Введение 3
Глава I. Миграция как вызов французскому государству-нации 10
Глава II. Возникновение французского мультикультурализма.
2.1 Понятие мультикультурализма. История становления французской нации
и его этнос 22
2.2 Предпосылки проблемы многополярного общества 30
Глава III. Мультикультурализм по-французски - умер?
3.1. Правоцентрист бросивший вызов мультикультурному обществу 36
2.2 Мультикультурализм или жесткая ассимиляция? 47
Заключение 53
Список источников и литературы 55
Приложение 1 68
Приложение 2 69
Благодаря глобализации основными целями большинства государств являются содействие укреплению мира и безопасности, соблюдение прав и основных свобод человека, при этом какие-либо различия по половому, расовому, языковому признаку строго запрещены. Для европейских государств характерно создание общества, в котором гармонично сочетаются многочисленные культуры. Плюрализм и многообразие вот что сейчас предлагает Европа миру.
Все больше в научных трудах, статьях известных газет встречается понятие мультикультурализм, а именно комплексное существование разнообразных культур в противовес единой национальной культуре.
Как отмечают большинство исследователей, нынешнее состояние европейского общества находится в плачевном состоянии. Стирание внутренних границ, создание наднациональных структур, подрыв привычного национального суверенитета, трудовая миграция, которая, так или иначе, необходима странам Европы, приводят к напряженности в обществе и возникновению многочисленных конфликтов.
Большинство лиц, прибывающих в развитые страны Западной Европы с намерением там обосноваться - это выходцы из стран Третьего мира. Как отмечает В. Федотова в своей статье, причинами роста миграции носят как объективный, так и субъективный характер. Объективные связаны с глобальными процессами интернационализации экономики,
неравномерностью развития стран и с новой волной индустриализации. Субъективные - с индивидуальной оценкой индивида собственного социально-экономического статуса. В результате происходят своего рода реколонизация Европы, внутренняя азиатизация и арабизация стран континента по потребительским мотивам.
Мирополитические события XXI века заставляют уйти трудовую миграцию на задний план и все чаще Европа стала сталкиваться с понятием «политический беженец». В контексте событий на Ближнем Востоке стоит отметить, что поток мигрантов хлынувший в страны Западной Европы сравним с Великим переселением народов IV-VII веков. С 2015 года примерно 1 - 1,8 миллионов беженцев прибыли на территорию
Европейского Союза и с каждым днем их количество неумолимо растет.
Согласно Министерству внутренних дел Франции, общее количество заявлений о предоставлении убежища в OFPRA (Office frangais de protection des refugies et apatrides) возросло до 6,5% по сравнению с 2015 - 2016 годами. В общей сложности только в одну Французскую Республику было подано 85,244 запросов. Однако по сравнению с 2015 годом ситуация с наплывом беженцев во Францию теперь характеризуется министерством как умеренная.
Люди оставляют свой привычный уклад жизни не из-за желания ассимилировать себя в светском, либеральном, демократичном мире привычного европейца, а из-за страха нескончаемых военных действий, которые словно бубонная чума безразборно уничтожает все вокруг, унося с собой миллионы невинных жертв. Первый движимый инстинкт мигранта в данном случае - инстинкт самосохранения, по причине чрезвычайных ситуаций в стране происхождения. И только в последнюю очередь беженец будет думать о том, как интегрироваться в светском государстве.
Колониальное прошлое государств Западной Европы также ложится тяжелым бременем на бывшие метрополии, однако осознав всю трагедию тяжелого колониализма Европа смиренно принимает приезжих гостей и заботливо предоставляет политические и социальные институты для того, чтобы вновь прибывшие могли стать частью прогрессивного и светского общества.
