Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 24 юных самбиста 10–12 лет.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы обучения технико-тактическим действиям в самбо на уроке физкультуры ………………………………….6
1.1. Самбо как вид единоборств: история, техника борьбы …………………..6
1.2. Борьба самбо как средство физического развития школьников …...........11
1.3. Техническая подготовка в самбо …12
1.4. Подходы к развитию тактико-технической подготовки в борьбе самбо .13
Глава 2. Методы и организация исследования…………………………….18
2.1. Методы исследования………………18
2.2. Организация исследования ……18
Глава 3. Экспериментальная методика……20
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы……………………………………………………………28
Актуальность исследования. В настоящее время в условиях возрастающих психических и информационных нагрузок человек вынужден искать пути оптимального, гармоничного развития и адаптации к изменяющимся социальным и экологическим условиям жизни. Неотъемлемой частью развития личности и общественной культуры является спорт, посредством которого помимо физического совершенствования и укрепления здоровья, решаются задачи духовно-нравственного развития, адаптации, ценностно-мотивационной детерминации, достижения высокого уровня мастерства и профессионализма.
Вопросы физического воспитания подрастающего поколения все больше становятся в центр внимания общества. Опираясь в физическом воспитании на традиционные ценности, в то же время необходимо развивать и новые подходы, и механизмы этого важного социального процесса, направленного на физическое и духовное совершенствование обучающихся.
Модернизация школьного образования предполагает повышения качества обучения посредством внедрения инновационных технологий и средств обучения.
Самбо – это вид спортивного единоборства, а также комплексная система самозащиты. Самбо включает в себя: акробатические элементы, технические приемы, физическую подготовку, различные подвижные игры самостраховки. Сторонники введения самбо в школьную программу по физической культуре правы, когда говорят, что умение правильно падать поможет в жизни многим из нас.
На начальном этапе важно заложить основы правильного выполнения технических и технико-тактических действий, гармонично развивать физические качества и создавать условия для дальнейшего совершенствования.
Проблема исследования. Нами не обнаружено аргументированных данных по широкому использованию спортивных видов борьбы на уроках физкультуры школьников классов. Опубликованные в печати отдельные результаты практического опыта работы учителей общеобразовательных школ не дают полного ответа на вопрос о возможности использования спортивных видов борьбы в качестве основного средства физической подготовки школьников различного возраста.
Введение в процесс физического воспитания в школе самбо даёт возможность использовать программу физической культуры в школе. В связи с этим необходимо отметить, что практика единоборств как физкультурно-оздоровительная система насчитывает достаточно много лет.
Объект исследования - самбо как вид спортивного единоборства на уроках физкультуры в школе.
Предмет исследования - обучение технико-тактическим действиям в самбо на уроках физкультуры в школе
Цель исследования - изучить особенности обучения технико-тактическим действиям в самбо на уроках физкультуры
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить борьбу самбо как средство физического развития школьников.
3. Рассмотреть подходы к развитию тактико-технической подготовки в борьбе самбо.
4. На основании анализа литературных источников сформировать методику обучения технико-тактическим действиям в самбо на уроках физической культуры в школе.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что тренировочная направленность занятий физической культурой с использованием средств, применяемых в борьбе самбо, позволит повысить уровень физической подготовленности школьников.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы тренерами, учителями физической культуры, а также студентами факультета физической культуры, специализирующимися в единоборствах, для расширения знаний теории и методики физической культуры и спорта.
1. Самбо – это вид спортивного единоборства, а также комплексная система самозащиты. Самбо включает в себя: акробатические элементы, технические приемы, физическую подготовку, различные подвижные игры самостраховки.
2. Включение в уроки физической культуры элементов борьбы самбо оказывает позитивное влияние на динамику развития основных физических качеств детей и подростков 10–12 лет. При этом наиболее выраженные изменения обнаруживаются в параметрах, характеризующих скоростно-силовые возможности организма, менее выраженные — в показателях общей и силовой выносливости. Занятия борьбой самбо в возрасте 10–12 лет вызывают некоторое ускорение физического развития, достоверно повышают силовые возможности организма, не стимулируя при этом прироста массы тела, и в определенной степени способствуют экономизации функции сердца. Эффективной структурой содержания занятий по борьбе самбо в 4–6-х классах является следующая: 15% общего учебного времени — обучение основам технико-тактических действий; 25–30% — специальная физическая подготовка; 5–10% — контрольно-педагогические испытания и участие в соревнованиях по борьбе; 15% — теоретическая подготовка
3. Тактика спортивной борьбы самбо понимается как умелое использование технических, физических и волевых возможностей с учетом особенностей противника и конкретно сложившейся ситуации в схватке и соревнованиях.
Технические действия (приемы) в самбо являются основными средствами тактики, развитие техники ведет к обновлению тактических действий.
Тактические действия выполняются в связи с конкретным тактическим замыслом: вызвать противодействие соперника, создать благоприятную динамическую ситуацию для атаки, контратаки, выполнения необходимого захвата. 5. В предлагаемой работе рассматривается тактика проведения технических действий, используя благоприятные условия, возникающие в ходе схватки, в умении создавать эти условия, пользуясь различными способами тактической подготовки. Большая часть действий атакующего борца по подготовке таких условий (раскрытие, выведение из равновесия, угроза, внезапность, сковывание, повторная атака, вызов, отвлечение) направлена на снижение устойчивости позы атакуемого противника в определенном направлении.
