Введение 5
Глава 1 8
1.1 Подходы к изучению лидерства 8
1.2 Компетентностный подход. 10
1.3 Биографический подход………………………… 11
1.4 Основные концепции возрастной периодизации 13
1.5 Особенности юношеского периода………. 17
1.6 Анализ исследований биографических предикторов лидерства зарубежных авторов
1.7 Классификация биографических предикторов лидерства 33
Глава 2. Методы и организация исследования биографических предикторов лидерских компетенций 38
2.1 Описание выборки исследования биографических предикторов лидерских компетенций 38
2.2 Методы исследования биографических предикторов лидерских компетенций 39
2.3 Процедура исследования биографических предикторов лидерских компетенций 41
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 41
Глава 3. Результаты исследования биографических предикторов лидерских компетенций и их обсуждение 42
3.1 Шкалы социальной и академической лидерской активности 42
3.2 Связь социальной и лидерской активности с биографическими и личностными составляющими 58
Выводы 66
Список литературы 68
Приложение
Теме лидерства всегда уделялось особое внимание и уже много десятилетий у ученых не угасает интерес к этой теме. Было проведено множество исследований касательно происхождения лидерства, лидерских характеристик, разрабатывались классификации и возникали разнообразные подходы. Однако недостаточно внимания уделялось событиям из прошлого лидеров, а именно жизненным событиям в биографии человека, которые могут быть предикторами лидерства. Изучение проблемы лидерства и поиск предикторов лидерских компетенций необходимы для отбора и формирования лидеров.
До сих пор подавляющее большинство исследований биографических предикторов лидерства проводились за границей, в России этот вопрос изучен слабо. Тем не менее, с практической точки зрения знание этих предикторов позволит воспитывать лидеров с детства и поможет организациям, использующим метод биографических интервью при отборе персонала более эффективно осуществлять поиск сотрудников обладающих лидерским потенциалом и соответствующими компетенциями.
Актуальность темы исследования обусловлена ещё и тем, что проблема лидерства является ключевым фактором, влияющим на эффективность работы организации. Изучение и анализ биографии человека, совершаемых им жизненных выборов, способ решения важных вопросов, его окружения и ситуаций которые с ним случались, позволяет оценить его лидерские способности и имеет большое значение в предсказании его лидерского потенциала.
Лидерские компетенции являются одним из важнейших факторов успеха для многих профессий современности. Для того что бы организация была конкурентоспособной, смогла достичь максимальной производительности и высоких показателей качества необходимо что бы весь персонал был вовлечен и мотивирован. Лидер способен наиболее продуктивно направлять усилия сотрудников на достижения организационных целей.
Результаты ряда исследований показывают, что лидерство имеет такие предикторы как родительская теплота, проявление самостоятельности в раннем возрасте, ранний выход из родительской семьи, социальная или академическая активность в школе и т.д. [13]
Основной целью настоящей диссертационной работы является определение предикторов лидерских компетенций и проверка связи лидерства с такими личностными характеристиками, как: экстраверсия, привязанность, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, экспрессивность, мотивация достижений на российской выборке.
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературных источников по проблеме подходов к лидерству, компетентностного и биографического подхода, периодизации, юношеского возраста, биографических предикторов лидерства.
2. Определение основных признаков и классификация предикторов лидерства.
3. Проведение эмпирического исследования, позволяющего выявить биографические предикторы лидерских компетенций среди студентов.
Объект исследования: студенты юношеского возраста.
Предмет исследования: биографические предикторы лидерских компетенций.
Гипотезы исследования:
1. Социальная и академическая лидерская активность имеют различные предикторы.
2. Гипотетическими предикторами лидерствами являются:
• появление самостоятельности в раннем возрасте
• ранний опыт финансовой автономности
• ранний выход из родительской семьи
• сильные потрясения, перенесенные в раннем возрасте
• переживание драматических жизненных событий, личностные травмы в юношеском возрасте
• наличие наставника
• опыт неожиданной возможности
Анализ исследований по поиску предикторов лидерства позволяет выявить наиболее перспективные направления для продолжения изучения в этой области. Эмпирические данные позволяют определить пригодность некоторых из существующих предикторов лидерства выявленных зарубежными учеными для российских реалий. Также подтвердилось влияние некоторых уже включенных в биографическую анкету и исследованных в России предикторов.
В ходе исследования были выявлены предикторы лидерских компетенций. Для социальной лидерской активности биографическими предикторами оказались следующие компоненты: готовность взять ответственность за групповое решение на себя, организация собственного дела, которое в дальнейшем продолжили другие, активность в ситуации решения групповых задач, способность реализовать неожиданную возможность.
