Введение 3
Глава 1. История АСЕАН. 7
1.1. История создания организации. 7
1.2 АСЕАН как модель интеграционного сотрудничества в АТР. 18
Глава 2. Отношения АСЕАН и Российской Федерации 26
1. История Отношений АСЕАН и Российской Федерации с 1991 г. по 2016 г. 26
2.2 Совместные экономические и политические интересы России и АСЕАН. 38
Глава 3. Механизмы и перспективы сотрудничества России и АСЕАН. 52
3.1 Механизмы Сотрудничества России и АСЕАН. 52
3.2 Перспективы Сотрудничества России и АСЕАН. 59
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 7
Важной чертой современного мира является глобализация – расширение экономического и политического сотрудничества между государствами. Для второй половины XX и начала XXI века характерны интеграционные процессы. На данный момент всё больше и больше государств вовлекаются в данные процессы, и одним из самых успешных примеров интеграции не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и во всём мире является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Изначально данная организация подразумевалась как барьер распространению коммунизма в Юго-Восточной Азии и включала в себя пять государств, но в настоящее время военная функция отведена на второй план. Сейчас в АСЕАН, включающая в себя 10 государств, играет важную политическую и экономическую роль как в Тихоокеанском регионе, так и в мире, а совокупный ВВП стран-участниц превышает 1 трлн. долл. США.
Для Российской Федерации, желающей укрепить своё политический и экономический статус в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также развивать территорию Сибири и Дальнего Востока, важным подспорьем является сотрудничество с влиятельными региональными и мировыми организациями, т.к. полагание только на свои силы и ресурсы может быть нерациональным решением. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии имеет определённый политический и экономический вес, и может быть взаимовыгодным партнёром для Российской Федерации.
Россия и АСЕАН имеют общие, не противоречащие друг другу, интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которые могут стать основой двустороннего сотрудничества. Во-первых, экономическое партнёрство выгодно обеим сторонам. Россия может поставлять АСЕАН энергоресурсы, АСЕАН инвестициями может помочь в развитии российского Дальнего Востока. Во-вторых, для России и АСЕАН важно сохранять стабильность и безопасность в регионе, особенно в свете усиливающегося в последнее время противостояния между США и КНР. АСЕАН за полвека своего существования зарекомендовала себя как гарант мира в Юго-Восточной Азии, Россия же, имеющая статус ядерной державы, заинтересована в мирной обстановке в Тихоокеанском регионе.
Несмотря на наличие между АСЕАН и Россией общих интересов, в прошлом имели место быть и определённые проблемы. Главной из них является то, что Россия неоднократно объявляла о заинтересованности в политическом и экономическом «повороте на Восток», но российское руководство продолжало уделять основное внимание европейским и ближневосточным направлениям, отводя вопросы Тихоокеанского региона на второй план. Но в последнее время руководства АСЕАН и России, осознавая перспективы развития двустороннего сотрудничества в будущем, предприняли совместные усилия по укреплению партнёрства, дав шанс вывести политическое и экономическое сотрудничество на качественно новый уровень.
Исходя из этого, актуальность темы исследования очевидна – в двусторонних политических и экономических отношениях АСЕАН и Российской Федерации заложен большой потенциал, но уровень взаимодействия далёк от его раскрытия. Для успешного развития двусторонних отношений нужно рассмотреть взаимодействие России и АСЕАН в прошлом.
Степень разработанности проблемы. При разработке темы работы была использована литература, которую можно условно разделить на несколько блоков:
1) Работы, посвящённые теме интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии.
2) Работы, посвящённые внешней политике Российской Федерации и анализу от-ношений между Россией а АСЕАН.
К первому блоку литературы относятся работы Л.Е. Васильева, Н.П. Малетина, А.С. Воронина, Е.А. Канаева, Е.В. Колдуновой, Г.М. Локшина, В.М. Мазырина, В.В. Сумского, А.А. Байкова.
К блоку литературы второго типа относятся исследования Б. Хейфица,П. Рангси-мапорна, С.А. Ключанской, М.Е. Тригубенко.
Целью исследования является изучение развития сотрудничества Российской Федерации и АСЕАН с середины 1990-х гг. по 2016 г, т.е. с начала самого сотрудничества и до саммита Россия – АСЕАН в Сочи в 2016 г.
Задачами исследования являются:
1. Рассмотреть становление и развитие интеграции стран АСЕАН и её значимость для Азиатско-Тихоокеанского региона.
2. Исследовать совместные экономические и политические интересы Российской Федерации и АСЕАН.
3. Изучить основные направления в развитии перспективного сотрудничества и показать их динамику.
4. Выявить основные препятствия для развития двустороннего сотрудничества между Российской Федерации и АСЕАН.
