Введение 3
Обзор литературы 4
История публикации 9
Исторический контекст 20
Литературный контекст 29
Тематика 34
Приложения 54
Дополнение 79
Список источников и литературы 172
В данной работе будет подвергнут рассмотрению один из самых оригинальных памятников греческой христианской антииудейской полемики – сочинение, известное как Doctrina Jacobi nuper baptizati или кратко – Doctrina Jacobi. В русской историографии принято название «Учение новокрещенца Иакова», «Учение Иакова» или просто «Книга Иакова». Данный памятник подавляющее большинство исследователей относят к первой половине VII века. Возможность точной датировки приглашает нас рассмотреть это сочинение синхронически – в контексте полемической антииудейской литературы данной эпохи. Таким образом, намечается первая задача – прибегнув к методу сопоставительного анализа, выделить характерные особенности данного памятника. Напротив, представив его в свете традиции антииудейской полемики предшествующих эпох, мы попытаемся проследить его оригинальные черты.
Второй задачей работы была попытка выполнить полный русский литературный перевод наиболее выдающихся памятников антииудейской литературы рассматриваемого периода. Переводы даны в приложении.
Помимо собственно филологических задач в работе дается историческая справка, необходимая для адекватного понимания проблематики, затронутой автором «Учение Иакова» и других антииудейских сочинений.
«Учение Иакова» (далее - DI), как и большинство других памятников антииудейской полемики VII века, ранее на русском языке не публиковалась. Между тем, данный памятник неоднократно привлекал к себе интерес отечественных исследователей (см. ниже). Ранее нами был выполнен полный перевод греческой части этого сочинения, отрывки из него помещены в приложении. В дополнении перевод представлен целиком.
Следует сразу оговорится, что понятие «иудео-христианская полемика» не предполагает, как того мог бы ожидать современный читатель, ни словесной перепалки, ни фельетонной войны, ни даже живого отклика предполагаемых оппонентов. Авторы антииудейских полемических сочинений почти никогда не ставят перед собой истинно полемических целей, вызванных желанием в чем-либо убедить оппонента. Иудей в ситуации диалога выступает обычно в качестве, пользуясь выражением Оригена, τοῦ Ἰουδαίου προσωποποιΐα, то есть, драматической маски, которая с успехом могла, например, заменять еретика, сослаться на которого было неудобно или опасно. Если автор не позволяет этой маске возражать, то сочинение условно обозначается как Demonstratio. Если иудею дается возможность высказаться, сочинение получает наименование Disputatio. Это два поджанра литературы, называемой обычно Adversus Iudaeos. Границы между этими поджанрами настолько размыты, что включение того или иного произведения в одну из этих рубрик производится на основании чисто формальных признаков.
Несмотря на отсутствие прямых полемических столкновений между авторами, памятники полемической литературы – с одной стороны антииудейские сочинения христианских авторов, с другой иудейские апокалипсисы – подчас черпали материал из общих источников, представляя общие литературные сюжеты и известные исторические события в соответствующем свете. Конкретные случаи соприкосновения двух литератур выделить чрезвычайно сложно, большинство из обнаруженных примеров не могут быть научно подтверждены. Особое место будет в этой связи уделено точкам соприкосновения DI и других полемических сочинений с современной им иудейской литературой.
1. Грушевой А. Г. Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской империи. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008.
2. Кулаковский Ю. А. История Византии. т. 3. СПб.: Алетейя, 1996.
3. Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1946.
Литература на иностранных языках
1. Antony S. W. Muhammad, the Keys of Paradise, and Doctrina Iacobi: A Late Antique Puzzle. // Der Islam. Journal of the History and culture of the Middle East.. ed. by Heidemann S., Hagen G, Kaplony A., Matthee R. Vol 91 (2014). Hamburg: De Gruyter, 2014.
2. Bonwetsch N. Διδασκάλια Ἰακώβου // Nachrichten von der Königl. Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Philologisch-historische Klasse. 1899. Heft 4. Göttingen: Lüder Horstmann, 1899.
