Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Выраженность иррациональных установок у лиц с различным уровнем невротизации

Работа №132870

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы109
Год сдачи2021
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 4
Abstract 5
Введение 6
Глава 1. Обзор литературы. 12
1.1 Понятие невротизации. 12
1.1.1 Определение невротического расстройства и его диагностика. 13
1.1.2 Подходы к пониманию природы невротических расстройств. 16
1.1.3 Классификация невротических расстройств в МКБ-11. 20
1.1.4 Психологические особенности пациентов с невротическими расстройствами. 21
1.2 Понятие иррациональных установок. 23
1.2.1 Теоретическая концепция иррациональных установок. 23
1.2.2 Типологизация иррациональных установок. 28
1.2.3 Методы диагностики иррациональных установок. 32
Глава 2. Организация и методы исследования. 37
2.1 Описание выборки исследования. 37
2.2. Методы исследования. 37
2.2.1 Опросник SCL – 90. 38
2.2.2 Опросник П. Беккера. 41
2.2.3 Опросник невротической личности KON – 2006. 42
2.2.4 Опросник А. Эллиса. 46
2.3 Процедура исследования. 48
2.4 Математико-статистические методы обработки данных. 49
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение. 50
3.1. Результаты сравнительного исследования иррациональных установок у мужчин и женщин 50
3.2 Результаты сравнительного исследования степени выраженности симптоматики невротического регистра у мужчин и женщин. 51
3.3 Результаты сравнительного исследования уровня психологического благополучия у мужчин и женщин. 55
3.4 Результаты сравнительного исследования общей выраженности невротических черт личности у мужчин и женщин. 57
3.5. Результаты корреляционного анализа. 58
3.5.1 Статистически достоверные корреляционные связи показателя невротизации личности X-KON у мужчин и женщин. 59
3.5.2. Статистически достоверные корреляционные связи общего показателя выраженности иррациональных установок у мужчин и женщин. 63
3.6. Результаты факторного анализа. 67
3.7. Результаты регрессионного анализа. 70
3.5 Клинический пример. 72
3.6 Обсуждение результатов исследования. 74
Выводы 76
Заключение 78
Список использованных источников 79
Приложение А 85
Приложение Б 89



Невротизация как этап процесса формирования невротического расстройства на сегодняшний день представляет большой интерес для изучения. Невротическое расстройство, исследуется не один десяток лет (Карвасарский Б.Д., 1990, 2012; Исурина Г.Л., Варшаловская Е.Б. и др., 1994; Попов Ю.В., Вид В.Д., 1997; Обидин И.Ю., 2007; Абабков В.А., Васильева А.В., Вьюнова Т.С. и др., 2008; Карвасарский Б.Д., Колотальшикова Е.А., Караваева Т.А. и др., 2011; Колотильщикова Е.А., Бабурин И.Н., Караваева Т.А., 2011; Николаев Е.Л., Суслова Е.С., 2011; Платонов Д.Г., 2012; Карпюк В.А., Станько Э.П., Шустер Э.Е. и др., 2013). Однако, с течением времени изменяется среда, которая является фактором развития и формирования заболевания. Соответственно, эмпирические данные о невротических расстройствах, собранные полвека назад, на сегодняшний день устаревают и требуют пересмотра норм и общих взаимосвязей.
Распространенность невротических расстройств велика, соответственно, методы работы с проявлениями невротизации также вызывают большой интерес. Существуют разные подходы к пониманию природы возникновения неврозов, которые и определяют способы психологической коррекции (Карвасарский Б.Д., 1990; Абабков В.А., Исурина Г.Л., 1992; Попов Ю.В., Вид В.Д, 1997; Обидин И.Ю. 2007; Абабков В. А., Васильева А. В., и др. 2008; Николаев Е.Л., Суслова Е.С. ,2011; Платонов Д.Г., 2012; Карпюк В.А, Станько Э.П. и др., 2013; Караваева Т.А., 2011).
Одним из наиболее популярных на данный момент подходов к работе с невротическими расстройствами является когнитивный подход. Важным показателем в рамках данного подхода выступает выраженность иррациональности мышления, наличия иррациональных установок. Все мысли, происходящие их иррациональных установок, либо не несут в себе никакой пользы, либо, что еще хуже, наносят вред (Холмогорова А. Б., 1996).