Объектом исследования является внешняя политика Российской Федерации и АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Предметом исследования является развитие двусторонних отношений между Российской Федерацией и АСЕАН с середины 1990-х гг. по 2016 г.
Хронологические рамки исследования, в связи с заявленной темой, охватывают период с начала двусторонних контактов между Россией и АСЕАН в середине 1990-х гг. и до принятия Сочинской декларации в 2016 г.
Основой методологии диссертационного исследования стали принципы научной объективности, системного, хронологического и компаративного подходов, которые позволили комплексно рассмотреть поставленные задачи, и предусматривающие логически последовательный, всесторонний, объективный анализ исторических событий в их взаимосвязи и взаимообусловленности. При написании работы использовался метод сравни-тельного анализа, историко-описательный метод, дедуктивный метод, метод политического прогнозирования, методы обобщения и детализации. В работе применён системный подход, позволяющий представить динамику двусторонних отношений АСЕАН и Российской Федерации как развивающуюся систему.
Структура диссертации соответствует цели и задачи исследования, и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Новизна исследования заключается в использовании при разработке вопросов темы комплексного анализа двусторонних отношений АСЕАН и России на современном этапе с учётом нынешней политической обстановки в мире. Данная тема рассматривается на основе изучения источников и литературы Российской Федерации и государств АСЕАН. Используются источники и литература на русском, английском и тайском языках.
За свою многолетнюю историю АСЕАН проделала долгий путь от объединения, целью которого было защита от внешних угроз, до перспективной организации, в основе которой находится политическое, экономическое и культурное сотрудничество. Благодаря преодолению таких проблем, как политическое противостояние времён Холодной войны, укрепилось доверие между странами-участницами организации. Принципы интеграции АСЕАН отличаются от европейских, т.е. в их основе лежит принцип невмешательства во внутренние дела и уважение интересов других стран, но данный путь доказал не только своё право на существование, но и конкурентоспособность с другими организациями в мире. На данный момент между странами АСЕАН существуют проблемы, (например, территориальные споры), но эти проблемы не являются неразрешимыми. ВВП стран АСЕАН увеличивается, растёт товарооборот с другими государствами, и сама организация приобретает в мире всё больший вес и авторитет.
Что касается сотрудничества России и АСЕАН, то оно проделало долгий путь. Создана правовая база двустороннего сотрудничества, разработано экономическое и культурное взаимодействие между РФ и АСЕАН. Само сотрудничество между сторонами можно назвать перспективным. Благодаря своим природным ресурсам, членству в Совете Безопасности ООН, ядерному оружию и своему географическому положению, т.е. находясь и в Европе и в Азии, Россия является важным политическим и экономическим актором в Азиатско-Тихоокеанском регионе. С момента создания АСЕАН как организации в 1967 г., СССР и АСЕАН воспринимали друг друга как соперников на политической арене. После распада СССР в 1991 г. кардинально изменилась система международных отношений. С середины 1990-х гг. начинается взаимодействие между Россией и странами АСЕ-АН, а в 1997 г. состоялось первое заседание совместного комитета сотрудничества Россия – АСЕАН. С начала 2000-х гг. начинается сотрудничество в политических, экономических и гуманитарных сферах, а в 2003 г. была подписана Декларация между Россией и АСЕАН о мире, безопасности, процветании и развитии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая и стала основой для развития будущего двустороннего сотрудничества. В следующем году на первом саммите РФ присоединилась к Балийскому договору, основополагающему документу АСЕАН, что дало возможность России участвовать во всех основанных АСЕАН организациях. В 2005 г. был проведён первый саммит Россия – АСЕАН. В годы президентства Д.А. Медведева (2008-2012 гг.) Россия продолжила внешнеполитический курс В.В. Путина на последовательное укрепление сотрудничества с АСЕАН. Важным событием в данный период времени для двусторонних отношений стало проведение второго саммита Россия –АСЕАН в 2010 г. Во время третьего срока В.В. Путина сотрудничество между Россией и АСЕАН также продолжило своё развитие.
