РУССКОГОВОРЯЩЕЕ НАСЕЛЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ США
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Понятие, концепции и сущность информационной политики США
на международной арене
1.1 Информация. Природа, сущность, основные понятия………………………..…9
1.2 Информационное общество и информационная политика.
Англосаксонская модель построения информационного общества…………………..10
1.3 Англосаксонская модель построения информационного общества………………17
1.4 Особенность американской пропаганды………………………………………...….21
Глава 2 Стратегия и механизм информационной политики США……………………27
2.1 Совет Управляющих Вещанием (BBG)………………………………………….…32
2.2 Госдепартамент США……………………………………………………………….32
2.3 Агентство США по международному развитию (USAID)……………………...…34
2.4 Цели публичной дипломатии США…………………………………………………35
Глава 3 Русскоязычное общество в информационной политики США………………39
3.1 Расширение пропаганды на русском языке…………………………………………43
3.2 Поддержка оппозиционных активистов внутри России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения
Список источников и литературы…
Глава 1 Понятие, концепции и сущность информационной политики США
на международной арене
1.1 Информация. Природа, сущность, основные понятия………………………..…9
1.2 Информационное общество и информационная политика.
Англосаксонская модель построения информационного общества…………………..10
1.3 Англосаксонская модель построения информационного общества………………17
1.4 Особенность американской пропаганды………………………………………...….21
Глава 2 Стратегия и механизм информационной политики США……………………27
2.1 Совет Управляющих Вещанием (BBG)………………………………………….…32
2.2 Госдепартамент США……………………………………………………………….32
2.3 Агентство США по международному развитию (USAID)……………………...…34
2.4 Цели публичной дипломатии США…………………………………………………35
Глава 3 Русскоязычное общество в информационной политики США………………39
3.1 Расширение пропаганды на русском языке…………………………………………43
3.2 Поддержка оппозиционных активистов внутри России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения
Список источников и литературы…
С начала XX века основным стимулом для развития публичной дипломатии являлись внешние угрозы национальной безопасности Соединенных Штатов Америки или угрозы американским интересам в различных регионах мира. Так если в странах Ближнего Востока публичная дипломатия стала инструментом продвижения положительного имиджа США, то в России и странах СНГ публичная дипломатия США ведет борьбу за сохранение демократии и рыночной экономики, а также за противодействие России на пути расширения ее влияния на постсоветском пространстве и в качестве противовеса в пропагандистской деятельности Кремля.
Институт публичной дипломатии США использует такие инструменты в продвижении позитивного имиджа США, как радио, телевидение, Интернет, а также программы обучения лидеров НКО и продемократических партий или движений.
В 2013–2015 гг. публичная дипломатия США как инструмент влияния на зарубежные государства при помощи информационных, образовательных, культурных и цифровых проектов стала стремительно меняться. Значительно усилился такой компонент публичной дипломатии, как пропаганда американских ценностей в социальных сетях различных стран, а также распространение особых компьютерных приложений для политических активистов (цифровая дипломатия).
Данный компонент приобрёл настолько серьёзное значение, что начиная с 2014 г. Конгресс выделил на проведение цифровой дипломатии США отдельную статью расходов в бюджете.
Наряду с этим, провалы в осуществлении информационных программ США в странах Ближнего Востока и Евразии, неэффективная работа Управления международным вещанием США привели к пересмотру основных принципов работы и механизма публичной дипломатии. На фоне активизации внешнеполитической информационной деятельности России, Ирана и Китая, американское вещание находится в состоянии разброда и отсутствия единой стратегии. Конгрессмены предлагают вернуться к механизму эпохи «холодной войны», когда за ведение пропаганды отвечало одно ведомство – Информационное агентство США (USIA, UnitedStatesInformationAgency).
Более того, сам термин «пропаганда» стал терять привычные негативные коннотации. В 2010–2012 г. в США стали появляться работы влиятельных экспертов, которые доказывали, что в эпоху информационных войн не имеет смысла заниматься продвижением ценностей США с «помощью» культуры, образования или спорта. Своя пропаганда как самый быстрый способ реакции на пропаганду противника, а также самый эффективный способ создания консенсуса между правительство США и зарубежной аудиторией вошла в публичную дипломатию США и видоизменила направления её деятельности. Отметим, что сегодня термин «публичная дипломатия» часто заменяется термином «стратегическая коммуникация», что отнюдь не ослабляет пропагандисткой составляющей во внешней политике США.
