Корпоративный имидж.: технологии формирования корпоративного имиджа для максимального роста бизнеса / А.В.Ульяновский. — Изд.2-е дораб. — М. : Эксмо, 2008. — 400 с.
40. Федько, В.П. Маркетинг — Ростов-н/Д: Феникс, 2002. – 480 с.
41. Флигстин Н. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений.2001. Том 2. № 4. С. 28–55
42. Харчева В.Г. Основы социологии / В.Г Харчева.-М.: Логос,2000-302 с.
43. Хмырова, С. В. Ресторанный маркетинг:учеб.пособие для студентов / С.В. Хмырова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 255 с.
44. Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. No 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения». ПРИКАЗ, ГОСТ РОССТАНДАРТА от 22.11.2013 NoNo 1676-ст, ГОСТ 30389-2013
45. Шепель В.М. «Имидж как научное понятие. Семантика понятия «ИМИДЖ».» [Электронная версия]. –Режим доступа: http://www.psichology.vuzllib.su/book_o603_page_21.html - дата обращения 19.05.2017.
46. Яркина Т.В. «Основы экономики предприятия». Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. С.Ф. Покропывного. - К.: Из-во "Хвиля-Прес", 1995.
47. Silverstein M.J. TreasureHunt: InsidetheMindoftheNewConsumer. – PortfolioHardcover, 2006.
48. Weber, M. EconomyandSociety: AnOutlineofInterpretiveSociology / M. Weber. – Berkeley, CA: U.CaliforniaPress, 1978. – 1712 p.
49. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.restoclub.ru - дата обращения 27.05.2017.
50. [Электронный ресурс]. Режим доступа restorating.ru- дата обращения 25.04.2017.
51. [Электронный ресурс]. Режим доступаspb.restoran.ru/ - дата обращения 15.05.2017.
52. [Электронный ресурс]. Режим доступаspb.tomesto.ru/ - дата обращения 24.05:2017.
53. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.the- village.ru/village/food/restaurants/123705-kak-vybirayut-luchshie-restorany- restorannye-kritiki-i-shef-povara – дата обращения 23.05.2017.