Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РУССКОГОВОРЯЩЕЕ НАСЕЛЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ США

Работа №132786

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Понятие, концепции и сущность информационной политики США
на международной арене
1.1 Информация. Природа, сущность, основные понятия………………………..…9
1.2 Информационное общество и информационная политика.
Англосаксонская модель построения информационного общества…………………..10
1.3 Англосаксонская модель построения информационного общества………………17
1.4 Особенность американской пропаганды………………………………………...….21
Глава 2 Стратегия и механизм информационной политики США……………………27
2.1 Совет Управляющих Вещанием (BBG)………………………………………….…32
2.2 Госдепартамент США……………………………………………………………….32
2.3 Агентство США по международному развитию (USAID)……………………...…34
2.4 Цели публичной дипломатии США…………………………………………………35
Глава 3 Русскоязычное общество в информационной политики США………………39
3.1 Расширение пропаганды на русском языке…………………………………………43
3.2 Поддержка оппозиционных активистов внутри России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения
Список источников и литературы…


С начала XX века основным стимулом для развития публичной дипломатии являлись внешние угрозы национальной безопасности Соединенных Штатов Америки или угрозы американским интересам в различных регионах мира. Так если в странах Ближнего Востока публичная дипломатия стала инструментом продвижения положительного имиджа США, то в России и странах СНГ публичная дипломатия США ведет борьбу за сохранение демократии и рыночной экономики, а также за противодействие России на пути расширения ее влияния на постсоветском пространстве и в качестве противовеса в пропагандистской деятельности Кремля.
Институт публичной дипломатии США использует такие инструменты в продвижении позитивного имиджа США, как радио, телевидение, Интернет, а также программы обучения лидеров НКО и продемократических партий или движений.
В 2013–2015 гг. публичная дипломатия США как инструмент влияния на зарубежные государства при помощи информационных, образовательных, культурных и цифровых проектов стала стремительно меняться. Значительно усилился такой компонент публичной дипломатии, как пропаганда американских ценностей в социальных сетях различных стран, а также распространение особых компьютерных приложений для политических активистов (цифровая дипломатия).
Данный компонент приобрёл настолько серьёзное значение, что начиная с 2014 г. Конгресс выделил на проведение цифровой дипломатии США отдельную статью расходов в бюджете.
Наряду с этим, провалы в осуществлении информационных программ США в странах Ближнего Востока и Евразии, неэффективная работа Управления международным вещанием США привели к пересмотру основных принципов работы и механизма публичной дипломатии. На фоне активизации внешнеполитической информационной деятельности России, Ирана и Китая, американское вещание находится в состоянии разброда и отсутствия единой стратегии. Конгрессмены предлагают вернуться к механизму эпохи «холодной войны», когда за ведение пропаганды отвечало одно ведомство – Информационное агентство США (USIA, UnitedStatesInformationAgency).
Более того, сам термин «пропаганда» стал терять привычные негативные коннотации. В 2010–2012 г. в США стали появляться работы влиятельных экспертов, которые доказывали, что в эпоху информационных войн не имеет смысла заниматься продвижением ценностей США с «помощью» культуры, образования или спорта. Своя пропаганда как самый быстрый способ реакции на пропаганду противника, а также самый эффективный способ создания консенсуса между правительство США и зарубежной аудиторией вошла в публичную дипломатию США и видоизменила направления её деятельности. Отметим, что сегодня термин «публичная дипломатия» часто заменяется термином «стратегическая коммуникация», что отнюдь не ослабляет пропагандисткой составляющей во внешней политике США.
Наконец, один из последних трендов – российское направление в публичной дипломатии США. Активизация внешней политики России уход из РФ ряда американских организаций, завершение многих программ американо-российского обмена людьми, ослабление деятельности каналов международного вещания США в России поставили под вопрос существование всего российского направления. Это заставило и Белый дом, и Конгресс искать новые подходы к поддержанию американского влияния в России. Острота данной проблемы в публичной дипломатии США собственно и обуславливает наш интерес к её анализу.
В данной диссертации исследованы нацеленные на Россию и русскоязычное население проекты публичной дипломатии США, которые намечено реализовать до 2018 г. Именно этот год фигурирует в американских документах как индикатор реализации этих проектов.
