Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование процессов разрушения при высокоскоростной эрозии материалов

Работа №132680

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

механика

Объем работы32
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1 Введение и обзор литературы. 2
1.1 Постановка задачи 4
1.2 Обзор литературы 4
1.2.1 Общая контактная теория Герца 4
1.2.2 Задача Лэмба 6
1.2.3 Использование функции Грина в решении о распростра­нении упругих волн в твердом теле 8
1.2.4 Численные подходы 9
2 Моделирование процесса высокоскоростного эрозионного раз­рушения. 11
2.0.5 Математическая постановка задачи 11
2.0.6 Критерий инкубационного времени разрушения 12
2.1 Моделирование тестовой задачи, подготовка к проектированию основной проблемы 12
2.1.1 Описание тестовой модели 13
2.1.2 Параметры решения 17
3 Моделирование высокоскоростного эрозионного разрушения лопатки турбинного двигателя. 18
4 Результаты. 21
5 Выводы. 25
6 Список литературы. 28

На сегодняшний день одними из самых распространенных и наиболее изучаемых проблем являются причины и последствия разрушения различ­ного рода материалов. Воздействия, под влиянием которых происходят про­цессы повреждения или разрушения тех или иных образцов, имеют очень широкую классификацию, в которой далеко не последнее место занимает эрозия материалов, проблемы которой и будут рассматриваться в данной работе.
Под высокоскоростным эрозионным разрушением понимается образова­ние и развитие дефектов на поверхности металлов и других материалов, яв­ляющееся следствием механического воздействия различного рода частиц, движущихся с определенной скоростью. С разрушениями такого рода чаще всего можно столкнуться при эксплуатации газо-турбинного двигателя, из составляющих которого наибольшему влиянию эрозии подвержены лопасти компрессора (рис. 1). Данная ситуация является достаточно опасной и тре­бует подробного изучения, так как дефекты, возникающие на поверхности лопаток в процессе эрозионного воздействия, могут привести к дисбалансу всей конструкции газо-турбинного двигателя с последующим его отказом. Ухудшение поверхности лопасти из-за эрозии твердыми частицами может оказать существенное влияние на прочность лезвия [1]. Свойства поверхно­сти и ее способность противостоять эрозии являются одним из ключевых факторов, определяющих надежность системы, поскольку различные по­верхностные неровности могут служить концентраторами напряжений, сни­жающими прочность лопасти в условиях высокочастотной циклической на­грузки, типичной для лопаток компрессора [42]. Причиной возникновения такого рода дефектов является запыленность взлетно-посадочных полос и вертолетных площадок, с поверхности которых в двигатели летательных аппаратов попадают частицы песка, кристаллы соли и так далее.
В дальнейшем моделировании и анализе полученных результатов будут использоваться параметры, соответствующие характеристикам вертолета Sokol (польский многоцелевой вертолет, разработанный компанией PZL в конце 1970-х годов) и используемого в его конструкции двигателя TWD- 10B/PZL-10S, которые приведены в таблице 1.
Интерес к изучению эрозионного разрушения и его последствий стиму­лирован сложностью самого процесса и важностью рассматриваемой про­блемы. Для исследования процесса высокоскоростного эрозионного воздей­ствия существует ряд экспериментов, проводимых на установках, имитиру­ющих условия эрозии, максимально приближенные к эксплуатационным. Чтобы изучить сопротивляемость определенного материала эрозионному воздействию, образцы следует вводить либо в ускоренный поток абразив­ных частиц [4,5], либо перемещать через абразивную среду [6]. Наиболее ис­пользуемыми и эффективными являются методы, использующие установки аэродинамического и центробежного типов [7]. К сожалению, в силу тру­доемкости и высокой стоимости вышеперечисленные испытания позволяют проводить лишь ограниченное количество экспериментов, а использование только аналитических методов не позволяет учесть реальных условий экс­плуатации, геометрию детали, траекторию частицы и другие.
Рис. 1: Ступени компрессора газо-турбинного двигателя
Развитие технологий в последние годы позволило на новом уровне опи­сывать различные процессы и структуры, используя компьютерное модели­рование, которое уже успело стать важной составляющей теоретических и прикладных исследований. Таким образом, применяя моделирование в ис­следованиях, становится реальным не только повышать возможности тео­ретических расчетов, но и дублировать и оптимизировать дорогостоящие натурные испытания.
В данной работе представлено моделирование процесса эрозионного раз­рушения лопатки первой ступени компрессорного двигателя TWD-10B/PZL- 10S, эксплуатируемого вертолетом Sokol с помощью метода конечных эле­ментов. Использование данного комплекса обусловлено многоцелевой на­правленностью программы, независимостью от аппаратных средств, высо­кой точностью расчетов, надежностью проектирования и удобством исполь­зуемого интерфейса. Задействованный в исследовании комплекс ANSYS ис­пользует различные виды решателей. В зависимости от сложности задачи и ее постановки используется тот или иной способ решения.
