Проблемы регенерации памятников советского модернизма в городском развитии
|
Введение 3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО МОДЕРНИЗМА КАК АРХИТЕКТУРНОГО И УРБАНИСТИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ 8
1.1 Основные этапы развития советской архитектуры в период с 1955 по 1991 год 8
1.2 Подходы к исследованию архитектурного наследия советского модернизма в городском развитии 35
1.3 Специфика выявления памятников советского модернизма в России. Основные проблемы и пути их преодоления 50
1.4 Примеры сохранения и актуализации модернистского наследия в России и за рубежом 63
Глава 2. РЕГЕНЕРАЦИЯ КАК СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИИ ПАМЯТНИКОВ СОВЕТСКОГО МОДЕРНИЗМА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ 78
2.1 Понятие регенерации и ее роль в развитии городского пространства 78
2.2 Основные направления регенерации объектов и памятников советского модернизма 95
ГЛАВА 3. КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНЦЕПЦИИ РЕГЕНЕРАЦИИ АРХИТЕКТУРЫ СОВЕТСКОГО МОДЕРНИЗМА В ГОРОДСКОМ РАЗВИТИИ 101
3.1 Роль архитектуры советского модернизма в пространстве Санкт-Петербурга и его историко-культурного наследия 102
3.2 Методика классификации памятников советского модернизма в целях проведения регенерации и примеры ее практического использования 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 127
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 131
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО МОДЕРНИЗМА КАК АРХИТЕКТУРНОГО И УРБАНИСТИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ 8
1.1 Основные этапы развития советской архитектуры в период с 1955 по 1991 год 8
1.2 Подходы к исследованию архитектурного наследия советского модернизма в городском развитии 35
1.3 Специфика выявления памятников советского модернизма в России. Основные проблемы и пути их преодоления 50
1.4 Примеры сохранения и актуализации модернистского наследия в России и за рубежом 63
Глава 2. РЕГЕНЕРАЦИЯ КАК СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИИ ПАМЯТНИКОВ СОВЕТСКОГО МОДЕРНИЗМА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ 78
2.1 Понятие регенерации и ее роль в развитии городского пространства 78
2.2 Основные направления регенерации объектов и памятников советского модернизма 95
ГЛАВА 3. КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНЦЕПЦИИ РЕГЕНЕРАЦИИ АРХИТЕКТУРЫ СОВЕТСКОГО МОДЕРНИЗМА В ГОРОДСКОМ РАЗВИТИИ 101
3.1 Роль архитектуры советского модернизма в пространстве Санкт-Петербурга и его историко-культурного наследия 102
3.2 Методика классификации памятников советского модернизма в целях проведения регенерации и примеры ее практического использования 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 127
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 131
Изучение процессов обращение с объектами культурного наследия в городской среде является особенно перспективным направлением исследований, так как позволяет выявить наиболее удачные стратегии для экономического и социально-культурного развития городов. Только включённые в жизнь города памятники могут способствовать оживлению городской среды, росту экономического потенциала территории и популяризации историко-культурных знаний, что видно на примере приспособления к новым функциям бывших промышленных территорий и превращения их в культурные и бизнес кластеры.
В связи с постоянным расширением круга объектов, подлежащих государственной охране, становиться необходимой выработка принципов обращения с наследием все более приближенных к сегодняшнему дню эпох. Одним из таких направлений является взаимодействие с архитектурой советского модернизма.
Советский модернизм представляет собой одно из трёх основных направлений архитектуры СССР. Он связан с переходом от неоклассических решений сталинской архитектуры к выработке нового архитектурного языка, сочетающего в себе влияние школы авангарда и интернациональной архитектуры, господствовавшей в мире на протяжении XX века. Несмотря на то, что термин был сформулирован только в начале XXI века, сегодня он является общепризнанным как в литературе, так и среди критиков.
По мнению наиболее авторитетных и продуктивных исследователей архитектуры данного периода Броновицкой А.И. и Малинина Н.С., период господства советского модернизма приходится на промежуток с 1955 по 1991 год в связи с чем в данной работе приняты именно данные временные рамки .