В то же время стоит сказать, что уровень сотрудничества между Россией и АСЕАН с 1990 по 2010-е гг. не соответствовал потенциальным возможностям сторон. Экономическое сотрудничество развивалось слабо, большее внимание уделялось политическим вопросам. Из стран Тихоокеанского региона Россия в первую очередь взаимодействовала с КНР, странам АСЕАН отводилась второстепенная роль. Сам уровень экономического сотрудничества оставался на низком уровне. Как говорилось ранее, были приняты основополагающие документы по двустороннему сотрудничеству, но это не привело к росту товарооборота. Можно с определённой долей уверенности заявить, что причинами низкого экономического сотрудничества является не только слабый уровень развития структур экономического взаимодействия, но также и незаинтересованность между странами АСЕАН и Россией друг в друге как в экономических партнёрах. Нет той продукции, что стороны могли бы предложить друг другу, и вызвало бы интерес. Россия и АСЕАН могут взаимовыгодно сотрудничать в военной и энергетической сферах, но для этого необходимо выработать план по поступательному развитию сотрудничества между сторонами, т.е. нужно приложить определённые усилия. Готова ли для этого российская сторона остаётся под вопросом, так как ранее уже было высказано предположение, что Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе отводит АСЕАН второстепенную роль после АТЭС. Имеются проблемы и в политическом сотрудничестве. Между Россией и АСЕАН нет политических противоречий, но встречи на высшем уровне носят нерегулярный характер, хотя на первом саммите Россия – АСЕАН в 2005 г. было принято решение о регулярном проведении подобных встреч. Второй саммит был проведён лишь в 2010 г. Из подобного факта можно сделать предположение в низкой заинтересованности сторон не только в экономической, но и политической сфере.
После саммита АСЕАН в Сочи в 2016 г. появился шанс того, что сотрудничество между Россией и странами АСЕАН получит новый стимул для развития. В ходе принятой Сочинской декларации участники саммита положительно оценили путь, которое прошло двустороннее сотрудничество с 1996 по 2016 г., также был высоко оценен потенциал будущего развития сотрудничества. Что особенно важно, был принят план действий по раз-витию двустороннего сотрудничества между РФ и АСЕАН с 2016 по 2020 гг., который бы способствовал достижению взаимовыгодных целей и более тесному партнёрству между сторонами. Таким образом, после саммита в Сочи появился шанс на преодоление проблем в экономическом взаимодействии и развитие партнёрства между РФ и АСЕАН.
Имеются перспективы и в политическом сотрудничестве. Как отмечалось выше, между РФ и АСЕАН отсутствуют политические противоречия, также Россия, и АСЕАН придерживаются идеи полицентризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе и обеспечению безопасности и сохранению мира в целом.
Участие России в политических процессах Юго-Восточной Азии могло бы помочь странам АСЕАН успешно балансировать между интересами США и КНР в регионе, вы-ступив, тем самым, независимой третьей стороной. Однако данную возможность крайне сложно спрогнозировать и в первую очередь зависит от того, какую роль сама Россия хо-чет играть в политике Юго-Восточной Азии, и хочет ли её играть вообще. Но так или иначе, присутствие РФ в регионе было бы выгодно АСЕАН. В ответ же АСЕАН, имея определённый политический и экономический вес не только в Тихоокеанском регионе, но и во всём мире, могла бы оказать поддержку России при решении тех или иных экономических и политических вопросов.
Исходя из изложенных в исследовании положений можно сделать вывод, что сотрудничество России и АСЕАН в политической и экономической сферах имеет большие перспективы и может иметь определённый вес. Для успешной реализации двустороннего сотрудничества на данный момент имеется созданная более чем за 20 лет правовая база из договоров и соглашений, также отсутствуют политические противоречия. Могут возникнуть противоречия в экономической сфере из-за конкуренции, но и данную проблему можно решить, выстроив экономическое взаимодействие на основе взаимодополняемости экономик России и стран АСЕАН. Но для этого необходимы определённые политические усилия сразу двух сторон, и вполне возможно, что Сочинская декларация 2016 г. как раз и является первым волевым шагом для развития всеобъемлющего и масштабного партнёрства между Россией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии.
1. Выступление В.В. Путина на саммите Восточноазиатского сообщества // Официальный сайт Президента России. 14.02.2005. Малайзия, Куала-Лумпур. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/23333 (Дата обращения: 30.03.2018).
2. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности // Официальный сайт Президента России. 14.02.2005.URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (Дата обращения: 30.03.2018).
3. Выступление И. С. Иванова на восьмой сессии Регионального форума АСЕАН (АРФ) // Официальный сайт МИД. 25.06.2001. URL: http://www.mid.ru/regional-nyj-forum-asean-po-bezopasnosti-arf-/-/archive/regional/10644 (Дата обращения: 06.02.2018).
4. Выступление на встрече с представителями деловых кругов России и Сингапура // Официальный сайт Президента России. 14.02.2005. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/6008 (Дата обращения: 04.02.2018).
5. Диалоговое партнерство Россия – АСЕАН // Официальный сайт МИД. URL: http://www.mid.ru/summit-russia-asean/-/asset_publisher/FX0KRdXqTkSJ/content/id/2142176 (Дата обращения: 06.02.2018).
6. Диалоговое партнерство Россия – АСЕАН // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/economic_organization/dialogRusASEAN (Дата обращения 16.03.2018).
7. Доклад Группы видных деятелей Россия — АСЕАН «Россия — АСЕАН: Обращенное в будущее многоплановое стратегическое партнерство» // официальный сайт МИД. URL: https://www.inter.ru/ursa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwjU3cb79-TAhUBsywKH (Дата обращения 12.04.2018).