Изучение технико-тактического действия необходимо начинать, когда определенные приемы, составляющие его, хорошо освоены.
3. Возрастной период 10–12 лет оптимален для организации целенаправленной начальной спортивной подготовки в условиях как общеобразовательной, так и специализированной спортивной школы.
Так, подготовка позволяет в полной мере использовать растущие физические и функциональные возможности организма школьников при освоении сложных в координационном отношении двигательных действий самбиста и в процессе совершенствования физических качеств.
1. Анисимов, М.П. Основы методики тренировки спортсменов смешанных единоборств на начальном этапе подготовки / М.П. Анисимов, Ю.Ф. Курамшин // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения: сб. науч. тр. международной науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава «Научное обеспечение развития сельского хозяйства и снижения технологических рисков в продовольственной сфере». — Санкт-Петербург, 2017. – Ч. II. – С. 349–351.
2. Ашкинази, С.М. Технико-тактическая подготовка спортсменов в комплексных единоборствах: монография / С.М. Ашкинази, К.В. Климов; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Воен. ин-т физ. культуры. — Санкт-Петербург: [б. и.], 2016. — 145 с.
3. Бавыкин Е. А. Скоростно-силовая тренировка как фундамент специальной физической подготовки в комплексных единоборствах /Е.А. Бавыкин // Теория и практика физической культуры. — 2014. — № 2. — С. 20-22.
4. Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием – Москва, 16-17 июня 2016 г. / Сост. Шиян В.В., Передельский А.А., Дамдинцурунов В.А. – М. : ГЦОЛИФК, 2016.– 294 с.
5. Ваганова, В.А. Классификация техники атакующих действий смешанного боевого единоборства (ММА) / В.А. Ваганова, А.С. Тедорадзе, В.С. Пьянников // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 3. – С. 49–51.
6. Гармаев, В.Б. Физическая подготовка единоборцев на начальном этапе подготовки / В.Б. Гармаев, Д.В. Дугарова // Вестник Бурятского государственного университета: Образование. Личность. Общество. – 2015. – № 2. – С. 83-87.
7. Гретчин, Р.Н. Влияние круговых тренировок с применением медицинболов на повышение скоростно-силовых показателей курсантов ДВЮИ МВД России, занимающихся ударными видами единоборств / Р.Н. Гретчин, С.О. Цекунов // Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы 19 научной конференции – Хабаровск, 2016. – С. 60-63
8. Дудкин, В.В. Технико-тактическая подготовка выполнения бросков в самбо: учеб. пособие / В.В. Дудкин. — Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2017. — 64 с
9. Жуков, А. Г. Боевое самбо для всех: учеб. пособие / А. Г. Жуков, В. А. Тихонов, О. А. Шмелев. — М.: Физкультура и спорт, 2002. — 254 с.
10. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки / под ред. А.В. Карасева. — М.: Лептос, 2021. – 308 с.
11. Зезюлин, Ф. М. Самбо. Теория, методика, практика: учеб. пособ. /Ф.М. Зезюлин. — Владимир: ВТК, 2015. — 176 с.
12. Коротаев, В. Г. Боевые приемы борьбы: учеб.- метод. пособие /В. Г. Коротаев. — Домодедово: Просвещение, 2017. — 121 с.
13. Курдюков, Б.Ф. Педагогические аспекты совершенствования процесса обучения в общеобразовательных учебных заведениях нового типа средствами физической культуры / Б.Ф. Курдюков — Краснодар, 2016. — 125 с.
14. Мансуров, И. И. Основы методики физкультуры в школе: учеб. пособие / И. И. Мансуров. — Ставрополь: ставропольское книжн. изд-во, 2007. — 220 с.
15. Мошков В.Н. Общие основы физической культуры /В.Н. Мощков. —М.: Медицина, 2013. – 284 с.
16. Пирогова, Е. А. Физическое состояние как предпосылка уровня здоровья и физического совершенствования: матер. Всесоюзн. научн. конф. / Е.А. Пирогова // Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека. — М.: ГЦОЛИФК, 2001. — 136 с.
17. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник. — М.: Сов. спорт, 2015. — 820 с.
18. Романов, В. П. Мотивация занятий борьбой самбо у школьников / В. П. Романов, Н. В. Романова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сб. науч. статей; под ред. Г. Л. Драндров. — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2020. — С. 75–78.
19. Спортивная борьба: классическая, вольная, самбо: учебник / под ред. Н.М. Галовского . — М.: Физкультура и спорт, 2016. – 340 с.
20. Теория и методики физического воспитания: учебник / под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 2017. — 264 с.
21. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика. — М.: Физкультура и спорт, 2012. – 188 с.
22. Факеев М. А. Изучение вкладов показателей психомоторных функций юных спортсменов в успешность освоения технических приемов // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». — 2010. — 108 с
23. Физическая культура (курс лекций): учебное пособие / под ред. Волковой Л.М., Половникова П.В. — СПб.: Вектор, 2013. – 358 с.
24. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. — М. : Академия, 2020. — 790 с.
25. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Инфра-М, 2019. — 264 с.