Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МБДОУ «Детский сад № 365» (г. Нижний Новгород).
Выборка: 20 детей дошкольного возраста (10 с нормой, 10 с ОНР).
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………..……………………………..…….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ …….5
1.1 Современное понимание произносительной стороны речи, ее функции и особенности формирования в онтогенезе.5
1.2 Особенности речевого развития детей в аспекте готовности к обучению в школе….8
1.3 Особенности детей с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ......23
2.1 Организация экспериментального изучения формирования произносительной стороны речи у детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………...24
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента ……………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….38
Работа по развитию речи дошкольников, в состав которой входит формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, обогащение словарного запаса, развитие фонетико-фонематических процессов, грамматического строя речи выступает основной задачей всей системы воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.
Оттого, насколько хорошо у ребенка развиты компоненты родной речи в полной мере зависит уровень его познавательного, умственного, социального, коммуникативного развития. Ребенок с нормальным речевым развитием, при наличии целенаправленного процесса обучения и воспитания, к окончанию дошкольного возраста полноценно овладевает всеми компонентами речи, которые необходимы ему для установки коммуникативных связей с окружающими и овладения грамотой в аспекте готовности к обучению в школе. Однако, в современных условиях возрастает количество дошкольников, которые имеют различные речевые нарушения.
Нарушение формирования артикуляционной моторики отрицательно влияет на формирование всех речевых компонентов речи.
Таким образом, работа по развитию артикуляционной моторики детей дошкольного возраста с ОНР выступает одним из основных направлений в коррекции данного речевого нарушения. Следовательно, перед логопедами стоит необходимость поиска наиболее эффективных приемов, методов и средств ее организации по результатам исследования.
Цель исследования: изучение произносительной стороны речи у дошкольников в аспекте готовности к обучению в школе.
Объект исследования: особенности произносительной стороны речи у дошкольников в аспекте готовности к обучению в школе.
Предмет исследования: процесс формирования произносительной стороны речи у дошкольников в аспекте готовности к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать данные общей и специальной литературы по исследуемой проблеме.
2. Изучить состояние произносительной стороны речи у дошкольников в аспекте готовности к обучению в школе.
3. Проанализировать полученные результаты.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует статистически значимая между уровнем произносительной стороны речи у дошкольников и их готовностью к обучению в школе . Дети с более развитой произносительной стороной речи будут иметь высокий уровень готовности к обучению в школе
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 365»
Методы исследования:
- теоретические: изучение, анализ, систематизация психолого-педагогической, специальной и методической литературы по изучаемой проблеме;
- практические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), обработка полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в изучение произносительной стороны речи у дошкольников, артикуляционной моторики у детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке методик по развитию произносительной стороны речи у дошкольников, артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Работа по развитию речи дошкольников, в состав которой входит формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, обогащение словарного запаса, развитие фонетико-фонематических процессов, грамматического строя речи выступает основной задачей всей системы воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.
В первой главе курсовой работы были рассмотрены особенности речевого развития детей в аспекте готовности к обучению в школе. Были рассмотрены особенности детей с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте. Также были изучены особенности формирования произносительной стороны речи речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе. Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях - развитию фонематического слуха.
Во второй главе курсовой работы было проведено экспериментальное исследование особенностей формирования произносительной стороны речи речи у детей с дошкольного возраста. Проведенное нами исследование позволило выявить следующие особенности сформированности произносительной речи у старших дошкольников с ОНР. Для большинства детей с ОНР характерен недостаточный объем предметного, глагольного словаря и словаря признаков; трудности при согласовании прилагательного с существительным в роде и надеже, ошибки в согласовании числительного с существительными всех трех родов, также ошибки в употреблении предлогов. При пересказе у детей наблюдаются нарушения логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц; дети ограничиваются лишь перечислением действий, наблюдаются повторы одних и тех же слов.
Целью исследования послужило изучение произносительной стороны речи у дошкольников в аспекте готовности к обучению в школе.
Объектом исследования явились особенности произносительной стороны речи у дошкольников в аспекте готовности к обучению в школе.
Предметом исследования стал процесс формирования произносительной стороны речи у дошкольников в аспекте готовности к обучению в школе.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Проанализировать данные общей и специальной литературы по исследуемой проблеме.
2. Изучить состояние произносительной стороны речи у дошкольников в аспекте готовности к обучению в школе.
3. Проанализировать полученные результаты.
Таким образом, можно считать, что цель исследования достигнута, и задачи исследования последовательно решены. Теоретически и экспериментально изучены особенности произносительной стороны речи речи у детей в аспекте готовности к школе.
1. Алмазова, А. А. Развитие профессиональной языковой личности студентов-логопедов в процессе лингвистической подготовки / А. А. Алмазова. — Москва : Прометей, 2016. — 204 c. — ISBN 978-5-9907123-2-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/58195.html (дата обращения: 19.12.2023).