Актуальность данного исследования заключается в том, что проекты публичной дипломатии США, описанные в данной работе, которые направленны на русскоязычное население, актуальны до 2018 г.
Цель настоящего исследования – выявить результаты осуществления программ публичной дипломатии США, нацеленные на русскоговорящее население и спрогнозировать развитие соответственных программ.
Для этого были поставлены следующие задачи:
• Показать основные направления информационной политики США
• Проанализировать основные механизмы и цели информационной политики США.
• Проанализировать программы информационной политики США, направленные на русскоговорящее население.
• Определить основные проблемы, с которыми сталкивается американское руководство при построении позитивного имиджа США
• Дать оценку перспектив развития информационной политики США
Объектом исследования выступает публичная дипломатия США.
Предметом данного исследования являются программы публичной дипломатии США, нацеленные на русскоязычное население.
Методологической основой дипломной работы послужили следующие методы: логический, сравнительный метод, исторический метод, методы системного анализа, метод теоретического прогнозирования, метод индукции и дедукции.
Практическая значимость. Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности применения полученных выводов и знаний, которые могут быть использованы в выстраивание Российской информационной политики.
Историография вопроса
Вопросы, рассматриваемые в данной работе, еще недостаточно изучены в науке о международных отношениях. Несмотря на то, что по сей день не было предпринято попыток комплексного изучения современных институтов и механизмов публичной дипломатии США, нацеленных на русскоязычное население, однако, стоит отметить, что на данный момент имеется большое количество литературы, которая освещает отдельно взятые аспекты американской дипломатии. Использованную литературу можно разделить условно на несколько групп:
В первую группу следует отнести труды, которые помогли сформировать научно-теоретический каркас работы и разобраться с понятием публичной дипломатии в целом. Научные труды Цветковой Н.А. помогли сформировать понимание о концепциях и теориях публичной дипломатии США. Также, в эту группу входят такие авторы, как Давыдов Ю.П., Манжулина О.А., Ширяев Б.А., ГилбоE., Най Дж., Караганов С.А., которые широко изучили «жесткую» и «мягкую» силу в международных отношениях и осветили цели внешней политики США. А исследования Анхольта С., Арндта Р., Кована Дж. Арсеноля A. представляют собой теоретический материал по публичной дипломатии Америки.
Что касается второй группы, в нее вошли исследования, которые описывают механизмы публичной дипломатии США. В трудах Боголюбовой Н.М. описан такой механизм, как культурная дипломатия, которая является одним из важнейших и уже зарекомендовавших себя способов улучшения имиджа страны. Так же следует выделить ряд авторов, которые в своих работах подробно рассмотрели причины создания, стратегические цели и попытались спрогнозировать будущее состояние и деятельность институтов общественной дипломатии. Это – Берман E. H., который изучил влияние благотворительных фондов (США) на мировые процессы. А что касается изучения агентства международного развития (USAID) и зарубежной помощи как средство внешнеполитического давления, то это изучено в работах таких исследователей как А. Вудс, Дж. Редисинин, M. Краус.
В работах Биенера Х., Грила Г., РосенгбергаE., Ругха В.A., Роунсли Г.Д., разобран и представлен в полной мере такой механизм пропаганды, как теле- и радио-вещания, что стало опять же актуальным в силу распространения сети Интернет и возможности с большой скоростью транслировать новости и информацию выгодную Америки.
В трудах Кониффа B., Хофмана Д. поднят вопрос о перспективах данного механизма, но так как он является одним из самых старых и уже зарекомендовавшим себя, то оба автора утверждают, что он так же будет занимать доминирующие позиции среди институтов публичной дипломатии США. Авторы уделяют особое внимание распространению сети Интернет, что может повлиять на развитие американской публичной дипломатии.
Госдепартамент как основной институт внешнеполитической деятельности был рассмотрен в огромном количестве работ, из которых наиболее значимыми, на наш взгляд, являются исследования В. Рубина, В. Рокмана. А также вопросы о работе Госдепартамента хорошо освещены в трудах Д. Кларка и В. Читика.