Предикторами академической лидерской активности оказались такие переменные, как: получение наивысших оценок по естественнонаучному профилю (биология, физика, химия),общественная активность в школе (общественная работа, опросы),активное участие и организация конференций в ВУЗе, признание, как награда за школьные успехи, посещение факультативных занятий потому что предмет был интересен, работа с группой в ситуации решения групповой задачи, общественная активность в школе (искусство, театр, хор), количество прочтенных за месяц книг, получение наивысших оценок по профилю физкультура.
Также была проведена проверка на наличие связи лидерства с личностными характеристиками (экстраверсия, привязанность, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, экспрессивность, мотивация достижений). По результатам исследования была выявлена связь между социальным лидерством и экстраверсией.
Частично подтвердилась гипотеза утверждающая, что для социальной и академической лидерской активности различные предикторы. Обнаружен один общий предиктор– поведение в ситуации решения групповой задачи. Остальные предикторы различны.
Вторая гипотеза на предмет гипотетических предикторов лидерства также подтвердилась частично. Из всех гипотетических предикторов (появление самостоятельности в раннем возрасте, ранний опыт финансовой автономности, ранний выход из родительской семьи, сильные потрясения, перенесенные в раннем возрасте, переживание драматических жизненных событий (личностные травмы в юношеском возрасте), наличие наставника, опыт неожиданной возможности) подтвердилась гипотеза о связи реализации неожиданной возможности в юношеском возрасте с лидерством (социальная лидерская активность).Социальные лидеры наиболее активные члены общества и они берутся на реализацию множества идей и возможностей, поэтому можно предположить, что для социальных лидеров более вероятна успешная реализация неожиданно возникшей возможности, по сравнению с людьми не обладающих лидерскими качествами и подобным опытом решения неожиданных задач.
Таким образом, можно говорить о том, что все гипотезы подтвердились частично. Практическая значимость материалов содержащихся в диссертации состоит в возможности использования их в качестве рекомендаций по отбору сотрудников обладающих лидерскими компетенциями на руководящие позиции посредством применения биографических методов, а так же в выявлении «индикаторов» для развития лидерских компетенций с детства. Также данная работа имеет значимость для дальнейших исследований в области биографических предикторов лидерства.
1. Авдеев П.С. Организационное лидерство: обзор теории черт// Гуманитарные научные исследования.2014.- № 10.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова, Фак. психологии. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 339 с.
3. Бендас Т.В., Психология лидерства. Учебное пособие. -Питер, 2009. -448с.
4. Берн, Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организации групп. – Екатеринбург: Литур, 2001. - 320 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Воронеж, 1995.
6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. -М.: Академия,2010.- 367 с.
7. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб.пособие / Б.С. Волков,Моск. гос. обл. ун-т. -М.: Трикста: Академ. проект, 2006.
8. Выготский Л.С. Проблема возраста// Собр.соч.: в 6 т. - М., 1984. Т.4. - С.244-268.
9. Гамезо М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости/Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г.Учебное пособие. - М., 2003.
10. Гнеденко М.В. Модель лидерских компетенций[Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2012. - № 12. -с. 53-53.URL:
http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=31148 (24.05.2016).
11. Грудзинская Е.Ю. Эффективное лидерство в управлении человеческими ресурсами с использованием информационных технологий. - Нижний Новгород, 2006. С. 33-44.
12. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М.: Наука, 1987.
13. Дмитриева В.А. Психологические особенности лидерства и возможности его развития//Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011. - №2 (11).
14. Донцов Д. А., Сенкевич Л.В. Психологические особенности, социально-психологические закономерности и специфика развития личности в юношеском возрасте // журнал Образовательные технологии.2012. - № 9. - С. 395–402.
15. Донцов Д.А., Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // журнал Образовательные технологии. 2013. № 2, - с. 25-37
16. Дубровина И.В., Акимова М.К., Е.М. Борисова. Рабочая книга школьного психолога, под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. – С. 303.
17. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. - Академия, 2003. - С. 229-332.
18. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В.Возрастная и педагогическая психология. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 320 с.
19. Душевная жизнь юношества.: Педология юности/Под ред. И. Арямова. - М.: Л., Учпедгиз, 1931.
20. Ефимкина Р.П. Психология развития. – Новосибирск, 2004. -с.34.
21. Жог В.И.,Тарабакина Л.В.,БабиеваН.С.,Прометей. Методология организационной психологии. - М.:Прометей, 2013. - 160с
22. Кайгородов Б.В., Николаенко В.Д. Воспитание лидерства, предпринимательства как аспект социализации в юношеском возрасте // Психология образования в XXI веке: теория и практика / под ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкого, О.П. Меркуловой. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2011.- 474 с.
23. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
24. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 336с.
25. Косякова О. О. Возрастные кризисы. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 224 с.
26. Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2007. – 992 с.
27. Кричевский Р. Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии // Вопросы психологии. 1977. –№6.
28. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. Учебное пособие для вузов.–М.:Юрайт, 2011. –с.145-151.
29. Ларина О.А., Каратьян Т.В., Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008 – 66с.
30. Латфуллин Г.Р., Громова О.Н.. «Организационное поведение: Учебник для вузов». – ЗАО Издательский дом «Питер», Санкт-Петербург, 2004. – 432с.
31. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005. – 416 с.
32. Маничев С.А. Методы диагностики профессионально важных качеств менеджеров // Психология менеджмента. Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – 280с.
33. Маничев С.А. Проблемы применения биографических опросников в отборе персонала// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2009. –№ 3-2.– С. 238-245.
34. Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М. Психология развития: Учеб.для студ. высш. психол. учеб. заведений / и др. Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2005. – 349с.
35. Мухина В.С. Возрастная психология: феномено¬логия развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2010.- 452 с.
36. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
37. Педагогическая психология. Учебное пособие. Под.ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.
38. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
39. Практикум по возрастной психологии.- СПб.: Речь,2011.-682 с.
40. Прахова М.Ю., Заиченко Н.В., Краснов А.Н. Роль государственного экзамена при реализации компетентностного подхода в высшем образовании [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2016. - № 1 URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62285 (дата обращения: 24.05.2016).
41. Прокофьева Т. Развитие личности по теории Э. Эриксона и по модели А. – М., 1990. – С.41-44.
42. Пряжников Л.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003.
43. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности (Пер. с нем.). - М., 1994.
44. Рождественская Е.Ю. Биографический метод в социологии. - Издательский дом Высшей школы экономики, 2012.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2007. – 318 с.
46. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие. - Издательство: Аспект Пресс, 2005г. - 460 с.
47. Склярова Т.В. Возрастная педагогика и психология: учеб.пособие для студентов пед. вузов / Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене. - М.: Покров, 2004. - 143 с.
48. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2006. – С. 26-27
49. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – С. 275-276.
50. Тихомиров А.А., Спэнглер У.Д. Стили лидерства и успешность слияний: трансформационно-трансакционная концепция лидерства // Российский журнал менеджмента. Том 3. - № 2. 2005. - С. 71–98.
51. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды. - М.:МПСИ,2012.- 427с.
52. Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы // Российский журнал менеджмента. - №2. 2003. - С.3-24.
53. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб.пособие для студентов. 3-е изд., испр. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2006.
54. Шаповаленко И.В. Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Гардарики. 2007. – 352с.
55. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. Возрастные кризисы. – М.: Ювента, Санкт-Петербург. 1999.
56. Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М., 1980. – 364с.
57. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2005. – с. 268, с. 273.
58. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. - № 4. - С.6-20.
59. Эриксон Э.Г. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT. Фонд «Университетская книга», 1996. –С.212- 592.
60. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. – 342 с.
61. Adler A. Characteristics of the first, second, and the third child // Children. 1928. N 3. P. 14–52
62. Arvey R. D., Zhang Z., Avolio B. J., and Krueger, R. F. Developmental and genetic determinants of leadership role occupancy among women” // Journal of Applied Psychology. 2007. Vol. 92. P. 693-706.
63. Atwater L. E., Yammarino. F. J. Personal attributes as predictors of superiors and subordinates perceptions of military academy leadership. //Human Relations. 1993. Vol. 46. P. 645 – 688.
64. Avolio B. J. Promoting more integrative strategies for leadership theory-building // Am. Psychol. 2007. P.25–33.
65. Avolio B.J, Luthans F. The High Impact Leader: Moments Matter in Accelerating Authentic Leadership // New York: McGraw-Hill. 2006. P. 273.
66. Avolio B. J., Marion B. Eberly, Michael D. Johnson, Morela Hernandez and An Integrative Process Model of Leadership Examining Loci, Mechanisms, and Event Cycles // American Psychological Association.2013.Vol. 68. No. 6.P. 427–443.
67. Avolio B. J., Walumbwa F. O. and Weber T. J. Leadership: Current Theories, Research, and Future Directions // Annual Review of Psychology. 2009. Vol. 60. P. 421-449.
