Введение 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ 7
§1. Фирменный стиль: назначение и развитие 7
1.1 Понятие фирменного стиля и его классификация 7
1.2 Основные цели фирменного стиля и его структура 10
§2. Особенности дизайна книжного альбома: интеграция исторических данных при его разработке 17
2.1 Основные подходы к дизайну книжного альбома и его элементы 17
2.2 Анализ дизайна печатной продукции, содержащей исторический
контент 24
ГЛАВА II. КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА «СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ» В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССКИЙСКОГО КРАСНОГО КРЕСТА 36
§3. Концепция создания проекта «Сестры милосердия» 36
3.1. Обзор опыта создания имиджевых проектов Российского Красного
Креста 36
3.2 Описание концепции фирменного стиля проекта «Сестры милосердия»
43
§4. Описание элементов фирменного стиля информационных изданий проекта «Сестры милосердия» 49
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложения
Работа посвящена созданию альбома с открытками сестер милосердия в период Первой мировой войны для гуманитарной организации Российский Красный Крест. Графическое наполнение является неотъемлемой частью многих проектов различных российских, а также международных гуманитарных организаций, таких как Международный Красный Крест, Гринпис или ЮНИСЕФ.
Помимо общей тенденции к созданию уникальной графики, современные организации с богатой историей стараются уделить особое внимание событиям, происходившим много лет назад, поскольку это также способствует повышению значимости и статуса организации.
Таким образом, актуальность данного проекта связана с мировой тенденцией к созданию фирменного стиля и новых графических решений среди проектов коммерческих и некоммерческих организаций, а также повсеместным использованием и развитием графического сопровождения для привлечения общественного интереса к историческим и культурным сведениям. Российский Красный Крест уже на протяжении многих лет активно создает различную печатную продукцию, включающую в себя сведения об истории организации, а также разнообразный иллюстративный материал.
Новизна работы заключается в создании уникального фирменного стиля проекта «Сестры милосердия» и в применении нового метода к раскрытию образа сестры милосердия в период Первой мировой войны. Дизайн проекта включает в себя взгляд на сестер милосердия не с точки зрения исторического развития Российского Красного Креста или принадлежности сестер милосердия к христианским традициям, а с точки зрения временного периода и условий существования. Несмотря на то, что сестры милосердия являются частью Российского Красного Креста, они также имеют свой независимы культурный код, что позволяет создать для данного проекта самостоятельное графическое решение, независимое от визуальных традиций Красного креста. Проект также включает в себя уникальный синтез двух идеологических направлений: с одной стороны, это консервативные направления, существовавшие в Российской империи и символизирующие её, а с другой стороны, это веяние новой, радикальной по отношению к прошлому, коммунистической идеологии.
В данном исследовании мы рассматриваем и разрабатываем визуальное оформление продукта, и не затрагиваем вопрос рекламных кампаний и стратегий развития организации или продукта.
Объектом исследования является фирменный стиль для имиджевой печатной продукции коммерческих и некоммерческих организаций. Предметом исследования являются особенности создания современного визуального оформления для исторических артефактов.
Цель работы - создание визуального сопровождения информационных изданий проекта «Сестры милосердия», включающего в себя создание фирменного стиля для серии альбомов.
Задачи:
- Выявить основные элементы и особенности создания фирменного стиля.
- Определить подходы и элементы художественного оформления альбомов.
- Проанализировать особенности разработки проектов современных дизайнеров, содержащих исторические артефакты и сведения.
- Создать фирменный стиль серии альбомов в рамках проекта «Сестры милосердия».
- Разработать новый подход к раскрытию образа сестры милосердия в период Первой мировой войны.
Хронологические рамки включают в себя период в 20 лет с 1998 по 2017 год, поскольку основная задача - анализ создания современного фирменного стиля для проектов коммерческих и некоммерческих организаций. Этот период обусловлен наличием специализированных программ для верстки (Ventura Publisher, Adobe PageMaker, Adobe FrameMaker, Microsoft Publisher, QuarkXPress, Adobe InDesign). Кроме того, проекты, созданные в данный период, являются современными.
