Статус иностранного специалиста в российских спортивных регламентах в едином правовом пространстве ВТО и ЕАЭС
|
Введение 3
Глава I. Процесс формирования единого правового пространства ВТО и ЕАЭС и его отражение в регулировании отношений в сфере спорта 7
§ 1.1. Современные виды и способы формирования единого правового пространства государств – участников международных организаций 7
§ 1.2. Регулирование в ВТО вопросов перемещения физических лиц 12
§ 1.3. Регулирование трудовой миграции в ЕАЭС 17
Глава II. Правовой статус иностранного специалиста в России 26
§ 2.1. Понятие иностранного специалиста 26
§ 2.2. Источники регулирования трудовых отношений иностранных специалистов в сфере спорта 33
Глава III. Анализ положений российских спортивных регламентов 41
о статусе иностранных спортсменов 41
§ 3.1. Место спортивных регламентов в системе источников спортивного права 41
§ 3.2. Статус иностранных специалистов по российским спортивным регламентам 45
§ 3.3. Ограничения на профессиональную деятельность спортсмена с точки зрения обязательств России в ВТО и ЕАЭС 53
Заключение 64
Список литературы 68
Глава I. Процесс формирования единого правового пространства ВТО и ЕАЭС и его отражение в регулировании отношений в сфере спорта 7
§ 1.1. Современные виды и способы формирования единого правового пространства государств – участников международных организаций 7
§ 1.2. Регулирование в ВТО вопросов перемещения физических лиц 12
§ 1.3. Регулирование трудовой миграции в ЕАЭС 17
Глава II. Правовой статус иностранного специалиста в России 26
§ 2.1. Понятие иностранного специалиста 26
§ 2.2. Источники регулирования трудовых отношений иностранных специалистов в сфере спорта 33
Глава III. Анализ положений российских спортивных регламентов 41
о статусе иностранных спортсменов 41
§ 3.1. Место спортивных регламентов в системе источников спортивного права 41
§ 3.2. Статус иностранных специалистов по российским спортивным регламентам 45
§ 3.3. Ограничения на профессиональную деятельность спортсмена с точки зрения обязательств России в ВТО и ЕАЭС 53
Заключение 64
Список литературы 68
В настоящее время профессиональный спорт является одной из наиболее быстро развивающихся сфер бизнеса. В Послании Президента России В.В. Путина от 4 декабря 2014 г. говорилось о необходимости определения порядка привлечения иностранных специалистов в игровых видах спорта. В связи с тем, что в последние годы в России проводится целый ряд крупнейших международных спортивных соревнований – Летняя Универсиада в Казани 2013 г., Олимпийские зимние игры в Сочи 2014 г., Чемпионат мира по футболу 2018 г. – особо остро встал вопрос об определении статуса иностранного специалиста как в российском законодательстве, так и в рамках международных организаций, членом которых является Российская Федерация.
Актуальность темы обусловлена тем, что, во-первых, количество иностранных специалистов в России за последние 20 лет возросло более чем в три раза. При этом значительно выросло и число высококвалифицированных иностранных специалистов. Например, к 2011 г. было привлечено 10808 человек, а к 2014 г. - уже 34225 специалистов . Как отмечает Р.Ю. Бабаев, они привносят «новый стиль в работе, который проявляется в более высокой дисциплине труда, более строгом планировании и контроле».
Во-вторых,в последние годы Россия присоединилась к целому ряду международных организаций (БРИКС (до 2011 г. - БРИК) – с 2006 г., Всемирная торговая организация – с 2012 г. и т.д.) и инициировала создание новых организаций (Евразийский экономический союз – с 2015 г.). Одной из целей создания ВТО является «повышение жизненного уровня, обеспечение полной занятости и значительного и постоянного роста уровня реальных доходов и эффективного спроса» , что стимулирует международное движение физических лиц. Согласно статье 1 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. гарантируется свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы . Естественно, что это должно способствовать привлечению в Россию специалистов из-за рубежа, в том числе в спортивной сфере.