Эрозию лопаток турбины следует рассматривать как процесс динамиче­ского разрушения, поскольку она включает в себя высокоскоростные удары частиц с очень малой продолжительностью, и, следовательно, эти процессы должны обрабатываться с использованием подходов динамического разру­шения, поскольку теории статической силы могут привести к ошибочному анализу [8]. Одним из таких походов является критерий инкубационного времени разрушения [9], позволяющий рассчитывать наблюдаемые в экспе­риментах по разрушению твердых тел эффекты неустойчивого поведения динамических прочностных характеристик.
При этом важной частью изучения разрушения, в нашем случае высо­коскоростного эрозионного разрушения, является определение различных пороговых характеристик, например, критической скорости абразивных ча­стиц, контактирующих с поверхностью лопастей турбины. Исследование пороговых значений параметров, характеризующих возникновение дефек­тов, позволяют определить структурно-временные особенности протекаю­щего процесса и эффекты, соответствующие им [10,11].
Помимо компьютерного моделирования эрозионного разрушения, суще­ствует множество аналитических подходов, позволяющих получить различ­ные важнейшие характеристические параметры, от значения которых зави­сит то или иное состояние материала, подверженного эрозии. Далее будут представлены некоторые методы, используемые для описания контактного взаимодействия индентора и упругого полупространства, благодаря кото­рым можно определить историю напряжений, возникающих на поверхности материала, подверженного высокоскоростному контактному воздействию, характерному для задач эрозии, пробивания и так далее.
1.1 Постановка задачи.
Цель данной работы заключается в разработке численной расчетной схемы для предсказания различных характеристик процессов эрозионного разрушения поверхности турбинной лопатки.
В ходе работы для исследования процесса высокоскоростного эрозион­ного разрушения были поставлены следующие задачи:
1) Разработка численной модели, способной моделировать высокоско­ростное контактное взаимодействие частицы и лопатки компрессора тур­бинного двигателя.
2) Применение динамического критерия инкубационного времени раз­рушения к результатам, полученным в ходе решения основной проблемы, для построения различного рода зависимостей.
3) Анализ полученных зависимостей пороговых харакетристик.
4) Оптимизация параметров, влияющих на изменение критической ско­рости частицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выводы:
1) В данном исследовании была разработана универсальная численная модель для анализа процессов разрушения поверхности лопатки компрес­сора турбинного двигателя TWD-10B/PZL-10S в результате эрозионного воздействия. Благодаря возможности варьирования констант материала и параметров моделируемого решения можно исследовать новые структуры и инновационные сплавы. Данный подход помогает избежать проведения до­рогостоящих экспериментов и имеет практическое применение в различных инженерных сферах. Описанный метод изучения эрозионного воздействия является полезным инструментом для инженерных потребностей, так как он предоставляет информацию о поведении материала в реальных услови­ях.
2) Применяя к полученной в ходе решения истории напряжений урав­нения контактной теории Герца, были определены пороговые значения ско­рости удара частицы для различных значений ее радиуса частиц. Из по­лученной зависимости наблюдалось увеличение критической скорости при увеличении размеров поражающей частицы (рис.10). Таким образом, для стандартного режима полета воздушного судна были найдены критические размеры поражающих частиц, при взаимодействие лопатки компрессора газо-турбинного двигателя с которыми, наблюдается эрозионное разруше­ние поверхности исследуемого образца.
Рис. 15: Последствия эрозионного разрушения
3) В ходе исследования были найдены пороговые скорости, при которых наблюдается разрушение поверхности лопатки, для различных значений углов подлета поражающей частицы. Данная зависимость представлена на рис.11. Можно заметить, что при увеличении угла падения относительно нормали к поверхности контакта пороговое значение скорости частицы уве­личивается. Таким образом, данная зависимость позволяет сделать вывод о возможности оптимизации геометрии лопатки компрессора газо-турбинного двигателя путем увеличения угла падения частицы относительно нормали к поверхности образца.
4) При решении поставленной нами основной задачи также была выяв­лена зависимость критического значения скорости от параметра инкубаци­онного времени разрушения т, являющегося характеристикой материала. График, описывающий изменение пороговой скорости частицы при варьи­ровании параметра т, представлен на рис.13. Из построенной по результа­там моделирования кривой видно, что наименее подверженными эрозионно­му разрушению являются материалы с высоким значением инкубационного времени разрушения т. Следовательно, возникает возможность оптимиза­ции свойств материала для повышения критической скорости удара части­цы.
5) Сравнивались пороговые значения скоростей для различных мест контакта поверхности и абразивной частицы. При смещении к боковым гра­ницам лопатки зоны контакта наблюдалось уменьшение критической ско­рости, что определяет наиболее подверженные эрозионному разрушению зоны, а именно, наиболее близкие к краю образца области. Данное утвер­ждение позволяет улучшать прочностные параметры материала не по все­му объему, а лишь в тех областях, где наиболее возможно возникновение критических дефектов вследствие эрозионного воздействия.