Главным событием определяющим границы этого временного периода является принятие в 1955 году постановления № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое стало ключевым мотивом для перехода к новым конструктивным особенностям и визуальным образам в отечественном строительстве. Изменениям подвергались также идеи устройства повседневной жизни человека, его потребности, производственные и общественные цели и как следствие - планирование территории городов.
Основной причиной «устранения излишеств» стали экономические соображения. Начавшееся массовое жилищное строительство позволило за достаточно короткие сроки обеспечить жильем, инженерным оборудованием и необходимым социально-бытовым обслуживанием, десятки миллионов граждан, которые смогли переехать из прежних бараков и изношенных коммунальных квартир в новое жилье.
Типовые решения применимые в индустриальном строительстве, дешевизна и недолговечность материалов стали причиной критики данного периода в истории отечественной архитектуры. Усилило отрицательную оценку политическая обстановка конца XX века, для которой было характерна переоценка, а подчас и отрицание достижений советского периода, в число которых входило и строительство.
Однако, мнение об однообразии архитектуры при оценке наследия 1955-1991-х годов представляется ошибочным. Крупные объекты инфраструктуры, промышленные и научные предприятия, учреждения культуры и отдыха, стадионы и многие другие объекты получали оригинальное архитектурное и инженерное воплощение. Это касается и нововведений в планировании городов, где начинает повсеместно использоваться микрорайонная планировка и создаются крупные городские ансамбли. Однако имеющаяся неоцененность советского модернизма повысила риск утраты значимых для городов объектов.
Следует также отметить, что согласно №73 Федеральному закону Российской Федерации объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия (ОКН), может считаться недвижимое имущество, представляющее историко-культурную ценность, возраст которого составляет не менее 40 лет . Если учесть, что строительство большинства зданий советского модернизма приходятся на период с 1955 по 1991 год, то именно данный период требует качественного рассмотрения на предмет выявления потенциальных памятников и выработки стратегии их дальнейшего использования в рамках городского развития.
В качестве основы для решения проблемысохранения и включения в городскую среду подобных объектов, может быть предложено использование метода регенерации территории, которая предполагает приятие комплексных мер по обновлению и переустройству отдельных частей города с целью привлечения инвестиций и стимулирования местной экономики. Однако, способы применения регенерации в отношении советского модернизма остаются на сегодняшний день не разработанными.
В связи с вышеперечисленным, изучаемая тема актуальна по причине отсутствия на современном этапе научно-обоснованной методики выявления и использования в целях городского развития построек и элементов городского ландшафта советского модернизма.
Следует отметить, что на данный момент, официально признанными памятниками, относящимися к периоду советского модернизма, и включенными в реестр ОКН, является лишь ограниченное число объектов в ряде городов России. По этой причине, в данной работе приняты следующие определения:
Памятники советского модернизма – объекты простроенные в стиле советского модернизма в период 1955-1991 гг., за которыми юридически закреплен статус охраняемого государством памятника.
Объекты советского модернизма – объекты простроенные в стиле советского модернизма в период 1955-1991 гг., обладающие потенциалом для включения в перечень охраняемых объектов в будущем.
Таким образом, объектом исследования являются памятники и объекты советского модернизма в Российском городском пространстве и на примере Санкт-Петербурга.
Предметом исследования является процесс регенерации как метод работы с памятниками объектами советского модернизма в городском развитии.
Целью исследования является - обоснование значимости регенерации наследия советского модернизма для городского развития, а также разработка возможных алгоритмов проведения данного процесса.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Проследить основные этапы развития архитектуры советского модернизма в городском пространстве в России и за рубежом
2. Определить подходы к исследованию развития советского модернизма как архитектурного и урбанистического явления
3. Обозначить основные проблемы выявления и сохранения памятников советского модернизма в России
4. Выявить наиболее успешные практики сохранения памятников и объектов модернизма
5. Выявить роль процесса регенерации в развитии городского пространства
6. Разработать ключевые элементы концепции регенерации объектов советского модернизма на территории Санкт-Петербурга
В процессе исследования применялись методы логического моделирования, анализа, синтеза, сравнения и классификации.