В-третьих, если 1970-1980-е гг. были временем «прихода» государств в спорт, то в последние годы всё больше набирает силу тенденция развития профессионального спорта. За участие в спортивных соревнованиях и за подготовку к ним спортсмены получают заработную плату и / или вознаграждение . Организация и проведение спортивных мероприятий постепенно превращается в бизнес. Таким образом, спортивное зрелище приобретает форму товара. Эти процессы обусловили активное развитие спортивного права, понятие, предмет и источники которого, правда, вызывают серьёзные дискуссии. Одним из источников регулирования отношений в сфере спорта являются спортивные регламенты, однако вопрос об их юридической природе так же не решён однозначно. Существуют два основных подхода. Согласно первому, регламенты, принимаемые спортивными федерациями, являются локальными актами спортивных организаций. Второй относит спортивные регламенты к корпоративным актам .
Характеризуя литературу по теме выпускной квалификационной работы, необходимо отметить исследования, посвящённые теоретическим и практическим вопросам формирования единого правового пространства в рамках ВТО и ЕАЭС (С.В. Бахин, Г.Г. Доронина, В.В. Елистратова, И.И. Лукашук, В.Е. Чиркин, Р.В. Шмаков и другие), определению правового статуса иностранных специалистов в России (Д.А. Бочарников, В.А. Брус, Л.Г. Голубушина, А.П. Калайда, Т.А. Прудникова и другие), развитию спортивного права в России и за рубежом (С.В. Алексеев, Р.Ю. Бабаев, Р.Г. Гостев, А.И. Понкина, И.В. Понкин, А.А. Соловьёв и другие специалисты).
Несмотря на то, что на современном этапе вопросы, связанные с развитием ВТО и ЕАЭС, а также спортивного права активно изучаются, проблема применимости норм ВТО и ЕАЭС к регулированию статуса иностранного специалиста российскими спортивными регламентами ещё не становилась предметом специальных исследований.
Указанными обстоятельствами обусловливается новизна настоящего исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе усиления роли ВТО и ЕАЭС в регулировании статуса иностранного специалиста.
Предмет исследования –соотношение норм ВТО и ЕАЭС, регулирующих международное движение физических лиц, и российских спортивных регламентов, определяющих статус иностранных специалистов.
Целью данной работы является исследование возможности применения норм ВТО и ЕАЭС к регулированию статуса иностранного специалиста российскими спортивными регламентами.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие «иностранный специалист» в международно-правовых документах, российском законодательстве и регламентах спортивных организаций;
- проанализировать источники регулирования трудовых отношений иностранных специалистов в сфере спорта;
- выявить значение российских спортивных регламентов в определении статуса иностранных специалистов;
-рассмотреть применимость норм ВТО и ЕАЭС к регулированию статуса иностранного специалиста в сфере спорта.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: формально-юридический метод позволил рассмотреть вопросы определения правового статуса иностранного специалиста в России; положения спортивных регламентов, регулирующих статус иностранных специалистов, были раскрыты при помощи дескриптивного (описательного) метода; хронологический метод был применен при рассмотрении эволюции российского законодательства о привлечении специалистов из-за рубежа; с помощью сравнительно-правового метода были выявлены различия в подходах ВТО и ЕАЭС по вопросам международного движения физических лиц; оценочный метод позволил выявить возможности применения норм ВТО и ЕАЭС к регулированию статуса иностранного специалиста в сфере спорта; предложения по усовершенствованию действующей нормативно-правовой базы были сформулированы с помощью метода правового моделирования.
Основными источниками по данной теме являются: 1) учредительные договоры таких международных организаций, как ВТО и ЕАЭС; 2) российское законодательство; 3) российские спортивные регламенты; 4) ежегодные отчеты ВТО, 5) судебные решения, 6) статистические данные.
В соответствии с поставленными целью и задачами структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Актуальность темы обусловлена тем, что, во-первых, количество иностранных специалистов в России за последние 20 лет возросло более чем в три раза. При этом значительно выросло и число высококвалифицированных иностранных специалистов. Например, к 2011 г. было привлечено 10808 человек, а к 2014 г. - уже 34225 специалистов . Как отмечает Р.Ю. Бабаев, они привносят «новый стиль в работе, который проявляется в более высокой дисциплине труда, более строгом планировании и контроле».
Во-вторых,в последние годы Россия присоединилась к целому ряду международных организаций (БРИКС (до 2011 г. - БРИК) – с 2006 г., Всемирная торговая организация – с 2012 г. и т.д.) и инициировала создание новых организаций (Евразийский экономический союз – с 2015 г.). Одной из целей создания ВТО является «повышение жизненного уровня, обеспечение полной занятости и значительного и постоянного роста уровня реальных доходов и эффективного спроса» , что стимулирует международное движение физических лиц. Согласно статье 1 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. гарантируется свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы . Естественно, что это должно способствовать привлечению в Россию специалистов из-за рубежа, в том числе в спортивной сфере.