Наконец, один из последних трендов – российское направление в публичной дипломатии США. Активизация внешней политики России уход из РФ ряда американских организаций, завершение многих программ американо-российского обмена людьми, ослабление деятельности каналов международного вещания США в России поставили под вопрос существование всего российского направления. Это заставило и Белый дом, и Конгресс искать новые подходы к поддержанию американского влияния в России. Острота данной проблемы в публичной дипломатии США собственно и обуславливает наш интерес к её анализу.
В данной диссертации исследованы нацеленные на Россию и русскоязычное население проекты публичной дипломатии США, которые намечено реализовать до 2018 г. Именно этот год фигурирует в американских документах как индикатор реализации этих проектов.
Актуальность данного исследования заключается в том, что проекты публичной дипломатии США, описанные в данной работе, которые направленны на русскоязычное население, актуальны до 2018 г.
Цель настоящего исследования – выявить результаты осуществления программ публичной дипломатии США, нацеленные на русскоговорящее население и спрогнозировать развитие соответственных программ.
Для этого были поставлены следующие задачи:
• Показать основные направления информационной политики США
• Проанализировать основные механизмы и цели информационной политики США.
• Проанализировать программы информационной политики США, направленные на русскоговорящее население.
• Определить основные проблемы, с которыми сталкивается американское руководство при построении позитивного имиджа США
• Дать оценку перспектив развития информационной политики США
Объектом исследования выступает публичная дипломатия США.
Предметом данного исследования являются программы публичной дипломатии США, нацеленные на русскоязычное население.
Методологической основой дипломной работы послужили следующие методы: логический, сравнительный метод, исторический метод, методы системного анализа, метод теоретического прогнозирования, метод индукции и дедукции.
Практическая значимость. Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности применения полученных выводов и знаний, которые могут быть использованы в выстраивание Российской информационной политики.
Историография вопроса
Вопросы, рассматриваемые в данной работе, еще недостаточно изучены в науке о международных отношениях. Несмотря на то, что по сей день не было предпринято попыток комплексного изучения современных институтов и механизмов публичной дипломатии США, нацеленных на русскоязычное население, однако, стоит отметить, что на данный момент имеется большое количество литературы, которая освещает отдельно взятые аспекты американской дипломатии. Использованную литературу можно разделить условно на несколько групп:
В первую группу следует отнести труды, которые помогли сформировать научно-теоретический каркас работы и разобраться с понятием публичной дипломатии в целом. Научные труды Цветковой Н.А. помогли сформировать понимание о концепциях и теориях публичной дипломатии США. Также, в эту группу входят такие авторы, как Давыдов Ю.П., Манжулина О.А., Ширяев Б.А., ГилбоE., Най Дж., Караганов С.А., которые широко изучили «жесткую» и «мягкую» силу в международных отношениях и осветили цели внешней политики США. А исследования Анхольта С., Арндта Р., Кована Дж. Арсеноля A. представляют собой теоретический материал по публичной дипломатии Америки.
Что касается второй группы, в нее вошли исследования, которые описывают механизмы публичной дипломатии США. В трудах Боголюбовой Н.М. описан такой механизм, как культурная дипломатия, которая является одним из важнейших и уже зарекомендовавших себя способов улучшения имиджа страны. Так же следует выделить ряд авторов, которые в своих работах подробно рассмотрели причины создания, стратегические цели и попытались спрогнозировать будущее состояние и деятельность институтов общественной дипломатии. Это – Берман E. H., который изучил влияние благотворительных фондов (США) на мировые процессы. А что касается изучения агентства международного развития (USAID) и зарубежной помощи как средство внешнеполитического давления, то это изучено в работах таких исследователей как А. Вудс, Дж. Редисинин, M. Краус.
В работах Биенера Х., Грила Г., РосенгбергаE., Ругха В.A., Роунсли Г.Д., разобран и представлен в полной мере такой механизм пропаганды, как теле- и радио-вещания, что стало опять же актуальным в силу распространения сети Интернет и возможности с большой скоростью транслировать новости и информацию выгодную Америки.
В трудах Кониффа B., Хофмана Д. поднят вопрос о перспективах данного механизма, но так как он является одним из самых старых и уже зарекомендовавшим себя, то оба автора утверждают, что он так же будет занимать доминирующие позиции среди институтов публичной дипломатии США. Авторы уделяют особое внимание распространению сети Интернет, что может повлиять на развитие американской публичной дипломатии.