Источники
В основу работы был положен изученный нами обширный эмпирический и аналитический материал, который можно классифицировать следующим образом:
• Документы о публичной дипломатию США, нацеленную на русскоязычное население
• Интервью как российских, так и американских деятелей, по данному вопросу
• Законодательные акты публичной дипломатии США
• Отчеты различных ведомств США о проведении программы
Также, при исследовании данной темы, были использованы документы и статистические отчеты различных неправительственных организаций США, а также помимо названных документов большое значение для написания настоящей работы сыграли источники, связанные с деятельностью международных конференций и «мозговых центров».
Структура исследования вытекает из поставленных перед нами целей и задач. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы. В первой главе были рассмотрены основные теоретические вопросы для выстраивания базиса последующего изучения информационной политики, форм пропаганды и публичной дипломатии. Во второй главе, мы осветили основные механизмы и стратегию публичной дипломатии США. В третьей главе, мы проанализировали существующие проекты для русскоязычного общества.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Имеющиеся открытые документы правительства США позволяют сделать несколько выводов о том, как будет развиваться публичная дипломатия США в России и в отношении русскоговорящего мира в последующие два-три года.
Во-первых, США активизировали и будут только увеличивать информационное давление на русскоязычное население, проживающее в странах Восточной Европы и на постсоветском пространстве. Как и в годы «холодной войны», канал международного вещания – «Радио Свобода/Свободная Европа» – вернул себе место центрального игрока в информационном противостоянии с Россией. Именно на базе этого канала создаётся большинство новых Интернет-проектов, цифровое телевидение и проводятся семинары для оппозиционно настроенных россиян.
Во-вторых, поддержка оппозиционного движения – ещё одна задача правительства США в России начиная с 2013 г. В этой стратегии такие новые целевые категории граждан, как ЛГБТ, интернет-журналисты, блоггеры, жертвы политического давления и религиозные меньшинства, а также просто активные граждане России останутся получателями американской финансовой помощи в области продвижения демократии и прав человека. Использование фондов помощи активистам в кризисных ситуациях и их обучение в странах постсоветского пространства и Восточной Европы является новым механизмом развития движения недовольных и протестующих в России.
В-третьих, резкий переход от открытой деятельности в России к почти секретным проектам, идущим через интернет и региональные хабы, свидетельствует о том, что правительство США готовит российских активистов к перспективе существования в условиях политического давления и ограничения доступа к сети интернет, как минимум, до 2018 г. Большинство проектов направлено на распространение продуктов антицензурного содержания среди целевой аудитории.
В итоге, можно подчеркнуть, что несмотря на политику российского правительства в отношении политически ангажированных американских организаций в России, США нашли новые способы доступа и влияния на российских активистов и граждан, которые будут работать до 2018 года.



1. BBG// Fiscal Year 2012 Budget Request // http://www.bbg.gov/wp-content/media/2011/12/bbg_fy12_budget_request.pdf // 07.04.2016
2. Broadcasting Board of Governors. Internet Anti-Censorship, 2015. Available at: http://www.bbg.gov/wp-content/media/2015/04/Anti-Censorship-Fact-Sheet-10182015.pdf (03.04.2016).
3. Broadcasting Board of Governors. Performance and Accountability Report, 2014. Available at http://www.bbg.gov/wp-content/media/2014/12/FY-2014-BBG-PAR_AccessibleVersion.pdf (03.04.2016).
4. Broadcasting Board of Governors. Performance and Accountability Report, 2015. Available at http://www.bbg.gov/wp-content/media/2015/11/BBG-FY2015-PAR.pdf (03.04.2016).
5. Consolidated and Further Continuing Appropriations Act, 2013. PL 113–6. Available at: https://www.congress.gov/113/plaws/publ6/PLAW-113publ6.pdf
6. Consolidated and Further Continuing Appropriations Act, 2015. PL 113–235. Available at: https://www.congress.gov/113/plaws/publ235/PLAW-113publ235.pdf (03.04.2016).
7. Consolidated and Further Continuing Appropriations Act, 2016. PL 114-113. Available at: https://www.congress.gov/114/plaws/publ113/PLAW-114publ113.pdf (03.04.2016).