3. Bonwetsch N. Zur Doctrina Iacobi nuper baptizati // Nachrichten von der Königl. Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Philologisch-historische Klasse. 1921. Göttingen: Lüder Horstmann, 1921.
4. Cameron A. New Themes and Styles in Greek Literature: Seventh-Eighth Centuries // The Byzatine and Early Islamic Near East / Cameron A., Conrad L. I. Princeton: The Darwin Press Inc., 1992.
5. Chadwick H. Origen: Contra Celsum. Translated with an Introduction and Notes by H. Chadwick. Cambridge: Cambridge University Press, 1953.
6. Conybeare F. C. The Dialogues of Athanasius and Zachaeus and of Timothy and Aquila ed. by F. C. Conybeare. Oxford: At the Clarendon Press, 1898.
7. Corssen P. Die Altercatio Simonis Iudaei et Theophili Christiani auf ihre Quellen geprüft von Peter Corssen. Berlin: Weidmannsche Buchhandlung, 1890.
8. Crone P., Cook M. Hagarism. The Making oft he Islamic World. Cambridge: Cambridge University Press, 1977.
9. Dagron G., Déroche V. Juifs et chrétiens en Orient byzantin. Paris : ACHByz, 2010.
10. Harnack A. History of Dogma. / Transl. from the third German Ed. by N. Buchanan. Boston.: Roberts Brothers, 1895.
11. Klausner J. The Messianic Idea in Israel from its Beggining to the Compilation of the Mishnah. / Transl. from 3d Heb. ed. by W. F. Stinespring. New York: The Macmillan Company, 1955.
12. McGiffert A. C. Dialogue between a Christian and a Jew, Greek text edited by A. C. McGiffert. New York: The Christian Literature Company, 1889.
13. Rabbinic Fantasies. Imaginative Narratives from Classical Hebrew Literature. // Edited by D. Stern and M. J. Mirsky. Skokie: Varda Books, 2001.
14. Schäfer P. Jesus in Talmud. Princeton: Princeton University Press, 2007.
15. Sharf A. Jews and other Minorities in Byzantium. Jerusalem: Bar-Ilan University Press, 1995.
16. Strack H. L., Stemberger G. Introduction to the Talmud and Midrash / transl. by M. Bockmuehl. Minneapolis: Fortress Press, 1992.
17. Van der Horst P. W. Studies in Judaism and Early Christianity. Brill: Leyden, Boston, 2014.
Издания источников
1. Bardy G. Les Trophées de Damas // Patrologia Orientalis, tomus XV. Paris: Firmin-Didot & Cie., 1927.
2. Dagron G., Déroche V. Juifs et chrétiens en Orient byzantin. Paris : ACHByz, 2010.
3. Jellinek A. Bet ha-Midrasch. Sammlung kleiner Midraschim und vermischter Abhandlungen aus der ältern jüdischen Literatur. Erster Teil. Leipzig: Friedrich Nies, 1853.
4. Lévi I. L’Apocalypse de Zorobabel. Edition et traduction par I. Lévi. // Revue des études juives. Tome 68. Paris : A la librerie Durlacher, 1914.
5. Mercati J. M. Stephani Bostreni nova de sacris imaginibus fragmenta e libro deperdito κατὰ Ἰουδαίων. // Theologische Quartalschrift. 77 Jahrgang. Tübingen: Verl. d. H. Lauppschen Buchhandl., 1895.
6. Migne J. P. Patrologiae cursus completus. Series Graeca. T. LXXXVI. Pars prior. 599, Sancti Gregentii archiepiscopi tephrensis disputatio cum Herbano Iudaeo.Paris: 1865.
7. Migne J. P. Patrologiae cursus completus. Series Graeca. T. X. Pars prior. 599, S. Hippolyti Demonstratio de Chriso et Antichristo.Paris: 1857.