Однако принявшая новые масштабы миграция становится все большим ужасом и невероятной трагедией для европейцев. Политическая ситуация в Ливии и так называемый балканский маршрут 2015 года, Словения, Хорватия, Сербия и Македония, а теперь Греция и Италия, которые на данный момент больше всех страдают от беженцев, являясь «коридором в лучшую жизнь», стали бесконтрольными поставщиками потоков мигрантов, которые стремятся в Старый Свет за новой, спокойной жизнью без хлопот. Ведь всем известно, что «старушка» Европа, а также ее либеральный альтруизм и гуманизм предоставит кров и пищу обездоленным. До 2011 года Ливия принимала активное участие в блокировании миграционного потока из Северной Африки в Европу, однако этим планам помешала начавшаяся в стране гражданская война и последовавшая за этим международная интервенция — с тех пор договариваться не с кем, в стране до сих пор нет единого правительства. В этом случае страны Европейского Союза находятся в серьезном замешательстве и стараются разработать как можно больше программ, которые бы могли облегчить участь как самих беженцев, так и самой Европы.
Следует отметить, что для Европы, а в частности для Г ермании, Франции, Великобритании, Бельгии, Австрии и многих других стран, это не первый опыт взаимодействия с мигрантами. Не так давно после Второй мировой войны страны Западной Европы также столкнулись с тем, что на их территориях большое количество беженцев смогли найти себе прибежище. Однако есть огромное различие с событиями тех времен и современным положением дел. Мигранты, приезжавшие с конца 40-х - начала 50-х годов, отличались заинтересованностью и желанием стать неотделимым целым с культурой и народом той страны, в которую они приехали. Повсеместное изучение языка, созидательность европейской культуры было обычным явлением. Безусловно мигранты внесли немалый вклад в развитие европейской нации, однако эти изменения были взаимоприемлемы, обоюдно принятыми и ассимилированными. Спустя много лет потомки этих мигрантов настолько слились со светским европейским обществом, что их невозможно отличить от коренных жителей того или иного государства Западной Европы.
В 1971 году в Канаде была официально провозглашена политика мультикультурализма, которая подразумевает состояние этнокультурного, расового и религиозного разнообразия населения страны. Эта идея была подхвачена и прогрессивным пассионарным обществом Западной Европы. Сталкиваясь с большим потоком мигрантов, европейцы стали замечать, что только первые волны новоприбывших полностью соблюдали политику ассимиляции, последующие же иммигранты стараются как можно больше проводить времени со своими соотечественниками, в рамках своей родной культуры и наоборот второстепенно относятся к языку и более детальному изучению законодательства, культурных обычаев принимающей страны. Но поскольку горький опыт Второй мировой войны не позволяет европейскому обществу выражать несогласие оно решило попробовать применить опыт Канады и построить в рамках государств, а затем уже и всего Союза конгломерат народов, языков и культур. Согласно утопической модели было решено давать и помогать, но не настаивать на том, чтобы люди, которым и так, казалось бы, трудно адаптироваться в чужом государстве беспрекословно выполняли все требования для того, чтобы быть причисленными к просветленному европейскому обществу.
Не смотря на бескорыстность мультикультурализма и плюрализм, его стремление к построению оптимальных взаимоотношений этносов и культур привелаи к плачевным последствиям для европейских государств, в большей степени для Франции, Г ермании и Великобритании.
Франция как одно из наиболее влиятельных государств Европы предложила свой вариант мультикультурного общества. Однако с ходом событий последних лет все больше и больше сомнений вызывает надежность и стабильность такого государства. Большинство жителей испытывают дискомфорт относительно того, что их устойчивый образ жизни может быть нарушен многообразием иных традиций и ценностей.
Не так давно в 2011 году президент Франции Николя Саркози совместно с лидерами Германии и Великобритании Ангелой Меркель и Дэвидом Кемероном соответственно, сделал серьезное заявление о том, что европейский опыт мультикультурализма потерпел поражение. Заявление президента выглядело следующим образом: «При всей нашей демократии, мы слишком заняты самобытностью тех, кто к нам приезжает, уделяем недостаточно внимания особенностям принимающей страны. Общество, в котором общины сосуществуют рядом друг с другом, нам не нужно. Если кто-то приезжает во Францию, то он должен влиться в единое сообщество, являющееся национальным. Если кто-то с этим не согласен, пусть не приезжает во Францию». В 2015 году министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле признал ошибочной политику массового приема беженцев, в рамках которой в 2015 году в Германию въехали сотни тысяч людей из стран Ближнего Востока и Африки.