8. Комплексный план действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии с.1 // официальный сайт МИД. URL: https://www.inter.ru/url sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwjfqL_5 (Дата обращения 12.04.2018).
9. О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 605 // официальный сайт МИД. URL: https://rg.ru/2012/05/09/vn-polit-dok.html (Дата обращения: 07.02.2018).
10. Постановление правительства РФ от 22.11.97 N 1475 о Комиссии Российской Федерации по делам Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и её состав. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. 2013. URL: https://www.lawrussia.ru/texts/legal_673/doc673a781x906.htm (Дата обращения: 06.02.2018).
11. Совместное заявление об укреплении отношений всеобъемлющего стратегического партнерства между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьет-нам. // Официальный сайт Президента России. 2013. URL: http://kremlin.ru/supplement/1562. (Дата обращения 13.03.2018).
12. Совместная декларация главы государства Российской Федерации и глав государств и правительств государств – членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о развитом и всеобъемлющем партнерстве. // официальный сайт МИД. 2016. URL: http://www.mid.ru/summit-russia-asean/-/asset_publisher/FX0KRdXqTkSJ/content/id/2142334 (Дата обращения: 01.03.2018).
13. Совместная декларация Российской Федерации и АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом // официальный сайт МИД. URL: http://www.mid.ru/asean/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/465706 (Дата обращения 12.04.2018).
14. Совместное заявление по итогам второго саммита Российская Федерация – АСЕАН Ханой // официальный сайт МИД. URL: http://www.mid.ru/summit-russia-asean/-/asset_publisher/FX0KRdXqTkSJ/content/id/2142302 (Дата обращения 06.03.2018).
15. Сочинская Декларация Юбилейного Саммита Россия — АСЕАН в связи с 20-летием установления диалогового партнерства между Российской Федерацией и АСЕАН с.1 //ASEAN. URL: http://russia-asean20.ru/load/194715. (Дата обращения 12.04.2018).
16. ASEAN plan of action on science and technology: 2007-2011 // Официальный сайт АСЕАН. URL: http://www.asean.org/wp-content/uploads/images/8504.pdf (Дата обращения 14.03.2018).
17. ASEM9 - Final Chairman's Statement // ASEM. URL: http://www.aseminfoboard.org/sites/default/files/documents/2012_-_ASEM9_-_Chairmans_Statement_and_Annexes.pdf (Дата обращения 27.04.2018).
18. Bali Declaration ASEAN Community in a Global Community of Nations // Официальный-сайт АСЕАН. 1997. URL: http://www.asean.org/storage/archive/documents/19th%20summit/Bali%20Concord%20III.pdf. (Дата обращения: 09.02.2018).
19. Co-Chairs’ Press Release of the 9th Meeting of the ASEAN-Russian Federation Joint Cooperation Committee // Официальный сайт АСЕАН. 2011. URL: http://asean.org/?static_post=co-chairs-press-release-of-the-9th-meeting-of-the-asean-russian-federation-joint-cooperation-committee (Дата обращения 03.03.2018).
20. Comprehensive Program of Action to Promote Cooperation between the Association of Southeast Asian Nations and the Russian Federation 2005-2015 // Официальный сайт АСЕАН. URL: http://asean.org/?static_post=comprehensive-programme-of-action-to-promote-cooperation-between-the-association-of-southeast-asian-nations-and-the-russian-federation-2005-2015 (Дата обращения: 30.03.2018).
21. Declaration on the conduct of parties in the south china sea // Официальный сайт АСЕАН. URL: http://asean.org/? static_post=declaration-on-the-conduct-of-parties-in-the-south-china-sea-2 (Дата обращения 03.03.2018).
22. Joint Ministerial Statement of the 30th ASEAN Ministers of Energy Meeting (AMEM) // ОфициальныйсайтАСЕАН. URL: http://asean.org/joint-ministerial-statement-of-the-29th-asean-ministers-on-energy-meeting-amem/ (Дата обращения: 06.02.2018).
23. Joint Press Release The First ASEAN-Russia Joint Cooperation Committee Meeting Mos-cow. // Официальный сайт АСЕАН. URL: http://asean.org/?static_post=joint-press-release-the-first-asean-russia-joint-cooperation-committee-meeting-moscow-5-6-june-1997 (Дата обращения 16.03.2018).
24. Joint Statement of the Second ASEAN-Russian Federation Summit. // Официальный сайт-Президента России. URL: http://en.kremlin.ru/supplement/761 (Дата обращения 17.04.2018).
