Введение к работе 3
ГЛАВА I. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ УЧЕНИЯ СОЦИАЛ-УТОПИСТОВ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ 5
§ 1.1 Диалектический подход социал-утопистов к пониманию идеи закономерности 5
§ 1.2 Противоречивость взглядов социал-утопистов на движущие силы развития общества 8
§ 1.3 Ненаучный подход социал-утопистов к рассмотрению схем исторического развития 11
ГЛАВА II. ПОПЫТКА СОЦИАЛ-УТОПИСТОВ ВСКРЫТЬ ПРОТИВОРЕЧИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОЯ 17
§ 2.1 Критика утопистами частной собственности, конкуренции и анархии производства 17
§ 2.2 Положительные и отрицательные моменты критики Шарлем Фурье капиталистической торговли 20
§ 2.3 Неразвитость взглядов Роберта Оуэна о распределении при капитализме 24
ГЛАВА III. УТОПИЧНОСТЬ ВЗГЛЯДОВ СЕН-СИМОНА, Ш. ФУРЬЕ и Р. ОУЭНА О БУДУЩЕМ ОБЩЕСТВЕ 28
§ 3.1 Различное видение социал-утопистами будущего строя 29
§ 3.2 Непоследовательный подход социал-утопистов к характеру собственности в будущем обществе 34
§ 3.3 Социал-утописты как апологеты идеи коллективного хозяйства 36
§ 3.4 Неоднозначный подход социал-утопистов к проблеме сельского хозяйства и промышленности в будущем обществе 38
§ 3.5 Характер труда в будущем обществе 40
§ 3.6 Материально-культурный уровень жизни трудящихся в будущем обществе 41
Заключительная часть работы 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Утопический социализм — одно из течений социально-философской мысли, которое обосновывало неизбежность перехода к «идеальному обществу». Важно отметить, что среди плеяды утопистов виднейшее место занимают французские социалисты-утописты конца XVIII и начала XIX века — Анри Клод де Рувруа Сен-Симон (1760—1825) и Шарль Фурье (1772—1837) — и английский социалист-утопист Роберт Оуэн (1771—1858). Этих мыслителей называют великими социалистами-утопистами.
Наиболее важным моментом во взглядах утопистов на историю человеческого общества является их стремление открыть закономерность в общественном развитии, с помощью которого можно было бы доказать неизбежность перехода новому более совершенному общественному строю. При этом, социалисты-утописты по-разному видели главный корень зол современного им капиталистического общества: один осуждал торговлю, другой - деньги, а третий - частную собственность. Каждый из великих социалистов-утопистов имел особую точку зрения по поводу того, что является основой общества и каким образом можно прийти к решению социально-экономических проблем. Данный факт говорит нам о сложности и противоречивости исследуемого вопроса.
Актуальность проблемы
Я считаю, что данное исследование будет иметь определенный интерес для людей, изучающих марксистскую философию. В статье «Три источника и три составные части марксизма» В. И. Ленин1 отмечал значение утопического социализма как одного из теоретических источников марксизма: «Вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила.
Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма». И далее: учение Маркса «есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической мысли, французского социализма».
Объект и предмет исследования, а также его цель и задачи
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является утопический социализм. Предметом исследования будет выявление положительных и отрицательных черт утопического социализма. Главная проблема выпускной квалификационной работы будет рассматриваться ее автором с позиций марксистской философии. Цель работы - доказать утопичность учений Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна. Для достижения поставленной цели автор работы решил сосредоточиться на решении трех основных задач. Первая задача состоит в том, чтобы произвести теоретический анализ учения социалистов-утопистов об общественном развитии. Решению этой задачи будет посвящена первая глава настоящей работы. Вторая задача состоит в том, чтобы выяснить противоречивость критики капиталистического строя социалистами-утопистами. Третья задача будет заключаться в том, чтобы выяснить, почему планы социалистов- утопистов о будущем обществе были утопическими.
Структура работы
Квалификационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих по 3-6 параграфов, а также заключения и списка использованной литературы. Объем работы - 44 страниц, в списке литературы 19 наименований.
Учитывая цель и задачи, которые были поставлены во введении, автор данной выпускной квалификационной работы пришел к следующим выводам:
В первой главе настоящей работы было показано, что великие утописты в своих взглядах на общественное развитие проводили диалектическую идею закономерности в развитии общества и неизбежности перехода общества от одной ступени к другой, более прогрессивной.
Однако утописты в своих взглядах на общественное развитие стояли, в конечном счете, на идеалистических позициях
Элементы материализма и идеализма, диалектики и метафизики постоянно переплетаются в учении великих утопистов. Это приводит к тому, что мы говорим о внутренней противоречивости учений социал-утопистов об общественном развитии.
Во второй главе мы выяснили, что никто из утопистов так и не смог вскрыть до конца противоречия капиталистического строя. Критика была дана в условиях еще не вполне развитого капитализма, и поэтому она сама носила печать этой незрелости.
Социалисты-утописты Запада не видели основного противоречия капитализма - между общественным характером производства и частнокапиталистическим способом присвоения, - порождающего все другие противоречия и пороки буржуазного общества, они не видели антагонистического противоречия между наемным трудом и капиталом. Следовательно, это сделало невозможным для утопистов познание сущности буржуазного строя, внутренних закономерностей его развития и путей его уничтожения.
В третье главе данной работы были рассмотрены варианты построения будущего общества, предложенные социалистами-утопистами и, было показано, что социалисты-утописты не смогли указать действительно правильного пути, ведущего к установлению нового общественного строя, в котором не было бы угнетения и насилия. Само будущее общество, какое оно рисовалось утопистами, не являлось подлинно социалистическим.
Таким образом, было показано, почему учения Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна называют утопическими.
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. - М., 1955. Т. 1
2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. - М., 1955. Т. 2
3. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. - М., 1955. Т. 4
4. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. - М., 1955. Т. 5
5. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. - М., 1959. Т. 14
6. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. - М., 1959. Т. 15
7. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. - М., 1961. Т. 18
8. К. Маркс. Капитал в 3-х томах. Т.1
9. К. Маркс. Капитал в 3-х томах. Т.3
10. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Издание пятое. - М., 1969. Т. 23
11. Сен-Симон. Избранные сочинения в 2-х томах. М.: издательство Академии Наук СССР. Т.1
12. Сен-Симон. Избранные сочинения в 2-х томах. М.: издательство Академии Наук СССР. Т.2
13. Ш. Фурье. Избранные сочинения в 3-х томах. - М., 1938. Т. 1
14. Ш. Фурье. Избранные сочинения в 3-х томах. - М., 1938. Т. 2
15. Р. Оуэн. Избранные сочинения в 2-х томах. - М, 1950: издательство Академии Наук СССР. Т.1.
...