8. Consolidated Appropriations Act, 2012. PL 112–74. Available at: https://www.congress.gov/112/plaws/publ74/PLAW-112publ74.pdf
9. Consolidated Appropriations Act, 2014. PL 113–76. Available at: https://www.congress.gov/113/plaws/publ76/PLAW-113publ76.pdf ( 03.04.2016).
10. Countering Adversarial Propaganda: Charting an Effective Course in the Contested Information Environment. Hearings before Subcommittee on Emerging Threats and Capabilities. Armed Services Committee. The House of Representatives, U.S. Congress, 22.10.2015. Available at: http://docs.house.gov/Committee/Calendar/ByEvent.aspx?EventID=104086 (03.04.2016).
11. Diplomacy in action// Department of State Publication// Revised // http://www.state.gov/documents/organization/46839.pdf // 02.10.2016
12. Emergency Assistance for Activists & Scholars. Available at: http://www.icanpeacework.org/emergency-assistance-for-activists-scholars/ (03.04.2016).
13. Foreign Assistance: USAID Signature Tsunami Reconstruction Efforts in Indonesia and Sri Lanka Exceed Initial Cost and Schedule Estimates, and Face Further Risks: GAO-07-357// GAO Reports. 08.03.2016
14. Global Health: USAID Supported a Wide Range of Child and Maternal Health Activities, but Lacked Detailed Spending Data and a Proven Method for Sharing Best Practices: GAO-07-486.// GAO Reports. 08.03.2016
15. Gootnick, David //Foreign Assistance: USAID's Cash Transfer Program in Egypt Supports Economic Reform Activities, but Various Factors Have Limited Its Influence: GAO-05-731.// GAO Reports. 07.04.2016
16. Gootnick, David// Foreign Assistance: USAID Has Begun Tsunami Reconstruction in Indonesia and Sri Lanka, but Key Projects May Exceed Initial Cost and Schedule Estimates: GAO-06-488// GAO Reports. 07.04.2016
17. Inspection of U.S. International Broadcasting to Russia. Office of Inspector General, 2013. Available at: https://oig.state.gov/system/files/217908.pdf (03.04.2016).
18. Interview with the European Endowment for Democracy’s Executive Director J. Pomianowski. Latvian Public TV, 28.05.2015, Available at: https://www.democracyendowment.eu/news/russian-language-doesnt-belong-only-to-russia-or-putin/ (03.04.2016).
19. Judith A. McHale //Public Diplomacy: A National Security Imperative// //http://www.state.gov/r/remarks/2009/124640.htm// 11.04.2016
20. Judith A. McHale// Future of U.S. Public Diplomacy// http://www.state.gov/r/remarks/2010/138283.htm// 11.04.2016
21. Lifeline: Embattled CSOs Assistance Fund. 23.09.2013. Available at: http://iipdigital.usembassy.gov/st/english/texttrans/2013/09/20130923283384.html#axzz3vuLGHiej (03.04.2016).
22. NATO Strategic Communication Centre of Excellence. Available at: http://www.stratcomcoe.org/online_library (03.04.2016).
23. Options for Reforming U.S. Overseas Broadcasting. Hearings before U.S. Senate Committee on Foreign Relations, U.S. Congress, 17.11.2015. Available at: http://www.foreign.senate.gov/hearings/options-for-reforming-us-overseas-broadcasting-111715 (03.04.2016).
24. Outcome Documents of the OSCE Parallel Civil Society Conference Belgrade. December 2015. Available at: http://www.civicsolidarity.org/article/1143/osce-parallel-civil-society-conference-took-place-belgrade (03.04.2016).
25. PangeaGo. Available at: http://www.pangea-cms.com/#intro-2 (03.04.2016).
26. Prague Civil Society Centre. Available at: http://praguecivilsociety.org (03.04.2016).
27. Presidential Memorandum – Civil Society. 23.09.2014. Available at: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2014/09/23/presidential-memorandum-civil-society (03.04.2016).