25. Our Mission and Vision // AFTA. URL: https://afta.org/about-afta/our-mission/ (Дата об-ращения: 16.02.2018).
26. Table 19. ASEAN Trade by Selected Partner Country/Region. 2013 // // Официальный сайт АСЕАН. 04.12.2014 URL: http://www.asean.org/storage/images/2015/January/external_trade_statistic/table19_asof04Dec14.pdf. (Дата обращения: 07.02.2018).
27. The ASEAN Declaration (Bangkok Declaration) Bangkok // Association of Southeast Asian Nations. URL:http://asean.org/the-asean-declaration-bangkok-declaration-bangkok-8-august-1967/ (Дата обращения: 06.02.2018).
28. Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia // ASEAN URL: http://www.asean.org/1217.htm. (Дата обращения: 17.02.2018).
29. งานสัมมนา “ประชาคมอาเซียนปัญหาและความหวังในมิติทางวัฒนธรรม” Конференция «Сообщество АСЕАН проблемы и надежды в сфере социально-культуры». 08.13 2012, Университет Тхаммасат, Бангкок, Таиланд. 08.08.2012. URL: http://aseanwatch.org2012/08/09/%E0%B8%87%E0%B8%B2%E0%B8%99%E0%B8%AA%E0%B8%B1%E0%B8%A1%E0%B8%A1%E0%B8%99%E0%B8%B2%E2%80%9C%E0%B8%9B%E0%B8%A3%E0%B8%B0%E0%B8%8A%E0%B8%B2%E0%B8%84%E0%B8%A1%E0%B8%AD%E0%B8%B2%E0%B9%80%E0%B8%8B%E0%B8%B5/ (Дата обращения: 30.03.2018).
30. ประชาคมอาเซี่ยนกับความคาดหวังของคนไทยนิด้าโพล Сообщество АСЕАН и ожидание Тайцев: опросы NIDA Thailand Режим 16.08.2016. URL: http://www.nidapoll.nida.ac.th/main/index.php/en/2012-08-06-13-57-45/237-poll-24-2555 (Дата обращения: 30.03.2018).
Литература
1. Байков, А.А., Сравнительная интеграция:практика и модели интеграции в зарубежной Европе и Тиххоокеанской Азии, М.: ИДВ РАН, 2010. – 122 с..
2. Васильев, Л.Е. Состояние двустороннего и многостороннего сотрудничества России со странами АСЕАН - М. ИДВ РАН, 2016. – 313 с.
3. Васильев, Л.Е., Локшин, Г.М. Сообщество безопасности АСЕАН - М.: ИД «ФОРУМ», 2010. - 175 с.
4. Васильев, Л.Е. (и др.), АСЕАН в начале XXI века: Актуальные проблемы и перспективы - М.: ИД «ФОРУМ», 2010. - 248 с.
5. Васильев, Л.Е., Россия – АСЕАН. Укрепление сотрудничества // Азия и Африка сегодня - 2004, № 12, 80 с.
6. Воронин А.С., Усов И.В. Отношения России и АСЕАН: модернизация – путь к успеху. М. ИДВ РАН - 2009. – 197 с.
7. Воронин, А.С., АСЕАН: ответ на вызовы глобализации. М. ИДВ РАН, 2009. – 217 с.
8. Долгушев, Д.В. Особое место России на мировом энергетическом рынке - М. ИДВ РАН, 2016. – 191 с.
9. Журавлева, Е.С., Малетин., Со Ми Э. СССР - РФ-АСЕАН (1967-2002) - М. ИДВ РАН, 2016. - 130 c.
10. Журавлева, Е.С., Малетин, Н.П. и Со Мин Э. СССР - АСЕАН (1967-2000) – М.ИДВ РАН, 2017. – 261 c.
11. Захарова, Л.В. Экономическое сотрудничество России и КНДР: проблемы и перспективы // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2011. № 16.- 261 c.
12. ЗидаСонзри. Юго-Восточная Азия: политика, экономика и внешняя политика после финансирового кризиса (1997-2007). Бангкок: Чулалонгкон, 2012. – 352 с.
13. Иванов, С.В. Международная жизнь: специальный выпуск журнала, посвященный АТЭС России 2012. М. М. ИДВ РАН, 2016. – 130 с.
14. Иванов, И.С. Внешняя политика России в эпоху глобализации: Статьи и выступления. М.ВАВТ, 2016. 145 c.
15. Канаев, Е. АСЕАН и Россия: отношения после холодной войны. М. ИДВ РАН, 2004. – 174 с.
16. Кобелев, Е.В. АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы: сборник научных трудов. М. ИДВ РАН, 2016, 318 с.
17. Козырев, А. Запоздалое партнерство // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. № - 145 c.
18. Колдунова, Е.В. Интеграция без конфликта или конфликт при интеграции. URL: http://intertrends.ru/system/Doc/ArticlePdf/843/Koldunova-27.pdf (Дата обращения: 30.02.2018).