Каролин Валентен в своей книге «Подчиненная Франция: голоса несогласных» постаралась выразить глас французского народа, собирая подлинные истории обычных французов, которые каждый день сталкиваются с теми притеснениями, которые приходится испытывать: «Франция представляет собой главный театр наступления исламизма в Европе. Причем это означает не только теракты за последние два года, но и формирование на французской территории настоящего контробщества, которое все больше дистанцируется от остальной нации. Оторванность элиты, цензура французской идентичности, отсутствие физической и культурной безопасности, рост числа неразумных уступок в школах и больницах...». Совместно с соавторами книги Каролин Валентен вводит понятие контробщество - уже сформированный пласт, состоящий из мигрантов мусульман, которые не принимают республиканскую модель ассимиляции, создавшие элиту, лоббирующую интересы не в пользу французского общества, созданный в тяжелый период для Французской Республики.
Начиная с громогласного заявления 2011 года многочисленные исследователи, в том числе из центра европейской безопасности Института Европы РАН и по сей день задаются вопросом, что же происходит в демократичной Европе? Возможна ли интеграция иностранцев или мультикультурализм привел в действие необратимый процесс, после которого Франция будет представлять собой набор различных культур, объединенных географическим положением.
Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что события, происходящие сегодня приводят к полному отмиранию понятия государство-нация. Мультикультурализм является компромиссом между мигрантами и страной пребывания. До конца не ясно обогащает ли миграция культуру французской нации или приводит к ее исчезновению и замене новыми ценностями.
Цель дипломной работы установить, насколько успешной стала социально-культурная концепция мультикультурализма при проводимом курсе современной миграционной политики во Франции.
Задачи:
• Проанализировать концепцию мультикультурализма в контексте французского общества.
• Изучить миграционную политику современной Франции.
• Анализ проблемы ассимиляции и причины невозможности мигрантов интегрироваться в культурную среду Франции.
• Выяснить является ли губительной политика мультикультурализма для французской нации.
Объект исследования дипломной работы: национальная политика Франции.
Предмет исследования дипломной работы: французский
мультикультурализм, его возможность реализации в рамках французского общества.
В ходе данного исследования были использованы источники и литература не только на русском языке, но также на французском и английском. Основными источниками для работы послужили Конституция Французской республики, а также законодательство в области миграционной политики с 2003 по 2016 год, а также исследования Международной организации по миграции (МОМ).
Многочисленные труды посвящены исследованиям французского мультикультурного общества. В работе использовались работы таких авторов, как Иванников И.В., Чернов И.В., Ф.Бродель, Новоженова И.С., Сахарова В.В., Андреев К.Ю., Ч. Кукатас и многие другие.
В качестве интернет ресурсов использовались официальные сайты Министерства Внутренних дел Франции, а также организаций занимающиеся вопросами миграции в V Республике.
Дипломная работа направлена на систематизацию знаний о понятии мультикультурализма, проведение анализа французской миграционной политики.
Эрнест Ренан заявил, что «Нация — это духовный принцип. Две вещи, являющиеся в сущности одною, составляют эту душу, этот духовный принцип. Одна — это общее обладание богатым наследием воспоминаний, другая — общее соглашение, желание жить вместе, продолжать сообща пользоваться доставшимся неразделенным наследством... Героическое прошлое, великие люди, слава — вот главный капитал, на котором основывается национальная идея. Иметь общую славу в прошлом, общие желания в будущем совершать вместе великие поступки, желать их и в будущем — вот главные условия для того, чтобы быть народом. Любят пропорционально жертвам, на которые согласились, пропорционально бедам, которые пришлось перенести.”
Французская нация представляет собою комплекс исторического наследия, богатого языка, традиционных ценностей и культуры.
Сейчас Франция является территорией столкновения христианской, атеистической и мусульманской мировоззрений и культур. В отличии от других государств Западной Европы, у V Республики самая конфликтная и противоречивая ситуация с миграционным вопросом и мультикультурным обществом, которое образовалось как следствие слишком открытой миграционной политики французского государства.