68. Avolio B. J. Full leadership development: Building the vital forces in organizations. Thousand Oaks. CA: Sage. 1999.
69. Avolio B. J. Leadership development in balance: Made/Born. Mahwah, NJ: Erlbaum. 2005. P.234.
70. Avolio B. J., Luthans F. High impact leader: Moments that matter in authentic leadership development //Journal of Leadership & Organizational Studies November 2011. Vol. 18 No. 4. P. 438-448.
71. Avolio B. J., Rotundo M., Walumbwa F. O. Early life experiences as determinants of leadership role occupancy: The importance of parental influence and rule breaking behavior // Leadership Quarterly. 2009. Vol.20.P. 324–342.
72. Bardou Kristen J., Byrne Shannon M., Pasternak Victoria S., Perez Nikki C., and Rainey Amanda L. Self-efficacy and student leaders: The effects of gender, previous leadership experience, and institutional environment ER // Journal of the Indiana University Student Personnel Association. 2003.P. 33-48.
73. Barling J., Christie A., &Hoption C. Leadership // Handbook of industrial and organization psychology. 2011. P. 183-240.
74. Bass B. M. Bass and Stogdill’s handbook of leadership // New York: Free Press. 1990. P. 1536.
75. Bass B.,&Avolio B. J. Improving organizational effectiveness through transformational leadership. New York: Sage. 1994. P. 238.
76. Bennis W. RJ. Thomas. Crucibles of leadership // Harvard Business Review. 2003. Vol. 80. P. 39 – 48.
77. Boal K. B., Bryson J. M. Charismatic leadership: A phenomenological and structural approach. In J. G. Hunt, B. R. Baliga, H. P. Dachler, C. A. Schriesheim(Eds.) // Emerging leadership vistas. Lexington, MA: Lexington Books. 1998. P. 11-28.
78. Boyatzis E. Richard.Leadership development from a complexity perspective // Consulting Psychology Journal: Practice and Research Copyright. 2008. Vol. 60. No.4. P. 298–313.
79. Bray D. W., Campbell R. J., Grant D. L.Formative years in business: A long-term AT&T study of managerial lives. New York: Wiley-Interscience. 1974. P. 236.
80. Chan, K.Y., Drasgow, F. Toward a theory of individual differences and leadership: Understanding the motivation to lead //Journal of Applied Psychology. 2001. Vol. 86. P. 481– 498.
81. Costa, P.T. Jr., McCrae, R.R. Revised NEO Personality Inventory (NEO-PI-R) and NEO Five-Factor Inventory (NEO-FFI) //Personality and Individual Differences. 2004. Vol. 36. P. 587–596.
82. Cox, C. J., Cooper, C. L. The making of the British CEO: Childhood, work experience, personality, and management style //Academy of Management Executive. Vol. 3. P. 353–358.
83. Day D. V., Dragoni Lisa. Leadership Development: An Outcome-Oriented Review Based on Time and Levels of Analyses // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior.2015. Vol. 2. P. 133-156.
84. Day D. V. Leadership development: A review in content // Leadership Quarterly. 2000. Vol. 11. P. 581– 614.
85. DeRue D. Scott, Ned Wellman. Developing leaders via experience: The role of developmental challenge, learning orientation, and feedback availability // Journal Of Applied Psychology. 2009. Vol. 94. No.4. P.859-875.
86. Eldemire F. L. SuperLeadership: The impacts and implications for public education.URL: http://scholarworks.umass.edu/dissertations/AAI3118294. (дата обращения 24.05.2016).
87. Elder G. H. Children of the Great Depression. Chicago: University of Chicago Press. 1974. P. 297.
88. Fernandez C. F., Vecchio R. P. Situational leadership theory revisited: A test of an across-jobs perspective // The Leadership Quarterly. 1997. Vol. 8. No. 1.P. 67–84.
89. Gottfried Adele. Motivational roots of leadership: A longitudinal study from childhood. // The Leadership Quarterly. 2011. Vol. 22. P. 510–519.
90. Howard, A. College experiences and managerial performance //Journal of Applied Psychology. 1986. Vol. 71. P. 530 –552.
91. Howell, J. M., & Shamir, B. (2005). The role of followers in the charismatic leadership process: Relationships and their consequences // Academy of Management Review. 2005. Vol.30. P. 96–112.
92. Kram, K. E. Phases of the mentor relationship //Academy of Management Journal. 2005. Vol. 26. P. 608 – 625.
93. Kuhnert Karl W. and Russell Craig J. Using Constructive Developmental Theory and Biodata to Bridge the Gap Between Personnel Selection and Leadership // Journal of management. 1990. Vol. 16. No.3. P. 595-607.