19. Колдунова Е.В. Международная жизнь. Россия-АСЕАН 2010: Встречаемся в АСЕМ - теория и практика трансрегиональных отношений: памятка для России. - М. ИДВ РАН, 2011. – 233 с.
20. Костин, А.Л. Международная жизнь: специальный выпуск журнала, посвященный АТЭС России. М - 2012. - 137 с.
21. Лавров, С.В. Международная жизнь: специальный выпуск журнала, посвященный АТЭС России 2012. - М. М. ИДВ РАН, 2016. – 318 с.
22. Лавров, С.В., Между прошлым и будущим: Российская дипломатия в меняющемся мире, – М.: ИДВ РАН, 2014. – 212 с.
23. Ланцов, С.В. и Ачкасов, А. В., Мировая политика и международные отношения – М.: ИДВ РАН, 2014. – 135 с.
24. Лисоволик, Я. Д. Международная жизнь. Россия-АСЕАН 2010: Встречаемся в АСЕМ - теория и практика трансрегиональных отношений: памятка для России - М. ИДВ РАН, 2016. – 318 с.
25. Лузянин, С.Г., Восточная политика Владимира Путина: возвращение России на «Большой Восток»», – М.: ИДВ РАН, 2011. – 165 с.
26. Мазырин, В.М., Россия в Индокитае: назад в будущее? // Международная жизнь - 2010 № 11, 318 с.
27. Малетин, Н.П., АСЕАН: четыре десятилетия развития, – М.: ИДВ РАН, 2012. – 222 с.
28. Никонов, В. А., Российский стратегический маневр, - М.: Права человека, 2011. 390 с.
29. Рогожин, А.А., АСЕАН на пути к Экономическому сообществу, – М.: ИДВ РАН, 2014. – 292 с.
30. Студнева, Е.П., Международная жизнь // специальный выпуск журнала посвященный отношениям России и АСЕАН - 2010 №10. - 165 с.
31. Сумский, В.В., Почему нас не было в ВАС и почему теперь нас туда зовут? М. ИДВ РАН, 2014. – 165 с.
32. Титаренко, М.Л., Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и дру-гие страны Азии. М., 2008, 413 с.
33. Тригубенко, М. «Состоится ли российский прорыв в АСЕАН?» Проблемы Дальнего Востока. М. ИДВ РАН - 2016. – 318 с.
34. Цыганок, Н.А., Перспективы регионального сотрудничества в АТР, - М. ИДВ РАН, 2016. – 416 с.
35. Цыганков, А.П., Внешняя политика России от Горбачева до Путина. Рован, 2001 - 318 с.
36. Шипилов, С.Б., цели и политико-интеграционные процессы в АТР. – М.ИДВ РАН, 2017. – 248 с.
37. Acharya, A. Constructing a Security Community in Southeast Asia: ASEAN and the prob-lem of regional order // London: Routledge, 2001. 311 p.
38. Amirov, V. Current State of Russia-ASEAN Trade and Economic Relations. М. ИДВ РАН, 2006. 276 p.
39. Heiner, H. Journal of the Asia Pacific Economy : ASEM and the construction of the New Triad. // London - 2018. 212 p.
40. Karniol, R. ASEAN-Russia military ties; reconfiguring relation «Asean-Russia foundations and future prospects» // Institute of Southeast Asian Studies, 2012 - 165 p.
41. Lindberg, N. The Political Dynamics of European Economic Integration, Stanford university press, 1963. 126 p.
42. Rupanichakit, P. East Asia on a road toward a community, Bangkok: Thammasat Printing House, 2010. 393 p.
43. PublicAffairs.Vladimir Putin, First Person: an Astonishingly Frank Self-Portrait by Russia’s President. 2000.- 87 p.
44. Rangsimaporn. P. Russia's Search for Influence in Southeast Asia. AsianSurvey, 2001. 18 p.
45. Realizing the ASEAN Economic Community: A Comprehensive Assessment. Singapore: ISEAS Publishing, 2009. - 127 p.
46. Rodolfo C. Severino. Singapore: Institute of Southeast Asia Studies., 2006. - 171 p.
47. Sven Saaler and Christopher W.A. Szpilman. Pan-Asianism. England: Rowman& Littlefield Publisher, Inc., C. 2011. -278 p.
48. Tsygankov. A. P. Finding a Civilizational Idea. М. ИДВРАН, 2016. – 127 p.
49. การก้าวสู่การเป็นประชาคมเศรษฐกิจอาเซี่ยนกรมเจรจาการค้าระหว่างประเทศกระทรวงพาณิชย์ [КарнКаоСуКарнПенПраЧаКомСетТаКитАСЕАН] (ПревращениевэкономическоесообществоАСЕАН) // МинистерствоТорговли. 23.04.2016. URL: http://pcoc.moc.go.th/wappPCOC/43/upload/File_IPD_FILE43149974.pdf (Дата обраще-ния: 30.02.2018).