Основные иррациональные убеждения присущи каждому первому современному человеку (Эллис А., Драйден, У., 1987,МакМаллин Р., 2001). Безусловно, существуют различия по степени выраженности иррациональности, ее влияния на жизнь конкретного индивидуума, форме, в которой она выражается, и уровне осознания самим человеком его же убеждений. Некоторые люди ведут себя значительно менее иррационально, чем другие. Тем не менее, трудно найти даже одного человека, неподвластного своим иррациональным убеждениям. Даже понимая, насколько глупыми бывают эти закостенелые традиции, даже осознавая неуместность их существования в современном обществе, тот вред, который они наносят, ограничивая людей в проявлении их индивидуальности и препятствуя личностному выражению, оказывается сложно отказаться от следования им. Какова вероятность, что есть хоть один человек, не дававший себе глобальных личностных оценок, основываясь лишь на одной неудаче, не увеличивал свою ценность, за счет репутации семьи или организации, к которой он принадлежит. Так или иначе, каждый из нас имеет свои предрассудки и пагубные пристрастия (Эллис А., Драйден, У., 1987).
Многие основные иррациональные верования перекочевали в наше время из далекого прошлого. Согласно историческим и антропологическим данным, все основные существующие сегодня иррациональности, играли большую роль во всех социальных слоях прошлых столетий. Несмотря на то, что законы и правила группы зависят от различных факторов и могут кардинально отличаться у двух живущих в разное время и на разных континентах народов, принципы сохраняются все зависимости от века и климатических условий. Принципы абсолютизма, долженствования, догматизма, религиозности и доверчивости остаются неизменными (ЭллисА., 1998).
Даже разница в образовании не дает гарантии несформированности иррациональных верований у индивидуумов, прошедших обучение в вузе или получивших ученую степень, также, как и не выдает монопольное право на лидерство в количестве и глубине укоренения таких установок у лиц с низким уровнем образования (ЭллисА., Ландж А., 1997).
В этой связи представляет интерес изучение взаимосвязи иррациональных убеждений с уровнем невротизации, который рассматривается как доклинический феномен и проявляется как на личностном уровне, так и на уровне появление ряда симптомов невротического регистра, не достигающих уровня клинически оформленного невротического расстройства.
Все вышенаписанное обуславливает актуальность данной темы. При всех существующих сегодня знаниях о иррациональных убеждениях, мы продолжаем следовать им, временами даже осознавая нелогичность и, порой, абсурдность умозаключений, являющихся их продолжением (МакМаллин Р., 2001). Иррациональные убеждения и автоматические мысли, являясь своеобразным посредником, между реальными событиями и эмоциональным и поведенческим реагированием, влияют на неврозогенез. Воспринимая происходящее в реальном мире, информация о произошедшем событии закрепляется в виде когниций (мыслей). С одной стороны, это мысль является дескриптивной, т.е. объективно отражающей реальность, с другой, оценочной. Между этими двумя видами когниций образуется связь. Будет эта связь гибкой, то есть подразумевающей большую вариативность интерпретаций и, соответственно, реакций или же жесткой, безапелляционной зависит от наличия иррациональной установки, характерной для данного события или отсутствия этой установки. Не имея иррациональной установки, у человека есть большой диапазон возможных интерпретаций происходящего и возможность адекватно отреагровать на него. Если же иррациональная установка существует, информация о событии оценивается в соответствии с содержанием этой установки и формируется жесткая связь между дескриптивными и оценочными когнициями. В рамках когнитивного подхода, считается, что когниции – посредники между стимулами в реальном мире и эмоциональным реагированием на них. Таким образом, иррациональные установки определяют содержание, продолжительность и интенсивность эмоциональных реакций. Чем сильнее выражена иррациональная установка, тем ярче и длительнее будет эмоциональная реакция, неадекватная ситуации (Бэк 2002, Эллис А.,1987, 1997).
Иррациональные мысли формируют определенные ожидания у человека от окружающей его реальности и, в частности, от него самого. Подробные несоответствия вызывают сильную эмоциональную, переходящий в аффективную, реакцию, что негативно сказывается на самочувствии и успешности жизнедеятельности индивидов. Неосознаваемые, прочные иррациональные убеждения оказывают влияние на оценку человеком самого себя, своей жизни и успешности. Таким образом формируется невротический конфликт, дезорганизующий личность. В будущем это может привести к возникновению невроза. Следовательно, иррациональность мышления может служить фактором невротизации (Бодров В.А.,1994;Ландж А., 1997;МакМаллин Р., 2001;Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р., 1994;Эллис А.,1987, 1997).