В-третьих, если 1970-1980-е гг. были временем «прихода» государств в спорт, то в последние годы всё больше набирает силу тенденция развития профессионального спорта. За участие в спортивных соревнованиях и за подготовку к ним спортсмены получают заработную плату и / или вознаграждение . Организация и проведение спортивных мероприятий постепенно превращается в бизнес. Таким образом, спортивное зрелище приобретает форму товара. Эти процессы обусловили активное развитие спортивного права, понятие, предмет и источники которого, правда, вызывают серьёзные дискуссии. Одним из источников регулирования отношений в сфере спорта являются спортивные регламенты, однако вопрос об их юридической природе так же не решён однозначно. Существуют два основных подхода. Согласно первому, регламенты, принимаемые спортивными федерациями, являются локальными актами спортивных организаций. Второй относит спортивные регламенты к корпоративным актам .
Характеризуя литературу по теме выпускной квалификационной работы, необходимо отметить исследования, посвящённые теоретическим и практическим вопросам формирования единого правового пространства в рамках ВТО и ЕАЭС (С.В. Бахин, Г.Г. Доронина, В.В. Елистратова, И.И. Лукашук, В.Е. Чиркин, Р.В. Шмаков и другие), определению правового статуса иностранных специалистов в России (Д.А. Бочарников, В.А. Брус, Л.Г. Голубушина, А.П. Калайда, Т.А. Прудникова и другие), развитию спортивного права в России и за рубежом (С.В. Алексеев, Р.Ю. Бабаев, Р.Г. Гостев, А.И. Понкина, И.В. Понкин, А.А. Соловьёв и другие специалисты).
Несмотря на то, что на современном этапе вопросы, связанные с развитием ВТО и ЕАЭС, а также спортивного права активно изучаются, проблема применимости норм ВТО и ЕАЭС к регулированию статуса иностранного специалиста российскими спортивными регламентами ещё не становилась предметом специальных исследований.
Указанными обстоятельствами обусловливается новизна настоящего исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе усиления роли ВТО и ЕАЭС в регулировании статуса иностранного специалиста.
Предмет исследования –соотношение норм ВТО и ЕАЭС, регулирующих международное движение физических лиц, и российских спортивных регламентов, определяющих статус иностранных специалистов.
Целью данной работы является исследование возможности применения норм ВТО и ЕАЭС к регулированию статуса иностранного специалиста российскими спортивными регламентами.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие «иностранный специалист» в международно-правовых документах, российском законодательстве и регламентах спортивных организаций;
- проанализировать источники регулирования трудовых отношений иностранных специалистов в сфере спорта;
- выявить значение российских спортивных регламентов в определении статуса иностранных специалистов;
-рассмотреть применимость норм ВТО и ЕАЭС к регулированию статуса иностранного специалиста в сфере спорта.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: формально-юридический метод позволил рассмотреть вопросы определения правового статуса иностранного специалиста в России; положения спортивных регламентов, регулирующих статус иностранных специалистов, были раскрыты при помощи дескриптивного (описательного) метода; хронологический метод был применен при рассмотрении эволюции российского законодательства о привлечении специалистов из-за рубежа; с помощью сравнительно-правового метода были выявлены различия в подходах ВТО и ЕАЭС по вопросам международного движения физических лиц; оценочный метод позволил выявить возможности применения норм ВТО и ЕАЭС к регулированию статуса иностранного специалиста в сфере спорта; предложения по усовершенствованию действующей нормативно-правовой базы были сформулированы с помощью метода правового моделирования.
Основными источниками по данной теме являются: 1) учредительные договоры таких международных организаций, как ВТО и ЕАЭС; 2) российское законодательство; 3) российские спортивные регламенты; 4) ежегодные отчеты ВТО, 5) судебные решения, 6) статистические данные.
В соответствии с поставленными целью и задачами структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В ходе работы был поставлен и последовательно решен ряд задач.
