Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты изучения особенностей фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи……………… 7
1.1. Общая характеристика фонематических процессов. Сущность понятия «фонематические процессы»…………. 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи…………10
1.3. Особенности развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи…………………………………14
2. Организационно-методический этап исследования фонематических процессов у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи21
2.1. Цели и задачи. Методика экспериментального исследования…….. 21
2.2. Методические рекомендации по выбору методов и приемов при обследовании фонематических процессов......22
Заключение……………………………………………………… 25
Список использованных источников ………………27
Приложение А Диагностическая методика Г.В.Чиркиной………………… 31
Приложение Б Протокол обследования фонематических процессов ……. 34
Актуальность исследования. Речевые нарушения оказывают влияние на уровень общего развития детей и формирование их познавательной деятельности. Дошкольное развитие предусматривает общее формирование ребёнка, однако, для успешного развития его речевой деятельности должны быть сформированы в достаточной степени когнитивные функции и познавательная деятельность.
Речь является одним из важных аспектов, влияние которого на психическое развитие ребёнка, бесспорно. В следствии этого, дошкольное образование ставит перед собой задачу – развитие речи детей.
Одним из компонентов этого развития является сформированность фонематических процессов, которая обуславливается владением развитой артикуляционной моторикой, умением правильно произносить звуки, дифференцировать их в речи, грамматически правильно строить предложение.
Фонематические процессы объединяют в себе: фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Эти процессы играют существенную роль в становлении речевой системы ребёнка дошкольного возраста, поскольку служат основой для обучения его письму, которое складывается из умения дифференцировать звуки в слове, навыка звуко-буквенного состава слова.
Исследованием развития фонематических процессов и преодоления выявленных нарушений у детей дошкольного возраста занимаются учёные психологи, педагоги, невропатологи (Г.А. Каше, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Р.Е. Левина, О.С. Попова, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина), которые не только выявляют такие нарушения у детей, но и предлагают эффективные методики коррекционной работы.
Следует отметить стабильность роста количества детей дошкольного возраста с фонематическими расстройствами речи, согласно современной статистике, что является причиной возникновения трудностей в коммуникации, социальном поведении, а также, может привести к искажению в развитии личности ребенка.
Выбор и использование методов определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно – логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается оптимально удачным подбором соответствующей группы методов.
У детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) проявляется недостаточная сформированность фонематических процессов, которая может стать в дальнейшем препятствием к успешному усвоению учебной программы. Чем раньше у дошкольника с ОНР будет сформирована правильная речь, тем успешнее будет складываться его познавательное развитие и вербальная коммуникация. Следует отметить, что дети этой категории затрудняются в восприятии и дифференциации звуков, при звуко - буквенном анализе и синтезе, а эти процессы очень важны при освоении письма. Как следствие, такие дети оказываются неуспевающими по письму и чтению [1].
Поэтому особенно актуальным становится вопрос о методах и приёмах изучения особенностей фонематических процессов у дошкольников 5-6 лет с ОНР.
Цель исследования - теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы о методах и приёмах изучения особенностей фонематических процессов у дошкольников 5-6 лет с ОНР.
Объект исследования - процесс изучения фонематических процессов у дошкольников 5-6 лет с ОНР.
Предмет исследования - методы и приёмы изучения особенностей фонематических процессов у дошкольников 5-6 лет с ОНР.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно сформулировать задачи исследования:
1) изучить специальную психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования с целью определения сущности фонематических процессов и их формирования в онтогенезе и дизонтогенезе;
2) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
3) представить диагностическую методику по исследованию фонематических процессов;
4) разработать методические рекомендации по выбору методов и приемов обследования фонематических процессов.
Методологической основой исследования являются научные положения ученых в области дефектологии, логопедии, педагогики и психологии :
- учение о динамической локализации психических функций И.М.Сеченов
- Лурия
- системное рассмотрение вопроса развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, А.М. Горчакова, Г.В. Гуровец, Н.И. Жинкин, Л.Е. Журова, С.Е. Окунева, Т.А. Ткаченко, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин);
- концептуальные подходы в изучении особенностей развития фонематических процессов у дошкольников с ОНР (Г.А. Каше, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Р.Е. Левина, О.С. Попова, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина).
- теории психического развития дошкольников с ОНР (О.М. Дьяченко, Т.Н. Волковская, Т.В. Лаврентьева, В.И. Лахмоткина).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) анализ
2) синтез
3) обобщение
4) систематизация научно-методической литературы
5) классификация
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 36 источников, и приложения. Общий объем работы составляет 30 страниц.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы и проведенное исследование позволили установить, что в становлении речевой системы немаловажную роль играют фонематические процессы. Предпосылкой для успешного обучения грамоте является умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего. Однако, недоразвитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР может препятствовать качественному формированию навыков звукового анализа и синтеза и привести к трудности в овладении чтением и письмом.
В первой главе были проа нализированы сущн ость и знач ение фоне матических проц ессов для разв ития ребёнка, а также этапы их разв ития в онтогенезе. Фоне матические проц ессы вклю чают в себя фоне матическое восп риятие, фоне матический слух и умение выпо лнять звуко букв енный анализ слова.
Вторая глава курсовой работы посвящена теоретико-методологическому анализу изучения фонематических процессов у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Составлению методических рекомендаций по выбору методов и приемов при изучении фонематического слуха и восприятия.