Мультикультурализм как одна из самых популярных концепций начиная со второй половины XX века применялась многими государствами. С момента создания концепция мультикультурного многоликого общества является не плохой альтернативой для государств, в которых общество не является полностью однородным и в своем составе имеет исторически проживающие национальные меньшинства. Но в случае, когда речь идет о миграционном вопросе, мультикультурализм превращается в раковую опухоль общества, которая уничтожает первоначальную культуру и общественную стабильность.
Франция, как отмечается всеми исследователями, обладает одним из самых богатых опытов по приему мигрантов среди стран Западной Европы. Он берет свое начало с середины XIX века, однако уже в 1975 году французский экономист Жорж Тапино, занимающийся изучением вопросами миграции и ее влиянием на популяцию европейского общества, в частности на Францию, в одной из своих работ заявил, о том, что трудовая миграция неизбежно приведет к семейной. Другие французские исследователи, например Франсуа Эран, отмечают, что из-за длительного миграционного процесса, который достиг своего апогея после Сирийского конфликта, а также из-за смешенных браков, программ по воссоединению семей и высокой рождаемости среди мигрантов французское общество существенно меняется не в сторону французской нации.
Большинство мигрантов, прибывающие во Францию являются носителями противоположных ценностей и что самое важное противоположной религии, которая идет в разрез с изначальным католицизмом и все более актуальным для сегодняшнего поколения французов лаицизмом.
С каждым годом ситуация французского общества идет к тому, что республиканская интеграционная политика не справляется и идет в противоречие с принципом «жить вместе». Мультикультурализм не решает проблемы интеграции и ассимиляции прибывающих мигрантов, а только увеличивает количество проблем, культурных различий, столкновений между коренным населением и мигрантами.
Возросшая политкорректность усугубляет и без того печальное положение общества во Франции. Факт того, что интеграция не справляется скрывается политиками под личиной так называемого
мультикультурализма. Все направлено на то, чтобы сделать равными вещи, которые быть таковыми априори не могут - религия, традиции, ценности, мировоззрения французов и мигрантов. Риторика угнетаемых колоний и исторического прошлого умело используется для насаждения вины у французов перед мигрантами. Все это приводит к тому, что французы, как заявляет политолог Мишель Трибаль, начинают сомневаться в своих ценностях, однако мигранты не сомневаются в своих.
Несмотря на то, что мультикультурализм породил глубочайшую проблему не одного поколения, вопрос национальной идентичности французской нации сохраняется. Рост праворадикального «Национального Фронта» и участие его лидера Марин Ле Пен в президентских выборах 2017 года свидетельствует о том, что французы могут принимать мультикультурализм исключительно как этническое разнообразие страны, но это разнообразие должно быть объединено общим языком, ценностями и взглядами. Как заявляет Николя Саркози в своих многочисленных интервью: «Сделав выбор стать французом, необходимо принять и уважать ценности принимающего государства».
В ходе данной работы были проанализированы изречения политиков, их программы, научные труды, общественные опросы. Политика мультикультурализма слишком сложно осуществимая для государства- нации. Признавать этнический плюрализм не значит реализовывать культурное и языковое разнообразие внутри одного государства.
Результатом такой политики станет тотальная дезорганизация общества со своими традициями и законами. Такая сегрегация приведет к распаду и исчезновению единого государства.
По мнению исследователей и многих политиков, особенно консервативного направления, мультикультурализм не подходит для Франции и ее нации, необходимо оставаться верным своим историческим ценностям.