Во-первых, было необходимо раскрыть понятие «иностранный специалист» в международно-правовых документах, российском законодательстве и регламентах спортивных организаций. Было установлено, что как таковой термин «иностранный специалист» характерен в большей степени для российского права, чем для международно-правовых источников, более склонных к использованию терминов, относящихся к трудовой миграции. Нет единства в словоупотреблении и в отечественных актах, исходящих как от государства, так и от общественных организаций. Однако при разнообразии использованных терминов содержание понятия раскрывается обычно через наличие у физического лица гражданства другого государства, временный характер его пребывания в Российской Федерации и осуществление трудовой деятельности с рядом особенностей правового регулирования, возникающих при этомотношений.
Во-вторых, следовало проанализировать источники регулирования трудовых отношений иностранных специалистов в сфере спорта. В качестве источников, используемых в России, выделяют: 1) федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации; 2) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации; 3) подзаконные нормативные акты федерального и регионального уровней; 4) муниципальные акты; 5) правовые обычаи; 6) акты российских негосударственных организаций в сфере физической культуры и спорта; 7) акты международных (региональных) спортивных организаций. При этом наибольшие сомнения вызывает именно включение в систему источников актов общественных организаций. Подчеркнем, что эта проблема не является специфически российской. Многие авторы говорят о квази- или экстраправовом характере этих норм. Тем не менее, в значительном количестве случаев государство принимает активное участие в деятельности спортивных организаций, не только контролирует, но и способствует, а иногда (особенно в России) само является учредителем спортивных клубов, впоследствии объединяющихся в ассоциации и союзы. Поэтому уместно говорить о сорегулировании спортивной деятельности и включать регламенты и другие документы общественных организаций, объединяющих спортивные клубы, в общую систему источников спортивного права.
В-третьих, было стремление выявить значение российских спортивных регламентов в определении статуса иностранных специалистов. Детально этот вопрос был рассмотрен на материалах регламентов РОСГОССТРАХ Чемпионата России по футболу среди команд клубов Премьер-Лиги и Континентальной хоккейной лиги. При различии терминологии и ряда содержательных положений общим критерием отнесения игрока к категории «иностранных специалистов» в обоих регламентах является невозможность согласно регламентам международных ассоциаций для данного лица выступать за сборную России по соответствующему виду спорта. В случаях обоих регламентов этот признак порождает количественные ограничения для клуба-участника соревнований при подаче заявки с перечнем игроков или при выходе игроков на поле.
Наконец, была рассмотрена применимость норм ВТО и ЕАЭС к регулированию статуса иностранного специалиста в сфере спорта. Было выяснено, что вопросы перемещения физических лиц в ВТО урегулированы недостаточно. Однако главное заключается в том, что положения ВТО и в частности ГАТС направлены на защиту коммерческих интересов не компаний, находящихся внутри страны-члена, а компаний из другой страны-члена. Именно этот аспект определяет отношение и к трудовой миграции. Данный подход делает нормы ГАТС на сегодняшний день фактически неприменимыми к сфере спорта. Неслучайно за всю историю ВТО ни одного конфликта, связанного со спортивной индустрией вообще, а не только с правами физических лиц, Органом по разрешению споров не разбиралось.
Нормы ЕАЭС, напротив, вполне применимы к отношениям в спортивной сфере в силу большей разработанности именно правил, касающихся труда мигрантов, с одной стороны, и отсутствия каких бы то ни было исключений для спорта из Договора о Евразийском экономическом союзе – с другой. Таким образом, мы приблизились к достижению поставленной во Введении цели – исследовать возможность применения норм ВТО и ЕАЭС к регулированию статуса иностранного специалиста российскими спортивными регламентами.
Подводя итог исследованию, можно утверждать:
1) нормы ВТО не применимы к вопросу регулирования статуса иностранного специалиста российскими спортивными регламентами;
2) нормы ЕАЭС распространяются на спортивную сферу, в том числе и на вопросы перемещения спортсменов и статуса спортсмена в стране, гражданства которой он не имеет;
3) однако последний вывод не означает автоматической и очевидной необходимости уравнивания в правах отечественных и иностранных спортсменов, поскольку Договор о Евразийском экономическом союзе допускает «обоснованную дискриминацию», не раскрывая понятия обоснованности.