Целью данной работы является изучение выраженности иррациональных убеждений и их взаимосвязи со степенью невротизации личности. В соответствии с представленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучение наличия и выраженности иррациональных убеждений у мужчин и женщин с различной степенью выраженности симптоматики невротического регистра.
2. Изучение выраженности личностных дисфункций связанных с развитием невротических расстройств, у мужчин и женщин с различной степенью выраженности симптоматики невротического регистра
3. Изучение выраженности симптоматики невротического регистра у мужчин и женщин с различной степенью выраженности симптоматики невротического регистра
4. Изучение общего уровня психического благополучия у мужчин и женщин с различной степенью выраженности симптоматики невротического регистра.
5. Изучение взаимосвязей между степенью выраженности иррациональных убеждений и уровнем невротизации.
Объект исследования - взаимосвязь между степенью выраженности иррациональных убеждений и уровнем невротизации.
Предмет исследования –иррациональные убеждения, компоненты психологического благополучия (психическое здоровье, экстраверсия, интеллект), выраженность невротической симптоматики и симптоматического дистресса, невротические черты личности.
Основная гипотеза исследования.
Степень выраженности иррациональных убеждений обнаруживает значимые корреляций с уровнем невротизации.
Дополнительная гипотеза.
Существует статистически достоверная связь выраженности иррациональных установок и проявления невротической симптоматики.
Методы исследования:
1. ОпросникSCL – 90 для определения степени выраженности симптоматики невротического регистра;
2. Опросник П. Беккера для изучения самооценки психического благополучия;
3. Опросник невротической личности KON – 2006;
4. Опросник А. Эллиса для выявления иррациональных установок.
Выборка исследования. Было проведено обследование 46 человек с помощь указанных методик. Исследование проводилось в online-формате с применением анкетного метода сбора информации в период в декабря 2020 г. по апрель 2021г.
Критерии включения в экспериментальную группу:
• Возраст от 18 до 30лет;
• Наличие жалоб невротического регистра разной степени выраженности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Иррациональные установки присущи каждому и, несомненно, они влияют на жизнь каждого их владельца. Отличаясь по содержанию, степени уверенности в определенной установке, характеру убеждения, степени выраженности иррациональности мышления, они имеют значимое влияние на восприятие окружающего мира. Следовательно, на содержание внутреннего мира человека.
Кроме того, они формируют почву для образования невротического расстройства личности. Иными словами, способствуют невротизации личности посредством формирования нереалистичных ожиданий от мира, других людей и даже самого себя.
Взаимосвязь степени выраженности иррациональных установок и уровня невротизации обнаружена в ходе проведения представленного исследования.
Согласно его результатам, степень выраженности иррациональных установок имеет прямую значимую взаимосвязь с выраженностью симптоматики невротического регистра, выраженностью дисфункций личности невротического характера, а также с общим показателем психологического неблагополучия.
Также было обнаружена большая невротизация по многим показателям проявления симптомов невротического расстройства и личностных изменений среди женщин, по сравнению с мужчинами. Кроме этого, была обнаружена достоверная обратная связь между степенью выраженности иррациональных установок и возрастом.
В целом, тема исследования взаимосвязи иррациональности и невротизации представляется достаточно перспективной в силу изученности работы с иррациональными установками, что позволит проводить эффективную психопрофилактику невротических расстройств.



1. Абабков В.А., Исурина Г.Л., Мизинова Е.Б. «Учение о неврозах». СПб.: издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2012. 175 с.
2. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. СПб.:, 2004. 165 с.
3. Адлер А. Наука жить. Пер. с англ. Е.О. Любченко. Киев: Port-Royal, 1997. 288 с.
4. Айзенк Г.Ю. Структура личности. - М., 1999.
5. Айрапетянц М.Г., Вейн А.М. Неврозы в эксперименте и в клинике. М.: «Наука», 1982. 271 с.
6. Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства (этиология, патогенез, специфические и неспецифические симптомы, терапия). М.: Литтерра, 2010. 272 с.
7. Ануфриев И. Е. Самоучитель MatLab 5.3/6.х. СПб.: БХВ-Петебург, 2002. 736 с.
8. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический Журнал. 1994. Т.15. № 1. С. 3-18.