94. Lindsey, E. H., Homes, V., McCall, M. W. Key events in executives lives.Greensboro, NC: Center for Creative Leadership. 1987. No. 32. P.383.
95. London, M., Smither, J. W. Feedback orientation, feedback culture, and the longitudinal performance management process //Human Resource Management Review. 1999. Vol. 12. P. 81–100.
96. London, M., Smither, J. W. Empowered self-development and continuous learning //Journal of Human Resource Management. 2002. Vol. 38. P. 3–16.
97. Leanne E. Atwater, Shelley D. Dionne, Bruce Avolio, John F. A Longitudinal Study of the Leadership Development Process: Individual Differences Predicting Leader Effectiveness // Human Relations. Vol. 52. No. 12. P. 199.
98. Madsen R. Susan - Experience of UAE Women Leaders early in life //Feminist Formations. 2010. Vol. 22 No. 3. P. 75–95.
99. McCall M. W., Lombardo M. M., Morrison A. M. The lessons of experience: How successful executives develop on the job. Lexington, MA: Lexington Books. 1988. P. 213.
100. McCauly, C. D., Ruderman, M. N., Ohlott, P. J., & Morrow, J. E. Assessing the developmental components of managerial jobs // Journal of Applied Psychology. 1994. Vol. 79. P. 544 –560.
101. McCrae, R.R. (1992).The Five-Factor Model: issues and applications // Journal of Personality. 1992. Vol. 60 No. 2. P.653 – 665.
102. Mumford M. D., O'Connor Jennifer; Clifton Timothy C., Connelly Mary Shane,Zaccaro Stephen J. Background Data Constructs as Predictors of leadership // Human Performance. 1993. Vol. 5. P. 241-285.
103. Mumford M. D., Stokes, G. S. Developmental determinants of individual action. In M. D. Dunnette& L. M. Hough // Handbook of industrial and organizational psychology. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press. 1992. Vol. 3. P. 61-138.
104. Petrullo& B. M. Bass (Eds.). Leadership and interpersonal behavior // (P. 239–271). New York: Holt, Rinehart, Winston, and Klonsky, B. G. (1983) //The socialization and development of leadership ability. Genetic Psychology Monographs. Vol. 108. P. 97–135.
105. Popper M., Mayseless O., The building blocks of leader development: A psychological conceptual framework // Leadership and Organization Development Journal. 2007.Vol. 28. No. 7. P. 664 – 684.
106. Popper M., Mayseless O. Back to basics: Applying a parenting perspective to transformational leadership // Leadership Quarterly. 2003. Vol. 14. P. 41– 65.
107. Popper M., Mayseless O. The building blocks of leaders development: A psychological conceptual model // Leadership and Organizational Development Journal. 2007. Vol. 28. No.7. P. 664–684.
108. Reiter-Palmon, Roni. Predicting Leadership Activities: The Role of Flexibility // Psychology Faculty Publications. 2003. Vol. 1. P. 124-136.
109. Richard D. Arvey, Zhen Zhang, Bruce J. Avolio, Robert F. Krueger. Developmental and Genetic Determinants of Leadership Role Occupancy Among Women // Journal of Applied Psychology. 2007. Vol. 92. No. 3. P. 693–706.
110. Sachkova M.E., Timoshina I.N. Features of the teenagers representations of themselves and of school class leader: a gender aspect // Psychological Science and Education. 2013. No. 2. P. 48-61.
111. Stogdill, R. Handbook of leadership: A survey of theory and research. New York: Free Press. 1974. P. 576.
112. Standford-Blair, N., Dickmann, M. H. Leading coherently: Reflection from leaders around the world. Thousand Oaks, CA: Sage. 2005.
113. Stricker, L. J., Rock, D. A. Assessing leadership potential with a biographical measure of personality traits // International Journal of Selection and Assessment. 1998. Vol. 6.P. 164 –184.
114. Van D. Knippenberg, Barbara V.Knippenberg, David D. Cremer, Hogg M.A. Leadership, self, and identity: a review and research agenda // LeadershipQuartely. Vol. 15. 2004. P. 825-856.
115. Wakabayashi, M., Graen, G. B. The Japanese career progress study: A seven-year follow-up //Journal of Applied Psychology. 1984. Vol. 69.P. 603– 614.
116. Wasylyshyn, K. On the full actualization of psychology in business //Counseling Psychology Journal: Practice and Research. 2001. Vol. 53. P. 10 – 22.
117. Zaleznik, A. Managers and leaders: Are they different? //Harvard Business Review. 1977. Vol. 15. P. 67–78.