Важнейшей особенностью регулирования труда иностранных специалистов в спорте является сорегулирование – посредством установления законодательных норм и норм общественных организаций. В этой связи предложения, которые можно сделать в завершение исследования, касаются согласованных действий государственных и общественных органов. На наш взгляд, необходимо:
1) устранить противоречие между документами спортивных общественных объединений, лишающими физических и юридических лиц права обращения в суд для разрешения споров, возникающих в сфере их профессиональной спортивной деятельности, и нормами Конституции Российской Федерации, гарантирующими всем право на судебную защиту (ст. 19, 46, 47). Как пример приведем Устав Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз»:
П. 1 ст. 46 Устава РФС изложить в следующей редакции:
РФС, его члены, а также лиги, клубы, игроки, официальные лица, иные субъекты футбола, признающие настоящий Устав, для разрешения спорных вопросов вправе обратиться в суд (арбитражный суд) только после исчерпания всех возможностей досудебного урегулирования, предусмотренных настоящим Уставом и регламентами РФС;
2) ввести в спортивные регламенты нормы о равенстве прав, в том числе прав на участие в спортивных соревнованиях, граждан стран ЕАЭС. Например, абз. 16 п. 1.1 Регламента РОСГОССТРАХ Чемпионата России по футболу среди команд клубов Премьер-Лиги сезона 2017-2018 гг. изложить в следующей редакции: легионер – футболист (игрок), не имеющий права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации по футболу в соответствии с нормами FIFA. Легионером не признается футболист (игрок), являющийся гражданином страны-члена Евразийского экономического союза. Легионером также не признается футболист (игрок), в отношении которого одновременно выполняются следующие условия: 1) он является гражданином Российской Федерации; 2) он не играл ранее за какую-либо национальную футбольную ассоциацию в международном официальном матче категории «А»; 3) в отношении него имеется ходатайство главного тренера основной мужской сборной команды России по футболу о применении данного исключения, а также решением Исполкома РФС такое ходатайство удовлетворено; 4) в отношении него уже начата процедура смены национальной футбольной ассоциации в соответствии с Регламентом по применению Устава ФИФА или сроки начала такой процедуры согласованы с Руководством РФС, при этом в любом случае, процедура смены ассоциации должна быть начата не позднее 12 месяцев со дня соответствующего решения Исполкома.
Во-первых, было необходимо раскрыть понятие «иностранный специалист» в международно-правовых документах, российском законодательстве и регламентах спортивных организаций. Было установлено, что как таковой термин «иностранный специалист» характерен в большей степени для российского права, чем для международно-правовых источников, более склонных к использованию терминов, относящихся к трудовой миграции. Нет единства в словоупотреблении и в отечественных актах, исходящих как от государства, так и от общественных организаций. Однако при разнообразии использованных терминов содержание понятия раскрывается обычно через наличие у физического лица гражданства другого государства, временный характер его пребывания в Российской Федерации и осуществление трудовой деятельности с рядом особенностей правового регулирования, возникающих при этомотношений.
Во-вторых, следовало проанализировать источники регулирования трудовых отношений иностранных специалистов в сфере спорта. В качестве источников, используемых в России, выделяют: 1) федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации; 2) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации; 3) подзаконные нормативные акты федерального и регионального уровней; 4) муниципальные акты; 5) правовые обычаи; 6) акты российских негосударственных организаций в сфере физической культуры и спорта; 7) акты международных (региональных) спортивных организаций. При этом наибольшие сомнения вызывает именно включение в систему источников актов общественных организаций. Подчеркнем, что эта проблема не является специфически российской. Многие авторы говорят о квази- или экстраправовом характере этих норм. Тем не менее, в значительном количестве случаев государство принимает активное участие в деятельности спортивных организаций, не только контролирует, но и способствует, а иногда (особенно в России) само является учредителем спортивных клубов, впоследствии объединяющихся в ассоциации и союзы. Поэтому уместно говорить о сорегулировании спортивной деятельности и включать регламенты и другие документы общественных организаций, объединяющих спортивные клубы, в общую систему источников спортивного права.
В-третьих, было стремление выявить значение российских спортивных регламентов в определении статуса иностранных специалистов. Детально этот вопрос был рассмотрен на материалах регламентов РОСГОССТРАХ Чемпионата России по футболу среди команд клубов Премьер-Лиги и Континентальной хоккейной лиги. При различии терминологии и ряда содержательных положений общим критерием отнесения игрока к категории «иностранных специалистов» в обоих регламентах является невозможность согласно регламентам международных ассоциаций для данного лица выступать за сборную России по соответствующему виду спорта. В случаях обоих регламентов этот признак порождает количественные ограничения для клуба-участника соревнований при подаче заявки с перечнем игроков или при выходе игроков на поле.