Теоретическая база исследования была сформирована из отечественных и зарубежных научных работ А. Хёрлбрета, Я. Чихольда, Д. Шульца в области создания и разработки сеток для печатных изданий. Были использованы работы Э. Рудера, И. Иттена, В. Кандинского в области визуального искусства, восприятия и теории цвета, создания композиции, а также типографики. Для описания структуры фирменного стиля были изучены исследования Р. Ланда, Э. Луптон, посвященные основам графического дизайна.
В работе использовались как творческие, так и исследовательские методы: конструирование, проектирование, сопоставительный анализ, качественный анализ, экспертное интервью.
Эмпирическая база нашего исследования опирается на опыт коммерческих и некоммерческих организаций при создании единичных графических решений, а также фирменных стилей для печатных проектов. Были проанализированы следующие работы: юбилейный альбом американской коммерческой компании Ford, книга В. Кричевского «Модерн в печати», каталог Государственной Третьяковской галереи «Дейнека. Живопись», каталог Design частной компании Phillips, альбом Берлинского художественного форума под названием Space is deep, каталог «Автопортрет» Государственного Русского музея. Все, рассмотренные проекты были созданы не позднее 1998 года и имеют схожую с нашей структуру и задачу.
Данное исследование было апробировано на Международном научном форуме «Медиа в современном мире. 57-е Петербургские чтения» Санкт-Петербургского государственного университета, института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» в рамках круглого стола «Концепты культуры в рекламных коммуникациях». Наши тезисы были основаны на разработанном принципе создания визуального оформления проекта «Сестры милосердия» в рамках 150-летия гуманитарной организации Российский Красный Крест.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы, источников и 40 приложений.
Среди коммерческих и некоммерческих организаций в последнее время особо активно поддерживается идея создания уникального фирменного стиля для различных собственных проектов. Это обусловлено тем, что широкое использование графических элементов стимулирует интерес аудитории. Российский Красный Крест, как и другие некоммерческие организации, уже на протяжении многих лет разрабатывает визуальные проекты с включением в них исторических артефактов. Проекты основываются на фирменном стиле Российского Красного Креста или имеют собственную независимую визуализацию.
Фирменный стиль может быть разработан в соответствии с различными методами и принципами и включать разное количество элементов. Подход к разработке фирменного стиля зависит от задач проекта. Все его элементы должны иметь общую связь и выделять проект на фоне остальных, а также подчеркивать его неповторимый характер.
Серия альбомов проекта «Сестры милосердия» одновременно включает в себя признаки каталога выставки и альбома. Однако из-за того, что иллюстративный материал носит основную смысловую нагрузку, совместно с заказчиком проекта было принято решение разрабатывать фирменный стиль в соответствии с принципами альбомного дизайна. При разработке фирменного стиля альбома учитывались его цели, жанровые признаки и смысловое содержание. На этом основывалось создание концепции проекта и его визуальное оформление.
Анализ эмпирической базы показал разнообразие в подходах к созданию художественного оформления книг, каталогов и альбомов. Построенный на исторических артефактах дизайн может отражать фирменный стиль компании, но в то же время может быть полностью самостоятельным. Дизайн за счет цветов, типографики, формата и графики, должен приближать читателей к лучшему понимаю проекта, его содержания.
Современные визуальные проекты Российского Красного Креста разнообразны и в визуальных решениях, и в выборе тем. Это обеспечивает возможность создания уникальных графических проектов с самостоятельными фирменными стилями. Обширная история развития Российского Красного Креста позволила включить в наш проект различные исторические артефакты и применить новый метод к их художественному оформлению.
Проект «Сестры милосердия» ориентирован на широкую аудиторию, представители которой имеют различные интересы и являются членами разных профессиональных сообществ. Проект может быть интересен как людям, близким к работе Российского Красного Креста и теме сестер милосердия, так и тем, кто хочет расширить свои знания и представления в области культуры и истории.
