Введение 3
Глава 1. Нравственное сознание: сущность, содержание, функции 5
1.1 Природа нравственного сознания 5
1.2 Нравственное сознание и ценности 12
Глава 2. Формирование профессионально-нравственных ориентаций сотрудников полиции 27
2.1 Профессиональная культура сотрудника полиции 27
2.2 Требования к характеру личности сотрудника полиции 30
2.3 Воспитание характера личности сотрудников полиции 35
Заключение 39
Библиографический список 41
Актуальность темы научной работы. Прогрессивное развитие российского государства зависит от стабильности общественных отношений, защищенности интересов личности, общества и государства и требует повышения эффективности работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел. В условиях происходящей социальной трансформации в России, содержанием которой объективно является переход к иной политической и экономической системе, повышаются требования к нравственным качествам личности сотрудника органов внутренних дел.
В выполнении задач и функций, возложенных на органы внутренних дел, сотрудникам органов внутренних дел по долгу службы приходится сталкиваться с различными жизненными ситуациями, требующими от них высокого уровня общего развития, широкого кругозора, разносторонних познаний, коммуникабельности и стрессоустойчивости. Находясь на переднем крае борьбы с правонарушениями, работники органов внутренних дел должны отличаться нравственной безупречностью и личной скромностью. Перечисленными специфическими особенностями деятельности сотрудников органов внутренних дел и обусловливается набор требований к их профессиональным и личным качествам.
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью исследования особенностей нравственного формирования личности сотрудника органов внутренних дел как своеобразного фундамента профессиональной готовности к выполнению оперативно-служебной деятельности.
Степень разработанности проблемы. Вопросы нравственного воспитания сотрудников полиции всегда стоят на повестке дня, достаточно детально и глубоко проработаны в трудах таких отечественных ученых как А. В. Буданов, И. В. Горлинский, А.А. Гришин, Г. В. Дубов, И. В. Колонтаевская, А. С. Кобликов, В. М. Кукушин, А. Д. Лазукин, А. М. Столяренко, А. В. Щеглов и др. Среди них значимы труды А. М. Столяренко, который обосновал необходимость изучения, использования мирового опыта образования сотрудников полиции и. Среди зарубежных авторов, которые исследуют проблемы нравственного воспитания полицейских, можно выделить и зарубежных авторов: Дж. Алдерсона, П. Нейроуда и А. Бэкли, М. Джорджевич и др.
Цель настоящей работы состоит в рассмотрении нравственных качеств сотрудника полиции, а также процесса нравственного воспитания сотрудников правоохранительных органов.
Для достижения указанной цели поставлены следующие научно-исследовательские задачи:
- рассмотреть и проанализировать нравственное сознание и нравственные ценности;
- определить требования, предъявляемые к характеру сотрудника полиции и процесс его воспитания;
- раскрыть содержание профессиональной культуры личности сотрудника полиции.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования личности сотрудника полиции. Предмет исследования – воспитание личности сотрудника полиции.
В качестве общенаучных методов исследования активно применялись диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический и системный методы научного познания.
Структура научно-исследовательской работы определяется целями и задачами, поставленными перед научным исследованием, в соответствии с которыми работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и библиографического списка.
В результате проведенного исследования в области формирования нравственных качеств и принципов сотрудника полиции можно сделать следующие выводы:
1. Социально-экономические преобразования, происходящие в России, предъявляют повышенные требования к сотрудникам органов внутренних дел, к их подготовке в системе профессионального обучения и воспитания.
2. Особую значимость приобретает вопрос укрепления порядка, дисциплины, законности, формирования положительного отношения к жизни, службе, коллегам, гражданам, закону. Сегодня сотрудник полиции должен воплощать в себе такие качества личности, как гражданственность, патриотизм, гуманность, толерантность, ответственность, честность, компетентность, смелость и т.д.
3. Формирование личности сотрудника полиции, отвечающего требованиям времени и ожиданиям общества, находится в сфере профессионально – нравственного воспитания − одной из самых сложных и проблемных областей управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел.
4. Воспитание личности сотрудников полиции представляет собой важное направление как в общем, так и в профессиональном образовании и включает в себя морально-психологическую и профессионально-этическую подготовку.
5. Морально-психологическая подготовка − комплексный вид подготовки личного состава правоохранительных органов, сочетающий обучение и воспитание. По преобладающим особенностям она выступает как часть системы воспитания, что определяет особенности ее построения и проведения.
6. Профессионально-этическое воспитание включает обучение правилам поведения не только в процессе повседневной деятельности, но и в условиях специфической, экстремальной деятельности сотрудников полиции.
7. Создание эффективной педагогической системы воспитания сотрудников органов внутренних дел приобрело решающий характер и стало приоритетным направлением работы с кадрами в системе ОВД.
1. Приказ МВД РФ от 19.05.2009 № 386 «О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.06.2009 №14167) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. − №31. − 03.08.2009.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015) №О полиции».
3. Постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 (ред. от 24.07.2009, с изм. от 17.12.2009) «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» //Ведомости СНД и ВС РФ. −14.01.1993. − № 2.
4. Приказ МВД РФ от 24.12.2008 № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».− Последнее обновление 02.02.2010.
5. Приказ МВД РФ от 29.06.2009 № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.08.2009 № 14512) // Российская газета. − № 159.− 27.08.2009.
6. Акмамбетов Г.Г. Нравственная культура и личность. Алма-Ата, 1988.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1968.
8. Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1984. Т.4.
9. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М, 1981.
10. Бушелева Б.В. Моральная ориентация и ее место в структуре социальной активности // Актуальные проблемы формирования социальной активности учащихся. М., 1988.
11. Воропаев М.В. Духовное и нравственное в формировании личности сотрудника ОВД // Вестник Московского университета МВД России. − 2007. - № 10.
12. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989.
13. Дмитриев Ю.А. Юридическая педагогика: курс лекций. М, 2008.
14. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т.2. М., 1965.
15. Злотников В.А. Духовные потребности советского рабочего. Саратов, 1975.
16. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности. Томск, 1984.
17. Караваев А.Ф. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел: монография. Омск, 2005.
18. Ларушфуко Ф., Паскаль Б., Лабьюйер Ж. Суждения и афоризмы. М., 1990.
19. Леонтьев Д.А. Человек и мир: логика жизненных отношений // Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия. Киев, 1990.
20. Мальковскя Т.Н. Психолого-педагогические основы формирования социально активной позиции школьников // Формирование активной жизненной позиции школьников. М., 1979.
21. Материалисты Древней Греции. М., 1955.
22. Нешев К. Этика счастья. М., 1982.
23. Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. М., 1988.
24. Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М., 1980.
25. Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. М., 1983.
26. Соколов Э.В. Культура и личность. М., 1972.
27. Соколова Е.Н. Педагогическая система морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел: сущность и перспективы: монография. Красноярск, 2008.
28. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. М., 1974.
29. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. Собр. соч.: В 22 т. М., 1983. Т.1.
30. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
31. Федорова Е.М. О духовно-нравственном формировании личности сотрудника ОВД // Сборник научных работ адъюнктов и соискателей− Вып.1 М., 2005.
32. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1986.
33. Хорольский В.В., Хорольская Т.Е. Проблемы воспитания в образовательных учреждениях вузов МВД России / В.В. Хорольский, Т.Е. Хорольская // Юридическое образование и наука. – 2006. – № 1.
34. Ядов В.А. Регуляция и саморегуляция социального поведения личности: постановка проблемы // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979.