50. จี๊ดเศรษฐบุตรและคณะ, โฉมหน้ารัสเซีย. กรุงเทพ: โรงพิมพ์แพร่พิทยา, [ЧомнаРоссия] (Имидж России) 1973. (Далее:ДжитСеттабут и др.. Россия. Бангкок, 1973.) 127 p.
51. ประภัสสร์เทพชาตรีกระบวนทรรศน์: สหรัฐ-จีน-อาเซียน. [КраБуанТад:Сахарат, Чин, Рос-сия] (ПрапхатТепчатри. : США, КНР и АСЕАН) 14.12.2008. URL: http://web62.sskru.ac.th/aseansskru/maxsite/?name=news&file=readnews&id=3933 (Дата обращения: 30.02.2018).
52. ประภัสสร์เทพชาตรี. ประชาคมอาเซียน. กรุงเทพ: สำนักพิม์เสมาธรรม, 2553 [ПраЧа Ком АСЕАН] (ПрапхатТепчатри.Сообщество АСЕАН, Бангкок.: Сематхам, 2010) 227 p.
53. ประภัสสร์เทพชาตรี. ประชาคมเอเชียตะวันออก. กรุงเทพ: สำนักพิม์เสมาธรรม, 2553 [ПраЧа Ком Азия Таванаок] (ПрапхатТепчатри.Восточное Азиатское Сообщество,Бангкок.: Сематхам, 2010.) 127 p.
Интернет-ресурсы
1. АСЕАН надеется на большую активность РФ в работе будущих саммитов ВАС // РИА Новости. 20.11.2012. URL:https://ria.ru/world/20121120/911389650.html(Дата обраще-ния 07.02.2018).
2. Ассоциация государств Юго-восточной Азии (АСЕАН) // Официальный сайт Мини-стерства транспорта Российской Федерации. URL: http://www.mintrans.ru/activity/detail.php?SECTION_ID=1056 (Дата обращения 26.03.2018).
3. Астафьев, А. Вьетнам намерен подписать соглашение о зоне свободной торговли с ТС // РИА Новости. 07.11.2012. URL: https://ria.ru/economy/20121107/909857422.html (Дата обращения: 04.03.2018).
4. Деловой Форум Россия – АСЕАН (в рамках ПМЭФ 2013) // Росконгресс. URL: http://roscongress.org/event/delovoj-forum-rossiya-asean-v-ramkah-pmef-2013/ (Дата об-ращения: 07.02.2018).
5. Елагина, А. Рособоронэкспорт на DSA-2012 Отечественная военная техника от а до я // DOCPLAYER. URL: http://vpk-news.ru/articles/8775 (Дата обращения 13.03.2018).
6. Зубков, И. Рис – благородное дело // газете.ru. 31.05.2015. URL: https://rg.ru/2015/05/31/ris.html (Дата обращения 20.03.2018).
7. "ЛЛК-Интернешнл" нацелился на иностранные рынки // Время и Деньги. 09.08.2009. URL: http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-18245.htm (Дата обращения 14.03.2018).
8. Медведев, Д. А. Россия – связующее звено // Правительство РоссийскойФедераццц. URL: http://government.ru/news/6355/ (Дата обращения 17.04.2018).
9. Международные транспортные коридоры ЕврАзЭС: быстрее, дешевле, больше // Transtec. URL: http://transtec.transtec-neva.ru/files/File/eurozec.pdf (Дата обращения 18.03.2018).
10. Индонезия пригласила "ЛУКойл" разрабатывать месторождения на шельфе // ВЕСТИ.ru. 22.12.2010. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=415756 (Дата обращения 26.03.2018).
11. «Интер РАО ЕЭС» построит в Лаосе 3 ГЭС за 1,6 млрд долларов // ПРОНЕДРА. URL: https://pronedra.ru/energy/2013/03/27/stroitelstvo-ges-v-laose/ (Дата обращения 30.03.2018).
12. Карпенко, Е. АСЕАН с нулевым эффектом // газете.ru. 26.10.2012. URL: https://www.gazeta.ru/financial2012/10/26/4825657.shtml (Дата обращения: 26.03.2018).
13. Ключанская, С. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 605 "О ме-рах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации” // Российская Газета. 9.05.2012 URL: https://rg.ru/2012/05/09/vn-polit-dok.html (Дата обращения: 07.02.2018).
14. Концепция внешней политики Российской Федерации // Официальный сайт Президента России. 15.15.2008. URL: http://kremlin.ru/acts/news/785. (Дата обращения: 31.03.2018).