Основой исследования являются научные труды российских и зарубежных учёных и специалистов, посвященные проблемам сохранения и восприятия объектов советского модернизма.
Среди них работы, в которых впервые произошло обращение к архитектуре бывших советских республик: альбомы и серия эссе Шубина Ф. «СССР. CosmicCommunistConstructionsPhotographed» . Альбом Новикова Ф.А. и Белоголовского В. «Советский модернизм: 1955–1985» . Путеводители Броновицкой А. И. Малинина Н. С. и Пальмина Ю. содержащие исторические справки о развитии городов и подробные архитектурные описания модернистки зданий Москвы, Алма-Аты и Санкт-Петербурга .
Попытка осмысления советского модернизма как особого явления в истории архитектуры СССР была рассмотрена в работе «Пионеры советского модернизма. Архитектура и градостроительство», где не только исследуются наиболее репрезентативные объекты, но также выделяются процессы, ставшие основой формирования направления . Следует отметить отдельную серию издательства «Tatlin» «Архитектура советского модернизма» в рамках которой были опубликованы исследования архитектуры отдельных городов, зданий, а также биографии архитекторов, внесших значимый вклад в развитие архитектуры 1955-1991 гг. .
Теоретические осмысление советского модернизма в качестве памятника архитектуры приводятся в исследованиях Фахрутдиновой И.А. и Ефимова Д.Д. Авторами предпринята попытка выявления исторического значения модернистского наследия Казани, а также принципы его формообразования .
Информационной базой также послужили законодательные и нормативно-правовые акты в области градостроительства и сохранения объектов культурного наследия.
В связи с постоянным расширением круга объектов, подлежащих государственной охране, становиться необходимой выработка принципов обращения с наследием все более приближенных к сегодняшнему дню эпох. Одним из таких направлений является взаимодействие с архитектурой советского модернизма.
Советский модернизм представляет собой одно из трёх основных направлений архитектуры СССР. Он связан с переходом от неоклассических решений сталинской архитектуры к выработке нового архитектурного языка, сочетающего в себе влияние школы авангарда и интернациональной архитектуры, господствовавшей в мире на протяжении XX века. Несмотря на то, что термин был сформулирован только в начале XXI века, сегодня он является общепризнанным как в литературе, так и среди критиков.
По мнению наиболее авторитетных и продуктивных исследователей архитектуры данного периода Броновицкой А.И. и Малинина Н.С., период господства советского модернизма приходится на промежуток с 1955 по 1991 год в связи с чем в данной работе приняты именно данные временные рамки .
Главным событием определяющим границы этого временного периода является принятие в 1955 году постановления № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое стало ключевым мотивом для перехода к новым конструктивным особенностям и визуальным образам в отечественном строительстве. Изменениям подвергались также идеи устройства повседневной жизни человека, его потребности, производственные и общественные цели и как следствие - планирование территории городов.
Основной причиной «устранения излишеств» стали экономические соображения. Начавшееся массовое жилищное строительство позволило за достаточно короткие сроки обеспечить жильем, инженерным оборудованием и необходимым социально-бытовым обслуживанием, десятки миллионов граждан, которые смогли переехать из прежних бараков и изношенных коммунальных квартир в новое жилье.
Типовые решения применимые в индустриальном строительстве, дешевизна и недолговечность материалов стали причиной критики данного периода в истории отечественной архитектуры. Усилило отрицательную оценку политическая обстановка конца XX века, для которой было характерна переоценка, а подчас и отрицание достижений советского периода, в число которых входило и строительство.
Однако, мнение об однообразии архитектуры при оценке наследия 1955-1991-х годов представляется ошибочным. Крупные объекты инфраструктуры, промышленные и научные предприятия, учреждения культуры и отдыха, стадионы и многие другие объекты получали оригинальное архитектурное и инженерное воплощение. Это касается и нововведений в планировании городов, где начинает повсеместно использоваться микрорайонная планировка и создаются крупные городские ансамбли. Однако имеющаяся неоцененность советского модернизма повысила риск утраты значимых для городов объектов.