Госдепартамент как основной институт внешнеполитической деятельности был рассмотрен в огромном количестве работ, из которых наиболее значимыми, на наш взгляд, являются исследования В. Рубина, В. Рокмана. А также вопросы о работе Госдепартамента хорошо освещены в трудах Д. Кларка и В. Читика.
Источники
В основу работы был положен изученный нами обширный эмпирический и аналитический материал, который можно классифицировать следующим образом:
• Документы о публичной дипломатию США, нацеленную на русскоязычное население
• Интервью как российских, так и американских деятелей, по данному вопросу
• Законодательные акты публичной дипломатии США
• Отчеты различных ведомств США о проведении программы
Также, при исследовании данной темы, были использованы документы и статистические отчеты различных неправительственных организаций США, а также помимо названных документов большое значение для написания настоящей работы сыграли источники, связанные с деятельностью международных конференций и «мозговых центров».
Структура исследования вытекает из поставленных перед нами целей и задач. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы. В первой главе были рассмотрены основные теоретические вопросы для выстраивания базиса последующего изучения информационной политики, форм пропаганды и публичной дипломатии. Во второй главе, мы осветили основные механизмы и стратегию публичной дипломатии США. В третьей главе, мы проанализировали существующие проекты для русскоязычного общества.
Институт публичной дипломатии США использует такие инструменты в продвижении позитивного имиджа США, как радио, телевидение, Интернет, а также программы обучения лидеров НКО и продемократических партий или движений.
В 2013–2015 гг. публичная дипломатия США как инструмент влияния на зарубежные государства при помощи информационных, образовательных, культурных и цифровых проектов стала стремительно меняться. Значительно усилился такой компонент публичной дипломатии, как пропаганда американских ценностей в социальных сетях различных стран, а также распространение особых компьютерных приложений для политических активистов (цифровая дипломатия).
Данный компонент приобрёл настолько серьёзное значение, что начиная с 2014 г. Конгресс выделил на проведение цифровой дипломатии США отдельную статью расходов в бюджете.
Наряду с этим, провалы в осуществлении информационных программ США в странах Ближнего Востока и Евразии, неэффективная работа Управления международным вещанием США привели к пересмотру основных принципов работы и механизма публичной дипломатии. На фоне активизации внешнеполитической информационной деятельности России, Ирана и Китая, американское вещание находится в состоянии разброда и отсутствия единой стратегии. Конгрессмены предлагают вернуться к механизму эпохи «холодной войны», когда за ведение пропаганды отвечало одно ведомство – Информационное агентство США (USIA, UnitedStatesInformationAgency).
Более того, сам термин «пропаганда» стал терять привычные негативные коннотации. В 2010–2012 г. в США стали появляться работы влиятельных экспертов, которые доказывали, что в эпоху информационных войн не имеет смысла заниматься продвижением ценностей США с «помощью» культуры, образования или спорта. Своя пропаганда как самый быстрый способ реакции на пропаганду противника, а также самый эффективный способ создания консенсуса между правительство США и зарубежной аудиторией вошла в публичную дипломатию США и видоизменила направления её деятельности. Отметим, что сегодня термин «публичная дипломатия» часто заменяется термином «стратегическая коммуникация», что отнюдь не ослабляет пропагандисткой составляющей во внешней политике США.
Наконец, один из последних трендов – российское направление в публичной дипломатии США. Активизация внешней политики России уход из РФ ряда американских организаций, завершение многих программ американо-российского обмена людьми, ослабление деятельности каналов международного вещания США в России поставили под вопрос существование всего российского направления. Это заставило и Белый дом, и Конгресс искать новые подходы к поддержанию американского влияния в России. Острота данной проблемы в публичной дипломатии США собственно и обуславливает наш интерес к её анализу.
В данной диссертации исследованы нацеленные на Россию и русскоязычное население проекты публичной дипломатии США, которые намечено реализовать до 2018 г. Именно этот год фигурирует в американских документах как индикатор реализации этих проектов.
Актуальность данного исследования заключается в том, что проекты публичной дипломатии США, описанные в данной работе, которые направленны на русскоязычное население, актуальны до 2018 г.
Цель настоящего исследования – выявить результаты осуществления программ публичной дипломатии США, нацеленные на русскоговорящее население и спрогнозировать развитие соответственных программ.
Для этого были поставлены следующие задачи:
• Показать основные направления информационной политики США
• Проанализировать основные механизмы и цели информационной политики США.
• Проанализировать программы информационной политики США, направленные на русскоговорящее население.
• Определить основные проблемы, с которыми сталкивается американское руководство при построении позитивного имиджа США
• Дать оценку перспектив развития информационной политики США
Объектом исследования выступает публичная дипломатия США.