Наконец, была рассмотрена применимость норм ВТО и ЕАЭС к регулированию статуса иностранного специалиста в сфере спорта. Было выяснено, что вопросы перемещения физических лиц в ВТО урегулированы недостаточно. Однако главное заключается в том, что положения ВТО и в частности ГАТС направлены на защиту коммерческих интересов не компаний, находящихся внутри страны-члена, а компаний из другой страны-члена. Именно этот аспект определяет отношение и к трудовой миграции. Данный подход делает нормы ГАТС на сегодняшний день фактически неприменимыми к сфере спорта. Неслучайно за всю историю ВТО ни одного конфликта, связанного со спортивной индустрией вообще, а не только с правами физических лиц, Органом по разрешению споров не разбиралось.
Нормы ЕАЭС, напротив, вполне применимы к отношениям в спортивной сфере в силу большей разработанности именно правил, касающихся труда мигрантов, с одной стороны, и отсутствия каких бы то ни было исключений для спорта из Договора о Евразийском экономическом союзе – с другой. Таким образом, мы приблизились к достижению поставленной во Введении цели – исследовать возможность применения норм ВТО и ЕАЭС к регулированию статуса иностранного специалиста российскими спортивными регламентами.
Подводя итог исследованию, можно утверждать:
1) нормы ВТО не применимы к вопросу регулирования статуса иностранного специалиста российскими спортивными регламентами;
2) нормы ЕАЭС распространяются на спортивную сферу, в том числе и на вопросы перемещения спортсменов и статуса спортсмена в стране, гражданства которой он не имеет;
3) однако последний вывод не означает автоматической и очевидной необходимости уравнивания в правах отечественных и иностранных спортсменов, поскольку Договор о Евразийском экономическом союзе допускает «обоснованную дискриминацию», не раскрывая понятия обоснованности.
Важнейшей особенностью регулирования труда иностранных специалистов в спорте является сорегулирование – посредством установления законодательных норм и норм общественных организаций. В этой связи предложения, которые можно сделать в завершение исследования, касаются согласованных действий государственных и общественных органов. На наш взгляд, необходимо:
1) устранить противоречие между документами спортивных общественных объединений, лишающими физических и юридических лиц права обращения в суд для разрешения споров, возникающих в сфере их профессиональной спортивной деятельности, и нормами Конституции Российской Федерации, гарантирующими всем право на судебную защиту (ст. 19, 46, 47). Как пример приведем Устав Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз»:
П. 1 ст. 46 Устава РФС изложить в следующей редакции:
РФС, его члены, а также лиги, клубы, игроки, официальные лица, иные субъекты футбола, признающие настоящий Устав, для разрешения спорных вопросов вправе обратиться в суд (арбитражный суд) только после исчерпания всех возможностей досудебного урегулирования, предусмотренных настоящим Уставом и регламентами РФС;
2) ввести в спортивные регламенты нормы о равенстве прав, в том числе прав на участие в спортивных соревнованиях, граждан стран ЕАЭС. Например, абз. 16 п. 1.1 Регламента РОСГОССТРАХ Чемпионата России по футболу среди команд клубов Премьер-Лиги сезона 2017-2018 гг. изложить в следующей редакции: легионер – футболист (игрок), не имеющий права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации по футболу в соответствии с нормами FIFA. Легионером не признается футболист (игрок), являющийся гражданином страны-члена Евразийского экономического союза. Легионером также не признается футболист (игрок), в отношении которого одновременно выполняются следующие условия: 1) он является гражданином Российской Федерации; 2) он не играл ранее за какую-либо национальную футбольную ассоциацию в международном официальном матче категории «А»; 3) в отношении него имеется ходатайство главного тренера основной мужской сборной команды России по футболу о применении данного исключения, а также решением Исполкома РФС такое ходатайство удовлетворено; 4) в отношении него уже начата процедура смены национальной футбольной ассоциации в соответствии с Регламентом по применению Устава ФИФА или сроки начала такой процедуры согласованы с Руководством РФС, при этом в любом случае, процедура смены ассоциации должна быть начата не позднее 12 месяцев со дня соответствующего решения Исполкома.