Следует также отметить, что согласно №73 Федеральному закону Российской Федерации объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия (ОКН), может считаться недвижимое имущество, представляющее историко-культурную ценность, возраст которого составляет не менее 40 лет . Если учесть, что строительство большинства зданий советского модернизма приходятся на период с 1955 по 1991 год, то именно данный период требует качественного рассмотрения на предмет выявления потенциальных памятников и выработки стратегии их дальнейшего использования в рамках городского развития.
В качестве основы для решения проблемысохранения и включения в городскую среду подобных объектов, может быть предложено использование метода регенерации территории, которая предполагает приятие комплексных мер по обновлению и переустройству отдельных частей города с целью привлечения инвестиций и стимулирования местной экономики. Однако, способы применения регенерации в отношении советского модернизма остаются на сегодняшний день не разработанными.
В связи с вышеперечисленным, изучаемая тема актуальна по причине отсутствия на современном этапе научно-обоснованной методики выявления и использования в целях городского развития построек и элементов городского ландшафта советского модернизма.
Следует отметить, что на данный момент, официально признанными памятниками, относящимися к периоду советского модернизма, и включенными в реестр ОКН, является лишь ограниченное число объектов в ряде городов России. По этой причине, в данной работе приняты следующие определения:
Памятники советского модернизма – объекты простроенные в стиле советского модернизма в период 1955-1991 гг., за которыми юридически закреплен статус охраняемого государством памятника.
Объекты советского модернизма – объекты простроенные в стиле советского модернизма в период 1955-1991 гг., обладающие потенциалом для включения в перечень охраняемых объектов в будущем.
Таким образом, объектом исследования являются памятники и объекты советского модернизма в Российском городском пространстве и на примере Санкт-Петербурга.
Предметом исследования является процесс регенерации как метод работы с памятниками объектами советского модернизма в городском развитии.
Целью исследования является - обоснование значимости регенерации наследия советского модернизма для городского развития, а также разработка возможных алгоритмов проведения данного процесса.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Проследить основные этапы развития архитектуры советского модернизма в городском пространстве в России и за рубежом
2. Определить подходы к исследованию развития советского модернизма как архитектурного и урбанистического явления
3. Обозначить основные проблемы выявления и сохранения памятников советского модернизма в России
4. Выявить наиболее успешные практики сохранения памятников и объектов модернизма
5. Выявить роль процесса регенерации в развитии городского пространства
6. Разработать ключевые элементы концепции регенерации объектов советского модернизма на территории Санкт-Петербурга
В процессе исследования применялись методы логического моделирования, анализа, синтеза, сравнения и классификации.
Основой исследования являются научные труды российских и зарубежных учёных и специалистов, посвященные проблемам сохранения и восприятия объектов советского модернизма.
Среди них работы, в которых впервые произошло обращение к архитектуре бывших советских республик: альбомы и серия эссе Шубина Ф. «СССР. CosmicCommunistConstructionsPhotographed» . Альбом Новикова Ф.А. и Белоголовского В. «Советский модернизм: 1955–1985» . Путеводители Броновицкой А. И. Малинина Н. С. и Пальмина Ю. содержащие исторические справки о развитии городов и подробные архитектурные описания модернистки зданий Москвы, Алма-Аты и Санкт-Петербурга .
Попытка осмысления советского модернизма как особого явления в истории архитектуры СССР была рассмотрена в работе «Пионеры советского модернизма. Архитектура и градостроительство», где не только исследуются наиболее репрезентативные объекты, но также выделяются процессы, ставшие основой формирования направления . Следует отметить отдельную серию издательства «Tatlin» «Архитектура советского модернизма» в рамках которой были опубликованы исследования архитектуры отдельных городов, зданий, а также биографии архитекторов, внесших значимый вклад в развитие архитектуры 1955-1991 гг. .
Теоретические осмысление советского модернизма в качестве памятника архитектуры приводятся в исследованиях Фахрутдиновой И.А. и Ефимова Д.Д. Авторами предпринята попытка выявления исторического значения модернистского наследия Казани, а также принципы его формообразования .
Информационной базой также послужили законодательные и нормативно-правовые акты в области градостроительства и сохранения объектов культурного наследия.