Предметом данного исследования являются программы публичной дипломатии США, нацеленные на русскоязычное население.
Методологической основой дипломной работы послужили следующие методы: логический, сравнительный метод, исторический метод, методы системного анализа, метод теоретического прогнозирования, метод индукции и дедукции.
Практическая значимость. Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности применения полученных выводов и знаний, которые могут быть использованы в выстраивание Российской информационной политики.
Историография вопроса
Вопросы, рассматриваемые в данной работе, еще недостаточно изучены в науке о международных отношениях. Несмотря на то, что по сей день не было предпринято попыток комплексного изучения современных институтов и механизмов публичной дипломатии США, нацеленных на русскоязычное население, однако, стоит отметить, что на данный момент имеется большое количество литературы, которая освещает отдельно взятые аспекты американской дипломатии. Использованную литературу можно разделить условно на несколько групп:
В первую группу следует отнести труды, которые помогли сформировать научно-теоретический каркас работы и разобраться с понятием публичной дипломатии в целом. Научные труды Цветковой Н.А. помогли сформировать понимание о концепциях и теориях публичной дипломатии США. Также, в эту группу входят такие авторы, как Давыдов Ю.П., Манжулина О.А., Ширяев Б.А., ГилбоE., Най Дж., Караганов С.А., которые широко изучили «жесткую» и «мягкую» силу в международных отношениях и осветили цели внешней политики США. А исследования Анхольта С., Арндта Р., Кована Дж. Арсеноля A. представляют собой теоретический материал по публичной дипломатии Америки.
Что касается второй группы, в нее вошли исследования, которые описывают механизмы публичной дипломатии США. В трудах Боголюбовой Н.М. описан такой механизм, как культурная дипломатия, которая является одним из важнейших и уже зарекомендовавших себя способов улучшения имиджа страны. Так же следует выделить ряд авторов, которые в своих работах подробно рассмотрели причины создания, стратегические цели и попытались спрогнозировать будущее состояние и деятельность институтов общественной дипломатии. Это – Берман E. H., который изучил влияние благотворительных фондов (США) на мировые процессы. А что касается изучения агентства международного развития (USAID) и зарубежной помощи как средство внешнеполитического давления, то это изучено в работах таких исследователей как А. Вудс, Дж. Редисинин, M. Краус.
В работах Биенера Х., Грила Г., РосенгбергаE., Ругха В.A., Роунсли Г.Д., разобран и представлен в полной мере такой механизм пропаганды, как теле- и радио-вещания, что стало опять же актуальным в силу распространения сети Интернет и возможности с большой скоростью транслировать новости и информацию выгодную Америки.
В трудах Кониффа B., Хофмана Д. поднят вопрос о перспективах данного механизма, но так как он является одним из самых старых и уже зарекомендовавшим себя, то оба автора утверждают, что он так же будет занимать доминирующие позиции среди институтов публичной дипломатии США. Авторы уделяют особое внимание распространению сети Интернет, что может повлиять на развитие американской публичной дипломатии.
Госдепартамент как основной институт внешнеполитической деятельности был рассмотрен в огромном количестве работ, из которых наиболее значимыми, на наш взгляд, являются исследования В. Рубина, В. Рокмана. А также вопросы о работе Госдепартамента хорошо освещены в трудах Д. Кларка и В. Читика.
Источники
В основу работы был положен изученный нами обширный эмпирический и аналитический материал, который можно классифицировать следующим образом:
• Документы о публичной дипломатию США, нацеленную на русскоязычное население
• Интервью как российских, так и американских деятелей, по данному вопросу
• Законодательные акты публичной дипломатии США
• Отчеты различных ведомств США о проведении программы
Также, при исследовании данной темы, были использованы документы и статистические отчеты различных неправительственных организаций США, а также помимо названных документов большое значение для написания настоящей работы сыграли источники, связанные с деятельностью международных конференций и «мозговых центров».
Структура исследования вытекает из поставленных перед нами целей и задач. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы. В первой главе были рассмотрены основные теоретические вопросы для выстраивания базиса последующего изучения информационной политики, форм пропаганды и публичной дипломатии. Во второй главе, мы осветили основные механизмы и стратегию публичной дипломатии США. В третьей главе, мы проанализировали существующие проекты для русскоязычного общества.
Имеющиеся открытые документы правительства США позволяют сделать несколько выводов о том, как будет развиваться публичная дипломатия США в России и в отношении русскоговорящего мира в последующие два-три года.