28. Public Diplomacy in Action// USAID// http://www.usaid.gov/about_usaid/PDACG100.pdf // 22.06.2016
29. Public Diplomacy: Strengthening U. S. Engagement with the World. A Strategic Approach for the 21st Century, 2010,// URL http://www.carlisle.army.mil/DIME/documents/Public %20Diplomacy %20US %20 World %20Engagement.pdf
30. Putin’s Invasion of Ukraine and the Propaganda that Threatens Europe. Hearings before U.S. Senate Committee on Foreign Relations, U.S. Congress. 3.11.2015. Available at: http://www.foreign.senate.gov/hearings/putins-invasion-of-ukraine-and-the-propaganda-that-threatens-europe-110315p (03.04.2016).
31. Review of Resources, Priorities and Programs in the FY 2016 State Department Budget Request. Hearings before U.S. Senate Committee on Foreign Relations, U.S. Congress, 05.05.2015. Available at: http://www.foreign.senate.gov/hearings/review-of-resources-priorities-and-programs-in-the-fy-2016-state-department-budget-request-050515 (03.04.2016).
32. Russian Civil Society Leaders Inspire. 11.09.2013. Available at: https://www.whitehouse.gov/blog/2013/09/11/russian-civil-society-leaders-inspire (03.04.2016).
33. Stephen McInerney//"The Federal Budget and Appropriations for Fiscal Year 2010,Democracy, Governance, and Human Rights In The Middle East,July 2009, p. 11.// 22.06.2016
34. Strategic Plan of the Department of State and United States Agency for International Development, 2014–2017. Available at: http://www.state.gov/s/d/rm/rls/dosstrat/2014/ (03.04.2016).
35. TechCamp Kyrgyzstan, 2014. Available at: http://techcampglobal.org/techcamp-kyrgyzstan-connecting-russian-speaking-communities/ (03.04.2016).
36. TechCamp Latvia, 2015. Available: http://techcampglobal.org/?s=riga (03.04.2016).
37. Thomas Carothers// “A Better Way to Support Middle East Reform,” Carnegie Endowment for International Peace, Policy Brief 33, February 2005, p. 2.// 22.06.2015
38. Ukraine Freedom Support Act of 2014. PL 113–272. Available at: https://www.congress.gov/113/plaws/publ272/PLAW-113publ272.pdf (03.04.2016).
39. Under Secretary for Public Diplomacy and Public Affairs http://www.state.gov/r/ // 07.04.2016
40. United States Agency for International Development (2009). "USAID: Frequently Asked Questions". United States Agency for International Development. Retrieved 30 August 2010.
41. United States Assistance to Promote Freedom and Democracy in Countries with Repressive Environments. Hearings before the Committee on Appropriations. Subcommittee of State, Foreign Operations, and Related Programs. The House of Representatives, U.S. Congress, 26.02.2014. Available at: http://docs.house.gov/Committee/Calendar/ByEvent.aspx?EventID=101772 (03.04.2016).
42. William S. Murphy // Audit Of Usaid/Afghanistan3s Building Education Support Systems For Teachers Project // Office Of Inspector General// 09.01.2016
43. Барак Обама: Африка оказывает влияние на весь мир // http://www.bbc.co.uk/russian/international/2009/07/090710_obama_ghana.shtml// 11.04.2015
44. Настоящеевремя [Current Time TV]. Available at: http://www.currenttime.tv/ ( 03.04.2016).



Литература

45. Anholt S. //Public Diplomacy and Place Branding: Where’s the link? // Place Branding. Vol.2.2006. P.271-275
46. Arndt R. //The First Resort of Kings: American Cultural Diplomacy in the Twentieth Century. Dulles, Va.: Potomac Books Inc., 2005.
47. Berman E.H.// The Influence of the Carnegie, Ford and Rockefeller on American Foreign Policy: The Ideology of
48. Chittick W O.// State Department, Press, and Pressure Groups: a Role Analysis/ W.O. Chittick.- New York: Wiley Interscience, 1970 P. 373.
49. Clarke D.L. //American Defense and Foreign Policy Institutions: Toward a Sound Foundation/D.L. Clarke-N.Y.: Harper & Row, 1989.- 272 p.
50. Coniff B.// New Directions in U.S. International Broadcasting // Foreign Service Journal. January 2004 // URL: http://www.afsa.org/fsj/jan04/conniff.pdf.