1) Hamed A.A., Tabakoff W., Rivir, R.B., Das, K., Arora, P. Turbine blade surface deterioration by erosion // Journal of Turbomachinery (2005), 127(3). 445-452.
2) H.Kolsky. Proc. Phys. Soc. B 62, 1949. 676.
3) A.M. Bragov, A.K. Lomunov. Int J. Impact Eng. 16, 1995. 321.
4) Hamed A.A., Tabakoff W., Rivir, R.B., Das, K., Arora, P. Turbine blade surface deterioration by erosion // Journal of Turbomachinery, 2005, 127. 445-452."
5) A.V. Levy, G. Hickey, Liquid-solid particle slurry erosion of steels // Wear 117, 1987. 129-146.
6) D.G. Rickerby, N.H. Macmillan, The erosion of aluminium by solid particle impingement at normal incidence // Wear 60, 1980. 369-382.
7) Juan R. Laguna-Camacho, M. Vite-Torres, E.A. Gallardo-Hernandez and E.E. Vera-Cardenas, Solid particle erosion on different metallic materials // Tribology in engineering (2013), InTech, DOI:10.5772/51176
8) Y.V.Petrov, N.F.Morozov, V.I.Smirnov, Structural macromechanics approach in dynamics of fracture // Fatigue Fract Engng Mater Struct 2003, 26(4). 363-372.
9) Ю.В.Петров, П.А.Глебовский, Критерий инкубационного времени в за­дачах импульсного разрушения и электрического пробоя // Журнал тех­нической физики, 2004, том 74, вып. 11.
10) А.Н.Березкин, А.А.Уткин, С.И.Кривошеев, Ю.В.Петров // ДАН 375, 2000. 121.
11) В.А.Братов, А.А.Груздков, С.И.Кривошеев, Ю.В.Петров // ДАН 396, 2004. 345.
12) Anthony C. Fisher-Cripps, Introduction to Contact Mechanics, second edition, 2007. 101-102.
13) Anthony C. Fisher-Cripps, Introduction to Contact Mechanics, second edition, 2007. 102-105.
14) Н.А Горбушин, Г.А. Волков, Ю.В. Петров, О влиянии геометрической формы частицы на пороговую энергию при эрозионном разрушении // Жур­нал технической физики, 2013, том 83, вып. 3.
15) Джонсон К., Механика контактного взаимодействия // М.:Наука, 1989. 510 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