2. Бабина, Г. В. Логопедия. Дизартрия : учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2016. — 104 c. — ISBN 978-5-4263-0452-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/72499.html
3. Балакирева, А. С. Логопедия. Ринолалия : учебное пособие для вузов / А. С. Балакирева. — 3-е изд. — Москва : Изд-во В. Секачев, 2019. — 204 c. — ISBN 978-5-4481-0459-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/90109.html
4. Бережковская, Е. Л. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / Е. Л. Бережковская. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 357 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14308-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
5. Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5–7 лет): в помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям / С. В. Бойкова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2023. — 176 c. — ISBN 978-5-9925-0015-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/131889.html
6. Борозинец, Н. М. Логопедия. Фонетико-фоиематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия : учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова, М. В. Колокольникова. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 203 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/69396.html
7. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей, не посещающих ДОУ : практическое пособие для вузов / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 158 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05728-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
8. Гончарова, В. А. Практикум «Логопедия. Расстройства фонационного оформления высказывания. Дислалия» : учебно-методическое пособие / В. А. Гончарова, Е. Э. Кац. — Санкт-Петербург : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. — 208 c. — ISBN 978-5-8064-3183-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/131751.html.
9. Зыбина, А. В. Теоретические и практические аспекты работы учителя-логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ : учебное пособие / А. В. Зыбина, Ю. С. Житкова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2019. — 192 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/97126.html
10. Ивановская, О. Г. Занятия с логопедом по обучению связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок / О. Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина, С. Ф. Савченко. — Санкт-Петербург : КАРО, 2023. — 56 c. — ISBN 978-5-9925-0401-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/134390.html
11. Кирьянова, Р. А. «Шпаргалка» для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения : справочное пособие для логопеда-практика / Р. А. Кирьянова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2023. — 384 c. — ISBN 978-5-89815-882-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/134419.html
12. Климонтович, Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся анализировать и пересказывать. Истории про Петьку, Сонечку, Гришу и всех остальных. Для детей 5–7 лет / Е. Ю. Климонтович. — 5-е изд. — Москва : Теревинф, 2019. — 101 c. — ISBN 978-5-4212-0518-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/89968.html
13. Коржова, Г. М. Основы логопедии с историей логопедии (в помощь и организации самостоятельной работы студентов) : учебное пособие / Г. М. Коржова, Г. С. Оразаева. — Алматы : Нур-Принт, 2014. — 96 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/69160.html
14. Леонов, Н. И. Психология общения : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 193 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10454-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
15. Логопедия: дизартрия : учебное пособие (практикум) / составители Ю. В. Прилепко, М. В. Колокольникова. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. — 126 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : — URL: https://www.iprbookshop.ru/92701.html
16. Логопедия. Нарушение темпа речи, заикание : практикум / составители Е. А. Эм. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 96 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : — URL: https://www.iprbookshop.ru/83203.html
17. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для среднего профессионального образования / Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 460 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00646-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт .
18. Перегудова, Т. С. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков [Р], [Р']. Логопедам-практикам и заботливым родителям / Т. С. Перегудова, Османова Г. А.. — Санкт-Петербург : КАРО, 2017. — 192 c. — ISBN 978-5-9925-0870-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART :— URL: https://www.iprbookshop.ru/80585.html
19. Полный справочник логопеда / О. Д. Абрамович, О. Ю. Артапухина, О. П. Астафьева [и др.]. — Саратов : Научная книга, 2019. — 295 c. — ISBN 978-5-9758-1862-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/80216.html
20. Прилепко, Ю. В. Логопедия. Дислалия : учебное пособие / Ю. В. Прилепко, О. Д. Сальникова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 115 c. — ISBN 978-5-4486-0128-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : — URL: https://www.iprbookshop.ru/70769.html
21. Психология : учебник и практикум для вузов / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 404 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00631-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510664
22. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 415 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15965-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие/ Под ред. А.В. Запорожца–М., 1967.
23. Руденский, Е. В. Психология ненормативного развития личности : учебное пособие для вузов / Е. В. Руденский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07970-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт— URL: https://urait.ru/bcode/516000
24. Селиверстов, В. И. Логопедия. Методическое наследие. Книга 2. Нарушения темпа и ритма речи. Заикание. Брадилалия. Тахилалия : пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / В. И. Селиверстов, Л. Г. Парамонова ; под редакцией Л. С. Волкова. — Москва : Академический Проект, 2016. — 432 c. — ISBN 978-5-8291-2008-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/60366.html
25. Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы школьного воспитания : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 121 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13304-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт— URL: https://urait.ru/bcode/519180
26. Смирнова, И. А. Логопедия : иллюстрированный справочник / И. А. Смирнова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2019. — 232 c. — ISBN 978-5-9925-0912-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : — URL: https://www.iprbookshop.ru/98031.html
27. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы школьного воспитания : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 121 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12815-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519027
28. Хилько, М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00141-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт — URL: https://urait.ru/bcode/510444
29. Эм, Е. А. Дошкольная логопедия : учебное пособие (практикум) / Е. А. Эм, О. П. Демиденко. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. — 182 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART :— URL: https://www.iprbookshop.ru/99419.html
30. Яворская, О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников / О. Н. Яворская. — Санкт-Петербург : КАРО, 2022. — 200 c. — ISBN 978-5-9925-1057-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART :— URL: https://www.iprbookshop.ru/131938.html