Советский модернизм, представляет собой уникальное архитектурное явление характерное для постсоветского пространства. Его развитие происходило, с одной стороны, под влиянием строгих директивных указаний, с другой же, было результатом эпохи «оттепели» и проникновения зарубежных идей, вдохновлявших советских архитекторов. На сегодняшний день, советский модернизм является самым массовым направлением в отечественной архитектуре, сложно представить город в которым не было бы его следов. Учитывая длительный промежуток господства данного направления, а также стилистические и конструктивные изменения, которые происходили на пути его развития мы можем разделить этот процесс на три этапа: интернационализм 1955-1960-е, брутализм 1960-1980-е, ранний постмодернизм 1980-е-1991г.
Исследователями советского модернизма на сегодняшний момент проделана большая работа по публикации иллюстрированных каталогов, путеводителей и организации выставок, что безусловно важно для популяризации архитектуры. Однако, задачей для будущих исследователей является создание комплексного труда, охватывающего разные аспекты советской архитектуры 1955-1991гг. Необходима и дальнейшая разработка методов практической работы с подобным типом наследия, способствующим его сохранению и адаптации в современном городе.
Главной проблемой, стоящей на пути сохранения советского модернизма в России, является существующая субъективность его оценки, в том числе и профессиональным сообществом. Ее решением должно стать создание адаптированных критериев оценки качества архитектуры, регламентов его охраны, а также разработка реестра потенциальных памятников советского модернизма, которое позволило бы контролировать их стояние и оперативно реагировать в случае угрозы сноса или изменения. Факт присвоения ряду объектов статуса памятников в крупных городах страны, дает надежду на дальнейшую активизацию данного процесса на более качественном уровне.
Как в России, так за рубежом, имеется разнообразный опыт работы наследием послевоенного модернизма. Он предполагает деликатное отношение к внешнему облику здания, его адаптацию к современным техническими и жилым нормам, включение в окружающую городскую среду в целях развития города.
Безусловно, наиболее благоприятным вариантом для сохранения таких объектов является комплексная научная реставрация, однако такой подход может быть гарантирован исключительно выдающимся объектам, памятникам, часто подразумевающим участие известных архитекторов.
Сохранение крупных жилых комплексов модернизма идет параллельно реновации, которая позволяет адаптировать здания к современным нормам жилых зданий из-за чего их облик может меняться.
Модернизация является наиболее деликатным методом работы, так как не нарушает структуру здания приводя его в благоприятный вид, но для успешной реализации данной практики необходимо налаживать сотрудничество местных властей квалифицированными архитекторами.
Музеефикация универсальный метод, но лучше всего если она будет проводиться при наиболее целостном сохранении объекта.
Регенерация как явления берет истоки из органической теории города, данная концепция является актуальной и сегодня в связи с установкой на устойчивое городское развитие. В широком смысле регенерация советского модернизма — это попытка из модернистского проекта перейти к органическому, а также, учитывая современные реалии, из архитектуры социалистической, характерной для плановой экономики, создать успешный, привлекательный коммерческий проект.
Цель современной регенерации — это обновление и оживление среды города такими методами как: консервация, реставрация, музеефикация, модернизация, реновация, ревитализация, реконструкция и т.д. Каждый из этих методов не только улучшает качество жизни горожан, но и вносит вклад в сохранение наследия, поскольку позволяет ему «работать» в пространстве. Именно разнообразие возможных методов регенерации, позволяет выбрать наиболее эффективные методики для разных комбинация и типов построек периода 1955-1991 гг.
В ходе проделанной в данном исследовании работы, были разработаны ключевые элементы концепции регенерации объектов советского модернизма на территории Санкт-Петербурга. Они представлены в виде схемы и таблицы, предполагающей различные методы для разных типов объектов. Вместе с ними были представлены примеры, раскрывающие специфику работы с памятниками и объектами модернизма и подтверждающие, что ориентация на сохранение, не исключает возможности развития городской среды. Из полученных материалов следует, что для памятников необходимо наиболее бережное сохранение, с возможностью реставрации. Тем не менее, многоквартирные дома могут подвергаться реновации и модернизации в связи с необходимостью поддержания качества жизни жителей зданий. Для ансамблей наиболее удачным путем является комплексное благоустройство в целях привлечения на территорию городских жителей.