В результате, был создан фирменный стиль информационных изданий проекта «Сестры милосердия» в соответствии с разработанной концепцией. Общая концепция фирменного стиля основана на принципе визуальной антитезы, которая отражает исторический период. Во время Первой мировой войны в российском обществе произошел масштабный идеологический конфликт, который вылился в общественный раскол: с одной стороны - сторонники монархического строя, с другой стороны - люди, поддерживающие коммунистическую идеологию. Мы решили отойти от общепризнанного архетипа сестер милосердия и выдвинуть на первый план состояние метаморфоз и ощущение борьбы. Именно поэтому логотип включает в себя только слово «сестра», отражая переходное со стояние. Все элементы фирменного стиля несут смысловую нагрузку и подчинены разработанной концепции: от выбора цветовой гаммы до визуального оформления шмуцтитулов. Более того, помимо идеи раскола общества, концепция включает в себя идею передачи военного периода, который мы решили визуализировать с помощью абстрактных изображений. Таким образом, абстрактные визуальные композиции являются ключевыми графическими элементами альбома.
Для большего понимания целей и задач проект «Сестры милосердия» было проведено экспертное интервью с главным руководителем проекта - В. Палагнюком. По его мнению, в проекте полноценно решена главная задача, которая была поставлена перед дизайнером: «Сохранить историческую правду и атмосферу того времени, подчеркнув её эмоциональное и художественное содержания, не застрять в неком однообразии формата изображения». Также В. Палагнюк отметил, что созданный альбом «носит функцию каталога выставки, что расширяет его возможности». В результате, заказчик одобрил проект. Кроме того, был утвержден список мероприятий Российского Красного Креста, на которых альбом «Сестры милосердия» будет представлен.
1. Вахитова Л. Б. Альбом как явление книжной культуры // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ albom-kak-yavlenie-knizhnoy-kultury.
2. Вильберг Г., Форсман Ф. Азбука книжного дизайна. СПб, 2004.
3. Воронов Н. В. Суть дизайна: 56 тезисов русской версии понимания дизайна. М, 2002.
4. Галкин С. И. Оформление книги: от искусства до художественного конструирования // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журналистика», 2010. URL: http://library.ua/m/articles/view/оформление- книги-от-искусства-до-художественного-конструирования.
5. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования. СПб, 1999.
6. Григорьянц Е. И. Книжная серия как инструмент стимулирования читательских интересов // Вестник СПбГУКИ. 2012. №1 (10). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/knizhnaya-seriya-kak-instrument-stimulirovaniya- chitatelskih-interesov.
7. Гриднева Е. А. Культурологический подход к проблеме фирменного стиля // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskiy-podhod-k- probleme-firmennogo-stilya.
8. Гриднева Е. А. Фирменный стиль как проблема современной эстетики // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2007. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/firmennyy-stil-kak-problema- sovremennoy-estetiki.
9. Издания. Основные виды. Термины и определения. ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. М, 2003. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200034382.
10. История. Российский Красный Крест. URL: http://www.redcross.ru/o-nas/ istoriya.
11. Иттен И. Искусство цвета. М, 2000.
12. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. СПб, 2013.
13. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. М, 2003.
14. Мюллер-Брокманн Й. Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков, типографов и оформителей выставок. М, 2014.
15. Нестеров Д. И., Лебедева М. А. Графический дизайн элементов фирменного стиля. Челябинск, 2014.
16. Нечаева О. Е. Интерпретация народной традиции в современном книжном дизайне // Вестник Томского государственного университета. 2008. №3(4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-narodnoy-traditsii-v- sovremennom-knizhnom-dizayne.
17. Новости. Российский Красный Крест. URL: http://www.redcross.ru/news/ nachata-realizaciya-grantovogo-proekta-razvitie-dobrovolcheskogo- obshcherossiyskogo-gumanitarno.
... Всего источников – 38.