1. Конституция Французской Республики. Конституционный закон N 95-880 от 4 августа 1995 г., ст. 8-I и 8-II. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/Droit-francais/Constitution
2. Ministere de l'Intdrieur. Ministere de l'Interieur. Immigration, asile, accueil et
accompagnement des etrangers en France. Раздел Presentation.
http://www.immigration.interieur.gouv.fr/La-Direction-generale/Presentation
3. Loi du 10 decembre 2003 URL: https://www.legifrance.gouv.fr/af-
fichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000611789
4. Loi du 26 novembre 2003 URL: https://www.legifrance.gouv.fr/af-
fichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000795635&categorieLien=id
5. Loi du 18 janvier 2005. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/af-
fichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000806166
6. Decret du 2 mai 2005 URL: https://www.legifrance.gouv.fr/af-
fichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000448881
7. LOI n° 2010-1192 du 11 octobre 2010 interdisant la dissimulation du visage dans
l'espace public.URL:
https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do;jsessionid=AEB0522ED2344F4677CB773A2B C9C66A.tpdjo07v 3?cidTexte=LEGITEXT000022912210&dateTexte=20110411 (дата
обращения: 14.05.2017)
8. LOI no 2016-274 du 7 mars 2016 relative au droit des etrangers en France URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000032164264&categori eLien=id
9. Le livret d'information "Venir vivre en France", Персонализированный процесс интеграции, URL: http://www.immigration.interieur.gouv.fr/Accueil-et-accompagnement/Le- livret-d-information-Venir-vivre-en-France
10. Europe/Mediterranean Response. Situation report of 28 January 2016. 2016. Geneva.: International Organization for Migration. P. 1-2, 6-7.
11. Le Code de l’entree et du sejour des etrangers et du droit d’asile (CESEDA). Mode of access: http://www.legifrance.gouv.fr/
12. Ministere de l'Interieur. Immigration, asile, accueil et accompagnement des etrangers en France. Раздел Presentation. Documentation, Les textes portant sur l’immigration, l’integration, l’acces a la nationalite frangaise - Annde 2008. http://www.immigration.interieur.gouv.fr/Info- ressources/Documentation/Textes-officiels/Les-textes-portant-sur-l-immigration-l-integration- l-acces-a-la-nationalite-francaise-Annee-2008
13. Ministere de l'Intdrieur. Immigration, asile, accueil et accompagnement des dtrangers en France. Раздел Presentation. Documentation, Les textes portant sur l’immigration, l’intdgration, l’acces a la nationalitd franpaise - Annde 2009. http://www.immigration.interieur.gouv.fr/Info- ressources/Documentation/Textes-officiels/Les-textes-portant-sur-l-immigration-l-integration- l-acces-a-la-nationalite-francaise-Annee-2009
14. Ministere de l'Intdrieur. Immigration, asile, accueil et accompagnement des dtrangers en France. Раздел Presentation. Documentation, Les textes portant sur l’immigration, l’intdgration, l’acces a la nationalitd franpaise - Annde 2010. http://www.immigration.interieur.gouv.fr/Info- ressources/Documentation/Textes-officiels/Les-textes-portant-sur-l-immigration-l-integration- l-acces-a-la-nationalite-francaise-Annee-2010
15. Ministere de l'Intdrieur. Immigration, asile, accueil et accompagnement des etrangers en France. Раздел Presentation. Documentation, Les textes portant sur l’immigration, l’intdgration, l’acces a la nationalitd franpaise - Annde 2011. http://www.immigration.interieur.gouv.fr/Info- ressources/Documentation/Textes-officiels/Les-textes-portant-sur-l-immigration-l-integration- l-acces-a-la-nationalite-francaise-Annee-2011
16. Ministere de l'Intdrieur. Immigration, asile, accueil et accompagnement des etrangers en France. Раздел Presentation. Documentation, Les textes portant sur l’immigration, l’intdgration, l’acces a la nationalitd franpaise - Annde 2012. http://www.immigration.interieur.gouv.fr/Info- ressources/Documentation/Textes-officiels/Les-textes-portant-sur-l-immigration-l-integration- l-acces-a-la-nationalite-francaise-Annee-2012
17. OFPRA, Prdsentation gdndrale URL: https://www.ofpra.gouv.fr/fr/l-ofpra/presentation- generale
... Всего источников – 79.
Содержание бакалаврской работы – Провал французского мультикультурализма как кризис миграционной политики The failure of French multiculturalism as a crisis of migration policy
Выдержки из бакалаврской работы – Провал французского мультикультурализма как кризис миграционной политики The failure of French multiculturalism as a crisis of migration policy