51. Cowan G, Arsenault A.// Moving from Monologue to Dialogue to Collabration: The Three Layers of Public Diplomacy // Annals of the American Academy of Political and Social Science. March 2008.№ 616. P. 10-30.
52. Gilboa E. //Searching a Theory Public for of Diplomacy // Annals of the American Academy of Political and Social Science. March 2008. Vol. 616. P.55-77.
53. Greel G. //How Advertisev America. N.Y.: Arno Press, 1972.
54. Hoffman D.// Beyond Public Diplomacy // Foreign Affairs. March 2002. Vol.81. №2. P.83-95.
55. Nye J. //Soft Power: The Means of Success in World Politics. N.Y.: Public Affairs Press, 2004
56. Philanthropy. N.Y.//: State University of NYP, 1993.
57. Rawnsley G.D.// Radio Diplomacy and Propaganda: The BBC and VOA in International Politics,1956-1964. London:Macmilan, 1996. N.Y.:St.Martin’s,1996
58. Rockman B.A.// America's Departments of State: Irregular and Regular Syndromes of Policy Making / B.A. Rockman// American Political Science Review.- #75.- 1981.
59. Rosenberg E.// Spreading the American Dream: American Economical and Cultural Expansion, 1890-1945. N.Y.: Hill&Wang, 1982.
60. Rubin B.// Secrets of State: The State Department and the Struggle Over U.S. Foreign Policy/ B. Rubin.- N.Y.:: Oxford University Press, 1987.- 352 p.
61. Rubin R.I.// The Objectives of the U.S. Information Agency: Controversies and Analysis/ R.I. Rubin.- New York: Praeger, 1968.- 251 p.
62. Rugh W. A.// Broadcasting and American Public Diplomacy // Transnational Broadcasting Studies. Spring 2005. Vol.14.
63. Rugh W.// Engaging the Arab and Islamic Worlds Through Public Diplomacy. Wash. DC: Public Diplomacy Council, 2004.
64. Tuch H.N.// Communicating with the World: U.S. Public Diplomacy Overseas/ H.N. Tuch. New York: St. Martin's, 1990. - P. 16.
65. Woods A. //Development and the National Interest: U.S. Economic Assistance into the 21st Century/ A. Woods.- AID., 1989.
66. Zaharna R.S.// Battles to Bridges: US Strategic Communication and Public Diplomacy after 9/11.// Basingstoke: Palgrave Macmillan,// 2010, 256 p
67. Боголюбова Н.М.// Культурный Обмен В Системе Международных Отношений Учеб.пособие / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева; С.-Петерб. гос. ун-т. Фак. междунар. отношений. СПб., 2003.
68. Давыдов Ю.П.// «Жесткая» и «мягкая» сила в международных отношениях // США-Канада: Экономика, политика, культура. Январь 2007. №1. С. 3-24.
69. Караганов С.// Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут все изменить / Под ред. С.А. Караганова. М.: АСТ/ ИД Русь-Олимп, 2008
70. Манжулина О.А.// Развитие современной публичной дипломатии США // Современные США: тенденции внутренней и внешней политики / Отв. Ред. Ю.Г. Акимов. СПб.:Изд-воСпбГУ, 2007.
71. Рosz G., Janigian В., Jun J. Redesigning//. U.S. Foreign AidIG. Posz, B.Janigian, J. Jun// SAIS Rewiew.- 1994.
72. Цветкова Н.А. //Публичная Дипломатия Сша: Теории И Концепции; Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 4-1 (54). С. 186-189.
73. Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США в России: от «демократизации» к развитию «социального активизма» // USА Canada: Economics, Politics, Culture, 2012, No 10, p. 37-46].
74. Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США: от «мягкой силы» к «диалоговой пропаганде» // Международные процессы, 2015, т. 13, № 3, с. 121–133 [Tsvetkova N.A. U.S. Public Diplomacy; From Soft Power to Propaganda // International Processes, 2015, vol. 13, No. 3, p. 121-133].
75. Ширяев Б.А. //Внешняя политика США. Спб.: Изд-во СпбГУ, 2007. С. 236-271. (Лекция 15: «Мягкая сила как метод внешней политики США»).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