9. Белогорцев Д.О. Клинико-биологические и психосоциальные факторы затяжного течения невротических расстрогйств// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальности: 14.01.06 ― психиатрия 19.00.04 ― медицинская психология// Васильева А.В., Михайлов В.А// Санкт-Петербург, 2011, 140 с.
10. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс. //Психологический журнал, 1994, № 6, С.121-128.
11. В. В. Бойко. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996
12. В. В. Бойко. Психоэнергетика. СПб.: Питер, 2008.
13. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
14. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. Киев: Ваклер, 1997. 304 с.
15. Бурлачук Л.Ф., Жидко М.Е., Кочарян А.С., Психотерапия: учебник для вузов. вузов. 2-е изд., стереотип. СПб: Питер, 2007. 480 с.
16. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. Практикум по психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.
17. Васильева А. В. Биопсихосоциальная модель терапии затяжных форм невротических расстройств /А. В. Васильева // Материалы XV съезда психиатров России 9-12 ноября 2010г. — М. — 2010. — С.184
18. Василева А.В. Затяжные формы невротических расстройств: биопсихосоциальная концепция этиопатогенеза и терапии//Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук по специальности: 14.01.06 ― психиатрия 19.00.04 ― медицинская психология //Незнанов Н.Г., Карвасарский Б.Д.// Санкт-Петербург, 2012, 72 с.
19. Васильева А.В. Сравнительный анализ стресс-преодолевающего поведения (копинга) у больных острым и хроническим невротическим расстройством / Д. О. Белогорцев, А. В. Васильева, Б. Д. Карвасарский, Е. А. Колотильщикова, Е. И. Чехлатый // Вестник психотерапии. —2010. — № 33(38). — С.70-83.
20. Варшаловская Е. Б., Исурина Г. Л. и др. Психологические аспекты неврозов // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб., 1994.
21. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями / под ред. Вассермана Л. И. СПб., 2009. 38 с.
22. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 448 с.
23. Исаева Е.Р., Исурина Г.Л., Кайдановская Е.В., ФлоресБуэно Ф.Ф., Чехлатый Е.И. Исследование копинг-поведения у больных малопрогредиентной шизофренией и неврозами // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. – 1995 – № 3. С.98-101.
24. Карвасарский Б. Д. Неврозы. М.: Медицина, 1990. 576 с.
25. Карвасарский Б.Д., Абабков В.А., Васильева А.В., Исурина Г.Л., Караваева Т.А., Назыров Р.К., Чехлатый Е.И. Копинг-поведение у больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: Пособие для врачей. СПб., 1999. 24 с.
26. Карвасарский Б.Д. Патоморфоз психологических характеристик больных с невротическими расстройствами за последние 30 лет: пособие для врачей/НИПНИ им. В.М. Бехтерева; авторы-сост.: Б.Д. Карвасарский, Е.Б. Мизинова, Е.А. Колотильщикова, Т.А. Караваева, И.Н. Бабурин. СПб., 2011. 28 с.
27. Кемпинский А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975. 400 с.
28. Клиническая психология / Под ред. Бауманна У., Перре М. СПб: Питер, 2007. 1312 с.
29. Кузьмина Е.И. Исследование детерминант свободы-несвободы от фрустрации // Вопросы психологии. - 1997. - № 4.
30. Лакосина Н.Д., Трунова М.М., Неврозы, невротические развития личности и психопатии: Клиника и лечение. М.: Медицина, 1994. 192 с.
31. Ласко Н.Б. Психологические методы в диагностике уровня невротизации и психопатизации: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Л., 1978.
32. Мак-Вильямс, Нэнси. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Psychoanalyticdiagnosis: Understandingpersonalitystructureintheclinicalprocess. — Москва: Класс, 1998.
33. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии / Перевод с английского Т. Саушкиной. — СПб.: Речь, 2001. — 560 с.
34. Менделевич В. Д., Соловьева С. Л., Неврозология и психосоматическая медицина. М., 2002. 596 с.
35. Мясищев В.Н. Личность и неврозы, монография, Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, Л.: издательство ЛГУ, 1960. 428 с.
36. Мясищев В.Н., Психология отношений. М.; Воронеж, 1995.
37. МКБ 11 – международная классификация болезней 11-го пересмотра. URL: https://icd.who.int/ru (дата обращения: 25.05.2021).
38. Нартова-Бочавер С.К. Копинг-поведение в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т.18, № 5. С. 20 – 30.
39. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. Спб.: Речь, 2004. 392 с.
40. Наследов А. Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. 416 с.