Во-первых, США активизировали и будут только увеличивать информационное давление на русскоязычное население, проживающее в странах Восточной Европы и на постсоветском пространстве. Как и в годы «холодной войны», канал международного вещания – «Радио Свобода/Свободная Европа» – вернул себе место центрального игрока в информационном противостоянии с Россией. Именно на базе этого канала создаётся большинство новых Интернет-проектов, цифровое телевидение и проводятся семинары для оппозиционно настроенных россиян.
Во-вторых, поддержка оппозиционного движения – ещё одна задача правительства США в России начиная с 2013 г. В этой стратегии такие новые целевые категории граждан, как ЛГБТ, интернет-журналисты, блоггеры, жертвы политического давления и религиозные меньшинства, а также просто активные граждане России останутся получателями американской финансовой помощи в области продвижения демократии и прав человека. Использование фондов помощи активистам в кризисных ситуациях и их обучение в странах постсоветского пространства и Восточной Европы является новым механизмом развития движения недовольных и протестующих в России.
В-третьих, резкий переход от открытой деятельности в России к почти секретным проектам, идущим через интернет и региональные хабы, свидетельствует о том, что правительство США готовит российских активистов к перспективе существования в условиях политического давления и ограничения доступа к сети интернет, как минимум, до 2018 г. Большинство проектов направлено на распространение продуктов антицензурного содержания среди целевой аудитории.
В итоге, можно подчеркнуть, что несмотря на политику российского правительства в отношении политически ангажированных американских организаций в России, США нашли новые способы доступа и влияния на российских активистов и граждан, которые будут работать до 2018 года.
Во-первых, США активизировали и будут только увеличивать информационное давление на русскоязычное население, проживающее в странах Восточной Европы и на постсоветском пространстве. Как и в годы «холодной войны», канал международного вещания – «Радио Свобода/Свободная Европа» – вернул себе место центрального игрока в информационном противостоянии с Россией. Именно на базе этого канала создаётся большинство новых Интернет-проектов, цифровое телевидение и проводятся семинары для оппозиционно настроенных россиян.
Во-вторых, поддержка оппозиционного движения – ещё одна задача правительства США в России начиная с 2013 г. В этой стратегии такие новые целевые категории граждан, как ЛГБТ, интернет-журналисты, блоггеры, жертвы политического давления и религиозные меньшинства, а также просто активные граждане России останутся получателями американской финансовой помощи в области продвижения демократии и прав человека. Использование фондов помощи активистам в кризисных ситуациях и их обучение в странах постсоветского пространства и Восточной Европы является новым механизмом развития движения недовольных и протестующих в России.
В-третьих, резкий переход от открытой деятельности в России к почти секретным проектам, идущим через интернет и региональные хабы, свидетельствует о том, что правительство США готовит российских активистов к перспективе существования в условиях политического давления и ограничения доступа к сети интернет, как минимум, до 2018 г. Большинство проектов направлено на распространение продуктов антицензурного содержания среди целевой аудитории.
В итоге, можно подчеркнуть, что несмотря на политику российского правительства в отношении политически ангажированных американских организаций в России, США нашли новые способы доступа и влияния на российских активистов и граждан, которые будут работать до 2018 года.
Подобные работы
- «Мягкая сила» как инструмент внешней политики США в России в 2009-2016 гг
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО
КРИЗИСА НА УКРАИНЕ (НОЯБРЬ 2013 - МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ 2014 ГОД)
ПРОТИВОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ В КОНТЕКСТЕ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - МИГРАЦИОННЫЙ ПОТОК КАК ИТОГ ПОЛИТИКИ ЕС И США НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2016 - Публичная дипломатия США и России в Украине и Армении
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2020 - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО
КРИЗИСА НА УКРАИНЕ (НОЯБРЬ 2013 - МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ 2014 ГОД)
INFORMATION WAR BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE UNITED
STATES OF AMERICA IN THE CONTEXT OF THE POLITICAL CRISIS IN UKRAINE
(NOVEMBER, 2013 - MINSK PROTOCOL, 2014)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Публичная дипломатия Российской Федерации в период с 1992 по 2014 (Эволюция отношений с Европейским союзом)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017 - СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И ГЕРМАНИИ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Эволюция миграционной политики ФРГ с 1991 по 2019 годы
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - МАНИПУЛЯТИВНЫЕ МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ «ГЕРОЯ» И
«ВРАГА» НА СТРАНИЦАХ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ
ПЕЧАТИ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016