Все это подтверждает, что регенерация является наиболее эффективным методом работы с советским модернизмом, значимость сохранения которого должна быть признана во благо жителей городов.
Исследователями советского модернизма на сегодняшний момент проделана большая работа по публикации иллюстрированных каталогов, путеводителей и организации выставок, что безусловно важно для популяризации архитектуры. Однако, задачей для будущих исследователей является создание комплексного труда, охватывающего разные аспекты советской архитектуры 1955-1991гг. Необходима и дальнейшая разработка методов практической работы с подобным типом наследия, способствующим его сохранению и адаптации в современном городе.
Главной проблемой, стоящей на пути сохранения советского модернизма в России, является существующая субъективность его оценки, в том числе и профессиональным сообществом. Ее решением должно стать создание адаптированных критериев оценки качества архитектуры, регламентов его охраны, а также разработка реестра потенциальных памятников советского модернизма, которое позволило бы контролировать их стояние и оперативно реагировать в случае угрозы сноса или изменения. Факт присвоения ряду объектов статуса памятников в крупных городах страны, дает надежду на дальнейшую активизацию данного процесса на более качественном уровне.
Как в России, так за рубежом, имеется разнообразный опыт работы наследием послевоенного модернизма. Он предполагает деликатное отношение к внешнему облику здания, его адаптацию к современным техническими и жилым нормам, включение в окружающую городскую среду в целях развития города.
Безусловно, наиболее благоприятным вариантом для сохранения таких объектов является комплексная научная реставрация, однако такой подход может быть гарантирован исключительно выдающимся объектам, памятникам, часто подразумевающим участие известных архитекторов.
Сохранение крупных жилых комплексов модернизма идет параллельно реновации, которая позволяет адаптировать здания к современным нормам жилых зданий из-за чего их облик может меняться.
Модернизация является наиболее деликатным методом работы, так как не нарушает структуру здания приводя его в благоприятный вид, но для успешной реализации данной практики необходимо налаживать сотрудничество местных властей квалифицированными архитекторами.
Музеефикация универсальный метод, но лучше всего если она будет проводиться при наиболее целостном сохранении объекта.
Регенерация как явления берет истоки из органической теории города, данная концепция является актуальной и сегодня в связи с установкой на устойчивое городское развитие. В широком смысле регенерация советского модернизма — это попытка из модернистского проекта перейти к органическому, а также, учитывая современные реалии, из архитектуры социалистической, характерной для плановой экономики, создать успешный, привлекательный коммерческий проект.
Цель современной регенерации — это обновление и оживление среды города такими методами как: консервация, реставрация, музеефикация, модернизация, реновация, ревитализация, реконструкция и т.д. Каждый из этих методов не только улучшает качество жизни горожан, но и вносит вклад в сохранение наследия, поскольку позволяет ему «работать» в пространстве. Именно разнообразие возможных методов регенерации, позволяет выбрать наиболее эффективные методики для разных комбинация и типов построек периода 1955-1991 гг.
В ходе проделанной в данном исследовании работы, были разработаны ключевые элементы концепции регенерации объектов советского модернизма на территории Санкт-Петербурга. Они представлены в виде схемы и таблицы, предполагающей различные методы для разных типов объектов. Вместе с ними были представлены примеры, раскрывающие специфику работы с памятниками и объектами модернизма и подтверждающие, что ориентация на сохранение, не исключает возможности развития городской среды. Из полученных материалов следует, что для памятников необходимо наиболее бережное сохранение, с возможностью реставрации. Тем не менее, многоквартирные дома могут подвергаться реновации и модернизации в связи с необходимостью поддержания качества жизни жителей зданий. Для ансамблей наиболее удачным путем является комплексное благоустройство в целях привлечения на территорию городских жителей.
Все это подтверждает, что регенерация является наиболее эффективным методом работы с советским модернизмом, значимость сохранения которого должна быть признана во благо жителей городов.