15. Концепция т внешней т политики т российской федерациит(Утверждена т Президен-том Российской т Федерации В.В.Путиным 28 июня 2000 г.) // Независимой газеты. 11.07.2000. URL: http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html (Дата обращения: 15.03.2018).
16. Лукашевич, А.К. Глава МИД России примет участие в Восточноазиатском саммите на Бали // РИА Новости. 07.11.2012. URL: https://ria.ru/world/20111114/488443686.html (Дата обращения 01.04.2018).
17. Мьянма. // МИНЕРАЛ. URL: http://www.mineral.ru/Facts/world/116/145/index.html (Да-та обращения 26.03.2018).
18. Наука и инновации // Официальный сайт. Министерство образования и науки Россий-ской Федерации. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (Дата обращения 14.03.2018).
19. О Центре. // МГИМО. URL: http://asean.mgimo.ru/ru/o-tsentre (Дата обращения: 06.02.2018).
20. О Россотрудничестве // Федеральное агентство по делам Содружества Независимых государств. URL: http://rs.gov.ru/about. (Дата обращения: 07.02.2018).
21. Партнерство Россия–АСЕАН. // МГИМО. URL: http://asean.mgimo.ru/ru/partnerstvo. (Дата обращения: 01.03.2018).
22. Ли Сянь Лун: Россия может открыть дверь в АТР через Сингапур // РИА Новости. 13.01.2009. URL: https://ria.ru/interview/20091113/193220561.html (Дата обращения: 07.03.2018).
23. "Росатом" и Вьетнам подписали соглашение по строительству АЭС Ниньтхуан-1 // ТАСС информационное агентство. 03.08.2015. URL: http://tass.ru/ekonomika/2160931 (Дата обращения 24.03.2018).
24. «Рособоронэкспорт» более чем на 20% увеличил в 2012 году объемы продаж оружия // ФИНМАРКЕТ. 02.07.2012. URL: http://www.finmarket.ru/news/3395653 (Дата обращения 26.03.2018).
25. Россия может создать зону свободной торговли со всеми странами АСЕАН. // REX. 29.01.2012. URL: https://www.newsru.com/world/29jan2012/lavrov.html (Дата обраще-ния: 24.04.2018).
26. Российский совет по международным делам. Тезисы о внешней политике России (2012–2018 гг.) // Russiancouncil. 9.05.2012. URL: https://rg.ru/2012/05/09/vn-polit-dok.html (Дата обращения: 07.02.2018).
27. Россия достроит нефтепровод из Восточной Сибири до Китая, но заработает он на полную мощность лишь в середине 2010-х // RUFOX. URL: http://news.rufox.ru/texts/2008/10/28/66101.htm (Дата обращения 26.03.2018).
28. Россия может создать зону свободной торговли со всеми странами АСЕАН. URL: https://www.newsru.com/world/29jan2012/lavrov.html (Дата обращения: 24.04.2018).
29. Российский совет по международным делам. Тезисы о внешней политике России (2012–2018 гг. ) 9.05.2012 URL: https://rg.ru/2012/05/09/vn-polit-dok.html (Дата обращения: 07.02.2018).
30. Сергей Лавров: МИД придает особое значение экономической дипломатии // газете.ru. 16.04.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/04/16/mid-anons.html (Дата обращения: 07.02.2018).
31. Совместное заявление по итогам второго саммита Российская Федерация – АСЕАН // Официальный сайт Президента России. 15.15.2008. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/761 (Дата обращения: 07.02.2018).
32. Товарооборот России со странами АСЕАН вырос до $15 млрд // Росбалт.RU. 05.09.2012. URL: http://www.rosbalt.ru/business/2012/09/05/1030503.html (Дата обращения: 24.04.2018).
33. «Газпром» рассмотрит перспективы реализации проектов в Юго-Восточной Азии // Газпром. 22.03.2012. URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2012/march/article131887/
34. Шмелева Е. Десант в Азию. Стартует российская бизнес-миссия в страны АСЕАН // газете.ru. 16.04.2013. URL: https://rg.ru/2014/03/18/asean.html (Дата обращения: 17.02.2018).
35. ASEAN Community in Figures (ACIF) 2011 // ASEAN. 22.03.2012. URL: http://www.asean.org/storage/images/archive/publications/ASEAN%20community%20in%20figures.pdf (Дата обращения: 17.09.2018).
36. About The ASEAN Regional Forum // ASEAN. 22.03.2012. URL: http://aseanregionalforum.asean.org/about.html (Дата обращения: 06.02.2018).
37. ASEAN Regional Forum. Association of Southeast Asian Nations // ASEAN Regional Fo-rum. 22.03.2012. URL: http://asean.org/asean-political-security-community/asean-regional-forum-arf/ (Дата обращения: 06.02.2018).