41. Нюнберг Г. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. М.; СПб., 1999. 368 с.
42. Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: Питер, 2003. 544 с.
43. Пивень Б.Н. Сочетанные формы психических заболеваний и МКБ-11// Социальная и клиническая психиатрия. 2014. Т. 24. № 4, С. 69 -72.
44. Попов Ю.В., Вид В.Д, Современная клиническая психиатрия. М., «Экспертное бюро-М», 1997. 496 с.
45. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Д. В. Карвасарского. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2006.
46. Психотерапия: учебник для студентов медицинских вузов и врачей общей практики / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — Изд. 3-е., доп. — Санкт-Петербург: «Печ. двор» им. А. М. Горького, 2007. — 672 с.
47. Радюк О. М., Каменюкин А. Г., Ерухимович Ю. А., Басинская И. В. Точки соприкосновения в моделях А.Эллиса и А.Бека // Когнитивно-поведенческий подход в консультировании и психотерапии: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 5-7 октября 2018 г. — Минск : БГПУ, 2018. — С. 94—104.
48. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека – М., 2004.
49. Романовский В.А. Психогении. Невротические реакции, неврозы, невротические развития. СПб: - 2018. 213с.
50. Свядощ А. М. Неврозы и их лечение. — 2-е изд. — М., 1971.
51. Свядощ А. М. Неврозы - 3-е изд., перераб. И доп. М.: Медицина, 1982. 451 с.
52. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. М.: Академический Проект, 2000. 416 с.
53. Франкл В. Теория и терапия неврозов. СПб. Речь, 2001.
54. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ.нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368с.
55. Фрейд 3. Психоанализ и неврозы, Минск, 1998.
56. Фрейд З., Психология бессознательного. М., 1989.
57. Хасан Б.И. Психотехника конфликта. - Красноярск, 1995.
58. Хорни К. Женская психология. - СПб., 1993.
59. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / пер. с англ. В.Светлова. - М.: Академический Проект, 2007.
60. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ Издательская группа «Прогресс»: Универс, 1993. 480с.
61. Холмогорова А. Б. Философско-методологические аспекты когнитивной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. — 1996. — № 3.
62. Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1986.
63. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1999.
64. Чехлатый Е.И. Совладающее поведение у больных неврозами, лиц с преневротическими нарушениями и в социальных группах повышенного риска нервно-психических расстройств//Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук по специальности 19.00.04 - медицинская психология 14.00.18 – психиатрия// Шкловский В.М., Карвасарский Б.Д.// Санкт-Петербург, 2007, 59 с.
65. Шапиро Д. Невротические стили. - М., 2000.
66. Эллис А. Биологическое основание человеческой иррациональности // Журнал практического психолога. 2014. № 6. - С.133
67. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с.
68. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. – СПб.: Питер Ком, 1999.
69. Эллис, Альберт, Драйден, Уинди. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / Пер. с англ. Т. Саушкиной. — 2-е изд. — СПб.: «Речь», 2002. — 362 с.
70. Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику! – СПб.: Питер Пресс, 1997.
71. Юрасова Е.Н. Исследование динамики уровня невротизации, конфликтности и копинг-поведения у студентов психологов и педагогов в процессе обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук. - СПб. 1996.
72. Bandura, A., Self-efficacy// Encyclopediaofhumanbehavior. 1994. Vol. 4. P.71-81.
73. Florian, V., Mikulincer, M., Taubman, O. Does hardiness contribute to mental health during a stressful real-life situation? The role of appraisal and coping// Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 68(4). P. 687-695
74. Lazarus, R. S., Coping theory and research: Past, present, and future// Psychosomatic Medicine. 1993. Vol. 55 (3). P. 234-247
75. Maddi, S. R. The personality construct of hardiness: I. Effects on experiencing, coping, and strain// Consulting Psychology: Practice and Research. 1999. Vol. 51(2). P. 83-94.
76. Maddi S.R., Hardiness: An Operationalization of Existential Courage// Journal of Humanistic Psychology. 2004. Vol. 44(3). P. 279—298.
77. World Health Organization, The ICD-11 Classification of Mental &Behavioural Disorders - Clinical Descriptions and Diagnostic Guidelines. WHO, Geneva. 2020.
78. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961. 415p.
79. Williams P. G., Wiebe D. J., Smith T. W., Coping processes as mediators of the relationship between hardiness and health// Journal of Behavioral Medicine. 1992. Vol. 15(3). P. 237–255.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