Развитие фонематических процессов в онтогенезе проходит определенные стадии своего формирования, и к четырём годам нормотипичный ребенок может дифференцировать все звуки, определять звуковой состав слова.
Если ребёнок имеет речевые нарушения, в част ности ОНР, у него, как правило, будут отмечаться нарушения в разв итии фоне матических проц ессов. Приз наками их нару шения являются: нару шения звук опроизношения (замены и смеш ения звуков); нару шения звук овой стру ктуры слова, проя вляющиеся в ошибках звук ового анализа (пропуск гласных и согл асных букв, слогов; вставки букв; пере становки букв, слогов; нару шение дифф еренциации звуков на слух, имеющих акустико-арти куляционное сходство, проя вляющееся в замене и смеш ении звуков, а при письме в смеш ении букв).
В проц ессе работы нами был выполнен анализ научно-методической специальной литературы по теме исследования, были рассмотрены вопросы, на которые можно опираться при дальнейшей разработке данной проблемы: определены критерии фоне матических проц ессов, которые должны быть исследованы в пред стоящей работе и выделены организационно-методические основы разв ития фоне матических проц ессов у дошкольников с ОНР.
В результате проведенной работы в соответствии с целью исследования были выполнены следующие задачи:
1) изучена специальная психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования с целью определения сущности фонематических процессов и их формирования в онтогенезе и дизонтогенезе;
2) рассмотрена психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
3) представлена диагностическая методика по исследованию фонематических процессов;
4) разработаны методические рекомендации по выбору методов и приемов обследования фонематических процессов.
На основе проведённого исследования, следует выделить основные направления, изучению которых можно посвятить дальнейшее исследование проблемы:
практическое исследование особенностей развития фонематических процессов у дошкольников с ОНР;
развитие фоне матических проц ессов у дошкольников с ОНР и подбор эффективных средств, при помощи которых возможно осуществлять коррекцию.
Описанный диагностический инструментарий и разработанные методические рекомендации, примерный перечень упражнений могут быть полезны логопедам, работающим с данной категорией детей, для совершенствования коррекционно-развивающей работы по развитию фонематических процессов у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Последующие этапы практического исследования будут проведены в рамках выпускной квалификационной работы на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального округа г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида №137».
1. Аржанова О.В. Нарушения фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования, 2021. – С.26-30.
2. Бабаянц Л.А. Отличительные черты речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Л. А. Бабаянц. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 48 (443). - С. 385-386. - URL: https://moluch.ru/archive/443/96995/ (дата обращения: 22.04.2023).
3. Бушинская Е.А. Роль фонематических процессов в усвоении норм словообразования и словизменения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Е.А. Бушинская // Концепт, 2020. – вып. 2. – С.1-9.
4. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 144 с.
6. Волковская Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим
недоразвитием речи / Под научной ред. И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 96 с.
7. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Парус, 1995. – 129 с.
8. Горбенко Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 20-23 февраля 2012 г.). Т. 2. -СПб, 2012. - С. 262-264. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1552/ (дата обращения: 21.04.2023).
9. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов / А.М. Горчакова // Логопедия. – М.: 2003. - № 1-2. - С.28-30.
10. Гуровец Г.В. К генезису фонетико-фонематических рас¬стройств / Гуровец Г.В., Маевская С.И. // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М., 1982. – 208 с.
11. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников / Н.И. Дьякова. – М.: Сфера, 2010. – 64 с.
12. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников: учебное пособие / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М., 1984. - 104 с.
13. Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -188с.
14. Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - С.312 - 230.
15. Каримова Н.В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. - 2016. - №2. – 21 с. - URL https://moluch.ru/th/4/archive/29/847/ (дата обращения: 07.04.2023).
16. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1985. – 207 с.
17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста, - М.: "Гном-Пресс", 2000. – 16 с.
18. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1983. – С.129-136.
19. Лахмоткина В.И. Психолого-педагогические аспекты характеристики детей с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования, 2021. – С.226-229.
20. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367 с.
21. Леонтьев А.Н. Речевая деятельность / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. – С.191-192.
22. Лурия А.Р. Язык и сознание. / Под редакцией Е. Д. Хомской. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С.289 – 290.
23. Львов М.Р. Речевое развитие человека: [Развитие речи ребенка] // Начальная школа. - 2000. - N6. -98 с.
24. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.
25. Окунева С.Е. Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников // Вестник Костромского государственного университета. - № 5. - 2017. - С.112-114.
26. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младем школьном возрасте. // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. – С.44-52.
27. Орфинская В.К. Расстройства речи, связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы : учеб. Пособие / В.К. Орфинская. - М., 2007. - 112 с
28. Пиотровская Л.А. Звуковые замены в речевой деятельности ребенка // Специальное образование: традиции и новации: Сб. науч.-метод. трудов с междунар. участием / Редкол.: И.В. Прищепова (отв. ред.), Л.В. Лопатина, В.И. Липакова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 152 с.
29. Попова О.С. Особенности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2020. - URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016025652 (дата обращения: 08.04.2023).
30. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа / Т.А. Ткаченко // Логопедическая тетрадь. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. - 250 с.
31. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи // Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98.
32. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (6 год жизни). – М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.
33. Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи / Н.А. Чевелева // Дефектология 1986 - №3 - С. 57 – 61.
34. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина. – М.: Аркти, 2003. - 87 с.
35. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
36. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. – С. 205 - 210.